Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Работа №65802

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
383
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ 9
1.1. Социальное сопровождение замещающей семьи: сущность
понятия, принципы и функции 9
1.2. Опыт социального сопровождения замещающей семьи в
современной России 18
1.3. Зарубежные практики социального сопровождения замещающей
семьи 28
2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 38
2.1. Социальное сопровождение замещающей семьи в
Новооскольском районе Белгородской области 38
2.2. Проблемы социального сопровождения замещающей семьи
(на материалах социологического исследования) 44
2.3. Муниципальная модель социального сопровождения
замещающей семьи 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность проблемы исследования. Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в современной России, характеризуется сложными изменениями во всех сферах жизни. Особенно серьезно она отразилась на семье, что привело к ее неустойчивости, росту разводов, нестабильности детско-родительских отношений, снижению роли ряда функций, в частности, таких, как: репродуктивная, социализирующая, первичного социального контроля, духовного общения. Все это обусловило распространение безнадзорности, беспризорности, сиротства среди несовершеннолетних. Кроме того, современные сироты - это главным образом дети, оставшиеся без попечения при живых родителях.
Исторически таких детей, передавали в государственные учреждения для воспитания и последующей интеграции в жизнь общества. Однако со временем институциональная форма их защиты доказала свою неэффективность и с точки зрения успешности их социализации, и с позиции затратности на содержание, поэтому еще со второй половины 90-х годов прошлого века в нашей стране с целью профилактики у данной категории детей опасности виктимизации складывается тенденция к деинституализации. Последнее обстоятельство означает смену системы ценностей и убеждений в сфере жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ориентирует на новые принципы работы с ними, ведущим среди которых становится признание приоритета воспитания в семье. Интенсификация процесса передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи со стороны федеральных, региональных, муниципальных властей наряду с положительным, при психолого-педагогической неподготовленности родителей, их социальной незрелости, несформированности общественного мнения, отсутствии специалистов дает и противоположный эффект: растет число отказов от приемных детей и, соответственно, их возврат в интернатные учреждения, увеличивается количество фактов семейного насилия над такими детьми, остаются нерешенными вопросы взаимоотношений замещающих родителей и детей, после достижения последними совершеннолетия. Все это требует комплексного, взвешенного анализа сложившейся ситуации, выявления наметившихся тенденций, поиска путей минимизации проблем, связанных с социальной адаптацией, интеграцией в общество приемного ребенка. Особое значение в этой связи приобретает разработка модели социального сопровождения замещающих семей, в процессе реализации которой семья станет субъектом влияния на ребенка, принятого из государственного интернатного учреждения.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей (Н.П. Иванова, П. Котли, Н.Н. Максимов, К. Молленхауэр, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.Ф. Рыбакова, И.Н. Старостина, Т. Тодд, А.Б. Холмогорова), свидетельствует, что из всех форм жизнеустройства таких детей наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения
индивидуального подхода, безопасности, защищенности ребенка, удовлетворения потребностей в более тесных эмоциональных отношениях, привязанности, любви, внимании.
Анализ философской, социологической, психолого-педагогической, юридической, медицинской литературы и исследований позволяет сделать вывод о том, что изучению различных аспектов семьи, воспитания детей посвящено множество работ зарубежных и отечественных авторов (Л.С. Алексеева, А.И. Антонов, Т.М. Афанасьева, А.М. Бардиан, Д.Г. Барнз, П.П. Блонский, Дж. Боулби, М. Боуэн, Д.В. Винникотт, Л.Я. Гозман, И.В. Гребенников, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.А. Люблинская, А.С. Макаренко, А.Н. Острогорский, М.М. Рубинштейн, А.И. Сикорский, Н. Смелзер, В.А. Сухомлинский, Г. Хоментаускас и др.). В них
подчеркивается роль семьи в социализации детей на всех этапах их возрастного развития, раскрываются формы и методы семейного воспитания, обеспечивающие их полноценное социальное становление, успешную адаптацию в системе социальных отношений.
