"ЖЕНЩИНЫ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛКИ" В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
|
Введение 3
Глава 1. Исторические условия формирования нового типа личности «женщины-интеллектуалки» в России в конце XIX - начале XX века
1.1 Критерии соотнесения женщин к новому типу личности - «интеллектуалок» 18
1.2 Факторы, влиявшие на формирование эмансипированной женщины в
России в конце XIX - начале XX века (на примере российской провинции) 26
Глава 2. Врачебная и фельдшерско-акушерская служба женщин в российской провинции в конце XIX - начале XX в.
2.1 «Медички» как олицетворение нового типа русских «женщин- интеллектуалок» 36
2.2 Медицинская служба «женщин-интеллектуалок» в провинции в конце
XIX - начале XX века 47
2.3 Социальные проблемы и потребности женского медицинского персонала
в конце XIX - начале XX века 54
Глава 3. «Женщины-интеллектуалки» в системе образования в русской провинции в конце XIX - начале XX века
3.1 Учительницы в системе социальных отношений в русской провинции в
конце XIX - начале XX века 64
3.2 Социальная активность женщин, занятых в системе образования, в общественной жизни Курской губернии в конце XIX - начале XX века
81
Заключение 94
Источники и исследования 97
Глава 1. Исторические условия формирования нового типа личности «женщины-интеллектуалки» в России в конце XIX - начале XX века
1.1 Критерии соотнесения женщин к новому типу личности - «интеллектуалок» 18
1.2 Факторы, влиявшие на формирование эмансипированной женщины в
России в конце XIX - начале XX века (на примере российской провинции) 26
Глава 2. Врачебная и фельдшерско-акушерская служба женщин в российской провинции в конце XIX - начале XX в.
2.1 «Медички» как олицетворение нового типа русских «женщин- интеллектуалок» 36
2.2 Медицинская служба «женщин-интеллектуалок» в провинции в конце
XIX - начале XX века 47
2.3 Социальные проблемы и потребности женского медицинского персонала
в конце XIX - начале XX века 54
Глава 3. «Женщины-интеллектуалки» в системе образования в русской провинции в конце XIX - начале XX века
3.1 Учительницы в системе социальных отношений в русской провинции в
конце XIX - начале XX века 64
3.2 Социальная активность женщин, занятых в системе образования, в общественной жизни Курской губернии в конце XIX - начале XX века
81
Заключение 94
Источники и исследования 97
Проблема служебной деятельности «женщин-интеллектуалок», занятых медицинским, педагогическим трудом, в русской провинции в переходную эпоху рубежа XIX -XX веков в современной исторической науке остаётся неразрешённой.
Социальный портрет женщин-врачей, среднего медицинского персонала в лице женщин на общероссийском уровне представлен косвенно, на основе статистических данных, чтобы продемонстрировать разрешение вопроса земства о расширении кадров. Что касается опыта становления женского медицинского образования и последующей профессиональной деятельности женщин, то эти показатели, в свою очередь, иллюстрированы в основном общими характеристиками о зарождении профессий женщины - врача, акушерки, фельдшерицы на столичном уровне, не указан комплекс причин, побудивших женщину заняться этой деятельностью, не представлен социальный портрет «медички».
Исследования, где в центре внимания ставится учительница Курской губернии, не пополнены данными о социальном составе. В них не выявлен полный спектр образовательных учреждений, в которых учительницы служили; не сформирован социальный облик учительницы как многофункциональный по роду деятельности; не рефлексированы причины, которые вызывали недовольства у учительниц в педагогической практике (как пример социальной активности).
В свою очередь региональный аспект решения данных проблем, сформирует облик медичек, учительниц в системе социальных отношений, а также дополнит общероссийскую картину о женщинах, трудящихся интеллектуально XIX- начале XX века, как прогрессивную часть общества Российской империи и новый тип личности. Выявление критериев и
характеристик «женщины нового типа» , занятой интеллектуальным трудом, позволит по-новому посмотреть на процессы духовного освобождения женщины, разрушения рамок патриархатного строя, а также на картину энергичной борьбы русской женщины за возможность учиться и за достижение равноправия; идентифицировать социальную активность женщины как служение народу ради желания помочь ближнему.
Целью настоящей работы является исследование социального облика «женщины-интеллектуалки» (медицинский, учительский персонал) в системе трудовых и общественных отношений на примере Курской губернии в переходную эпоху рубежа XIX -XX веков.
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач:
1.определить критерии соотнесения женщин к новому типу личности- «интеллектуалок»;
2. обозначить факторы, повлиявшие на формирование
эмансипированной женщины в России в конце XIX- начале XX века;
3. раскрыть, каким образом на губернском уровне медицинская служба и педагогическая деятельность «женщин-интеллектуалок» была реализована на практике;
4. реконструировать социальные проблемы и потребности женского медицинского персонала на уездном уровне;
5. охарактеризовать социальную активность женщин, занятых в системе образования, в общественной жизни Курской губернии.
Объект исследования- процесс женской эмансипации в России в конце XIX- начале XX века.
Предметом исследования являются «женщины-интеллектуалки» как представительницы нового типа русских женщин в русской провинции в конце XIX- начале XX века (на материале Курской губернии).
Географические рамки исследования охватывают территорию
Курской губернии, как типичной губернии средней полосы России. Чтобы на примере одной губернии показать «новый тип женщины» как явление, характерное для России переходной эпохи конца XIX- началаXX века.
