Управление развитием социальной сферы сельского поселения (на примере Малышевского сельсовета Курганской области)
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРОЙ РЕГИОНА 10
1.1 Основные понятия управления социальной сферой региона 10
1.2 Социальная ситуация в Российской Федерации 19
1.3 Особенности полномочий органов местного самоуправления в
социальной сфере 26
2 ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ МАЛЫШЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ 36
2.1 Общая характеристика Малышевского сельсовета Курганской
области 36
2.2 Анализ социальной ситуации в сельском поселении Малышево
Курганской области 44
2.3 Недостатки деятельности Малышевского сельсовета Курганской
области в области социальной политики 48
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕВСКОГО
СЕЛЬСОВЕТА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 58
3.1 Общие рекомендации по совершенствованию деятельности
муниципальных органов в социальной сфере 58
3.2 Повышение эффективности деятельности Малышевского сельсовета
Курганской области в сфере социальной политики 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Анкета по определению удовлетворенности социальным обслуживанием
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
СФЕРОЙ РЕГИОНА 10
1.1 Основные понятия управления социальной сферой региона 10
1.2 Социальная ситуация в Российской Федерации 19
1.3 Особенности полномочий органов местного самоуправления в
социальной сфере 26
2 ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ МАЛЫШЕВСКОГО СЕЛЬСОВЕТА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ 36
2.1 Общая характеристика Малышевского сельсовета Курганской
области 36
2.2 Анализ социальной ситуации в сельском поселении Малышево
Курганской области 44
2.3 Недостатки деятельности Малышевского сельсовета Курганской
области в области социальной политики 48
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫШЕВСКОГО
СЕЛЬСОВЕТА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 58
3.1 Общие рекомендации по совершенствованию деятельности
муниципальных органов в социальной сфере 58
3.2 Повышение эффективности деятельности Малышевского сельсовета
Курганской области в сфере социальной политики 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Анкета по определению удовлетворенности социальным обслуживанием
Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика - часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства.
Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств. Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Изучение социальных явлений и процессов проводится по всему миру. Только с помощью исследований и создания системы управления возможно обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества.
Актуальность темы состоит в том, что недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления кризисов, улаживание конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований
В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.
Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной комплексной системой. Комплексная система социальной политики - деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления.
В условиях обновления законодательства о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления закономерно встает вопрос о функционировании системы социальной защиты. С принятием в 1993 г. Конституции установилась модель государственного устройства, сформированная на принципах не только децентрализации управления, но и децентрализации власти, т.е. разграничение полномочий (прав и ответственности)разных уровней власти. Однако пока она не получила широкого практического применения, в частности, это касается социальной сферы. Пока процесс децентрализации, прежде всего, коснулся практической реализации программ, и в гораздо меньшей степени он затронул систему их разработки и финансирования.
Огромный объем законодательной базы, с большим количеством непродуманных, нескоординированных, противоречивых нормативно-правовых актов просто объективно не может дать хороший результат. В связи с этим, считаем правильным решение Правительства создать Социальный Кодекс РФ.
В первую очередь необходимо разработать единую интерпретацию основных понятий, например, таких, как «социальная политика», «социальная помощь», «социальная защита», «социальная выплата», «льгота», «социально уязвимая категория» и т.п. Сегодня это дискуссионный вопрос даже среди специалистов-ученых. Положительно, что в Минтруде собираются писать Социальный кодекс, используя структуру Европейской социальной хартии.
На сегодняшний момент, большое количество проблем, особенно касающихся различных сторон деятельности муниципалитетов в социальной сфере остаются нерешенными. Среди них: вопросы муниципальной собственности, правовая поддержка межмуниципального сотрудничества в социальной сфере, рационализация системы оказания социальной поддержки населению и т.д. Особенно ощутимо влияние местных администраций на точность определения получателей помощи и эффективность предоставления помощи в тех социальных программах, которые требуют проверки нуждаемости.
Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов. Кроме того, в последнее время все больше ведется речь о передаче основных функций по оказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровня управления на «места», например, в муниципалитеты. Однако по большей мере механизмы этой передачи и процесс осуществления социальной защиты населения, таким образом, не изучены и не определены.
Объект исследования - Администрация Малышевского сельсовета Курганской области.
Предмет исследования - деятельность Малышевского сельсовета Курганской области по управлению социальной сферой.
