Введение 3
1. Теоретические основы деятельности руководителя в системе
управления предприятием 8
1.1. Основные аспекты исследований роли современного руково-дителя в управлении организацией 8
1.2. Основные характеристики стиля и имиджа современного ру-ководителя малого предприятия 23
2. Анализ хозяйственной деятельности ИП Григорьев В.Л.
ПО «Электро» 34
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельно¬
сти ИП Григорьев В.Л 34
2.2. Анализ внешних и внутренних факторов деятельности пред-приятия 50
3. Исследование стиля и имиджа руководителя малого предприя¬
тия .. 60
3.1. Анализ имиджа и стиля управления предприятием руководи¬теля 60
3.2. Рекомендации по формированию оптимального стиля и ими¬
джа предпринимателя 68
Заключение 78
Список литературы 82
Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что мене-джер в системе управления организации занимает одно из центральных мест в управлении персоналом. Ориентация работников на достижение целей ор¬ганизации по существу является главной задачей руководства персоналом. Чтобы стать управленцем высшего звена, следует стать пройти все ступени иерархической лестницы. Но в любом случае, несмотря на разные выполняе¬мые задачи, менеджер в системе управления - это профессионал по органи¬зации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий адми¬нистративно-хозяйственной самостоятельностью.
Актуальность изучения темы дипломной работы обусловлена следую¬щими критериями. Руководитель малого предприятия должен одинаково хо¬рошо разбираться в экономической и практической деятельности компании, финансовой политике, корпоративной структуре, внутренних и внешних процессах жизнедеятельности предприятия. В спектре умений руководителя - создание эффективных схем функционирования процессов в рамках его компетенции, организация и контроль работы подразделений и так далее.
Возросшая интенсивность, интеллектуальность, эмоциональная напря¬женность труда современного руководителя с одной стороны, требования эффективного функционирования структуры организации, грамотного отбора и расстановки сотрудников, создания эффективных рабочих команд, с другой стороны, привели к тому, что современная управленческая деятельность все теснее смыкается с научно-психологическими знаниями.
Индивидуальный стиль руководства, соответствующий общей произ-водственной обстановке и особенностям руководимого коллектива, активно способствует формированию высокого авторитета руководителя. Истинный авторитет руководителя представляет собой заслуженное уважение к нему и основывается на таких составляющих, как знания, опыт, ум руководителя, его доверие к подчиненным и его требовательность к ним, забота о них, вы¬сокие личные качества.
Известно, что указания и поручения авторитетного руководителя под¬чиненные исполняют с большей охотой, быстрее и тщательнее. Неумело сформированный индивидуальный стиль руководства способствует возник-новению у руководителя ложного авторитета, который снижает эффектив-ность руководства; подчиненные нередко льстят руководителю, в действи-тельности не уважая его.
Эта новая «философия» управления персоналом ставит перед руково¬дителями организаций новые цели и заставляет решать совершенно новые задачи. Реализация этих целей требует создание новых и значительной трансформации старых механизмов управления, совокупность которых должна образовать принципиально новую систему управления персоналом. Это управление должно базироваться на принципах системного подхода и основных положениях теории адаптации.
Кроме того, оно должно включать научно-обоснованную кадровую по¬литику, предусматривать усиление мотивации эффективного труда, расши¬рение конкуренции профессионализма как нового вида конкуренции, совер¬шенствование и повышение эффективности профессионального уровня кад¬ров и ряд других элементов. Таким образом, тема работы является актуаль¬ной.
Для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные менеджеры, высокоорганизованные и стремящиеся к трудо¬вой самореализации личности. Обеспечить эти качества работнику невоз¬можно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Вся деятельность чело¬века обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова мотивирован¬ная деятельность человека - это свободные, обусловленные внутренними по¬буждениями действия человека, направленные на достижения своих целей, реализацию своих интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру своих действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.
Для разработки действенных инструментов воздействия очень важна диагностика социально-психологических характеристик. На основе результа¬тов, полученных в процессе социологических исследований, могут быть по¬строены адекватные механизмы стимулирования. Определенную помощь ру¬ководителям в изучении структуры мотивов и стимулов персонала могут ока¬зать проводимые социологические исследования по особенностям и тенден¬циям развития мотивационной сферы трудовой деятельности сегодня.
