Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения
к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность понятий «здоровье», «ценность», «ценностное
отношение» 8
1.2. Особенности формирования ценностного отношения к здоровью у
младших школьников 15
1.3. Педагогические условия формирования ценностного отношения к
здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 19
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию ценностного
отношения к здоровью у младших школьников при изучении
предмета «Окружающий мир» 28
2.1. Анализ опыта учителей по проблеме исследования 28
2.2. Диагностика уровня сформированности ценностного отношения
к здоровью у младших школьников 35
2.3. Содержание работы по формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета
«Окружающий мир» 41
Заключение 47
Библиографический список 50
Приложение 56
Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, понимания значения здоровья как приоритетной социальной и личностной ценности с каждым днём становится более острой и требует активных действий, в первую очередь, со стороны образовательных учреждений, а также от семьи ребёнка и его окружения.
С точки зрения современных гуманистических идеалов здоровье рассматривается не только как важный общественный и индивидуальный ресурс, но и как ведущий показатель жизнеспособности, уровня социального и личного благополучия, гармоничности развития человека и общества.
ФГОС НОО определяет формирование ценностей здоровья, здорового и безопасного образа жизни, духовно-нравственного здоровья и экологической культуры обучающихся в ряд современных приоритетов образовательной деятельности школы (ФГОС, 2015).
Однако, на данный момент, такая категория как здоровье не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека несмотря на то, что здоровье - это первая и важнейшая потребность, обеспечивающая полновесное развитие человека и его гармоничное бытие в целом. Поэтому большая часть детей страдает инфантилизмом - у них не сформировано ценностное отношение к своему здоровью.
В связи с этим, преимущественными задачами новой ступени модификации системы образования должно стать вооружение младших школьников осознанными, прочными знаниями в области здоровья и формирование у учащихся понятия ценности здоровья и здорового образа жизни.
Проблему формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников рассматривали многие российские учёные и педаги:
Е.А. Аркина, В.М. Бехтеева, П.П. Блонский, Е.Н. Водовозова,
П.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский и другие.
Проблема формирования ценностного отношения к здоровью становится актуальной с первых лет обучения в школе.
Важная роль в формировании ценностного отношения к здоровью принадлежит предмету «Окружающий мир».
Однако потенциал данной дисциплины как фактора формирования ценностного отношения к здоровью еще недостаточно осознан, реализован и востребован в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы.
По мнению профессора, доктора психологических наук О.А. Ахвердовой успешное решение данной проблемы во многом обусловлено построением и содержанием учебно-воспитательного процесса в школе. Большинство учащихся общеобразовательной школы не владеют необходимым знаниями о сохранении и поддержании здоровья в полном объёме, у них зачастую не сформировано отношение к здоровью как к ценности, отсутствуют навыки ведения здорового образа жизни (Ахвердова, 2003).
Всё вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективно, если:
- включать младших школьников в проектную деятельность по изучению своего организма;
- раскрывается значимость здоровья в жизни человека.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования ценностного отношения к здоровью в младшем школьном возрасте.
2. Определить педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
3. Изучить и проанализировать опыт учителей в аспекте исследуемой проблемы.
4. Изучить и проанализировать педагогический опыт учителей по проблеме исследования.
5. Провести диагностику уровня сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
6. Разработать содержание работы по формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проверка гипотезы и решение поставленных задач потребовали привлечения следующих методов исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение, систематизация научной
литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: беседа, анкетирование.
3. Диагностические: методика «Индекс отношения к здоровью»
(С.Дерябо, В.Ясвин); методика «Гармоничность образа жизни»
(Н.С. Гаркуша); методика «Уровень владения школьниками знаниями в сфере здоровья», методика «Моё здоровье» (Ю.В. Вивич);
математические методы обработки результатов исследования.
База исследования: МБОУ «СОШ № 16» г. Белгород. В исследовании принимали участие 19 учащихся 4 «А» класса.
Апробация и внедрение исследования осуществлялась на базе МБОУ «СОШ №16» г. Белгорода. Результаты исследования были представлены в виде доклада на Международной научно-практической конференции «Совершенствование методологии познания в целях развития науки» (г. Челябинск, 2018г.).
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении даётся краткая характеристика современного состояния проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников, обосновывается актуальностью темы, описывается степень её разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи и методы исследования.
В первой главе рассмотрена сущность таких понятий, как «здоровье», «ценность», «ценностное отношение», изучены особенности формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников, а также выявлены педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе проанализирован опыт учителей по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир», проведена диагностика уровня сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников, представлено содержание работы по формированию
ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение степени разработанности и перспектив изучения проблемы, обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Содержание работы представлено на 57 страницах.
Библиографический список включает в себя 56 источников.
В приложении представлены диагностические материалы, разработки технологических карт уроков и внеурочного занятия по окружающему миру, направленных на раскрытие значимости здоровья в жизни человека.
Проведённое исследование показало, что проблема формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» весьма актуальна.