В последние годы возросло число исследований, в которых рассматриваются: история призрения детей, оставшихся без попечения родителей (Л.В. Бадя, Э.К. Бекова, В.И. Беляев, Л.И. Беляева, Б.В. Беляков, М.Д. Горячев, Д.А. Дриль, К.В. Кузьмин, Е.Д. Максимов, М.О. Ошанин, М.В. Фирсов, В.И. Чарнолусский и др.); профилактика социального сиротства (Э.К. Бекова, О.А. Дорожкина, И.И. Осипова и др.); воспитание детей-сирот (Л.В. Байбородова, Л.Г. Жедунова, Н.Н. Посысоев, М.И. Рожков, Л.М. Шипицына и др.); особенности формирования их личности (Л.В. Байбородова, В.В. Баранова, В.И. Брутман, И.В. Дубровина,
Н.П. Иванова, М.И. Лисина, Б.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.); методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (Л.И. Антонова, В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, А.А. Журавлева, Л.В. Косава, Т.В. Лодкина, В.А. Никитин, Т.Н. Поддубная, Е.Н. Рыбинский, Е.Е. Чепурных и др.); различные аспекты адаптации детей- сирот в приемных семьях (Л.Н. Большакова, М.Ф. Терновская и др.); воспитания детей в семьях усыновителей, опекунов, приемных родителей (В.В. Барабанова, О.В. Заводилкина, Ж.А. Захарова, Е.И. Морозова, А.С. Спиваковская, А.Б. Холмагорова и др.) и сопровождения замещающих семей (Г.С. Красницкая, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, Н.А. Хрусталькова и др.).
Все это обусловило выбор темы исследования.
Объект исследования: социальное сопровождение замещающей семьи.
Предмет исследования: отечественный и зарубежный опыт
социального сопровождения замещающей семьи.
Цель исследования - рассмотреть отечественный и зарубежный опыт социального сопровождения замещающей семьи и разработать муниципальную модель ее социального сопровождения.
В соответствии с целью, объектом, предметом определены задачи данного исследования:
1. Рассмотреть отечественный и зарубежный опыт социального сопровождения замещающей семьи;
2. Изучить специфику социального сопровождения замещающей семьи на муниципальном уровне;
3. Разработать муниципальную модель социального сопровождения замещающей семьи.
Теоретико-методологической основой исследования: являются
концепции социализации человека на различных этапах жизнедеятельности (В.Г. Бочарова, А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, И.С. Кон, Т.В. Машарова,
A. В. Мудрик, М.И. Рожков, В.А. Фокин и др.), роли семьи в этом процессе (Ю.П. Азаров, Л.В. Байбородова, И.В. Бестужев-Лада, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, Т.В. Лодкина, А.С. Макаренко, М.А. Мацковский,
B. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, А.Г. Харчев и др.), идеи социально-педагогической помощи, поддержки, сопровождения ребенка и семьи в трудной жизненной ситуации (Л.И. Аксенова, Е.А. Александрова, Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман. И.Ф. Дементьева, Е.Н. Дронова, И.В. Дубровина, Ф.И. Кевля, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, Г.В. Сабитова, С.М. Юсфин, и др.), методики и технологии преодоления социального сиротства, помощи приемным детям и замещающим семьям (И.А. Бобылева, В.К. Зарецкий, И.П. Иванова, Г.М. Иващенко, И.И. Осипова, В.Н. Ослон, М.Ф. Терновская, М.А. Хациева, А.Б. Холмогорова и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов исследования: сравнительный и теоретический анализ специальной социологической, педагогической, психологической литературы и нормативно-правовых источников по проблеме исследования; анализ нормативной документации Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Новооскольский район»; прикладные методы исследования: анкетирование, экспертный опрос.
Эмпирическую базу исследования составили: составили результаты теоретического анализа специальной литературы по педагогике, психологии, социальной работе; результаты анализа законодательных актов, регулирующих работу государственных и муниципальных органов, опеки и попечительства, органов, имеющих отношение к социальной защите этой замещающих семей; материалы государственной статистики. В рамках исследования использовались результаты вторичного анализа современных социологических исследований по проблемам замещающей семьи, документов и отчетов Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Новооскольский район», посвященных проблемам социального сопровождения замещающих семей.
Кроме того, результаты прикладного социологического исследования, проведенного автором в октябре-ноябре 2016 года на базе Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Новооскольский район» (анкетный опрос членов замещающих семей (N = 38); экспертный опрос специалистов УСЗН, отдела опеки и попечительства (N = 18).
Теоретико-практическая значимость исследования состоит в рассмотрении теоретических основ изучения социального сопровождения замещающей семьи, анализе опыта Управления социальной защиты населения администрации муниципального района «Новооскольский район» по осуществлению данного вида деятельности, проведении диагностики проблем социального сопровождения замещающей семьи и разработке муниципальной модели социального сопровождения замещающей семьи.
