Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственная демографическая политика и ее реализация в регионе (па примере Челябинской области)

Работа №66005

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
349
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Демографическая политика: сущность, роль и факторы ее
определяющие 8
1.2 Инструменты реализации демографической политики 18
1.3 Подходы к оценке эффективности демографической политики 21
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ демографических процессов в Челябинской области 28
2.2 Оценка реализации государственной демографической политики в
Челябинской области 44
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Направления совершенствования государственной демографической
политики 58
3.2 Оценка эффективности реализации мероприятий по повышению
устойчивого развития сельских территорий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ПРИЛОЖЕНИЯ


В последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны и в России в целом. По сути, Россия столкнулась с ужасающим по своим масштабам и приближающимся последствиям глобальным кризисом. В настоящее время демографическая ситуация в России стала одной из самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества. Стало очевидно, что демографический кризис не решится сам собой и даже если прилагать значительные усилия в области выхода из кризиса, результат будет достигнут по прошествии многих лет или десятилетий. Это говорит об актуальности темы работы.
Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что процесс депопуляции усилился из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей), в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.
Цель данного исследования заключается в анализе проблем демографии и выявлении факторов, влияющих на демографическую политику в целом и в частности, в Челябинской области.
Объектом работы является государственная демографическая политика.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является государственная демографическая политика и ее реализация в Челябинской области.
Задачи исследования:
- определить сущность демографической политики, роль и факторы ее определяющие;
- выявить инструменты реализации демографической политики;
- Рассмотреть подходы к оценке эффективности демографической политики
- проанализировать демографическую ситуацию в Челябинской области;
- дать оценку реализации государственной демографической политики в Челябинской области
- разработать направления совершенствования государственной демографической политики в регионе.
В России в последние годы ведутся достаточно продуктивные научные исследования по проблеме демографии России и связанной с ней тематике.
Появились новые монографии, коллективные сборники, статьи в этой области исследований, среди которых работы известных российских ученых: П. М. Глазовского, Я.М. Бергера, А.П. Дубнова, Н.Я. Бичурина, К.В. Елисеевой, И.А. Косыревой, В.Л. Соколиной, Ли Вей др.
В большинстве теоретических и эмпирических разработок российских ученых по проблемам демографического развития внимание также фокусируется, как правило, демографической политике нашей страны.
Несмотря на плодотворную разработку отечественными и зарубежными учеными теоретических и методологических основ данной проблемы и определенные успехи в практической ее реализации в некоторых странах и регионах, ряд проблем перехода к устойчивому развитию как на глобальном, так на региональном и локальном уровнях остаются нерешенными.
Недостаточно полно разработаны проблемы рационального стимулирования рождаемости в России, требуют решения вопросы оценки эффективности различных подходов, методов и инструментов такого стимулирования.
Источники для написания работы подобраны с учетом отражения различных точек зрения на исследуемую проблему, ими послужили: базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных авторов, статьи в специализированных и периодических изданиях, посвященных данной тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: содержательный анализ научных источников, включая
диссертационные исследования, учебных и учебно-методических
материалов, системный анализ; математическая обработка
экспериментальных данных; сравнение, обобщение.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (семи параграфов), заключения, списка используемой литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования. В первой главе говорится о сущности и инструментах реализации демографической политики, рассмотрены основные подходы к оценке эффективности демографической политики. Во второй главе дается анализ демографической политики в Челябинской области и представлена оценка реализации государственной демографической политики в Челябинской области. Третья глава посвящена разработке направлений совершенствования государственной демографической политики в регионе. В заключении сформулированы основные выводы. В конце работы приведен список использованных источников информации, имеется приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания работы были выявлены тенденции развития современной демографической ситуации в России и Челябинской области, для чего был проведен анализ официальных статистических данных Челябинского областного комитета государственной статистики, включая расчетные показатели министерства здравоохранения и социальной поддержки Челябинской области.
