Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


"ЖЕНЩИНЫ-ИНТЕЛЛЕКТУАЛКИ" В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА (НА МАТЕРИАЛЕ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Работа №66004

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
337
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исторические условия формирования нового типа личности «женщины-интеллектуалки» в России в конце XIX - начале XX века
1.1 Критерии соотнесения женщин к новому типу личности - «интеллектуалок» 18
1.2 Факторы, влиявшие на формирование эмансипированной женщины в
России в конце XIX - начале XX века (на примере российской провинции) 26
Глава 2. Врачебная и фельдшерско-акушерская служба женщин в российской провинции в конце XIX - начале XX в.
2.1 «Медички» как олицетворение нового типа русских «женщин- интеллектуалок» 36
2.2 Медицинская служба «женщин-интеллектуалок» в провинции в конце
XIX - начале XX века 47
2.3 Социальные проблемы и потребности женского медицинского персонала
в конце XIX - начале XX века 54
Глава 3. «Женщины-интеллектуалки» в системе образования в русской провинции в конце XIX - начале XX века
3.1 Учительницы в системе социальных отношений в русской провинции в
конце XIX - начале XX века 64
3.2 Социальная активность женщин, занятых в системе образования, в общественной жизни Курской губернии в конце XIX - начале XX века
81
Заключение 94
Источники и исследования 97


Проблема служебной деятельности «женщин-интеллектуалок», занятых медицинским, педагогическим трудом, в русской провинции в переходную эпоху рубежа XIX -XX веков в современной исторической науке остаётся неразрешённой.
Социальный портрет женщин-врачей, среднего медицинского персонала в лице женщин на общероссийском уровне представлен косвенно, на основе статистических данных, чтобы продемонстрировать разрешение вопроса земства о расширении кадров. Что касается опыта становления женского медицинского образования и последующей профессиональной деятельности женщин, то эти показатели, в свою очередь, иллюстрированы в основном общими характеристиками о зарождении профессий женщины - врача, акушерки, фельдшерицы на столичном уровне, не указан комплекс причин, побудивших женщину заняться этой деятельностью, не представлен социальный портрет «медички».
Исследования, где в центре внимания ставится учительница Курской губернии, не пополнены данными о социальном составе. В них не выявлен полный спектр образовательных учреждений, в которых учительницы служили; не сформирован социальный облик учительницы как многофункциональный по роду деятельности; не рефлексированы причины, которые вызывали недовольства у учительниц в педагогической практике (как пример социальной активности).
В свою очередь региональный аспект решения данных проблем, сформирует облик медичек, учительниц в системе социальных отношений, а также дополнит общероссийскую картину о женщинах, трудящихся интеллектуально XIX- начале XX века, как прогрессивную часть общества Российской империи и новый тип личности. Выявление критериев и
характеристик «женщины нового типа» , занятой интеллектуальным трудом, позволит по-новому посмотреть на процессы духовного освобождения женщины, разрушения рамок патриархатного строя, а также на картину энергичной борьбы русской женщины за возможность учиться и за достижение равноправия; идентифицировать социальную активность женщины как служение народу ради желания помочь ближнему.
Целью настоящей работы является исследование социального облика «женщины-интеллектуалки» (медицинский, учительский персонал) в системе трудовых и общественных отношений на примере Курской губернии в переходную эпоху рубежа XIX -XX веков.
Реализация поставленной цели предполагала решение следующих задач:
1.определить критерии соотнесения женщин к новому типу личности- «интеллектуалок»;
2. обозначить факторы, повлиявшие на формирование
эмансипированной женщины в России в конце XIX- начале XX века;
3. раскрыть, каким образом на губернском уровне медицинская служба и педагогическая деятельность «женщин-интеллектуалок» была реализована на практике;
4. реконструировать социальные проблемы и потребности женского медицинского персонала на уездном уровне;
5. охарактеризовать социальную активность женщин, занятых в системе образования, в общественной жизни Курской губернии.
Объект исследования- процесс женской эмансипации в России в конце XIX- начале XX века.
Предметом исследования являются «женщины-интеллектуалки» как представительницы нового типа русских женщин в русской провинции в конце XIX- начале XX века (на материале Курской губернии).
Географические рамки исследования охватывают территорию
Курской губернии, как типичной губернии средней полосы России. Чтобы на примере одной губернии показать «новый тип женщины» как явление, характерное для России переходной эпохи конца XIX- началаXX века.
Хронологические рамки исследования охватывают последнюю треть
XIXвека и время до 1916 года, как переходный период. Начальная дата связана с реформами, которые допустили женщин к образованию, как масштабное, а не единичное явление. Верхняя граница обусловлена задачей исследования - рассмотреть портрет «женщины-интеллектуалки» на примере имперского времени.
Источниковая база исследования представлена разными типами исторических источников.
Для обозначения правовой ситуации переходного периода конца XIX начала XX века следовало обратиться к нормативным документам, провести анализ законодательных документов, в которых отражены постановления и распоряжения по женским гимназиям в Российской империи. Законодательные акты представлены различными положениями, законами, постановлениями, распоряжениями, высочайшими повелениями,
регламентирующими деятельность женских учебных заведений .
