ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Понятие и виды стратегий развития предприятия.
Необходимость разработки экономической стратегии для развития деятельности предприятия 8
1.2 Порядок разработки экономической стратегии развития
предприятия 20
1.3 Сравнение отечественных и зарубежных подходов к разработке
экономической стратегии предприятия 31
2 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ РАЗВИТИЯ МАГАЗИНА
ИГРУШЕК И КАНЦЕЛЯРИИ «МАЛЫШ И КАРЛСОН» (ИП МАТУХНОВА Т.П.) 41
2.1 Общая характеристика предприятия 41
2.2 Оценка основных экономических показателей деятельности
предприятия 43
2.3 Оценка внешней и внутренней среды, выявление существующих
проблем деятельности предприятия. Анализ стратегии предприятия 46
3 РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ МАГАЗИНА ИГРУШЕК И КАНЦЕЛЯРИИ «МАЛЫШ И КАРЛСОН» 58
3.1 Выбор основных направлений экономической стратегии
развития компании 58
3.2 План мероприятий реализации экономической стратегии
развития 63
3.3 Оценка эффективности разработанной экономической стратегии
развития предприятия 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Выписка из Книги учета доходов и расходов ИП Матухнова Т.П
Актуальность темы. Актуальность данной темы, обусловлена тем, что в современных условиях предприятиям постоянно необходимо адаптироваться к нестабильной ситуации во внешней среде и в первую очередь конкурировать с компаниями, производящими реализующими аналогичные товары и услуги. Данные условия требуют, чтобы каждая компания разрабатывала и искала собственное направление развития в соответствии с рыночными реалиями. Для того, чтобы быть конкурентоспособным предприятию необходимо развиваться, искать и находить новые формы применения ресурсов, новых эффективных технологий производства, инновационные пути доведения продукции до потребителя.
Под стратегией понимается система перспективных планов и задач, которые необходимо достичь для того, чтобы добиться намеченных целей. Цели выступают ключевыми результатами, к которым стремится компания в ходе осуществления собственной деятельности.
В современных экономических условиях использование практики стратегического управления выступает главным фактором успешного развития и существования в сложной рыночной ситуации.
При этом часто можно наблюдать отсутствие планирования и разработки стратегических планов в работе предприятия, что часто приводит к ослаблению их конкурентных преимуществ.
Функционирование каждого предприятия сопряжено с различными затратами финансового характера. В связи с этим значительное воздействие на выбор стратегических направлений развития оказывает размер финансовых ресурсов компании. В зависимости от их размера предприятие может обладать и разным количеством вариантов планов стратегического развития. Предприятия, которые обладают достаточными финансовыми ресурсами или имеющие легкий доступ к ним, могут выбрать гораздо большее количество вариантов стратегий, по сравнению с фирмами, имеющими ограниченный размер финансовых ресурсов.
В связи с этим вопросы разработки экономической стратегии развития заслуживают пристального изучения в качестве элемента обеспечения рыночной устойчивости компании, пригодного не только для предприятия, но и для учреждений некоммерческого типа.
Экономическая стратегия развития конкурентоспособности имеет целью обеспечить адаптацию копании к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, поэтому она должна давать ответы на вопросы, связанные с тем, в каком объеме и какого качества необходимо выпускать продукцию; на каких рынках работать; какие действия, нужно будет осуществить в первоочередном порядке.
Развитие компании должно быть, главным образом, направлено на стабильное достижение тех целей, которые ставятся собственниками, - рентабельности предприятия и его устойчивости. Таким образом, реализация экономической стратегии развития может обеспечить систематическое увеличение экономической мощности компании, повысить ее конкурентоспособность, а также востребованность выпущенных ею продукции или услуг.
В современных условиях одной из главных задач управления торговыми предприятия является формирование обоснованных долгосрочных планов развития на основе изучения четких приоритетов и целей. Для решения этой задачи требуется надлежащее информационное обеспечение функции управления направлено на полноценное обеспечение принятия стратегических решений.
Таким образом, в процессе разработки общей стратегии развития предприятия особая роль отведена экономической стратегии. К основным задачам процессов применения экономической стратегии на практике выступает формирования в компании необходимых предпосылок в целях осуществления необходимой финансовой помощи его базисной стратегии и эффективного достижения поставленных целей стратегического характера и дальнейшего финансового развития.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка экономической стратегии развития предприятия и оценка ее эффективности для магазина игрушек и канцелярии «Малыш и Карлсон» (ИП Матухнова Т.П.).
