Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Празднование смены годовых циклов: традиционные и современные культурные аспекты (на примере Германии и России)

Работа №65812

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы62
Год сдачи2016
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
279
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 1
1. Праздник как культурный феномен 4
1.1. Характеристика и структура праздника 4
1.2. Мифоритуальные корни праздника 12
2. Традиционное празднование смены годового цикла: значение, статус,
история 18
2.1. Праздник в теориях культуры 18
2.2. Ритуальное и карнавальное оформление традиционного празднования
смены годового цикла в России 22
2.3. Ритуальное и карнавальное оформление традиционного празднования
смены годового цикла в Германии 33
3. Празднование смены годового цикла в России и Германии в современном культурном контексте 41
Заключение 56
Список использованных источников 58


Праздник - это особенная сфера бытия, выпадающая из повседневного хода событий и особый феномен социокультурной реальности. Система праздников формирует календарь, закрепляющий основные переходные точки в жизнедеятельности человека, а также воспроизводящий цикличность. Наступление определенного времени года, переломные моменты в природе издавна подсказывали людям закономерности действий и задавали ритм жизни. Смена периодов годового цикла играла важнейшую роль, что подчеркивалось торжественным оформлением, которое, несмотря на значительные изменения на протяжении веков, сохраняло устойчивые черты и особенности.
К феномену праздника обращалось огромное количество ученых, которые рассматривали его с совершенно разных сторон. Актуальность данного исследования вызвана интересом к локальной проблеме, которая не была до этого изучена, а именно проследить характерные базовые признаки, присущие как традиционному празднованию смены годового цикла в России и Германии, так и современному, и указать на произошедшие изменения. Особого внимания в работе заслуживают зимние праздники календарного цикла, так как на их примере наиболее заметна важность этапа перехода. Именно зимние праздники сохранили свой яркий и значимый облик и по сей день.
Объектом исследования является праздник в культурном контексте. Предметом исследования выступает трансформация празднования смены годовых циклов.
Цель исследования - проследить трансформацию характера празднования смены годовых циклов на примере зимних календарных праздников в России и Г ермании.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• проанализировать календарный цикл как аспект мифологического сознания
• охарактеризовать значение и статус календарного цикла в культуре
• обозначить основные составляющие праздника
• выявить мифоритуальные корни праздника
• проанализировать наиболее значимые известные теории праздника, полезные в рамках данного исследования
• определить важнейшие компоненты ритуального и карнавального оформления традиционного празднования зимнего цикла праздников в России и Германии
• охарактеризовать празднование смены годовых циклов в России и Германии в контексте современности и продемонстрировать в них проявления мифологического сознания
Изучению праздников посвящен обширный теоретический материал, представленный как отечественными, так и зарубежными исследователями. Рассматривая мифологическую сторону праздника и его мифоритуальные корни, наиболее значимыми были исследования Л. Леви-Брюля, М. Элиаде, Г.-Г. Гадамера, Р. Кайуа, К. Жигульского, Й. Хёзенги, А. К. Байбурина. В главе, рассказывающей о составляющих праздничной культуры, основное место занимали такие этнографические и культурно-антропологические труды таких авторов, как В. Я. Пропп, В.И. Чичеров, Л.Н. Виноградова, О.А. Пашина, Т.Н. Золотова, С.А.Токарева, Ю.В. Иванова-Бучатская, немецких авторов C. Holtei, H. Ronge и т.д. Описывая основные теории празднования, в работе уделялось внимание солярной концепции И.М. Снегирева, А.Н. Афанасьева, А.А. Потебни, Ф.Н. Буслаева, аграрно-продуцирующей теории В.Я. Проппа, трудовой теории В.И.Чичерова, религиозно-мифологической концепции М. Элиаде, антропологической теории Дж. Фрэзера, психоаналитической теории К.Г. Юнга и Дж. Кэмпбелла. Большим подспорьем также послужило исследование карнавала М.М. Бахтиным.
Положения, выносимые на защиту:
• феномен праздника обладает устойчивыми внутренними основами, позволяющими ему существовать со времен его появления и до настоящего времени
• современное празднование частично несет в себе признаки, характерные для мифологического сознания
• празднование смены годового цикла обладает особым статусом, что позволяет ему сохранять максимальную устойчивость
• со временем праздник подвергается значительным изменениям, отражая специфические черты своей эпохи
Общенаучные методы исследования:
• метод теоретического анализа
• дискриптивный (описательный метод) - заключается в подробном описании особенностей праздничной культуры
• метод компаративистского анализа - сравнение традиционных и современных праздничных обычаев Германии и России
Практическая польза исследования состоит в необходимости глубокого понимания природы праздника, что может повлиять на успешную организацию праздничных событий.
