ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ И В КАЗАНСКОМ ПОВОЛЖЬЕ (XIV- XVI ВЕКА)
|
Введение 3
Глава I. Обзор источников и историографии вопроса 9
Глава II. Христианизация Русского Севера 24
§ 1. Святитель Стефан Пермский - основоположник северорусской православной проповеди 24
§ 2. Просветительская деятельность преемников Стефана Пермского, епископов Герасима, Питирима и Ионы 35
§ 3. Православная миссия на Кольском полуострове 40
Глава III. Распространение христианства в Казанском Поволжье 47
§ 1. Казанское ханство накануне присоединения 47
§ 2. Православная проповедь казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия 53
Заключение 65
Список источников и исследований 70
Глава I. Обзор источников и историографии вопроса 9
Глава II. Христианизация Русского Севера 24
§ 1. Святитель Стефан Пермский - основоположник северорусской православной проповеди 24
§ 2. Просветительская деятельность преемников Стефана Пермского, епископов Герасима, Питирима и Ионы 35
§ 3. Православная миссия на Кольском полуострове 40
Глава III. Распространение христианства в Казанском Поволжье 47
§ 1. Казанское ханство накануне присоединения 47
§ 2. Православная проповедь казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия 53
Заключение 65
Список источников и исследований 70
Христианство - религия миссионерская, одной из задач которой является обращение как можно большего числа иноверцев . Безусловно, в разные периоды мировой истории миссионерская деятельность проходила неодинаково: отличались природные, географические условия, разными были люди, на которых неодинаково действовала проповедь. Но, пожалуй, одно из принципиальных различий кроется в личности самого миссионера. В нашей работе будут изучены особенности проповеднической деятельности первых православных пастырей на Русском Севере и в Казанском Поволжье .
В истории русского миссионерства мы знаем множество людей, послуживших Церкви, государству и народам, населяющим нашу страну. Благодаря их кипучей деятельности росло могущество нашего государства, нашей веры, культуры. Православие становилось важнейшим фундаментом, на котором строились отношения между народами нашей страны. Значимым шагом к постепенному распространению российской государственности на северных и северо-восточных рубежах стала православная проповедь.
В отличие от западных миссий, которые в основном направлялись в другие страны и континенты, миссия нашей церкви преимущественно была внутренней. Распространение веры шло естественным путем: распространялся народ, государство, и с ними шла миссия .
Миссионерство в нашей стране было довольно тесно связано с христианизацией неславянских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с различными местными верованиями. Под понятием «христианизация народа» следует подразумевать как процесс распространения христианства в целом, так и, в частности, политику властей и Церкви по обращению в христианство представителей иных верований. Сюда кроме непосредственно проповеди относятся и различные мероприятия по просвещению края, монастырская колонизация и церковное строительство, а также проникновение идей православия, христианского мировоззрения в религиозное сознание местного населения .
По преданию, которое подтверждают современные исследования, первым проповедником христианской веры на территории будущего русского государства был апостол Андрей Первозванный. Первое массовое крещение здесь произошло в 860 году, когда крестились князья Аскольд и Дир и многие язычники, пораженные чудесами во время похода на Константинополь, а потом и в Киеве (епископ, присланный от патриарха Фотия, чтобы разжечь веру у киевлян, бросил Евангелие в огонь, и оно осталось невредимым) . Эти события называют первым (Фотиевым) крещением Руси. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве существовали христианская община и церковь Святого Ильи. При Ольге христианская вера распространялась проповедью епископов и священников, знавших славянский язык и прибывших преимущественно из Болгарии. Но все эти попытки распространить на Руси христианскую веру носили предварительный, подготовительный характер.
Таким образом, мы видим, что и до официального крещения князем Владимиром в 988 году на Руси существовало христианство, которое, как отмечают многие исследователи, испытывало большое влияние Византии, а также местных религиозных культов. Однако миссионерская деятельность в полном значении данного понятия началась именно с этого события. Недаром князь Владимир был причислен к лику святых как равноапостольный (наименование святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру). Равноапостольной была признана и княгиня Ольга, бабка князя, первая из русских правителей принявшая христианство.