Хронологические рамки исследования охватывают последнюю треть
XIXвека и время до 1916 года, как переходный период. Начальная дата связана с реформами, которые допустили женщин к образованию, как масштабное, а не единичное явление. Верхняя граница обусловлена задачей исследования - рассмотреть портрет «женщины-интеллектуалки» на примере имперского времени.
Источниковая база исследования представлена разными типами исторических источников.
Для обозначения правовой ситуации переходного периода конца XIX начала XX века следовало обратиться к нормативным документам, провести анализ законодательных документов, в которых отражены постановления и распоряжения по женским гимназиям в Российской империи. Законодательные акты представлены различными положениями, законами, постановлениями, распоряжениями, высочайшими повелениями,
регламентирующими деятельность женских учебных заведений .
Ценной группой источников являются документы официального делопроизводства, среди которых Журналы заседаний уездного уровня на территории Курской губерниии, где: представлены доклады, прошения по вопросам медицинской и педагогической деятельности; обозначены приоритетные и актуальные для обозначенной эпохи вопросы, в том числе касающиеся медицинского и педагогического персонала в лице женщин. На основе текстов журналов заседаний уездного уровня Курской губернии удалось: проследить позиции докладчиков по одному из жизненно важных и насущных вопросов уездного уровня -решение вопроса места проживания медицинского персонала; выявить реакции и позиции управ на прошения о предоставлении стипендии на учёбу будущих акушерок, как на территории Курской губернии, так и в столице; составить краткий список женщин - врачей, работающих в заявленных уездах; реконструировать отношение народонаселения к врачу и акушерке, учительнице. Были выявлены: возрастной, образовательный ценз учительниц, сформировано представление о размере жалования, определены приоритетные цели и задачи учительниц в педагогической деятельности, рассмотрены условия материального существования и проживания.
Немаловажным источником для настоящего исследования являются статистические материалы.
Группу ценных источников представляют справочные издания, главным образом, Адрес-календари Курской губернии. В результате анализа Адрес-календарей Курской губернии были выявлены следующие данные: состав медицинского и педагогического персонала женского (потомственные дворянки, дворянки, почётные гражданки, личные гражданки, жены коллежских и тайных советников, потомственных почетных граждан, вдовы потомственных почетных граждан, статского советника, среди них также были, жена директора учителя семинарии, мещанки, крестьянки). Место службы чаще было постоянным, а годы её прохождения были длительны, что подтверждает: их выбор профессии был сознательным. Выявленные данные позволяет утверждать следующее: «женщина-интеллектуалка» представляла собой общественный продукт вне рамок социального происхождения.
Значимой группой источников для настоящего исследования является публицистика. Для формирования новой социально-значимой корпорации женщин, занятых медицинской деятельностью, требовались предпосылки, как конкретно-исторические, так и ментальные, психологические. Лишь объединив в отдельный пласт совокупность данных причин, мы сможем говорить о новом категориальном термине в современной исторической науке «женщине-интеллектуалке». Для обозначения критериев, на основе которых будет определено, что указанные женщины были передовыми в своём деле, являлось научно-обоснованным, обратиться к трудам современников данного явления . В них, на основе данных документов, как статистических, анкетных, так и законодательных пореформенной Российской империи, а также индивидуальных точек зрения авторов, были сформулированы цель, задачи, история зарождения женского медицинского образования, указаны дальнейшие действия по совершенствованию условий для образовательной и профессиональной деятельности женщин в данной сфере. Стоит отметить, что в указанных работах женщины-врачи и средний медицинский персонал в лице женщин представлены с позиции обозначения их как прогрессивной части общества. Что позволяет обратиться к данным трудам также для составления интеллектуального портрета женщин -врачей, фельдшериц, фельдшериц-акушерок, акушерок, сознательно выбравших свою профессию.
Для решения поставленных задач требовалось обращение и к документам личного происхождения - мемуарам, воспоминаниям, которые не носят андроцентричный характер, а представляют ярко выраженный женский опыт. Среди источников выделяются воспоминания, в которых целенаправленно отражено отношение к женским гимназиям участников образовательного процесса .
Таким образом, привлеченные источники позволили исследовать заявленную проблему.
Степень изученности проблемы:
Проблема социальной активности женщин, выражающейся в стремлении учиться и работать, в конце XIX начале XX века волновала прогрессивно мыслящих людей. Значимость для общества женщины-врача, акушерки, фельдшерицы отражалась в публицистических трудах, речах, докладах современников. В дореволюционный период такие авторы как Илинский И.П.1, Абрамов Я.В. , Тыркова А.В. , Кадьян А.А. , Шабанова А.А. , Гуревич Н.С. , Тарновская П. , Юкина И.И. (о роли съездов женского освободительно движения) - активные общественные деятели, публицисты, врачи конца XIX -начала XX века сформулировали в своих трудах цель, задачи, историю зарождения женского медицинского образования, указали дальнейшие действия по совершенствованию условий для образовательной и профессиональной деятельности женщин в данной сфере, агитировали за борьбу женщин за право заниматься медицинской деятельностью. Также к истории земской медицины обратился Веселовский Б. Б., российский историк начала XXвека , значимое для настоящего исследования следующее следующее утверждение- с середины 90-х годов земства стали приглашать в фельдшерские пункты фельдшериц-акушерок, чтобы оказать акушерскую помощь населению, но земству предстоит энергично приняться за
организацию акушерской помощи населению. Для настоящего исследования приоритетными представляются перечисленные исследования
дореволюционного периода, поскольку в них зафиксировано действительное положение вещей с взгляда очевидцев.