Ценной группой источников являются документы официального делопроизводства, среди которых Журналы заседаний уездного уровня на территории Курской губерниии, где: представлены доклады, прошения по вопросам медицинской и педагогической деятельности; обозначены приоритетные и актуальные для обозначенной эпохи вопросы, в том числе касающиеся медицинского и педагогического персонала в лице женщин. На основе текстов журналов заседаний уездного уровня Курской губернии удалось: проследить позиции докладчиков по одному из жизненно важных и насущных вопросов уездного уровня -решение вопроса места проживания медицинского персонала; выявить реакции и позиции управ на прошения о предоставлении стипендии на учёбу будущих акушерок, как на территории Курской губернии, так и в столице; составить краткий список женщин - врачей, работающих в заявленных уездах; реконструировать отношение народонаселения к врачу и акушерке, учительнице. Были выявлены: возрастной, образовательный ценз учительниц, сформировано представление о размере жалования, определены приоритетные цели и задачи учительниц в педагогической деятельности, рассмотрены условия материального существования и проживания.
Немаловажным источником для настоящего исследования являются статистические материалы.
Группу ценных источников представляют справочные издания, главным образом, Адрес-календари Курской губернии. В результате анализа Адрес-календарей Курской губернии были выявлены следующие данные: состав медицинского и педагогического персонала женского (потомственные дворянки, дворянки, почётные гражданки, личные гражданки, жены коллежских и тайных советников, потомственных почетных граждан, вдовы потомственных почетных граждан, статского советника, среди них также были, жена директора учителя семинарии, мещанки, крестьянки). Место службы чаще было постоянным, а годы её прохождения были длительны, что подтверждает: их выбор профессии был сознательным. Выявленные данные позволяет утверждать следующее: «женщина-интеллектуалка» представляла собой общественный продукт вне рамок социального происхождения.
Значимой группой источников для настоящего исследования является публицистика. Для формирования новой социально-значимой корпорации женщин, занятых медицинской деятельностью, требовались предпосылки, как конкретно-исторические, так и ментальные, психологические. Лишь объединив в отдельный пласт совокупность данных причин, мы сможем говорить о новом категориальном термине в современной исторической науке «женщине-интеллектуалке». Для обозначения критериев, на основе которых будет определено, что указанные женщины были передовыми в своём деле, являлось научно-обоснованным, обратиться к трудам современников данного явления . В них, на основе данных документов, как статистических, анкетных, так и законодательных пореформенной Российской империи, а также индивидуальных точек зрения авторов, были сформулированы цель, задачи, история зарождения женского медицинского образования, указаны дальнейшие действия по совершенствованию условий для образовательной и профессиональной деятельности женщин в данной сфере. Стоит отметить, что в указанных работах женщины-врачи и средний медицинский персонал в лице женщин представлены с позиции обозначения их как прогрессивной части общества. Что позволяет обратиться к данным трудам также для составления интеллектуального портрета женщин -врачей, фельдшериц, фельдшериц-акушерок, акушерок, сознательно выбравших свою профессию.
Для решения поставленных задач требовалось обращение и к документам личного происхождения - мемуарам, воспоминаниям, которые не носят андроцентричный характер, а представляют ярко выраженный женский опыт. Среди источников выделяются воспоминания, в которых целенаправленно отражено отношение к женским гимназиям участников образовательного процесса .
Таким образом, привлеченные источники позволили исследовать заявленную проблему.
Степень изученности проблемы:
Проблема социальной активности женщин, выражающейся в стремлении учиться и работать, в конце XIX начале XX века волновала прогрессивно мыслящих людей. Значимость для общества женщины-врача, акушерки, фельдшерицы отражалась в публицистических трудах, речах, докладах современников. В дореволюционный период такие авторы как Илинский И.П.1, Абрамов Я.В. , Тыркова А.В. , Кадьян А.А. , Шабанова А.А. , Гуревич Н.С. , Тарновская П. , Юкина И.И. (о роли съездов женского освободительно движения) - активные общественные деятели, публицисты, врачи конца XIX -начала XX века сформулировали в своих трудах цель, задачи, историю зарождения женского медицинского образования, указали дальнейшие действия по совершенствованию условий для образовательной и профессиональной деятельности женщин в данной сфере, агитировали за борьбу женщин за право заниматься медицинской деятельностью. Также к истории земской медицины обратился Веселовский Б. Б., российский историк начала XXвека , значимое для настоящего исследования следующее следующее утверждение- с середины 90-х годов земства стали приглашать в фельдшерские пункты фельдшериц-акушерок, чтобы оказать акушерскую помощь населению, но земству предстоит энергично приняться за
организацию акушерской помощи населению. Для настоящего исследования приоритетными представляются перечисленные исследования
дореволюционного периода, поскольку в них зафиксировано действительное положение вещей с взгляда очевидцев.