Оценка эффективности демографической политики строится на следующих подходах:
- выявлении собственно демографической эффективности, при которой оцениваем степень достижения поставленных демографических целей (сокращение убыли населения, создание предпосылок для стабилизации численности населения, оптимизация возрастно-половой структуры, снижение смертности и рост продолжительности жизни, увеличение рожда¬емости и укрепление семьи, рационализация внутренней внешней миграции и т.п.);
- выявлении экономической эффективности (изменение в численности, структуре и территориальном распределении трудовых ресурсов, изменение иждивенческой нагрузки, сокращение безработицы, сокращение экономических потерь от заболеваемости и преждевременной смертности и т.п.);
- выявлении социальной эффективности (повышение престижа семьи и детей в обществе, выравнивание условий для содержания и воспитания детей в семьях разных социальных групп и т.п.);
- выявлении гендерной эффективности (гендерная симметричность реализуемых мер, соблюдение принципа равных прав возможностей для мужчин и женщин и т.п.).
Среди факторов, оказывающих влияние на динамику демографических процессов - экономических, социальных, природно-климатических, психологических, национального состава, религиозных и правовых норм и т.п. - особую, фундаментальную роль играют именно социально¬экономические факторы. Изучив теоретические основы формирования государственной демографической политики сформирован алгоритм анализа демографической ситуации в Челябинской области:
1. Проведем анализ абсолютных показателей (численность населения, уровень естественного прироста, численность рожденных и умерших, миграционное сальдо);
2. Проведем анализ относительных показателей (коэффициент рождаемости и смертности, коэффициент естественного прироста, темпы роста и прироста);
3. Рассмотрим направления в области совершенствования демографической политики.
Анализ современной демографической ситуации по Челябинской
области, позволяет выделить следующие положительные тенденции:
Анализ численности постоянного населения Челябинской области
показывает:
- сокращение численности населения Челябинской области;
- рост численности городского населения и сокращение сельского населения.
- миграционный поток стабилизирует сокращение численности населения Челябинской области.
Анализ относительных показателей показывает:
- рост коэффициента рождаемости населения области с 13,1 до 13,6
- уменьшение коэффициента смертности населения области с 14,4 до 14,2;
- имеет место тенденция уменьшения общего коэффициента
естественного прироста с -1,3 до -0,6.
- общий коэффициент механического прироста (миграции) вырос с 1,06 до 1,89,
- коэффициент роста населения незначительный, составляет 0,988; 0,999 и 0,988 соответственно в 2012-2014 гг.
Челябинская область вошла в число регионов - лидеров по динамике улучшения демографической ситуации. Один из ключевых факторов - повышение рождаемости, которое год от года регистрируется в более высоком процентном отношении в сравнении с предыдущими периодами: в 2012-2014 гг. число родившихся неуклонно растёт.
Существенно подняли данный показатель меры социальной поддержки регионального и федерального уровня, в числе которых - материнский капитал.
Несмотря на принимаемые меры, сохраняется комплекс проблем в области формирования региональной демографической политики, во многом связанных с ситуацией, сложившейся в стране.
Проведенный анализ демографических процессов в регионе позволил выявить наиболее существенные проблемы воспроизводства населения Челябинской области, сформулировать основные направления деятельности по корректировке и повышению эффективности проводимой в области социально-демографической политики. Результаты исследования могут быть использованы государственными структурами различного уровня при разработке и проведении в жизнь мероприятий региональной демографической политики, учитывающей особенности социально¬экономического развития и специфику области.
Опыт решения демографической проблемы, улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности; повышения престижности проживания в сельской местности; повышения уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности в Костромской области показывает эффективность реализации территориальных государственных программ и в Челябинской области.
В работе выявлены направления совершенствования демографической политики в Челябинской области:
Мероприятия по повышению устойчивого развития сельских территорий Челябинской области:
1. Экономические:
- обеспечение улучшения жилищных условий в сельской местности;
- финансирование приоритетных направлений развития сельских территорий;
- сохранение и рациональное использование земель
сельскохозяйственного назначения;
- создание мини-предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции;
- продвижение на потребительский рынок продукции производства местных товаропроизводителей;
- привлечение инвестиций в виде льгот и иных видов государственной поддержки;
- создание условий для повышения территориальной мобильности населения;
- формирование технологического и научно-технического потенциала; • стимулирование различных форм интеграции; • совершенствование системы оплаты труда;
- развитие ярмарочной торговли;
- внедрение передовых технологий.