Работа включает в себя три главы. Первая глава содержит в себе два параграфа, вторая глава состоит из трех параграфов. Во второй главе рассматривается традиционное празднование в России и Германии, в третьей главе - современность.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате нашего исследования было определено, что феномен праздника имеет под собой основания, позволяющие ему существовать длительный промежуток времени. Праздник - это сфера бытия, выпадающая из повседневности, преодолевающая рутинность. Он дает возможность переместиться из профанного мира в сферу сакрального. Празднование смены годового цикла задает необходимую для ориентировки во времени ритмичность.
С точки зрения мифологической теории, начало календарного цикла повторяет первый день творения мира. По истечении определенного срока природа увядает, мир, нуждающийся в переменах, требуется сотворить снова, превратить хаос в космос. Праздник перехода в новый период как раз способствует омоложению и обновлению. Он вбирает в себя весь творческий потенциал для повторного и восстановления сил и привычной упорядоченности. Эти основания заложили значимость празднования смены годового цикла.
Во время господствования мифологического сознания, в рамках которого зародился праздник, человек не мог рационально объяснить происходящие с ним явления, придавая всему мистический смысл. В современном мире выполнение ритуалов с целью воздействия на мир, утратило свое значение. Мы живем в десакрализованной действительности, где выполнение обычаев служит данью традиции. Тем не менее, такие аспекты празднования как пищевые излишества, присутствие кутежа, растрата всех запасов, снятие запретов, организация собственной темпоральной перспективы и декорирование пространства присутствуют и сейчас. Все это подчеркивает торжественность и создает контраст с буднями.
Для того чтобы отразить особый статус зимнего периода смены годового цикла, мы подробно описали и сравнили традиционное и современное оформление праздников в Германии и России, важнейшие ритуалы, обычаи и атрибуты. Исторический процесс делает праздник подвижным и не дает ему возможности прийти к застою. К современным преобразованиям стоит отнести влияние глобализационного процесса на праздничное действие, которое выражается, прежде всего, в смешении и унификации национальных традиций, как в Германии, так и в России (универсализация ритуалов, символики и атрибутов). Праздничная индустрия ориентирована на коммерческий успех. Десакрализация повлияла на смену акцента в праздновании, о чем говорит преобладание в нем зрелищного - развлекательного, рекреационного характера. Праздник приобрел роль спектакля, который предполагает, что зритель одновременно будет и участником происходящего.
Несомненно, данная тема имеет дальнейшие перспективы для исследования. В частности, вниманию подлежит рассмотрение не только зимнего цикла празднования, но и других периодов года. Интересную сторону проблема может приобрести, если подробно изучить историю происхождения современных обычаев и ритуалов.



1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. - СПб.: Наука, 1993. 240 с.
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Эксмо, 2015. 640 с.
3. Бондаренко Э. О. Праздники христианской Руси. -
Калининград: Кн. изд-во, 1993. 416 с.
4. Бурменская Д. Б. К вопросу о роли глобализации в функционировании традиционного праздника // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. №6. - С.244-247
5. Буторина Л. О., Куклин Е. Г. Праздник как социокультурный институт в контексте модернизационных процессов // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. №3(10). — С.98-101.
6. Вахштайн В. С. Время праздников.
URL: https://postnauka.ru/videoZ7197 (дата обращения:24.04.2016)
7. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и
восточных славян. Генезис и типология колядования. - М.:
Издательство "Наука", 1982. 256 с.
8. Воловикова М. И., Тихомирова С. В., Борисова А. М. Психология и праздник: праздник в жизни человека. - М.: ПЕР СЭ, 2003. 143 с.
9. Гадамер Г. - Г.Актуальность прекрасного [Электронный ресурс]. URL:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000012/ (дата обращения: 24.04.2016)
10. Гужова И. В. Целостная модель праздника как феномена культуры // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. №7. — С.92-95.
11. Дёмина Л. В. Традиционный народный праздник в
контексте современной культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. №1(25). —
С.103-107
12. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии [Электронный ресурс] // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология - М.: Канон+, 1998. 432 с.
