Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ЛИТУРГИЧЕСКОГО КАНОНА» СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Работа №65710

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы124
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
258
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ КАК ОСНОВА
ДРЕВНЕХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ 8
1.1. Ветхозаветная и синагогальная традиция чтения Священных Текстов 8
1.2. Формирование и согласование ветхозаветных и новозаветных
Писаний в ранне-христианской Церкви 20
1.3. Деление библейского текста на «отрывки» для чтения 36
ГЛАВА II. БОГОСЛУЖЕБНАЯ ЛЕКЦИОНАРНАЯ СИСТЕМА В
ЭПОХУ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ 47
2.1. Святитель Иоанн Златоус IV век - составление «канонических» сборников 47
2.2. т и V век 69
2.3. VI-VII века - развитие «лекционарной системы» 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 120

Актуальность исследования заключается в современной совместной позиции Русской Православной Церкви и государства по вопросу религиозного образования и духовной безопасности русских православных людей. А так как и первое, и второе всецело строится на знании людьми основ православной веры, которые, в свою очередь, содержатся в Библии, - то следовательно, вопрос историчности Священного Писания и его богослужебного употребления всегда является интересным и актуальным. Особенно для тех православных христиан, кто не только формально считает себя верующим, но активно принимает участие в богослужении.
Степень разработанности данной темы сравнительно невелика, хотя и можно выделить ряд авторов, касавшихся ее в своих работах.
Словосочетание «литургический канон» уже использовалось в православной богословской литературе. Первый раз - в начале XX века, в работе свящ. А.Е. Жураковского «Литургический канон теперь и прежде» . Этим термином он называл «канон евхаристический» или «анафору», составляющую «сердце» литургии. Второй раз этот термин использовался в начале XXI века, в кандидатской диссертации диак. В.В. Василика «Происхождение канона как литургического жанра» . В этой работе понятие «литургического канона» было усваиваемо песенному виду гимнографии, используемому за богослужением с именем «трипеснец» или «канон».
В данной работе понятием «литургический канон» обозначается богослужебное чтение Священного Писания в той форме и системе, в которой оно совершается на литургии.
Многие протестантские ученые библеисты занимались проблемой канонизации Священных Книг Нового Завета. Среди наиболее добросовестных работ следует выделить исследование проф. Б.М. Мецгера «Канон Нового Завета» , ставшее практически учебником во многих духовных семинариях Русской Православной Церкви. В этой книге затрагивается и разбирается множество вопросов, касающихся составления новозаветного «канона» Священного Писания, но практически не учитывается один очень, как кажется, важный фактор, определявший включение той или иной книги в канонический сборник - ее литургическое употребление Церковью. Этот критерий протестантские исследователи ставят на последнее место в ряду факторов, влиявших на составление «канона», либо вообще исключают его за малозначительностью.
Однако Православная Церковь всегда рассматривала «Писания Апостолов» прежде всего, как тексты литургические, не отделяемые от «общественного собрания» верующих, являвшиеся источником вероучения только в свете Священного Предания и евхаристического общения. Такое отношение к Священному Писанию было в Церкви всегда, оно воспринималось больше молитвенно, чем дидактически (по крайней мере в древней Церкви), что и будет показано в данной работе. Свящ. Павел Флоренский очень точно отметил отношение, с каким Православная Церковь использует свое Писание: «Послания Апостольские и Святое Евангелие мы склонны считать за книгу. Но Святое Евангелие и Послания святых Апостолов не «книги», а моменты литургического Действа, части Богослужения. Здесь они имеют отнюдь не просто повествовательное или просто назидательное значение, но гораздо большее - действенное, таинственное. Подобно тому, и «книги» Ветхого Завета: они должны читаться лишь молитвенно, то есть действенно, литургически, а не пассивно, умственно, теоретически... Собственно, и читать-то Священное Писание нельзя не богослужебно, не молитвенно, вне Богослужения, отвлеченно от него, ибо это значит - омирщать его, хотя бы оно и очень нравилось, подобно тому, как нельзя одевать на улице фелонь потому только, что это одеяние красиво, ибо такой способ действовать был бы омирщением священных одежд» .
