Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Органы местного самоуправления: понятие, классификация, факторы, влияющие на
деятельность 10
1.2 Деятельность органов местного самоуправления: цели и инструменты 21
1.3 Методика оценки деятельности органов местного самоуправления 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСКА)
2.1 Сравнительная характеристика органов местного самоуправления г. Челябинска с другими
городами уральского федерального округа 40
2.2 Анализ деятельности органов местного самоуправления на примере г. Челябинска 47
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
3.1 Рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления г.Челябинска 71
3.2 Расчет эффективности предлагаемого проекта 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 88
Актуальность выбора темы дипломной работы определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления имеет важное значение в реализации принципов самоуправления в механизме государства и эффективно тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.
Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности и результативности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.
С развитием местного самоуправления в России связываются надежды на возрождение демократического гражданского общества, поскольку в муниципальных образованиях формируется чувство общего интереса и
Актуальность исследования дипломной работы и разрешения проблем становления местного самоуправления в России обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко не однозначно понимающих ценность институтов местного самоуправления и в ряде случаев не активизирующих в должной мере эти процессы на своей территории, с нерешенностью многих проблем, вызванных экономическими трудностями как в регионах, так и в стране в целом, с отсутствием согласованного разграничения полномочий между федеральными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Главная «миссия» органов местного самоуправления - это обеспечение достойной, комфортной, безопасной жизни населения каждого муниципального образования. А это обусловливает предоставление всех услуг, по которым оценивают эффективность работы органов местного самоуправления, т.е. такой показатель, как «качество жизни». Оперативное выявление предпочтений для предоставления тех или иных общественных благ - это тоже важный показатель деятельности органов местного самоуправления. Ответственный, инициативный, компетентный Глава Администрации, активное население, обеспеченность ресурсами и финансами, общественное доверие к власти - это серьезный ресурс развития муниципального образования.
Объектом дипломной работы является местное самоуправление.
Предмет дипломной работы - деятельность органов местного самоуправления.
Цель дипломной работы - разработать практические рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления г. Челябинска.
Задачи дипломной работы:
• отразить теоретические основы деятельности органов местного
самоуправления;
• разработать методику оценки деятельности органов местного
самоуправления;
• провести сравнительную характеристику органов местного самоуправления различных муниципальных образований;
• проанализировать деятельность органов местного самоуправления на примере г. Челябинска;
• выявить проблемы функционирования в деятельности органов местного самоуправления г. Челябинска;
• разработать рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления г. Челябинска;
• осуществлен расчет эффективности проекта по совершенствованию деятельности исполнительных органов местного самоуправления г. Челябинска.
Методологической основой выпускной квалификационной работы являются системный анализ, структурно-функциональный, сравнительно-правовой, статистический методы.
В процессе исследования использовались различные материалы: нормативно-правовые акты, монографии, публикации в СМИ, данные статистических и социологических исследований.
Выпускная квалификационная работа имеет введение, три главы, заключение, библиографический список.
Органы местного самоуправления осуществляют муниципальное управление, и реализуют определенные цели. Целью их деятельности является улучшение уровня жизни населения, реализация программ по развитию города, самовыражения и самореализации граждан.
Деятельность органов местного самоуправления рассматривается как система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения услугами, на содержание и развитие всех сфер муниципального образования. Разработка муниципальной политики осуществляется в контексте основной политики государства, дополняя и конкретизируя отдельные направления, исходя из всех возможных особенностей муниципального образования, местных традиций и др.
Структуру органов местного самоуправления г. Челябинска составляют:
• Челябинская городская Дума;
• Глава г. Челябинска;
• Администрация г. Челябинска;
• Контрольно-счетная палата г. Челябинска.
За каждым органом местного самоуправления закреплены полномочия и компетенция.
Основная функция Челябинской городской Дума состоит в нормотворческой деятельности. Глава г. Челябинска, во-первых, возглавляет и руководит Администрацией г. Челябинска. Во-вторых, представляет Администрацию города Челябинска в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований. На Администрацию г. Челябинска возложена самая важная функция - решение вопросов местного значения. И наконец, контрольно¬счетная палата г. Челябинска осуществляет контроль за исполнением бюджета города Челябинска.
В условиях замедления темпов экономического роста, отсутствия крупных инвестиционных вложений в экономику города, повышения индекса
потребительских цен, снижения объёма розничной торговли и платных услуг, оказываемых населения можно сделать вывод о приемлемых показателях результативности деятельности органов местного самоуправления по основным направлениям жизнеобеспечения населения города при одновременном снижении эффективности организационной структуры исполнительных органов в связи с усилением неопределенности воздействия внутренних и внешних факторов.
На основе проведенного анализа были предложены следующие рекомендации по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления, а именно:
> повышение эффективности и результативности взаимодействия между ведомствами и структурными подразделениями администрации во внутренней организации деятельности Администрации города Челябинска на основе использования информационных технологий;
> поддержание официального сайта Администрации города Челябинска;
> совершенствование системы по работе с кадровым резервом на основе разработки матрицы оценки сотрудников;
> принятие Положения о материально-техническом обеспечении органов местного самоуправления в администрации г. Челябинска;
> создание смешанной системы управления материально-техническим обеспечением;
> разделение общего отдела на отдел материально-технического обеспечения и организационный отдел.