Результаты исследования будут полезны для работников социальной сферы, учреждения социальной защиты населения, педагогов.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе производственной и преддипломной практик на базе УСЗН администрации муниципального района «Новооскольский район» Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность исследования обусловлена интенсификацией процесса передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи со стороны федеральных, региональных, муниципальных властей, который в свою очередь, при психолого-педагогической неподготовленности родителей, их социальной незрелости,
несформированности общественного мнения, отсутствии специалистов дает и противоположный эффект: растет число отказов от приемных детей и, соответственно, их возврат в интернатные учреждения. Все вышесказанное обусловило необходимость осуществления социального сопровождения замещающей семьи.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи. Во-первых, изучен отечественный и зарубежный опыт социального сопровождения замещающей семьи. Во-вторых, изучен опыт социального сопровождения замещающей семьи в Новооскольском районе Белгородской области. В-третьих, диагностированы проблемы социального сопровождения замещающей семьи, и разработана муниципальная модель социального сопровождения замещающей семьи.
Замещающая семья - форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.
В настоящее время в России существуют следующие типы замещающих семей:
Семья усыновителей - наиболее перспективная и эффективная, так как именно здесь ребенок получает статус родного ребенка со всеми вытекающими правами и обязанностями в отношении себя и своих приемных
родителей.
Семьи опекунов (попечителей). Как правило, при данной форме семейного жизнеустройства нуждающегося в защите ребенка предпочтение отдается кровным родственникам, что в свою очередь, способствует сохранению родственных связей.
Приемная семья - форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора об их передаче на воспитание в семью, между органами опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок. При этом, ребенок не получает статус родного, со всеми вытекающими последствиями как для него, так и для приемных родителей.
Патронатная семья, при которой ответственность за воспитание и развитие ребенка делится между тремя сторонами: органами опеки и попечительства, учреждением (детским домом, интернатом) и патронатными родителями-воспитателями. Это делает возможным оперативно регулировать отношения между приемным ребенком и замещающими взрослыми, предотвращать конфликты.
Целью замещающей семьи является обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей или лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также защита личных и имущественных интересов этих детей.
Замещающая семья призвана решать целый комплекс задач: создание благоприятных условий, способствующих развитию и социализации ребенка в рамках возрастной нормы; подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности; расширение социальных контактов ребенка, налаживание индивидуального общения взрослых с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы.
Сегодня в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества замещающих семей. Вместе с тем нередки случаи, когда замещающие родители из-за возникших проблем отказываются от ребенка, что приводит к такому негативному явлению, как вторичное сиротство.
Независимо от возраста взрослых, опыта предыдущего воспитания как своих, так и приемных детей, уровня образования и проживания характер затруднений типичен для всех категорий замещающих родителей: незнание особенностей развития детей, имеющих негативных опыт нахождения в биологической семье и в последствии, воспитывающихся в государственном учреждении; неготовность взрослых к трудностям и переменам в семье, которые возникают с появлением в ней нового члена; непонимание задач и целей воспитательной работы, которая является основной в деле адаптации депривированных детей в условиях замещающей семьи, невладение методикой коррекционной работы с такими детьми.
Следовательно, замещающие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того, чтобы полноценно реализовывать предписанные обществом функции.
Социальное сопровождение замещающей семьи должно быть направлена на решение повседневных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных ресурсов в социально-психолого-педагогическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
Изучение отечественного и зарубежного опыта социального сопровождения замещающей семьи, опыта социального сопровождения замещающей семьи в Новооскольском районе Белгородской области, проблем социального сопровождения замещающей семьи, результаты проведенного социологического исследования послужили основой для разработки муниципальной модели социального сопровождения замещающей семьи.
Показателями эффективности социального сопровождения
замещающей семьи при реализации модели являются: снижение доли замещающих семей, находящихся на кризисном сопровождении; увеличение
доли замещающих семей, обратившихся с заявлением о предоставлении государственной услуги, с которыми были заключены договоры о сопровождении семьи; снижение доли замещающих семей, с которыми были расторгнуты договоры о сопровождении семьи в связи с возвратом ребенка (детей) из семьи по инициативе граждан или органа опеки и попечительства; увеличение доли замещающих семей, которым было предоставлено сопровождение, удовлетворенных условиями и качеством его предоставления; увеличение доли замещающих семей, охваченных всеми формами сопровождения; повышение ресурсности семьи за счет профессиональной помощи и поддержки специалистов; организовано взаимодействие в рамках сопровождения замещающих семей между органами опеки и попечительства и специалистами учреждений и ведомств; использование современных форм, методов и технологий работы, оказывающих положительное влияние на динамику развития детей в замещающих семьях, социальную адаптацию, уровень психологического комфорта детей в замещающих семьях; своевременно выявляются замещающие семьи, имеющие проблемы и потребности в профессиональной помощи, также своевременно определяются задачи сопровождения.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Текст] // Собрании
законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) [Текст] // Российская газета. - № 238 - 239. - 08.12.1994.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 01.01.1996. - № 1. - ст. 16.