2. Социальные:
- улучшения социальной инфраструктуры и охраны здоровья;
- улучшение качества образования сельского населения и поддержка молодых специалистов;
- предоставление государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
- улучшение материально-технического состояние объектов здравоохранения;
- увеличение числа дошкольных и дневных общеобразовательных учреждений.
3. Экологические:
- усилить контроль за планово-регулярной системой сбора и вывоза бытовых отходов;
-• увеличение природоохранных мероприятий.
4. Институциональные:
- преодоление информационной изолированности;
- усиление контроля и ответственности за нарушение правовых норм; •стимулирование инновационной деятельности предприятий;
- увеличение доступа предприятий к финансово-кредитным ресурсам;
- преодоление рыночных барьеров;
- создание и развитие информационно-консультационных центров.
Реализация организационных мероприятий по повышению устойчивого развития сельских территорий в Челябинской области будет способствовать:
1) улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, в том числе молодых семей и молодых специалистов, строительству жилья в сельской местности, созданию условий для повышения престижности проживания в сельской местности, уменьшению оттока сельского населения в город, формированию эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, развитию рынка труда, росту уровня жизни тех, кто живет в сельской местности;
2) наращиванию повышению уровня газификации жилищного фонда для удовлетворения коммунально-бытовых потребностей как работников сельскохозяйственных организаций, так и членов их семей.
Успешная реализация организационных мероприятий по повышению устойчивого развития сельских территорий в Челябинской области позволит обеспечить значительный социально-экономический эффект:
1) сокращение уровня миграции сельского населения;
2) увеличение продолжительности жизни;
3) увеличение рождаемости;
4) увеличение количества и закрепление молодых специалистов и трудоспособных кадров для работы на сельских территориях;
5) снижение затрат на завоз топлива, заготовку дров, эксплуатационных затрат по инфраструктуре теплоснабжения и энергоснабжения, улучшение экологической обстановки (сокращение вырубки лесов, уменьшение завоза привозного топлива (уголь) и, как следствие, уменьшение вредных выбросов в атмосферу);
6) создание в сельской местности благоприятных условий для проживания;
7) снижение уровня миграции сельского населения.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г) // Российская газета. - 1993.- 25 декабря.
2. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2009 года, № 62-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011.- №2221
3. Указ Президента РФ "О проведении в Российской Федерации Года семьи" (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2011 г. № 1405-р) // Собрание законодательства РФ. - 2011.- №2221
4. Социальная поддержка инвалидов на 2011-2015 годы: Постановление
Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. №832 //
Собрание законодательства РФ. - 2011.- №2244
5. Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и
их незаконному обороту на 2012-2015 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. №561 // Собрание
законодательства РФ. - 2012.- №2221
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. №172 (Дети России" на 2007-2010 годы)
7. Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2012-2015 годы): Распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2006 г. № 1706-р // Собрание законодательства РФ. - 2012.- №2221
8. Концепция демографической политики в Челябинской области на период до 2015 года: Постановление Правительства Челябинской области от 23 августа 2002 года № 77-П // http://pravmin74.ru/postanovleniya-pravitelstva
9. Концепция развития системы социального обслуживания населения Челябинской области до 2010 года: Постановление Правительства области от
25 мая 2012 г. № 125-П ((с изм. на 4 апреля 2015 г) //
http://pravmin74.ru/postanovleniya-pravitelstva
10. Концепция семейной политики Челябинской области на 2012-2015 годы: Постановление Правительства области от 26 декабря 2005 г. № 447-П http://pravmin74.ru/postanovleniya-pravitelstva
11. Концепция развития здравоохранения в Челябинской области на 2012¬2015 годы: Постановление Правительства области от 30 января 2011 г. // № 9-П http: //pravmin74.ru/po stanovleniya-pravitel stva
12. Концепция демографического развития в Российской Федерации на период до 2015 года // http://base.consultant.ru
13. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 годаhttp://base.consultant.ru
Научная, учебная справочная литература:
17. Анализ положения детей в Российской Федерации (при поддержке Института экономики города, г. Москва.). -Народонаселение. 2014. - № 4.-С. 89-111.
