ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность и виды твердых бытовых отходов на территории
муниципального
образования 10
1.2 Опыт организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования в России и за
рубежом 17
1.3 Методика анализа системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального
образования 28
2 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЧЕЛЯБИНСКА)
2.1. Анализ документационного обеспечения системы обращения с твердыми бытовыми отходами в г. Челябинске 32
2.2 Субъекты системы обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования и механизмы их
взаимодействия 38
2.3 Анализ показателей обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования 48
2.4 Проблемы обращения с твердыми бытовыми отходами на
территории муниципального образования 61
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Направления совершенствования организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального
образования 68
3.2 Оценка ожидаемого эффекта от реализации мероприятия 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Проблема отходов стала сегодня одной из самых важных экологических проблем, с которой столкнулось человечество. После появления искусственных материалов, наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух. От одного только пластика каждый год в мире умирает сто тысяч морских животных и миллион птиц.
В современном мире на сегодняшний день одной из наиболее актуальных является проблема рационального обращения с отходами. Бесконтрольное обращение с отходами приводит к серьезным экологическим последствиям, в связи с чем во всех развитых странах принимаются специальные законодательные акты, регулирующие комплексное управление отходами (сбор, транспортировка, сортировка, обезвреживание, переработка, утилизация, ликвидация, захоронение, требования к местам складирования, правила маркировки и хранения), представляющими опасность для здоровья человека и окружающей среды, от которой зависит жизнь на Земле.
Принципы и методы законодательного регулирования предотвращения загрязнения окружающей среды отходами во многих странах различны, а сами нормативные акты и законы отличаются степенью строгости обращения с отходами (ограничения на выбросы), степенью содействия предпринимателям в переработке отходов и создании малоотходных и экономичных технологий, требованиями вторичного использования отходов и максимально возможной утилизации ценных компонентов, содержащихся в отходах, регламентацией контроля состава и свойств отходов и др.
Увеличение размеров промышленного производства, слабый контроль за осуществлением мероприятий по уменьшению выбросов в атмосферу предприятиями, устаревание инфраструктуры (в том числе очистных сооружений), заметное увеличение транспортных средств при неразвитости дорожной инфраструктуры спровоцировали увеличение проблем в сфере вывоза сбора и утилизации ТБО.
Объектом исследования является система обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования.
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления обращением твердых бытовых отходов на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
Цель исследования заключается в разработке рекомендаций, направленных на совершенсвование организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические вопросы по теме исследования;
2. Определить сущность и виды твердых бытовых отходов на территории муниципального образования;
3. Раскрыть методику анализа системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования;
4. Провести анализ системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
5. Разработать рекомендации по совершенствованию организации обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципального образования (на примере г. Челябинска).
6. Оценить ожидаемый эффект от реализации мероприятия
Объект исследования - проблемы твердых бытовых отходов
Теоретическая и методологическая основа исследования. Общие вопросы исследования, использования и развития методик организации и управления обращением ТБО отражены в научных трудах Л.А. Велихова, Т.В. Ашимхиной, Т.В. Овчинниковой, В.И. Федянина, Е.Я. Андурского, А. П. Анисимова,
Среди методов исследования были применены следующие: системный анализ и синтез теоретического и практического материала, индуктивный и дедуктивный методы, социологический (метод включенного наблюдения).
Информационно-статистическая база дипломной работы представлена федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы экономики природопользования и охраны окружающей среды, материалами отечественных и зарубежных организаций в области управления обращением ТБО.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что на основе системного подхода к решению поставленной задачи сформулированы практические рекомендации по повышению качества организации и управления обращением ТБО, адресованные руководителям органов государственной и муниципальной власти и управления, менеджменту предприятий сферы городского коммунального хозяйства, других хозяйствующих субъектов данной сферы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В ходе проведенного дипломного исследования были получены следующие выводы и результаты.
Твердые бытовые отходы - твердые, в том числе крупногабаритные, отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения (в том числе, отходы, образующиеся при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода, упаковка товаров и т.д.), а также отходы потребления административных объектов, объектов социальной сферы, объектов торговли, общественного питания.
По уровню вредного воздействия на экологию и от того, какие они имеют свойства, все отходы имеют классификацию по твердым бытовым отходам и делятся на 5 категорий. В ТБО встречаются все эти категории.