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3802.
5. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Текст] // Сборник международных договоров СССР. - выпуск XLVI. - 1993.
6. О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. - 23.12.1996. - № 52. - ст. 5880.
7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - ст. 3802.
8. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения
родителей [Текст]: Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от
08.03.2015) // Российская газета. - № 78. - 20.04.2001.
9. Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью [Текст]: Постановление Правительства РФ от 01.05.1996 № 542 (с изм. от 19.03.2001) // Собрание законодательства РФ. - 09.09.2013. - № 36. - ст. 4577.
10. Об организации и осуществлении деятельности по опеке и
попечительству в Белгородской области [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 14.01.2008 № 185 (ред. от 21.07.2008) //
http:ZZdocs.cntd.ru.
11. О приемной семье [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 14.07.1997 № 124 (ред. от 02.04.2009) ZZ http:ZZdocs.cntd.ru.
12. Об улучшении жилищных условий граждан, усыновивших детей на территории Белгородской области [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 25.11.2005 № 3 ZZ http:ZZdocs.cntd.ru.
13. Социальный кодекс Белгородской области [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 28.12.2004 № 165 (ред. от 30.12.2010, с изм. от 09.03.2011) ZZ http:ZZdocs.cntd.ru.
14. О защите прав ребенка в Белгородской области [Электронный ресурс]: закон Белгородской области от 13 декабря 2000 г. № 123 ZZ http:ZZdocs.cntd.ru.
15. Об ответственности родителей за воспитание детей (принят Белгородской областной Думой 20.01.2005) [Электронный ресурс]: закон Белгородской области от 31.01.2005 №167 ZZ http:ZZdocs.cntd.ru.
16. О системе защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в Белгородской области (принят Белгородской областной Думой 30.11.2000) [Электронный ресурс]: Закон Белгородской области от 13.12.2000 г. № 123 ZZ http:ZZdocs.cntd.ru.
17. О дополнительных мерах по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: Постановление главы администрации Белгородской области от 29 декабря 1997 г. № 562 // http:ZZdocs.cntd.ru.
18. Алексеева, Л.С. Технологии социальной работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей [Текст] / Л.С. Алексеева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
19. Бессчетнова, О.В. Приемная семья: сущность, проблемы,
перспективы развития [Текст] / О.В. Бессчетнова, Т.А. Юмашова. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2007. - 136 с.
20. Бобылева, И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений [Текст] / И.А. Бобылева. - М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. - 176 с.
21. Бобылева, И.А. Социально-психологическая адаптация детей в
замещающей семье [Текст] / И.А. Бобылева. - М.: СЛОВО, 2002. - 274 с.
22. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика [Текст] / Ю.В. Василькова. - М.: Проспект, 1999. - 330 с.
23. Владимирова, Н.В. Шаг за шагом. Индивидуальное
консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов [Текст] / Н.В. Владимировна. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 234 с.
24. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (ООН, 1990). Положение детей в мире [Текст]. - М.: Проспект, 1991.
25. Гайсина, Г.И. Проблемы теории и практики сопровождения замещающей семьи [Текст]: автореф. дис. канд. педагог. наук: 13.00.00 / Гайсина Гузель Иншаровна. - Уфа, 2013. - № 4. - 195 с.
26. Галагузова, М.А. Социальная педагогика; курс лекций [Текст] /
М.А. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 289 с.
27. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни [Текст]: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с.
28. Дементьева, И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот [Текст] / И.Ф. Дементьева - М.: Академия, 2003. - 263 с.
29. Ершова, Н.М. Опека, попечительство, усыновление [Текст] / Н.М. Ершова. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 378 с.
30. Зарецкий, В. Пути решения проблемы сиротства в России [Текст] / В. Зарецкий. - М.: Проспект, 2002. - 289 с.
31. Иванова, Н.П. Критерии готовности выпускников к
профессиональному самоопределению [Текст] / Н.П. Иванова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 302 с.
32. Каптерев, П.Ф. Беседы о воспитании [Текст] / П.Ф. Каптерев // Журнал для всех. - М., 1982. - № 10. - С.1226-1236.
33. Клемантович, И.П. Социальная защита детей в России [Текст] / И.П. Клемантович. - М.: Проспект, 1988. - 432 с.
34. Лесгаф, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение [Текст] / П.Ф. Лесгаф. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.
