Введение
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ
И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1 Сущность и содержание стратегии развития предприятия
и их классификация 7
1.2 Анализ инструментов стратегического планирования 15
1.3 Особенности функционирования и основные проблемы
совместных предприятий 22
2 АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ
ООО «СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КОНАР-ЧИМОЛАИ» .... 33
2.1 Организационно-экономическая характеристика
предприятия 33
2.2 Стратегический анализ среды ООО «СПК-Чимолаи» 38
3 ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «СПК-
ЧИМОЛАИ» 68
3.1 Стратегическое целеполагание: ценности, миссия, дерево
целей ООО «СПК-Чимолаи» 68
3.2 Разработка стратегии развития ООО «СПК-Чимолаи» 71
3.3 Управление реализацией стратегии на базе концепции «Система сбалансированных показателей» для ООО
«СПК-Чимолаи» 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. В условиях современного развития российской экономики повышаются роль и значение стратегического планирования на предприятиях. Появляются новые тенденции на рынке, одним из которых является совместное предприятие. Толчком для развития совместных предприятий стало повышение валютных курсов и тот факт, что производство внутри страны выходит гораздо выгоднее, чем импорт необходимой продукции. В текущей ситуации необходимо перенимать зарубежный опыт и тщательно апробировать стратегические методы на совместных предприятиях и коллегиально заниматься их совершенствованиям в ситуации динамично развивающегося российского рынка.
Опыт успешно функционирующих зарубежных организаций показывает, что они уделяют пристальное внимание вопросам стратегии, являясь более конкурентоспособными и устойчивыми на рынке. В непростых экономических условиях, правильная постановка стратегических целей и задач предприятия особенно актуальна.
Таким образом, актуальность стратегического планирования заключается в том, что оно помогает предприятию принимать эффективные управленческие решения для совместного функционирование иностранных и российских компаний для достижения поставленных целей.
Цель работы - разработка стратегии развития для совместного предприятия и соответствующего ей комплекса мероприятий, направленного на укрепление его позиции на рынке.
Задачи работы:
1) проанализировать различные методические подходы к формированию стратегии развития предприятия;
2) провести анализ инструментов стратегического планирования;
3) рассмотреть особенности функционирования и основные проблемы, характерные для совместных предприятий;
4) провести анализ действующей стратегии развития исследуемого предприятия, дать оценку его положения на рынке;
5) на основе различных инструментов стратегического анализа провести анализ внутренней и внешней среды ООО «СПК-Чимолаи», выделив сильные и слабые стороны, проблемные зоны в деятельности предприятия;
6) основываясь на результатах проведённого стратегического анализа среды сформулировать миссию и VISION ООО «СПК-Чимолаи», определить приоритетные цели деятельности компании;
7) обосновать и дать описание выбранной стратегии развития ООО «СПК- Чимолаи»;
8) разработать систему управления реализацией стратегии на базе концепции «Система сбалансированных показателей» для ООО «СПК-Чимолаи».
Объект работы - в качестве объекта исследования в рамках дипломного проекта выступило предприятие ООО «СПК-Чимолаи».
Предметом исследования являются существующая стратегия развития, действующая система стратегического управления и занимаемая позиция ООО «СПК-Чимолаи» на рынке металлоконструкций.
Результаты работы рекомендуется использовать при осуществлении стратегического планирования на совместных предприятиях.
Целью дипломного проекта являлось разработка стратегии развития предприятия и соответствующего ей комплекса мероприятий, направленных на укрепление позиций ООО «СПК-Чимолаи» на рынке металлоконструкций.
В первом разделе дипломного проекта проведён сравнительный хронологический анализ определений понятия «стратегия развития предприятия» и выявлена следующая тенденция: если ранее стратегия воспринималась как чёткий план действий по достижению поставленных целей, то с ростом неопределённости и непредсказуемости внешней среды, стратегия приобретает всё менее жёсткие рамки. Также были рассмотрены различные виды стратегий и даны их краткие характеристики. Рассматривая одну из методик формирования стратегии, автором которой является Каминская М.Ю. [5], было отмечено, что данной последовательности отсутствует один из важнейших этапов - оценка адекватности стратегии текущей ситуации. С учетом корректировки, был получен последовательный процесс разработки стратегии, который включает в себя один из важнейших заключительных этапов - оценку адекватности выбранной стратегии.
Далее были рассмотрены основные элементы стратегического планирования, с помощью них проводят анализ внешней и внутренней среды. Именно на эти две стадии делают упор при разработки стратегии предприятия.
Выделяют две группы факторов, по которым производится анализ внешней среды:
1) анализ факторов макросреды (политические процессы, правовое регулирование, состояние экономики, научно-технический прогресс);
2) анализ факторов микросреды (издержки, развитие отрасли, система сбыта).
