ВВЕДЕНИЕ 9
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ 12
1.1 Определение основных понятий в сфере управления развитием
предприятия 12
1.2 Мировая практика управления развитием предприятия 18
1.3 Актуальные задачи и проблемы управления развитием предприятия 23
2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1 Характеристика объекта исследования 29
2.2 Анализ основных результатов хозяйственной деятельности 32
2.3 Анализ финансового состояния 36
2.4 Маркетинговый анализ стратегических позиций ООО «Куршевель» 39
2.5 Анализ жизненного цикла организации 45
2.6 Анализ сложившейся ситуации и определение перспектив развития 46
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ «КУРШЕВЕЛЬ» 52
3.1 Основные направления развития 52
3.2 Расчет затрат на реализацию проекта 56
3.3 Оценка эффективности выбранных направлений развития 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Актуальность темы. Управление развитием организации призвано обеспечивать наращивание потенциала организации и повышение уровня его использования, КПД за счет освоения каких-то новшеств. Его объектом выступают процесс преобразования и процессы его обеспечения. Управление функционированием ориентировано на настоящее, а управление развитием - на будущее. Оно должно обеспечивать адекватное понимание потребностей (не только тех, которые уже проявили себя, но и тех, которые актуализируются в будущем) и возможностей развития, постановку ясных и реалистичных целей, выбор рациональных способов их достижения, заинтересованность трудового коллектива в достижении целей развития, надежный контроль над ходом преобразовательной деятельности и своевременное принятие решений.
Управление развитием предприятия производится в различных формах деятельности и включает в себя такие виды деятельности: анализ финансово-хозяйственной деятельности, а также внешней среды предприятия; разработку стратегии развития, выбор основных направлений.
Однако в процессе управления развитием руководство предприятий встречает ряд препятствий и проблем. Так, например, не везде качественно проводится анализ внешней среды. В отдельных случаях руководители ограничиваются собственным мнением о внешней среде без ее анализа.
Следующим вопросом в данной сфере является подход к управлению. Ряд руководителей придерживается эволюционного подхода, когда изменения происходят постепенно. Однако не всегда такой подход возможен к применению. Если ситуация за период значительно изменилась и условия и способы функционирования компании отличаются в существенной степени от требуемых, а результаты не соответствуют запросам руководителей, то здесь речь может идти о революционных изменениях. Проблемой в данном случае является удержание достигнутых результатов. Здесь сложно не разрушить сложившиеся отношения. В таких условиях также возникает повышенная текучесть кадров.
В связи с этим руководителям нужно четко понимать, какая степень изменений и усовершенствований допустима в их случае.
Проблемы развития организаций, изменений и перемен в их деятельности, рассматриваются в общих чертах, как правило, по менеджменту, в работах по управлению инновациями. Существенное значение имеют широко практикуемые исследования по проектам, поскольку управление развитием организаций носит проектный характер.
Однако мало работ, напрямую посвященных проблеме управления развитием организаций. Но и имеются работы как правило, ориентированные на рыночную экономику и по сути не находили применение в условиях высокоцентрализованной системы управления. И только в настоящее время с переходом страны на рыночную систему хозяйствования, растет интерес к публикациям, в которых разрабатываются проблемы так или иначе связанные с управлением развитием организаций - по гибким организационным структурам, информатике, хозяйственному риску, и принятию решений, в условиях риска, формированию управленческих команд, психологии руководства и др.
Важным моментом является объединение всех научных достижений по проблеме управления развитием организации и формирование собственных выводов.
Таким образом, управление развитием организации - это часть осуществляемой в ней управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности персонала организации по наращиванию ее производственного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов деятельности.
Цель исследования - повысить эффективность управления развитием компании.
