ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРАКТНОЙ
СИСТЕМЫ 8
1.1 Сущность и принципы государственных закупок 8
1.2 Правовые аспекты формирования контрактной системы 14
1.3 Способы осуществления государственных закупок 21
1.4 Методика анализа эффективности осуществления бюджетных закупок
2 АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК (НА ПРИМЕРЕ ФГБОУ ВО ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
2.1 Особенности осуществления закупок в бюджетном учреждении 52
2.2 Анализ эффективности осуществления бюджетных закупок 59
2.3 Проблемы организации процесса бюджетных закупок 80
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЮДЖЕТНЫХ ЗАКУПОК В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
3.1 Рекомендации по повышению эффективности осуществления бюджетных
закупок
3.2 Прогноз повышения эффективности осуществления бюджетных закупок..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы. Осуществляя государственные закупки, государство выполняет ряд важных функций, в частности это поддержка единого экономического пространства, свободной конкуренции и развитие малого и среднего предпринимательства. Рынок государственных закупок является не только важнейшим элементом, но и инструментом социально-экономического развития страны, поэтому изучение данной сферы весьма актуально в настоящее время.
Объект дипломной работы - ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет».
Предмет дипломной работы - процесс управления государственными закупками в сфере бюджетных учреждений.
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию механизма бюджетных закупок в условиях формирования государственной контрактной системы на примере на примере бюджетного учреждения.
Задачи дипломной работы:
1) определить сущность и принципы государственных закупок;
2) рассмотреть модели и способы осуществления государственных закупок;
3) разработать методику анализа эффективности государственных закупок;
4) определить особенности осуществления закупок в бюджетном учреждении;
5) провести анализ эффективности осуществления государственных закупок;
6) выявить проблемы организации процесса государственных закупок;
7) разработать рекомендации по повышению эффективности осуществления бюджетных закупок и рассчитать их эффективность.
Результаты дипломной работы могут быть использованы при осуществлении государственных закупок в бюджетных учреждениях.
Бюджетные закупки представляют собой не только удовлетворение государственных и муниципальных нужд, но и целый законодательно регулируемый и контролируемый процесс взаимодействия государственных и муниципальных заказчиков с поставщиками, включающий планирование, выбор и обоснование способа определения поставщика, управление контрактом на всех его этапах, отчетность и контроль.
Правовое регулирование в сфере государственных закупок осуществляется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ и иными нормативно¬
правовыми актами.
Организация закупочной деятельности заказчика может осуществляться в рамках одной из трех моделей осуществления закупок: централизованной, децентрализованной и смешанной. Все три модели могут применяться в пределах одной страны, а выбор применения каждой из них обуславливается географическими, административными, экономическими и другими особенностями страны. В рамках применяемой модели осуществляются закупки следующими основными способами: конкурс, аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и другие.
Выбор способа зависит от целей, предмета закупки (технические характеристики, НМЦ и пр.), срочности осуществления закупки, рыночной конъюнктуры, закупочной политики заказчика (включая требования внутренних нормативных документов) и других факторов.
Сравнив международный опыт и российские реалии осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, можно отметить, что действующая
в стране система базируется на общепризнанных принципах, а используемые методы закупок в основном совпадают с международной практикой.
Под эффективностью понимают соотношение между полученным результатом и произведенными затратами на достижение данного результата. Соответственно, при расчете экономической эффективности необходимо соотносить экономический эффект от осуществления бюджетных закупок и материальные затраты, понесенные на достижение данного экономического эффекта.
В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете закупки осуществляются в рамках централизованной модели через отдел государственных закупок за счет бюджетных и внебюджетных средств. Основными способами закупок являются запросы котировок, открытые аукционы в электронной форме и закупка у единственного поставщика (подрядчика). Большую часть составляют электронные аукционы. В анализируемом периоде наблюдается тенденция к укрупнению процедур, что позволяет сократить общепроизводственные расходы на организацию процедур, увеличить конкуренцию и в итоге наиболее эффективно использовать бюджетные средства. Однако наблюдается и одновременный рост доли процедур, проводимых способом запросов котировок, что оценивается отрицательно, поскольку запрос котировок считается наиболее коррумпированным способом осуществления закупок. Также положительным моментом является рост среднего количества участников в процедуре, что свидетельствует о росте конкуренции.
Экономия бюджетных средств является немаловажной составляющей эффективного осуществления закупок. В ходе анализа была выявлена закономерность: чем «крупнее» процедура, тем более привлекательна она для поставщиков, соответственно - больше и конкуренция, вследствие чего и достигается большая экономия бюджетных средств, а значит более эффективное их расходование.
Существует ряд проблем: рост доли процедур, проводимых способом запрос котировок цен, и одновременное снижение НМЦК таких процедур; снижение
Были предложены следующие пути решения вышеуказанных проблем: объединение процедур по предмету закупок в более крупные, при этом предпочтение следует отдавать такому способу осуществления закупок как электронный аукцион; сотрудничество с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в рамках законодательства; повышение квалификации специалистов в сфере осуществления бюджетных закупок.
В условиях формирования контрактной системы также были выявлены проблемы: сложность планирования закупок (составления планов-графиков) за счет бюджетных средств; нерациональное увеличение затрат труда и времени на обоснование заключения контракта у единственного поставщика в случаях закупок малого объема; дополнительное расходование бюджетных средств и времени на проведение экспертизы результатов закупки; увеличение сроков проведения процедур; «дробление» крупных закупок на закупки малого объема.
В качестве меры повышения эффективности было предложено использование новых способов закупок: запроса предложений - по Закону №44-ФЗ, запроса предложений с предварительным отбором - по Закону № 223-ФЗ. Принятые меры способствуют увеличению экономии бюджетных средств, сокращению сроков проведения процедур, улучшению качества поставляемого товара и конкурентной среды.
Сигатова, Н.А. Формирование контрактной системы в РФ: новые подходы к государственным и муниципальным закупкам/ Н.А. Сигатова // Экономика и предпринимательство. - 2015.- № 5 (ч. 2) (58-2). - С. 139-143.
Сигатова, Н.А. Принцип обеспечения конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок/ Н.А. Сигатова // Экономика и предпринимательство. - 2016.- № 1 ч. 1 (66-1), 2016. - С. 625-628.