История женского медицинского персонала в Российской империи стала объектом изучения недавно, что объясняется тем, что гендерная история в России сравнительно молодая историческая наука, начало интенсивного развития гендерной истории относится к 1990-м гг. В начале 2000- х годов авторы представили историю становления учреждений, в которых женщины имели возможность получить как высшее, так и среднее специальное медицинское образования , причины, по которым общество с самого зарождения признавало или не признавало женщину-врача как ценного работника , материал относительно возраста, социальной принадлежности, вероисповедания, внешнего облика женщины, занятой медицинской деятельностью . В трудах указывалось, что женщины-врачи и акушерки, работая в лечебных учреждениях, проявляли высокую гражданскую ответственность и профессионализм, несмотря на низкую заработную плату . Но вместе с тем, трудов, в которых была бы полно представлена не только история медицинского женского образования, социальный облик женщины-врача, акушерки, фельдшерицы с современной исторической науке нет.
На региональном уровне история женщин, занятых медицинским трудом, не представлена исследователями. Но вместе с тем, земская медицина в переходный период конца XIX- начала XX на территории Курской губернии освещена в работах Чвикалова А.И. 1, Терещенко Д.А. , Краснобородько К.И. , Кальченко А.П., Цвелев Ю.В., Абашин В.Г. , Шатохина И.Т. (на примере среднего медицинского персонала) .
Свой вклад в изучение истории отечественного учительства внесли специалисты по истории интеллигенции: Лейкина-СвирскаяВ. Р.,
УшаковА. В., ПаначинФ. Г., ПирумоваН.М., ЕрманЛ. К., ЗнаменскийО.Н. . В В центре их внимания находились социальная и политическая активность учительства, а также его участие в революционном движении.
Представления о женском образовании, жизни женщин провинциального интеллигентного круга, их положении в семье и обществе обогатились благодаря исследователям традиций женского движения XIX - XX вв. Безусловный интерес представляют работы ПушкаревойН.Л., раскрывающие процессы женской эмансипации в общеисторическом контексте 1 . Обращает на себя внимание монография КотловойТ.Б. , посвященная вопросам складывания нового социокультурного типа женщины, получившего распространение в провинциальных городах России на рубеже XIX-XX в., а также ее статья об идеалах гимназисток. В работах Беловой А.В. рассматриваются актуальные в научном дискурсе вопросы повседневной жизни дворянок в переходную эпоху конца XVIII-середины XIX веков, одной из приоритетных задач исследования в работе является анализ источников личного происхождения, среди которых дневники, мемуары, письма, которые позволяют интерпретировать историю повседневности как «пережитую» историю, увиденную «глазами» российских дворянок и озвученную их собственными «голосами».
Среди работ, в которых отражены причины и предпосылки получения женщинам женского образования в провинциальных городах, особо отмечены труды Зубкова И.В. . Кроме того в них исследована повседневная жизнь учительниц, указана «интеллектуальная» составляющая их профессиональной деятельности. О женском образовании интересны труды Косетченковой Е.А., Марасановой В.М., Пономаревой В.В., Оноприенко И.Г.
1. В них представлены предпосылки разрушения старого быта и складывания новых форм взаимоотношений в повседневной и социальной жизни женщин.
Одним из исследователей функционирования женских
образовательных учреждений на территории Курской губернии является Ветчинова В.М., в научных трудах которой прослежены механизмы и способы организации учебного процесса в стенах Мариинской женской гимназии. Данная гимназия, согласно точке зрения автора, готовила будущих учительниц, воспитывала матерей семейств, а, следовательно, вносила значительный вклад в образование молодого поколения Курской губернии второй половины XIX - начала XX.
Таким образом, в исследованиях, где в центре внимания поставлена женщина, а именно «медичка», учительница, не указан комплекс причин, побудивших женщину заняться медицинской деятельностью, не представлен социальный портрет «медички»; не выявлен полный спектр образовательных учреждений, в которых учительницы служили; не сформирован социальный облик учительницы как многофункциональный по роду деятельности; не рефлексированы причины, которые вызывали недовольства у учительниц в педагогической практике (как пример социальной активности), что подтверждает значимость исследования.
Методологическая база исследования обусловлена спецификой его проблематики. Автором использовались современные научные подходы и методы исторического исследования:
Гендерный подход.
При использовании в исследовании публицистических, статистических, нарративных источников акцент был направлен на поиск информации, где действующей фигурой являлась женщина, а именно учительница, «медичка».
Теория социальной идентичности.
В данной работе эта теория применялась для исследования проявлений трансформации социальной идентичности русских женщин, занятых профессионально интеллектуальным трудом в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
Теория гендерной идентичности.
При изучении источников Курской губернии особое внимание было обращено на социальную идентификацию женщин, работающих в сфере образования и занятых медицинской деятельностью. Было обнаружено, что часть женщин указывала позицию «женщина», часть - нет. Если говорить о профессионально-категорийном аппарате, то большинство женщин-медичек делали примечание «женщина-врач».
