СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ 9
КОРРЕКЦИИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Характеристика стилей семейного воспитания в неблагополучной 9
семье
1.2. Сущность и принципы социально-педагогической коррекции 24
стилей семейного воспитания
2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 35
СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ
СЕМЬЕ
2.1. Социально-педагогическая коррекция стилей семейного 47
воспитания в неблагополучной семье: отечественный и зарубежный
опыт
2.2. Исследование стилей семейного воспитания в неблагополучной 47
семье (по материалам социологического исследования)
2.3. Программа социально-педагогической коррекции стилей 58
семейного воспитания в неблагополучной семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ 9
КОРРЕКЦИИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕ
1.1. Характеристика стилей семейного воспитания в неблагополучной 9
семье
1.2. Сущность и принципы социально-педагогической коррекции 24
стилей семейного воспитания
2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ 35
СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ
СЕМЬЕ
2.1. Социально-педагогическая коррекция стилей семейного 47
воспитания в неблагополучной семье: отечественный и зарубежный
опыт
2.2. Исследование стилей семейного воспитания в неблагополучной 47
семье (по материалам социологического исследования)
2.3. Программа социально-педагогической коррекции стилей 58
семейного воспитания в неблагополучной семье
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Не что иное, как семья, которая является самым первым и наиболее весомым фактором социального влияния, знакомит ребенка со всем многообразием близких родственных отношений, вызывая конкретные способы поведения, влияющая на формирование привычек, черт характера и свойств психики.
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. С самого начала жизни человека доминирующим фактором развития личности является семья: отношения в семье между всеми ее членами, отношение к самому ребенку и, конечно же, стиль воспитания ребенка. Ребенок усваивает ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которыми снабжают его родители и по которым он начинает оценивать себя сам, а также образ себя как обладающего теми или иными чертами и качествами.
Необратимые социальные последствия несет в себе пребывание ребенка в некомфортных психологических условиях. Часто в неблагополучных семьях, ребенку уделяется недостаточно внимания. Чтобы устранить психологическую, психическую и педагогическую запущенность, следует своевременно проводить социально-педагогическую коррекцию стилей семейного воспитания в неблагополучной семье.
Условия, в которых пребывает современное общество, и в частности семья, требует огромной работы в сфере социально-педагогической помощи, включающей в себя диагностические, консультационные, профилактические, а самое главное коррекционные мероприятия, направленные на сохранение психологического комфорта как отдельно взятого ребенка, так и семьи в целом.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- значительным числом детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях;
- снижением роли семьи как первичного института социализации ребенка;
- трансформацией ценностных ориентаций в современном обществе;
- отсутствием обоснованных и проработанных программ социально - педагогической коррекции стилей семейного воспитания.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной науке имеются фундаментальные работы, посвященные проблематике семьи в целом, среди авторов которых необходимо назвать А.И. Антонова, И.В. Бестужева-Ладу, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева, Н.Г. Юркевича и др. Современное состояние российской семьи отражено в исследованиях Т.М. Афанасьева, В.М. Медкова, А.Б. Синельникова, С.А. Сорокина, Н.И. Стрельниковой и др.
Основу психологического подхода к изучению поведения составили труды А. Адлера, К. Лоренца, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и Э. Эриксона, в рамках, которых девиантность объясняется психологическими отклонениями личности. В социологических теориях Э. Дюркгейма, С. Селлина, М. Мертона, девиантное поведение объясняется социальными причинами: социальным неравенством, несовершенством общества и т.д.
В своих исследованиях Ю.М. Антонян, Л.И. Божович, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, М.И. Рожков приходят к выводу, что нарушенные взаимоотношения между детьми и родителями ведут к формированию психологических проблем и комплексов у детей. Изучению особенностей развития детей в различных типах семей, условий воспитания, ценностных ориентаций семьи и их влияния на формирование девиантного поведения у детей посвящены работы И.В. Двойменного, А.Г. Харчева и др.
Проблеме проявления девиантных форм поведения у детей, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Л.Я. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко.
