ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АУДИРОВАНИЮ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ 6
1.1. Краткая психологическая характеристика аудирования 6
1.2. Особенности обучения аудированию в старших классах в школе 8
1.3. Трудности, возникающие в процессе аудирования, и пути их
преодоления 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ В ШКОЛЕ 23
2.1. Материалы СМИ и особенности их применения при обучении
аудированию 23
2.2. Виды упражнений по развитию навыков аудирования с использованием материалов СМИ на уроках в школе с углубленным изучением английского
языка 34
2.3. Фрагмент урока по аудированию с использованием англоязычных
СМИ 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Одним из наиболее важных навыков при обучении иностранному языку является способность воспринимать иноязычную речь на слух, адекватно реагировать на услышанное и извлекать необходимую информацию. Еще несколько лет назад в школах наибольшая часть времени отводилась на обучение письму, говорению, чтению, а аудирование незаслуженно считалось побочным продуктом говорения и отодвигалось на второй план. Но в реальных ситуациях общения человек, который в течение нескольких лет отрабатывал исключительно навыки чтения и письма, оказывался совершенно беспомощным, столкнувшись со звучащей иноязычной речью. Вышеизложенное противоречие привело к формулировке проблемы, суть которой заключается в том, как и каким образом должно быть организовано обучение, направленное на формирование личности обучающихся, на раскрытие их способностей, а также готовности к жизни в современном мире.
Сегодня значимость аудирования как вида речевой деятельности значительно возросла. Это связано с развитием международных отношений и интеграцией России в международное образовательное пространство. Благодаря прогрессу в области информационно-коммуникативных технологий при обучении аудированию могут быть использованы современные, высокотехнологичные средства обучения, например, всем известные и доступные средства массовой информации (СМИ).
Основными преимуществами использования СМИ при обучении аудированию на иностранном языке являются аутентичные материалы и их доступность в современных условиях преподавания. Недостаточная изученность материалов СМИ, подходов и стратегий обучения учащихся аудированию, с одной стороны, и важность данного вида деятельности - с другой, обуславливают актуальность нашей работы.
Новизна данного исследования заключается в попытке проанализировать текстовый материал и разработать тренировочные задания, которые можно применить для подготовки к единому государственному экзамену по иностранному языку, а именно к части «Аудирование», построенные с учетом дидактических возможностей таких электронных СМИ, как радио и телевидение.
Объектом исследования является процесс обучения аудированию в старших классах школ с углубленным изучением английского языка.
Предметом исследования являются материалы средств массовой информации и их использование в обучении аудированию на старшем этапе в школе.
Цель дипломной работы - изучить особенности материалов СМИ и работы с ними при обучении аудированию в старших классах школ с углубленным изучением английского языка.
Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить и обобщить теоретический материал по имеющейся проблеме, раскрыть понятие аудирования;
2. проанализировать материалы СМИ и особенности их использования в процессе обучения иностранному языку;
3. проанализировать УМК по английскому языку для учащихся 11-го класса на предмет заданий, направленных на обучение аудированию;
4. разработать задания для подготовки к ЕГЭ для учащихся 11-го класса на материале СМИ;
5. разработать фрагмент урока по аудированию с использованием англоязычных СМИ.
В соответствии с поставленными целью и задачами исследования в данной дипломной работе использованы следующие методы исследования: анализ методической, педагогической, психологической, лингвистической литературы по выбранной проблеме, как отечественных, так и зарубежных авторов; обобщение практического опыта работы; разработка заданий и упражнений с использованием материалов СМИ.
Теоретическую базу исследования составили работы таких отечественных методистов, занимающихся проблемами обучения аудированию, как: Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, Н.В. Елухина, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов и многие другие. В ходе написания работы также были изучены труды зарубежных авторов G. Buck, K. McCaughey, K. Richards.
Практическая значимость дипломной работы состоит в возможности применения полученных результатов исследования в педагогической практике, а именно, при разработке уроков, факультативных занятий, направленных на развитие навыков аудирования и подготовки к единому государственному экзамену в старших классах школ с углубленным изучением английского языка.
Результаты исследования были апробированы на 62-ой научной студенческой конференции (19 апреля 2019 г., Таганрог, ТИ имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ «РИНХ», факультет иностранных языков).
Дипломная работа состоит из двух частей, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На современном этапе, использование компьютерных технологий и Интернета играет важную роль в обучении английскому языку, но несмотря на это проблема эффективности обучения аудированию по-прежнему остается одной из наиболее актуальных. Каждый практикующий педагог использует в своей работе те методы и приемы, которые кажутся ему наиболее действенными. В рамках нашего исследования, целью которого было изучение особенностей материалов подкастов, видео и аудиотекстов СМИ, их использования при обучении аудированию на старшем этапе таким образом, чтобы выпускники могли справиться с частью «Аудирование» на экзамене. Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
Проанализирован и обобщен теоретический материал по проблеме обучения аудированию на старшем этапе школ с углубленным изучением АЯ. Аудирование может выступать в качестве цели обучения и в качестве средства обучения другим видам речевой деятельности (говорению, чтению, письму). В связи с этим хочется подчеркнуть значимость аудиоматериалов СМИ разной тематической направленности, которые могут помочь решить комплексные задачи обучения.
