Введение 3
Глава 1. Теоретическая модель коммуникации в работе органов государственной власти 6
1. Функции государственной коммуникации. Кризисные коммуникации
в работе органов государственной власти 6
2. Особенности миграционной политики стран Европейского союза
25
Глава 2. Коммуникации государства в условиях миграционного кризиса на примере ФРГ
33
2.1. Каналы коммуникации правительства Германии 33
2.2. Анализ информационной политики правительства Германии по вопросам
миграции в новых медиа 36
Заключение 73
Список использованной литературы 76
На сегодняшний день в политологии и социологии политические коммуникативные процессы чаще представляют интерес и изучаются в рамках предвыборного периода. Именно в это время происходит активное взаимодействие политических лидеров и электората. Однако не так много внимания уделяется не менее важному аспекту коммуникации власти. А именно действиям, формирующим регулярный конструктивный диалог государственных структур и общества. Этот диалог необходим для создания и поддержания легитимности действующего порядка, а также обеспечения его стабильности.
Особенно такой диалог востребован сегодня, когда в мире регулярно происходят обострения политиче ских, экономических, социокультурных противоборств. Причиной многих из них, в частности, могут стать масштабные миграционные движения, примером которых служит на данный момент поток беженцев в страны Европы. Уже в 2016 году более 1,8 млн мигрантов и беженцев пересекли границы Европы, став причиной кризиса в ряде стран, оказавшихся неспособными справиться с таким наплывом людей .
Очевидным трендом развития кризисной ситуации во многих странах Европейского союза, можно назвать активизацию оппозиционных сил и появление возможности вытеснения ими действующей власти. Примером подобного явления стала Австрия: президент Х. Фишер утратил поддержку населения и соратников на фоне своей миграционной политики и был вынужден уйти в отставку. Аналогичные тенденции наблюдаются в Германии: партия «Альтернатива для Германии», выступающая против миграционной политики Германии, на местных выборах в 2016 году опередила правящую партию Ангелы Меркель.
Так, миграционный кризис может стать началом кризиса политического. Поэтому необходимы определенные действия в рамках го сударственных коммуникаций для поддержания устойчивого имиджа властных структур.
Сегодня государства активно используют современные интернет- технологии в процессе политической коммуникации. Это позволяет более эффективно управлять информацией, потому что традиционные СМИ уступают digital-каналам в объемах и оперативности передачи сообщений.
В данной дипломной работе рассматривается и анализируется тактика информационной политики государств в условиях Европейского миграционного кризиса на примере коммуникаций правительства Германии в новых медиа.
Объект исследования - коммуникации правительства в условиях миграционного кризиса.
Предмет исследования - освещение правительством событий, связанных с миграционным кризисом.
Цель исследования - выявить закономерности и характеристики коммуникаций органов государственной власти в условиях миграционного кризиса.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к понятию государственной коммуникации.
2. Рассмотреть методологиче ский дискурс современной теории кризисных коммуникаций.
3. Рассмотреть основные принципы миграционной политики стран Европейского союза.
4. Выявить и изучить каналы коммуникации правительства Германии в новых медиа.
5. Проанализировать сообщения правительства ФРГ по теме миграции в период Европейского миграционного кризиса.
6. Определить характерные черты коммуникации органов государственной власти в условиях миграционного кризиса.
Методы научного исследования, используемые в ходе написания работы: описательный, аналитический, метод обобщения и классификации.
Для создания теоретической части данной работы использовались идеи таких зарубежных исследователей как Улмер Р., Селлнау Т., Сиджер М. и их труд «Эффективная кризисная коммуникация», подход М. Кореуса «Менеджмент знаний», работа Р Шварценберга «Политическая социология». Также в основу данной работы вошли труды российского социолога и политолога, доктора социологических наук, профессора СПбГУ Гавры Д.П. «Особенности коммуникации в ситуациях общественно-политических и экономических кризисов, техногенных катастроф [Авторский семинар]», «Основы теории коммуникации» и Грызуновой Е. А. «Модели кризисных коммуникаций и управления информацией в работе органов государственной власти».
В ходе эмпирической работы по анализу коммуникаций государства был использован метод качественного контент-анализа информационных сообщений.
Дипломная работа состоит из введения, главы «Теоретическая модель коммуникации в работе органов государственной власти», главы «Коммуникации государства в условиях миграционного кризиса на примере ФРГ», заключения.
