Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 7
1.1. Коммуникативное умения младших школьников их сущность и значение 7
1.2. Возрастные особенности формирования
коммуникативных умений у младших школьников 13
1.3. Педагогические условия формирования
коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 18
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 27
2.1. Анализ учебно-методического комплекта по предмету «Окружающий мир» (Перспективная начальная школа) в возможности формирования коммуникативных умений у младших школьников 27
2.2. Содержание и результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» 32
Заключение 54
Библиографический список 56
Приложения 61
В настоящее время воспитательная работа в школе имеет множество направлений и задач. Многие современные педагоги представляют данные задачи как проблемы современной воспитательной работы. Большинство представляемых проблем находят пути своего решения в младшем школьном возрасте, так как именно данный период детства является наиболее значимым для формирования будущего человека как личности.
Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы. Именно эти две категории сильно воздействуют на формирование всесторонне развитой личности человека, что является неотъемлемым критерием социализации и успешного формирования общества (Андреева, 1980; Горянова, 1995).
Многие ученые утверждают, что общение - решающий фактор общего личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте. Влияние общения может так же способствовать исправлению трудностей, возникающих у детей при неправильном воспитании. Подавляющее большинство авторов полагают, что адекватное возрасту взаимодействие между детьми необходимо для развития ребенка в целом и формировании его личности в частности (Волков, 2008; Давыдов, 2002).
Общение в младшем школьном возрасте, формирование у ребенка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. Через общение ребенок познает окружающий мир, учится проявлять добро и сопротивляться злу. В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности. Поэтому так необходимо развивать качества, которые помогают облегчить процесс общения и понимания
ребенком своего собеседника, такими качествами называют
коммуникативные качества младшего школьника (Жуковина, 2016).
Развитие коммуникативных умений необходимо начинать самого раннего возраста. Младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникацией в силу особой чуткости общения. Ведущим видом деятельности в этом возрасте является учебная деятельность, соответственно формирование коммуникативных способностей должно в первую очередь реализоваться в учебе.
Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в себе природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает учащимся материал естественных и социально-гуманитарных наук, что необходимо для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей (Амонашвили, 2008). Таким образом, уроки «Окружающего мира» могут стать основой формирования коммуникативных умений и навыков.
На основе выше изложенного была выбрана тема нашего исследования «Формирование коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир»?
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир», будет эффективно, если:
- использовать проектные задачи, способствующие формированию умений общаться, договариваться со сверстниками;
- вовлекать учащихся в творческую коллективную деятельность.
Задачи исследования:
1. Изучить коммуникативные умения младших школьников, выявить их сущность и значение.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников.
3. Проанализировать педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках по предмету «Окружающий мир».
4. Разработать и апробировать педагогические условия способствующие формированию коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Методы исследования:
Теоретические: анализ психологической, педагогической литературы; обобщение, систематизация научной литературы по проблеме исследования; изучение педагогической документации. Эмпирические: словесно-диагностические методы (беседы, интервью); наблюдение, педагогический эксперимент. Диагностические методики: анкетирование «Кто прав?» (Цукерман, 2008, 131), «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель») (Лидерс 2007, 432) и «Совместная сортировка» (Бурменская, 2003, 37).
База исследования: г. Белгород, МБОУ СОШ «№47», 4 «А» класс.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список. Библиографический список содержит 56 наименований источников. Содержание работы изложено на 60 страницах машинописного текста.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение коммуникативных умений младших школьников; возрастные особенности формирования коммуникативных умений у младших школьников; педагогические условия формирования коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, приводится краткое обобщение по степени разработанности и перспектив изучения проблемы, формулируются выводы по экспериментальной работе.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: методики, таблицы, диаграммы, конспекты уроков.
Введение ФГОС НОО второго поколения направленно на трансформацию подходов к обучению подрастающего поколения. Основная задача современной школы состоит в развитии не только предметных знаний, но и надпредметных умений, которые способствуют самостоятельной организации собственной деятельности. Достижение этого результата является возможным благодаря, формированию у младших школьников системы УУД, которые представляют собой совокупность способов учащихся самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать условия компетенции, включая самостоятельную организацию самого процесса.
Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность учащегося при общении с другими людьми, вырабатывают умение слушать вступать в диалог и т.д.
Специфика курса «Окружающий мир» заключается в том, что он имеет интегрированный характер, соединяет в себе обществоведческие, природоведческие и исторические знания для полноценного восприятия мира.
Экспериментальная работа показала, что эффективными педагогическими условиями формирования коммуникативных умений у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» являются:
1. При проведении уроков использовались проектные задачи, способствующие формированию умений общаться, договариваться со сверстниками.
2. В проведение уроков включать элементы творческой коллективной деятельности.
Подтверждением эффективности созданных нами педагогических условий служит увеличение числа учащихся с высоким и средним уровнем сформированности коммуникативных умений на контрольном этапе эксперимента по сравнению с констатирующим. Таким образом, можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
В целом использованные проектные задачи и творческая коллективная деятельность позволили создать благоприятный эмоциональный микроклимат и психологический настрой учащихся на плодотворную совместную работу.
В заключении хотелось бы отметить, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования коммуникативных умений, так как именно в этом возрасте закладывается основа ведущего способа коммуникации и взаимодействия с миром.