История женского медицинского персонала в Российской империи стала объектом изучения недавно, что объясняется тем, что гендерная история в России сравнительно молодая историческая наука, начало интенсивного развития гендерной истории относится к 1990-м гг. В начале 2000- х годов авторы представили историю становления учреждений, в которых женщины имели возможность получить как высшее, так и среднее специальное медицинское образования , причины, по которым общество с самого зарождения признавало или не признавало женщину-врача как ценного работника , материал относительно возраста, социальной принадлежности, вероисповедания, внешнего облика женщины, занятой медицинской деятельностью . В трудах указывалось, что женщины-врачи и акушерки, работая в лечебных учреждениях, проявляли высокую гражданскую ответственность и профессионализм, несмотря на низкую заработную плату . Но вместе с тем, трудов, в которых была бы полно представлена не только история медицинского женского образования, социальный облик женщины-врача, акушерки, фельдшерицы с современной исторической науке нет.
На региональном уровне история женщин, занятых медицинским трудом, не представлена исследователями. Но вместе с тем, земская медицина в переходный период конца XIX- начала XX на территории Курской губернии освещена в работах Чвикалова А.И. 1, Терещенко Д.А. , Краснобородько К.И. , Кальченко А.П., Цвелев Ю.В., Абашин В.Г. , Шатохина И.Т. (на примере среднего медицинского персонала) .
Свой вклад в изучение истории отечественного учительства внесли специалисты по истории интеллигенции: Лейкина-СвирскаяВ. Р.,
УшаковА. В., ПаначинФ. Г., ПирумоваН.М., ЕрманЛ. К., ЗнаменскийО.Н. . В В центре их внимания находились социальная и политическая активность учительства, а также его участие в революционном движении.
Представления о женском образовании, жизни женщин провинциального интеллигентного круга, их положении в семье и обществе обогатились благодаря исследователям традиций женского движения XIX - XX вв. Безусловный интерес представляют работы ПушкаревойН.Л., раскрывающие процессы женской эмансипации в общеисторическом контексте 1 . Обращает на себя внимание монография КотловойТ.Б. , посвященная вопросам складывания нового социокультурного типа женщины, получившего распространение в провинциальных городах России на рубеже XIX-XX в., а также ее статья об идеалах гимназисток. В работах Беловой А.В. рассматриваются актуальные в научном дискурсе вопросы повседневной жизни дворянок в переходную эпоху конца XVIII-середины XIX веков, одной из приоритетных задач исследования в работе является анализ источников личного происхождения, среди которых дневники, мемуары, письма, которые позволяют интерпретировать историю повседневности как «пережитую» историю, увиденную «глазами» российских дворянок и озвученную их собственными «голосами».
Среди работ, в которых отражены причины и предпосылки получения женщинам женского образования в провинциальных городах, особо отмечены труды Зубкова И.В. . Кроме того в них исследована повседневная жизнь учительниц, указана «интеллектуальная» составляющая их профессиональной деятельности. О женском образовании интересны труды Косетченковой Е.А., Марасановой В.М., Пономаревой В.В., Оноприенко И.Г.
1. В них представлены предпосылки разрушения старого быта и складывания новых форм взаимоотношений в повседневной и социальной жизни женщин.
Одним из исследователей функционирования женских
образовательных учреждений на территории Курской губернии является Ветчинова В.М., в научных трудах которой прослежены механизмы и способы организации учебного процесса в стенах Мариинской женской гимназии. Данная гимназия, согласно точке зрения автора, готовила будущих учительниц, воспитывала матерей семейств, а, следовательно, вносила значительный вклад в образование молодого поколения Курской губернии второй половины XIX - начала XX.
Таким образом, в исследованиях, где в центре внимания поставлена женщина, а именно «медичка», учительница, не указан комплекс причин, побудивших женщину заняться медицинской деятельностью, не представлен социальный портрет «медички»; не выявлен полный спектр образовательных учреждений, в которых учительницы служили; не сформирован социальный облик учительницы как многофункциональный по роду деятельности; не рефлексированы причины, которые вызывали недовольства у учительниц в педагогической практике (как пример социальной активности), что подтверждает значимость исследования.
Методологическая база исследования обусловлена спецификой его проблематики. Автором использовались современные научные подходы и методы исторического исследования:
Гендерный подход.
При использовании в исследовании публицистических, статистических, нарративных источников акцент был направлен на поиск информации, где действующей фигурой являлась женщина, а именно учительница, «медичка».
Теория социальной идентичности.
В данной работе эта теория применялась для исследования проявлений трансформации социальной идентичности русских женщин, занятых профессионально интеллектуальным трудом в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
Теория гендерной идентичности.
При изучении источников Курской губернии особое внимание было обращено на социальную идентификацию женщин, работающих в сфере образования и занятых медицинской деятельностью. Было обнаружено, что часть женщин указывала позицию «женщина», часть - нет. Если говорить о профессионально-категорийном аппарате, то большинство женщин-медичек делали примечание «женщина-врач».
