Программно-целевое управление в государственном секторе (на примере сферы образования РФ)
|
Введение
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ (В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)
1.1 Сфера образования как элемент государственного сектора: понятие,
классификация и факторы 11
1.2 Программно-целевое управление в сфере образования 18
1.3 Методика оценки эффективности программно-целевого управления
сферой образования РФ 30
2 АНАЛИЗ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ
2.1 Опыт использования программно-целевого управления в сфере 47
образования РФ
2.2 Характеристика современной социальной и демографической ситуации в
РФ 58
2.3 Оценка эффективности программно-целевого управления сферой
образования 64
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
3.1 Рекомендации по совершенствованию программно-целевого управления
в сфере образования РФ 80
3.2 Расчет экономической эффективности реализации проекта 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
Приложение
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
УПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ (В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ)
1.1 Сфера образования как элемент государственного сектора: понятие,
классификация и факторы 11
1.2 Программно-целевое управление в сфере образования 18
1.3 Методика оценки эффективности программно-целевого управления
сферой образования РФ 30
2 АНАЛИЗ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В
ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ РФ
2.1 Опыт использования программно-целевого управления в сфере 47
образования РФ
2.2 Характеристика современной социальной и демографической ситуации в
РФ 58
2.3 Оценка эффективности программно-целевого управления сферой
образования 64
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
3.1 Рекомендации по совершенствованию программно-целевого управления
в сфере образования РФ 80
3.2 Расчет экономической эффективности реализации проекта 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
Приложение
Актуальность работы. Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных предпринимателей, руководствующихся мотивами коммерческой выгоды. В развитых странах государство берет на себя функции финансирования и организации фундаментальной науки и высоко рисковых прикладных исследований, научно - исследовательской инфраструктуры, образования.
Важная цель и одно из важнейших направлений модернизации сферы образования - усовершенствование самой модели управления данной сферы. В нынешних условиях управление образованием - это в первую очередь управление течением его формирования. В связи с этим следует сформировать общую концепцию образовательной статистики и показателей качества образования, а кроме того систему мониторинга образования. Ближайшая цель - развитие такого рода модели управления, в которой станут отчетливо установлены компетенции и полномочия, функции и ответственность абсолютно всех субъектов образовательной политики, в первую очередь в целом образовательных учреждений и органов местного самоуправления, областных и федеральных управленческих структур.
В Российской Федерации с целью осуществления больших научно-технических и социально-экономических проектов в приоритетных для государства областях научного знания применяется система федеральных целевых программ (ФЦП). На региональном уровне введение программно-целевого подхода осуществляется с помощью системы долгосрочных и ведомственных целевых программ.
Программа развития образования является формой выражения стратегии. Элементами программы развития сферы образования считаются: аналитическая характеристика текущего состояния образовательного пространства и тенденции ее преобразований; главная цель изменений - основные направления предполагаемых реализаций преобразования образовательного пространства; перечень желаемых результатов; характеристика мер по достижению ожидаемых результатов;
Программы развития всех уровней в образовательной сфере не должны быть противоречивы нормативно-правовым актам и стратегическим установкам федеральной и региональной программам развития сферы образования.
Все вышеизложенное и обусловило актуальность выбранной темы.
Объект - государственный сектор Российской Федерации
Предмет - сфера образования Российской Федерации
Цель - исследование теоретико-методических основ программно-целевого управления в государственном секторе для разработки направлений по его совершенствованию в сфере образования Российской Федерации
Задачи для достижения:
- исследовать теоретико-методические основы программно-целевого управления в государственном секторе (в сфере образования);
- дать понятие, классификацию и привести факторы сферы образования как элемент государственного сектора;
- рассмотреть программно-целевое управление в сфере образования;
- представить методику оценки эффективности программно-целевого управления сферой образования;
- рассмотреть опыт использования программно-целевого управления в сфере образования РФ;
- рассмотреть характеристику современной социальной и демографической ситуации в РФ;
- привести оценку эффективности программно-целевого управления сферой образования;
- разработать проект по повышению эффективности программно-целевого управления в сфере образования РФ.
Во введении исследована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
В главе 1 изучены теоретико-методологические основы программно-целевого управления образованием. Изучена сфера образования: понятие, классификация, факторы развития. Определены цели и инструментарий сферой управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Предложена методика оценки эффективности управления сферой образования.
В главе 2 проведен анализ программно-целевого управления сферой образования. Дана характеристика социального и демографического состояния Российской Федерации. Проведена оценка эффективности управлении сферой образования на основе программно-целевого метода.
В главе 3 выявлены направления совершенствования управления сферой образования. Разработан проект по совершенствованию программно-целевого управления сферой образования в Челябинской области. Проведен расчет экономической эффективности реализации проекта.
