ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ
ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Сравнение отечественных и передовых зарубежных технологий в
области маркетинговой деятельности 5
1.2 Особенности управления маркетинговой деятельностью 9
1.3 Маркетинговая программа в деятельности предприятий сферы услуг 15
Выводы по разделу один 25
2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ОПЕРАТИВНАЯ ПОЛИГРАФИЯ ИВЦ» 28
2.1 Исследование рынка издательских услуг 28
2.2 Анализ внутренней и внешней среды ООО «Оперативная
полиграфия ИВЦ» 35
2.3 Маркетинговая программа повышения конкурентоспособности ООО
«Оперативная полиграфия ИВЦ» 44
Выводы по разделу два 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А Внешний вид ООО «Оперативная полиграфия ИВЦ» 60
Приложение Б Оборудование ООО «Оперативная полиграфия ИВЦ».... 61
Приложение В Дипломы и грамоты ООО «Оперативная полиграфия ИВЦ» 62
Приложение Г Образцы продукции 63
Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время благодаря грамотному маркетинговому планированию успешно функционируют не только западные компании, но и отечественные фирмы.
Значение программы маркетинга состоит не только в анализе, планировании происходящих изменений, но и контроле претворения этих изменений в деятельности организации. Маркетинговая программа описывает текущую ситуацию для организации, действия, которые необходимо предпринять в будущем, маркетинговые стратегии, что особенно важно для предприятий сервиса.
Исследование проведено применительно к ООО «Оперативная полиграфия ИВЦ», которая функционирует на современном рынке.
Цель исследования - на основе теоретического анализа разработать маркетинговую программу по повышению конкурентоспособности организации ООО «Оперативная полиграфия ИВЦ».
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
1. сравнить отечественные и передовые зарубежные технологии в области маркетинговой деятельности;
2. проанализировать особенности управления маркетинговой деятельностью;
3. исследовать рынок печатных услуг;
4. провести анализ внутренней и внешней среды ООО
«Оперативная полиграфия ИВЦ»;
5. разработать маркетинговую программу повышения конкурентоспособности ООО «Оперативная полиграфия ИВЦ».
Объект исследования - ООО «Оперативная полиграфия ИВЦ».
Предмет исследования - маркетинговая деятельность ООО «Оперативная полиграфия ИВЦ».
Информационную базу работы составили законодательные нормативные документы, учебная литература. Теоретические основы исследования. Проблемы рекламы, как объекта продвижения товаров и услуг на рынке, исследовались в работах как зарубежных, так и российских ученых: Т. Амбера, К. Антипова, Н. Аржанова, С. Бернета, С. Г арковенко, О. Груздевой, Ф. Дженкинса, Ф. Котлера, А. Кочетковой, Б. Сребника, А. Старостиной, Н. Старых, В. Уперова, Э. Уткина, В. Ученовой, Л. Школьника, Н. Фильчиковой, Дж. Хиллс и др.
Различные аспекты исследования сферы услуг и отраслей социально-культурного комплекса отражены в работах таких ученых, как Г.А. Ахинов, Б.И. Бояринцев, Н.А. Восколович, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов, В.Н. Казаков, И.Н. Молчанов, И.Н. Мысляева, В.П. Панкратова, Н.А. Платонова и др.
Еще одним важным источником информации стали интернет-ресурсы, среди которых наиболее интересными надо признать электронное издательство креативной экономики, Журнал как.гц, Википедия - свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия.
В ходе создания выпускной квалификационной работы были использованы такие методы, как анализ публицистических источников и специализированных Интернет-ресурсов, наблюдение, сравнение, контент-анализ и SWOT-анализ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования руководством ООО «Оперативная полиграфия ИВЦ» выводов и рекомендаций, полученных в ходе исследования.
Цель маркетинга - обеспечение готовности и желания покупателя приобрести конкретный товар или создание для него этого эффекта мотивации. Для достижения этой цели маркетинговые службы выполняют обширные функции, которые делятся на общие и специальные. Организация маркетинга на предприятиях с различными характеристиками должна проходить различно. Выделяют главным образом два фактора оказывающих влияние на организацию маркетинга на предприятии: размер предприятия и конкурентная позиция на рынке.
По мере того как в развитых странах расширяется доля рынка услуг, маркетологи должны больше знать о маркетинге услуг. Услуга - это деятельность или благо, которую одна сторона может предложить другой. Она по сути своей неосязаема и не становится ничьей собственностью. Услуги неосязаемы, процесс их производства и потребления нельзя разделить, их качество непостоянно и они недолговечны. Каждая характеристика представляет собой определенную проблему и требует определенных мер для ее решения.