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. - 2009. - № 2. - С.13.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебное пособие / Г.М. Андреева. - М.: Изд- Московского университета, 1980. - 416с.
3. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997.
4. Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. - 2000. - №4. - С.36
5. Асмолов А.Г. Бурменская Г.В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 151- 156 с.
6. Асмолов А.Г. Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2008. -159 с.
7. Баев Б.Ф., Головань Н.А. Коммуникативные функции монолога младших школьников / Есаревой З.Ф. -М.:ЛГУ, 1973. - с.8.
8. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся /Л. Р. Болотина // Начальная школа. - 2011. - №11
9. Волков Б.С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов специальности «ОПД.Ф.01- Психология» / Б.С. Волков, Н. В. Волкова. - М.: ВЛАДОС, 2008.- 343 с.
10. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.:АПН РСФСР,1956. - 448 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб., Изд. «Союз», 1997.-44с.
12. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы // Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Офиц. сайт]. URL: http://festival.1september.ru/ (дата обращения 03.04.2015) 2012. - 13 с.
13. Глазкова Т.А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности/ Т.А. Глазкова// Начальная школа, 1999. - № 10. 33 - 36 с.
14. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации. - М.: Ижевск: Институт компьютерных исследований 2010. - 12 с.
15. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников: (теоретический и практический аспекты): монография. - М.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006. - 26 с.
16. Горянина В.А. Психология общения / В.А. Горянина - М.: ВЛАДОС, 1995. - 416 с.
17. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности /Л.В. Епишина // Начальная школа - 2008. - №11.
18. Давыдов В.В. Слободчиков В.И. Младший школьник как субъект учебной деятельности / Вопросы психологии. - 2002.- № 3-4. - с. 19.
19. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология. Словарь-справочник. - М.: Эксмо: Минск, 1998. - 305 с.
20. Жураковский В.М., Сазонова З.С. Работа в команде как педагогический принцип/ В.М. Жураковский З.С. Сазонова// Высшее образование в России, 2005. - №8. - С.8
21. Жуковина Ю.В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 78-80.
22. Зеньковский Л.А. Психология детства / Л.А. Зеньковский. - М.: Академкнига. - 1996. - 79 с.
23. Казакова В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология /В.Г Казакова. - М.: ВЛАДОС.-1989. - 388 с.
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология /И.Ю. Кулагина - М.: Просвещение. - 1998. - 289 с.
25. Корепанова О.В. Работа в группах как фактор эффективного обучения / Корепанова О. В. // Начальная школа - 2011. - № 1. - С. 57-61
26. Клепинина З.А. Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 57 с.
27. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического
взаимодействия /Е.В. Коротаева. - М.: Профит Стайл, 2007. - 23 с.
28. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток /В.И. Ковалько - М.: ВАКО, 2007. - 32 с.
29. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1981. - 354 с.
30. Лисина М.И.Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: Институт практической психологии, 1997.- 384 с.
31. Леонтьев А.А. Психология общения. /А.А. Леонтьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Смысл, 1997 - 408 с.
32. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх / Максимова А. А. // Начальная школа. - 2005. - №1. - С. 3-7.
33. Матюхин М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхин - М.: Педагогика, 1984. - 76 с.
34. Мудрик А.В. Социализация человека /А.В. Мудрик - М.: Волгоград, 2011. - 124 с.
35. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников /
А.В. Мудрик - М.: Просвещение, 1984. - 274с.
36. Овчарова Р.В. Практическая психология образования / Р.В. Овчарова - М.: Академия, 2007. - 65 с.
37. Ожегов С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Издательство «Азь», 1992.
38. Рождественский Н.С. Речевое развитие младших школьников / Н.С. Рождественский. - М.: Просвещение, 2000, 237 с.
39. Рубцов В.В. Поливанова К.Н. Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся / В.В.Рубцов.-М.: ПИ РАО, 2007. - 92 с.
40. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. - М.: «Сентябрь», 2003. - с.204
41. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко - М.: Просвещение, 2006. - 208 с.
42. Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетентности школьников в ходе проектно-исследовательской деятельности / Саломатова О.С. // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 41.
43. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя /Н.Ф. Талызина - М.: Просвещение, 2008. - 381с.
44. Тюляева Т. И. Организация групповой и коллективной деятельности младших школьников / Тюляева Т. И. // Методист. - 2010. - № 9. - С. 54.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - М.: Просвещение, 2010. - 14 с.
46. Филиппова Ю.В. Общение. Дети 7-10 лет/ художник Янаев В.Х. - М.: Ярославль: академия развития, 2002. - 72 с.
47. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества / Начальная школа. 2012. №5. С. 17-22.
48. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Вопросы психологии. - 1990. - №2. - 67 с.
49. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни / Г.А. Цукерман. - М.: Московский центр качества образования, 2010. - 157 с.
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: АкадемКнига, 1989. - 206 с.
51. Эльконин Д.Б. Давыдов В.В. Система развивающего обучения / В.В. Давыдов - М.: ВЛАДОС, 1999. - 124 с.
52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: АкадемКнига, 1984.
53. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников - СПб.: Речь, 2003. - 78 с.
54. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника - М.: Академический проект, 2003. - 51 с.