ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
6 ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ
1.1. Развитие глагольного словаря в онтогенезе 6
1.2. Особенности формирования глагольного словаря у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи
13
1.3. Возможности использования рисования в логопедической
работе по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
ГЛАВА II ИЗУЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В
27 ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ
2.1. Исследование уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием
27 речи
2.2 Методические рекомендации по формированию
глагольного словаря у старших дошкольников с общим
36 недоразвитием речи в процессе рисования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных.
Общеизвестно, что глагол является основной любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольного словаря.
Изучением развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии посвящены работы таких ученых как Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Авторы подробно описывают нарушения речи у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Исследование особенностей формирования глагольного словаря на сегодняшний день остается актуальной темой, так как недостаточно хорошо изучена.
Несмотря на большое количество имеющегося опыта по формированию глагольного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи, на сегодняшний день проблема предикативной лексики у данной категории детей себя не исчерпала. Одним из эффективных средств формирования словаря дошкольников является рисование, которое делает деятельность детей интересной, занимательной, выполняющую при этом обучающую функцию.
Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на развитие речи. Продуктивная деятельность благоприятна для развития речи, прежде всего тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами.
Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной нами темы «Формирование глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рисования».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рисования?
Цель исследования - разработать систему логопедической работы по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рисования.
Объект исследования - процесс формирования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рисования.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему формирования глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рисования.
2. Изучить уровень сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рисования.
Теоретико-методологической основой явились работы по изучению особенностей лексики детей с ОНР и созданию методик коррекционной работы О.Н. Громовой, Л.П. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, разработки методов словарной работы М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 14 «Золотой ключик»
г.Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы и сложившейся практики работы логопедов в детских садах показывает, что у детей старшего дошкольного возраста все чаще имеются нарушения речи связанные c формированием глагольного словаря. Это вызывает необходимость поиска направлений и приемов логопедической работы по предупреждению у детей дошкольного возраста возможных лексико-грамматических нарушений на уровне глагольной лексики.
Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Учитывая то, что наиболее эффективное усвоение детьми словаря происходит в дошкольном возрасте, именно в этот период необходимо вести работу по формированию глагольной лексики.
Трудности в накоплении словарного запаса ярко проявляются у детей с общим недоразвитием речи. Так, у данной категории детей в системе речевого нарушения отмечаются специфические трудности в формировании глагольного словаря. У детей с ОНР 1 уровня речевого развития словарный запас резко отстает от нормы, глагольный почти отсутствует, характерны лексические замены. Словарь детей с ОНР 2 уровня речевого развития значительно отстает от нормы, словарь действий особенно ограничен. При ОНР 3 уровня речевого развития словарный запас значительно возрастает, однако характерно неточное употребление глаголов, страдает навык их словообразования. Значительные трудности вызывает употребление глагола в переносном значении. В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения. Замены глаголов являются особенно стойкими, некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны и несущественные - с другой, а также выделять оттенки значений. Самые большие трудности вызывает у детей с ОНР группировка глаголов, а также вызывает трудности использование глаголов в переносном значении, многозначных слов; ограничение в подборе синонимических рядов, слов с противоположным значением, родственных слов.
Наше исследование состояло из двух этапов:
1 этап - выявление уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
2 этап - предложить методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рисования.
Исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 «Золотой
ключик» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста с заключением ПМПК «Общее недоразвитие речи». Список детей представлен в приложении 1.
Для исследования уровня сформированности глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы апробировали методику О.Б. Иншаковой. Содержательную основу эксперимента составили следующие задания: «Кто больше назовёт действий?»; «Придумай свои варианты слов»; «Кто как голос подает?»; «Кто что делает?»; «Скажи наоборот»; «Скажи слова приятели».
Исследование уровня сформированности глагольной лексики у дошкольников с ОНР показал, что для детей данной категории характерен низкий уровень, который составил 75%, средний уровень составил 25%.
Нами предложены методические рекомендации по формированию глагольного словаря у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе рисования. При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. Логопедическую работу необходимо
49 осуществлять поэтапно: 1 этап - подготовительный, 2 этап - основной, 3 этап - заключительный. Нами предложены задания для каждого этапа.