Над изучением стилей семейного воспитания и их влияние на личность ребенка в своих научных работах изложили такие авторы как: А. Адлер, Д.М. Болдуин, Д. Баумринд, А.Л. Венгер, С.И. Голод, Т. Джайнотт,
A. И. Захаров, И.М. Марковская, Л.Г. Саготовская, Д. Элдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.
Влияние образовательной среды в процессе социализации ребенка, представлено в работах Б.Н. Алмазова, B.C. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина,
B. В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.
Проблемы социально-педагогической коррекции в своих научных трудах осветили такие авторы как: Л.С Выготский, В.Н. Гуров,
Н.Ф. Дивицына, И.Г. Зайнышев, М.А. Кузнецова, А.А. Козлов, Г.М. Мансурова, Г.А. Маковецкой, А.В. Мартыненко, Е.И. Холостовой, Н.Е. Шабалиной, Ю.Б.Шапиро, Л.М. Шипицина и др.
Рассмотрению различных средств коррекции деструктивных детско- родительских отношений уделено особое внимание в работах Е.А. Алябьевой, И.Н. Горелова, И.И. Мамайчук, И.М. Марковской, Р.В. Овчаровой, М.И. Чистяковой и др.
Таким образом, при достаточном объеме исследовательских материалов, окончательно раскрытой данную тему назвать нельзя. Она нуждается в дальнейшей разработке.
Объект исследования: стили семейного воспитания в
неблагополучной семье.
Предмет исследования: особенности социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье и разработать программу коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье;
- охарактеризовать отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье;
- исследовать стили семейного воспитания в неблагополучной семье и разработать программу коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения психоаналитического (М. Кляйн, А. Фрейд, З. Фрейд), бихевиористского (А. Бандура, Б. Скиннер, Д. Уотсон и др.) и гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир) подходов к изучению детско-родительских отношений, а также культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский), деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. С.Л. Рубинштейн), личностно-ориентированного подхода (Н.Н. Авдеев и Н.И. Ганошенко), и системного подхода (А.Я Варга, А.С. Спиваковская).
Методы исследования. В выпускной квалификационной работе применялись общенаучные методы (системный и сравнительный анализ, синтез, описание, сравнение); эмпирические методы исследования (анализ документов, анкетирование, психодиагностика, экспертный опрос); методы обработки эмпирического материала (программа Microsoft Office Excel).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили: специальная литература; Конвенция о правах детей; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016); данные Федеральной службы государственной статистики; устав, документация, сайт ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы социального исследования стилей семейного воспитания в неблагополучной семье, проведенного на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально¬реабилитационный центр для несовершеннолетних» в ходе прохождения преддипломной практики в апреле 2017 г. Сбор информации осуществлялся посредством проведения анкетирования родителей воспитанников ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (N = 6), психодиагностики и анкетирования
воспитанников данного учреждения, (N = 20) и экспертного опроса
специалистов ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (N = 10).
Теоретико-практическая значимость исследования. Были выявлены стили семейного воспитания, введено авторское понятие социально¬педагогической коррекции стилей семейного воспитания; раскрыта сущность социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания, исследованы стили семейного воспитания в неблагополучной семье. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в виде программы социально¬педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье. Также положения, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, сформулированные выводы могут быть использованы при дальнейших исследованиях в области социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучных семьях.
Апробация результатов исследования. Результаты работы были обсуждены, одобрены и апробированы на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. С самого начала жизни человека доминирующим фактором развития личности является семья: отношения в семье между всеми ее членами, отношение к самому ребенку и, конечно же, стиль воспитания ребенка. Ребенок усваивает ценности, параметры оценок и самооценок, нормы, которыми снабжают его родители и по которым он начинает оценивать себя сам, а также образ себя как обладающего теми или иными чертами и качествами.