Данная цель определила следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки экономической стратегии развития предприятия;
- дать общую характеристику предприятия и провести оценку основных экономических показателей его деятельности;
- провести оценку внешней и внутренней среды, выявление существующих проблем деятельности предприятия, анализ стратегии предприятия;
- осуществить выбор основных направлений экономической стратегии развития компании;
- разработать план по мероприятию реализации экономической стратегии развития;
- провести оценку эффективности разработанной экономической стратегии развития.
Предмет данной выпускной квалификационной работы - экономическая стратегия развития магазина.
Объект данной выпускной квалификационной работы - магазин игрушек и канцелярии «Малыш и Карлсон» (ИП Матухнова Т.П.).
Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды российских ученых, таких как Т.И. Арзумановой, И.Т. Балабанова, Т.С. Бронниковой, О.С. Виханского, Е.А. Голикова, Т.П. Данько, Б.А. Райзберга, Т.Д. Масловой и др.
Информационной основой выступили финансовая отчетность и внутренние документы магазина игрушек и канцелярии «Малыш и Карлсон» (ИП Матухнова Т.П.).
Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка и приложений. В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты разработки экономической стратегии развития предприятия.
Во втором разделе проводится анализ текущего состояния развития магазина игрушек и канцелярии «Малыш и Карлсон» (ИП Матухнова Т.П.).
В третьем разделе проводится разработка экономической стратегии развития предприятия и оценка ее эффективности магазина игрушек и канцелярии «Малыш и Карлсон» (ИП Матухнова Т.П.)
Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы аппаратом управления магазина игрушек и канцелярии «Малыш и Карлсон» (ИП Матухнова Т.П.) в целях разработки экономической стратегии развития собственной хозяйственной деятельности.
Формирование стратегии предприятия в общем виде можно представить в виде процесса формирования целей развития и работы компании на конкретный временной интервал, а также методов и путей применения ресурсов в целях достижения поставленных целей.
Под экономической стратегией понимают совокупность правил в отношении принятия решений, которыми предприятие руководствуется при ведении собственного бизнеса.
Экономическая стратегия развития компании, основываются на решениях стратегического плана. Данные стратегии, в сущности, являются своеобразным каркасом, на который накладываются определенные задания и управленческие решения относительно отдельных проблем функционирования фирмы
Реализация стратегических решений осуществляется посредствам выбора одного варианта из множества возможных. Реализация стратегических решений осуществляется посредствам выбора одного варианта из множества возможных. Экономическая стратегия включает в себя решение вопросов, связанных с серьезными реконструкциями, расширением производственных процессов, изменением специализации или профильности. Экономические стратегии связаны с принятием решений по управлению вопросами, связанными с технико-экономической, финансовой, социальной и иной деятельности. Своим содержанием экономической стратегией охватываются решения в области объема и структуры выпуска продукции, стратегических аспектов управления фирмой, поведения компании на рынках сбыта и факторов капитала и т.д.
Процесс разработки экономической стратегии развития в компании состоит из нескольких стадий: определения миссии и целей предприятия, проведение анализа среды, который включает в себя сбор данных, проведение анализа сильных и слабых сторон деятельности, а также ее потенциальных возможностей на основе имеющихся внешних и внутренних данные, выбор стратегии, ее реализация, проведение оценки и контроля ее исполнения.
В процессах разработки экономической стратегии развития предприятия, как показывает отечественный и зарубежный опыт, используются самые разнообразные методы и модели. Основная задача разработки экономической стратегии развития, как на отечественных предприятиях, так и на зарубежных фирмах состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного развития. Основной задачей формирования экономической стратегии развития, как на российских предприятиях, так и на иностранных предприятиях заключается в обосновании важнейших целей и выборе эффективной стратегии развития в долгосрочном периоде. При этом получение прибыли не должно закрывать собой множество других целей развития или функционирования компании.
Объектом исследования в данной выпускной квалификационной работе выступил магазин игрушек и канцелярии «Малыш и Карлсон» (ИП Матухнова Т.П.).
Основными документами, регулирующими хозяйственную деятельность ИП Матухнова Т.П. являются свидетельство ОРГНИП; свидетельство ИНН.
Основными ассортиментными группами, реализуемыми магазином являются: канцелярские товары; сувениры, подарки; наборы для детского творчества; игрушки для лета; игрушки для малышей; развивающие игрушки; ролевые игрушки для девочек; ролевые игрушки для мальчиков; спортивные игры и т.д.
Общая численность работников предприятия - 15 человек, из них 7 - непосредственно работники склада и торгового зала.