Нельзя не упомянуть и о равноапостольных Мефодии и Кирилле - создателях славянской азбуки, про светителях и проповедниках христианства в русской земле.
Татаро-монгольское иго, установившееся на Руси в 1237-1242 годах, определило новую цель для пастырей-проповедников и дало новое содержание для их проповедей, не прекращавшихся даже в самые тяжелые годы. Именно в это нелегкое время на Руси появляется святитель Стефан Пермский, заложивший основы русского миссионерства.
За начальным этапом становления последовал другой, не менее сложный этап христианской проповеди - укрепления и расширения границ русского православного мира. Хронологические рамки данной работы - от начала проповеди святителя Стефана в пермских (зырянских) землях в 1379 году до смерти Варсонофия, казанского проповедника, в 1576 году - включены в московский период истории Русской Православной Церкви (1237-1589) - период монастырского распро странения православной веры на север и восток.
Научный анализ разнообразных аспектов истории Русской Православной Церкви (далее - РПЦ) в наши дни остается научно значимым и не теряет свою актуальность. История Церкви неотделима от истории России. Вопрос миссионерской деятельности РПЦ также актуализируется в ситуации роста внимания населения к ее истории. Отдельно следует отметить возросший в последнее время на фоне международной напряженности интерес к проблемам взаимодействия и соотношения ислама и христианства, межэтнических и межконфессиональных взаимовлияний в целом, а, значит, данное исследование представляется особо значимым именно как пример положительного опыта таких отношений в общероссийском контексте .
Актуальность данной работы также выражается в том, что деятельности изучаемых нами подвижников уделяли внимание лишь немногие ученые (чьи работы, в основном, касались данной тематики в рамках обобщающих исследований, либо же носили филологический или этнографический характер). Более подробное изучение этого важнейшего для понимания русского миссионерского подвига в целом и в северо-восточных землях в частности вопроса и осмысление его в контексте нынешнего времени необходимо для современной российской исторической науки. Также важным представляется провести анализ и определенную систематизацию источников и исследований по данному вопросу. Изучение процесса христианизации может помочь в понимании более глубокой проблемы межкультурного взаимодействия, а также явиться основой для более тщательного исследования духовной культуры народов. Сравнение миссионерской деятельности первых казанских святителей с их северными коллегами является новым шагом в изучении православной проповеди на северо-востоке европейской части нашей страны.
Обзору источников и историографии вопроса посвящена отдельная глава, поэтому укажем только основные работы, с опорой на которые написано исследование. Прежде всего, это: «Очерки по истории русской церкви» А.В. Карташева, «Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии» В.В. Калугина, «Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года» А.В. Камкина, «Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви» А.Б. Ефимова, «История Русской Церкви» Н. Тальберга, «Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья во второй половине XVI-XVIII в.» и «Христианизация народов Поволжья во второй половине XVI века» Д.М. Макарова, «Образ св. Стефана Пермского в письменной традиции и в фольклоре народа коми» П.Ф. Лимерова, «Святая обитель за полярным кругом: преподобный Трифон Печенгский и основанный им монастырь» С.Е. Поливцева, «Святитель Стефан Пермский» Г.М. Прохорова, «Государство и церковь на Руси XIV - XVI вв. Подвижники русской церкви» Р.Г. Скрынникова, «Очерки по истории Казанского ханства» М.Г. Худякова, «Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века» В.В. Шапошника.