Здоровье не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека, однако если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать ценностное отношение к здоровью, то в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более ответственно относиться к собственному здоровью.
В ходе исследования, мы убедились, что работу по формированию ценностного отношения к здоровью необходимо реализовывать с младшего школьного возраста, так как этот возраст - это один из основных этапов становления и развития личности.
Процесс формирования отношения к здоровью как к ценности наиболее эффективен в рамках изучения предмета «Окружающий мир», так как курс носит интегрированный характер и включает в себя начальный биологический материал.
Проанализировав педагогическую литературу, мы выявили следующие педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»: использование разнообразных методов обучения: рассказ, беседа, рисуночные методики, методика неоконченных предложений, оформление уголка здоровья в пространстве класса, игра, проектная деятельность; использование различных форм организации работы на уроке: индивидуальная, групповая и фронтальная; создание проблемных ситуаций. Данные педагогические условия были использованы при разработке и проведении уроков.
Учителя начальных классов в процессе изучения предмета «Окружающий мир» формируют ценностное отношение к здоровью при помощи расширения курса, бесед, творческих работ, сюжетно-ролевых игр, праздников и КВН, театрализованных представлений и метода рефлексии.
Наше исследование проходило на базе МБОУ «СОШ №16» г. Белгорода. В эксперименте принимали участие 19 учащихся 4 «А» класса. Класс обучается по образовательной программе «Начальная школа XXI века» (автор: Н.Ф. Виноградова).
Цель констатирующего этапа - выявление уровня сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Критериями сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников мы выделили: аксиологический, мотивационно-потребностный и деятельностный.
Аксиологический критерий включает в себя сформированность ценности здоровья, здорового образа жизни, доминирование в иерархии ценностей - здоровья. Для исследования аксиологического критерия была проведена методика «Индекс отношения к здоровью», авторами которой являются С. Дерябо, В. Ясвин.
С целью определения наличия у учащихся мотивации к здоровому образу жизни (мотивационно-потребностный критерий) была проведена методика «Гармоничность образа жизни школьников», автором которой является Н.С. Гаркуша.
Деятельностный критерий отражал, насколько основные положения здорового образа жизни реализуются в поведении, привычках и действиях детей младшего школьного возраста. Для определения уровня данного критерия у младших школьников мы использовали методику «Уровень владения школьниками знаниями в сфере здоровья», также мы применяли методику «Моё здоровье», автором которой является Ю.В. Вивич.
В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточный уровень сформированности ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Поэтому в ходе формирующего этапа нами были разработаны и проведены уроки в рамках УМК «Начальная школа XXI века.
При проведении уроков мы заметили, что младшие школьники с особой заинтересованностью включались в предложенную работу, а в их повседневном поведении мы наблюдали положительную динамику по отношению к собственному здоровью.
Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» и может быть продолжено.
1. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.
2. Амосов Н.М. Энциклопедия здоровья. Алгоритм здоровья. / Н.М. Амосов. - М.: «Издательство АСТ» Донецк «Сталкер», 2002. - 590 с.
3. Анисимова Т.Б., Дьяченко Л.П. Продлёнка: игры и занятия для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 256с.
4. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. 2-е изд. / Н.М. Амосов. - М.: АСТ, 2003. - 128 с.
5. Ахвердова О.А. К исследованию феномена «культуры здоровья» в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова, В.А. Магин // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 1. - С.28-35.
6. Белова Н.А. Повседневная жизнь учителей / отв. ред. Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2014. - 228 с.
7. Борисова А.А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования // Молодой учёный. - 2012. - № 6 - С. 375-377.
8. Богинич О.Л. Суть здоровьесберегающей среды в жизнедеятельности детей школьного возраста / О.Л. Богинич // Вестник Прикарпатского университета. Педагогика. Выпуск XVII - XVIII. - Иваново - Франковск: ПНУ им. В. Стефаныка, 2008. - С. 191-199.
9. Бойков А.Е. Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков // Профилактическая медицина. - 2011. - №3. - С.17-19.
10. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1997. - 125 с.
11. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: МГУ,1990. - 212 с.
12. Брусницына О.Н. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О.Н. Брусницына. - М.: Академия, 2001, 2009. - 139 с.
13. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Окружающий мир. 2 класс. Обитатели Земли. Проверочные и контрольные работы / А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина. - М.: БАСАСС. - 2011. - 218 с.
14. Воднева С.Н. Проблемы охраны здоровья детей в России // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 1. - С. 5-10.
15. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в
начальной школе: особенности, возможности, методические
подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе. - М.: Начальная школа. - 2014. - № 20. - 143 с.
16. Гебекова А.Н. Здоровьесберегающие технологии как средство
формирования навыков здорового образа жизни младших
школьников и как одно из требований ФГОС НОО / А.Н. Гебекова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII международной науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). - Краснодар: Новация, 2015. - С. 18-21.
17. Головко Е.В., Буханцова О.В. Формирование культуры здоровья младших школьников на уроках окружающего мира / Е.В. Головко, О.В. Буханцова // Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы II регион. ист.- пед. чтений, Белгород, 15 нояб. 2007 г. / отв. ред.: И.Ф. Исаев, А.М. Болгова. - Белгород, 2007. - С. 274-276.
18. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 276 с.
19. Гончаренко С.В. Педагогический словарь / С.В. Гончаренко. - М.: Просвещение, 2008. - 376 с.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: МПСИ, 2010. - 112 с.
21. Иванова Н.К. Организационно - педагогические условия формирования здорового образа жизни школьников: Автореф. дис. к.п.н. - Самара, 2000. - 23 с.
22. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и
некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная
информация. - М., 2001. - 86 с.
23. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. - М.: Кострома: Исслед. Центр проблем подготовки специалистов. КГПУ, 2006. - 59 с.
24. Крупская Н.К. Педагогические сочинения в 10 т. Т.3. Обучение и воспитание в школе. - М: Изд-во АПН, 1959 - 64 с.
25. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004. - 384 с.
26. Кучма В.Р. Концепция, проблемы и направления работы школ,
содействующих укреплению здоровья // Научно - практический журнал «Здоровьесберегающее образование». - 2010. - № 1. - С. 33-39.
27. Маджуга А.Г., Синицына И.А. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, перспективы развития: монография. - М.: Логос, 2014. - 508 с.
28. Маджуга А.Г. Здоровьетворящее образование: теория, методология, практика: монография / А.Г. Маджуга. - Уфа: РИО РУНМЦ, 2010. - 300 с.
29. Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения / Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.: «Просвещение», 2008. - 203 с.
30. Михайлова Е.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности: Монография. - М.: Экон - Информ, 2009. - 164 с.
31. Мильман И.И. Гигиеническое воспитание и обучение в начальных классах: пособие для учителей 1-4 классов / И.И. Мильман. - М.: Академия, 1949. - 456 с.
32. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.М. Митяева. -
2- е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.
33. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.М. Митяева. -
3- е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 141 с.
34. Новолодская Е.Г. Уроки здоровья / Е.Г. Новолодская // Начальная школа. - 2001. - № 5. - С. 22-29.
35. Петровский К.С. Рациональное питание / К.С. Петровский. - М.: Медицина, 1976. - 136 с.
36. Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого¬
педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного университета им. А.И Герцена. - 2010. - № 145. - С 90-96.
37. Равкин З.И., Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: учебник - справочник / З.И. Равкин, В.Г. Пряникова. - М.: Новая школа, 1995. - 95 с.
38. Разумов А.Н. Здоровье здорового человека. - М.: Медицина, 1996. - 413 с.
39. Растим здоровых, умных и добрых; воспитание младших школьников. - М.: Академия, 1996. - 138 с.
40. Рыжкова Ю.П. Использование элементов здоровьесберегающих технологий в начальной школе / Ю.П. Рыжкова, Н.М. Ефремова; // Педагогические и психофизиологические проблемы адаптации детей и молодежи: материалы междунар. науч.-практ. интернет-конф., Белгород, 18-22 марта 2013 г. / НИУ БелГу, Укр. инж.-пед. акад. - Белгород, 2013. - С. 217-220.
41. Рылова Н.Т. Организационно - педагогические условия создания здоровьесберегающей среды образовательных учреждений. Авторефератдис., к.п.н. - Кемерово, КГУ, 2007. - 21 с.
42. Сковыро Е.Д. Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе / Е.Д. Сковыро // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 10. - С. 56-60.
43. Скумин В.А. Культура здоровья: избранные лекции. - Чебоксары: К здоровью через культуру, 2002. - 264 с.
44. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
45. Соловьёва Н.И. Концепция здоровьесберегающей технологии в образовании и организационно - методологические подходы её реализации. // ЭКО. - 2004. - № 17. - с. 23-28.
46. Сухарев А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. - 2000. - № 3. - С. 43-44.
47. Тамбовцева В.А. Влияние изучения темы «Человек» на уроках окружающего мира на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников / В.А. Тамбовцева // Образовательная среда сегодня: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. - практ. Конф. (Чебоксары, 9 дек. 2017 г.) - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С.54 - 56.
48. Тамбовкина Т. Все счастье земли - за трудом: уроки воспитания интереса к профессии / Т. Тамбовкина // Начальная школа. - 2013. - № 21. - С.12-13.
49. Тарабакина Л.В. Эмоциональное здоровье школьника: Дис. д-ра психол. наук. - Н. Новгород, 2000. - 360 с.
50. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек / В.П. Тугаринов // ЛГУ им. А.А. Жданова. - Л.: ЛГУ, 1998. - 128 с.
51. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2015 - 251 с.
52. Фролов И.Т. Философский словарь. - М.: Республика, 2004. - 719 с.
53. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. - М., 1997. - 245 с.
54. Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании / Е.В. Чуб // Инновации в образовании. - 2008. - №3. - С.21-26.
55. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, сиб. отд.,1999. - 136 с.
56. Энциклопедия здоровья. - Воронеж: Центрально - Чернозёмное книжное издательство, 2002. - 576 с.