Историко-генетический метод позволил объяснить предпосылки и причины, а также субъективные и объективные факторы, которые способствовали изменению структуры социальных отношений женщин «нового типа» на примере русской провинции в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
Историко-сравнительный метод использовался при анализе социального состава, уровне образовательной подготовки, месте и времени служения в государственных учреждениях женщин в конце XIX - начале XX века.
Таким образом, исследование носит междисциплинарный характер, поскольку затрагивает проблему, находящуюся на стыке таких дисциплин как, гендерная история, история ментальности, историческая антропология, история повседневности с применением гендерной методологии.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
-во-первых, выявлены общеисторические, ментальные,
психологические предпосылки, благодаря которым на арену социальных отношений вышла «женщина-интеллектуалка» с медицинским и педагогическим образованием.Среди конкретно-исторических предпосылок формирования нового типа русских «женщин-интеллектуалок» выявлены следующие назревшие в русском обществе социально-значимые проблемы, а именно: расширение забот о «народном здравии», формирование кадрового состава медицинских и педагогических работников; - экономический кризис, с которым столкнулось российское общество после освобождения крестьян; - поток прогрессивных, либеральных идей в развитии общества, которые пришли с Запада. Среди психологических, ментальных особенностей, которые побудили женщин получать медицинское и педагогическое образование, трудиться по профессии можно назвать следующие: идея служения обществу; альтруистическая задача облегчения страдания ближних; получение большей самостоятельности, чем другие профессии; сочувствие к женщинам, стремившимся получать знания, как фактор поэтапного становления новой свободно-мыслящей женщины.
-во-вторых, определены критерии, позволяющие назвать учительниц, «медичек» - «женщинами-интеллектуалками».Среди основных факторов, которые позволили отнести «медичек» и учительниц в категорию «женщин - интеллектуалок» было то, что эти женщины получили соответствующее медицинское или педагогическое образование; реализовали себя в земских учреждениях - школах, больницах и других учреждениях; принимали активное участие в общественной деятельности, занимались благотворительностью, то есть служили на благо общества.
-в-третьих, реконструировано положение «женщины-интеллектуалки» в обществе, в профессиональных корпорациях, в частности, рассмотрены вопросы: в каких учреждениях трудились, как позиционировали себя, какие должности занимали, совмещали ли профессиональную деятельность в нескольких учреждениях. Разнообразные должности, которые занимали женщины-врачи и учительницы в Курской губернии изученного периода, говорят о наличии высоких интеллектуальных способностей, о гуманистической направленности их деятельности. Женщины позиционировали себя в профессии в статусе профессионала, потому в их дискурсе в ряде случаев употреблялось понятие учитель, врач без указания на пол. Но большинство позиционировало себя с пометкой женщина-врач, учительница- так как это были «первые порхающие бабочки».
-в-четвертых, показаны проявления социальной активности «женщин- интеллектуалок».Неразрешенными вопросами оставались условия существования среднего медицинского и педагогического персонала. «Медички» и учительницы Курской губернии в независимости от возраста, срока служения, социального положения, статуса обращались с просьбами удовлетворить как свои материальные потребности (денежное жалование, проживание), так и удовлетворить потребности школы (учащихся), а также решить проблему оказания медицинской помощи населению, ради желания помочь ближнему.
Апробация результатов исследования.Результаты исследования были представлены автором на двух Международных молодежных научных форумах «Белгородский диалог - 2017», «Белгородский диалог - 2018», а также V-й открытой научно-практической конференции начинающих исследователей и ученых «Живая память-2018» .
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Социальный портрет женщин-врачей, среднего медицинского персонала в лице женщин на общероссийском уровне представлен косвенно, на основе статистических данных, чтобы продемонстрировать разрешение вопроса земства о расширении кадров. Что касается опыта становления женского медицинского образования и последующей профессиональной деятельности женщин, то эти показатели, в свою очередь, иллюстрированы в основном общими характеристиками о зарождении профессий женщины - врача, акушерки, фельдшерицы на столичном уровне, не указан комплекс причин, побудивших женщину заняться этой деятельностью, не представлен социальный портрет «медички».
Исследования, где в центре внимания ставится учительница Курской губернии, не пополнены данными о социальном составе. В них не выявлен полный спектр образовательных учреждений, в которых учительницы служили; не сформирован социальный облик учительницы как многофункциональный по роду деятельности; не рефлексированы причины, которые вызывали недовольства у учительниц в педагогической практике (как пример социальной активности).
В свою очередь региональный аспект решения данных проблем, сформирует облик медичек, учительниц в системе социальных отношений, а также дополнит общероссийскую картину о женщинах, трудящихся интеллектуально XIX- начале XX века, как прогрессивную часть общества Российской империи и новый тип личности. Выявление критериев и
характеристик «женщины нового типа» , занятой интеллектуальным трудом, позволит по-новому посмотреть на процессы духовного освобождения женщины, разрушения рамок патриархатного строя, а также на картину энергичной борьбы русской женщины за возможность учиться и за достижение равноправия; идентифицировать социальную активность женщины как служение народу ради желания помочь ближнему.
Целью настоящей работы является исследование социального облика «женщины-интеллектуалки» (медицинский, учительский персонал) в системе трудовых и общественных отношений на примере Курской губернии в переходную эпоху рубежа XIX -XX веков.