Что касается источников работы, то следует выделить несколько групп. Это, прежде всего, агиографические сочинения, где описываются основные сюжеты из жизни и деятельности миссионеров, причисленных к лику святых. Однако при работе с этими источниками необходимо учитывать, что, имея целью прославить деяния святого, автор мог прибегать к некоторым фактическим искажениям, литературным приемам. Поэтому жития требуют тщательного критического анализа. Другая группа - летописи и сказания - в работе представлена достаточно широко. Безусловно, для всех этих материалов довольно непросто выделить какие- либо единообразные черты, поскольку они были созданы в разное время и освещают интересующие нас события с различных сторон. Однако следует отметить, что при исследовании данного рода источников необходимо также с осторожностью относиться к содержащимся там сведениям и тщательно их проверять (в основном, анализом различных редакций и списков летописей уже занимались достойные исследователи, поэтому в своей работе во многом будем обращаться к их трудам). Сведения местных летописей (например, Вычегодско-Вымской) часто носят уникальный характер. Летописная традиция, сохранившая информацию об изучаемых нами исторических лицах и событиях, ценна тем, что фиксирует таковые с различных сторон, отражает некоторую эволюцию в представлениях и взглядах, о чем также скажем ниже.
Цель работы: изучить особенности начального этапа распространения христианства среди местного населения Русского Севера и Казанского Поволжья (деятельность святителей Стефана Пермского и его последователей Герасима, Питирима и Ионы, а также Трифона Печенгского, Феодорита Кольского, казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия).
Задачи работы:
• Сделать обзор источников, проанализировать историографию по данной теме;
• Проследить деятельность Стефана Пермского и его ближайших последователей Герасима, Питирима и Ионы по христианизации Русского Севера, охарактеризовать условия и особенности их миссионерской деятельности;
• Проанализировать православную проповедь Феодорита Кольского и Трифона Печенгского среди саамов, выявить закономерности раннего этапа христианизации Кольского полуо строва;
• Провести анализ социально-политической и религиозной ситуации в Казанском ханстве накануне присоединения;
• Проследить деятельность святителей Гурия, Германа и
Варсонофия по распространению христианства в Казанском Поволжье;
• Выделить общие и особенные черты миссионерства в данных регионах, подвести основные итоги начального этапа распространения православия на Русском Севере и в Казанском Поволжье.
В истории русского миссионерства мы знаем множество людей, послуживших Церкви, государству и народам, населяющим нашу страну. Благодаря их кипучей деятельности росло могущество нашего государства, нашей веры, культуры. Православие становилось важнейшим фундаментом, на котором строились отношения между народами нашей страны. Значимым шагом к постепенному распространению российской государственности на северных и северо-восточных рубежах стала православная проповедь.
В отличие от западных миссий, которые в основном направлялись в другие страны и континенты, миссия нашей церкви преимущественно была внутренней. Распространение веры шло естественным путем: распространялся народ, государство, и с ними шла миссия .
Миссионерство в нашей стране было довольно тесно связано с христианизацией неславянских народностей, монастырской колонизацией, борьбой с различными местными верованиями. Под понятием «христианизация народа» следует подразумевать как процесс распространения христианства в целом, так и, в частности, политику властей и Церкви по обращению в христианство представителей иных верований. Сюда кроме непосредственно проповеди относятся и различные мероприятия по просвещению края, монастырская колонизация и церковное строительство, а также проникновение идей православия, христианского мировоззрения в религиозное сознание местного населения .
По преданию, которое подтверждают современные исследования, первым проповедником христианской веры на территории будущего русского государства был апостол Андрей Первозванный. Первое массовое крещение здесь произошло в 860 году, когда крестились князья Аскольд и Дир и многие язычники, пораженные чудесами во время похода на Константинополь, а потом и в Киеве (епископ, присланный от патриарха Фотия, чтобы разжечь веру у киевлян, бросил Евангелие в огонь, и оно осталось невредимым) . Эти события называют первым (Фотиевым) крещением Руси. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга, крестившаяся в Константинополе и побуждавшая к этому сына Святослава. В Киеве существовали христианская община и церковь Святого Ильи. При Ольге христианская вера распространялась проповедью епископов и священников, знавших славянский язык и прибывших преимущественно из Болгарии. Но все эти попытки распространить на Руси христианскую веру носили предварительный, подготовительный характер.