Проблема исследования заключается в следующем: в современной богословской науке нет практически цельного исследования по вопросу формирования «лекционария», который используется в богослужебной традиции Русской Православной Церкви. В основном все, кто занимался историей литургики или текстологии, касались этого вопроса или бегло, или же в рамках рассматриваемого ими периода. Из работ, посвятивших этой теме значительную часть внимания, следует выделить докторскую диссертацию проф. М. Скабаллановича «Толковый Типикон» , в которой он достаточно подробно рассматривает богослужебное чтение Священного Писания до VI в., а также работу А.А. Алексеева «Текстология Славянской Библии» , в которой производится общий разбор славянских «лекционарных» текстов.
Большинство авторов, писавших о православной литургии, основное внимание и акценты уделяют ее главной части - Евхаристии. Однако обходить молчанием чтение Священного Писания на литургии больше нельзя, так как данный аспект не менее важен в богослужении и является «первым шагом» верующего христианина в его приближении к приобщению Тела Христова. Поэтому эта тема нуждается как в историческом исследовании, так и в богословской оценке, которым и посвящена данная работа.
Объект работы - канон Священного Писания Православной Церкви.
Предмет исследования - история формирования литургического канона в Православной традиции.
Богослужение Православной Церкви по большей части своей состоит из псалмов, чтений и стихов, взятых из Священного Писания - Библии. Таким образом, содержание богослужения и даже его форма имеет глубокую древнюю связь не только с самими Апостолами, но и ветхозаветными пророками - авторами Священных Книг. Уже несколько тысячелетий люди молятся Богу одними молитвами, сакральные строки которых находятся на страницах Библии.
Более того, первая часть литургии, называемая ныне «литургией оглашенных», в древности имела иное название - «литургия слова», так как главной ее составляющей является чтение Писания - «слова Божия», и проповедь - экзегеза (толкование) его «словом человеческим». Проследить историю развития первой части литургии, и, в частности, самого чтения Священного Писания на ней, - в этом главная цель данной работы.
Для ее осуществления необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть богослужебное употребление Священного Писания в Ветхом Завете - как храмовую, так и синагогальную традицию чтения;
- проследить развитие канонизации «новозаветных» писаний в контексте их литургического употребления;
- разобраться в принципах разделения Текста на отрывки для чтения - «перикопы»;
- исследовать хронологию развития и составления «лекционария» - богослужебного сборника Священных Текстов.
Границы исследования: в виду ограничения объема данной работы, автор рассмотрел историю формирования «литургического канона» Священных Книг, начиная с момента их написания - ок. 1,5 тыс. лет до Р.Х., и завершил VII веком по Р.Х. - временем, к которому были сформированы не только принципы богослужебного чтения Книг Библии, но и составлены первые «лекционарии» - сборники отрывков для чтения, а также закреплены уставные особенности практического характера, связанные с литургическим употреблением Священного Писания.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, касавшихся предметов библеистики и литургики, кроме упомянутых выше, таких как Арранц М., диак. В. Василик, Дмитриевский А.А., прот. А. Иванов, прот. С. Кекелидзе, Красносельцев Н., Мансветов И., Пентковский А.М., архим. Порфирий (Успенский), Смирнов Ф., прот. А. Сорокин, Успенский Н.Д., Федоров В., протопр. А. Шмеман и других.
Методологическая база исследования строится на совокупности методов исторического познания: 1) Источниковедческий метод,
позволяющий выявить и проанализировать фактологическую базу исследования; 2) Метод историко-сравнительного анализа, дающий возможность выявить сущность событий или явлений, их сходства, отличия, временные особенности; 3) Историко-типологический метод, способствующий упорядочению различных исторических форм и проявлений объекта, структуризации его характеристик.
Источниковедческую базу исследования составили Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета (Библия в Синодальном переводе), Книга Правил, Собрание древних литургий, а также патристические писания раннехристианского периода. Кроме того, в исследовании автор использует два древних «лекционария»: «Компиляцию» трех армянских лекционаров V века (Иерусалимская рук. № 121, Парижская рук. № 44, Ереванская рук. № 985), составленную и изданную В. Федоровым, и «Иерусалимский канонарь VII в.» (Грузинская версия), переведенный на русский язык и изданный прот. Корн.С. Кекелидзе.
Научно-практическая значимость исследования: данная работа может быть применима в качестве учебного пособия как по предметам «библеистики», так и по предмету «литургическое богословие».
