ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО¬
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РОССИИ 11
1.1. Традиции отечественного музыкального просветительства (XVIII-XXI
вв.) 11
1.2. История Белгородской государственной филармонии. Культурно-просветительская деятельность филармонии 31
ГЛАВА II. ПРАКТИКА ОСВЕЩЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЕЛГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИЛАРМОНИИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ В ПЕРИОД 2013-2015 ГГ 37
2.1. Проблемно-тематическое разнообразие публикаций региональных
СМИ о культурно-просветительской деятельности Белгородской
государственной филармонии 37
2.2. Особенности освещения деятельности Белгородской государственной
филармонии, определяемые видом СМИ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Музыкальная культура России в настоящее время - это во многом индикатор уровня жизни российского общества и его духовного развития. Историю музыки сегодня пишут представители как минимум двух профессий - музыкальные теоретики и журналисты. Первые создают ее методом анализа музыкальных произведений, непосредственно связывая его с историческими фактами развития музыкальных стилей, вторые пишут в режиме «здесь и сейчас». Если музыковедческое слово есть слово профессиональное и ориентированное на музыкантов-профессионалов, то журналистское - направлено на массовую аудиторию, призвано воспитывать и просвещать ее, пробуждать стремление к развитию. Отмечено: сегодня слово о музыке в средствах массовой информации отходит на второй план, уступая место просветительской информации [41, с. 120].
Известно: в число основных функций журналистской деятельности входит культурно-просветительская, она позволяет духовно наполнять общество, наделять происходящие события особым смыслом. Такая творческая работа не только отражает культурные процессы, но и направляет их, осуществляя культуроформирующую деятельность, а также передает обществу нормативные установки, мировоззренческие представления, что влияет на социальное поведение и культурный облик социума.
Культурно-просветительская журналистика выполняет задачу сделать доступным для массовой аудитории культурный слой общественной жизни. Объяснить, рассказать, пояснить, увлечь, приобщить - задачи культурно-просветительской деятельности, которые реализуются в журналистском тексте [45, с. 32].
В процессе освещения СМИ культурной сферы общественной жизни в журналистских текстах реализуются разнообразные функции, позволяющие максимально полно донести до аудитории культурно-просветительскую информацию.
Пять основных каналов распространения материалов о музыкальном искусстве - телевидение, радио, Интернет, специализированные печатные издания и массовая печать - помогают читателю, зрителю, слушателю, т.е. участнику коммуникативного процесса, ориентироваться в музыкальном пространстве, получить новую информацию о новых музыкальных продуктах, а также приобщиться к культурной жизни общества.
Тема нашего исследования позволяет обратить внимание на телевизионные сюжеты и газетные публикации, материалы информационных интернет-ресурсов, в которых освещается культурно-просветительская деятельность Белгородской государственной филармонии: концерты и культурные мероприятия, масштабные акции и выступления артистов, а также их функциональную направленность.
Воздействие региональных СМИ на формирование представления аудитории о культурно-просветительском потенциале одного из основных учреждений культуры региона определяет актуальность темы исследования, которая обусловлена:
1. Эффективным функциональным влиянием средств массовой информации на общественное сознание;
2. Необходимостью осмысления культурно-просветительского содержания и функциональных характеристик журналистских публикаций, в которых авторы рассказывают о музыкальных мероприятиях, концертах, благотворительных акциях, организованных артистами Белгородской филармонии на сцене этого культурного учреждения и за его пределами.
Научная разработанность темы. Культурно-музыкальное просветительство как вид деятельности направлено на распространение знаний о музыке, культуре, о духовном потенциале личности и общества. Сегодня культурно-просветительская деятельность требует детального изучения ее сущности, задач, методов и форм. Этапы развития культурно-музыкального просветительства в различные периоды истории нашей страны изучали такие авторы, как Л. Л. Мельникова [45], А. Б. Гольденвейзер [19], И. Д. Гусин [27]. Мы изучили также работы Е. В. Рудаковой и Л. А. Тюниной [58]., З. Ц. Хоц [73]., Ю. В. Смольской [61], позволившие описать своеобразие журналистской деятельности, связанной различными аспектами музыкального просветительства.
Работы этих авторов стали теоретической базой для нашей магистерской диссертации.
Объект исследования - контент региональных средств массовой информации в период с 2013 по 2015 гг.
Предмет исследования - культурно-просветительский потенциал и функциональные характеристики публикаций региональных СМИ о деятельности Белгородской государственной филармонии в 2013-2015 гг.
Цель исследования - на основе анализа новостных выпусков и информационно-аналитических публикаций региональных СМИ охарактеризовать практику и традиции освещения культурно-просветительской деятельности Белгородской государственной филармонии в течение указанного периода.