Историко-генетический метод позволил объяснить предпосылки и причины, а также субъективные и объективные факторы, которые способствовали изменению структуры социальных отношений женщин «нового типа» на примере русской провинции в условиях переходной эпохи рубежа XIX - XX в.
Историко-сравнительный метод использовался при анализе социального состава, уровне образовательной подготовки, месте и времени служения в государственных учреждениях женщин в конце XIX - начале XX века.
Таким образом, исследование носит междисциплинарный характер, поскольку затрагивает проблему, находящуюся на стыке таких дисциплин как, гендерная история, история ментальности, историческая антропология, история повседневности с применением гендерной методологии.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
-во-первых, выявлены общеисторические, ментальные,
психологические предпосылки, благодаря которым на арену социальных отношений вышла «женщина-интеллектуалка» с медицинским и педагогическим образованием.Среди конкретно-исторических предпосылок формирования нового типа русских «женщин-интеллектуалок» выявлены следующие назревшие в русском обществе социально-значимые проблемы, а именно: расширение забот о «народном здравии», формирование кадрового состава медицинских и педагогических работников; - экономический кризис, с которым столкнулось российское общество после освобождения крестьян; - поток прогрессивных, либеральных идей в развитии общества, которые пришли с Запада. Среди психологических, ментальных особенностей, которые побудили женщин получать медицинское и педагогическое образование, трудиться по профессии можно назвать следующие: идея служения обществу; альтруистическая задача облегчения страдания ближних; получение большей самостоятельности, чем другие профессии; сочувствие к женщинам, стремившимся получать знания, как фактор поэтапного становления новой свободно-мыслящей женщины.
-во-вторых, определены критерии, позволяющие назвать учительниц, «медичек» - «женщинами-интеллектуалками».Среди основных факторов, которые позволили отнести «медичек» и учительниц в категорию «женщин - интеллектуалок» было то, что эти женщины получили соответствующее медицинское или педагогическое образование; реализовали себя в земских учреждениях - школах, больницах и других учреждениях; принимали активное участие в общественной деятельности, занимались благотворительностью, то есть служили на благо общества.
-в-третьих, реконструировано положение «женщины-интеллектуалки» в обществе, в профессиональных корпорациях, в частности, рассмотрены вопросы: в каких учреждениях трудились, как позиционировали себя, какие должности занимали, совмещали ли профессиональную деятельность в нескольких учреждениях. Разнообразные должности, которые занимали женщины-врачи и учительницы в Курской губернии изученного периода, говорят о наличии высоких интеллектуальных способностей, о гуманистической направленности их деятельности. Женщины позиционировали себя в профессии в статусе профессионала, потому в их дискурсе в ряде случаев употреблялось понятие учитель, врач без указания на пол. Но большинство позиционировало себя с пометкой женщина-врач, учительница- так как это были «первые порхающие бабочки».
-в-четвертых, показаны проявления социальной активности «женщин- интеллектуалок».Неразрешенными вопросами оставались условия существования среднего медицинского и педагогического персонала. «Медички» и учительницы Курской губернии в независимости от возраста, срока служения, социального положения, статуса обращались с просьбами удовлетворить как свои материальные потребности (денежное жалование, проживание), так и удовлетворить потребности школы (учащихся), а также решить проблему оказания медицинской помощи населению, ради желания помочь ближнему.
Апробация результатов исследования.Результаты исследования были представлены автором на двух Международных молодежных научных форумах «Белгородский диалог - 2017», «Белгородский диалог - 2018», а также V-й открытой научно-практической конференции начинающих исследователей и ученых «Живая память-2018» .
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исторический ход вещей вывел на арену переходного периода конца XIX-начала ХХ века новый тип женщины - образованную «женщину- интеллектуалку». Женщинам было недостаточно получить образование только в гимназиях и на курсах, они хотели продолжать свое образование дальше, чтобы достигать возможного развития, чтобы стать вполне развитыми личностями, жить сознательной жизнью, принимать участие в общественной жизни. «Новые женщины» отстаивали свое положение в обществе, личностное духовное развитие, профессию, самостоятельность, право на независимость. Разрушалась традиционная семья, крушился прежний устойчивый быт всех сословий.
Рассматриваемые «женщины-интеллектуалки» получили соответствующее образование, стали врачами, акушерками, фельдщерицами, учительницами. Они стремились реализовать себя по профессии в земских учреждениях, трудясь в школах, больницах. Что не менее важно «женщины- интеллектуалки» принимали активное участие в общественной деятельности Курской губернии, так как занимались благотворительностью, то есть служили на благо обществу.
В числе «женщин-интеллектуалок», которые занимались педагогическим и медицинским трудом,были представительницы всех сословий. Это была как материальная нужда, так и желание дальнейшего личностного и умственного развития, профессионального самовыражения. Место службы учительниц, «медичек» чаще было постоянным, а годы прохождения были длительны, они осознанно подходили к выбору своей профессии, кроме того срок службы давал свои привилегии.
Женщины позиционировали себя в профессии в статусе профессионала, потому в их дискурсе в ряде случаев употреблялось понятие учитель, врач без указания на пол. Но большинство определяло себя с пометкой женщина-врач, учительница - так как это были «первые порхающие бабочки».