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач:
1.определить критерии соотнесения женщин к новому типу личности- «интеллектуалок»;
2. обозначить факторы, повлиявшие на формирование
эмансипированной женщины в России в конце XIX- начале XX века;
3. раскрыть, каким образом на губернском уровне медицинская служба и педагогическая деятельность «женщин-интеллектуалок» была реализована на практике;
4. реконструировать социальные проблемы и потребности женского медицинского персонала на уездном уровне;
5. охарактеризовать социальную активность женщин, занятых в системе образования, в общественной жизни Курской губернии.
Объект исследования- процесс женской эмансипации в России в конце XIX- начале XX века.
Предметом исследования являются «женщины-интеллектуалки» как представительницы нового типа русских женщин в русской провинции в конце XIX- начале XX века (на материале Курской губернии).
Географические рамки исследования охватывают территорию
Курской губернии, как типичной губернии средней полосы России. Чтобы на примере одной губернии показать «новый тип женщины» как явление, характерное для России переходной эпохи конца XIX- началаXX века.
Хронологические рамки исследования охватывают последнюю треть
XIXвека и время до 1916 года, как переходный период. Начальная дата связана с реформами, которые допустили женщин к образованию, как масштабное, а не единичное явление. Верхняя граница обусловлена задачей исследования - рассмотреть портрет «женщины-интеллектуалки» на примере имперского времени.
Источниковая база исследования представлена разными типами исторических источников.
Для обозначения правовой ситуации переходного периода конца XIX начала XX века следовало обратиться к нормативным документам, провести анализ законодательных документов, в которых отражены постановления и распоряжения по женским гимназиям в Российской империи. Законодательные акты представлены различными положениями, законами, постановлениями, распоряжениями, высочайшими повелениями,
регламентирующими деятельность женских учебных заведений .
Ценной группой источников являются документы официального делопроизводства, среди которых Журналы заседаний уездного уровня на территории Курской губерниии, где: представлены доклады, прошения по вопросам медицинской и педагогической деятельности; обозначены приоритетные и актуальные для обозначенной эпохи вопросы, в том числе касающиеся медицинского и педагогического персонала в лице женщин. На основе текстов журналов заседаний уездного уровня Курской губернии удалось: проследить позиции докладчиков по одному из жизненно важных и насущных вопросов уездного уровня -решение вопроса места проживания медицинского персонала; выявить реакции и позиции управ на прошения о предоставлении стипендии на учёбу будущих акушерок, как на территории Курской губернии, так и в столице; составить краткий список женщин - врачей, работающих в заявленных уездах; реконструировать отношение народонаселения к врачу и акушерке, учительнице. Были выявлены: возрастной, образовательный ценз учительниц, сформировано представление о размере жалования, определены приоритетные цели и задачи учительниц в педагогической деятельности, рассмотрены условия материального существования и проживания.
Немаловажным источником для настоящего исследования являются статистические материалы.
Группу ценных источников представляют справочные издания, главным образом, Адрес-календари Курской губернии. В результате анализа Адрес-календарей Курской губернии были выявлены следующие данные: состав медицинского и педагогического персонала женского (потомственные дворянки, дворянки, почётные гражданки, личные гражданки, жены коллежских и тайных советников, потомственных почетных граждан, вдовы потомственных почетных граждан, статского советника, среди них также были, жена директора учителя семинарии, мещанки, крестьянки). Место службы чаще было постоянным, а годы её прохождения были длительны, что подтверждает: их выбор профессии был сознательным. Выявленные данные позволяет утверждать следующее: «женщина-интеллектуалка» представляла собой общественный продукт вне рамок социального происхождения.
Значимой группой источников для настоящего исследования является публицистика. Для формирования новой социально-значимой корпорации женщин, занятых медицинской деятельностью, требовались предпосылки, как конкретно-исторические, так и ментальные, психологические. Лишь объединив в отдельный пласт совокупность данных причин, мы сможем говорить о новом категориальном термине в современной исторической науке «женщине-интеллектуалке». Для обозначения критериев, на основе которых будет определено, что указанные женщины были передовыми в своём деле, являлось научно-обоснованным, обратиться к трудам современников данного явления . В них, на основе данных документов, как статистических, анкетных, так и законодательных пореформенной Российской империи, а также индивидуальных точек зрения авторов, были сформулированы цель, задачи, история зарождения женского медицинского образования, указаны дальнейшие действия по совершенствованию условий для образовательной и профессиональной деятельности женщин в данной сфере. Стоит отметить, что в указанных работах женщины-врачи и средний медицинский персонал в лице женщин представлены с позиции обозначения их как прогрессивной части общества. Что позволяет обратиться к данным трудам также для составления интеллектуального портрета женщин -врачей, фельдшериц, фельдшериц-акушерок, акушерок, сознательно выбравших свою профессию.
Для решения поставленных задач требовалось обращение и к документам личного происхождения - мемуарам, воспоминаниям, которые не носят андроцентричный характер, а представляют ярко выраженный женский опыт. Среди источников выделяются воспоминания, в которых целенаправленно отражено отношение к женским гимназиям участников образовательного процесса .
Таким образом, привлеченные источники позволили исследовать заявленную проблему.