URL:http://www.krotov.info/library/05 d/dur/kgeym2.html (дата обращения: 24.04.2016)
13. Ерасов Б.С. Социальная культурология - М.:"Аспект- Пресс", 1994. 591 с.
14. Жигульский К. Праздник и культура. Праздники старые и новые. Размышления социолога. - М.: Прогресс, 1985. 336 с.
15. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография, - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 511 с.
16. Золотова Т. Н. Русские календарные праздники в Западной Сибири (конец XIX - ХХ вв.). - Омск, 2002. 234 с.
17. Иванова-Бучатская Ю. В. Немецкое Рождество: традиционные компоненты, предметы и символы в коллекциях и архивных материалах МАЭ // Сборник МАЭ. LVII. Культурное наследие народов Европы. - СПб.: Наука, 2011. С. 8-93.
18. Каверина Е. А. Праздник как эстетический и социальный феномен / /Вестник Томского государственного университета. 2009. №324. — С.119-122
19. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. - М.:ОГИ, 2003. 296с.
20. Козлова А. Д. Трансформация праздничной культуры в условиях современного российского мегаполиса // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2014. №37.
21. Костина A. B. Праздник как актуализация
мифологического в культуре постсовременности // Хренов H. A Миф и художественное сознание XX века - М.: Канон+ РСЮИ «Реабилитация», 2011. с. 343-364.
22. Кэмпбелл Дж. Пути к блаженству. Мифология и
трансформация личности. - М.: Открытый мир, 2006. 320 с.
23. Лаврикова И. Н. Непраздный интерес к празднику // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. №1. — С.12-17
24. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление возвращении [Электронный ресурс] // Психология мышления. - М: Изд-во МГУ, 1980. С. 130-140. URL:http://psylib.ukrweb.net/books/levbr01.htm (дата обращения: 24.04.2016)
25. Литвинова М. В. Традиционные основы
праздника//Ейисайо. 2015. №2(9)-7. — С.52-54
26. Мальцева Д. Г. Германия: Страна и язык.
Лингвострановедческий словарь. - М:.«АСТ, Русские Словари, Астрель», 2001. 416 с.
27. Медведева М. А. Анализ идеальных составляющих праздника «Новый год» // Аналитика культурологии. 2008. №12.
28. Медведева М. А. Квазиценность "Праздника потребления" в системе культуры современного общества // Аналитика культуролгии. 2007. №7.
29. Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. - М.: ГИИ, 1998. 292 с.
30. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: (Опыт историко¬этнографического исследования). - СПб.: Терра-Азбука, 1995.176 с.
31. Рыбаков Б. А. Народный календарь. - Свердловск: Сред.- Урал. кн. издательство, 1980. 110 с.
32. Токарев С.А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. XIX - начало XX в.: Зимние праздники. - М.: Наука, 1973. 351 с.
33. Тоуз Нойманн Б. М. Религиозные традиции празднования Нового года в Германии // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. №11. — С.52-58
34. Филатова Е. А. Праздник в современной культуре как ритуализированный перформанс // Теория и практика общественного развития. 2011. №3. — С.123-125
35. Филатова Е. А. Праздник как единство игры и ритуала //
Вестник Челябинского государственного университета. 2012. №
35(289). — С.108-112.
36. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии — М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. 528 с.
37. Хёйзенга Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры [Электронный ресурс]
URL: http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/Heiz/index.php (дата
обращения: 24.04.2016).
38. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI - XIX веков (Очерки по истории народных верований). - М.: Изд-во АН СССР, 1957. 236 с.
39. Элиаде М. Аспекты мифа [Электронный ресурс].
URL:http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Culture/el asp/index.php (дата обращения:24.04.2016)
40. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. - СПб.: "Алетейя", 1998. 258 с.
41. Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. - М., 1993.
42. Erich, Oswald A. und Richard Beitl. Worterbuch der deutschen Volkskunde. - Stuttgart: Kroner, 1974. 1005 S.
43. Holtei Ch. Das grosse Familienbuch der Feste und Braeuche. - Mannheim: Patmos Verlagsgruppe, 2010. 216 S.
44. Ronge H. Alles uber unser Jahr. Feste und Brauche, Entstehung und Bedeutung. - Moers: Brendow, 2008. 222 S.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