ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1. История возникновения, развитие и современное состояние земельной
экспертизы в России 7
1.2. Нормативно-правовая основа проведения земельной
экспертизы 18
1.3. Общие сведения о земельной экспертизе и ее
необходимость 23
2. ЗЕМЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЙ 27
2.1. Характеристика экспертной деятельности в сфере земельных отношений..27
2.2. Правовой статус эксперта 35
3. ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ
ЭКСПЕРТИЗЫ 40
3.1. Назначение земельной экспертизы в гражданском
судопроизводстве 40
3.1.1. Экспертиза при межевых спорах 40
3.1.2. Экспертиза при спорах о праве собственности на домовладение 44
3.1.3. Экспертиза при рассмотрении исков о признании постройки
самовольной 47
3.1.4. Экспертиза при спорах о кадастровой стоимости земельных участков... 52
3.2. Актуальные проблемы рассмотрения земельных споров и проведения земельной экспертизы (на основе материалов судебной и правоприменительной
практик) 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории . Данное конституционное положение в концентрированном виде отражает публичные интересы в сфере регулирования отношений охраны окружающей среды. В соответствии с ним в ст. Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества .
Земля является одним из главных природных ресурсов, необходимым для жизни людей. Возможность использования земли в различных видах хозяйственной деятельности определяет ее стоимостное выражение, позволяющее получать владельцу земельных участков материальную выгоду от ее использования как средства производства, а также при передаче принадлежащего ему права собственности иным лицам. Этому процессу способствует подход законодателя к механизму владения, использования и распоряжения землей в Российской Федерации, предполагающий свободное использование гражданами принадлежащих им земельных участков, если такое правообладание не причиняет ущерб окружающей среде .
Отсюда вытекает запрет при осуществлении хозяйственной деятельности руководствоваться только интересами экономического развития в ущерб земельным ресурсам как части природы. Основной задачей государства является разрешение экологических и экономических конфликтов и обеспечение баланса публичных и частных интересов, с тем чтобы в условиях экономического развития деятельность хозяйствующих субъектов имела экологически совместимый характер и соблюдение принципов рационального использования земель.
Актуальность темы исследования. Земельные споры на сегодняшний день занимают важное место в жизни человека. Это и основа личного существования граждан, и средство производства, например, при совершении сделок, а также в рассмотрении споров судами, связанных с землей в целом. Вышесказанное подтверждается в проведенном анализе практики арбитражных судов, который показывает большое количество земельных споров, ежегодно рассматриваемых арбитражными судами. Согласно сводному отчету о работе арбитражных судов за 2019 г., судами в указанный период было рассмотрено 58557дел, связанных с применением законодательства о земле .
Главным недостатком земельного законодательства, на наш взгляд, является отсутствие законного (легального) определения «земельный спор», несмотря на существование в Земельном кодексе РФ целой главы, посвященной разрешению земельных споров. Несмотря на это, земельные споры, как и другие существующие споры, имеющие процессуальные особенности, чаще всего разрешаются под влиянием судебных экспертиз.
Рассмотрение земельных споров требует наличие специальных знаний в области геодезии, картографии, лесоустройства, государственного кадастра, градостроительства и т.д., которыми судьи не обладают, тем самым привлекая специалистов в данных областях, а также назначении соответствующих экспертиз .
В связи с этим можно утверждать, что тема выпускной квалификационной работы является актуальной как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Объектом исследования являются общественные отношения, направленные на правовое регулирование земельной экспертизы.
Предметом исследования являются нормы современного российского законодательства, регулирующие вопросы экспертизы земельных участков в Российской Федерации.
Целью данной выпускной квалификационной работы является комплексное изучение и исследование вопросов правового регулирования теории и практики земельной экспертизы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать историю возникновения, развития и современное состояние земельной экспертизы в Российской Федерации;
- провести анализ нормативно-правовых актов в сфере назначения и проведения земельной экспертизы;
- дать понятие, раскрыть критерии и признаки земельной экспертизы в Российской Федерации;
- исследовать особенности экспертной деятельности в сфере земельных отношений в Российской Федерации;
- раскрыть правовой статус эксперта;
- исследовать вопросы проведения земельной экспертизы в гражданском судопроизводстве;
- выявить наиболее актуальные проблемы проведения земельной экспертизы на основе анализа материалов судебной и правоприменительной практики.