Таким образом, мы видим, что и до официального крещения князем Владимиром в 988 году на Руси существовало христианство, которое, как отмечают многие исследователи, испытывало большое влияние Византии, а также местных религиозных культов. Однако миссионерская деятельность в полном значении данного понятия началась именно с этого события. Недаром князь Владимир был причислен к лику святых как равноапостольный (наименование святых, особо прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру). Равноапостольной была признана и княгиня Ольга, бабка князя, первая из русских правителей принявшая христианство.
Нельзя не упомянуть и о равноапостольных Мефодии и Кирилле - создателях славянской азбуки, про светителях и проповедниках христианства в русской земле.
Татаро-монгольское иго, установившееся на Руси в 1237-1242 годах, определило новую цель для пастырей-проповедников и дало новое содержание для их проповедей, не прекращавшихся даже в самые тяжелые годы. Именно в это нелегкое время на Руси появляется святитель Стефан Пермский, заложивший основы русского миссионерства.
За начальным этапом становления последовал другой, не менее сложный этап христианской проповеди - укрепления и расширения границ русского православного мира. Хронологические рамки данной работы - от начала проповеди святителя Стефана в пермских (зырянских) землях в 1379 году до смерти Варсонофия, казанского проповедника, в 1576 году - включены в московский период истории Русской Православной Церкви (1237-1589) - период монастырского распро странения православной веры на север и восток.
Научный анализ разнообразных аспектов истории Русской Православной Церкви (далее - РПЦ) в наши дни остается научно значимым и не теряет свою актуальность. История Церкви неотделима от истории России. Вопрос миссионерской деятельности РПЦ также актуализируется в ситуации роста внимания населения к ее истории. Отдельно следует отметить возросший в последнее время на фоне международной напряженности интерес к проблемам взаимодействия и соотношения ислама и христианства, межэтнических и межконфессиональных взаимовлияний в целом, а, значит, данное исследование представляется особо значимым именно как пример положительного опыта таких отношений в общероссийском контексте .
Актуальность данной работы также выражается в том, что деятельности изучаемых нами подвижников уделяли внимание лишь немногие ученые (чьи работы, в основном, касались данной тематики в рамках обобщающих исследований, либо же носили филологический или этнографический характер). Более подробное изучение этого важнейшего для понимания русского миссионерского подвига в целом и в северо-восточных землях в частности вопроса и осмысление его в контексте нынешнего времени необходимо для современной российской исторической науки. Также важным представляется провести анализ и определенную систематизацию источников и исследований по данному вопросу. Изучение процесса христианизации может помочь в понимании более глубокой проблемы межкультурного взаимодействия, а также явиться основой для более тщательного исследования духовной культуры народов. Сравнение миссионерской деятельности первых казанских святителей с их северными коллегами является новым шагом в изучении православной проповеди на северо-востоке европейской части нашей страны.
Обзору источников и историографии вопроса посвящена отдельная глава, поэтому укажем только основные работы, с опорой на которые написано исследование. Прежде всего, это: «Очерки по истории русской церкви» А.В. Карташева, «Житие Трифона Печенгского, просветителя саамов в России и Норвегии» В.В. Калугина, «Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 года» А.В. Камкина, «Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви» А.Б. Ефимова, «История Русской Церкви» Н. Тальберга, «Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья во второй половине XVI-XVIII в.» и «Христианизация народов Поволжья во второй половине XVI века» Д.М. Макарова, «Образ св. Стефана Пермского в письменной традиции и в фольклоре народа коми» П.Ф. Лимерова, «Святая обитель за полярным кругом: преподобный Трифон Печенгский и основанный им монастырь» С.Е. Поливцева, «Святитель Стефан Пермский» Г.М. Прохорова, «Государство и церковь на Руси XIV - XVI вв. Подвижники русской церкви» Р.Г. Скрынникова, «Очерки по истории Казанского ханства» М.Г. Худякова, «Церковно-государственные отношения в России в 30-80-е годы XVI века» В.В. Шапошника.