Анализ научной литературы по проблемам менеджмента показывает, что управление персоналом организаций рассматривается как одна из наибо¬лее сложных и многоплановых задач, решение которой требует больших фи¬нансовых, организационных и временных затрат. Это связано с тем, что управлять приходится не просто коллективом работников, что само по себе уже сложно, а, как правило, коллективом интеллектуалов, имеющих в боль¬шинстве своём высшее образование и опыт практической деятельности.
Объектом исследования дипломной работы является деятельность ма-лого предприятия под руководством ИП Григорьева В.Л. (производственное объединение «Электро»).
Предметом исследования в данной дипломной работе является имидж и стиль управления индивидуального предпринимателя .
Целью исследования является исследование имиджа и стиля управле-ния руководителя малого предприятия и предложение рекомендаций по его совершенствованию.
Задачи исследования:
- проанализировать теоретические аспекты исследования руководи¬теля в системе управления предприятием;
- исследовать стиль и имидж предпринимателя;
- разработать рекомендации по совершенствованию имиджа и стиля управления предприятием руководителя.
Рассмотрение вопроса влияния имиджа менеджера на эффективность деятельности малого предприятия возможно лишь в контексте изучения об-щих проблем малого бизнеса в целом, а также менеджмента в частности. Теоретические основания менеджмента исследовали Р. Акофф, В. Р. Веснин, Ю. Ф. Гордиенко, В. И. Данилов-Даниильян, Л. Я. Дятченко, Т. С. Кабаченко, Л. К. Кевин, А. Я. Кибанов, И. А. Костенко, А. К. Маркова, Е. В. Маслова, М. Х. Мескон, В. В. Травин, С. А. Шапиро и др. Вопросам управления персоналом организации посвятили свои труды Г. В. Атаманчук, В. П. Бабинцев, В. В. Гончаров, Ю. Ф. Гордиенко, И. Б. Дуракова, Т. С. Кабанченко, Е. В. Маслов, Н. А. Никифорова, В. Прокофьев, Ж.Т. Тощенко и др.
Методами исследования в дипломной работе выступили: системный подход - в нем изучается взаимодействие элементов в рамках того, что их объединяет, описывает взаимоотношения с внешним миром; структурный подход - изучает внутренние взаимодействие элементов, а также их причин-но-следственные связи; функциональный подход - изучает функции отдель-ных элементов. А также использовались методы анализа и синтеза источни-ков литературы, структурный метод.
В настоящее время Россия претерпевает ряд преобразований, касаю-щихся, прежде всего сферы управления. Изменениям подвергаются не только психология управляющего, но и стиль, и методы управления, происходит пе¬реоценка менеджерами своего места и роли в системе управления, предъяв¬ляются новые требования к современным управленцам. Будущее состояние организации во многом зависит от качеств, знаний и способностей менедже¬ра, его умений организовать эффективную работу сотрудников и в целом всего, стремления достичь лучших результатов. Менеджер играет важную роль в развитии и функционировании организации.
В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные менеджеры. Особое внимание в данной ди¬пломной работе уделено развитию малого бизнеса, ведь на долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления эко¬номики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнитель¬ные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, разви¬тие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повы¬шению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные потребности населения - что является отличительной и важной особенностью.
Малый бизнес является таким источником развития, от которого Рос-сия не может отказаться не сейчас, ни в будущем. По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше. Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпри¬нимателей в нашей стране остаются низкими - ежегодно их число увеличива¬ется на 4%, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11%. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП заре¬гистрировано 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн. человек. Именно поэтому исследо¬вания, представленные в дипломной работе, являются наиболее привлека¬тельные и актуальные в настоящее время.
Структура дипломной работы: введение, три главы, заключение, спи-сок литературы и приложения.
Постоянное усложнение процессов взаимодействия между участника-ми рынка, протекающих в окружающей среде бизнеса заставляет фирму бо¬лее тщательно следить за тем, как воспринимаются её действия окружением, заставляют прибегать к осознанному планированию характеристик своей де¬ловой активности, а также рекламно-информационных сообщений. То есть к формированию в сознании общественности собственного положительного имиджа фирмы. В связи с этим большое внимание уделяется вопросам оцен¬ки, использования имиджа и возможностям его формирования для реализа¬ции целей фирмы. В данном исследовании рассмотрены различные подходы к пониманию категории «имидж». Выявлены недостаточная проработанность некоторых аспектов, касающихся вопросов формирования имиджа, его оцен¬ки.