Цель выпускной квалификационной работы - оценить состояние управления социальной сферой Малышевского сельсовета Курганской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщить теоретико-правовые аспекты управления социальной сферой региона;
- проанализировать существующую практику управления социально-экономическим развитием региона;
- дать характеристику Малышевского сельсовета Курганской области;
- проанализировать деятельность Малышевского сельсовета
Курганской области в области социальной политики.
Интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина и др. Экономические основы социальной защиты населения рассматривают В.Д. Роик, Т.С. Пантелеева и др. Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова и др.
Эмпирической базой исследования являются статистические данные, предоставленные Малышевского сельсовета Курганской области.
Поставленные задачи решаются при помощи таких методов исследования как анализ документов, нормативно-правовых актов, сравнительный анализ, наблюдения, обобщения.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру - введение, основная часть (3 главы), заключение, библиографический список.
Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств. Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Изучение социальных явлений и процессов проводится по всему миру. Только с помощью исследований и создания системы управления возможно обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества.
Актуальность темы состоит в том, что недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления кризисов, улаживание конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований
В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.
Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной комплексной системой. Комплексная система социальной политики - деятельность государства, общества по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления.
В условиях обновления законодательства о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления закономерно встает вопрос о функционировании системы социальной защиты. С принятием в 1993 г. Конституции установилась модель государственного устройства, сформированная на принципах не только децентрализации управления, но и децентрализации власти, т.е. разграничение полномочий (прав и ответственности)разных уровней власти. Однако пока она не получила широкого практического применения, в частности, это касается социальной сферы. Пока процесс децентрализации, прежде всего, коснулся практической реализации программ, и в гораздо меньшей степени он затронул систему их разработки и финансирования.
Огромный объем законодательной базы, с большим количеством непродуманных, нескоординированных, противоречивых нормативно-правовых актов просто объективно не может дать хороший результат. В связи с этим, считаем правильным решение Правительства создать Социальный Кодекс РФ.
В первую очередь необходимо разработать единую интерпретацию основных понятий, например, таких, как «социальная политика», «социальная помощь», «социальная защита», «социальная выплата», «льгота», «социально уязвимая категория» и т.п. Сегодня это дискуссионный вопрос даже среди специалистов-ученых. Положительно, что в Минтруде собираются писать Социальный кодекс, используя структуру Европейской социальной хартии.
На сегодняшний момент, большое количество проблем, особенно касающихся различных сторон деятельности муниципалитетов в социальной сфере остаются нерешенными. Среди них: вопросы муниципальной собственности, правовая поддержка межмуниципального сотрудничества в социальной сфере, рационализация системы оказания социальной поддержки населению и т.д. Особенно ощутимо влияние местных администраций на точность определения получателей помощи и эффективность предоставления помощи в тех социальных программах, которые требуют проверки нуждаемости.
Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов. Кроме того, в последнее время все больше ведется речь о передаче основных функций по оказанию социальной поддержки населения с федерального и регионального уровня управления на «места», например, в муниципалитеты. Однако по большей мере механизмы этой передачи и процесс осуществления социальной защиты населения, таким образом, не изучены и не определены.
Объект исследования - Администрация Малышевского сельсовета Курганской области.
Предмет исследования - деятельность Малышевского сельсовета Курганской области по управлению социальной сферой.
Цель выпускной квалификационной работы - оценить состояние управления социальной сферой Малышевского сельсовета Курганской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обобщить теоретико-правовые аспекты управления социальной сферой региона;
- проанализировать существующую практику управления социально-экономическим развитием региона;
- дать характеристику Малышевского сельсовета Курганской области;
- проанализировать деятельность Малышевского сельсовета
Курганской области в области социальной политики.
Интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина и др. Экономические основы социальной защиты населения рассматривают В.Д. Роик, Т.С. Пантелеева и др. Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова и др.
Эмпирической базой исследования являются статистические данные, предоставленные Малышевского сельсовета Курганской области.
Поставленные задачи решаются при помощи таких методов исследования как анализ документов, нормативно-правовых актов, сравнительный анализ, наблюдения, обобщения.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру - введение, основная часть (3 главы), заключение, библиографический список.
Прогноз социально-экономического развития Малышевского сельсовета Курганской области предполагает соответствие требованиям федерального и областного законодательства на основе прогнозных материалов предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории района. В качестве основных положений прогноза можно отметить сохранение высоких темпов роста экономики и инвестиций, и на базе этого поддержание высоких темпов роста доходов граждан.