Что касается источников работы, то следует выделить несколько групп. Это, прежде всего, агиографические сочинения, где описываются основные сюжеты из жизни и деятельности миссионеров, причисленных к лику святых. Однако при работе с этими источниками необходимо учитывать, что, имея целью прославить деяния святого, автор мог прибегать к некоторым фактическим искажениям, литературным приемам. Поэтому жития требуют тщательного критического анализа. Другая группа - летописи и сказания - в работе представлена достаточно широко. Безусловно, для всех этих материалов довольно непросто выделить какие- либо единообразные черты, поскольку они были созданы в разное время и освещают интересующие нас события с различных сторон. Однако следует отметить, что при исследовании данного рода источников необходимо также с осторожностью относиться к содержащимся там сведениям и тщательно их проверять (в основном, анализом различных редакций и списков летописей уже занимались достойные исследователи, поэтому в своей работе во многом будем обращаться к их трудам). Сведения местных летописей (например, Вычегодско-Вымской) часто носят уникальный характер. Летописная традиция, сохранившая информацию об изучаемых нами исторических лицах и событиях, ценна тем, что фиксирует таковые с различных сторон, отражает некоторую эволюцию в представлениях и взглядах, о чем также скажем ниже.
Цель работы: изучить особенности начального этапа распространения христианства среди местного населения Русского Севера и Казанского Поволжья (деятельность святителей Стефана Пермского и его последователей Герасима, Питирима и Ионы, а также Трифона Печенгского, Феодорита Кольского, казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия).
Задачи работы:
• Сделать обзор источников, проанализировать историографию по данной теме;
• Проследить деятельность Стефана Пермского и его ближайших последователей Герасима, Питирима и Ионы по христианизации Русского Севера, охарактеризовать условия и особенности их миссионерской деятельности;
• Проанализировать православную проповедь Феодорита Кольского и Трифона Печенгского среди саамов, выявить закономерности раннего этапа христианизации Кольского полуо строва;
• Провести анализ социально-политической и религиозной ситуации в Казанском ханстве накануне присоединения;
• Проследить деятельность святителей Гурия, Германа и
Варсонофия по распространению христианства в Казанском Поволжье;
• Выделить общие и особенные черты миссионерства в данных регионах, подвести основные итоги начального этапа распространения православия на Русском Севере и в Казанском Поволжье.
В русской истории рассмотренный нами период выделяется как время расширения территории Российского государства и включения в его орбиту народов во многом посредством религиозной консолидации, при попытке создания некоего единого культурного и духовного пространства. Именно поэтому изучение столь важного для русской истории периода невозможно без рассмотрения православного миссионерства в том числе в издревле значимом для Руси северном крае и на новом восточном направлении.
Если в монгольский период миссионерское служение Русской Церкви было связано с монастырской колонизацией, то в следующий период миссионерство воспринимается как важное государственное дело и характеризуется тесным сотрудничеством Церкви и государства . Бесспорно, «осознание русской церковью своей миссионерской роли в эпоху становления Московского государства реально и зримо воплотилось в распространении христианства среди языческих народов, в борьбе за свою автономию от цареградских патриархов и, наконец, в провозглашении после падения Константинополя себя наследницей и оплотом восточного православия. Крещение Пермской земли в этой духовной борьбе явилось важной вехой на пути формирования идеологии русской церкви» .
Возникновение новых епархий на данных территориях было важнейшим как церковным, так и государственным делом. Что важно, даже механизмы их создания были уникальными, не имевшими аналогов в прошлом . Пермская епархия создавалась на протяженных и еще неосвоенных территориях в условиях напряженного противостояния Москвы и Новгорода. Кольским святителям Феодориту и Трифону не удалось основать епархию, однако это не помешало созданным ими монастырям стать оплотами русской государственности на Крайнем Севере в рамках нараставших противоречий в отношениях со скандинавскими странами. В Казани это было решение не только митрополита Макария, но и самого Иоанна IV и правительства Избранной Рады. Впервые на создание новой епархии государство выделяло крупные материальные и денежные ресурсы, по всей стране происходил сбор необходимых для новых храмов книг и колоколов . Во владение церкви переходило значительное количество земель - в Казанском уезде уже в конце XVI века 65% обрабатываемой земли находилось во владении церковных учреждений . Все это говорит о большой заинтересованности государства в распространении здесь православной веры и росте значения Церкви в крае; православие воспринималось как необходимый элемент, объединяющий народы в единое государство.