Для достижения поставленной цели в исследовании сформулированы следующие задачи:
1. Изучить исследовательскую литературу по теме становления культурно-просветительской деятельности в России;
2. Изучить традиции и охарактеризовать этапы развития музыкальной культурно-просветительской деятельности в стране в XVIII-в начале XXI;
3. Классифицировать эмпирический материал по тематическим линиям и выполняемым функциям.
Гипотеза исследования: публикации региональных СМИ по культурной тематике полифункциональны. Для четкого понимания этого предположения необходимо знать, что такое функция (лат. «обязанность», «назначение»). Отсюда функции СМИ - совокупность обязанностей и выполняемых задач журналистики как сферы творческой деятельности. Донесение до аудитории новой, интересной и полезной информации, безусловно, является основной задачей, стоящей перед телевидением, информационными агентствами и газетами. Информационная функция - важнейшая в журналистском творчестве. Помимо этого, в журналистских публикациях реализуются и другие функции, позволяющие максимально полно передать их культурно-просветительский потенциал:
1. Образовательная функция. Культура создает определенную картину мира, дает человеку возможность сориентироваться в окружающем пространстве, понять смысл непонятных для него вещей и явлений.
2. Коммуникативная функция. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми посредством знаков разного рода и знаковых систем. Человек как социальное существо для координации совместных действий с другими людьми по определению должен иметь различные способы общения с ними. Особое место в коммуникации занимает искусство. «Языки» искусства несут уникальную, художественную информацию, которую нельзя полностью «перевести» в слова естественного языка, поэтому произведение искусства фиксирует специфический индивидуальный опыт познания мира, конструирует собственные методы коммуникации.
3. Нормативная функция, тесно связанная с оценочной. Правило или норма, принятые в культуре, отделяют одобряемое обществом поведение от порицаемого, дают представление о добре и зле, справедливости и так далее, то есть составляют важную часть культурной картины мира.
4. Аксиологическая функция формирует систему ценностей и эталонов.
5. Рекреативная функция. Душевное здоровье человека зависит от многого, но не в последнюю очередь - от его способности освобождать свой разум от каждодневных бытовых проблем, приобщаться к миру духовной жизни, переживать сильные эмоции.
Для одних процесс восстановления духовного потенциала происходит в храме, для других - в концертном зале, для третьих - на стадионе, причем ни одна форма не исключает другую. Скорее, мы можем сказать, что в культуре создаются различные способы дифференциации обыденной жизни как преимущественно социального функционирования человека и его внутренней индивидуальной жизни.
6. Функция сохранения объектов культуры призвана обеспечить сохранность созданных в ходе культурно-исторического процесса материальных и духовных ценностей с целью их передачи последующими поколениям.
7. Трансляционная функция выполняет задачу обеспечения преемственности в культуре - путем трансляции культурных ценностей от поколения к поколению [41, с. 54].
8. Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция способствует формированию определенной общности в социуме, укреплению чувства сопричастности отдельной личности к обществу, выявлению общих ценностей у аудитории.
Правильная информационная политика редакции предполагает взаимодействие в авторских материалах всех функций и разнообразие способов их реализации.
В нашей работе представлены итоги наблюдений за тем, как в публикациях региональных СМИ о деятельности Белгородской государственной филармонии реализуются различные журналистские функции, каким потенциалом воздействия на читателя и зрителя обладает транслируемая авторами информация.
Эмпирический материал исследования составили 305 новостных выпусков ГТРК «Белгород» (далее - ГТРК «Б.»), 258 новостных выпусков ТРК «Белгород-24» (далее - ТРК «Б-24»), 156 публикаций в газете «Белгородская правда» (далее - БП), 96 - в газете «Наш Белгород» (далее - НБ), 108 - в газете «Белгородские известия» (далее - БИ); 214 публикаций на информационном портале «БелРУ» (далее - БелРУ), 106 - на портале «Фонарь», 147 - на портале «Go31».
Выбор исследуемых средств массовой информации обусловлен тем, что ГТРК «Белгород» - крупная областная телерадиокомпания, филиал ВГТРК, в ее эфире регулярно освещаются новости из культурной жизни региона; ТРК «Белгород-24» - единственная региональная городская телерадиокомпания, нам интересен ее тематический диапазон в сравнении с другими СМИ. Выбранные для анализа периодические издания - наиболее популярные по количеству читателей и подписчиков. Информационные порталы «БелРУ», «Фонарь» и «Go31» являются самыми посещаемыми в области, об этом свидетельствуют данные количества просмотров публикаций, размещенных на этих порталах.
Методы исследования. В работе в качестве основного мы использовали метод описания. Кроме него, используется описательно-аналитический метод - для изучения теоретических и практических работ отечественных и зарубежных исследователей; методы сплошной выборки, элементы статистического метода - для представления количественных характеристик журналистских публикаций; метод контент-анализа, сравнительно¬сопоставительный - для выявления специфики освещения публикаций в различных видах средств массовой информации; метод обобщения и систематизации материалов - для их классификации по функциональным, тематическим, жанровым признакам.