Апробация результатов исследования: будучи преподавателем
Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) и доцентом кафедры философии и теологии Белгородского Государственного университета, автор активно применял результаты данной работы в сфере своей педагогической деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги данной работы, следует выделить основные выводы по поставленной во введении цели.
Что касается литургического употребления Священного Писания Нового Завета, то этот фактор, как было показано в процессе написания работы, являлся, наряду с вероучительной непогрешимостью, главным для включения той или иной книги Священного Писания в «канонический» сборник. Эти два критерия взаимодополняли и проверяли друг друга, вследствие чего, в конце концов, выделили из всей группы писаний, часть которых имела непогрешительный авторитет либо богослужебное употребление, лишь те самоценные, которые и хранит до сих пор Церковь в качестве Священного Писания Нового Завета.
Далее, процесс этот не прекратился, но стал еще более развиваться и оформляться. Церковное творчество не завершилось составлением «канона» Нового Завета, но обратилось к составлению «литургического канона» Священных Книг. И это развитие и оформление растянулось на достаточно долгий период.
В формировании «литургического канона» Священного Писания Церковью можно выделить несколько основных этапов: произвольное чтение Книг, деление их на смысловые отрывки для более удобного чтения, выделение некоторых отрывков для специального употребления, распределение и закрепление всех отрывков за определенными временными богослужебными чинопоследованиями.
Все эти этапы подробно рассматриваются в данной работе.
Рассматривается также и принцип «каноничности» самой «лекционарной» системы, насколько она соответствует тому положению в церковной богослужебной жизни, какое призвана занимать и отвечать тем задачам и требованиям, поставленным перед ней церковным обществом.
Поставленная проблематика рассматриваемой темы выдвигает ряд вопросов, затронутых в данной работе лишь бегло и частично, которые требуют отдельного и более тщательного исследования. Они касаются характера богослужения в иерусалимском Храме; богослужения иудейской синагоги; богослужения апостольского времени и последующих периодов вплоть до иконоборческой эпохи и после нее; условий формирования монастырского богослужения; определения новозаветного канона в святоотеческий период и после; развития гомилетики; происхождения новозаветного «лекционария» и нескольких его разновидностей; причин изъятия из литургии Апокалипсиса и писаний апостольских мужей.
Все эти вопросы затронуты в работе, однако не раскрыты надлежащим образом, так как цель работы хотя и пересекается с предметом исторической литургики, но преследует другие задачи, а именно показывает формирование «литургического канона» Священного Писания в истории Церкви на основании основных фактографических свидетельств и позиций главных представителей православной литургической науки, более полный разбор которых может составить отдельный труд более высокой научной квалификации.
К тому же предмет «литургической истории» имеет очень много спорных вопросов, которые разными исследователями по разному освещаются и представляются. А потому разбор этих вопросов, гипотез и мнений так же не входил в задачи автора работы, который опирался преимущественно на позиции и мнения таких ведущих «литургистов» XIX - XXI вв., как Ф.Смирнов, М.Скабалланович, Н.Успенский, А.Пентковский, М.Арранц.
Наконец, самая главная мысль, которая пронизывает все содержание данной работы - это живое и осознанное отношение к совершаемому в Православной Церкви богослужению, которое не является старинным «экспонатом» церковного «музея», и не предназначается для «эстетического» удовольствия знатоков оперного пения или архитектурного ансамбля, но существует в Церкви как ее животворящая сила, как ее «Тело и Кровь», без которых церковное существование невозможно и бессмысленно! А потому подход к богослужению только как к священной «букве», сформированной для освящения присутствующих, унижает не только «дух» богослужения, но и обессмысливает святость церковного «собрания», благодаря которому только и существует «общее дело» реализации Царствия Божия на земле.


1. Августин, еп. Иппонийский. Творения. Ч.6. - К.: Тип. Г.Т.Корчак-Новицкого, 1887
2. Амвросий, еп. Медиоланский. Об обязанностях священнослужителей. - Казань: Центральная Тип., 1908
3. Афанасий Великий. Творения. Ч.3. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903
4. Василий Великий. Творения. Ч.4. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901
5. Древние иноческие уставы, собранные свт. Феофаном Затворником. - М.: Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994
6. Евсевий Памфил, еп. Церковная история. - М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. - 604 с.