В заключении сделаны выводы о проведенном исследовании.
Важная цель и одно из важнейших направлений модернизации сферы образования - усовершенствование самой модели управления данной сферы. В нынешних условиях управление образованием - это в первую очередь управление течением его формирования. В связи с этим следует сформировать общую концепцию образовательной статистики и показателей качества образования, а кроме того систему мониторинга образования. Ближайшая цель - развитие такого рода модели управления, в которой станут отчетливо установлены компетенции и полномочия, функции и ответственность абсолютно всех субъектов образовательной политики, в первую очередь в целом образовательных учреждений и органов местного самоуправления, областных и федеральных управленческих структур.
В Российской Федерации с целью осуществления больших научно-технических и социально-экономических проектов в приоритетных для государства областях научного знания применяется система федеральных целевых программ (ФЦП). На региональном уровне введение программно-целевого подхода осуществляется с помощью системы долгосрочных и ведомственных целевых программ.
Программа развития образования является формой выражения стратегии. Элементами программы развития сферы образования считаются: аналитическая характеристика текущего состояния образовательного пространства и тенденции ее преобразований; главная цель изменений - основные направления предполагаемых реализаций преобразования образовательного пространства; перечень желаемых результатов; характеристика мер по достижению ожидаемых результатов;
Программы развития всех уровней в образовательной сфере не должны быть противоречивы нормативно-правовым актам и стратегическим установкам федеральной и региональной программам развития сферы образования.
Все вышеизложенное и обусловило актуальность выбранной темы.
Объект - государственный сектор Российской Федерации
Предмет - сфера образования Российской Федерации
Цель - исследование теоретико-методических основ программно-целевого управления в государственном секторе для разработки направлений по его совершенствованию в сфере образования Российской Федерации
Задачи для достижения:
- исследовать теоретико-методические основы программно-целевого управления в государственном секторе (в сфере образования);
- дать понятие, классификацию и привести факторы сферы образования как элемент государственного сектора;
- рассмотреть программно-целевое управление в сфере образования;
- представить методику оценки эффективности программно-целевого управления сферой образования;
- рассмотреть опыт использования программно-целевого управления в сфере образования РФ;
- рассмотреть характеристику современной социальной и демографической ситуации в РФ;
- привести оценку эффективности программно-целевого управления сферой образования;
- разработать проект по повышению эффективности программно-целевого управления в сфере образования РФ.
Во введении исследована актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
В главе 1 изучены теоретико-методологические основы программно-целевого управления образованием. Изучена сфера образования: понятие, классификация, факторы развития. Определены цели и инструментарий сферой управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях. Предложена методика оценки эффективности управления сферой образования.
В главе 2 проведен анализ программно-целевого управления сферой образования. Дана характеристика социального и демографического состояния Российской Федерации. Проведена оценка эффективности управлении сферой образования на основе программно-целевого метода.
В главе 3 выявлены направления совершенствования управления сферой образования. Разработан проект по совершенствованию программно-целевого управления сферой образования в Челябинской области. Проведен расчет экономической эффективности реализации проекта.
В заключении сделаны выводы о проведенном исследовании.
Ведь действительно, для того, чтобы дальнейшая жизнь сложилась хорошо и была высокооплачиваемая работа необходим определенный уровень образования, так же дошкольное и среднее образование формирует определенные личностные качества, которые будут положительно сказываться во взрослой жизни.
Г осударственный сектор - это совокупность хозяйственных субъектов, которые полностью или частично принадлежат центральным или местным государственным органам.
В одну из крупных категорий входит сфера образования - государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны и др.
Сущность программно-целевого управления сводится к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа, являющихся единым плановым документом, в котором отражены все особенности данного подхода.
Программно-целевое управление в сфере образования:
1) системно;
2) подчинено глобальным образовательным целям;
3) осуществимо при помощи программ развития образования или согласованных с ними образовательных программ.
Методика оценки эффективности управления сферой образования включает в себя следующие блоки:
1. Обеспечение доступного качественного общего и дополнительного образования;
2. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам развития системы образования;
3. Поддержка и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
4. Развитие системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
5. Развитие системы оценки качества образования.
Исходя из обозначенных актуальных вопросов, выявленных в анализе, сформированы цели, задачи и приоритетные направления развития системы образования Челябинской области. По результатам проведенного анализа были выделены следующие проблемы.
По результатам проведенного анализа были выделены следующие проблемы:
1) снижение общего среднего балла ЕГЭ
2) старение педагогических кадров в системе общего образования
3) снижение числа профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих
4) снижение количества обучающихся 9-11 классов ОУ в участии олимпиад
5) низкий уровень использования в субъектах РФ программно-целевого метода управления в сфере образования
Из всех выявленных проблем, проблема низкого уровня использования в субъектах РФ программно-целевого метода управления в сфере образования, для меня, является самой актуальной.
