Управление маркетинговой деятельностью (на примере ООО «ОтельСтрой»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ 7
1.1 Рынок гостиничных услуг. Особенности гостиничного продукта 7
1.2 Понятие гостиничных сетей. Франчайзинг в гостиничной деятельности 14
1.3 Особенности маркетинговой деятельности в гостиничном предприятии 19
1.4 Сравнение отечественного и зарубежного подходов к
управлению маркетинговой деятельностью в гостиничном бизнесе 31
Выводы по разделу один 41
2 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 44
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ОтельСтрой» 44
2.1.1 Анализ жизненного цикла отрасли и жизненного цикла ООО «ОтельСтрой» 52
2.1.2 Анализ внутренней среды ООО «ОтельСтрой» 53
2.1.3 Анализ внешней среды ООО «ОтельСтрой» 55
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 65
2.2.1 Анализ структуры и организации маркетинговой деятельности 65
2.2.2 Анализ потребителей ООО «ОтельСтрой» 67
2.2.3 Анализ основных конкурентов ООО «ОтельСтрой» 68
2.2.4 Анализ продвижения продуктов 79
2.2.5 Определение сильных и слабых сторон предприятия 81
2.2.6 Анализ прибыли и загрузки номерного фонда 86
Выводы по разделу два 87
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 88
Выводы по разделу три 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
Приложения
Приложение А Анкета Паниной Елены 100
Приложение Б Анкета Девида Лонье
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ 7
1.1 Рынок гостиничных услуг. Особенности гостиничного продукта 7
1.2 Понятие гостиничных сетей. Франчайзинг в гостиничной деятельности 14
1.3 Особенности маркетинговой деятельности в гостиничном предприятии 19
1.4 Сравнение отечественного и зарубежного подходов к
управлению маркетинговой деятельностью в гостиничном бизнесе 31
Выводы по разделу один 41
2 МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 44
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «ОтельСтрой» 44
2.1.1 Анализ жизненного цикла отрасли и жизненного цикла ООО «ОтельСтрой» 52
2.1.2 Анализ внутренней среды ООО «ОтельСтрой» 53
2.1.3 Анализ внешней среды ООО «ОтельСтрой» 55
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 65
2.2.1 Анализ структуры и организации маркетинговой деятельности 65
2.2.2 Анализ потребителей ООО «ОтельСтрой» 67
2.2.3 Анализ основных конкурентов ООО «ОтельСтрой» 68
2.2.4 Анализ продвижения продуктов 79
2.2.5 Определение сильных и слабых сторон предприятия 81
2.2.6 Анализ прибыли и загрузки номерного фонда 86
Выводы по разделу два 87
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 88
Выводы по разделу три 92
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
Приложения
Приложение А Анкета Паниной Елены 100
Приложение Б Анкета Девида Лонье
Сфера гостеприимства давно считается одной из самых быстро развивающихся индустрий мирового хозяйства, которая способна стимулировать развития различных отраслей экономики, а именно: транспорт, связь, производство товаров народного потребления, строительство, сфера услуг, сельское хозяйство и так далее. Гостеприимство, пожалуй, - одна из немногих отраслей в России, которая при переходе к рыночной экономике не смогла перенять практически никаких элементов эффективного управления от своего прародителя - советского «Общепита». Тем не менее, гостиничная отрасль жива, последнее десятилетие бурно развивается и все качественнее выполняет свои функции. Можно сказать, что гостиничная сфера стала, так называемым, катализатором международного социально -экономического развития и имеет огромное влияние на уровень жизни населения. Высокая конкуренция в сфере услуг обеспечивает стремление участников данной индустрии к инновационным действиям в управлении предприятиями.
Представление о маркетинге в международной практике появилось в результате длительной эволюции рынка производителей товаров и услуг, явилось следствием научно-технической революции, которая создала огромное разнообразие товаров и высокие темпы их промышленного освоения и обновления.
