Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИ- ТИИ МУЗЕЙНЫХ ДЕСТИНАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №65659

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

туризм

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Сущность и теоретические аспекты развития информационных
технологий в музейной деятельности 7
1.1. Музейные дестинации, понятие, виды 7
1.2. Зарубежный опыт использования информационных технологий в
повышении привлекательности музееви музейных дестинаций 17
1.3. Российский опыт использования информационных технологийв
музейной деятельности 26
2. Анализ динамики и статистики музейной деятельности 35
2.1. Анализ статистических показателей музейной деятельности в РФ 35
2.2. Анализ статистических показателей музейной деятельности в
Белгородской области 44
2.3. Современное состояние музейной дестинации «Прохоровское поле» .... 55
3. Процесс внедрения информационных технологий в музейную дестинацию
«Прохоровское поле» 60
3.1. Повышение привлекательности и усовершенствование музейной дестинации «Прохоровское поле» путем внедрения информационных
технологий 60
3.2. Расчет окупаемости информационных технологий в музейной
дестинации «Прохоровское поле» 65
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложения 79


В последние десятилетия во всем мире отмечается рост популярности познавательных туров. В первую очередь это обусловлено разнообразием предлагаемой продукции, знакомящей не только с произведениями архитек¬туры, живописи и скульптуры, но и предполагающей участие в культурных мероприятиях или знакомство с классической архитектурой. Во-вторых, по¬сещение памятников, музеев в качестве дополнительного вида услуг в турах другой направленности, в том числе и пляжно-купальных. В настоящее время в познавательных турах музеи являются вторыми по популярности досто¬примечательностями после памятников истории и культуры. Это подтвер¬ждают опросы, проведенные во Франции, Великобритании и США. Повы¬шенный интерес к музейному потенциалу способствовал активному их во¬влечению в туристическую индустрию. В результате на мировом рынке сформировалось два направления использования музейного пространства: как самостоятельный туристский продукт и как его элемент - экскурсия. По¬следняя, как форма презентации музейных коллекций, имеет глубокие исто¬рические корни и связана с прамузейными формами собирательства произве¬дений искусства и разного рода диковинок. Меняющиеся мировые тенден¬ции, интерес к новым формам представления информации, способствовали переосмыслению роли музеев на туристском рынке. В результате слияния образования, познания, развлечения и приятного сервиса появились музей¬ные туристские продукты, а конкурирование с другими учреждениями куль-туры способствовало формированию музейных дестинаций и созданию само¬стоятельного туристского продукта. В настоящее время часть музейных дес¬тинаций предлагает весь спектр туристских услуг: проживание, питание, экс¬курсионное обслуживание и другие.
Информационные технологии уже прочно вписались в пространство и жизнь музейных учреждений и в ближайшее время будут только укреплять свои позиции, поэтому в настоящее время перед музейными работниками
5 стоит вопрос об использовании информационных технологий в деятельности музея, в частности в образовательной. Но какие возможности они дают му¬зею, в чем плюсы использования мультимедиа в музее.
Мультимедийное оборудование позволяет создать в музее удобную систему навигации и коммуникации с посетителем, расширяет границы экс-позиций, дает возможность более детально погрузиться в экспозиционную тематику и получить расширенную информацию об экспонатах. А также мультимедийные технологии обладают практически безграничными возмож¬ностями в сфере культурно-образовательной деятельности, и к тому же яв¬ляются для посетителя эффективным инструментом получения впечатлений и глубокого усвоения информации.
Но существует дилемма: мы хотим, чтобы у нас в музее были мульти-медиа средства, но стоят ли они затраченных средств. И все же музейщики стараются приобрести различные технические устройства: информационные киоски, интерактивные столы и экраны, проекторы и другие устройства вы¬вода аудиовизуальной информации. При этом не всегда владея знаниями о том, как правильно и рационально их использовать, и какой результат они дадут, оправдают ли ожидания сотрудников и посетителей музея, будут по¬мощниками в образовательной деятельности или будут отвлекать, или вовсе останутся бесполезными.
Поэтому сейчас стоит проблема внедрения и целесообразного приме-нения информационных технологий в образовательной деятельности музея: какие образовательные задачи музея эффективнее решать при помощи ин-формационных технологий и какие из них соответствуют тем или иным об-разовательным задачам. В общем, главное, при разработке и внедрении мультимедийного оснащения, помнить, что технологии - это не самоцель, а инструмент, позволяющий расширить границы музейного пространства. И продумывая мультимедийное оснащение, всегда стоит отталкиваться от кон¬кретных задач, стоящих перед музеем - тогда и действие мультимедийных инсталляций будет эффективным, принесёт дополнительный приток посети-
6 телей в музей, сделает их пребывание более информативно-насыщенным, ос¬тавит положительные впечатления от посещения музея.