Были выделены типичные трудности при обучении аудированию, как одному из наиболее сложных видов речевой деятельности и предложены возможные пути их преодоления.
В ходе исследования были отобраны и проанализированы материалы англоязычных СМИ, которые могут быть включены в урок английского языка в качестве дополнения к аудиокурсу УМК. Трудности, которые были выявлены при анализе, снимаются посредством комплекса предтекстовых упражнений.
Технология работы с аудио- и видеоматериалами СМИ практически не отличается от технологии работы с обычным аудиотекстом из учебника. Она также требует четкой последовательности в деятельности учителя и обучающихся: учитель отбирает аутентичный аудиотекст, соответствующий возрастным особенностям учеников и их уровню владения АЯ, анализирует его на наличие в нем лингвистических трудностей, подбирает или разрабатывает самостоятельно задания, затем работа над аудиотекстом проводится в три этапа: до прослушивания, во время прослушивания и после.
Анализ УМК для 11-х классов школ с углубленным изучением английского языка показал, что упражнения по аудированию, предложенные авторами, полностью или частично совпадают с форматом заданий, представленных на ЕГЭ в части «Аудирование», но в них наблюдается дефицит или даже полное отсутствие материалов радио- и телепередач, новостных репортажей и тд.
В связи с этим нами была предложена система упражнений для работы с аудио- и видеоматериалами СМИ, приведены примеры упражнений для более глубокого понимания текста и снятия трудностей перед его прослушиванием.
Материалы СМИ безусловно обладают огромным лингводидактическим потенциалом, что обуславливается их доступностью, многократностью применения в любое удобное время, разнообразием тем, вызывающих интерес учащихся данного возраста и т.д. Однако использование подобных материалов требует от учителя огромных временных затрат на подготовку, а от обучающихся — высокого уровня владения ИЯ и мотивации. Следовательно, материалы СМИ вряд ли могут быть задействованы на каждом уроке, но они прекрасно подойдут для факультативных занятий. С их помощью возможно:
• повысить уровень мотивации учащихся;
• познакомить с аутентичным языком;
• получить дополнительные сведения о стране изучаемого языка;
• создать основу для дальнейшей самостоятельной работы учащихся.
1. Российская Федерация. Федеральный Закон от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.05.2019) "О средствах массовой информации" [Текст]: офиц. текст. / Собрание законодательства Российской Федерации. - Москва: Маркетинг, 2019. - 23 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Текст]: офиц. текст. / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2012.
3. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - Москва: Издательство ИКАР. - 2009. - 448 с.
4. Афанасьева, О.В. Английский язык 11 класс [Текст] : учеб. для шк. с углубл. изучением англ. яз., лицеев и гимназий : профил. Уровень / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. - Москва: Просвещение. - 2008. - 253 с.
5. Баранова, К.М. Английский язык. 11 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углуб. изучением англ. яз. / К.М. Баранова, Д. Дули, В.В. Копылова. - Москва: Просвещение, 2011. - 200 с.
6. Бим, И. Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач. Общая методика обуч. иностр. яз. [Текст] : Хрестоматия / И.Л. Бим - Москва: Русский язык, 1991.— С. 99-111.
7. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] : учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез. - 3-е изд., стер. - Москва: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
8. Говорун, С.В. Стратегии учебного аудирования [Текст] / С.В. Говорун // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 5 (47): в 2-х ч.
Ч. I. - C. 76 - 81.
9. Гутарева, Н. Ю. Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе [Текст] / Н.Ю. Гутарева // Молодой ученый. — 2015. - №8. - С. 912 - 914.
10. Дугарцыренова, В.А. «Подкастинг в обучении иностранным языкам: дидактические особенности, возможности и проблемы (на материале английского языка)» [Текст] / В.А. Дугарцыренова // Иностранные языки в школе. - 2013. - №3. - С. 9 - 16.
11. Елухина, Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления [Текст] / Н.В. Елухина. - Москва: Русский язык, 1991. - 360 с.
12. Загорулько, Н.А. Инновационные стратегии аудирования как условие оптимизации иноязычного образовательного процесса [Текст] / Н.А. Загорулько // Английский язык. Всё для учителя. - 2016. - №2(50). - С. 2 - 8.
13. Захарова, О.Ю. Этапы и содержание обучения учащихся старших классов с углубленным изучением английского языка аудированию аутентичных текстов-интервью [Текст] / О.Ю. Захарова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №55. - С. 376 - 380.
14. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку [Текст] / И. А. Зимняя
- Москва: Просвещение, 1991. - 222 с.
15. Климентенко, А.Д. Содержание обучения иностранным языкам в средней школе: организация речевой деятельности [Текст] / [А. Д. Климентенко, М. Л. Вайсбурд, М. Е. Брейгина и др.] ; под ред. А. Д. Климентенко. - Москва: Педагогика, 1984. - 144 с.
16. Кривошлыкова, Л.В. Психологические основы современной методики обучения английскому языку [Текст] / Л.В. Кривошлыкова, А.В. Пушкина // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». - 2011.
- № 2. - С. 68 - 73.
17. Мезенцева, Е.М. Сущность иноязычной коммуникативной компетенции и особенности ее формирования при обучении иностранному языку в сельскохозяйственном вузе [Текст] / Е.М. Мезенцева // Символ науки. - 2017. - Т.1 В.2. - С 159-162.
18. Миньяр-Белоручев, Р.К. Общая методика обучения иностранным языкам [Текст] / Р.К. Миньяр-Белоручев. - Москва: Просвещение, 1991. - 361 с.
19. Осадчая, Т. Ю. Современные подходы к обучению аудированию на занятиях по иностранному языку в вузе [Текст] / Т.Ю. Осадчая // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 206 - 210.
20. Сухова, Е. Д. Отбор звучащих текстов: трудности аудирования [Текст] / Е.Д. Сухова // Альманах современной науки и образования. - 2007. - № 3 (3): в 3-х ч. Ч. II. - C. 205-208.
21. Шатилов, С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. Яз.» / С.Ф. Шатилов. - 2-е изд., дораб. - Москва: Просвещение, 1986. - 223 с.
22. Яковлева, О.И. Методические аспекты обучения аудированию [Текст] / О. И. Яковлева // Гуманитарные науки. - 2012. - №2(6). С. 72 - 76.
23. Агеева, Н. В. Развитие познавательной активности студентов как способ преодоления психологических барьеров при аудировании [Электронный ресурс] / Н.В. Агеева // Язык и культура. - 2008. - №2. - C. 65 - 73. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-studentov-kak- sposob-preodoleniya-psihologicheskih-barierov-pri-audirovanii. - Дата обращения: 07.04.2019.
24. Малыгина, Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию [Электронный ресурс] / Е.В. Малыгина // Молодой ученый. - 2010. - №7. - С. 283-287. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/18/1824/. - Дата обращения: 08.05.2019.
25. Останин, Л.С. Специфика и тенденции развития электронных СМИ в России [Электронный ресурс] / Л.С. Останин // Коммуникации и связь. - Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/c7cYr_XiG9M.html. - Дата обращения: 27.04.2019.
26. Buck, G. Assessing listening [Текст на англ. языке] / Buck, G. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - P. 274.
27. Dummett, P. Keynote Intermediate Student's book [Текст на англ. языке] / P. Dummett; H. Stephenson; L. Lansford. - National Geographic Learning, 2015. - P. 176.
28. Dummett, P. Keynote Upper-Intermediate. Student's Book [Текст на англ. языке] / P. Dummett; H. Stephenson; L. Lansford. - National Geographic Learning, 2016. - P. 183.
29. Jegede, F. What I've learned from my autistic brothers [Электронный ресурс]
// TED. - 2012. - Режим доступа:
https://www.ted.com/talks/faith_jegede_what_i_ve_learned_from_my_autistic_broth ers. - Дата обращения: 05.05.2019.
30. Humpback whale song changes every few years [Электронный ресурс] // BBC.
- 2018. - Режим доступа: https://www.bbc.com/news/uk-scotland-edinburgh-east- fife-46289589. - Дата обращения: 15.05.2019.
31. McCaughey, K. What makes a great listening task. [Электронный ресурс] //
Shaping the way we teach English webinar. - 2010. - Режим доступа:
http://kamts1.kpi.ua/en/node/409. - Дата обращения: 05.04.2019.
32. Parents risk jail for raising children as vegans [Электронный ресурс] //
Breaking News English. - 2004-2019. - Режим доступа:
https://breakingnewsenglish.com/1905/190519-veganism-5l.html. - Дата обращения: 10.05.2019.
33. Rees, G. Pre-listening activities [Электронный ресурс] / G. Rees // British Council. - 2003. - Режим доступа: https://www.teachingenglish.org.uk/article/pre- listening-activities. - Дата обращения: 13.05.2019.
34. Royal baby: Meghan gives birth to boy, Harry announces [Электронный ресурс] // BBC. - 2019. - Режим доступа: https://www.bbc.com/news/uk-48178229.
- Дата обращения: 20.05.2019.
35. Simpson, J. Oxford English Dictionary [Электронный ресурс] / J. Simpson, E. Weiner, M. - Oxford: Oxford University Press. - 2019. - Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/definition/podcast. - Дата обращения: 10.04.2019.