ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРОЙ РЕГИОНА 10
1.1 Основные понятия управления социальной сферой региона 10
1.2 Социальная ситуация в Российской Федерации 19
1.3 Особенности полномочий органов местного самоуправления в
социальной сфере 26
2 ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ МАЛЫШЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ 36
2.1 Общая характеристика Малышевского сельсовета Курганской
области 36
2.2 Анализ социальной ситуации в сельском поселении Малышево
Курганской области 44
2.3 Недостатки деятельности Малышевского сельсовета Курганской
области в области социальной политики 48
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕВСКОГО
СЕЛЬСОВЕТА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 58
3.1 Общие рекомендации по совершенствованию деятельности
муниципальных органов в социальной сфере 58
3.2 Повышение эффективности деятельности Малышевского сельсовета
Курганской области в сфере социальной политики 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Анкета по определению удовлетворенности социальным обслуживанием
Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.
Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств. Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Изучение социальных явлений и процессов проводится по всему миру. Только с помощью исследований и создания системы управления возможно обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества.
Актуальность темы состоит в том, что недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления кризисов, улаживание конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований
В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.
Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной комплексной системой. Комплексная система социальной политики - деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления.
В условиях обновления законодательства о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления закономерно встает вопрос о функционировании системы социальной защиты. С принятием в 1993 г. Конституции установилась модель государственного устройства, сформированная на принципах не только децентрализации управления, но и децентрализации власти, т.е. разграничение полномочий (прав и ответственности)разных уровней власти. Однако пока она не получила широкого практического применения, в частности, это касается социальной сферы. Пока процесс децентрализации, прежде всего, коснулся практической реализации программ, и в гораздо меньшей степени он затронул систему их разработки и финансирования.
Огромный объем законодательной базы, с большим количеством непродуманных, нескоординированных, противоречивых нормативно-правовых актов просто объективно не может дать хороший результат. В связи с этим, считаем правильным решение Правительства создать Социальный Кодекс РФ.
В первую очередь необходимо разработать единую интерпретацию основных понятий, например, таких, как «социальная политика», «социальная помощь», «социальная защита», «социальная выплата», «льгота», «социально уязвимая категория» и т.п. Сегодня это дискуссионный вопрос даже среди специалистов-ученых. Положительно, что в Минтруде собираются писать Социальный кодекс, используя структуру Европейской социальной хартии.
На сегодняшний момент, большое количество проблем, особенно касающихся различных сторон деятельности муниципалитетов в социальной сфере остаются нерешенными. Среди них: вопросы муниципальной собственности, правовая поддержка межмуниципального сотрудничества в социальной сфере, рационализация системы оказания социальной поддержки населению и т.д. Особенно ощутимо влияние местных администраций на точность определения получателей помощи и эффективность предоставления помощи в тех социальных программах, которые требуют проверки нуждаемости.
Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов. Кроме того, в последнее время все больше ведется речь о передаче основных функций по оказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровня управления на «места», например, в муниципалитеты. Однако по большей мере механизмы этой передачи и процесс осуществления социальной защиты населения, таким образом, не изучены и не определены.
Объект исследования - Администрация Малышевского сельсовета Курганской области.
Предмет исследования - деятельность Малышевского сельсовета Курганской области по управлению социальной сферой.
Цель выпускной квалификационной работы - оценить состояние управления социальной сферой Малышевского сельсовета Курганской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщить теоретико-правовые аспекты управления социальной сферой региона;
- проанализировать существующую практику управления социально-экономическим развитием региона;
- дать характеристику Малышевского сельсовета Курганской области;
- проанализировать деятельность Малышевского сельсовета
Курганской области в области социальной политики.
Интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина и др. Экономические основы социальной защиты населения рассматривают В.Д. Роик, Т.С. Пантелеева и др. Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова и др.
Эмпирической базой исследования являются статистические данные, предоставленные Малышевского сельсовета Курганской области.