Норма накопления твердых бытовых отходов - это количество отходов, образующихся на расчетную единицу. На норму накопления влияют такие факторы как степень благоустройства жилищного фонда, культура торговли, степень благосостояния, развитие общественного питания.
Рынок отходов подразделяется на международный и внутренний. Отличительная особенность современного международного рынка отходов заключается в том, что Россия является крупнейшим хранилищем опасных отходов стран ЕС и СНГ.
Комплексная стратегия снижения объема мусора в России решается двумя способами - удалением отходов и их переработкой. В первом случае ТБО подлежат захоронению на полигонах или сжиганию. В масштабах нашей страны создание новых полигонов не представляет технической сложности, однако проблему такими методами решить невозможно. Сжигание - тоже не лучший
вариант, так как в его процессе образуется вредный выброс в атмосферу.
В нашей стране условия для решения проблемы мусора только начинают получать развитие. Увеличивается количество перерабатывающих предприятий, мусоросжигательные заводы переоснащаются современным оборудованием, а во дворах появляются разноцветные баки для раздельного сбора бытовых отходов, которые могут уменьшить плату за вывоз мусора.
Тем не менее, количество твердых бытовых отходов в России постепенно увеличивается. Контроль за сферой обращения и утилизации ТБО находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое в основном занимается мониторингом состояния окружающей среды и разработкой ведомственных административных актов. В настоящее отсутствует четкая государственная политика по мерам утилизации ТБО, а данная проблема возложена на региональные и муниципальные власти, которые не в состоянии решить данный вопрос кардинально.
Организацией сбора и временного хранения твердых бытовых отходов, обеспечением условий доступа к контейнерным площадкам и нормальной работы спецмашин на территории Челябинский городской округе занимается МУП «ГорЭкоЦентр».
МУП "ГорЭкоЦентр" является специализированной службой по обращению с отходами на территории муниципального образования город Челябинск, которое создано для комплексного решения задач экологической направленности.
Направления деятельности МУП "Г орЭкоЦентр":
- Деятельность в сфере обращения с отходами на территории города Челябинска;
- Сбор и вывоз твердых бытовых отходов (ТКО);
- Размещение твердых бытовых отходов (ТКО) на городской свалке;
- Экологические проектно-консалтинговые услуги;
- Экологический мониторинг атмосферного воздуха, почвы, поверхностных вод, состава отходов городской свалки.
Объекты МУП "Г орЭкоЦентр":
- Городская свалка
- Автоматизированныий весовой комплекс
- Контейнерные площадки
Сбор и вывоз отходов производится по планово-регулярной системе по утвержденным и согласованных Администрацией района графиков в соответствии с Правилами благоустройства территории города Челябинска (в ред. Решения Челябинской городской Думы от 24.04.2012 г. № 34/3).
Единственным местом для размещения твердых бытовых отходов для г. Челябинска является городская свалка, расположенная в границах улиц: Хлебозаводской, Автоматики, Героев Танкограда, Северный Луч в Металлургическом районе города Челябинска .
Свалка функционирует с 1949 года. В настоящий момент городская свалка практически исчерпала свои возможности.
Челябинская свалка третья в стране по размеру - 80 га, ежегодно на нее свозится 800 тысяч тонн мусора. Сегодня свалка вширь не растет, только ввысь, пиковая точка в высоту - 40 м.
В связи с этим, Челябинским городским округом приобретен земельный участок площадью 110 га для строительства полигона по захоронению ТБО не только для г.Челябинска но и прилегающих муниципальных образований в которых такие же проблемы с захоронением ТБО как и в г. Челябинске.
В настоящий момент проект полигона находится на согласовании. После строительства полигона существующая городская свалка будет закрыта, территория рекультивирована.
Главной проблемой обеспечения экологически безопасного обращения с ТБО на территории Челябинского городского округа остается недостаточное количество объектов размещения ТБО, отвечающих экологическим и санитарным требованиям.
Несанкционированные и санкционированные свалки, располагающиеся на территории Челябинского городского округа, не отвечают требованиям, предъявляемым к сооружениям по захоронению отходов. На свалках отсутствуют защитные экраны, препятствующие проникновению фильтрата в грунтовые воды и почву.
Анализ состояния территории муниципального образования Челябинский городской округ выявил следующие проблемы:
1) Отсутствует муниципальный банк данных по отходам и вторичным материальным ресурсам.
2) Недостаточно развита система сбора, сортировки и приема вторичного сырья, что оказывает негативное влияние на окружающую среду и без того сложную от деятельности промышленных предприятий города.