Значительную роль в распространении православия играли монастыри. Будучи центром духовной жизни, книжной культуры, хозяйства монаше ская обитель способствует распространению христианского образа жизни и культуры . Увеличивался поток переселенцев, что стимулировало развитие административной, хозяйственной системы, а, главное, происходило повышение общего культурного уровня за счет, прежде всего, включения местного населения в канву общерусской религиозности. Перевод богослужения и бого служе бных книг на местные языки, рукоположение местного священства стали важнейшими факторами, обеспечивающими дальнейшее успешное развитие процесса христианизации на этой территории.
Во всех рассмотренных нами случаях создавалась угроза жизни миссионерам, их проповедь осложнялась также непростыми природными условиями данного региона.
Некоторые авторы, как отмечалось, считают русскую миссию насильственной и грубой, распространен штамп о навязывании русскими своих порядков против воли местного населения. Безусловно, было бы неверно полагать, что христианизация, как пишет П.Ф. Лимеров, проходила абсолютно безболезненно. Однако стоит помнить, что принятие новой веры - «не сиюминутный акт, а длительный процесс, в ходе которого происходит переход мировоззренческих установок целого народа в совершенно иную смысловую систему» . Немало времени уходило на принятие и усвоение не только нового религиозного мировоззрения, но и на постижение новых культурных устоев, непривычного образа жизни. Как уже говорилось ранее, основанная исключительно на силе живого проповедничества, а не на насилии, миссия Стефана Пермского не преследовала цели этнической и культурной ассимиляции местного населения. Пастырь стремился сохранить самобытный национальный характер зырянской церкви. Согласимся с мнением Р.Г. Скрынникова относительно казанской проповеди: «.царская администрация никогда бы не смогла удержать Поволжье под своей властью, если бы попыталась насильственными методами навязать право славие о сновной массе местного мусульманского населения» . Действительно, после образования здесь епархии и начала распро странения христианского учения ситуация по степенно сглаживается, вооруженные конфликты сходят на нет. Позволим себе еще одно замечание. В распространении христианства на во стоке историки нередко видят исключительно политические задачи, однако это не совсем так. У Церкви есть свои цели, не связанные с деятельностью государственных сил.
Несмотря на наличие в рассмотренных нами трех направлениях право славной миссии многих схожих моментов, в каждом из них выделяются явные особенности. В отличие от северной миссии среди язычников, право славная проповедь в Казани не привела к столь успешным результатам. Уже с конца XVI века в крае наблюдается рост влияния ислама и некоторое затухание миссионерской работы. Из докладов Казанского митрополита Гермогена, также проявившего большое усердие в деле обращения в православия ме стного населения, видно, что миссионерская деятельно сть здесь развивалась без особого успеха, поскольку мусульманскому духовенству удавалось постепенно
восстановить свое влияние . Память татар об их господстве на Руси и антагонизм по отношению к русским осложняли работу духовной миссии. Крещеные татары, как замечает А.Б. Ефимов, не имея ревностных
священников, которые бы знали татарский язык, стали охладевать к православию . «Преемники их (первых проповедников) проявляли мало ревности в обращении иноверцев (за исключением Гермогена)», - пишет Н. Тальберг. Результатом политики христианизации местного населения края стало возникновение новой этноконфессиональной группы крещеных татар - кряшен. К 1719 году в крае насчитывалось до 30 тысяч крещеных татар. Однако православный образ жизни для них оказался не до конца приемлемым. По словам казанского митрополита Сильвестра, кряшены не умели молиться, не посещали церкви, хоронили по своим татарским обычаям и на татарских кладбищах, детей не крестили .