В рамках данной выпускной квалификационной работы был проведен расчет эффективности предложенных рекомендаций с точки зрения их влияния на показатели результативности деятельности органов местного самоуправления г.Челябинска.
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы выполнены, а заявленная цель исследования достигнута.
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
3. Веттерберг, Г. Новое общество. О возможностях общественного сектора /- Веттерберг, Г М.,1999, - 303 с.
4. Баранова, К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии/ Баранова, К.К. - Москва, Дело и сервис.,2000.
5 Лауринмяки, Ю. Местное и региональное управление в Финляндии. Союз местных органов самоуправления Финляндии/Лауринмяки, Ю.,Линкола Т., Прятта К., - М.,1996.
6. Местное самоуправление. Национальная ассоциация местных властей Дании и Союз российский городов. - Москва, 1995.
7. Линкола Т., Местное и региональное управление в Финляндии/ Линкола Т.,- М.,1998.
8. Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии/ Баранова, К.К. - Москва, Дело и сервис,2000.
9. Опыт работы органов местного самоуправления на примере германского города Бергиш Гладбах. Центр германских исследований. Институт Европы РАН./ - Москва, 1997.
10. Виталь Дюран Э. Местные органы власти во Франции. / Виталь Дюран Э - Москва, 1996.
11. Выдрин И.В. Местное самоуправление в РФ: от идеи к практике. Автореферат дисс. д.ю.н. - Екатеринбург, 1998. - С. 20.
12. Гильченко Л.В. Становление самоуправления в России// Городское управление, 1996. - №1.
13. Гладышев А.Г. Актуальные проблемы развития местного самоуправления. // Научные знания - в практику регионального и муниципального управления: материалы научно-практической конференции (52004. - № 6. - С. 36 - 54. - Часть
I. : Муниципальный мир, 2003. - С. 52004. - № 6. - С. 36 - 54.
14. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М.: Юнити, 2002. - 551 с.
15. Говоренкова Т., Жуков А., Савин Д., Чуев А. «А» и «Б» сидели на трубе: Размышления по поводу очередной реформы местного самоуправления в России. // Муниципальная власть. - 2004. - № 1. - С. 81.
16. Голованова Н. Децентрализация и финансовая независимость в Российской Федерации.
17. Гущин В.З. Предмет ведения и полномочия местного самоуправления // Проблемы местного самоуправления [Интернет-журнал]. Режим доступа: Доклад «Об итогах социально-экономического развития».
18. Емешов В.И. Из опыта правового регулирования местного самоуправления в зарубежных федеративных государствах // Современное право. - 2008. - № 9. - С.121-123.
19. Емешов В.И. О распорядительных органах земского самоуправления в России // Актуальные проблемы юридических наук. Сб. материалов научной конференции по итогам НИР профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, аспирантов и студентов за 2006 год. - Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2007.- С.82 - 91.
20. Емешов В.И. Об особенностях правового регулирования формирования представительного органа муниципального образования // Бизнес в законе. - 2008. - №3. -С. 18- 20.
21. Еремин А.Р. Право граждан на реализацию функций местного самоуправления. // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 3. - С. 20-25.
22. Ершов А.Н. Социальные ресурсы местного самоуправления. - Казань, 2001.
23. Зырянов П.Н. Социальная структура местного управления капиталистической России (1861-1914).// Исторические записки, 1982. - С.226 - 302.
24. Игнатов В.Г., Понедельков А.В. Комплексные целевые программы и их роль в региональном управлении. // Научные знания - в практику регионального и муниципального управления: материалы научно-практической конференции (5- 7) сентября 2002 г., г. Одинцово Московской области). - Часть I. - М.: Муниципальный мир, 2003. - С. 188-195.
25. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 384 с. / Информация о ходе реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131.
26. Шакирова М.Е. Правовое положение органов местного самоуправления: проблемы и особенности // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - №4. - С.34-39.
27 Шумилов М.М. Местное управление и центральная власть в России в 50-х - начале 80-х гг. XIX века, - М., 1991.
28. Юркова С.Н. Роль и место представительных органов местного самоуправления РФ в системе федеративных отношений // Казанский федералист. - 2005, С.82004. - № 6. - С. 36 - 54.
29. OECD, Revenue Statistics 1965-1999 (Paris: OECD, 2000), Tables 133, 134 - Режим доступа: https://books.google.ru/books
30. Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии./Баранова К.К. -Москва, Дело и сервис,2000.
31. Статистический источник по Евросоюзу - Режим доступа:
http://www.ej.ru/025/life/03samoupr/01/index.html_Printed.html/
32. Зарубежный опыт территориальной организации местного самоуправления IME дайджест - Режим доступа: http://www.ime.kolyma.ru/Dime/d31.htm
33. Зарубежный опыт территориальной организации местного самоуправления - IME дайджест - Режим доступа: http://www.ime.kolyma.ru/Dime/d32.htm
34. Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: http://gks.ru/
35. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по
Челябинской области - Режим доступа:
http://chelstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chelstat/ru/statistics/