Объект исследования: музейная дестинация.
Предмет исследования: роль информационных технологий в деятель-ности музейных дестинаций.
Цель: провести анализ применения информационных технологий в дея¬тельности музейных дестинаций и на основе полученных данных разработать рекомендации по эффективному внедрению информационных технологий в деятельность музейных дестинаций.
Задачи:
1) анализ применения информационных технологий в деятельности му¬зея на примере российских и зарубежных музеев;
2) способы оценки эффективности применения информационных тех-нологий в деятельности музея;
3) разработка рекомендаций по эффективному сопровождению образо¬вательной деятельности в музее с применением информационных техноло¬гий;
4) практическое внедрение информационных технологий на примере музейной дестинации «Прохоровское поле».
Источниками информации для дипломной работы послужили элек-тронные ресурсы, учебные пособия, статистические, научно-периодические издания, статистические сборники.
В выпускной квалификационной работе были использованы такие ме-тоды исследования как: методы эмпирического (наблюдение) и теоретиче-ского характеров исследования (анализ, обработка литературы, аналогия и формализация), сравнительный метод, метод систематизации, структуриза-ция.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность данной работы в том, что в деятельности музеев в на-стоящее время можно наблюдать осознание того, что успешное внедрение информационных технологий ведет к позитивным изменениям.
Во время бурного развития информационных технологий музеям очень важно занять активную позицию в области внедрения цифровых систем пре¬доставления информации посетителям. Новейшие технические средства по¬зволяют значительно расширить возможности экспозиционера в показе экс¬поната, в предоставлении дополнительной текстовой и графической инфор¬мации по предмету или эпохе, показать отсутствующие экспонаты, организо¬вать виртуальные выставки.
Возрастающий интерес общественности к культурному наследию объ¬ясняет все большую потребность в информации, заключенной в музейных коллекциях. Побудительным мотивом большинства посетителей музеев яв¬ляется желание получить исчерпывающую информацию об интересующих их реальных событиях истории. Поэтому возникает необходимость повысить информативный уровень экспозиции, который не только будет стимулиро¬вать ее вдумчивое восприятие, но и служить основой диалога между посети¬телем и хранителем.
Коммуникативные возможности экспозиции непосредственно связаны с проблемой передачи информации. Хочется обратить внимание на следую¬щий аспект проблемы. Потребности различных категорий посетителей в му¬зейной информации, с одной стороны, предельно разнообразны, а с другой - предельно конкретны. Потенциального потребителя будут интересовать не только редкие, а зачастую и уникальные музейные материалы, но и обоб¬щающая информация по той или иной тематике, связанной с профилем му¬зея. Это значит, что музеи смогут удовлетворять эти потребности только пу¬тем создания информационных систем, базирующихся на авторитетных базах знаний, поскольку коллекции уникальны, а ассоциативные связи между му-
71 зейными предметами и реальным миром с его историческими событиями, ор¬ганизациями, странами и народами универсальны. Современный период ха¬рактеризуется построением экспозиции как целостного гармоничного ан-самбля на основе экспоната подлинника и различных компонентов, пред-ставляя собой предметно-пространственную и эмоционально-образную среду в единстве сюжетно-концептуального и визуального ряда. Такой синтез под¬разумевает создание качественно нового явления, не сводимого к простой сумме составляющих его компонентов, тем более, находящихся в непрерыв¬ной борьбе за приоритеты и главенство в ансамбле экспозиции, обладающем значительным информационным потенциалом. Поэтому экспозиция в совре¬менном представлении предполагает активное включение электронного ком¬понента. Интерактивные экспозиции, построенные на принципе активного участия посетителей, позволяют раскрыть содержательную сторону демонст¬рируемых предметов и способствуют усвоению новой информации. Созна¬ние современного человека подготовлено для визуального восприятия ин¬формации, визуальное сообщение несет большее число информационных прочтений, чем вербальное, и является универсальным для процесса воспри¬ятия.