Предприятия сферы услуг обычно всегда отставали от фирм производителей в принятии и использовании маркетинговых концепций, но сейчас эта ситуация меняется. Стратегия маркетинга услуг должна включать в себя не только внешний, но и внутренний маркетинг для мотивирования служащих, а также двухсторонний маркетинг. Чтобы добиться успеха, маркетологи услуг должны создавать конкурентную дифференциацию, предлагать высокое качество услуг и находить способы повышения производительности.
Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций объединяет в себе все инструменты маркетинговых коммуникаций - от рекламы до упаковки, предназначенные для формирования обращений, направляемых целевой аудитории и служащих для продвижения продукции фирмы к потребителю.
Основными целями и задачами интегрированных маркетинговых коммуникаций специалисты называют достижение синергетического эффекта, расширение диапазона действия сообщений, как следствие повышение коммуникационной и экономической эффективности маркетинговых коммуникаций и в целом деятельности компании за счет экономии ресурсов.
Для компании «Оперативной полиграфии ИВЦ» данные факторы имеют также стратегическую важность, т.к. компания делает ставку на услуги лазерной гравировки как основной канал продвижения, что позволит компании сохранить высокий уровень доходности и увеличить свою конкурентоспособность. Экономические факторы в условиях нормального развития экономики оказывают довольно сильное влияние, однако, в условиях мирового финансового кризиса они создают нейтральное положение, хотя важность данных факторов достаточно высока.
Основная причина невысоких темпов роста в сегменте полиграфических услуг - увеличение объемов сокращения бюджетов издательств и рекламных агентств.
Социальные факторы, как мы наблюдаем, оказывают достаточно сильное воздействие, особенно в условиях кризиса, причем степень влияния этих факторов больше, чем политических факторов. Политические факторы оказывают незначительное отрицательное влияние.
По результатам SWOT-анализа делаем вывод, что предприятие занимает достаточно устойчивую позицию в полиграфической отрасли, имеет преимущества в области новых разработок и издержек, поддерживает высокий уровень технологии, расширяет ассортимент полиграфической продукции и услуг и осваивает новые сегменты рынков сбыта.
Заказчиками типографии являются крупные издательства и рекламные агентства, оно производит широкий ассортимент полиграфической продукции, что позволяет использовать комплексные решения. Слабой стороной предприятия являются высокие издержки на производство и содержание компании в целом, плохо организованная реклама и складской учет.
Угрозу деятельности предприятию несет изменений условий кредитования и нестабильность российского законодательства. Расширение географической зоны присутствия компании на рынке Екатеринбурга и Свердловской области, появление новых материалов и технологий, возможность льготного кредитования отражают производственные возможности предприятия.
Конкурентный анализ отрасли показал, что крупнейшими производителями книжных изданий в Екатеринбурге на настоящий момент являются: ООО «Полиграфыч», Мастерская «Абрис» (ИП Пинсон Ю.О.), Печатная мастерская «Штампбюро», ООО «Картас».
Основными конкурентными преимуществами ООО «Оперативной полиграфии ИВЦ» являются более низкая цена продукции и высокое качество.
Рассмотрев каждую конкурентную силу, можно сделать следующие выводы:
- в целом, уровень зависимости от поставщиков относительно невысокий, потеря ни одного из поставщиков не является гибельной для бизнеса;
- влияние со стороны существующих конкурентов оценивается как высокое;
- влияние со стороны покупателей оценивается как среднее;
угроза со стороны товаров субститутов оценивается как невысокая, которая в стратегической перспективе, возможно, еще снизится;
- появление новых конкурентов представляется относительно высокой.
Для разработки вариантов стратегий развития типографии используем
матричный метод, включающий разработку видения, миссии и целей компании.
В настоящее время стратегия компании ООО «Оперативной полиграфии ИВЦ» формулируется следующим образом:
- Укрепление позиций на рынке полиграфических услуг г. Уфы;
- Развитие позиций достойной конкуренции на рынке полиграфических услуг г. Уфы;
- Совершенствование профессионального уровня персонала и социально-трудовых отношений;
- Приведение эффективности системы управления к передовым стандартам крупнейших российских и зарубежных компаний;
- Внедрение новых передовых технологий печати;
- Формирование в Компании высокой корпоративной и организационной культуры.
На основании проведенного SWOT-анализа предлагается придерживаться двух основных стратегий:
- наступательная стратегия, вывод новых инновационных разработок в привлекательном целевом сегменте;
- оборонительная стратегия для существующих рынков, активизация продвижения уже известной продукции компании.
Проанализировав возможные альтернативные стратегии развития ООО «Оперативной полиграфии ИВЦ», сделаем следующие выводы: на данном этапе развития предприятию необходимо оборонительная стратегия для существующих рынков, активизация продвижения уже известной продукции компании, активно рекламировать свои услуги. Данные стратегии будут способствовать укреплению позиций на рынке полиграфических услуг г. Уфы.