В работе проведено исследование природы имиджа, на основании чего выделены два источника формирующие имидж: рекламно-информационная деятельность и текущая деловая активность. При этом положительный имидж фирмы характеризуется такой комбинацией качеств деловой активно¬сти и рекламно-информационной активности, которая соответствует ожида¬ниям и представлениям групп общественности и вызывает у них положи¬тельную реакцию, проявляющуюся в доверии к действиям фирмы и её сооб¬щениям. Положительный имидж, выполняя различные функции по отноше¬нию к фирме и её окружению, приводит к появлению ряда выгод: снижению риска, поддержке новых продуктов и рекламных кампаний, узнаваемости и др.
Проблема успешного функционирования малого предприятия - это проблема эффективного управления им с использованием всего комплекса современных рекламных и имиджевых технологий. Формирование имиджа менеджера, реализуемого через последовательную технологию, включаю-щую в себя не только эффектную подачу личностных качеств менеджера, но и грамотное формирования внутреннего микроклимата трудового коллекти¬ва, корпоративной политики, стремление к росту организации через рост ее сотрудников, позволяет осуществлять эффективное продвижения товаров и услуг на рынке.
В этой связи сегодня можно говорить о том, что все больше людей осо¬знает и рассматривает имидж менеджера в качестве важного средства стиму¬лирующего эффективность работы малого предприятия и выступает сред¬ством достижения успеха в жизни.
В первой главе дипломной работы теоретически обосновано влияние имиджа менеджера на эффективность работы малого предприятия и обобщен накопленный опыт практического применения имиджа менеджера в малом бизнесе. Ведь точно найденный имидж - это инструмент, с помощью которо¬го можно завоевать внимание и доверие, способ реагирования на требования своей аудитории. Деловой имидж складывается из разнообразных форм: это и стиль одежды, и манеры, и грамотность речи, и умение общаться, и вкусы, и образ жизни, и многое другое. В главе приведены определения имиджа применительно к сфере деятельности малых предприятий, определены классификации вариантов имиджа и его функции, выделены основные ком¬поненты. А также на основе теоретических аспектов имиджа сформирована схематичная структура имиджа менеджера. В главе рассмотрены теоретиче¬ские основания эффективной деятельности малых предприятий в историче¬ской ретроспективе развития Российского законодательства относительно сферы малого бизнеса.
Во второй главе работы приведена организационно-экономическая ха¬рактеристика деятельности ИП Григорьев В. Л. и выявлены основные поло¬жительные и отрицательные влияния внешних факторов на его деятельность. В главе проанализирована организационная структура малого предприятия, проведен анализ качественных составляющих персонала ИП Григорьев В. Л. Проанализированы услуги, предоставляемые ИП Григорьев В. Л. Одним из важнейших элементов организации управления малым предприятием являет¬ся система показателей, характеризующая эффективность его аппарата управления и управленческих решений по взаимосвязи с результатами хозяй¬ственной и инновационной деятельности. Так, во второй главе дипломной работы были выявлены норма управляемости, проведен SWOT-анализ ИП Григорьев В. Л.
В заключительной третьей главе был проведен двусторонний анализ имиджа руководителя, определяющий круг проблем на основании, проведен¬ного анкетирования сотрудников и на основе наблюдения за имиджем ИП Григорьев В. Л. В главе дана оценка эффективности работы персонала ИП Григорьев В. Л., где вывялены соответствия основным критериям осу¬ществления профессиональной деятельности. В работе обозначены основные имиджевые характеристики предпринимателя, проведен их анализ, выявлены недостатки и преимущества, определено влияние отрицательных характери¬стик на целевые группы - потребителей и сотрудников. На основе выявлен¬ных негативных влияний и недоработок в организации деятельности ИП Григорьев В. Л. и имидже во второй части третьей главы представлены рекомендации на основе трех технологий совершенствования имиджа. Так в первом технологическом направлении определена схема саморекламы пред¬принимателя, приведенные методы, направленные на улучшение образа ком¬пании во внешней среде и представлены рекомендации по индивидуализации имиджа предпринимателя.
Таким образом, реализуя цель и задачи дипломной работы, можно сде¬лать вывод о формировании эффективного имиджа предпринимателя, кото¬рый может повлиять на эффективность деятельности малого предприятия в целом. Научную актуальность и практическую значимость дипломной рабо¬ты обуславливает то, что имидж предпринимателя малого предприятия наря¬ду с позицией малого предприятия на рынке являются одной из главных со¬ставляющих эффективности деятельности предприятия. Это обосновано тем, что имидж менеджера предпринимателя выступает составной частью ими¬джа малого предприятия в целом.
Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что высокая результа¬тивность малого предприятия возможна при следующих условиях: высоком уровне достижения цели, удовлетворения потребностей персонала и при до¬стижении положительных результатов в малого предприятия и положитель¬ном имидже его руководителя.
Исключительная значимость имиджа руководителя в вопросах ведения конкурентоспособного бизнеса, необходимость в углубленном теоретиче¬ском обосновании и практических разработках применения имиджа мене¬джера в работе малых предприятий и недостаточный уровень обобщения и использования теоретических разработок и накопленного опыта практиче¬ского применения имиджа руководителя малого предприятия дают основа¬ния для жизнеспособности обстоятельств и выводов дипломной работы.
А полученные в процессе подготовки дипломной работы результаты позволяют сформулировать ряд практических рекомендаций:
- во-первых, в деятельности малых предприятий необходимо форми-ровать положительный имидж руководителя, что приведет к повышению эф¬фективности предприятия;
- во-вторых, положительный имидж руководителя позволит сформиро¬вать широкую клиентскую базу;
- в-третьих, положительный имидж руководителей малых предприятий приведет к повышению доверия к коммерческому сектору.
Таким образом, была реализована цель дипломной работы, которая за¬ключалась в разработке рекомендаций по формированию имиджа руководи¬теля.
На пути к цели решены поставленные задачи дипломной работы: рас-смотрены теоретические аспекты имиджа руководителя на предприятии; да¬на организационно-экономическая характеристика деятельности
ИП Григорьев В. Л.; проведен анализ внешних и внутренних факторов дея-тельности малого предприятия; проведен анализ имиджа руководителя.
1. Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М. : Юристъ, 2005. - 63 с.
2. Федеральный закон «О государственной поддержке малого пред¬принимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 (ред. от 02.02.2006) N 88-ФЗ [Текст] : Информационно-правовая система Консультант плюс.
3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринима-тельства в Российской Федерации» от 24.07.2007 И209-ФЗ (ред. от
06.12.2011) [Текст] : Информационно-правовая система Консультант плюс.
4. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 N 222-ФЗ (ред. от 31.12.2001 с изм. 19.06.2001) [Текст] : Инфор¬мационно-правовая система Консультант плюс.
5. Аги, У. Самое главное в PR [Текст] : практическое пособие
У. Аги, Г. Кэмерон / Пер. с англ. - СПб. : Питер, 2011. - С. 27-28.
6. Акофф, Р. Акофф о менеджменте [Текст] : пособие / Пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой и др. - СПб. : Питер. 2008. - 63 с.
7. Атаманчук, Г. В. Общая теория управления [Текст] : учебное посо-бие / Г. В. Атаманчук. - М. : Дело, 2006. - 447 с.
8. Атаманчук, Г. В. Социология кадровых процессов [Текст] : учебник для вузов / Г. В. Атаманчук. - М. : Слово, 2007. - 323 с.
9. Бабинцев, В. П. Стратегия развития кадров [Текст] / В. П. Бабинцев, В. М. Захаров // Служба кадров и персонал. - 2006. - № 6. - С. 28-32.
10. Битулина, К. Ю. Корпоративная культура как фактор влияния на процесс становления организации (социологический анализ) [Текст]: дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / К. Ю. Битулина. - М. : ВГУ, 2004. - 136 с.
11. Бойков, В. Э. Кадровые технологии / В. Э. Бойков. - М. : Экономи¬ка, 2012. - 311 с.
12. Бочкарев, В. К. Управление персоналом [Текст] : учебное посо-бие./ В. К. Бочкарев, В. Д. Дорофеев, В. А. Дресвянников. - Пенза : Изд-во Пензенского Государственного университета, 2006. - 116 с.
13. Бриза, О. Имидж современного мужчины [Текст] / О. Бриза, Г. Эйтвин. - М. : Курсив, 2008. - 267 с.
14. Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала [Текст] : по-собие по кадровой работе / В. Р. Веснин. - М. : Юрист, 2006. - 520 с.
15. Виханский О. С. Менеджмент [Текст] : учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М. : Гардарики, 2007. - 429 с.
16. Герен, С. Твой инструктор по стилю [Текст] : методическое посо-бие / С. Герен, Ф. Герен. - СПб. : Попурри, 2016. - 144 с.