«Женщины-интеллектуалки» рассматриваемой эпохи в русской провинции были всесторонне развитыми личностями, обладали высокими интеллектуальными способностями. Учительницы, «медички» Курской провинции получили педагогическое образование как в гимназиях и прогимназиях Курской губернии, а также закончили столичные и зарубежные курсы, институты.Они параллельно занимали разные должности в учреждениях образования и здравоохранения, совмещали врачебную деятельность с преподаванием, являлись членами правлений, зарекомендовали себя как ценные сотрудники в различных земских учреждениях Курской губернии.Общество и государство нуждалось в них. Их деятельность носила гуманистическую направленность, так как они выступали членами благотворительных организаций.
На арену социальных отношений явились наиболее энергичные, наиболее трудолюбивые из женщин, стремившиеся к высшему образованию, готовые преодолеть «социальные» преграды. «Медички» и учительницы Курской губернии в независимости от возраста, срока служения, социального положения, статуса обращались с просьбами удовлетворить как свои материальные потребности (денежное жалование, проживание), так и удовлетворить потребности школы (учащихся) и решить проблему оказания медицинской помощи населению, ради желания помочь ближнему.
Таким образом, определение критериев и характеристик «женщины нового типа», занятой интеллектуальным трудом, позволило по-новому посмотреть на процессы духовного освобождения женщины, разрушения рамок патриархатного строя, а также на картину энергичной борьбы русской женщины за возможность учиться и за достижение равноправия.
Так как для создания общероссийской многомерной картины необходимы исследования на уровне отдельных губерний, уездов, городов и
даже на микроуровне значимым являлось реконструировать «женщину- интеллектуалку» на провинциальном уровне. Поскольку Курская губерния являлась одной из типичных губерний Российской империи, то социальный облик «новой» женщины, может стать, в некоторой степени, общим на всероссийском уровне.


1. Кузьменко Д.П. Сборник постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения за 1870- 1903 гг.- Смоленск: Типография П.А. Силина, 1904. - 437 с.
2. Родевич М.В. Сборник действующих постановлений и распоряжений по женским гимназиям и прогимназиям Министерства народного просвещения с последовавшими с 1870 года изменениями и дополнениями, содержит (в четырех частях книги): положение по отдельным женским гимназиям и прогимназиям, общие и частные программы их и правительственные распоряжения как относящиеся к этим заведениям, к служащим и учащимся в них, так и касающиеся лиц, занимающихся частной и женской педагогической деятельностью.- СПб.: Тип. д- ра М.А. Хана, 1884. - 88 с.
3. Устав детского убежища для мальчиков имени А.С. Латышевой при Рыльском Курской губернии обществе пособия бедным. - Рыльск: Типография П.И. Ливатского, 1907. - 8 с.
4. Устав общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных народных училищах Курской губернии. -Курск: Типография Курского губернского земства, 1900. - 12 с.
2. Документы официального делопроизводства
1. Комиссия по народному образованию при Курском губернском земстве за 1900 год. -Курск: Типография Курского губернского земства, 1901. - 208 с.
2. Комиссия по народному образованию при Курском губернском земстве за 1901год. -Курск: Типография Курского губернского земства, 1902. - 198 с.
3. Журналы заседаний XXXIX очередного Грайворонского уездного земского собрания за 1903 год.-Курск: Типография губернского земства, 1904.- 633 с.
4. Журналы заседаний XL очередного Грайворонского уездного земского собрания за 1904 год. - Курск: Типография губернского земства, 1905. - 501 с.
5. Журналы заседаний ХЬочередногоДмитриевского уездного земского собрания за 1904 год.-Курск: Типография губернского земства,1905.- 430 с.
6. Журналы заседанийХЫ очередногоДмитриевского уездного земского собрания за 1905 год.-Курск: Типография губернского земства,1906.- 668 с.
7. Журналы заседаний XLII очередного Дмитриевского уездного земского собрания за 1906 год.-Курск: Типография губернского земства, 1907.-550 с.
8. Журналы заседаний XLVI очередного Дмитриевского уездного земского собрания за 1910 год.-Курск: Типография губернского земства, 1911.-641 с.
9. Журналы заседанийXLVIII очередного Дмитриевского уездного земского собрания за 1912 год.-Курск: Типография губернского земства, 1913. -528 с.
10. Журналы заседаний L очередного Дмитриевского уездного земского собрания за 1914 год.-Курск: Типография губернского земства,1915. - 571 с.
11. Журналы заседаний XXXVI очередного Курского уездного земского собранияза 1900 год.-Курск: Типография губернского земства, 1901.-401 с.
12. Журналы заседаний XLI очередного Курского уездного земского собрания за 1905 год. -Курск: Типография губернского земства, 1906.-668 с.
13. Журналы заседаний XLIII очередного Курского уездного земского за 1907 год и экстренного за 13 февраля 1907 года.-Курск: Типография губернского земства, 1908.-960 с.