7. Иероним Стридонский. Творения. Ч.1. - К.: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1893
8. Иероним Стридонский. Творения. Ч.4. - К.: Тип. аренд. Е.Т.Керер, 1880
9. Иероним Стридонский. Творения. Ч. 5. - К.: Тип. Г.Т.Корчак-Новицкаго, 1879
10. Иоанн Златоуст. Творения. Т.1. - С-Пб.: Изд. С- Петербургской Духовной Академии, 1898
11. Иоанн Златоуст. Творения. Т.2 - С-Пб.: Изд. Санкт- Петербургской Духовной Академии, 1899
12. Иоанн Златоуст. Творения. Т.6. - С-Пб.: Изд. С- Петербургской Духовной Академии, 1900
13. Иоанн Златоуст. Творения. Т.8. - С-Пб.: Изд. Санкт- Петербургской Духовной Академии, 1902
14. Иоанн Златоуст. Творения. Т.9. - С-Пб.: Изд. Санкт- Петербургской Духовной Академии, 1903
15. Иоанн Златоуст. Творения. Т.10. - С-Пб.: Изд. Санкт- Петербургской Духовной Академии, 1904
16. Иоанн Златоуст. Творения. Т.11. - С-Пб.: Изд. Санкт- Петербургской Духовной Академии, 1905
17. Иоанн Златоуст. Творения. Т.12. - С-Пб.: Изд. Санкт- Петербургской Духовной Академии, 1906
18. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993
19. Ириней, еп. Лионский. Сочинения. - С-Пб.: Гостиный двор, № 45, 1900 - 560 с.
20. Исидор Пелусиот. Творения. Ч.1. - М.: Тип. В.Готье, 1859
21. Иустин, философ и мученик. Творения. - М.: Паломник, 1995
22. Каноны или Книга Правил. - Монреаль: Братство прп. Иова Почаевского, 1974. - 367 с.
23. Киприан, еп. Карфагенский. Творения. - М.: Паломник, 1999
24. Кирилл Иерусалимский. Творения. - С-Пб.: Изд. П.П. Сойкина, б.д.
25. Никон Черногорец. Книга. - М.: 1-е единоверч. Изд., 1889
26. Писания мужей Апостольских. - С-Пб., 1895
27. Писания святых отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т.1. - С-Пб.: Тип. Королева и комп., 1855
28. Помяловский И.В. Паломничество по святым местам кон.
IV в. - С-Пб.: Тип. В.Киршбаума, 1889
29. Постановления Апостольские. - Казань: Губернская Тип., 1864
30. Собрание древних литургий, восточных и западных. Вып.1. - М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1997
31. Созомен Саламинский. Церковная история. - С-Пб.: Тип. Фишера, 1851
32. Сократ Схоластик. Церковная история. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996
33. Тертуллиан. Творения. Ч.1. - С-Пб: Тип. Фишера, 1847
34. Учение Двенадцати Апостолов. - К.: Тип. Г.Т.Корчак- Новицкаго, 1885
35. Феодорит, еп. Кирский. Церковная история. - М.: РОССПЭН, 1993
Литература:
36. Алексеев А.А. Текстология Славянской Библии. - С-Пб.: Дмитрий Буланин, 1999. - 254 с.
37. Арранц М. Как молились Богу древние византийцы. - Л.: ЛДА, 1979
38. Арранц М.; Рубан Ю. История Византийского Типикона («Око Церковное»). Ч.1. Предвизантийская эпоха. - С-Пб.: Журнал «Нева», 2003
39. Василик В.В., диак. Происхождение канона как литургического жанра: Курсовая работа. - С-Пб.: СПбДА, 2006. - 368 с.
40. Дмитриевский А. Евхологион IV века Сарапиона, епископа Тмуитскаго. - К.: Тип. Г.Т.Корчак-Новицкого, 1894
41. Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 1. - К.: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкаго, 1895
42. Жуковская А.П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. - М.: Наука, 1976
43. Жураковский А.Е., свящ. Литургический канон теперь и прежде: (К вопросу о церковной реформе). - М.: Братство во имя новомучеников и исповедников российских, 2005. - 63 с.