1 Абрамян, Э. Promotion - как современная маркетинговая
коммуникация. Маркетинговые коммуникации [Текст]: учебное пособие /
Э.Абромян. - СПб.: Питер, 2010. - 323с.
2 Блэк, С. PR: международная практика [Текст]: учебное пособие / С. Блэк. - М.: Издательский дом «Довгань», 2009. - 189с.
3 Блэк, Сэм. Паблик рилейшнз. Что это такое? [Текст]: учебное пособие /С. Блэк. - М.: Модино Пресс, 2012. - 425с.
4 Бузин, В.Н. Основы медиапланирования [Текст]: курс лекций/
B. Н. Бузин.- М.: Изд-во Международного института рекламы, 2012. - 495с.
5 Быков, И.А. Организация и проведение кампаний по связям с общественностью [Текст]: учебное пособие / И.А. Быков. - СПбГУТ: СПб,
2013. -286с.
6 Барежев, В.А, Малькевич, А.А. Организация и проведение PR- кампаний [Текст]: учебник / А.А. Малькевич, В.А. Барежев. - СПб.: Питер,2011.-567с.
7 Василенко, А.Б. Пиар крупных российских корпораций [Текст]: учебное пособие/ А.Б. Василенко. - М.: 2010. - 89с.
8 Веселов, С.В. Маркетинг в рекламе, ч. I - III [Текст]: учебник /
C. В. Веселов. - М.: Международный институт рекламы, 2012. - 265с.
9 Голубкова, Е.Н. Маркетинговые коммуникации [Текст]: учебное пособие / Е.Н. Голубкова. - М.: Финпресс, 2010. - 375с.
10 Гольдштейн, Г.Я. Стратегический менеджмент [Текст]: Конспект лекций/ Г.Я. Гольдштейн.- Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 2012. - 58с.
11 Дойль, П. Маркетинг-менеджмент и стратегии [Текст]: учебное пособие / П. Дойль. - 3-е издание. - СПб.: Питер, 2011. - 567с.
12 Дурович, А. Д. Маркетинг предпринимательской деятельности [Текст]: учебное пособие/ А.Д. Дурович. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 327с.
13 Котин, М. Лучший способ создать имидж лидера, просто сказать: мы и есть лидеры [Текст] // Секрет фирмы. - № 11. - 2014. - С. 92-98.
14 Котлер, Ф. Основы маркетинга, 9-е издание [Текст]: учебное пособие / Г. Амстронг, Ф.Котлер. - Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. - 419с.
15 Коу, Д. Маркетинг и продажи В2В [Текст]: учебное пособие / Д. Коу. - М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2014. - 612с.
16 Крылов, И.Я. Маркетинг. Социология маркетинговых коммуникаций [Текст]: учебное пособие / И.Я. Крылов. - СПб.: Питер, 2011.-371с.
17 Кузнецов, В. Ф. Связи с общественностью: Теория и технология [Текст]: учебное пособие / В. Ф. Кузнецов - М.: Аспект Пресс, 2012. - 287с.
18 Ламбен, Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст]: Учебник / Ж.Ж. Ламбен, И. Шулинг, Р. Чумпитас. - СПб.: Питер, Лидер,2014.- 720 с.
19 Минаков, А. Социальные технологии в PR-кампании [Текст]: учебное пособие / А. Минаков. - М.: Директор-инфо, 2014. - 624с.
20 Уолкер, О. Маркетинговая стратегия [Текст]: учебное пособие /
О. Уолкер. - М.: Вершина, 2014.
21 Федотова, Л.Н. Реклама в обществе: какой эффект? [Текст]: Учебное пособие / Л.Н. Федотова. - М.: Социологические исследования, 2014. - с. 71-76.
22 Филиппов, В. Н. Теория и практика связей с общественностью [Текст]: Учебник / С.М. Емельянов, А. Тарасов, А.В. Кочеткова, Я. Скворцов.
- СПб.: Питер, 2013. - 540с.
23 Федько, Н.Г., Федько, В.П. Маркетинговые коммуникации. Серия «Учебники и учебные пособия» [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Федько, В.П. Федько. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 384 с.
24 Энис, Б. М. Классика маркетинга [Текст]: учебник / К.Т. Кокс, Б.М. Энис. - Москва М.П. - СПб.: Питер, 2011. - 273с.
25 Лосев, С.В. Управление отношениями с клиентами. - [Электронный ресурс]: Маркетинг в России и за рубежом. - Электрон, журн. - М.: 2011 - Режим доступа: http. www.marketer.ru/artides/index.443.html - Загл. с экрана.
26 Наумов, В. Н. Управление взаимодействием в системе сбыта: теория, методология, стратегии [Электронный ресурс]: библиотека избран, статей по менеджменту / Энциклопедия маркетинга. - Электрон, дан. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/sales/distribution_system.htm