ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие социальной защиты населения Российской Федерации 9
1.2 Система социальной защиты населения, её задачи и функции 11
1.3 Организационно - правовые формы социальной защиты населения.... 19
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГКУ
«УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ № 5» КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Анализ финансовой деятельности ГКУ «Управления социальной
защиты населения № 5» 28
2.2 Недостатки систем социальной защиты населения 68
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Направления совершенствования социальной защиты населения
3.2 Эффективность предлагаемых направлений социальной защиты
населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В России в конце XX - начале XXI веков падение жизненного уровня населения привело к увеличению числа граждан, нуждающихся в помощи. В тяжелом положении оказались многодетные семьи. Иногда складывалась такая ситуация, когда в семье оба работающих родителя не могли обеспечить семье с двумя и более детьми нормальные условия жизнедеятельности. В первую очередь это относилось к гражданам занятым в области образования, науки и культуры, а также других секторах народного хозяйства. Выросло число малообеспеченных и бедных семей, в которых дети не имели возможности для полноценного развития. В это время также возрастает число разводов, особенно среди молодых семей. Из-за этого увеличивается количество одиноких матерей, высокий уровень социального сиротства, безнадзорности детей. Все эти негативные факторы приводят к росту стрессов, неврозов, психических заболеваний, суицидов. Все это крайне отрицательно сказалось на состоянии здоровья населения, увеличилась смертность, рост числа врожденных и приобретенных болезней, детской инвалидности, ухудшению демографических показателей.
Все эти социальные проблемы заставили от российского государства, и общества искать необходимые методы по преодолению возникших трудностей.
Опыт развития многих государств показывает, что возвращение к стабильной общественной жизни, возможно при помощи следующих мер:
1) предоставление государственных гарантий предотвращения негативных последствий стихийных бедствий, болезней, социально - экономических процессов;
2) перераспределения материальных ресурсов;
3) повышения уровня жизни населения с помощью налогов, финансовых механизмов, развития благотворительности;
4) повышения социальной ответственности всех субъектов социальной политики;
5) разумное применение финансовых средств.
Правильно составленная социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан России.
Социальная защита населения - является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Одной из основных задач социальной защиты является - повышение качества уровня жизни отдельных категорий граждан.
Цель работы - провести анализ финансового обеспечения деятельности социальной защиты населения.
Задачи работы:
1) изучить теоретические основы понятия социальной защиты населения;
2) провести анализ финансового обеспечения деятельности;
3) рассмотреть недостатки систем социальной защиты населения.
Объект работы - Финансовая деятельность ГКУ «Управление социальной защиты населения № 5» Курганской области.
Государство всегда старается помочь и защитить своих граждан. В связи с этим и была создана система социальной защиты населения.
Социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Одной из основных задач социальной защиты является - повышение качества уровня жизни отдельных категорий граждан.
Финансирование социальной защиты осуществляется за счет федерального, регионального и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
3) Фонд обязательного медицинского страхования.
Основные задачи социальной защиты:
1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий;
2) адаптация системы социальной защиты к изменившимся социально - экономическим условиям;
3) дифференцированный подход к различным категориям населения.
В России за социальную защиту отвечает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Мной был проведен анализ финансового обеспечения деятельности Государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения № 5».
Всего запланировано лимитов на 2015 год по выплате пособий 145 408,0 тыс. рублей. Профинансировано и выплачено выплат, пособий на 139 431,6 тыс. рублей, что составляет 95,89 %. Экономия бюджета за год составила 5 976,4 тыс. рублей.
Так же для обеспечения деятельности учреждения необходимо финансирование и на нужды самого учреждения.
Всего из запланированного финансирования на нужды учреждения, исполнено на 90,81 %. Дефицит бюджета составил 631,2 тыс. рублей.
За 2015 год общий объем запланированного финансирования 152 278,2 тыс. рублей, исполнено - 145 670,6 тыс. рублей, что составляет 95,66 %.
Большая часть денежных средств из федерального и областного бюджетов направлена на выполнения функций ГКУ «УСЗН № 5», что составляет 95,72 % от общей суммы финансирования. Очень небольшая доля финансирования выходит на обеспечение функционирования учреждения - всего 4,28% от общей суммы финансирования.
Система социальной защиты населения, как и многие системы, имеет свои недостатки.
Для устранения недостатков, система социального обеспечения населения нуждается в доработке, в системном и комплексном подходе устранения проблем.
Мы рассмотрели такие недостатки системы социальной защиты населения, как:
• недоступность общественного транспорта людям с ограниченными возможностями;
• уход за больными, прикованными к постели;
• недостаточная информированность граждан о видах и порядке предоставления
государственных услуг и сложность в оформлении необходимых документ ов;
• обеспечение качественным жильем население;
• неудовлетворительная Пенсионная система.
Решение данных проблем мы увидели в:
• создании службы «Социального такси»;
• открытии патронажной службы для найма профессиональной сиделки;
• открытии многофункционального центра;
• аренде социального жилья;
• поддержке рождаемости государством и т.д.
Решение указанных проблем важно для обеспечения экономического и социального развития страны в целом и ее регионов.
Далее мы провели расчеты по наиболее важным проблемам системы, которые на наш взгляд, могут быть решены на муниципальном уровне.
Проанализировав данные диаграмм прибыли от работы службы «Социального такси» и патронажной службы, мы пришли к выводу, что открытие таких организаций в Мишкинском районе действительно эффективно.
1 Конституция Российской Федерации. - М: Изд-во Проспект, 1994.