Макросреда включает факторы, которые непосредственно не влияют на краткосрочную деятельность предприятия, но могут затронуть его долгосрочное функционирование. Одним из самых популярных инструментов анализа факторов макросреды предприятия является PEST-анализ, который позволяет более широко взглянуть на то, как окружение влияет на деятельность предприятия.
В качестве объекта исследования в дипломном проекте выступило совместное предприятие ООО «СПК-Чимолаи». Основным видом деятельности предприятия является производство уникальных металлоконструкций, которые производятся на оборудовании, поставленного из Италии. С помощью реализации крупных проектов, таких как стадион «Волгоград» и переход «Бовид» компания заявила о себе на рынке. ООО «СПК-Чимолаи» - это объединение двух предприятий: КОНАР (Россия) и Cimolai (Италия). Следовательно, оно носит название совместное предприятие и при его функционировании возникает ряд проблем, таких как: различия в подходах к построению организационной структуры, в технологиях, в ведении бухгалтерского учета, а также недостатке специалистов со знанием иностранного языка в области промышленности.
Анализ действующей системы стратегического управления ООО «СПК- Чимолаи» показал, что организационная структура управления в ООО «СПК- Чимолаи» относится к линейно-функциональному типу. Функции по стратегическому управлению предприятием по факту выполняются генеральным директором. В отдельных случаях в качестве консультантов по решению узкопрофильных вопросов привлекаются иностранные специалисты фирмы. Решение большинства стратегических задач носит формальный характер: руководство ООО «СПК-Чимолаи» не видит необходимости в составлении письменного стратегического плана и описании функциональных стратегий, т.к. это отнимает много времени и сил. Проблемы обычно решаются по мере их появления, в режиме реального времени. В этом видится недостаток действующей системы стратегического управления.
В ходе проведённого анализа были выявлены и сформулированы основные принципы управления, которых придерживается высший менеджмент ООО «СПК-Чимолаи»: укрепление позиций компании на рынке металлоконструкций, высокая корпоративная ответственность, открытость для всего нового, финансовая устойчивость.
Действующая миссия ООО «СПК-Чимолаи» может быть сформулирована следующим образом: позиционируя качество продукции и услуг как путь к успеху, постоянно развиваясь и совершенствуясь, мы способствуем развитию строительства уникальных объектов в России. Это достигается благодаря современному высокотехнологическому оборудованию, инженерному центру, а также благодаря применению лучших инженерных достижений в мире.
Стратегия, которой в настоящее время придерживается ООО «СПК-Чимолаи» это «стратегия укрепления позиции на рынке». Такая стратегия предполагает активную, агрессивную позицию фирмы и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю.
Так как компания только начинает свою деятельность на рынке металлоконструкций, ее финансовой состояние не является устойчивым, но при этом уже существует ряд крупных проектов, после которых предприятие получит достаточную прибыль и укрепит свою финансовую устойчивость.
В работе проведён всесторонний стратегический анализ макро- и микросреды ООО «СПК-Чимолаи», в ходе которого были задействованы различные инструменты: «PEST-анализ» (для анализа факторов макросреды); модель «Пять сил» М. Портера (для отраслевого анализа); «SNW-анализ», (для анализа внутренней среды организации); «SWOT-анализ» (для определения сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, накладываемых на деятельность предприятия со стороны внешней среды); «Матрица Глайстера» (для выявления круга наиболее значимых проблем предприятия и поиска путей их решений на различных уровнях управления).
Основные результаты проведённого стратегического анализа:
1) компании следует укреплять технологический уровень с помощью новейших технологий и оборудования, а также повышать профессионализм работников путем прохождения стажировок в итальянской компании Cimolai; это позволит повысить уровень квалификации персонала и получить навыки по внедрению инновационных европейских технологий;
2) чтобы максимально в короткие сроки реализовать возможности, необходимо проводить качественный анализ рынка металлоконструкций и заявить о себе на нем путем реализации крупных проектов и позиционировании компании как надежного партнера;
3) при развитии возможностей, предприятию стоит максимально использовать оборудование, избегая простоев;
4) чтобы минимизировать влияние слабых сторон на продукт, следует тщательно контролировать процесс производства и найти решения по снижению рисков при транспортировке готового продукта, а также приводить убедительные доводы итальянской стороне при принятии совместных стратегических решений;
5) также предприятию необходимо создавать дополнительные денежные резервы на случаи ухудшения экономической обстановке в стране;
6) следует учесть, что стагнация на российском рынке может дать новые возможности для охвата новых рынков за пределами страны;
7) чтобы устранить слабую сторону компании, которая выражается в быстрой смене руководства, акционерам следует проводить тщательный отбор персонала при назначении на должность генерального директора.
В третьем заключительном разделе дипломного проекта выбрана стратегия развития, которой рекомендовано придерживаться ООО «СПК-Чимолаи», описан комплекс мероприятий по её реализации.