Необратимые социальные последствия несет в себе пребывание ребенка в некомфортных психологических условиях. Часто в неблагополучных семьях, ребенку уделяется недостаточно внимания. Чтобы устранить психологическую, психическую и педагогическую запущенность, следует своевременно проводить социально-педагогическую коррекцию стилей семейного воспитания в неблагополучной семье.
Условия, в которых пребывает современное общество, и в частности семья, требует огромной работы в сфере социально-педагогической помощи, включающей в себя диагностические, консультационные, профилактические, а самое главное коррекционные мероприятия, направленные на сохранение психологического комфорта как отдельно взятого ребенка, так и семьи в целом.
Таким образом, актуальность исследования определяется:
- значительным числом детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях;
- снижением роли семьи как первичного института социализации ребенка;
- трансформацией ценностных ориентаций в современном обществе;
- отсутствием обоснованных и проработанных программ социально - педагогической коррекции стилей семейного воспитания.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной и зарубежной науке имеются фундаментальные работы, посвященные проблематике семьи в целом, среди авторов которых необходимо назвать А.И. Антонова, И.В. Бестужева-Ладу, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева, Н.Г. Юркевича и др. Современное состояние российской семьи отражено в исследованиях Т.М. Афанасьева, В.М. Медкова, А.Б. Синельникова, С.А. Сорокина, Н.И. Стрельниковой и др.
Основу психологического подхода к изучению поведения составили труды А. Адлера, К. Лоренца, З. Фрейда, Э. Фромма, К. Хорни и Э. Эриксона, в рамках, которых девиантность объясняется психологическими отклонениями личности. В социологических теориях Э. Дюркгейма, С. Селлина, М. Мертона, девиантное поведение объясняется социальными причинами: социальным неравенством, несовершенством общества и т.д.
В своих исследованиях Ю.М. Антонян, Л.И. Божович, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, М.И. Рожков приходят к выводу, что нарушенные взаимоотношения между детьми и родителями ведут к формированию психологических проблем и комплексов у детей. Изучению особенностей развития детей в различных типах семей, условий воспитания, ценностных ориентаций семьи и их влияния на формирование девиантного поведения у детей посвящены работы И.В. Двойменного, А.Г. Харчева и др.
Проблеме проявления девиантных форм поведения у детей, вызванных неблагоприятным положением ребенка в системе внутрисемейных отношений, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю.Р. Вишневского, И.А. Горьковой, Г.А. Гурко, И.А. Двойменного, А.Н. Елизарова, Е.Н. Заборовой, В.А. Лелекова, А.В. Меренкова, В.Д. Москаленко, Г.П. Орлова, Б.С. Павлова, В.Г. Попова, Л.Я. Рубиной, В.В. Солодовникова, В.Т. Шапко.
Над изучением стилей семейного воспитания и их влияние на личность ребенка в своих научных работах изложили такие авторы как: А. Адлер, Д.М. Болдуин, Д. Баумринд, А.Л. Венгер, С.И. Голод, Т. Джайнотт,
A. И. Захаров, И.М. Марковская, Л.Г. Саготовская, Д. Элдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.
Влияние образовательной среды в процессе социализации ребенка, представлено в работах Б.Н. Алмазова, B.C. Афанасьева, Г.Ф. Кумарина,
B. В. Лозового, И.А. Невского, В.Г. Степанова.
Проблемы социально-педагогической коррекции в своих научных трудах осветили такие авторы как: Л.С Выготский, В.Н. Гуров,
Н.Ф. Дивицына, И.Г. Зайнышев, М.А. Кузнецова, А.А. Козлов, Г.М. Мансурова, Г.А. Маковецкой, А.В. Мартыненко, Е.И. Холостовой, Н.Е. Шабалиной, Ю.Б.Шапиро, Л.М. Шипицина и др.
Рассмотрению различных средств коррекции деструктивных детско- родительских отношений уделено особое внимание в работах Е.А. Алябьевой, И.Н. Горелова, И.И. Мамайчук, И.М. Марковской, Р.В. Овчаровой, М.И. Чистяковой и др.