Многие исследователи отмечают то, что христианизация татар, которые в итоге в большинстве своем остались приверженцами ислама, значительно отличается от обращения в православие немусульман. Такая «неподатливость» татар объясняется характером самого ислама как четко оформленного религиозного, что важно, монотеистического учения с высокоорганизованной, структурированной системой служения, наличием государственности, особым этническим самосознанием .
В числе причин, неблагоприятно влиявших на последующее распространение христианства между инородцами, выделяется также и ход исторических событий во второй половине XVI и в XVII столетиях: негативные социально-экономические, политические и духовные последствия опричных лет и Смутного времени.
Итак, православное христианство в лице Церкви обладало интегрирующим свойством: оно привносило социально значимые идеи в формирующееся единое общество, содействовало дальнейшей консолидации народов, государственному единению всех русских земель.
Таким образом, в данной работе нам удалось на основании анализа значительного количества источников и исследований изучить миссионерскую деятельность святителей Стефана Пермского и его последователей Герасима, Питирима и Ионы, а также Трифона Печенгского, Феодорита Кольского, казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия, охарактеризовать условия и выявить особенности начального этапа распространения христианства среди местного населения Русского Севера и Казанского Поволжья.
Если в монгольский период миссионерское служение Русской Церкви было связано с монастырской колонизацией, то в следующий период миссионерство воспринимается как важное государственное дело и характеризуется тесным сотрудничеством Церкви и государства . Бесспорно, «осознание русской церковью своей миссионерской роли в эпоху становления Московского государства реально и зримо воплотилось в распространении христианства среди языческих народов, в борьбе за свою автономию от цареградских патриархов и, наконец, в провозглашении после падения Константинополя себя наследницей и оплотом восточного православия. Крещение Пермской земли в этой духовной борьбе явилось важной вехой на пути формирования идеологии русской церкви» .
Возникновение новых епархий на данных территориях было важнейшим как церковным, так и государственным делом. Что важно, даже механизмы их создания были уникальными, не имевшими аналогов в прошлом . Пермская епархия создавалась на протяженных и еще неосвоенных территориях в условиях напряженного противостояния Москвы и Новгорода. Кольским святителям Феодориту и Трифону не удалось основать епархию, однако это не помешало созданным ими монастырям стать оплотами русской государственности на Крайнем Севере в рамках нараставших противоречий в отношениях со скандинавскими странами. В Казани это было решение не только митрополита Макария, но и самого Иоанна IV и правительства Избранной Рады. Впервые на создание новой епархии государство выделяло крупные материальные и денежные ресурсы, по всей стране происходил сбор необходимых для новых храмов книг и колоколов . Во владение церкви переходило значительное количество земель - в Казанском уезде уже в конце XVI века 65% обрабатываемой земли находилось во владении церковных учреждений . Все это говорит о большой заинтересованности государства в распространении здесь православной веры и росте значения Церкви в крае; православие воспринималось как необходимый элемент, объединяющий народы в единое государство.
Значительную роль в распространении православия играли монастыри. Будучи центром духовной жизни, книжной культуры, хозяйства монаше ская обитель способствует распространению христианского образа жизни и культуры . Увеличивался поток переселенцев, что стимулировало развитие административной, хозяйственной системы, а, главное, происходило повышение общего культурного уровня за счет, прежде всего, включения местного населения в канву общерусской религиозности. Перевод богослужения и бого служе бных книг на местные языки, рукоположение местного священства стали важнейшими факторами, обеспечивающими дальнейшее успешное развитие процесса христианизации на этой территории.
Во всех рассмотренных нами случаях создавалась угроза жизни миссионерам, их проповедь осложнялась также непростыми природными условиями данного региона.