44. Иванов А., прот. Общее Введение в Ветхий Завет. Краткий конспект лекций. - ЛДА, 1974
45. Кекелидзе С., прот. Иерусалимский канонарь VII века. - Тифлис: Скоропечат. С.М.Лосаберидзе, 1912
46. Красносельцев Н. Богослужение Иерусалимской Церкви в конце IV в. - Казань: Тип. Императорского Университета, 1888
47. Мансветов И. Церковный устав: его образование и судьба в греческой и русской Церкви. - М.: Тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1885
48. Мецгер Б.М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. - М.: Библейско-богословский институт св. ап. Андрея, 2001. - 331 с.
49. Мецгер Б. Текстология Нового Завета. - М.: Библейско- Богословский институт св. ап. Андрея, 1996. -325 с.
50. Петровский А. Апостольские литургии Восточной Церкви. - С-Пб.: Печатня С.П.Яковлева, 1897
51. Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. - С-Пб.: Тип. Морского кадетского корпуса, 1856
52. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т.
1. - М.: Паломник, 1997
53. Скабалланович М. Толковый Типикон. - М.: Сретенский монастырь, 2004. - 815 с.
54. Смирнов Н. Краткий очерк истории христианского богослужения до VII Вселенского Собора. - Пенза: Губернская Тип.,
1873. - 86 с.
55. Смирнов Ф. Богослужение христианское со времени Апостолов до IV в. - Киев: Тип. С.Т.Еремеева, 1876
56. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета. - М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2006. - 646 с.
57. Успенский Н.Д. Византийская Литургия. Анафора. - М.: «ФИЛОМАТИС», 2003. - 347 с.
58. Федоров В. Иерусалимский месяцеслов по лекционарам V в.: Курсовое сочинение. - Ленинград: ЛДА, 1977
59. Хук С. Мифология Ближнего Востока. - М.: Наука, 1991
60. Шмеман А., протопр. Введение в литургическое богословие. - К.: Пролог, 2003. - 317 с.
61. Шуази Л. Апостольское Предание. - К.: Тип. Г.Т.Корчак- Новицкаго, 1880
Публицистика:
62. Голубцов А.П. О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайными // Богословский вестник, 1905
63. Елеонский Н., прот. Краткий очерк истории подлинного ветхозаветного текста // ЧОЛДП, №8, 1874
64. Иванов А. Текстуальные памятники Священных Новозаветных писаний // Богословские Труды. Сб. 1. - М.: Изд. Московской патриархии, 1960
65. Князев А., прот. О боговдохновенности Священного Писания // Альфа и Омега, № 1 (19), 1999
66. Пентковский А. Константинопольский и иерусалимский богослужебные уставы // Журнал Московской Патриархии № 4, 2001
67. Пентковский А.М. Лекционарии и четвероевангелия в византийской и славянской литургических традициях // Евангелие от Иоанна в славянской традиции. - С-Пб., 1998
68. Православный церковный календарь, 2008. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007
69. Смирнов Ф. Апокалипсис, как литургический памятник апостольской эпохи // Труды Киевской Духовной Академии, октябрь
1874. - К.: Тип. С.Т.Еремеева, 1874
70. Смирнов Ф. Богослужение апостольского времени // Труды КДА, т.1, 1873. - К.: Тип. Губернского Управления, 1873
71. Флоренский П., свящ. Культ, религия и культура // Богословские труды, № 17, 1997
Справочная литература:
72. Православная энциклопедия. Т. 2. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001
73. [Электронный ресурс]: Просветитель. Электронная библиотека православной информации в формате MS-Word
74. [Электронный ресурс]: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Серия «Русские Энциклопедии». Platinum DVD- Soft
Иностранная литература:
75. Brightman, Liturgies Eastern and Western. Oxford, 1896
76. Hans-Joachim Schuls. Die bisantinische liturgie vom werden ihres symbolgestslt. Lambertus-Verlag, Freiburg-im-Breisgau, 1964
77. Litterae slavicae medii aevi: sonderdrunck. - Munchen, Verlag Otto Sagner, 1985
78. Mommsen'a. Corpus juris civilis. III, 1896
79. Prolegomena to the Study of the Lectionary Text of the Gospels / Ed. by E. C. Colwell and D. W. Riddle. Chicago, 1933
80. ПалаЗблоикод-Керацебд А. Аталскга (срооо/анитпац oTa/oukoytag, IV, 1897


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