Методологическими основами исследования являются методы и приемы научного познания. Основу исследования определили общенаучные
(диалектико-материалистический, системный) и специальные (сравнительно- правовой, нормативно-логический, историко-юридический.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дается развернутый научный анализ правового регулирования земельной экспертизы в Российской Федерации.
Практическая значимость работы определяется тем, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы при внесении изменений и дополнений в законодательство, материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы при подготовке лекционных и семинарских занятий, при написании научных публикаций.
Нормативно-правовой основой работы являются: Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ и другие нормативно-правовые акты в области земельной экспертизы, периодические издания, электронные источники, научные разработки ученых в сфере правового регулирования экспертизы земель.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретико-правовые основы проведения земельной экспертизы.
Во второй главе рассматривается вопрос о земельной экспертизе как элементе системы регулирования земельных отношений.
В третьей главе рассматривается приводится актуальные проблемы проведения земельной экспертизы в современных условиях.
С целью преодоления возникающих проблем комплексного экспертного исследования земельных участков и оборота земель в целом считаем возможным предложить пути решения имеющих место трудностей в организации и производстве экспертиз по рассматриваемым обстоятельствам использования земли. В основе предложения лежит интегративный подход использования специальных знаний .
Интегративные процессы не обошли стороной и судебную экспертизу. В настоящее время, когда происходит взаимопроникновение и развитие экспертных знаний, нельзя говорить о том, что экспертные исследования основываются на данных только какой-либо одной узконаправленной научной отрасли. По мнению Е.Р. Россинской, интеграционные процессы в судебной экспертизе определяются комплексным подходом к исследованию объектов экспертного исследования, где комплексный подход дает возможность организовать работу специалистов разного профиля .
Как видим, в вопросах понимания интеграции экспертных знаний преобладает точка зрения ученых о комплексном использовании специальных знаний разных областей научного обеспечения конкретных видов исследований. При этом не уделяется должного внимания иному направлению процесса экспертной интеграции, связанному с формированием самостоятельных видов экспертиз, основанных на синтезе знаний разных направлений существующих экспертных исследований.
Таким образом, имеющие место проблемы комплексного экспертного исследования фактов земельных участков позволяют высказать суждение о возможности совершенствования данного механизма путем интеграции
специальных знаний из разных экспертиз в такой самостоятельный вид судебной экспертизы, как «земельно-техническая экспертиза».
Предметом данной судебной экспертизы должно стать изучение всех аспектов владения, пользования и распоряжения земельным участком.
Объектами исследования могут выступать земельные наделы и документы, подтверждающие право владения, пользования, распоряжения землей, а также документы, отражающие экономическую деятельность, связанную с процессом владения, пользования, распоряжения землей.
Практическая реализация данного предложения потребует определения задач в рамках указанного предмета судебно-экспертного исследования. Для точности постановки таких задач следует исходить из уже решаемых задач при производстве технической экспертизы документов, почерковедческой экспертизы, оценочной экспертизы, судебно-почвоведческой экспертизы. При этом следует корректно объединить некоторые задачи обозначенных выше видов судебных экспертиз, которые относятся также и к разным классам экспертиз, с учетом направленности предмета исследования предлагаемой нами земельно¬технической экспертизы.
В связи с этим считаем, что задачами земельно-технической экспертизы могут стать:
1) установление подлинности правоустанавливающих документов на владение, пользование, распоряжение землей;
2) выяснение технических условий приобретения, владения и
использования земель;
3) определение оценочных показателей, отражающих экономический механизм приобретения, владения и использования земель.
При производстве земельно-технической экспертизы, по нашему мнению, необходимо также проведение исследования правовых оснований законности принятия решения о владении, пользовании и распоряжении землей. Такие правовые основания закреплены в нормативных правовых документах, регламентирующих возникновение и прекращение права владения, пользования 67
и распоряжения землей. В качестве исследуемых правовых источников при проведении земельно-технической экспертизы должны выступать правоустанавливающие документы на конкретное владение, пользование и распоряжение землей. К таким документам, безусловно, должны быть отнесены и решения правоохранительных органов, суда, прокуратуры и органов местного управления, в которых отражены правовые основания владения, пользования и распоряжения землей.
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов.
1. Разрешение земельных споров в ряде случаев требует специальных познаний в сфере геодезии, картографии, лесоустройства, строительства, государственного кадастра недвижимости, экологии, без наличия которых невозможно вынести законный и обоснованный судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
В этой связи возникает необходимость в назначении экспертиз для установления юридически значимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания, что является отличительной особенностью земельных споров.