Некоторые авторы, как отмечалось, считают русскую миссию насильственной и грубой, распространен штамп о навязывании русскими своих порядков против воли местного населения. Безусловно, было бы неверно полагать, что христианизация, как пишет П.Ф. Лимеров, проходила абсолютно безболезненно. Однако стоит помнить, что принятие новой веры - «не сиюминутный акт, а длительный процесс, в ходе которого происходит переход мировоззренческих установок целого народа в совершенно иную смысловую систему» . Немало времени уходило на принятие и усвоение не только нового религиозного мировоззрения, но и на постижение новых культурных устоев, непривычного образа жизни. Как уже говорилось ранее, основанная исключительно на силе живого проповедничества, а не на насилии, миссия Стефана Пермского не преследовала цели этнической и культурной ассимиляции местного населения. Пастырь стремился сохранить самобытный национальный характер зырянской церкви. Согласимся с мнением Р.Г. Скрынникова относительно казанской проповеди: «.царская администрация никогда бы не смогла удержать Поволжье под своей властью, если бы попыталась насильственными методами навязать право славие о сновной массе местного мусульманского населения» . Действительно, после образования здесь епархии и начала распро странения христианского учения ситуация по степенно сглаживается, вооруженные конфликты сходят на нет. Позволим себе еще одно замечание. В распространении христианства на во стоке историки нередко видят исключительно политические задачи, однако это не совсем так. У Церкви есть свои цели, не связанные с деятельностью государственных сил.
Несмотря на наличие в рассмотренных нами трех направлениях право славной миссии многих схожих моментов, в каждом из них выделяются явные особенности. В отличие от северной миссии среди язычников, право славная проповедь в Казани не привела к столь успешным результатам. Уже с конца XVI века в крае наблюдается рост влияния ислама и некоторое затухание миссионерской работы. Из докладов Казанского митрополита Гермогена, также проявившего большое усердие в деле обращения в православия ме стного населения, видно, что миссионерская деятельно сть здесь развивалась без особого успеха, поскольку мусульманскому духовенству удавалось постепенно
восстановить свое влияние . Память татар об их господстве на Руси и антагонизм по отношению к русским осложняли работу духовной миссии. Крещеные татары, как замечает А.Б. Ефимов, не имея ревностных
священников, которые бы знали татарский язык, стали охладевать к православию . «Преемники их (первых проповедников) проявляли мало ревности в обращении иноверцев (за исключением Гермогена)», - пишет Н. Тальберг. Результатом политики христианизации местного населения края стало возникновение новой этноконфессиональной группы крещеных татар - кряшен. К 1719 году в крае насчитывалось до 30 тысяч крещеных татар. Однако православный образ жизни для них оказался не до конца приемлемым. По словам казанского митрополита Сильвестра, кряшены не умели молиться, не посещали церкви, хоронили по своим татарским обычаям и на татарских кладбищах, детей не крестили .
Многие исследователи отмечают то, что христианизация татар, которые в итоге в большинстве своем остались приверженцами ислама, значительно отличается от обращения в православие немусульман. Такая «неподатливость» татар объясняется характером самого ислама как четко оформленного религиозного, что важно, монотеистического учения с высокоорганизованной, структурированной системой служения, наличием государственности, особым этническим самосознанием .
В числе причин, неблагоприятно влиявших на последующее распространение христианства между инородцами, выделяется также и ход исторических событий во второй половине XVI и в XVII столетиях: негативные социально-экономические, политические и духовные последствия опричных лет и Смутного времени.
Итак, православное христианство в лице Церкви обладало интегрирующим свойством: оно привносило социально значимые идеи в формирующееся единое общество, содействовало дальнейшей консолидации народов, государственному единению всех русских земель.
Таким образом, в данной работе нам удалось на основании анализа значительного количества источников и исследований изучить миссионерскую деятельность святителей Стефана Пермского и его последователей Герасима, Питирима и Ионы, а также Трифона Печенгского, Феодорита Кольского, казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия, охарактеризовать условия и выявить особенности начального этапа распространения христианства среди местного населения Русского Севера и Казанского Поволжья.
Подобные работы
- ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ НА РУССКОМ СЕВЕРЕ И В КАЗАНСКОМ ПОВОЛЖЬЕ (XIV- XVI ВЕКА)
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017