17. Гончаров, В. В. В поисках совершенства управления: руководство
высшего управленческого персонала [Текст] : учебное пособие /
B. В. Гончаров. - М. : Дело, 2005. - 112 с.
18. Гордиенко, Ю. Ф. Управление персоналом [Текст] : учебное посо¬бие Серия «Высшее образование» / Ю. Ф. Гордиенко, Д. В. Обухов,
C. И. Самыгин. - Ростов н/Д. : Феникс, 2004. - 352 с.
19. Гречихин, Г. В. Теория кадровых процессов [Текст] : учебник / Г. В. Гречихин. - М. : Слово, 2002. - 376 с.
20. Данилов-Данильян, В. И. Современный менеджмент: принципы и правила [Текст] : учебное пособие / В. И. Данилов-Данильян. - Н.Н. : НКЦП, 2009. - 232 с.
21. Доклад об экономике России № 18 [Электронный ресурс] // Все-мирный банк. - 2010. - Режим доступа : [http://siteresources. worldbank.org/INTRUSSIANFEDERATION/Resources/rer18rus.pdf].
22. Дятченко, Л. Я. Социальные технологии в управлении обществен¬ными процессами [Текст] : учебное пособие / Л. Я. Дятченко. - Белгород : Центр социальных технологий, 1993. - 343 с.
23. Журавлев, А. Субъективность руководителя и скрытые возможно¬сти аттестации персонала [Текст] : учебник / А. Журавлев, Е. Павлова, А. Шлычков. - М. : Дело, 2004. - 128 с.
24. Загородников, С. В. Краткий курс по менеджменту [Текст] : учеб. пособие / С. В. Загородников. - М. : Окей-книга, 2009. - 160 с.
25. Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием [Текст] : учеб. пособие / Н. Л. Зайцев. - М. : Инфра-М, 2008. - 307 с.
26. Захаров, В. М. Технологии кадрового менеджмента [Текст] : учеб¬ник / В. М. Захаров. - Белгород, 2001. - 197 с.
27. Еропкин, А. Имидж руководителя [Текст] : учеб. пособие / Ероп-кин А. - М. : Эксмо, 2006. - 341 с.
28. Иванов, В. Н. Социальные технологии инновационного развития России до 2020 года / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев, Ю. П. Сурмин // Доклад на международной конференции в РГСУ «Управление социальными иннова¬циями: история, проблемы, перспектива» 13 ноября 2008. - М. : РГСУ, 2008. - 54 с.
29. Кабаченко, Т. С. Психология в управлении человеческими ресур-сами [Текст] : учеб. пособие / Т. С. Кабаченко. - СПб. : Питер, 2003. - 400 с.
30. Каморджанова, Н.А. Теория и практика современных технологий подготовки экономических кадров [Текст] : практическое пособие / Н.А. Каморджанова. - М. : Слово, 2013. - 265 с.
31. Кевин, Л. К. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом [Текст] : учебник / Л. К. Кевин. - М. : Ви¬льямс, 2015. - 704с.
32. Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация [Текст] : учебник / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 301 с.
33. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: актуальные тех-нологии найма, адаптация и аттестация [Текст] : учеб. пособие / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. - М. : КНОРУС, 2009. - 368 с.
34. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления [Текст] : учебник для вузов по специальности «Менеджмент». - 2-е изд., изм. и доп. - М. : НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2010. - 528 с.
35. Колесников, А. Малый бизнес защитили от малой власти [Текст] / А. Колесников // Коммерсантъ, 2014. - № 50 (4350) . - С. 29-33.
36. Костенко, И. А. Управление кадрами в новых экономических усло¬виях: экон. психология упр. сферой материал. пр-ва, или новая технология работы с кадрами [Текст] : методическое пособие / И. А. Костенко. - М. : Право, 2013. - 233 с.
37. Курносов, Ю. В. Аналитика: методология, технология и организа¬ция информационно-аналитической работы [Текст] : учебник /
Ю. В. Курносов, П. Ю. Конотопов. - М. : Русаки, 2004. - 520 с.
38. Малиновский, П. Методы оценки персонала [Текст] : практическое пособие / П. Малиновский. - М. : Дело, 2014. - 147 с.
39. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия [Текст] : учеб¬ник / Е. В. Маслов. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 135 с.
40. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] : пособие для вузов / А. К. Маркова. - М. : Междунар. гуманит. фонд «Знание», 2006. - 308 с.