14. Журналы заседаний за 18 мая, 27 июня и 15 августа 1914 года и 6 очередного за 1914 год Курского уездного земского собрания. -Курск: Типография губернского земства, 1915.- 1092 с.
15. Журналы заседаний XXXVII очередного Щигровского уездного
земского собрания за 1901 год.-Курск: Типография губернского земства, 1902.- 543 с.
16. Журналы заседаний XLII очередного Щигровского уездного земского собрания за 1906 год.-Курск: Типография губернского земства, 1907. - 626 с.
3. Статистические материалы
1. Земская статистика вообще и санитарная статистика в губерниях Воронежской, Вологодской, Екатеринославской, Курской.-М.: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1904. -127 с.
2. Народное образование в Курской губернии: по данным обслед. на 1 дек. 1920 г. и 1 янв. 1925 г. - Курск: Издательство Губстатотдела, 1927. - 254 с.
3. Народное начальное образование в Курской губернии. Текст с диаграммами и картограммою сост. И. П. Белоконский / Комиссия Курского губернского земства по народному образованию. -Курск: Типография Курского губернского земства, 1897. - 308 с.
4. Учебные заведения Курской губернии. -Курск: Типография Курского губернского правления, 1911. - 25 с.
4. Справочные издания
1. Курский адрес-календарь, 1910
губернского правления, 1910. -442 с. г.-Курск: Типо-литография
2. Курский адрес-календарь, 1911
губернского правления, 1911.-451 с. г.-Курск: Типо-литография
3. Курский адрес-календарь, 1912
губернского правления, 1912.-439 с. г.-Курск: Типо-литография
4. Курский адрес-календарь, 1913
губернского правления, 1913. -439 с. г.-Курск: Типо-литография
5. Курский адрес-календарь, 1915
губернского правления, 1915. -487 с. г.-Курск: Типо-литография
6. Курский адрес-календарь, 1916
губернского правления, 1916. -369 с. г.-Курск: Типо-литография

5. Публицистика
1. Абрамов Я.В. Женские врачебные курсы.-СПб.: Печатня
С.П. Яковлева, 1886.-228 с.
2. Доклад женщины-врача Н.С. Гуревич. Деятельность женщин- врачей в городе Москве// Труды 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного Российской лигой равноправия женщин в С.-Петербурге. Секция высшего образования; 2. Секция сельскохозяйственного образования.-СПб.: Издание Российской Лиги Равноправия Женщин, 1914.-С. 203-211.
3. Герценштейн Г.М. Женщины-врачи на поприще практической деятельности в России (К двадцатилетию их первого массового выпуска)// Мир божий. -1898. - № 4. - С. 147-158.
4. Доклад профессора А.А. Кадьяна. Санкт-Петербургский Женский Медицинский Институт // Труды 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного Российской лигой равноправия женщин в С.-Петербурге. Секция высшего образования; 2. Секция сельскохозяйственного образования. -СПб.: Издание Российской Лиги Равноправия Женщин, 1914. - С. 3-11.
5. Илинский П.А. Русская женщина в войну 1877-1878. Очерк деятельности сестер милосердия, фельдшериц и женщин-врачей.- СПб.: Типо-литография П.И. Шмидта, 1879.-280 с.
6. Кадьян А.А. Санкт-Петербургский Женский Медицинский Институт// Труды 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного Российской лигой равноправия женщин в С.-Петербурге. Секция высшего образования; 2. Секция сельскохозяйственного образования.- СПб.:Издание Российской Лиги Равноправия Женщин, 1914.- С.5-14.
7. Первые шаги: Сборник учениц 5 класса женской гимназии М.Г. Брюхоненко.- М., 1908. -42 с.
8. Тарновская П.Н. Женский медицинский институт и женские врачебные курсы. Исторический очерк // Вестник Европы .-СПб., 1903.-Кн.8.-С. 497-517;
9. Тыркова А.В. Изменение женской психологии за последние сто лет (Речь на I Всероссийском съезде по образованию женщин) // Труды 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного Российской лигой равноправия женщин в С.- Петербурге. Секция высшего образования; 2. Секция сельскохозяйственного образования, СПб.: Издание Российской Лиги Равноправия Женщин,1914.- С.1-4.
10. Шабанова А.Н. Женское врачебное образование в России // Труды 1-го Всероссийского съезда по образованию женщин, организованного Российской лигой равноправия женщин в С.- Петербурге. Секция высшего образования; 2. Секция сельскохозяйственного образования/ А.Н. Шабанова.-СПб.: Издание Российской Лиги Равноправия Женщин, 1914.-С. 205-211.
6. Документы личного происхождения
1. Олицкая Е.Л. Мои воспоминания.-М.:Посев,1971.-318 с.
2. Тыркова-Вильямс А.В. То, чего больше не будет: Воспоминания известной писательницы и общественной деятельницы А.В. Тырковой-Вильямс (1869-1962).-М.: Слово, 1998. -560 с.