Задачи исследования:
- определить основные понятия в сфере управления развитием предприятия;
- провести анализ практики управления развитием предприятия;
- сформулировать задачи и проблемы управления развитием предприятия;
- дать характеристику объекта исследования;
- выполнить анализ основных результатов хозяйственной деятельности;
- произвести анализ финансового состояния;
- выполнить маркетинговый анализ стратегических позиций OOO;
- проанализировать жизненный цикл организации;
- произвести анализ сложившейся ситуации и определение перспектив развития.
Объект исследования - косметологический центр «Куршевель». Предмет исследования - стратегии развития предприятия.
Основными методами исследования явились следующие: сбор информации, анализ, сравнение. Результатами проведения исследования стали: определенная в результате анализа литературы модель разработки конкурентной стратегии компании, действующей в отрасли, описанные тенденции развития, перспективы, пути и механизмы развития.
Результаты исследования могут применяться руководителями предприятия «Куршевель» в практической деятельности.
Управление - это целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие организации. Чтобы деятельность стала целенаправленной, необходимо определить, какие результаты мы хотели бы получить в будущем, какие возможности существуют для достижения желаемых результатов (целей), разработать состав и структуру будущих действий. Все это необходимо сделать до того, как начнется реальная деятельность. Ее необходимо моделировать. Такое моделирование будущей совместной деятельности называют планированием.
В российской практике наиболее эффективными оказываются следующие технологии управления развитием: внедрение информационных технологий, разработка и производства инновационных продуктов; снижение затрат и удешевление себестоимости продукции. Актуальными задачами управления развитием предприятия можно считать следующие: анализ внешней среды, анализ внутренней среды, определение путей и направления развития предприятия, разработка стратегии развития предприятия. Следует понимать, что управление развитием предприятия происходит в достаточно сложной политической обстановке. Несмотря на технический прогресс, экономические условия функционирования предприятий также нельзя считать легкими и благоприятными. В связи с этим возникает актуальная проблема по совершенствованию управлением развития предприятия.
Исследуемое предприятие - косметологический центр Куршевель. Адрес предприятия - г. Челябинск, Ворошилова 37. Основными услугами салона являются: косметология лица; косметология тела; парикмахерский зал (мужской и женский); ногтевой сервис; продажа продукции Dr. Grandel и Goldwell. Цели предприятия: качественное обслуживание клиентов; получение прибыли;
расширение бизнеса путем открытия новых точек обслуживания. Отмечается рост выручки, а также увеличение себестоимости в силу роста заработной платы. При этом рентабельность сохраняется примерно на прежнем уровне. Инфляция значительно превышает темп роста выручки. Отсюда следует, что реальная выручка имеет тенденцию к снижению, что можно считать негативным показателем деятельности компании. Отсюда следует необходимость принятия мер по повышению уровня выручки и прибыли компании.
Маркетинговый анализ деятельности показал, что косметологический центр «Куршевель» находится в более выигрышном положении, нежели основные конкуренты, что дает нам право рассчитывать на прибыль. Основанием для таких выводов служат следующие факты: отсутствуют дополнительные расходы, в том числе на рекламу, которые позволяют удерживать расходы предприятия на прежнем уровне; внешняя привлекательность салона.
В результате анализа окружающей макросреды предприятия можно сделать вывод, что изменения, которые положительно влияют на жизнеспособность компании, находятся в технологической, политической среде. В технологической среде - это постоянное совершенствование технологий, за которым нужно особо тщательно следить, производить их внедрение. В экономической среде - необходимо противостоять конкуренции и проводить борьбу за каждый заказ, который появляется на рынке, используя в основном ценовые методы. Поэтому предприятию необходимо уделять внимание этим воздействиям окружающей среды, стараясь как можно быстрее адаптироваться к происходящим изменениям.
Основным направлением развития салона должно быть расширение спектра предлагаемых услуг за счет введения не только и не столько дорогостоящих, сколько доступных широкому кругу потребителей, что увеличит выручку за счет самого обширного слоя населения - среднего класса.
В ассортимент мужских стрижек принято решение ввести следующие процедуры: мытье головы, окантовка, «Наголо», «Под расчёску», «Бокс», «Полубокс», «Молодежная», «Модельная», «Теннис», «Креативная».