Гостиничный бизнес в последнее время привлекает к себе внимание не только крупных корпораций или муниципальных объединений, но и достаточно мелких компаний и даже частных предпринимателей. При этом все большей популярностью пользуются не многомиллионные проекты больших гостиничных комплексов, а так называемые малые гостиницы. Десятилетняя эволюция европейского гостиничного бизнеса привела к появлению эмпирической пропорции: 60% постояльцев обслуживают крупные отели, 40% потока туристов - гарантированная доля малых гостиниц.
В связи с высокой конкуренцией в гостиничном мире и пересечением интересов множества субъектов на данном рынке все больше осознается потребность в управлении маркетингом в гостиничной индустрии.
Основой современного управления маркетингом является концепция маркетинга. Это целая философия, которая нацелена на клиента и воплощающаяся в жизнь организациями, готовыми обслуживать клиентов лучше, чем их конкуренты. Маркетинг в индустрии гостеприимства служит для выявления потребности гостей, создания привлекательных услуг, ознакомления потенциальных покупателей с доступными для них продуктами, инструктирования их о месте, где эти услуги можно приобрести, т. е., другими словами, миссия маркетинга исследовать рынок, спланировать продукт, рекламировать и продвигать его, указать каналы распределения. Благодаря этим функциям любая организация в данной сфере может рассчитывать на достижение своих целей и, конечно же, получение прибыли.
Концепция маркетинга и методологические аспекты применения маркетинговых инструментов, в том числе и в гостиничном бизнесе исследуются в работах таких зарубежных ученых и специалистов, как Дж. Боуэн, Ф. Котлер, Дж. Мейкенз[11], Р.А. Браймер[2], Д. Джоббер, Р. Моррис[15], М. Портер и др.
Большой вклад в развитие теории и практики маркетинга в индустрии гостеприимства внесли такие отечественные ученые как: Д.К. Исмаев[9], Е.А. Джанджугазова[5],А.Л.Лесник[12], В.С. Янкевич[22].
Но, несмотря на значительное количество публикаций, связанных с управлением маркетинговой деятельностью на предприятиях гостиничного бизнеса, научную разработанность данной проблемы нельзя признать достаточной, что и послужило основанием для выбора темы дипломной работы, определения цели и задач исследования.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ маркетинговой
деятельности гостиничного предприятия на примере ООО «ОтельСтрой».
Объект исследования: ООО «ОтельСтрой».
Предмет исследования: маркетинговая деятельность ООО «ОтельСтрой».
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты маркетинга в гостиничном бизнесе;
2) дать характеристику гостиничного предприятия ООО «ОтельСтрой»;
3) проанализировать маркетинговую деятельность «ОтельСтрой»;
4) дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой
деятельности в гостинице ООО «ОтельСтрой».
Методы исследования:
1) метод анализа и синтеза;
2) наблюдение;
3) систематизация;
4) маркетинговый анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты маркетинга в гостиничной индустрии, во второй главе дана оценка маркетинговой деятельности ООО «ОтельСтрой», и, наконец, в третьей главе сформулированы рекомендации по ее совершенствованию.
Представление о маркетинге в международной практике появилось в результате длительной эволюции рынка производителей товаров и услуг, явилось следствием научно-технической революции, которая создала огромное разнообразие товаров и высокие темпы их промышленного освоения и обновления.
Гостиничный бизнес в последнее время привлекает к себе внимание не только крупных корпораций или муниципальных объединений, но и достаточно мелких компаний и даже частных предпринимателей. При этом все большей популярностью пользуются не многомиллионные проекты больших гостиничных комплексов, а так называемые малые гостиницы. Десятилетняя эволюция европейского гостиничного бизнеса привела к появлению эмпирической пропорции: 60% постояльцев обслуживают крупные отели, 40% потока туристов - гарантированная доля малых гостиниц.
В связи с высокой конкуренцией в гостиничном мире и пересечением интересов множества субъектов на данном рынке все больше осознается потребность в управлении маркетингом в гостиничной индустрии.