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Балдин К.Е. Педагогическая интеллигенция в провинциальном городе на рубеже XIX-XX веков (на примере города Иваново-Вознесенска) // Интеллигенция и мир. -2012. -№2. - С.9-27.
2. Бартенева Е.Г. Несколько мыслей по поводу предполагаемых реформ в системе женского образования.-СПб.: Типография «Общественная польза», 1896.-24 с.
3. Белова А.В. Девичество российской дворянки XVIII — середины XIX века: телесность, сексуальность, гендерная идентичность // Женщина в российском обществе.-2006. -№ 4. -С.45-63.
4. Белова А.В. Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки конца XVIII - первой половины XIX века как проблема исследования // Женщина в российском обществе. -2014. -№ 1-2.-С. 72-82.
5. Боборыкин П.Д. Подгнившие «Вехи»// В защиту интеллигенции. Сборник статей.-М.:Заря, 1909. - С.119-138.
6. Бороева О.П. Гуманистическая направленность в профессиональной подготовке медиков среднего звена (вторая половина XIX в)// Среднее профессиональное образование.-2013.-№ 4.-С.55-56.
7. Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет.-СПб.: Издательство О.Н. Поповой, 1909. -724 с.
8. Ветчинова М.Н. Женское гимназическое образование в Курской губернии во второй половине XIX начале XX века// Вопросы образования. -2014.-№ 2. - С.222-235.
9. Ветчинова М.Н. История Маринской гимназии // Ученые записки. -Курск, 2014. - № 3. -С.134-139.
10. Ерман Л. К. Интеллигенция в первой русской революции.-М.: Наука, 1966.-374 с.
11. Зубков И.В. «Женский вопрос» в земской школе (конец XIX - начало XX вв.) // Вестник Российского университета дружбы народов.-2007. -№ 3.- С.68-77.
12. Зубков И.В. Повседневность учительниц земских школ (конец XIX- начале XX в. // Социальная история 2010 год.- СПб.:«Российская политическая энциклопедия».-2011.-С. 43-68.
13. Илюха О.П. «Учащие»: учитель и учительница в российской деревне в конце XIX-начале XX века // Социальная история 2009 год.- СПб.: «Российская политическая энциклопедия».-2010.-С.68-94.
14. Кальченко А.П., Цвелев Ю.В., Абашин В.Г. К истории высшего медицинского образования женщин в России// Журнал акушерства и женских болезней.-2004.-№ 3.-С.55-59.
15. Колоницкий Б.И. Интеллигент конца XIX - начала XX века: Проблемы идентификации (к постановке вопроса) // Социальная история 2010 год. - СПб.:«Российская политическая энциклопедия».-2011.-С.9-42.
16. Колос Л.Н. Женское освободительное движение в России: русские женщины в борьбе за образование (1861-1917)// Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова.-2009-№ 2.-С. 280.-283.
17. Косетченкова Е.А. Эволюция женского профессионального образования с позиций общественной инициативы (конец XIX - начало ХХ века) // Ученые записки. -2011. - № 3. -С.42-46.
18. Косетченкова Е.А. Аспекты женского медицинского профессионального образования в России в конце XIX - начале ХХ века // Фундаментальные исследования. -2014.- № 11-5. -С. 1184-1187.
19. Косетченкова Е.А. Трудовая деятельность женщин как фактор получения профессионального образования // Вестник Челябинского государственного университета. -2009.-№ 23.-С. 89-98.
20. Косетченкова Е.А. Эволюция женского профессионального образования с позиций общественной инициативы (конец XIX - начало ХХ века// Научные ведомости Белгородского государственного университета.-2011.-№ 19.- С.157-164.
21. Котлова Т.Б. «Много хороших воспоминаний осталось от гимназии». Женское образование в России сто лет назад // Социальная история 2004 год.- СПб.:«Российская политическая энциклопедия».- 2005.-С. 254-258.
22. Котлова Т.Б. Российская женщина в провинциальном городе на рубеже XIX-XX веков. -Иваново: Ивановский государственный университет, 2003.-167 с.
23. Кулагина И.П. Русские женщины в медицине во второй половине XIX - начале XX века: правовые и практические проблемы// Вестник Нижегородской академии МВД России.-2012.-№ 18.-С.19-23.
24. Катков М.Н. О женском образовании: статьи, связанные с возникновением и постепенным ростом женской классической гимназии. - Москва: Печатня А. И. Снегиревой, 1897. -71 с.
25. Краснобородько К.А. Земская медицина в Курской губернии в переходный период (середина 1860-х годов-начало 1880-х гг.)//Известия Алтайского государственного университета.-2008.-№ 4.-С.65-68.
26. Краснобородько К.И. Земская медицина Курской губернии середины 60-х годов XIX начала XX века// Вестник Челябинского государственного университета.-2008.-№ 5.-С.32-38.
27. Крючков О.А. Первые шаги высшего женского медицинского образования в России (1872-1876 гг.у/XVI Вишняковские чтения. Проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования в регионе на современном этапе.- СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина.- 2013.-С.18-23.
28. Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах.- М.: Мысль, 1981. -285с.
