Трубы устраивают при пересечении автомобильной дорогой небольших водотоков или суходолов. По материалу различают каменные, металлические, бетонные и железобетонные трубы. В настоящее время весьма распространены сборные железобетонные трубы из отдельных звеньев длиной 1—6 м, разделенных деформационными швами.
В зависимости от высоты насыпи и предполагаемого расхода воды трубы бывают одноочковые, двухочковые и в отдельных случаях трех-очковые. По форме поперечного сечения они могут быть круглыми, прямоугольными и сводчатыми. Для уменьшения сопротивления потоку воды и для предохранения насыпи от размыва на входах и выходах труб устраивают оголовки, расширяющиеся в направлении от трубы.
Преимуществом труб является то, что они требуют небольших затрат на устройство и содержание.
В данной работе требуется рассчитать отверстие трубы при следующих исходных данных:
• автомобильная дорога III категории располагается в Ташкенте.
• карта местности с горизонталями через 2,5 м в масштабе 1 : 10 000 и план трассы с запроектированными водопропускными трубами берется из курсового проекта № 1 по дисциплине «Изыскание и проектирование автомобильных дорог»;
• высота насыпи над трубой 3,8 м, толщина дорожной одежды 0,4 м;
• грунт поверхности водосборного бассейна – скальный;
• вид основания под трубу – ПЩС.
1. СНиП 2.05.03-84. Мосты и трубы. – М.: Госстрой СССР, 1985. – 200 с.
2. Типовой проект. Сер. 3.501.1-144. Трубы водопропускные круглые железобетонные сборные для железных и автомобильных дорог. – Л.: Ленгипротрансмост, 1988. 14с.
3. Проект малого искусственного сооружения : учеб. пособие /Л.И. Самойлова ; Владим. гос. ун-т. – Владимир : Изд-во Владим. гос. ун-та, 2006. 44 с.