Для ее решения было предложено следующее мероприятие:
Ввести в ФЦП «Развитие образования» дополнительную цель «Применение программно-целевого управления во всех субъектах РФ в размере не менее чем 3 региональные целевые программы»
Данная цель будет достигнута путем решения следующего ряда задач:
1) Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов;
2) Усиление заинтересованности населения в получении качественного образования;
3) Использование дополнительных источников финансирования региональных целевых программ.
В рамках 1 задачи будет осуществлен ряд мероприятий по развитию независимой системы оценки качества на всех уровнях образования, в том числе посредством создания новых механизмов для системы оценки качества функционирования образовательных учреждений посредством механизмов профессионально-общественной и общественной аккредитации образовательных программ. Будут поддержаны меры по развитию системы сертификации квалификаций.
В рамках 2 задачи будут проведены дополнительные мероприятия в организациях среднего профессионального и высшего образования по увеличению заинтересованности у населения в получении качественного среднего профессионального и высшего образования, а так же создание дополнительных бюджетных мест для категорий населения, у которых нет возможности учится на контрактной основе.
В рамках 3 задачи предлагается увеличить объем финансирования региональных целевых программ в рамках дополнительного увеличения субсидий субъектам РФ.
Расчет эффективности доказал экономическую целесообразность проекта.
Г осударственный сектор - это совокупность хозяйственных субъектов, которые полностью или частично принадлежат центральным или местным государственным органам.
В одну из крупных категорий входит сфера образования - государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны и др.
Сущность программно-целевого управления сводится к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа, являющихся единым плановым документом, в котором отражены все особенности данного подхода.
Программно-целевое управление в сфере образования:
1) системно;
2) подчинено глобальным образовательным целям;
3) осуществимо при помощи программ развития образования или согласованных с ними образовательных программ.
Методика оценки эффективности управления сферой образования включает в себя следующие блоки:
1. Обеспечение доступного качественного общего и дополнительного образования;
2. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников образовательных организаций по вопросам развития системы образования;
3. Поддержка и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
4. Развитие системы поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
5. Развитие системы оценки качества образования.
Исходя из обозначенных актуальных вопросов, выявленных в анализе, сформированы цели, задачи и приоритетные направления развития системы образования Челябинской области. По результатам проведенного анализа были выделены следующие проблемы.
По результатам проведенного анализа были выделены следующие проблемы:
1) снижение общего среднего балла ЕГЭ
2) старение педагогических кадров в системе общего образования
3) снижение числа профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих
4) снижение количества обучающихся 9-11 классов ОУ в участии олимпиад
5) низкий уровень использования в субъектах РФ программно-целевого метода управления в сфере образования
Из всех выявленных проблем, проблема низкого уровня использования в субъектах РФ программно-целевого метода управления в сфере образования, для меня, является самой актуальной.
Для ее решения было предложено следующее мероприятие:
Ввести в ФЦП «Развитие образования» дополнительную цель «Применение программно-целевого управления во всех субъектах РФ в размере не менее чем 3 региональные целевые программы»
Данная цель будет достигнута путем решения следующего ряда задач:
1) Формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов;
2) Усиление заинтересованности населения в получении качественного образования;
3) Использование дополнительных источников финансирования региональных целевых программ.
В рамках 1 задачи будет осуществлен ряд мероприятий по развитию независимой системы оценки качества на всех уровнях образования, в том числе посредством создания новых механизмов для системы оценки качества функционирования образовательных учреждений посредством механизмов профессионально-общественной и общественной аккредитации образовательных программ. Будут поддержаны меры по развитию системы сертификации квалификаций.
В рамках 2 задачи будут проведены дополнительные мероприятия в организациях среднего профессионального и высшего образования по увеличению заинтересованности у населения в получении качественного среднего профессионального и высшего образования, а так же создание дополнительных бюджетных мест для категорий населения, у которых нет возможности учится на контрактной основе.
В рамках 3 задачи предлагается увеличить объем финансирования региональных целевых программ в рамках дополнительного увеличения субсидий субъектам РФ.
Расчет эффективности доказал экономическую целесообразность проекта.
Подобные работы
- Программно-целевое управление в государственном секторе (на примере сферы образования РФ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой метод управления монофункциональным городом (на примере Озерского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой метод управления монофункциональным городом (на примере Озерского городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона
(на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ «ГОРОД СТРОИТЕЛЬ» ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Программно-целевой подход к управлению благоустройством территории (на примере Советского района г. Челябинска)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2019