35. Матвиенко, И.В. Социально-педагогическое сопровождение
адаптации детей-сирот в приемной семье [Текст]: дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Матвиенко Ирина Викторовна. - Москва, 2006. - 284 с.
36. Нечаева, А.М. Охрана детей-сирот в России: История и
современность [Текст] / А.М. Нечаева. - М.: Феникс, 1994. - 400 с.
37. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2000. - 200 с.
38. Нечаева, A.M. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство) [Текст] / А.М. Нечаева. - М.: Инфра-М, 2000. - 582 с.
39. Нечаева, A.M. Ребенок под опекой [Текст] / А.М. Нечаева. - М.: Проспект, 1993. - 693 с.
40. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства [Текст] /Л. Я. Олиференко. - М.: Народное образование, 2002. - 112 с.
41. Осипова, И.И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления [Текст] / И.И. Осипова. - Н. Новгород: НИСОЦ, 2009. - 208 с.
42. Ослон, В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная
замещающая семья [Текст] / В.Н. Ослон. - М.: Генезис, 2006. - 368 с.
43. Павленок, П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст] / П.Д. Павленок. - М.: Дашков и К°, 2005. - 236с.
44. Пивоварова, Н. Комплексная помощь семьям с детьми [Текст] /Н.Пивоварова //Социальная работа. - 2003. - № 3.
45. Прихожан, А.М. Психологическая диагностика готовности к созданию замещающей семьи [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Психологическая диагностика. - 2009. - № 3. - С. 79.
46. Рошаль, Л.М. Оказание социальной помощи детям. Дети в
чрезвычайных ситуациях [Текст] / Л.М. Рошаль. - М.: Проспект, 2003. - 132 с.
47. Рыбинский, Е.М. Сиротливое детство России [Текст] /
Е.М. Рыбинский. - М.: Литера, 1997. - 202 с.
48. Семья, Г.В. Вариативные технологии, способствующие
профессиональному самоопределению воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Г.В. Семья. - М.: Проспект, 2003. - 98 с.
49. Семенова, Г.В. Дети-сироты в России [Текст] / Г.В. Семенова. - М.: Академия, 2002. - 198 с.
50. Соснова, Е.В. Семейные пособия: международные нормы и зарубежный опыт [Текст] /Е.В. Соснова. - М.: Просвещение, - 2003. - 80 с.
51. Специальный выпуск Вестника Университета РАО с материалами международной конференции по проблемам подготовки выпускников к самостоятельной жизни и постинтернатной адаптации [Текст] / Под ред. Г.В. Семья. - М.: Проспект, 2004. - 64 с.
52. Теория и методика социальной работы [Текст] / Под ред. П.Д. Павленка. - М.: ГАСБУ, 1995. - 309с.
53. Товмасян, Р.В. Правовое регулирование опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних [Текст] / Р.В. Товмасян // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2011. - № 1. - С. 23-25.
54. Ускова, Ю.В. Некоторые аспекты и проблемы установления опеки (попечительства) в Российской Федерации [Текст] / Ю.В. Ускова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 10. - С. 13-15.
55. Ушакова, К.Г. Деятельность государства по защите и поддержке детей, оставшихся без попечения родителей в России [Текст] / К.Г. Ушаков // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований, 2015. - № 21. - С. 78-79.
56. Фирсов, М.В. История социальной работы в России: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / М.В. Фирсова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
57. Харсеева, В.Л. О некоторых аспектах установления опеки и попечительства над детьми, оставшихся без попечения родителей [Текст] / В.Л. Харсеева // Общество: политика, экономика, право. - 2013. - № 3. - С. 23-25.
58. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы [Текст] / Е.И. Холостова. - М: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
59. Цветков, В.А. Многоаспектность понятия опеки и попечительства [Текст] / В.А. Цветков // Вестник Омской юридической академии. - 2012. - № 1. - С. 12-15.
60. Цветков, В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации [Текст]: дис... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Цветков Василий
Александрович. - Омск, 2005. - 239 с.
61. Шипицына, Л.М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л.М. Шипицыной [Текст] / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.
62. Шохина, Е.А. Семейное неблагополучие как актуальная социально-экономическая проблема современной России [Текст] / Е.А. Шохина. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 324 с.
63. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - http: //www.gks .ru.
64. Эриксон, Э.Г. Детство и общество [Текст] / Э.Г. Эриксон, - СПб.: Речь, 2000. - 415 с.
65. Янкова, З.А. Семья как малая социально-психологическая группа [Текст] /З.А. Янкова //Семья в России. - 1996. - № 3. - С. 58.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