Поставленные задачи решаются при помощи таких методов исследования как анализ документов, нормативно-правовых актов, сравнительный анализ, наблюдения, обобщения.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру - введение, основная часть (3 главы), заключение, библиографический список.
Прогноз социально-экономического развития Малышевского сельсовета Курганской области предполагает соответствие требованиям федерального и областного законодательства на основе прогнозных материалов предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории района. В качестве основных положений прогноза можно отметить сохранение высоких темпов роста экономики и инвестиций, и на базе этого поддержание высоких темпов роста доходов граждан.
При разработке прогноза были учтены внешнеэкономические и внутрироссийские факторы. К положительным внешнеэкономическим факторам отнесены стабилизация темпов роста мировой экономики, сохранение достаточно высокого уровня спроса на предметы производства металлургии и машиностроения, улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционного рейтинга России, к отрицательным - зависимость экономики страны от экспорта углеводородного сырья, развитие собственного производства в странах-импортерах российских металлов, снижение в среднесрочной перспективе мировых цен на черные и цветные металлы.
Положительными внутрироссийскими факторами являются такие факторы, как рост предпринимательской активности российских компаний в условиях усилившейся конкуренции, рост инвестиционной активности и повышение качества инвестиций, модернизация сектора естественных монополий, диверсификация экономики, внедрение энергосберегающих технологий, повышение внутреннего платежеспособного спроса населения, реализация национальных проектов в области образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.
Отрицательные: ухудшение ситуации для отраслей, ориентированных на внутренний спрос, за счет роста конкурирующего импорта, превышение темпов роста на энергоносители по сравнению с целевым уровнем инфляции, физическое и моральное старение основных фондов отдельных отраслей, продолжающаяся естественная убыль населения, старение населения и увеличение расходов бюджета на пенсионное и социальное обеспечение.
Основные приоритеты в деятельности органов местного самоуправления:
1) обеспечение устойчивого функционирования наиболее важных систем жизнеобеспечения населения;
2) модернизация социальной сферы, прежде всего путем реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, образования и обеспечения населения доступным и комфортным жильем;
3) строительство, реконструкция и капитальный ремонт улично-дорожной сети, улучшение благоустройства и озеленения сел;
4) повышение эффективности использования муниципальной
собственности, земли и недвижимости;
5) создание условий для развития эффективных производств, поддержка предпринимательской и инвестиционной деятельности;
6) сохранение высокой динамики роста реальных доходов работающих и всего населения, увеличение платежеспособного спроса и снижение бедности;
7) обеспечение экологической и общественной безопасности жизни селян.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития района: объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности; прогнозируется рост промышленного производства. В структуре видов производств будут доминировать сельское хозяйство; объем инвестиций, направляемых на развитие сельского хозяйства, составит около 50% общих объемов инвестиций, они позволят ввести новые производственные площади и внедрить новые технологии.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.
3. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.03.2001г. №24 «О внесении изменений и дополнений в методику исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ, утвержденную Постановлением Минтруда РФ и Госкомстатом России от 28.047.2000г. №36/34».
4. Постановление Государственного Комитета РФ по стандартизации и метрологии от 24 ноября 2003г. №327-ст «О принятии и введении национального стандарта «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»
5. Афанасьев, В.Я. Система государственного управления: Кн. 1. Управление и право / В.Я. Афанасьев, Н.И. Глазунова. - М.: ГУУ, 2012. - 462с.
6. Водопьянова, Е.А. Административные барьеры в социальной сфере: опыт исследования и практических действий / Е.А. Водопьянова - М.: Пресс, 2012.- 138 с.
7. Волгин, И.А. Социальное государство: учебник / И.А. Волгин, Н.Н. Грищенко, Ф.И. Шариков. - М.: Дашков и К, 2014. - 416с.
8. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление / А.Г. Воронин - М.: Финансы и статистика, 2012.- 280 с.
9. Виленский, А. Система социальной поддержки населения: уроки кризиса и региональный опыт / А. Виленский, И. Домнина // Вопросы экономики. - 2012. - №12. - С.13-18.