Основой современного управления маркетингом является концепция маркетинга. Это целая философия, которая нацелена на клиента и воплощающаяся в жизнь организациями, готовыми обслуживать клиентов лучше, чем их конкуренты. Маркетинг в индустрии гостеприимства служит для выявления потребности гостей, создания привлекательных услуг, ознакомления потенциальных покупателей с доступными для них продуктами, инструктирования их о месте, где эти услуги можно приобрести, т. е., другими словами, миссия маркетинга исследовать рынок, спланировать продукт, рекламировать и продвигать его, указать каналы распределения. Благодаря этим функциям любая организация в данной сфере может рассчитывать на достижение своих целей и, конечно же, получение прибыли.
Концепция маркетинга и методологические аспекты применения маркетинговых инструментов, в том числе и в гостиничном бизнесе исследуются в работах таких зарубежных ученых и специалистов, как Дж. Боуэн, Ф. Котлер, Дж. Мейкенз[11], Р.А. Браймер[2], Д. Джоббер, Р. Моррис[15], М. Портер и др.
Большой вклад в развитие теории и практики маркетинга в индустрии гостеприимства внесли такие отечественные ученые как: Д.К. Исмаев[9], Е.А. Джанджугазова[5],А.Л.Лесник[12], В.С. Янкевич[22].
Но, несмотря на значительное количество публикаций, связанных с управлением маркетинговой деятельностью на предприятиях гостиничного бизнеса, научную разработанность данной проблемы нельзя признать достаточной, что и послужило основанием для выбора темы дипломной работы, определения цели и задач исследования.
Цель выпускной квалификационной работы: анализ маркетинговой
деятельности гостиничного предприятия на примере ООО «ОтельСтрой».
Объект исследования: ООО «ОтельСтрой».
Предмет исследования: маркетинговая деятельность ООО «ОтельСтрой».
Для достижения цели предполагается решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические аспекты маркетинга в гостиничном бизнесе;
2) дать характеристику гостиничного предприятия ООО «ОтельСтрой»;
3) проанализировать маркетинговую деятельность «ОтельСтрой»;
4) дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой
деятельности в гостинице ООО «ОтельСтрой».
Методы исследования:
1) метод анализа и синтеза;
2) наблюдение;
3) систематизация;
4) маркетинговый анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты маркетинга в гостиничной индустрии, во второй главе дана оценка маркетинговой деятельности ООО «ОтельСтрой», и, наконец, в третьей главе сформулированы рекомендации по ее совершенствованию.
Гостиничный продукт - это результат взаимодействия гостиничного бизнеса и клиента, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Гостиничный продукт формируется во время обслуживания гостя персоналом гостиницы. Процессы создания и потребления гостиничного продукта протекают одновременно с момента въезда в отель и до момента выезда, в течение всего цикла обслуживание гость воспринимает продукт как результат деятельности персонала гостиницы.
Главным признаком гостиничного продукта является невозможность его сохранения и накопления, а также его неосязаемость.
В Росси широко стали использовать такая форма гостиничного бизнеса, как франчайзинг.
Франчайзинг - это форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания - франшизодатель (правообладатель) представляет малоизвестной компании - франшизополучателю (пользователю) лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, определенных франшизным договором.
Так же франшиза является формой объединения в гостиничных цепях. Под гостиничной цепью подразумевается группа гостиниц, осуществляющая коллективный бизнес и находящаяся под непосредственным контролем руководства цепью. Гостиничные цепи позволяют продвигать на мировой рынок высокие стандарты обслуживания, а также способствуют поддержке гостиничного обслуживания туристов.
Реформирование российской экономики происходит в условиях кризиса большинства отраслей промышленности, включая и сферу обращения. Это послужило причиной, что многие фирмы стали менять свою стратегию в направлении разработки таких систем управления, которые позволили бы им реагировать на различные изменения во внешней среде. В этих условиях они стали обращаться к маркетинговым исследованиям, которые отражают интересы, как отдельной фирмы, так и многочисленных потребителей.