Научная новизна исследования заключается в постановке и решении задач, а именно:
1.Обозначены функции, реализуемые в публикациях региональных СМИ о работе Белгородской филармонии.
2. В научный оборот вводится новый эмпирический материал.
3. Контент-анализ публикаций позволил выявить конкретные тематические направления деятельности Белгородской филармонии, ставшие предметом освещения в региональных СМИ.
3. Эмпирический материал классифицирован по тематическим линиям и выполняемым функциям.
Апробация результатов исследования. Основные результаты магистерского диссертационного исследования были представлены в следующих публикациях:
1. «Освещение музыкальной жизни Белгородской области в газете “Наш Белгород”» (Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов и студентов «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы», Воронеж, ВГУ, 28.10.2016).
2. «Освещение культурно-просветительской деятельности Белгородской государственной филармонии в региональных СМИ» (Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы массовой коммуникации», Воронеж, ВГУ, 14.05.2016).
3. «Освещение деятельности Белгородской государственной филармонии в региональных СМИ» (Публикация в сборнике научных статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей «Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты», г. Пермь 05.02.2017).
4. «Освещение деятельности Белгородской государственной филармонии на региональном телевидении» (Международная конференция студентов, магистрантов и аспирантов «Медиа в современном мире», Санкт- Петербург, СПбГУ, 17.03.2017).
5. Материалы исследования были представлены в виде доклада на научной сессии факультета журналистики НИУ «БелГУ» в апреле 2017 года и как публикация на его основе в электронном сборнике научных работ аспирантов и студентов (Журналистика, массовые коммуникации и медиа: взгляд молодых исследователей: научно-практическая конференция аспирантов и студентов. Белгород, НИУ «БелГУ», Факультет журналистики 12-19 апреля 2017 г.: материалы конференции / под ред. Е. А. Кожемякина, А. В. Полонского. - Белгород, Факультет журналистики, 2017. - С. 39-41).
Структура магистерского диссертационного исследования обусловлена решаемыми задачами, а также особенностями исследовательского процесса. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы и Списка цитируемых источников.
Во введении мы определили актуальность, степень изученности темы, объект, предмет, цель и задачи работы, обозначили гипотезу и методы исследования.
В первой главе мы представили результаты изучения истории культурно¬просветительской деятельности и традиции музыкального просветительства в России.
Во второй главе представлено описание эмпирического материала, классифицированного по тематике и выполняемым функциям, приведены фрагменты из исследованных публикаций, выявлена специфика освещения культурно-просветительской деятельности Белгородской государственной филармонии в региональных СМИ в период 2013-2015 гг.
Заключение представляет обобщение итогов выполненной работы.
Начиная с XVIII в., музыкальное творчество занимало большое место в духовном формировании общества. Музыкальное просветительство как вид деятельности включало в себя вопросы образования, культуры и воспитания и изначально было ориентировано на передачу практического культурного опыта, вовлечение общества в мировую музыкальную культуру, широкое распространение знаний о музыке и культуре.
Стоит отметить, что музыкальное просветительство зародилось в Европе, а позже появилось и в России, где в 1775 году начали работу издательства Б. Брейткопфа, И. Герстенберга. Они печатали преимущественно зарубежные произведения, но творчество русских композиторов также увидело свет благодаря издательской деятельности Ф. Стелловского и В. Бесселя.
С момента своего зарождения культурно-просветительская журналистика выполняла задачу сделать доступным для массовой аудитории культурный слой общественной жизни. Набирали популярность такие формы музыкального просветительства, как салонное музицирование, концерты-беседы, концерты- лекции, развивалась система музыкального образования, расширялась учебная программа, в которую стали включать уроки музыки. Позже появляются общедоступные музыкальные школы, благодаря этому все слои населения смогли получить музыкальное образование. Постепенно был налажен выпуск нотных листов, романсов, инструментальных сочинений отечественных и зарубежных авторов. Развитие культурно-просветительской деятельности стимулировали музыканты-энтузиасты, которые вносили личный вклад в распространение новых знаний. Самым ярким их представителем был Д. И. Бортнянский.
Известно, что Петербург и Москва XVIII века выступали центрами, в которых концентрировались музыкально-культурные силы: композиторы, музыканты, любители музыкального творчества. В этот период зарождались творческие объединения и кружки интеллигенции.