18. Андрюшина Е.В. Рождаемость и общественное здоровье // Народонаселение. 2014. № 2.С. - 77.
19. Антонова О.И. Региональная дифференциация смертности от внешних причин / О.И. Антонова // Вопросы статистики. - 2014. - № 10. - С. - 22
20. Арская Л.П. Социальное будущее России: идеи и перспективы / Л.П. Арская // Социологические исследования. - 2014. - № 3. - С. - 134
21. Багдасарян В. "Русский крест" / В. Багдасарян // Наш современник. -
2012. - № 11. - С.121
22. Бреева Е.Б. Основы демографии: учеб.пособие / Е.Б. Бреева, 2014. - С.
- 387
23. Вишневская Н.Т. Демографическая политика в развитых странах: социально-экономические проблемы рождаемости / Н.Т. Вишневская // Труд за рубежом. - 2014. - № 1. - С. - 225
24. Галимов Ш. Вымирающий пол - иллюзия или реальность? Заседание экспертного совета Комитета Совета Федерации по социальной политике и "круглый стол" на тему "Государственная политика в охране репродуктивного здоровья населения" // Народонаселение. 2014. -№ 4.С. 89¬94
25. Горелкина О.Б. Микроанализ рождаемости в России: роль
неэкономических факторов / О.Б. Горелкина // Прикладная эконометрика. - 2014. - № 1. - С. - 74
26. Громыко Г.Л. Анализ некоторых аспектов демографического развития Орловской области / Г.Л. Громыко, И.В. Смагина // Вопросы статистики. - 2014. - № 4. - С. - 57
27. "Демография - главный национальный проект России" (доклад Г еннадия Семигина на заседании Народного правительства) // Политический журнал. - 2014. - №41, С. 95-155
28. Демографический ежегодник России: Статистический сборник
Госкомстата России 2012 г., С. - 59
29. Демографический ежегодник России: Статистический сборник / Госкомстата России 2013 г. - С.90-99
30. Демографический ежегодник России: Статистический сборник
Госкомстата России 2014 г., С. 59-90
31. Демография региона и демографическая политика: учеб. - метод. пособие / Уральск. акад. гос. службы им. П.А. Столыпина, 2014. - 244 с.
32. Демография: учеб. Пособие / под ред. В.Г. Глушковой, 2014. - 374 с.
33. Естественное и миграционное движение населения Челябинской области за 2014 год. Статистический бюллетень / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области - Челябинск, 2014. - 694 с.
34. Жгун А.Ю. Политические аспекты регионального уровня демографического развития. М.: Социально-гуманитарные знания, 2013., - 294 с.Журнал "Вопросы статистики" н. - инф. Москва - 2005 №11. -С.199-201.
35. Иванова Е.И. Воспроизводство трудоспособного населения России как объект демографической политики / Е.И. Иванова // Федерализм. - 2014. - № 4.- С. 116-199
36. Информационно - методический демографический бюллетень. Челябинск, 2006
37. Каймакова М. Социально-демографические проблемы сельских муниципальных образований / М. Каймакова // Экономист. - 2014. - №5. - С. - 65
38. Кислицына О.А. Социально-экономические детерминанты здоровья россиян // Народонаселение. 2014. № 2.С. - 17.
39. Кочетов А.Н. Состояние и тенденции демографического развития (на примере Челябинской области). - Челябинск: ООО "Печатный мир", 2014. С¬148.
40. Короп Е.А. Демография в РФ // Профиль. - 2012. - №46, С.132
41. Кривошейко С.Н. Люди - будущее страны // Социальная защита. -
2013. №1, С. - 150
42. Октябрьский П.Я. Население России // Отечественные записки. 2014. № 4.С. - 111.
43. Октябрьский П.Я. Россия сегодня: проблемы демографии // Вопросы статистики. - 2014. - № 4. - С.44
44. Октябрьский П.Я. Приоритетные национальные проекты // Социальная защита. - 2013. №1, С. - 150
45. Рыбаковский О.Л. Система показателей межрегионального миграционного обмена // Народонаселение. 2014. № 2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