3) Отсутствуют мощности по сортировке и переработке твердых бытовых отходов.
4) Существующие нормы накопления ТБО были утверждены в 2005 году и требуют корректировки
По инициативе Правительства Челябинской области рекультивация городской свалки включена в проект федеральной целевой программы «Ликвидация накопленного экологического ущерба на 2014-2025 годы».
Дальнейшее совершенствование системы сбора отходов в местах их образования будет включать в себя следующие мероприятия:
1. Строительство и реконструкция мест сбора ТБО в жилом секторе в соответствии с санитарными нормами и правилами.
2. Установка металлических контейнеров на специальных площадках для сбора ТБО.
3. Создание системы раздельного сбора отходов.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/
2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ О внесении изменений в
Федеральный закон Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/
cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=127196#0
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в РФ" (ред. от 03.04.2017) // СПС
Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_44571/
4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от 03.07.2016) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/
5. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ред. от 13.07.2015) // СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22971/
6. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СПС Консультант Плюс [Электронный
ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/
7. Директива N 2000/76/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О сжигании отходов» [рус., англ.] (Вместе с «Факторами эквивалентности для диоксинов и дибензофуранов», «Определением пределов выбросов в воздушную среду для совместного сжигания опасных...», «Измерительной техникой», Пределами сбросов водяных отходов после очистки выхлопных газов и выбросов) (Принята в г. Брюсселе 04.12.2000). - URL: http://interlaw.consultant.ru/doc26397.html
8. Решение Челябинской городской Думы от 24.06.2008 N 32/5 "Об утверждении среднегодовой нормы накопления твердых бытовых отходов на одного человека в год" // Городской экологический центр г.Челябинска [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ekocentr.ru/?mod=reshenie3
9. Методические рекомендации МДК 7-01.2003 «О порядке разработки генеральных схем очистки территории населенных пунктов Российской Федерации» (утв. Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. № 152).
10. Порядок обращения с отходами производства и потребления в городе
Челябинске (утв. Решением Челябинской городской Думы от 26 октября 2010 г. № 18/3) // Городской экологический центр г.Челябинска
[Электронный ресурс]. - URL: http://www.ekocentr.ru/?mod=reshenie4
11. Правила благоустройства города Челябинска (в ред. Решения Челябинской городской Думы от 20.12.2016 № 27/16 // ЭФ Кодекс [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/432944306
12. ГОСТ 30772 - 2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и
определения» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.stroyoffis.ru/
gost_resursosb/gost_30772_2001/ gost_30772_2001 .php
13. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
обращению с медицинскими отходами». - М.: Рид Групп, 2011. - 32 с.
14. СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». - М.: Деан, 203. - 32 с.
15. Методические рекомендации по формированию тарифов на услуги по
уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, Москва, 2003 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://gkz.rk.gov.ru/file/
metodicheskie_rekomendatsii.pdf
16. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию
полигонов для твердых бытовых отходов», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача от 30.05.2001 г. № 16. // СПС
Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_32662/
17. ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия» // ЭФ Кодекс [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/gost-r-51617-2000
18. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изм. на 25.04.2014) // ЭФ Кодекс [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/ document/902065388
19. Анисимов, А. П. Обзор рынка переработки отходов / А. П. Анисимов // Твердые бытовые отходы. - 2014. - № 5. -С. 42 - 46.
20. Ашихмина, Т.В. Загрязнение окружающей среды при депонировании твердых бытовых отходов / Т.В. Ашимхина, Т.В. Овчинникова, В.И. Федянин // Фундамент. исслед. - 2014. - №7. - С.78-80.
21. Андурский, Е.Я. Экология: проблематика утилизации твердых бытовых отходов / Е.Я. Андурский // Феномены природы и экология человека. - 2014. - № 9. - С.94-96.
22. Баркан, М.Ш. Инновационные технологии утилизации экологически опасных отходов / М.Ш. Баркан, Ю.М. Прохоцкий, И.В. Федосеев // Инноватика и экспертиза. Научные труды Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт - Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ)". - 2014. - № 1. - С. 13-16.
23. Быков, Д.Е. Пути совершенствования городской системы обращения ТБО / Д.Е. Быков, Н.В. Рюмина, Т.Г. Стрельникова, М.П. Седогин // Экология и промышленность России. - 2015. - № 10. - С. 28-31.