В результате проведенной оценки финансовых показателей деятельности магазина «Малыш и Карлсон» было выявлено: рост итоговых финансовых показателей (прибыли от продаж и чистой прибыли); увеличение показателей рентабельности; снижение производительности труда;
В целом, оценивая финансовое состояние магазина «Малыш и Карлсон» можно сделать вывод о том, предприятие не испытывает финансовых затруднений или дефицита в финансовых ресурсах, имеет высокие показатели эффективности деятельности, не имеет кредитных линий или других внешних заимствований.
На сегодняшний день основными конкурентами предприятия являются магазины, располагающиеся в непосредственной близости от рассматриваемого предприятия магазин «Огонек» (ИП Демидов С.С.) и магазин «Непоседа».
Магазин находится на втором месте среди основных конкурентов и имеет широкий ассортимент продукции, сертификаты на продаваемые товары.
Магазин занимает недостаточно сильные конкурентные позиции по сравнению с основным конкурентами. При этом магазин «Малыш и Карлсон» занимает значительную долю рынка по сравнению с рядом конкурентов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости в обеспечении производственного развития предприятия.
Главной стратегией предприятия является комплексная стратегия по реализации товаров потребителям более высокого качества и по более низким ценам, а также расширение ассортимента.
Основной задачей стратегии ценообразования магазина «Малыш и Карлсон» является получение максимальной прибыли при запланированном объеме продаж.
Розничная цена, установленная на предприятии, включает цену товаров и норму рентабельности. Величина торговой наценки на товары магазина «Малыш и Карлсон», варьируется в пределах 40-45% на каждое изделие.
В магазине присутствуют только прямые продажи, которые осуществляются через прямой контакт с покупателями в торговом зале предприятия.
В качестве маркетинговой стратегии магазин «Малыш и Карлсон» использует стратегию концентрированного маркетинга. Стратегия концентрированного маркетинга предусматривает, что фирма концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка и предлагает товары в расчете на удовлетворение потребностей именно этих групп покупателей. Лидерство в специфическом сегменте достигается через низкие затраты и цены или уникальность товара, или то и другое вместе.
В целом после проведенной оценки внешней и внутренней среды, выявление существующих проблем деятельности, анализа стратегии магазина «Малыш и Карлсон» можно сделать следующие выводы.
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что магазин занимает недостаточно сильные конкурентные позиции по сравнению с основным конкурентами.
При этом магазин «Малыш и Карлсон» занимает значительную долю рынка по сравнению с рядом конкурентов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости в обеспечении производственного развития предприятия.
В ходе оценки также были выявлены следующие проблемы: узкий ассортимент продукции; отсутствие мониторинга и анализ конкурентов на рынке; низкая эффективность системы мотивации персонала, снижение производительности труда; низкий размер выручки по сравнению с конкурентами.
В целом после проведенной оценки экономических показателей деятельности, оценки внешней и внутренней среды, анализа стратегии магазина «Малыш и Карлсон» были выявлены следующие проблемы: узкий ассортимент продукции; отсутствие мониторинга и анализ конкурентов на рынке; низкая эффективность системы мотивации персонала; снижение производительности труда; низкий размер выручки по сравнению с конкурентами.
Решение проблемы узкого ассортимента продукции может быть осуществлено посредствам расширения ассортимента.
На сегодняшний день ассортимент магазина представлен такими товарными группами, как канцелярские товары; сувениры, подарки; наборы для детского творчества; игрушки для лета; игрушки для малышей; развивающие игрушки; ролевые игрушки для девочек; ролевые игрушки для мальчиков; спортивные игры и т.д. В целях расширения ассортимента продукции предприятию рекомендуется внедрить новый вид товаров - детскую одежду. Данный вид товаров можно отнести к сопутствующим, так как при посещении магазина с целью покупки игрушки для ребенка покупателя может заинтересовать и предмет одежды. Стоимость дополнительной витрины согласно прайсу поставщика, у которого было заказано ранее установленное в магазине оборудование, составляет 30 тыс. руб., стоимость торгового стенда - 15 тыс. руб. Затраты на реализацию мероприятию по расширению ассортимента продукции составят 185 тыс. руб. Доходы от реализации новых товаров составят 196 тыс. руб.