Степень изученности проблемы:
Проблема социальной активности женщин, выражающейся в стремлении учиться и работать, в конце XIX начале XX века волновала прогрессивно мыслящих людей. Значимость для общества женщины-врача, акушерки, фельдшерицы отражалась в публицистических трудах, речах, докладах современников. В дореволюционный период такие авторы как Илинский И.П.1, Абрамов Я.В. , Тыркова А.В. , Кадьян А.А. , Шабанова А.А. , Гуревич Н.С. , Тарновская П. , Юкина И.И. (о роли съездов женского освободительно движения) - активные общественные деятели, публицисты, врачи конца XIX -начала XX века сформулировали в своих трудах цель, задачи, историю зарождения женского медицинского образования, указали дальнейшие действия по совершенствованию условий для образовательной и профессиональной деятельности женщин в данной сфере, агитировали за борьбу женщин за право заниматься медицинской деятельностью. Также к истории земской медицины обратился Веселовский Б. Б., российский историк начала XXвека , значимое для настоящего исследования следующее следующее утверждение- с середины 90-х годов земства стали приглашать в фельдшерские пункты фельдшериц-акушерок, чтобы оказать акушерскую помощь населению, но земству предстоит энергично приняться за
организацию акушерской помощи населению. Для настоящего исследования приоритетными представляются перечисленные исследования
дореволюционного периода, поскольку в них зафиксировано действительное положение вещей с взгляда очевидцев.
История женского медицинского персонала в Российской империи стала объектом изучения недавно, что объясняется тем, что гендерная история в России сравнительно молодая историческая наука, начало интенсивного развития гендерной истории относится к 1990-м гг. В начале 2000- х годов авторы представили историю становления учреждений, в которых женщины имели возможность получить как высшее, так и среднее специальное медицинское образования , причины, по которым общество с самого зарождения признавало или не признавало женщину-врача как ценного работника , материал относительно возраста, социальной принадлежности, вероисповедания, внешнего облика женщины, занятой медицинской деятельностью . В трудах указывалось, что женщины-врачи и акушерки, работая в лечебных учреждениях, проявляли высокую гражданскую ответственность и профессионализм, несмотря на низкую заработную плату . Но вместе с тем, трудов, в которых была бы полно представлена не только история медицинского женского образования, социальный облик женщины-врача, акушерки, фельдшерицы с современной исторической науке нет.
На региональном уровне история женщин, занятых медицинским трудом, не представлена исследователями. Но вместе с тем, земская медицина в переходный период конца XIX- начала XX на территории Курской губернии освещена в работах Чвикалова А.И. 1, Терещенко Д.А. , Краснобородько К.И. , Кальченко А.П., Цвелев Ю.В., Абашин В.Г. , Шатохина И.Т. (на примере среднего медицинского персонала) .
Свой вклад в изучение истории отечественного учительства внесли специалисты по истории интеллигенции: Лейкина-СвирскаяВ. Р.,
УшаковА. В., ПаначинФ. Г., ПирумоваН.М., ЕрманЛ. К., ЗнаменскийО.Н. . В В центре их внимания находились социальная и политическая активность учительства, а также его участие в революционном движении.
Представления о женском образовании, жизни женщин провинциального интеллигентного круга, их положении в семье и обществе обогатились благодаря исследователям традиций женского движения XIX - XX вв. Безусловный интерес представляют работы ПушкаревойН.Л., раскрывающие процессы женской эмансипации в общеисторическом контексте 1 . Обращает на себя внимание монография КотловойТ.Б. , посвященная вопросам складывания нового социокультурного типа женщины, получившего распространение в провинциальных городах России на рубеже XIX-XX в., а также ее статья об идеалах гимназисток. В работах Беловой А.В. рассматриваются актуальные в научном дискурсе вопросы повседневной жизни дворянок в переходную эпоху конца XVIII-середины XIX веков, одной из приоритетных задач исследования в работе является анализ источников личного происхождения, среди которых дневники, мемуары, письма, которые позволяют интерпретировать историю повседневности как «пережитую» историю, увиденную «глазами» российских дворянок и озвученную их собственными «голосами».
Среди работ, в которых отражены причины и предпосылки получения женщинам женского образования в провинциальных городах, особо отмечены труды Зубкова И.В. . Кроме того в них исследована повседневная жизнь учительниц, указана «интеллектуальная» составляющая их профессиональной деятельности. О женском образовании интересны труды Косетченковой Е.А., Марасановой В.М., Пономаревой В.В., Оноприенко И.Г.
1. В них представлены предпосылки разрушения старого быта и складывания новых форм взаимоотношений в повседневной и социальной жизни женщин.
Одним из исследователей функционирования женских
образовательных учреждений на территории Курской губернии является Ветчинова В.М., в научных трудах которой прослежены механизмы и способы организации учебного процесса в стенах Мариинской женской гимназии. Данная гимназия, согласно точке зрения автора, готовила будущих учительниц, воспитывала матерей семейств, а, следовательно, вносила значительный вклад в образование молодого поколения Курской губернии второй половины XIX - начала XX.
Таким образом, в исследованиях, где в центре внимания поставлена женщина, а именно «медичка», учительница, не указан комплекс причин, побудивших женщину заняться медицинской деятельностью, не представлен социальный портрет «медички»; не выявлен полный спектр образовательных учреждений, в которых учительницы служили; не сформирован социальный облик учительницы как многофункциональный по роду деятельности; не рефлексированы причины, которые вызывали недовольства у учительниц в педагогической практике (как пример социальной активности), что подтверждает значимость исследования.