1. Алябьева, Е.А. Развитие глагольного словаря у детей с речевыми нарушениями [Текст]. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов [Текст] / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с.
3. Бельтюков, В.И., Салахова, А.Д. Об усвоении ребенком звуковой (фонемной)
системы языка [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.twirpx.com/file/257035/
4. Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. Дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
5. Гагарина, Н.В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи [Текст]. - СПб.: Наука, 2008. - 275 с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Питер, 2009. - 458 с.
7. Жаренкова, Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с ОНР [Текст] // Хрестоматия по логопедии: В 2 т. Т. II /Под. ред. Л. С. Волковой. - М.,1997. - 53с
8. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи [Текст]. - Екатеринбург,
2006. - 316 с.
9. Жукова, Я.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]. - М., 1990. - 165 с.
10. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст]. - Новосибирск, 1997. - 145 с.
11. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда 2-е изд. испр. и дополн [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 279 с.
12. Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
13. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психогии и социальной работе [Текст]. - СПб. - Речь, 2007. - 336с.
14. Ковшиков, В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой
деятельности [Текст]. - М.: Астрель, 2007. - 224 с.
15. Кроткова, А.В., Дроздова, Е.Н. Особенности формирования лексико¬
грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 26-34
16. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики [Текст]. - М.: Смысл, 2003. - 287 с.
17. Макерова, О.А. Формирование активного словаря ребенка с ОНР [Текст]// Логопед. - № 4. - 2012. - С.34-37
18. Мальковая, О.Н. Использование рисования в работе учителя-логопеда в рамках интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО // Инфоурок (Раздел «Логопедия») [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-risovaniya-v-rabote-uchitelyalogopeda-v-ramkah- integracii-obrazovatelnih-oblastey-v-sootvetstvii-s-fgos-do-724614.html
19. Милютина, Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова [Текст] // Логопед в детском саду. - 2009. - № 8 (43). - С. 22¬27.
20. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-
методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256 с
21. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие [Текст] / ред. Р. Е. Левина. - М.: АльянС, 2013. - 367 с.
22. Павлова, И. Ю. Развитие и обогащение лексики у детей дошкольного возраста [Текст] // Молодой ученый. - № 4. - 2012. - С. 21-27.
23. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]. -Ростов-на-Дону: Феникс,
2007. - 212 с.
24. Правдина, О.В. Логопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0001/index.shml
25. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников” Учебно¬
методическое пособие [Текст]/ Под редакцией Волосовец Т.В. - М., 2002. - 143 с.
26. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.mgppu.ru
/opacunicode/index.php?url=/auteurs/view/3702/source:defautt
27. Смирнова, Т.Н. Формирование глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.docme.ru/doc/18822/smimova-t.n.-formirovanie-glagol._nogo- slovarya-u-detej-...
28. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) [Текст]. - М. : Классикс стиль, 2003. - 160 с.
29. Спирова, Л.Ф., Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием [Текст]. - М., 2004. - 164 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М: Перспектива, 2014. - 32с.
31. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]. - М., 2011. - 225 с.
32. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]. - М., 1999. - 232 с.
33. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст]. - М.: Владос, 1991. - 268 с.
34. Флерова, Ж.М. Логопедия [Текст]. - Ростов н/Д:Феникс, 2000. - 432 с.
35. Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах: Уч. пос.Т.1 [Текст]/Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстовой. - Мн.: ВЛАДОС,1997. - 345 с.
36. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2000. -240 с.
37.Чистякова, И.А. Формирование грамотной фразы у дошкольников [Текст]. - СПб.: КАРО, 2005. - 101 с
38. Чистякова, И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников [Текст]/ И.А. Чистякова. - СПб: Каро, 2005. - 121 с.
39. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие [Текст] / Составление К.Ф. Седова. -М.: Лабиринт, 2004. - 330 с
40.Эльконин, Д.Б. Детская психология Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст]. - М.: Академия, 2007. - 384 с.