10. Гембаренко, В. Десять лет по пути становления и развития системы социальной защиты населения / В. Гембаренко // Социальное обеспечение. - 2013. - №1. - С.11-15.
11. Глазунова, Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова - М.:ЮНИТА-ДАНА, 2013. - 212с.
12. Гусов, К.Н. Право социального обеспечения: учебное пособие / К.Н. Гусов -М: ИНФРА-М, 2013.-264 с.
13. Дерябина, М.И. Реформа отношений собственности / М.И. Дерябина. - М.: Политэконом, 2012. - 74с.
14. Занковский, А.Н. Организационная психология / А.Н.
Занковский. - М.: Синяя птица, 2013. - 183с.
15. Зотов, В.Б. Территориальное управление: методология, теория, практика / В.Б. Зотов. - М.: ИМ- ИНФОРМ, 2012. - 528с.
16. Каверзин, М.Ю. Государство и местное самоуправление:
проблемы взаимодействия / М.Ю.Каверзин // Вестник Российского
университета дружбы народов. - 2013. - № 4. - С.27-29.
17. Карелова, Г. Социальная защита: вчера, сегодня и завтра / Г. Карелова // Человек и труд. - 2014. - №6. - С.9-15.
18. Коротков, Э. М. Концепция менеджмента / Э.М. Коротков - М.: ДеКа, 2012. - 160с.
19. Кричевский, Р. Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р.Л. Кричевский - М.: Дело, 2012. - 316с.
20. Лепихов, М.И. Право и социальная защита населения
(социальное право) / М.И. Лепихов - М: ИНФРА-М, 2012.-316 с.
21. Менеджмент социальной работы: Учебное пособие / Комаров Е.И., Войтенко А.И., Ран Н.Г. и др. Под ред. Комарова Е.И., Войтенко А.И. - М.: «Владос», 2013.-380 с.
22. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: Дело, 2014. - 361с.
23. Овчинников, И.И. Местное самоуправление в системе народовластия / И.И. Овчинников - М.: Народ, 2014. - 354с.
24. Осадчая, Г.И. Социология социальной сферы: Учебное пособие
для высшей школы / Г.И. Осадчая. - М.: Академический проект, 2013. - 336 с.
25. Основы социальной работы: учебник / под. ред. П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М., 2012.- 212 с.
26. Пантелеева, Т.С. Экономические основы социальной работы: учебное пособие для студентов ВУЗов / Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2012.- 248 с.
27. Подшибякина, Н. Основные принципы государственной политики социальной защиты населения в условиях реформ / Н. Подшибякина // Проблемы тории и практики управления. - 2013. - №6. - С.24-29.
28. Потапов, Л. Социальная политика и саморазвитие региона. / Л. Потапов // Экономист. - 2013. - №1. - С.10-12.
29. Ришанивская, Н. Стратегия социальных реформ в России / Н. Ришанивская // Свободная мысль. - 2012. - №11. - С.7-14.
30. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления / О.М. Рой - 2-е изд.- СПб.: Питер, 2013.- 336 с.
31. Савинов, А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: учебник / А.Н. Савинов - М: ИНФРА-М, 2012.-280 с.
32. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова - СПб.: Лидер, 2013. - 493 с.
33. Социальный менеджмент: Учебник / Д.В Воловый (и др.); Отв. ред. Н.Н. Гриценко.-М.: Синтел - Синтез, 2014. - 384 с.
34. Социальная политика: Учебник / Н.А Волгин (и др.). - М.: Экзамен, 2013. - 452с.
35. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Ярской - Смирновой Е., Романова П. - М: ИНИОН-РАН, 2014.¬256 с.
36. Социальная работа /Под общей редакцией В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.- 320 с.
37. Социальная энциклопедия /Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др. - М: БРЭ, 2012. - 438 с.
38. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов / Г.В. Сулейманова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.¬200 с.
39. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2014. - 424 с.