В связи с Европейским миграционным кризисом сообщество Европы столкнулось с рядом проблем социального, экономического и гуманитарного характера, периодически вызывающих эскалацию напряженности и конфликтности в обществе. С учетом того, что ситуация в странах Ближнего и Среднего Востока по-прежнему носит чрезвычайно острый характер, есть все основания полагать, что в ближайшей перспективе миграционный кризис будет и дальше развиваться. Во избежание подрывания политических основ. Различные эффекты кризиса требуют определенной реакции со стороны правительства с целью уменьшения противоречий в обществе - кризисных коммуникаций.
В первой главе данной дипломной работы изучено понятие государственной коммуникации - рассмотрены ее основные цели, задачи и функции. В рамках понятия государственной коммуникации в данной главе разбираются теоретические подходы к понятию кризисных коммуникаций власти и общества. Особое внимание уделяется правилам эффективной кризисной коммуникации и коммуникативным стратегиям для разрешения кризиса.
Во второй главе работы произведен анализ коммуникаций правительства в условиях миграционного кризиса на примере ФРГ. Изучены официальные каналы коммуникации правительства Германии в новых медиа по вопросам миграционного кризиса с главными целевыми группами с целью определения основных характеристик информационной политики государства. Исследование показало, что в процессе коммуникации правительство определяет основные темы и вопросы, которые волнуют целевые группы - причины напряженности, и дает на них ответы с целью снижения ее уровеня; определяет оценку и отношение к кризисной ситуации, поведение общественности и оказывает на эти факторы корректирующее действие посредством коммуникации. Определены тактика и приемы коммуникации правительства относительно ключевых моментов в развитии миграционного кризиса, таких как: резкое увеличение миграционного потока, рост террористической угрозы и преступности, законодательные реформы и новые курсы миграционной политики, их финансирование, усиление оппозиционных настроений, насильственные действия, обусловленные ростом ксенофобии.
В условиях Европейского миграционного кризиса в процессе коммуникации правительства ФРГ особую роль приобретает интегрирующая функция, связанная с о существлением такой государственной политики, которая бы учитывала интересы всех элементов общественной системы, мобилизационная, направленная на обеспечение легитимности существующего общественного порядка, получение поддержки и одобрения общества по поводу принимаемых управленческих решений; социализирующая, связанная с усвоением в процессе информационного обмена социально-политических норм, ценностей и традиций государства, повышением уровня политической компетентности целевых групп.
В процессе коммуникации правительство Германии предоставляет инструктирующую информацию, поддерживая гражданские инициативы. Так государство создает платформу для вовлечения общественности в процесс разрешения кризисной ситуации. Напряженность, обусловленная кризисом, снижается за счет предо ставления государством адаптирующей информации - это ответы на вопросы о причинах кризиса и мерах, его предотвращающих, демонстрация уверенности, выражение благодарности и поддержки. Коммуникация с целью восстановления и поддержание репутации органов государственной власти направлена на население страны, в то время как на беженцев ориентирован больше информационный и принудительный характер сообщений.
На основании исследования теоретических подходов к кризисным коммуникациям, можно сделать вывод о явно выраженных недо статках в информационной политике правительства Германии: отсутствие согласованности представителей правительства по части значимых решений и отсутствие оперативности коммуникации в условиях обострения кризисной ситуации.
Направления информационной политики - сферы общественных благ (социальное обеспечение, экономика и безопасность), распределение которых является первоочередной функцией любого суверенного государства.
В то же время очевидно, что для эффективной реализации миграционной политики и достижения заявленных целей необходима ее постоянная корректировка и совершенствование с учетом влияния как внешних, так и внутренних факторов развития миграционной ситуации.
1. Абзалова Л.Ф. Правовые аспекты иммиграционной политики в странах Европейского Союза / Л.Ф. Абзалова // Четвертые Валентеевские чтения: Сборник докладов (Книга 2). - М.: МАКС-Пресс, 2005. - 266 с.
2. Базаркина Д. Ю. Коммуникационный менеджмент и стратегическая коммуникация в государственном управлении
3. Белозеров В.К. Смотри, слушай и удивляйся: Вооруженным силам нужна программа информационного обеспечения // Независимое военное обозрение. 2012. №32 (726).
4. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.: ил.
5. Гавра Д.П. К переосмыслению категории кризисной коммуникации// Стратегические коммуникации в бизнесе и политике: материалы международной научной конференции. 2014. С. 23
6. Грызунова Е.А.. Модели кризисных коммуникаций и управления информацией в работе органов государственной власти. . — СПб.: Питер, 2011. — 288 с.: ил
7. Закаурцева Т, С. Гаврилова. Культурно-социальная интеграция мигрантов в Европейском союзе (На примере Германии, Великобритании, Дании). - МИД РФ, Редакция журнала «Международная жизнь». 2009 - 2017
8. Каширских О. Н. Политические партии Германии в контексте модернизации политической коммуникации. - Полис. Политические исследования. 2009. № 2. С. 108-129
9. Кельнер Х., Зофнер Х.-Г Культурная глобализация в Германии // Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М., 2004.