Методологическая база исследования обусловлена спецификой его проблематики. Автором использовались современные научные подходы и методы исторического исследования:
Гендерный подход.
При использовании в исследовании публицистических, статистических, нарративных источников акцент был направлен на поиск информации, где действующей фигурой являлась женщина, а именно учительница, «медичка».
Теория социальной идентичности.
В данной работе эта теория применялась для исследования проявлений трансформации социальной идентичности русских женщин, занятых профессионально интеллектуальным трудом в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
Теория гендерной идентичности.
При изучении источников Курской губернии особое внимание было обращено на социальную идентификацию женщин, работающих в сфере образования и занятых медицинской деятельностью. Было обнаружено, что часть женщин указывала позицию «женщина», часть - нет. Если говорить о профессионально-категорийном аппарате, то большинство женщин-медичек делали примечание «женщина-врач».
Историко-генетический метод позволил объяснить предпосылки и причины, а также субъективные и объективные факторы, которые способствовали изменению структуры социальных отношений женщин «нового типа» на примере русской провинции в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
Историко-сравнительный метод использовался при анализе социального состава, уровне образовательной подготовки, месте и времени служения в государственных учреждениях женщин в конце XIX - начале XX века.
Таким образом, исследование носит междисциплинарный характер, поскольку затрагивает проблему, находящуюся на стыке таких дисциплин как, гендерная история, история ментальности, историческая антропология, история повседневности с применением гендерной методологии.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
-во-первых, выявлены общеисторические, ментальные,
психологические предпосылки, благодаря которым на арену социальных отношений вышла «женщина-интеллектуалка» с медицинским и педагогическим образованием.Среди конкретно-исторических предпосылок формирования нового типа русских «женщин-интеллектуалок» выявлены следующие назревшие в русском обществе социально-значимые проблемы, а именно: расширение забот о «народном здравии», формирование кадрового состава медицинских и педагогических работников; - экономический кризис, с которым столкнулось российское общество после освобождения крестьян; - поток прогрессивных, либеральных идей в развитии общества, которые пришли с Запада. Среди психологических, ментальных особенностей, которые побудили женщин получать медицинское и педагогическое образование, трудиться по профессии можно назвать следующие: идея служения обществу; альтруистическая задача облегчения страдания ближних; получение большей самостоятельности, чем другие профессии; сочувствие к женщинам, стремившимся получать знания, как фактор поэтапного становления новой свободно-мыслящей женщины.
-во-вторых, определены критерии, позволяющие назвать учительниц, «медичек» - «женщинами-интеллектуалками».Среди основных факторов, которые позволили отнести «медичек» и учительниц в категорию «женщин - интеллектуалок» было то, что эти женщины получили соответствующее медицинское или педагогическое образование; реализовали себя в земских учреждениях - школах, больницах и других учреждениях; принимали активное участие в общественной деятельности, занимались благотворительностью, то есть служили на благо общества.
-в-третьих, реконструировано положение «женщины-интеллектуалки» в обществе, в профессиональных корпорациях, в частности, рассмотрены вопросы: в каких учреждениях трудились, как позиционировали себя, какие должности занимали, совмещали ли профессиональную деятельность в нескольких учреждениях. Разнообразные должности, которые занимали женщины-врачи и учительницы в Курской губернии изученного периода, говорят о наличии высоких интеллектуальных способностей, о гуманистической направленности их деятельности. Женщины позиционировали себя в профессии в статусе профессионала, потому в их дискурсе в ряде случаев употреблялось понятие учитель, врач без указания на пол. Но большинство позиционировало себя с пометкой женщина-врач, учительница- так как это были «первые порхающие бабочки».
-в-четвертых, показаны проявления социальной активности «женщин- интеллектуалок».Неразрешенными вопросами оставались условия существования среднего медицинского и педагогического персонала. «Медички» и учительницы Курской губернии в независимости от возраста, срока служения, социального положения, статуса обращались с просьбами удовлетворить как свои материальные потребности (денежное жалование, проживание), так и удовлетворить потребности школы (учащихся), а также решить проблему оказания медицинской помощи населению, ради желания помочь ближнему.
Апробация результатов исследования.Результаты исследования были представлены автором на двух Международных молодежных научных форумах «Белгородский диалог - 2017», «Белгородский диалог - 2018», а также V-й открытой научно-практической конференции начинающих исследователей и ученых «Живая память-2018» .
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.
Исторический ход вещей вывел на арену переходного периода конца XIX-начала ХХ века новый тип женщины - образованную «женщину- интеллектуалку». Женщинам было недостаточно получить образование только в гимназиях и на курсах, они хотели продолжать свое образование дальше, чтобы достигать возможного развития, чтобы стать вполне развитыми личностями, жить сознательной жизнью, принимать участие в общественной жизни. «Новые женщины» отстаивали свое положение в обществе, личностное духовное развитие, профессию, самостоятельность, право на независимость. Разрушалась традиционная семья, крушился прежний устойчивый быт всех сословий.
Рассматриваемые «женщины-интеллектуалки» получили соответствующее образование, стали врачами, акушерками, фельдщерицами, учительницами. Они стремились реализовать себя по профессии в земских учреждениях, трудясь в школах, больницах. Что не менее важно «женщины- интеллектуалки» принимали активное участие в общественной деятельности Курской губернии, так как занимались благотворительностью, то есть служили на благо обществу.