Таким образом, при достаточном объеме исследовательских материалов, окончательно раскрытой данную тему назвать нельзя. Она нуждается в дальнейшей разработке.
Объект исследования: стили семейного воспитания в
неблагополучной семье.
Предмет исследования: особенности социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье.
Цель исследования: раскрыть сущность и специфику социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье и разработать программу коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические основы социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье;
- охарактеризовать отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье;
- исследовать стили семейного воспитания в неблагополучной семье и разработать программу коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: положения психоаналитического (М. Кляйн, А. Фрейд, З. Фрейд), бихевиористского (А. Бандура, Б. Скиннер, Д. Уотсон и др.) и гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Сатир) подходов к изучению детско-родительских отношений, а также культурно-исторического подхода (Л.С. Выготский), деятельностного подхода (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский. С.Л. Рубинштейн), личностно-ориентированного подхода (Н.Н. Авдеев и Н.И. Ганошенко), и системного подхода (А.Я Варга, А.С. Спиваковская).
Методы исследования. В выпускной квалификационной работе применялись общенаучные методы (системный и сравнительный анализ, синтез, описание, сравнение); эмпирические методы исследования (анализ документов, анкетирование, психодиагностика, экспертный опрос); методы обработки эмпирического материала (программа Microsoft Office Excel).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составили: специальная литература; Конвенция о правах детей; Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016); данные Федеральной службы государственной статистики; устав, документация, сайт ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Эмпирическую базу исследования составляют материалы социального исследования стилей семейного воспитания в неблагополучной семье, проведенного на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально¬реабилитационный центр для несовершеннолетних» в ходе прохождения преддипломной практики в апреле 2017 г. Сбор информации осуществлялся посредством проведения анкетирования родителей воспитанников ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (N = 6), психодиагностики и анкетирования
воспитанников данного учреждения, (N = 20) и экспертного опроса
специалистов ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» (N = 10).
Теоретико-практическая значимость исследования. Были выявлены стили семейного воспитания, введено авторское понятие социально¬педагогической коррекции стилей семейного воспитания; раскрыта сущность социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания, исследованы стили семейного воспитания в неблагополучной семье. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть применены в виде программы социально¬педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье. Также положения, содержащиеся в выпускной квалификационной работе, сформулированные выводы могут быть использованы при дальнейших исследованиях в области социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучных семьях.
Апробация результатов исследования. Результаты работы были обсуждены, одобрены и апробированы на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Под стилем семейного воспитания мы понимаем наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Классификации стилей семейного воспитания Болдуина по семейному контролю и требованиям, эмоциональной поддержке и способам оценки; Г. Крайга по контролю со стороны родителей и уровню теплоты во взаимоотношениях; Д. Элдера по контролю и давлению на ребенка со стороны родителей; Л.Г. Саготовской по эмоциональности и степени включенности взрослых в отношения с детьми; классификация стилей аномального семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера по эмоциональное присутствие взрослых в детской жизни, уровню заботы и контроля, учету возрастных и личностных способностей ребенка позволили выявить основные стили дисгармоничного воспитания в неблагополучных семьях.
Это авторитарный стиль (автократический; диктат); доминирующая гиперопека (доминирующая гиперпротекция); потворствующая гиперопека (потворствующая гиперпротекция; «кумир семьи»). Все они оказывают негативное воздействие на формирование личности ребенка.
Были выявлены факторы родительского воспитания, наиболее важные из которых с точки зрения формирования нарушений поведения детей: 1) уровень протекции; 2) степень удовлетворения потребностей ребенка; 3) количество и качество требований к ребенку в семье (степень требований- обязанностей, степень требований-запретов, строгость санкций).