10. Лукина М. М. Интернет-СМИ: теория и практика : учеб. пособие. — М. : Аспект Пресс, 2013.
11. Малыха Мария Игоревна. Новые вызовы для современной миграционной политики Европейского Союза // Studia Humanitatis. 2015. №4.
12. Мирошниченко А.А. Public relations в общественно-политической сфере. Провинциальная практика. - М.: Экспертное бюро, 1998. - 144 с
13. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. - М.: РОССПЭН, 1998. - 247 с., илл.
14. Рудакова Алевтина Эдуардовна, Гришин Олег Евгеньевич Информационно - коммуникационный базис формирования репутационного капитала государства: технологиче ский аспект // PolitBook. 2015. №2. С.63-73
15. Соловьев А. И. Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 559 с.
16. Улмер Р., Селлнау Т., Сиджер М. Эффективная кризисная коммуникация: от кризиса к возможности/ред. А.А. Киселева; пер.с англ. -Х.: Изд-во Гуманитарный Центр (Науменко А.А.), 2011)
17. Федякин А. В. Зарубежный опыт политики формирования позитивного образа государства: сравнительный анализ теории и практики. — М. : МИИТ, 2009.
18. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 380 с.
На иностранных языках
19. Almond G., Coleman J. The Politics of The Development Areas. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1960. - xii, 591 p
20. Coombs W. T., Holladay S. J. Helping crisis managers protect reputational assets: Initial tests of the situational crisis communication theory // Management Communication Quarterly. 2002. № 16. Р 165-185
21. Coombs. T. Ongoing crisis communication. Planning,managing,and responding. Thousand Oaks: Sage Publications, 2007. P 16.
22. Coombs. T. Ongoing crisis communication. Planning,managing,and responding. Thousand Oaks: Sage Publications, 2007. P. 6.
23. Fink S. Crisis communications. The definitive guide to managing the message. Chicago:McGraw-Hill Education,2013. P 14-16.
24. Habermas J. The theory of communicative action. Cambridge. 2007.512 p.
25. Heider F. Attitudes and cognitive organization // Journal of Psychology. - 1946. - № 21. - P 107-112.
26. Koraeus M. Who Knows? The Use of Knowledge Management in Crisis. Elanders, 2008.
27. Lasswell H. The Uses of Content Analysis Data in Studying Social Change // Science and Culture. - 1967. - Vol. 33. - No 4.
28. Lazarsfeld P., Berelson B., Gaudet H. 1944. The People’s Choice. How the Voter Makes up his Mind in a Presidential Campaign. N.Y.: Columbia University Press, 384 p
29. Lerbinger O. The Crisis Manager: Facing Disasters, Conflicts, and Failures. New York, 2012.
30. Littlejohn R.F. Crisis management and environmentalism: A natural fit// California Management Review. 1994. Vol. 36(2).
31. McCormick S. After the cap: risk assessment, citizen science and disaster recovery. Ecology and society, 2012, vol. 17, no. 4. Available at: http:// www.ecologyandsociety.org/vol17/iss4/art31/ (accessed 13 September 2013)
32. McKinley M. Explaining the Rejection of Data and Intelligence in the Information Age
33. Meyers G.C., Holusha J. When it hits the fan: Managing the nine crises of business. Boston: Houghton Mifflin, 1986.
34. Quarantelli E.L. Disaster crisis management: A summary of research findings//Journal of Management studies. 1998.
35. Reynolds, B., Seeger, M.W. Crisis and emergency risk communication as an integrative framework// Journal of Health Communication. 2005. Vol. 10. P 43-55
36. The Handbook of Crisis Communication / ed. by W.T. Coombs and S.J. Holladay. Southern Gate, UK, 2010
37. Ware B L, Linkugel W A. «They spoke in defense of themselves: on the generic criticism of apologia»// Quarterly Journal of Speech. 1973. Vol.59. 282 p
38. Wiener N. The Human Use of Human Beings: Cybernetics and Society. - Boston: Houghton Mifflin; 2d Ed. Revised; NY: Doubleday Anchor, 1954. - 344 p.
39. Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч.1. - М., 1992. - 121 с.