При планируемом объеме производства услуг деятельность предприятия выгодна и будет приносить прибыль в размере 247,36 тыс. рублей в год. Полученная прибыль позволит не бояться неполной загрузки салона, так как есть запас финансовой прочности. Неполная загрузка возможна после открытия, так как клиенты поначалу неохотно пойдут в новый салон, но есть резерв и поэтому можно отклониться от плана. Безубыточность работы парикмахерского места сохранится при сокращении заказов в 2 раза.
По конкурентным позициям можно снизить цены на услуги. В течение длительного времени можно их не поднимать, даже в связи с поднятием цен на материалы или подорожанием затрат на коммунальные услуги.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1от 30.11.1994 № 51-ФЗ, Часть 2 от 26.01.1996 № 14-ФЗ, Часть 3 от 26.11.2001 № 146-ФЗ, Часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ) [Текст] // КонсультантПлюс. Выпуск 17 [Электронный ресурс] / ЗАО «КонсультантПлюс». - Электрон. дан. и прогр. - М., 2015.
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2 от 05.08.2000 г. № 117- ФЗ) [Текст] // КонсультантПлюс. Выпуск 5 [Электронный ресурс] / ЗАО «КонсультантПлюс». - Электрон. дан. и прогр.
3 Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998) (действующая редакция от 02.01.2013) [Текст] // КонсультантПлюс. Выпуск 11 [Электронный ресурс] / ЗАО «КонсультантПлюс». - Электрон. дан. и прогр. - М., 2013.
4 Бурлуцкая, Т. Бизнес в законе. От регистрации до ликвидации / Т. Бурлуцкая. - М.: Деловой двор, 2011. - 536 с.
5 Виханский, О.С. Менеджмент / О.С.Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономист.
6 Горшкова, Л.А. Основы управления организацией: практикум / Л.А. Горшкова, М.В.Горбунова. - М.: КНОРУС, 2012. - 351с.
7 Документова, А. Методы формирования и оценки конкурентной стратегии фирмы. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 112 с.
8 Егоршин, А.П. Стратегический менеджмент / А.П. Егоршин. - Н-
Новгород: НИМБ, 2012. - 214 с.
9 Ефимов, В.В. Средства и методы управления качеством: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2012. - 232 с.
10 Займан, С., Розин М., Фрайд Д., Ханссон Д.Х., Коллинз Д., Бранденбургер А.М., Нейлбафф Б.Дж. Новый взгляд на Ваш бизнес. - М.: Генеральный директор, 2012. - 1336 с.
11 Иванова, C. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / Д. Болдогоев, Э. Борчанинова, А. Глотова, О. Жигилий - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 167 с.
12 Исследование систем управления. Учебное пособие/ Мишин В.М. -М.:ГАУ, 2012. - 273 с.
13 Козлов, C. Совершенствование механизма разработки конкурентной стратегии компании. - М.: LAP, 2013. - 136 с.
14 Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. СПб: Питер, 2011. - 887с
15 Мащенко, В.Е. Системное корпоративное управление. - М.: Проспект, 2013. - 251 с.
16 Менеджмент: теория и практика в России / Под ред. А.Г. Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2013. - 528 с.
17 Носова, Н. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы. -256 с.
18 Олехнович, Г. Конкурентные стратегии. - М.: БГЭУ, 2010. - 264 с.
19 Оценка эффективности системы управления предприятием / С.Н. Сафиева, М.А. Быкадоров // Тезисы докладов седьмого Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий», Секция 2. ЦЭМИ РАН, 2012, апрель. с.205
20 Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 456 с.
21 Райс, Э. Стратегия фокусирования. Специализация как конкурентное преимущество. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 352 с.
22 Шишкин, С. Предпринимательско-правовые (хозяйственно-правовые)
основы государственного регулирования экономики / С. Шишкин. - М.:
Инфотропик Медиа, 2011. - 320 с.