2 Постановление от 7.09.2007 г. № 369 « Об утверждении положения о главном управлении социальной защиты населения Курганской области».
3 Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (изменения ФЗ от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
4 Закон Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 года «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
5 Федеральный закон от 27.12.1991 г. № 2123-1 «О социальных
гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
6 Федеральный закона Российской Федерации № 5142-1 от 9.06.1993 года "О донорстве крови и ее компонентов".
7 Федеральный закон от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
8 Федеральный закон № 81-ФЗ от 19.05.1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
9 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
10 Федеральный закон Российской Федерации № 8-ФЗ от 12.01.1996 г. "О погребении и похоронном деле".
11 Федеральный закон от 26.11.1998 г. № 175 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации, вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиационных отходов в реку «Теча».
12 Федеральный закон № 384-ФЗ от 1.12.2014 года «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
13 Постановление Правительства РФ от 08.08.1996 № 670 «Примерное положение об учреждениях социальной помощи для лиц без определённого места жительства».
14 Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896 «Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей», «Примерное положение о социальном приюте для детей».
15 Постановление Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 года «О предоставлении субсидий на оплату жилищного помещения и коммунальных услуг».
16 Постановление Правительства Российской Федерации № 865 от 30.12.2006 года «Об утверждении положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей».
17 Постановление Российской Федерации № 948 от 29.12.2007 года «О внесении изменений в Положение о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей».
18 Закон Курганской области от 03.12.2004 г. № 845 «О мерах
социальной поддержки граждан отдельных категорий граждан в Курганской области».
19 Закон Курганской области № 7 от 31.12.2004 года «О ежемесячном пособии на ребенка».
20 Закон Курганской области № 205 от 06.12.2006 года «О дополнительных мерах социальной поддержки проживающих на территории Курганской области родителям лиц, погибших (умерших) вследствие выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказкого региона».
21 Закон Курганской области № 232 от 9.03.2007 года «О мерах по улучшению демографической ситуации в Курганской области».
22 Закон Курганской области № 253 от 06.06.2007г. «О государственной семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства и отцовства в Курганской области».
23 Закон Курганской области № 305 от 6.11.2007 года «О знаке отличия Курганской области « Материнская слава».
24 Постановление Курганской области № 652 от 24.12.2012 г. «Об утверждении порядков предоставления единовременной выплаты при рождении в семье третьего и последующего ребенка».
25 Распоряжение Губернатора Курганской области № 394-р от
05.10.2011 года «О компенсации расходов по проезду больных с хроническим заболеванием почек».
26 Постановление Мин. труда и социального развития РФ от 27.07.1999 № 32 «Методические рекомендации по организации деятельности государственного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения».
27 Постановление Мин. труда и социального развития РФ от 19.07.2000 № 52 «Методические рекомендации по организации деятельности государственного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям».
28 Постановление Мин. труда и социального развития РФ от 19.07.2000 № 53 «Методические рекомендации по организации деятельности государственного учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону».
29 Постановление Мин. труда и социального развития РФ от 19.07.2000 № 54 «Методические рекомендации по организации деятельности государственного учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению».
30 Постановление Мин. труда и социального развития РФ от 12.05.2003 № 25 «Методические рекомендации по организации деятельности государственного учреждения «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов».
31 Приказ Мин. социальной защиты населения РФ от 20.07.1993 № 137 «Примерное положение о центрах социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов».
32 Приказ Мин. социальной защиты населения РФ от 14.12.1994 № 249 «Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями».
33 Устав Государственного казенного учреждения «Управление
социальной защиты населения № 5».
34 Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. М.: РАГС, 2010. - 124 с.
35 Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 511-514.
36 Галаганов, В.П. Организация работы органов социального обеспечения: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений/ В.П. Галаганов.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 176 с.
37 Ганцев Т.В. Социальная политика Российской Федерации, - М.: Овал, 2009. - 332с.
38 Гонтмахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения // Общество и экономика. 2000. № 9-10.
39 Демидова, О.В. Социальная политика региона. Теория и практика, - М.: КноРус, 2010. - 448с.
40 Никонов, Д.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие/ Д.А. Никонов А.В. Стремоухов, - М.: Закон и право. 2007. - 368 с.
41 Панов А.М. Социальная работа как наука: обоснование и структура
Проблемы социальной работы в России: - Материалы Первой
Национальной конференции - М.: 1995; Теория и методология социальной работы: Учебное пособие / Территориальные социальные службы: Теория и практика функционирования. - М.: 1995. - с. 98-103.
42 Пригожин А.И. Современная социология организации. М.: Интерпракс, 1995. С.43.
43 Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. - М.: Юрайт, 2011.
44 Тихомирова Л.В.Субсидии и компенсации для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 128 с.
45 Л.В. Топчий. Социальное обслуживание населения. Ценности,теория, практика. - М.: РГСУ, 2012. - 322 с.
46 Холостова, Е.И. Социальная политика/Е.И. Холостова : Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 302 с.
47 Е.И. Холостова. Социальная работа с инвалидами. - М.: Дашков иКо, 2009. - 240 с.
48 Социальная защита//Современная энциклопедия социальной работы.
Под ред.академ.РАН В.И.Жукова.-М.:Издательство РГСУ, 2008.с.286.
49 Официальный сайт КонсультантПлюсййр://’№№№.сопзи11ап1.ги/
50 Официальный сайт Гарант http://www.garant.ru/
51 Официальный сайт Министерство труда и социальной защиты http: //www.ro smintrud.ru/
52 Официальный сайт главного управления социальной защиты населения Курганской областиhttp://sz.gov45.ru/