41. Медведев, Д. А. Малый бизнес все-таки становится на крыло. Главное не подломить эту ситуацию [Электронный ресурс]/ Д. А. Медведев // интервью радио «Эхо Москвы». - Режим доступа [http://www.echo.msk.ru/blog/echomsk/849111-echo/].
42. Медведев, Д. А. Телеграмма президента России Д. Медведева от 21.09.2010 участникам V съезда Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» [Электронный ресурс] Д. А. Медведев // Официальный сайт президента РФ. - Режим до¬ступа [http:// www.президент.рф].
43. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] : учебник / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури./ Пер. с англ. - М. : Дело, 2006. - 297 с.
44. Никитушкина, Н. Н. Системно-модульная технология использова¬ния активных методов обучения в повышении квалификации кадров [Текст] : практическое пособие / Н. Н. Никитушкина. - М. : Власть, 2007. - 114 с.
45. Никифорова, Н. А. Краткий курс по управлению персоналом [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Никифорова. - М. : Окей-книга, 2012. - 123 с.
46. Одинцов, А. А. Менеджмент организации. Введение в специаль-ность [Текст] : учеб. пособие / А. А. Одинцов. - М. : Экзамен, 2011. - 193 с.
47. Панасюк, А. Ю. Имидж [Текст] : энциклопедический словарь /
A. Ю. Панасюк. - М. : РИПОЛ классик, 2007. - 768 с.
48. Полухин, О. Н. Проблемы формирования региональной кадровой политики в условиях становления гражданского общества / О. Н. Полухин // Формирование управленческого кадрового потенциала в регионе. Доклады пленарного заседания. - Белгород. : Б.и., 2012. - С. 5.
49. Понеделков, А. В. Проблемы кадрового развития [Текст] : учеб. пособие / А. В. Понеделков. - М. : Флинта, 2013. - 511 с.
50. Прокофьев, В. Укрощение аппарата [Текст] / В. Прокофьев, А. Ро¬зе, Е. Соловьев // Российская газета. - 2008. - № 241. - С. 43-47.
51. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] : учеб. пособие / К. Р. Роджерс. - М. : Издательская группа «Про-гресс», 2004. - 480 с.
52. Ротарь, Т. В. Социальные технологии управления качеством пер-сонала в сфере сервиса [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08 / Т. В. Ротарь. - Белгород: БелГУ, 2008. - 22 с.
53. Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века [Текст] : учебник /
B. П. Руднев. - М. : Аграф, 2007. - 190 с.
54. Рыщанова У. М. Трудное искусство управлять: Имидж и культура руководителя [Текст] // Библиотечное дело, 2008. - № 5. - С. 10-11.
55. Спивак, В. А. Организационное поведение и управление персона-лом [Текст] : учебник / В. А. Спивак. - СПб. : Питер, 2010. - 416 с.
56. Сурмин, Ю. П. Методология и методы социологических исследо-ваний [Текст] : учеб. пособие / Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков. - Киев : МУ- АП, 2009. - 304 с.
57. Шамаева, Л. М. Социально-технологический подход к формирова¬нию личностных качеств специалиста [Текст] : автореф. дис. канд. социол. наук. - Белгород, БГТУ им. В.Г. Шухова, 2015. - 18 с.
58. Технологии мягкого управления в социальных системах [Текст] : Сборник научных трудов / отв. ред. д-р социол. наук, проф. Л. Я. Дятченко. - Белгород : Константа, 2007. - 212 с.
59. Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия [Текст] : учеб. пособие / В. В. Травин, В. А. Дятлов. - М. : Дело, 2005. - 331 с.
60. Турчинов, А. И. Профессионализация и кадровая политика: про-блемы развития теории и практики [Текст] : учеб. пособие /
А. И. Турчинов. - М. : 2008. - 39 с.
61. Уткин, Э. А. Профессия - менеджер [Текст] : практическое посо-бие / Э. А. Уткин. - М. : Экономика, 2007. - 146 с.
62. Хан-сейкер, Ф. Успешные составляющие компоненты имиджа, ав-тор [Электронный ресурс] / Ф. Хан-сейкер// Электронный журнал. - 2010. №2. - Режим доступа http://www.liveinternet.ru/users/3265720/post157702294/
63. Шапиро, С. А. Мотивация и стимулирование персонала [Текст] : учебник / С. А. Шапиро. - М.: Гросс медиа, 2005. - 223 с.
64. Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации [Текст] : учеб.-практическое пособие / С. В. Шекшня. - М. : Интел-Синтез, 2005. - 298 с.