С неблагополучными семьями нужно проводить социально- педагогическую коррекцию стилей семейного воспитания. Мы вводим авторское определение данного понятия, под которым рассматриваем систему социально-педагогических мер, направленных на исправление процесса и результата социального развития и воспитания ребенка, воспитательной деятельности в семье, которая не соответствует принятым в обществе моделям воспитания
Необходимо обратить внимание, что социально-педагогическая коррекция стилей семейного воспитания представляет собой целенаправленную деятельность, реализуемую на практике в соответствии с определенными принципами и по различным направлениям: коррекционно- просветительское, профилактическое, кризисинтервентное, социально¬психологическое сопровождение.
Также коррекция детско-родительских отношений может осуществляться исходя из различных подходов к данной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что вопросы социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в каждой конкретной семье зависят от каждой конкретной ситуации, определенных обстоятельств:
- от специфики нарушений во взаимоотношениях родителей и детей (негативный стиль воспитания, эмоциональная депривация, трудности общения, отсутствие семейного досуга);
- от специфических особенностей и трудностей различных категорий семей (неполная, многодетная, неблагополучная, приемная и т.д.);
- от специфики ситуации (развод, утрата близкого, переезд, рождение ребенка и т.п.).
Рассмотрев опыт социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье, нами был отмечен тот факт, что особое внимание специалисты уделяли непосредственной работе с родителями, что нашло отражение в предлагаемых ими коррекционных программах. В то время как коррекционная работа с детьми проводилась опосредованно, или же вовсе не была предусмотрена в рамках программ по коррекции стилей семейного воспитания, что, на наш взгляд, является существенным недостатком. По нашему мнению, именно комплексная деятельность по коррекции стилей семейного воспитания, реализуемая в различных направлениях, с применением методов активного обучения в работе, как с родителями, так и с детьми, является наиболее эффективной.
На основании проведенного нами социального исследования, направленного на изучение стилей семейного воспитания в неблагополучной семье» были выявлены следующие проблемы: недостаточная
осведомленность, как воспитанников, так и их родителей о возможностях получения ими консультативной и иной помощи; нежелание родителей признавать существующие трудности во взаимоотношениях с детьми и как следствие принимать участие в коррекции стилей семейного воспитания; наличие определенных факторов, препятствующие взаимодействию специалистов центра с родителями, среди которых незнание родителей о возможности получения ими определенной помощи и, пожалуй, самое главное, общее недоверие родителей к специалистам центра; несоответствие выбранной формы работы по коррекции стилей семейного воспитания цели и задачам данной деятельности.
С целью разрешения выявленных проблем нами была разработана и адаптирована к использованию программа социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания, цель которой заключается в формировании гармоничного стиля семейного воспитания с учетом возрастных и характерологических особенностей ребенка и с опорой на внутренний потенциал родителей.
Новизна представленной программы заключается в комплексном подходе к коррекции стилей семейного воспитания, который находит свое отражение в многоаспектности направлений реализации программы и в форме организуемых занятий, ориентированных как на родителей, так и на
72 детей. Уникальность предложенной программы коррекции заключается в совмещении информационно-консультативных и коррекционно¬
развивающих занятий, направленных на формирования гармоничного стиля семейного воспитания.
Классификации стилей семейного воспитания Болдуина по семейному контролю и требованиям, эмоциональной поддержке и способам оценки; Г. Крайга по контролю со стороны родителей и уровню теплоты во взаимоотношениях; Д. Элдера по контролю и давлению на ребенка со стороны родителей; Л.Г. Саготовской по эмоциональности и степени включенности взрослых в отношения с детьми; классификация стилей аномального семейного воспитания Э.Г. Эйдемиллера по эмоциональное присутствие взрослых в детской жизни, уровню заботы и контроля, учету возрастных и личностных способностей ребенка позволили выявить основные стили дисгармоничного воспитания в неблагополучных семьях.
Это авторитарный стиль (автократический; диктат); доминирующая гиперопека (доминирующая гиперпротекция); потворствующая гиперопека (потворствующая гиперпротекция; «кумир семьи»). Все они оказывают негативное воздействие на формирование личности ребенка.