Кроме этого, в экспозиционных залах могут демонстрироваться рабо¬тающие в режиме «non-stop» мультимедиапрезентации, обычно представ¬ляющие комплекс визуальной, графической, видео- и аудиоинформации, со¬провождаемой кратким текстом. В основном они используются для дополне¬ния экспозиции информацией об объектах, которые не могут быть представ¬лены в ней в явном виде, или изобразительным рядом. Следует помнить, что востребованность компьютерных систем в экспозиции определяется не толь¬ко привлекательностью и удобством интерфейса, концепцией, заложенной в системе поиска, но и составом, объемом и качеством информации, на основе которой построена та или иная разработка. Живя в мире, где технические возможности всегда будут превосходить «возможности внутреннего содер¬жания», мы все лучше осознаем, что информация, а не техника ради техники
имеет первостепенное значение.
Необходимо уточнить, что включение мультимедийных программ в экспозиции и выставки в музее не должно быть вызвано тем, что это модно и современно, а лишь тем, что они наиболее адекватно отвечают основному на¬значению экспозиции - коммуникации. При этом создание эффективной мультимедийной системы - органичного, а не главенствующего компонента экспозиции требует обязательного взаимодействия всех, кто участвует в экс¬позиционном творчестве: экспозиционеров, дизайнеров, научных сотрудни¬ков, хранителей, психологов, компьютерщиков и т.д., сотрудничество необ¬ходимо для успеха.
Накопленный в музеях позитивный опыт по включению компьютерных разработок в экспозиции и выставки свидетельствует о том, что они лишь кирпичик в целостном гармоничном ансамбле, построенном на основе экспо¬ната подлинника и эмоционально-образной среды, позволяющий соотнести реальность, воплощенную в музейных предметах, и научно реконструиро¬ванное знание о нем.
В данной дипломной работе был проведен анализ применения инфор¬мационных технологий в деятельности музея на примере российских и зару¬бежных музеев, проведена оценка эффективности применения информаци¬онных технологий в деятельности музея, разработаны рекомендации по эф¬фективному сопровождению образовательной деятельности в музее с приме¬нением информационных технологий и практическое внедрение информаци¬онных технологий на примере музейной дестинации «Прохоровское поле».



1. Андерсон, М.Л. Координация онлайновых музеев [Текст]: учеб. пособие/М.Л. Андерсон. - М.: «Музейное дело», 2017. - 233 с.
2. Бакулев, А.В. Музейные информационные системы[Текст]: учеб¬ное пособие / А. В. Бакулев. - М.: Справочник руководителя учреждения культуры, 2015. - 456 с.
3. Белькевич, Р.Д. Музей, как content-provider: IT в выставочном пространстве. Часть первая. Мобильные приложения [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http: //artukraine.com.ua/a/muzey-kak-content-provider-it- vvystavochnom-prostranstve.
4. Белькевич,Р.Д. Музей, как content-provider: IT в выставочном
пространстве. Часть вторая. Социальные сети [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http: //artukraine.com.ua/a/muzey-kakcontent-provider-it-v-
vystavochnom-prostranstve
5. Берк, Б.Р. Музеи: пересмотр границ [Текст] :учеб. пособие / Б.Р. Берк //Museum : Международный журнал. - 2016. - 133 с.
6. Бородкин Л.И. Digital Humanities и виртуальные реконструкции в современном музейном пространстве // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 29 сентября - 3 октября 2014 г.). - Новосибирск: Автограф, 2014 - с. 38-49.
7. Бородкин, Л.И. Виртуальные реконструкции исторической го-родской застройки: новые технологии презентации музейных экспозиции // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / Авт.-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. Л.И. Бородкин, А.Д. Яновский. - М.: Этерна, 2015. - с. 386- 394.
8. Боуэн, Дж. Только подключайтесь! [Текст] : учеб. пособ. / Дж. Боуэн // Museum : Международный журнал. Пути и методы использования Интернет ресурсов представителями музейных профессий. - 2016. - 144 с.
9. Браккер, Н.В. Электронная конвергенция: новые технологии в музеях, галереях, библиотеках и архивах[Текст]: учебное пособие / Н.В.
Браккер, Л.А. Куйбышева. - М.: «Мир библиографии», 2015. - 66 с.
10. Валетов, Т.Я. Музеи в Интернете: обзор глобальной сети[Текст]: / Т.Я. Валетов/ Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информа¬тики : тр. 9-й конф. Ассоциации «История и компьютер», Москва, апр., 2015. М.; Барнаул, 2016. - 236 с.
11. Вибе, П.П. О создании сервера «Музеи Сибири»[Текст]: Культу¬ра и интеллигенция России: интеллектуальное пространство (провинция и Центр). Х век: материалы четвертой Всерос. конф. Омск, 2016. Т. 1: Исследо¬вания интеллектуального пространства в ХХ веке: теория и практика.
12. Гиль, А.Ю. Трансформация музея в культуре информационного общества [Текст]: учебн.- метод. пособие / А.Ю. Гиль. -Томск, 2015. - 96 с.