Отсутствие инструментов стимулирования сбыта может быть решено посредствам внедрением различных ценовых акций. Магазину «Малыш и Карлсон» рекомендуется внедрение накопительных скидок (премиальная или бонусная), которые будут предлагаться постоянным покупателям, рассчитанных на основе предоставляемых бонусных скидок. Рекомендованный уровень скидок составляет 3-5%. Ожидается, что внедрение данной системы стимулирует покупателей повторно пользоваться услугами данного предприятия и вызовет увеличение объема продаж в размере 5-10%.
Проблему отсутствия мониторинга и анализ конкурентов на рынке можно решить посредствам проведения маркетинговых мероприятий. В настоящий момент предприятие не проводит работы по изучению рынка. Решением данной проблемы может стать прием на работу маркетолога или обращения за услугами сторонних фирм, оказывающих аналогичные услуги. В настоящий момент предприятие не проводит работы по изучению рынка. Решением данной проблемы может стать обращение за услугами сторонних фирм, оказывающих маркетинговые услуги посредствам аутсорсинга. Средняя стоимость проведения маркетингового исследования составляет 50 тыс. руб. Ожидается, что внедрение данного мероприятия позволит увеличить размер выручки на 5%.
Низкая эффективность системы мотивации персонала может быть повышена посредствам разработки комплекса мероприятий по росту ее эффективности, которая может включать изменение системы оплаты труда. На сегодняшний день заработная плата продавцов-консультантов в магазине является повременной (оклад). Предприятию рекомендуется использовать повременно-премиальную систему, в которой размер премии будет зависеть от объема продаж покупателем за месяц. Ожидается, что внедрение данной системы позволит предприятию повысить размер выручки на 10%. Размер премии будет составлять 5% от товарооборота. Доходы мероприятия по изменению системы оплаты труда составят 261 тыс. руб., расходы - 130 тыс. руб.
Совокупные доходы от реализации мероприятий экономической стратегии развития магазина игрушек и канцелярии «Малыш и Карлсон» составят 848 тыс. руб. Совокупные расходы составят 495 тыс. руб.
После внедрения мероприятий доходы магазина вырастут на 43,52%, расходы - на 35,40%. Рост прибыли от продаж составит 29,17%, чистой прибыли - 29,15%.
Рентабельность оборота продаж вырастет с 42,99% до 45,22%, рентабельность издержек с 75,42% до 82,56%, общая рентабельность - с 36,56% до 38,45%. Производительность труда вырастет с 173,87 тыс. руб. / чел. до 230,40 тыс. руб. / чел.
Таким образом, в результате применения предложенной экономической стратегии развития магазина игрушек и канцелярии «Малыш и Карлсон» предприятие сможет повысить свои финансовые результаты и уровень конкурентоспособности.
1. Агаларова, Е.Г. Принципы формирования маркетинговой стратегии фирмы /
Е.Г. Агаларова // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 216-218.
2. Арзуманова, Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и
питания: учебное пособие / Т.И. Арзуманова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 113 с.
3. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: учебное пособие / В.Г. Артеменко,
М.В. Беллендир. - М.: Дело и Сервис, 2013. - 160 с.
4. Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего
субъекта: учебное пособие / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика,
2013. - 109 с.
5. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов /
B. А. Баринов, В.Л. Харченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 285 с.
6. Бексултанова, А.И. Этапы формирования инвестиционной стратегии
предприятия / А.Т. Бексултанова // Молодой ученый. - 2016. - №1. -
C. 314-317.
7. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и
интерпретация: учебное пособие / пер. с англ. научн. ред. перевода чл. - корр. РАН И.И. Елисеев. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 258 с.
8. Болт, Г. Практическое руководство по управлению сбытом: практическое
пособие / Г. Болт, пер. с англ. - М.: Экономика, 2014. - 231 с.
9. Бронникова, Т.С. Маркетинг: учебное пособие / Т.С. Бронникова. - М.:
ПРИОР, 2014. - 128 с.
10. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2013. - 528 с.
11. Вилков, И.Н. Финансовая стратегия как фактор устойчивого развития предприятия / И.Н. Вилков // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 109-111.
12. Гальчина, О.Н. Теория экономического анализа: учебное пособие / О.Н Гальчина, Т.А, Пожидаева. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2011. - 267 с.
13. Гинзбург, А.И. Экономический анализ: учебное пособие / И.А. Гинзбург. - СПб: Питер, 2013. - 320 с.
14. Голиков, Е.А. Маркетинг и логистика: учебное пособие / Е.А. Голиков. - М.: Дашков и К, 2014. - 412 с.
15. Голубков, Е.П. Основы маркетинга: учебник / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2014. - 380 с.
16. Гуськов, Ю.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов / Ю.В. Гуськов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 192 с.