Электронные ресурсы
40. ANKOMMEN A guide for your first weeks in Germany // [Электронный ресурс] URL: https://ankommenapp.de/?lang=en
41. ARD [Электронный ресурс] URL: http://www.ard.de/home/ard/ guide-for- refugees-wegweiser-fuer-fluechtlinge/Guide for refugees/2214428/ index.html
42. BBC Русская служба [Электронный ресурс] URL: http://www.bbc.com/ russian/news-38886094
43. BERLIN 24.RU // [Электронный ресурс] URL: https://berlin24.ru/ru/news/ tags/Pegida/page/2/
44. BUNDESAGENTUR FUR ARBEIT // [Электронный ресурс] URL: www.arbeitsagentur.de
45. BAMF // [Электронный ресурс] URL: http://www.bamf.de/SharedDocs/ Anlagen/RU/Publikationen/Broschueren/willkommen-in-deutschland- ru.pdf? blob=publicationFile
46. Deutsche Welle // [Электронный ресурс] URL: http://p.dw.com/p/1H9OD
47. DW - Deutsch lernen // [Электронный ресурс] URL: https:// www.facebook.com/dw.learngerman
48. Europe in figures // Eurostat yearbook [Электронный ресурс] URL: http:// www.lpb-bw.de/fluechtlingsproblematik.html
49. Flucht und Asyl // ВРВ[Электронный ресурс] URL: http://www.bpb.de/ politik/grundfragen/informationen-in-leichter-sprache/226092/flucht-und- asyl
50. Fluchtlinge in Deutschland // LPB [Электронный ресурс] URL: http:// www.lpb-bw.de/fluechtlingsproblematik.html
51. For a common European policy on asylum // Bundesprasidialamt [Электронный ресурс] URL: http://www.bundespraesident.de/DE/Home/ home node.html
52. Free hotspots // [Электронный ресурс] URL: http://freie-hotspots.de/
53. JOIN // [Электронный ресурс] URL: http://www.i oin-now.org/ about-j oin/
54. Migration and integration // [Электронный ресурс] URL: http:// www.bmi.bund.de/EN/Topics/Migration-Integration/migration- integration_node.html (дата обращения: 23.04.2017).
55.Sputnik // [Электронный ресурс] URL: https://ru.sputnik.kg/opinion/ 20160419/1024475911.html
56. The Federal Ministry of the Interior // [Электронный ресурс] URL: http:// www.bmi.bund.de/EN/Home/home node.html
57. The Press and Information Office of the Federal Government // [Электронный ресурс] URL: https://www.bundeskanzlerin.de/Webs/BKin/ EN/Homepage/ homepage node.html;jsessionid=77A26894A0820549A271250E4AB899B4 .s2t1
58. The Video Portal of the Federal Employment Agency // [Электронный ресурс] URL: http://www.berufe.tv/en/
59. Unterrichtsmaterial fur Orientierungskurse // [Электронный ресурс] URL; http://www.lpb-bw.de/995 .html? backPID=993&&tt products[product]=3230
60. WDR // [Электронный ресурс] URL: http://reportage.wdr.de/ einj ahrdeutschland-arabisch#14982
61. ZDF // [Электронный ресурс] URL // https://www.zdf.de/suche? q=merkel&sender=alle+Sender&from=&to=&attrs=
62. А. П. Кошкин. Миграционный кризис в Европе // [Электронный ресурс] URL: http://www.rea.ru/ru/Documents/Antiterror/Vestnik6.pdf
63. Е.А. Грызунова. Модели кризисных коммуникаций и управления информацией в работе органов государственной власти. Е.А. Грызунова. Модели кризисных коммуникаций и управления информацией в работе органов государственной власти // [Электронный ресурс] URL: http://www.vestnik.mgimo.ru/razdely/ sociologiya/modeli-krizisnyh-kommunikaciy-i-upravleniya-informaciey-v- rabote-organov
64. Евгений Григорьев. Германия наводит интеграционный порядок // [Электронный ресурс] URL: http://www.ng.ru/world/ 2016-05-27/8 germany.html
65. ИА REGNUM [Электронный ресурс] URL: https://regnum.ru/news/polit/ 2207450.html
66. РИА Новости // [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/world/ 20160712H463921659.html
67. Gosmo.tv // [Электронный ресурс] URL: http://www1.wdr.de/radio/cosmo/ programm/refugee-radio/refugee-radio-112.html
68. Справочник по европейскому законодательству об убежище, границах и иммиграции// [Электронный ресурс] // European Court of Human Rights . 2014. - URL: http ://goo.gl/2D9LNU
69. Федеральное ведомство по вопросам миграции и беженцев // [Электронный ресурс] URL: www.bamf.de/ehegattennachzug