24. Венцюлис, Л. С. Система обращения с отходами: принципы организации и оценочные критерии / Л. С. Венцюлис, Ю. И. Скорик, Т. М, Флоринская. - СПб. : Изд-во ПИЯФ РАН, 2013. - 207 с.
25. Васильев, А.А. Муниципальное управление: конспект лекций /
А.А. Васильев. - Н. Новгород: Издатель: Гладкова О.В., 2013. - 160 с.
26. Велихов, Л.А. Основы городского хозяйства: учебное пособие / Л.А. Велихов. - Обнинск, 2014. - 216 с.
27. Ветошкин, А.Г. Технологии защиты окружающей среды от отходов
производства и потребления: Учебное пособие / А.Г. Ветошкин. - М.: Лань, 2016. - 304 с.
28. Воронин, А.Г. Основы управления муниципальным хозяйством: Учебное пособие / А.Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков. - М.: Дело, 2012. - 128 с.
29. Гладышев, А. Г. Муниципальное управление: Учебное пособие/ А.
Г. Гладышев, В. Н. Иванов. - М.: Муниципальный мир, 2012. - 560 с.
30. Дымов, В. Третья беда России / В. Дымов // Экология и право. - 2015. - №3 (20). - С.9-12.
31. Игиммерманн, Х. Муниципальные финансы: Учебное пособие / Х. Игиммерманн. - М.: Дело и сервис. 2013.- 352 с.
32.Завьялов, С.В. Разработка территориальных схем: ущерб государству /
34. Кутафин, О. Е. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. - М.: Юристъ, 2010. - 559 с.
35. Калугина, С.М. Анализ и оценка зарубежного опыта обращения с твердыми бытовыми отходами / С.М. Калугина, С.В. Селиванова, Е.В. Колыванова // Вестник СПбГПУ. - 2014. - № 8. - С.26-29.
36. Коробко В.И. Твердые бытовые отходы: Учебное пособие / В.И. Коробко,
В.А. Бычкова. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 132 с.
37. Кузнецов П.И. О становлении и развитии отходоперерабатывающей отрасли / П.И. Кузнецов // Твердые бытовые отходы. - 2014. - № 4. - С. 31-33.
38. Курбатова, А.К. Твердые отходы. Технологии утилизации, методы контроля, мониторинг: Учебное пособие / А.К. Курбатова. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 232 с.
39. Мамин, Р.Г. Инновационные механизмы управления отходами / Р.Г. Мамин, Т.П. Ветрова, А.Я. Шилова. - М.: МГСУ, 2013. - 136 с.
40. Мелентьев, Г.Б. Промышленные и бытовые отходы: инновационная политика и научно - производственное предпринимательство как средства решения проблемы / Г.Б. Мелентьев, З.М. Шуленина, Л.М. Делицын, М.Н. Попова, О.Н. Крашенинников // Экология промышленного производства. - 2014. -
№ 1. - С. 40-52.
41. Методика расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ от полигона твердых бытовых и промышленных отходов. Академия коммунального хозяйства им. К. Д. Памфилова, - М , 2004. - 46 с.
42. Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И. Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 360 с.
43. Рой, О. М. Система государственного и муниципального управления:
Учебное пособие / О.М. Рой. - СПб.: Питер, 2012. - 136 с.
44. Савельева, И.П. Маркетинговый анализ региональной политики в области охраны окружающей среды / И.П. Савельева, Е.Ю. Трофименко // Проблемы современной экономики. - 2015. - №1 (53). - С.310-313.
45. Сметанин, В. И. Защита окружающей среды от отходов производства и потребления / В. И. Сметанин. - М. : КолосС, 2013. - 230 с.
46. Трифонова, Т. А. Экологический менеджмент : учеб. пособие для высшей школы / Т. А. Трифонова, Н. В. Селиванова, М. Е. Ильина. - М. : Академический проект «Фонд и мир», 2013. -320 с.
47. Уткин, Э. А. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Э. А. Уткин. - М.: ЭКМОС, 2014. - 304 с.
48.Чекалин, В. С. Экономика городского хозяйства: Ученое пособие / В.
С. Чекалин. - СПб.: СПбГИЭА, 2015. - 166 с.
49.Чернявский, Д.И. Совершенствование механизма утилизации твердых бытовых отходов в Российской Федерации / Д.И. Чернявский, Г.З. Ахметова // Омский научный вестник. - 2014. - №2(96). - С. 37-42.
50.Чиркин, В. Е. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / В. Е. Чиркин. - М.: Юристъ, 2015. - 320 с.