В XIX веке растет интерес общества к музыкальной журналистике, число периодических изданий в этот период постоянно увеличивается, первостепенное значение приобретают просветительская и воспитательная функции материалов. В качестве авторов публикаций о музыкальной жизни общества выступали музыковеды и деятели культуры и искусств. Появились целые музыкальные журналы, в которых публиковались отрывки из музыкальных пьес и опер, альманахи и энциклопедии. Они тиражировались в Москве и Санкт-Петербурге, тем самым восполняя пробелы в процессе становления музыкального просветительства.
Постепенно увеличивается интерес общества к музыкальной журналистике, растет число периодических изданий, первостепенное значение приобретают просветительская и воспитательная функции материалов.
В конце XIX в. культурно-просветительская жизнь в России стала ориентироваться на массы, появилось большое количество концертных объединений. У любителей музыкального искусства появилась возможность познакомиться с новыми музыкальными произведениями и исполнителями, что послужило мощным толчком к развитию музыкальной культуры российского общества.
Большое влияние на музыкальный кругозор слушателей оказало радио и телевидение. Постепенно расширялся тематический диапазон программ, увеличивалось их количество.
Одной из крупнейших концертных организаций центра России выступает Белгородская государственная филармония. Началом ее работы принято считать 1966 год. С течением времени менялись руководители филармонии, набирали популярность творческие коллективы, расширяюшие свою концертно-гастрольную биографию, развивается просветительская деятельность филармонии. Сегодня в составе этого культурного учреждения 17 творческих коллективов, 15 солистов академического направления, 4 эстрадные группы.
Филармония постоянно расширяет направления культурно-просветительской деятельности: создаются и реализуются музыкальные программы, ориентированные на молодежную аудиторию, регулярно запускаются просветительские проекты, направленные на приобщение зрителей и слушателей к высокому искусству.
В процессе анализа публикаций региональных СМИ в 2013-2015 гг. о деятельности Белгородской филармонии мы выделили три главных тематических направления в освещении ее деятельности:
1. Филармония - инициатор, организатор различных социально значимых, культурных мероприятий.
2. Филармония является площадкой для проведения концертов знаменитых исполнителей, музыкантов, не только белгородских, но и всемирно известных.
3. Филармония организует и проводит праздники в городах и районах области.
Информационным поводом для телевизионных сюжетов, газетных публикаций, интернет-материалов является конкретная и регулярная работа филармонии (проведение фестиваля, организация благотворительной акции и т.д.).
Анализ журналистских материалов о культурно-просветительской деятельности филармонии позволил сделать вывод, что публикации, в которых реализуется имиджеформирующая функция, в основном относятся к первому и третьему тематическим направлениям.
Выявленные тексты СМИ выполняют разнообразные функции: просветительскую, информационную, гедонистическую, трансляционную, нормативную, аксиологическую, функцию сохранения объектов культуры. Функциональная принадлежность прослеживается в тематике материала, в выборе автором лексических средств, в акценте на конкретном факте. Это позволяет максимально полно воздействовать на аудиторию в целях широкого распространения культурной информации, формирования целостной картины просветительской работы Белгородской государственной филармонии.
Жанровое разнообразие публикаций определяется видом СМИ: телевизионные корреспонденты готовят материалы о культурной жизни региона в жанре сюжета и репортажа; в печатных изданиях авторы используют жанры информационной и расширенной заметки, отчета, репортажа, интервью; журналисты информационных Интернет-порталов публикуют материалы в жанре заметки, анонса. Вследствие этого выявлена тенденция единообразия жанров в каждом тематическом направлении. Например, публикации, в которых Белгородская государственная филармония представлена инициатором культурных мероприятий, преимущественно представлены в жанре информационной заметки.
Освещение музыкальной жизни Белгородского края в городских и районных СМИ достаточно специфично: журналисты обращают внимание на краеведческий аспект, иногда акцентируют внимание на белгородском происхождении артистов и музыкантов.
Наши наблюдения подтвердили: освещение культурной тематики имеет свои особенности в зависимости от вида средства массовой информации: телевидение, будучи особым информационным каналом, способным воздействовать на аудиторию благодаря «эффекту участия», позволяет телезрителю эмоционально вовлечься в процесс, составить собственное наглядное представление о творчестве, манере исполнения, коммуникативных особенностях деятелей культуры и искусства. Автор публикации в печатном периодическом издании может рассказать о событии более подробно, наполнить повествование деталями, цитатами. Информационные Интернет- ресурсы чаще всего предоставляют аудиторию сжатую информацию о событии, при этом выполняется основная цель журналиста - сообщить о событии.
Изученные материалы позволяют говорить о тенденции взаимодополнения разными видами СМИ в освещении одного и того же культурного события.
По итогам изучения темы мы пришли к мнению, что при освещении региональными СМИ событий в сфере культуры журналисты не должны упускать возможность создания мультимедийных культурно-просветительских проектов, циклов передач, репортажей, направленных на расширение культурного кругозора аудитории и на повышение интереса к этой тематике.