В числе «женщин-интеллектуалок», которые занимались педагогическим и медицинским трудом,были представительницы всех сословий. Это была как материальная нужда, так и желание дальнейшего личностного и умственного развития, профессионального самовыражения. Место службы учительниц, «медичек» чаще было постоянным, а годы прохождения были длительны, они осознанно подходили к выбору своей профессии, кроме того срок службы давал свои привилегии.
Женщины позиционировали себя в профессии в статусе профессионала, потому в их дискурсе в ряде случаев употреблялось понятие учитель, врач без указания на пол. Но большинство определяло себя с пометкой женщина-врач, учительница - так как это были «первые порхающие бабочки».
«Женщины-интеллектуалки» рассматриваемой эпохи в русской провинции были всесторонне развитыми личностями, обладали высокими интеллектуальными способностями. Учительницы, «медички» Курской провинции получили педагогическое образование как в гимназиях и прогимназиях Курской губернии, а также закончили столичные и зарубежные курсы, институты.Они параллельно занимали разные должности в учреждениях образования и здравоохранения, совмещали врачебную деятельность с преподаванием, являлись членами правлений, зарекомендовали себя как ценные сотрудники в различных земских учреждениях Курской губернии.Общество и государство нуждалось в них. Их деятельность носила гуманистическую направленность, так как они выступали членами благотворительных организаций.
На арену социальных отношений явились наиболее энергичные, наиболее трудолюбивые из женщин, стремившиеся к высшему образованию, готовые преодолеть «социальные» преграды. «Медички» и учительницы Курской губернии в независимости от возраста, срока служения, социального положения, статуса обращались с просьбами удовлетворить как свои материальные потребности (денежное жалование, проживание), так и удовлетворить потребности школы (учащихся) и решить проблему оказания медицинской помощи населению, ради желания помочь ближнему.
Таким образом, определение критериев и характеристик «женщины нового типа», занятой интеллектуальным трудом, позволило по-новому посмотреть на процессы духовного освобождения женщины, разрушения рамок патриархатного строя, а также на картину энергичной борьбы русской женщины за возможность учиться и за достижение равноправия.
Так как для создания общероссийской многомерной картины необходимы исследования на уровне отдельных губерний, уездов, городов и
даже на микроуровне значимым являлось реконструировать «женщину- интеллектуалку» на провинциальном уровне. Поскольку Курская губерния являлась одной из типичных губерний Российской империи, то социальный облик «новой» женщины, может стать, в некоторой степени, общим на всероссийском уровне.
Рассматриваемые «женщины-интеллектуалки» получили соответствующее образование, стали врачами, акушерками, фельдщерицами, учительницами. Они стремились реализовать себя по профессии в земских учреждениях, трудясь в школах, больницах. Что не менее важно «женщины- интеллектуалки» принимали активное участие в общественной деятельности Курской губернии, так как занимались благотворительностью, то есть служили на благо обществу.
В числе «женщин-интеллектуалок», которые занимались педагогическим и медицинским трудом,были представительницы всех сословий. Это была как материальная нужда, так и желание дальнейшего личностного и умственного развития, профессионального самовыражения. Место службы учительниц, «медичек» чаще было постоянным, а годы прохождения были длительны, они осознанно подходили к выбору своей профессии, кроме того срок службы давал свои привилегии.
Женщины позиционировали себя в профессии в статусе профессионала, потому в их дискурсе в ряде случаев употреблялось понятие учитель, врач без указания на пол. Но большинство определяло себя с пометкой женщина-врач, учительница - так как это были «первые порхающие бабочки».
«Женщины-интеллектуалки» рассматриваемой эпохи в русской провинции были всесторонне развитыми личностями, обладали высокими интеллектуальными способностями. Учительницы, «медички» Курской провинции получили педагогическое образование как в гимназиях и прогимназиях Курской губернии, а также закончили столичные и зарубежные курсы, институты.Они параллельно занимали разные должности в учреждениях образования и здравоохранения, совмещали врачебную деятельность с преподаванием, являлись членами правлений, зарекомендовали себя как ценные сотрудники в различных земских учреждениях Курской губернии.Общество и государство нуждалось в них. Их деятельность носила гуманистическую направленность, так как они выступали членами благотворительных организаций.
На арену социальных отношений явились наиболее энергичные, наиболее трудолюбивые из женщин, стремившиеся к высшему образованию, готовые преодолеть «социальные» преграды. «Медички» и учительницы Курской губернии в независимости от возраста, срока служения, социального положения, статуса обращались с просьбами удовлетворить как свои материальные потребности (денежное жалование, проживание), так и удовлетворить потребности школы (учащихся) и решить проблему оказания медицинской помощи населению, ради желания помочь ближнему.
Таким образом, определение критериев и характеристик «женщины нового типа», занятой интеллектуальным трудом, позволило по-новому посмотреть на процессы духовного освобождения женщины, разрушения рамок патриархатного строя, а также на картину энергичной борьбы русской женщины за возможность учиться и за достижение равноправия.
Так как для создания общероссийской многомерной картины необходимы исследования на уровне отдельных губерний, уездов, городов и
даже на микроуровне значимым являлось реконструировать «женщину- интеллектуалку» на провинциальном уровне. Поскольку Курская губерния являлась одной из типичных губерний Российской империи, то социальный облик «новой» женщины, может стать, в некоторой степени, общим на всероссийском уровне.