Были выявлены факторы родительского воспитания, наиболее важные из которых с точки зрения формирования нарушений поведения детей: 1) уровень протекции; 2) степень удовлетворения потребностей ребенка; 3) количество и качество требований к ребенку в семье (степень требований- обязанностей, степень требований-запретов, строгость санкций).
С неблагополучными семьями нужно проводить социально- педагогическую коррекцию стилей семейного воспитания. Мы вводим авторское определение данного понятия, под которым рассматриваем систему социально-педагогических мер, направленных на исправление процесса и результата социального развития и воспитания ребенка, воспитательной деятельности в семье, которая не соответствует принятым в обществе моделям воспитания
Необходимо обратить внимание, что социально-педагогическая коррекция стилей семейного воспитания представляет собой целенаправленную деятельность, реализуемую на практике в соответствии с определенными принципами и по различным направлениям: коррекционно- просветительское, профилактическое, кризисинтервентное, социально¬психологическое сопровождение.
Также коррекция детско-родительских отношений может осуществляться исходя из различных подходов к данной деятельности. Необходимо обратить внимание на то, что вопросы социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в каждой конкретной семье зависят от каждой конкретной ситуации, определенных обстоятельств:
- от специфики нарушений во взаимоотношениях родителей и детей (негативный стиль воспитания, эмоциональная депривация, трудности общения, отсутствие семейного досуга);
- от специфических особенностей и трудностей различных категорий семей (неполная, многодетная, неблагополучная, приемная и т.д.);
- от специфики ситуации (развод, утрата близкого, переезд, рождение ребенка и т.п.).
Рассмотрев опыт социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания в неблагополучной семье, нами был отмечен тот факт, что особое внимание специалисты уделяли непосредственной работе с родителями, что нашло отражение в предлагаемых ими коррекционных программах. В то время как коррекционная работа с детьми проводилась опосредованно, или же вовсе не была предусмотрена в рамках программ по коррекции стилей семейного воспитания, что, на наш взгляд, является существенным недостатком. По нашему мнению, именно комплексная деятельность по коррекции стилей семейного воспитания, реализуемая в различных направлениях, с применением методов активного обучения в работе, как с родителями, так и с детьми, является наиболее эффективной.
На основании проведенного нами социального исследования, направленного на изучение стилей семейного воспитания в неблагополучной семье» были выявлены следующие проблемы: недостаточная
осведомленность, как воспитанников, так и их родителей о возможностях получения ими консультативной и иной помощи; нежелание родителей признавать существующие трудности во взаимоотношениях с детьми и как следствие принимать участие в коррекции стилей семейного воспитания; наличие определенных факторов, препятствующие взаимодействию специалистов центра с родителями, среди которых незнание родителей о возможности получения ими определенной помощи и, пожалуй, самое главное, общее недоверие родителей к специалистам центра; несоответствие выбранной формы работы по коррекции стилей семейного воспитания цели и задачам данной деятельности.
С целью разрешения выявленных проблем нами была разработана и адаптирована к использованию программа социально-педагогической коррекции стилей семейного воспитания, цель которой заключается в формировании гармоничного стиля семейного воспитания с учетом возрастных и характерологических особенностей ребенка и с опорой на внутренний потенциал родителей.
Новизна представленной программы заключается в комплексном подходе к коррекции стилей семейного воспитания, который находит свое отражение в многоаспектности направлений реализации программы и в форме организуемых занятий, ориентированных как на родителей, так и на
72 детей. Уникальность предложенной программы коррекции заключается в совмещении информационно-консультативных и коррекционно¬
развивающих занятий, направленных на формирования гармоничного стиля семейного воспитания.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ,
С УЧЕТОМ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция агрессивного поведения подростков из неблагополучных семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ПРОЯВЛЕНИЙ ДЕВИАЦИИ И ПРОАКТИВНОГО СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2024 - ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА САМООЦЕНКУ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СНИЖЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОСТЬ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ НА
СТИЛЬ ОТНОШЕНИЯ К РЕБЁНКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 9-11 ЛЕТ(19,00,07)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