Используя маркетинговые подходы, фирма по-новому может определять требования к пониманию внешней среды и обеспечить условия для быстрого реагирования на происходящие изменения.
Маркетинг представляет собой комплексную систему организации производства и сбыта продукции, включающую анализ рынка, взаимодействие различных видов деятельности предприятия: планирование, ценообразование, продажу (покупку), доставку сырья, продукции (товаров) и оказание услуг, в которых существует потребность у реальных и потенциальных покупателей.
Современный маркетинг превращается в единый технологический процесс, обладающий ориентацией не только на получение коммерческого успеха, но и на развитие социальных отношений, укрепление норм общественной этики и морали.
Из проведенных исследований можно сделать вывод, что основной целью маркетинга является обеспечение максимального объема прибыли в процессе купли-продажи, при котором удовлетворение спроса является фактором достижения цели.
Основная цель маркетинга достигается с помощью промежуточных задач:
1) удовлетворение потребностей покупателей;
2) превосходства над конкурентами;
3) завоевания доли рынка;
4) обеспечения роста продаж (прибыли).
При анализе системы маркетинга ООО «ОтельСтрой» были разработаны рекомендации:
-мотивационная система персонала;
-по определению основной целевой аудитории; -по увеличению квалифицированного персонала; -по определению потребительских предпочтений.
Гостиничный продукт формируется во время обслуживания гостя персоналом гостиницы. Процессы создания и потребления гостиничного продукта протекают одновременно с момента въезда в отель и до момента выезда, в течение всего цикла обслуживание гость воспринимает продукт как результат деятельности персонала гостиницы.
Главным признаком гостиничного продукта является невозможность его сохранения и накопления, а также его неосязаемость.
В Росси широко стали использовать такая форма гостиничного бизнеса, как франчайзинг.
Франчайзинг - это форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания - франшизодатель (правообладатель) представляет малоизвестной компании - франшизополучателю (пользователю) лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, определенных франшизным договором.
Так же франшиза является формой объединения в гостиничных цепях. Под гостиничной цепью подразумевается группа гостиниц, осуществляющая коллективный бизнес и находящаяся под непосредственным контролем руководства цепью. Гостиничные цепи позволяют продвигать на мировой рынок высокие стандарты обслуживания, а также способствуют поддержке гостиничного обслуживания туристов.
Реформирование российской экономики происходит в условиях кризиса большинства отраслей промышленности, включая и сферу обращения. Это послужило причиной, что многие фирмы стали менять свою стратегию в направлении разработки таких систем управления, которые позволили бы им реагировать на различные изменения во внешней среде. В этих условиях они стали обращаться к маркетинговым исследованиям, которые отражают интересы, как отдельной фирмы, так и многочисленных потребителей.
Используя маркетинговые подходы, фирма по-новому может определять требования к пониманию внешней среды и обеспечить условия для быстрого реагирования на происходящие изменения.
Маркетинг представляет собой комплексную систему организации производства и сбыта продукции, включающую анализ рынка, взаимодействие различных видов деятельности предприятия: планирование, ценообразование, продажу (покупку), доставку сырья, продукции (товаров) и оказание услуг, в которых существует потребность у реальных и потенциальных покупателей.
Современный маркетинг превращается в единый технологический процесс, обладающий ориентацией не только на получение коммерческого успеха, но и на развитие социальных отношений, укрепление норм общественной этики и морали.
Из проведенных исследований можно сделать вывод, что основной целью маркетинга является обеспечение максимального объема прибыли в процессе купли-продажи, при котором удовлетворение спроса является фактором достижения цели.
Основная цель маркетинга достигается с помощью промежуточных задач:
1) удовлетворение потребностей покупателей;
2) превосходства над конкурентами;
3) завоевания доли рынка;
4) обеспечения роста продаж (прибыли).
При анализе системы маркетинга ООО «ОтельСтрой» были разработаны рекомендации:
-мотивационная система персонала;
-по определению основной целевой аудитории; -по увеличению квалифицированного персонала; -по определению потребительских предпочтений.