29. Лейкина-Свирская В.Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX века.- М.: Мысль, 1971.-366 с.
30. Марасанова В.М., Албегова И.Ф., Шаматонова Г.Л. Женщины и профессионально-политические организации в Ярославской губернии на рубеже XIX-ХХ вв.// Женщина в российском обществе.-2013.-№ 2.- С. 60¬69.
31. Мартыненко Н.К. Общественные инициативы женского образования как фактор иституциализации гражданского общества в России в конце XIX начале XX веков // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2004.- № 1.-С.208-218.
32. Меньшикова Е.Н., Семёнов М.Ю. Конструирование репрезентативного образа женщины «нового типа» конца XIX - начала ХХ века// Историческая психология и социология истории.-2014.-№ 2.-С.117-131.
33. Оноприенко И.Г. Женское дворянское образование во второй половине XIX века (на примере Центрального Черноземья) // Научные ведомости Белгородского государственного университета.-2009. -№ 15. - С. 111-115.
34. Паначин Ф.Г. Учительство в революционном движении России (XIX - начало XX в. Историко-педагогические очерки. -М.: Педагогика, 1986. - 214 с.
35. Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала XX в. -М.: Наука, 1986. -268 с.
36. Пиетров-Эннкер Б. Новые люди России. Развитие женского движения от истоков до Октябрьской революции. -М.: «Издательский центр РГГУ», 2005. -448 с.
37. Пономарева В.В., Хорошилова Л.Б. Русское женское образование в XVIII-начале XX в.: приобретения и потери. -2000.- № 6. -С. 58-60.
38. Пушкарева Н.Л. Гендерная история и теоретическое знание. -СПб.: Алатейя, 2007. -495 с.
39. Пушкарева Н.Л. Из небытия: женские имена в российской науке начала XX в. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История, Политология, Экономика, Информатика. -2010. -№ 1. - С.143-149.
40. Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность (Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой). - М.: Ладомир, 2002. -526 с.
41. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории.-1998. -№ 6. -C. 76-86.
42. Российская империя чувств: Подходы к культурной истории эмоций Сб. статей / Под. Ред. Яна Пламера. -М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 512 с.
43. Семёнов М.Ю., Меньшикова Е.Н. Женщина нового типа в культурно-развлекательной жизни русского провинциального города конца XIX - начала XX в. (на примере театральной жизни)// Женщина в российском обществе.-2014.- № 2.- С.29-36.
44. Сергеев С. Досоветская Россия (XVIII — начало XX века). Мыслящая Россия История и теория интеллигенции и интеллектуалов // История и теория интеллигенции и интеллектуалов.-М.: «Наследие Евразии», 2009.- С.15-53.
45. Стайтс Р. Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм 1860-1930.- М.: РОССПЭН , 2004 -615 с.
46. Терещенко Д.А. Профессиональное медицинское образование в городских поселениях России в конце XIX - начале XX века// Ученые записки.-2014. -№ 1. -С.145-151.
47. УшаковА.В. Революционное движение демократической интеллигенции в России. 1895-1904. -М.: Мысль, 1976. -242 с.
48. Чвикалов А.И. Земские врачи центрально-чернозёмных губерний во второй половине XIX - начале XX в.: служба и служение// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. -2012. -№ 7. -С. 51-56.
49. Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России// Женщина в российском обществе.-2008.-№ 4. -С.4-25.
50. Шатохин И.Т., Шатохина С.Б. Попытки создания непрерывной системы повышения квалификации учителей начальной школы в российской провинции на рубеже XIX-XX веков // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура: IV международная научнаяконференция.- Белгород: БелГУ.- 2006.-С. 255-259.
51. Шатохин И.Т. Интеллигенция и чиновничество в российской провинции на рубеже XIX-XX веков: противостояние и (или) сотрудничество// Культура народов Причерноморья. -2008. -№ 134. - С. 86.
52. Шатохин И.Т. Социально-профессиональная характеристика среднего медицинского персонала Курской губернии// Научные ведомости БГУ. - 1999. -№2. -С. 132-137.
53. Шатохин И.Т. Провинциальная интеллигенция России в конце XIX- начале XX вв.: Автореферат диссертации на соискание кандидата истор. наук. -М., 1999. -16 с.
54. Штылева Л.В. Детерминанты, этапы и тенденции трансформаций «вопроса пола» в отечественном образовании и педагогической науке (XVIII - начало XX в.) // Женщина в российском обществе.-2012. -№ 2. -С. 83-89.
55. Штылева Л. В. Гендерные штудии русской педагогики XIX в.: проект «вполне гуманного женского образования» П. Ф. Каптерева// Женщина в российском обществе. -2010. -№ 2. -С. 91-102.
55. Юкина И.И. Всероссийские женские съезды как точки роста феминистского движения в России // Женщина в российском обществе. - 2008. - № 4. -С.1-8.
56. Юкина И. И. Первый всероссийский женский съезд// «Вы и Мы». Диалог женщин.-1998. -№ 6 . -С 13-16.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