2. В настоящий момент отсутствует какое-либо обобщение судебной практики в сфере разрешения земельных споров, в т.ч. анализ практики назначения экспертиз, что не позволяет обеспечить единство правоприменительной практики и понятийного аппарата.
В ряде случаев анализ правовых позиций судов позволяет определить предмет доказывания по некоторым категориям земельных споров и предопределяет вопросы, подлежащие разрешению в рамках экспертизы.
3. Проведенный анализ позволяет сформулировать в обобщенном виде вопросы, подлежащие разрешению в рамках экспертизы по некоторым категориям земельных споров, при этом в каждом случае постановка вопросов требует тщательной подготовки, всестороннего предварительного изучения судом представленных доказательств и учета фактических обстоятельств конкретного дела.
4. Земельные споры разрешаются судами в течение продолжительного периода времени, в т.ч. по причине длительности проведения экспертизы, недостатка документов для проведения экспертизы, при этом от своевременно назначенной экспертизы, выбора и квалификации эксперта, правильности постановки вопросов зависит время разрешения земельного спора, принятие законного и обоснованного судебного акта и, соответственно, эффективность защиты земельных прав.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014.
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32.
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 18.03.2020) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.04.2017, с изм. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Собрание законодательства Р", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
7. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 24.03.2020) // Российская газета, N 49, 11.03.2015.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Российская газета, N 220, 20.11.2002.
9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с
11. 05.2020) // Российская газета, N 49, 13.03.1993.
10. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства РФ», 27.11.1995, N 48.
11. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2.
12. Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ, 20.03.1995, N 12.
13. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 01.07.2002, N 26.
14. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственной регистрации недвижимости» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2015, N 29.
15. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О землеустройстве" // Собрание законодательства РФ, 25.06.2001, N 26, ст. 2582.
16. Федеральный закон от 29.06.2015 N 210-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // Российская газета, N 147, 08.07.2015.
17. Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 26.
18. Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета, N 124, 11.06.2013.
19. Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, N 30 (ч. 1), ст. 4594.
20. Федеральный закон от 08.05.2009 N 93-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газет", N 87, 15.05.2009.
21. Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, N 272, 05.12.2007.
22. Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 27.06.2018) "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета, N 244, 24.12.1998.
23. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О кадастровой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.09.2019) // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4017.
24. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 18.03.2020) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета, N 148¬149, 06.08.1998.
25. Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" // Российская газета, N 106, 05.06.2001.
26. Постановление Правительства РФ от 07.11.2008 N 822 (ред. от 26.03.2014) "Об утверждении Правил представления проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, для проведения государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы" // Собрание законодательства РФ", 17.11.2008, N 46, ст. 5344.
27. Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения Г осударственной экологической экспертизы" // Собрание законодательства РФ", 30.09.1996, N 40, ст. 4648.
28. Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 N 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 21.09.2015, N 38.
29. Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 (ред. от 04.10.2012) «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2008, N 30.
30. Приказ Минстроя России от 19.02.2016 N 98/пр «Об утверждении свода правил «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (вместе с «СП 246.1325800.2016. Свод правил...») // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2016. № 5.
31. Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" // Российская газета", N 170, 01.09.2000.
32. Письмо Минкультуры России от 20.01.2016 N 151-12-04 "О государственной историко-культурной экспертизе земельных участков" // СПС КонсультантПлюс.
33. Приказ Минюста России от 27.12.2012 N 237 (ред. от 13.09.2018) "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2013 N 26742) // СПС КонсультантПлюс.
34. Приказ Минэкономразвития России от 28.07.2017 N 383 "Об утверждении Порядка установления местных систем координат" // СПС КонсультантПлюс.
35. Приказ Минюста России от 27.12.2012 N 237 "Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым представляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" // СПС КонсультантПлюс.
36. ВСН 53-86(р). Правила оценки физического износа жилых зданий (утв. Приказом Госгражданстроя от 24.12.1986 N 446) // СПС КонсультантПлюс.
Материалы судебной практики
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета, N 140, 30.06.2015
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" // Бюллетень Верховного Суда РФ", N 2, февраль, 2011.
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" // Вестник ВАС РФ, N 6, июнь, 2014.
4. Определение Двадцать первого ААС от 26.06.2017 по делу N А83- 295/2016 // СПС КонсультантПлюс.
5. Определение АС МО от 27.06.2017 по делу N А41-128/2017 // СПС
КонсультантПлюс.