При разработке прогноза были учтены внешнеэкономические и внутрироссийские факторы. К положительным внешнеэкономическим факторам отнесены стабилизация темпов роста мировой экономики, сохранение достаточно высокого уровня спроса на предметы производства металлургии и машиностроения, улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционного рейтинга России, к отрицательным - зависимость экономики страны от экспорта углеводородного сырья, развитие собственного производства в странах-импортерах российских металлов, снижение в среднесрочной перспективе мировых цен на черные и цветные металлы.
Положительными внутрироссийскими факторами являются такие факторы, как рост предпринимательской активности российских компаний в условиях усилившейся конкуренции, рост инвестиционной активности и повышение качества инвестиций, модернизация сектора естественных монополий, диверсификация экономики, внедрение энергосберегающих технологий, повышение внутреннего платежеспособного спроса населения, реализация национальных проектов в области образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.
Отрицательные: ухудшение ситуации для отраслей, ориентированных на внутренний спрос, за счет роста конкурирующего импорта, превышение темпов роста на энергоносители по сравнению с целевым уровнем инфляции, физическое и моральное старение основных фондов отдельных отраслей, продолжающаяся естественная убыль населения, старение населения и увеличение расходов бюджета на пенсионное и социальное обеспечение.
Основные приоритеты в деятельности органов местного самоуправления:
1) обеспечение устойчивого функционирования наиболее важных систем жизнеобеспечения населения;
2) модернизация социальной сферы, прежде всего путем реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, образования и обеспечения населения доступным и комфортным жильем;
3) строительство, реконструкция и капитальный ремонт улично-дорожной сети, улучшение благоустройства и озеленения сел;
4) повышение эффективности использования муниципальной
собственности, земли и недвижимости;
5) создание условий для развития эффективных производств, поддержка предпринимательской и инвестиционной деятельности;
6) сохранение высокой динамики роста реальных доходов работающих и всего населения, увеличение платежеспособного спроса и снижение бедности;
7) обеспечение экологической и общественной безопасности жизни селян.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития района: объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности; прогнозируется рост промышленного производства. В структуре видов производств будут доминировать сельское хозяйство; объем инвестиций, направляемых на развитие сельского хозяйства, составит около 50% общих объемов инвестиций, они позволят ввести новые производственные площади и внедрить новые технологии.
При разработке прогноза были учтены внешнеэкономические и внутрироссийские факторы. К положительным внешнеэкономическим факторам отнесены стабилизация темпов роста мировой экономики, сохранение достаточно высокого уровня спроса на предметы производства металлургии и машиностроения, улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционного рейтинга России, к отрицательным - зависимость экономики страны от экспорта углеводородного сырья, развитие собственного производства в странах-импортерах российских металлов, снижение в среднесрочной перспективе мировых цен на черные и цветные металлы.
Положительными внутрироссийскими факторами являются такие факторы, как рост предпринимательской активности российских компаний в условиях усилившейся конкуренции, рост инвестиционной активности и повышение качества инвестиций, модернизация сектора естественных монополий, диверсификация экономики, внедрение энергосберегающих технологий, повышение внутреннего платежеспособного спроса населения, реализация национальных проектов в области образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.
Отрицательные: ухудшение ситуации для отраслей, ориентированных на внутренний спрос, за счет роста конкурирующего импорта, превышение темпов роста на энергоносители по сравнению с целевым уровнем инфляции, физическое и моральное старение основных фондов отдельных отраслей, продолжающаяся естественная убыль населения, старение населения и увеличение расходов бюджета на пенсионное и социальное обеспечение.
Основные приоритеты в деятельности органов местного самоуправления:
1) обеспечение устойчивого функционирования наиболее важных систем жизнеобеспечения населения;
2) модернизация социальной сферы, прежде всего путем реализации национальных проектов в сфере здравоохранения, образования и обеспечения населения доступным и комфортным жильем;
3) строительство, реконструкция и капитальный ремонт улично-дорожной сети, улучшение благоустройства и озеленения сел;
4) повышение эффективности использования муниципальной
собственности, земли и недвижимости;
5) создание условий для развития эффективных производств, поддержка предпринимательской и инвестиционной деятельности;
6) сохранение высокой динамики роста реальных доходов работающих и всего населения, увеличение платежеспособного спроса и снижение бедности;
7) обеспечение экологической и общественной безопасности жизни селян.
Основные параметры прогноза социально-экономического развития района: объем отгрузки товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности; прогнозируется рост промышленного производства. В структуре видов производств будут доминировать сельское хозяйство; объем инвестиций, направляемых на развитие сельского хозяйства, составит около 50% общих объемов инвестиций, они позволят ввести новые производственные площади и внедрить новые технологии.