17. Данько, Т.П. Управление маркетингом: учебное пособие / Т.П. Данько. - М.: Инфра-М, 2015. - 289 с.
18. Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учебное пособие / А.П. Дурович. - М.: Финансы, учет, аудит, 2015. - 464 с.
19. Елсакова, Е.А. Финансовая стратегия как элемент обеспечения финансовой устойчивости. - http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12644
20. Жулега, И.А. Методология анализа финансового состояния предприятия: монография / И.А. Жулега. - СПб.: ГУАП, 2013. - 235 с.
21. Забелин, П.В. Основы стратегического управления: учебное пособие / Забелин П.В., Моисеева Н.К. - М.: Маркетинг, 2014. - 321 с.
22. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Магистр, 2013. - 528 c.
23. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебник для бакалавров / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 375 c.
24. Зулькарнаева, Д.Р. Актуальность разработки стратегии развития
предприятия. - http://cyberleninka.ru/article/n7aktualnost-razrabotki-strategii- razvitiya-predpriyatiya
25. Елизаров, Ю.Ф. Экономика организаций: учебник / Ю.Ф. Елизаров. - М.: Экзамен, 2014. - 496 с.
26. Кичапина, Е.Н. Финансовая стратегия предприятия в послекризисный период / Е.Н. Кичапина // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2014 г.).Т. I. - М.: РИОР, 2014. - С. 136-138.
27. Комаров, Е.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов / Е.И. Комаров. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 233 с.
28. Кондаурова, Д.С. Совершенствование механизма устойчивого развития фирмы / Д.С. Кондаурова // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2014 г.). - Пермь: Меркурий,
2014. - С. 130-132.
29. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: учебное пособие для вузов / А.В. Курлыкова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 176 с.
30. Кучер, А.Т. Разработка стратегии развития на основе концепции
промышленного маркетинга. - http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/razrabotka-
strategii-raz-vitiya-predpriyatiya-na-osnove-kontseptsii-promyshlennogo- marketinga
31. Литвак, Б.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Б.Г. Литвак. - М.: Юрайт, 2013. - 507 с.
32. Лужнова, Н.В. Процесс формирования маркетинговой стратегии: основные этапы и возможные ошибки / Н.В. Лужнова // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 890-892.
33. Лукичева, Л.И. Управление организацией: учебник / Л.И. Лукичева. - М.: Омега-Л, 2013. - 210 с.
34. Люлев, А.В. Научные аспекты понятия «стратегия развития предприятия» Z А.В. Люлев // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 88-92.
35. Ляско, А.К. Стратегический менеджмент: учебник / А.К. Ляско. - М.: Дело, 2013. - 488 с.
36. Маленков, Ю.А. Стратегический менеджмент: учебник / Ю.А. Маленков. - М.: Проспект, 2015. - 224 с.
37. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций: учебное пособие / В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 288 с.
38. Маслова, Т.Д. Маркетинг: задачи, логические схемы, тесты: учебное пособие / Т.Д. Маслова. - СПб: Питер, 2014. - 400 с.
39. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: учебник / М.Х. Мескон, пер. с англ. - М.: Дело, 2014. - 543 с.
40. Науменко, М.А. Усовершенствование стратегического управления фирмы.
- http://cyberleninka.ru/article/n7usovershenstvovanie-strategicheskogo-
upravleniya-organizatsiey
41. Нойкин, С.А. Формирование финансово-экономической стратегии развития России / С.А. Нойкин // Экономическая наука и практика: материалы III междунар. науч. конф. - Чита: Молодой ученый, 2014. - С. 145-148.
42. Орлова, Е.В. Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация / Е.В. Орлова // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 269-272.
43. Парахина, В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
44. Райзберг, Б.А. Экономика и управление: учебное пособие/ Б.А Райзберг. - М.: Экономика, 2013. - 308 с.
45. Тебекин, А.В. Стратегический менеджмент: учебник / А.В. Тебекин. - М.: Юрайт, 2012. - 320 c.
46. Саакян, В.А. Сущность и типология стратегий предприятий / В.А. Саакян // Молодой ученый. - 2015. - №15. - С. 415-419.
47. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник для вузов / Г.В. Савицкая. - М.: Экоперспектива, 2014. - 570 с.
48. Симоненко, Н.Н. Стратегическое планирование и типы принимаемых стратегий. - http://applied-research.ru/ru/article/view?id=4195
49. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебник / под ред. И. Т. Балабанова. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 208 с.
50. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа: учебное пособие для вузов / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 348 с.