В качестве стратегии корпоративного развития ООО «СПК-Чимолаи» рекомендована применяемая на текущий момент времени «стратегия укрепления позиции на рынке». Данная стратегия предусматривает, что фирма будет делать всё, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции; она направлена на расширение рыночной доли различными путями, как посредством активных маркетинговых действий по продвижению товара, так и за счёт подавления имеющихся прямых и косвенных конкурентов (агрессивное удержание рынка). ООО «СПК-Чимолаи» может позволить себе реализацию данной стратегии, т.к. после выполнения крупных проектов ее состояние станет более устойчивым.
Сформирован образ будущего состояния предприятия, так называемый «VISION» компании - качественное изображение желаемого состояния на длительные перспективы: через 5 лет ООО «СПК-Чимолаи» - это компания, которая укрепила свой брэнд, повысив привлекательность уникальных конструкций, за счет реализации крупных проектов; обеспечила прирост клиентской базы; увеличила свою рыночную долю; повысила классификацию персонала путем стажировок в итальянской компании «Cimolai»; освоила новые рынки сбыта; укрепила авторитет надежного партнера.
Далее было построено дерево целей ООО «СПК-Чимолаи». При выборе стратегических целевых ориентиров были учтены проблемные зоны в деятельности предприятия.
В качестве долгосрочной цели определён следующий ориентир: укрепить позиции ООО «СПК-Чимолаи» на рынке плёночных электронагревателей, увеличив рыночную долю предприятия не менее чем на 5 % за 5 лет.
Рекомендуемые краткосрочные цели развития предприятия (горизонт планирования 1-2 года): провести реформу в кадрах, путем создания стажировок для работников компании в Италии, а также укрепление позиций генерального директора.
На основе использования концепции «Сбалансированная система показателей» (BalancedScorecard, BSC), описаны основные аспекты управления реализацией принятой стратегии развития ООО «СПК-Чимолаи».
В соответствии с установленной концепцией в работе определены ключевые факторы успеха (КФУ) для ООО «СПК-Чимолаи» и сформулированы основные направления достижения конкретных стратегических целей. Каждому подобному фактору была назначена своя стратегическая (долгосрочная) цель. Для получения более полного и всестороннего представления о сущности КФУ предприятия в работе приведена краткая их характеристика.
Анализ КФУ позволил выделить базовые стратегические направления реализация принятой корпоративной стратегии развития:
1) высокая доходность бизнеса;
2) развитие персонала;
3) закрепление на рынке.
Сформированная стратегическая карта позволила: установить причинно-следственные связи между всеми стратегическими целями, по четырём ключевым перспективам: «финансы», «клиенты», «внутренние бизнес-процессы» и «обучение и развитие»; сформулировать основные стратегические целевые ориентиры и показатели, которые позволят предприятию обеспечить контроль над достижением выбранных целей.
Таким образом, можно сделать вывод, что все задачи дипломного проекта были выполнены, а его цель достигнута.
1 Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 04.07.91 № 1545
2 Ансофф, И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
3 Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 1998. - 296 с.
4 Дойль, П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб: Питер, 1999. - 560 с.
5 Каменская Н.Ю. Основы стратегического менеджмента. Учебное пособие для студентов специальности «Менеджмент организации». - Новосибирск: НФ РАП, 2006. - 345 с.
6 Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 493 с.
7 Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию.. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 304 с
8 Лапыгин, Ю. Теория менеджмента. - М.: Экономика, 2011. - 329 с.
9 Мельников В.П, Управление организацией. - М: КНОРУС, 2004.-265 с.
10 Портер, М. Курс МВА по стратегическому менеджменту / М. Портер, Дж. Самплер, С.К. Прахалад / Под ред. Фаэй Л., Рэнделла Р. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 588 с.
11 Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Банки и биржи. - ЮНИТИ,1998. - 576 с.
12 Царикарев, А.Ю. Процесс формирования стратегии развития промышленных предприятий // Журнал «Бизнес в законе». - 2011.- №4. - С.222-224.
13 Гайдук Владимир Иванович, Такахо Эльдар Еристемович, Методы и инструменты стратегического планирования // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2014. - № 103 - 781 с.
14 Ильченко А.Н., ВэйХэ. Проблемы совместного предприятия в России: внешние и внутренние факторы. // Успехи современного естествознания. - 2007. -
№ 12.
15 Федеральная служба государственной статистики - http://www.gks.ru
16 Библиотека экономиста онлайн -http://library.if.ua/books/7.html
17 Российский центр компетенций по управлению проектами.- http://www.pmsoft.ru/knowledgebase/articles/teoriya-upravleniya-proektami/proektnoe- finansirovanie/.html
18 Сайт компании ООО «СПК-Чимолаи» - http://jvkc.ru/center.html
19 Рынок строительных стальных конструкций - www.indexbox.ru
20 Блог о 3D принтерах - https://make-3d.ru/articles/3d-printer-po-metallu-kak- eto-vozmozhno.html