13. Гук, Д.Ю., Определёнов В.В. Виртуальное пространство как ме¬сто межмузейной коммуникации // Современные тенденции в развитии музе¬ев и музееведения: Материалы II Всероссийской научно-практической кон¬ференции (Новосибирск, 29 сентября-3 октября 2014 г.). - Новосибирск: Ав¬тограф, 2015 - с. 63-70.
14. Гук, Д.Ю., Определёнов В.В. Информационнокоммуникационные технологии (ИКТ) в межмузейных научных проектах: онтология и прогноз // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки: сборник статей / Авт.-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. Л.И. Бородкин,А.Д. Яновский. - М.: Этерна, 2015. - с. 374-385.
15. Гук, Д.Ю., Харитонова Т.Ю., Богомазова Т.Г. Музеи в современ¬ном информационном пространстве: потенциал социальных сетей [Текст]: учебн. пособие/ Д.Ю. Гук, Т.Ю. Харитонова, Т.Г. Богомазова. - М.: Евразий¬ский Союз Ученых (ЕСУ), 2015.- 75 с.
16. Дриккер, А.С. Информационно-коммуникационные технологии и музей: третья ступень [Текст] :учеб. пособие/ А.С. Дриккер. - СПб: Информа¬ционные технологии в музее. Вып. 2. СПб: 2016. с. 13-19.
17. Загоскин, Д.В. Конкурентное преимущество музея [Текст]: учеб.
пособие / Д.В. Загоскин. - М.: МГУ, 2015. - 201 с.
18. Загоскин, Д.В. Мультимедиа-издательство в региональном музее [Текст]: учебное пособие / Д.В. Загоскин. - М.: МГУ, 2015. - 155 с.
19. Загоскин, Д.В., Пономарев А.А. Информационные технологии как способ расширения музейной аудитории [Текст]: учебн. пособие / Д.В. Загоскин, А.А. Пономарев. - М.: МГУ, 2015. - 85 с.
20. Зверева, М.В., Кофман Ю.Р. Создание электронных ресурсов в музее - путь к сохранению, изучению и популяризации культурного насле- дия[Текст]: М.В. Зверева, Ю.Р. Кофман / Калуга в шести веках : материалы 4¬й гор. краевед. конф. Калуга, 2016. - 66 с.
21. Именнова, Л.С. Музейная дестинация в туризме [Текст]: учебно¬методическое пособие / Л.С. Именнова. - М., 2015. - 74 с.
22. Интерактивное и информационное оборудование для музеев [Электронный ресурс] - Портал: Режим доступа: http: //novotouch.ru/stati/for- museums.html
23. Интерактивные и мультимедийные технологии в музеях [Элек-тронный ресурс] - Портал: Режим доступа:
http: //www.ascreen.ru/proj ects/type/more.php?id=32
24. Информационно-справочная система «НИКА-Музей» - шаг но-мер два // Мир музея. 2014..
25. Кощеева, Е.Л., Лошак Ю.М., Тумин М.Я. Система комплексной автоматизации музеев КАМИС[Текст]: учеб. пособие/ Е.Л. Кощеева, Ю.М. Лошак, М.Я.Тумин. - М.: Музей и новые технологии, 2015.- 156 с.
26. Крахоткина, Е. В. Системы электронной коммерции и техноло-гии их проектирования [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Крахоткина. - Ставро¬поль : СКФУ, 2016. - 129 с.
27. Левкин, Г. Г. Логистика распределения [Текст] : учеб. пособие / Г. Г. Левкин. - М. : Директ-Медиа, 2018. - 254 c.
28. Лошак, Ю.М., Черкалин С.Д. От автоматизированных систем учета к объединенным Интернет-каталогам[Текст]: Опыт Рыбинского музея- заповедника // Мир музея. 2015- 456 с.
29. Маркелов, Р.О. Финансовое состояние музея [Текст]: учебное по¬собие / Р.О. Маркелов - М.: ИНФРА-М, 2016. - 69 с.
30. Михайлова, А.В. Акции Исторического музея в TwitteT [элек-тронный ресурс] // ULR: http://mediashm.ru/?p=5934#5934 (дата обращения 06.05.2017).
31. Михайлова, А.В. Блоги и блогеры: к вопросу профессиональной коммуникации // Музей. - 2014. - № 5. - с. 38-42.
32. Михайлова, А.В. Музеи и социальные сети. АДИТ 2014 / А.В.
Михайлова [электронный ресурс] // ULR:
http://adit.ru/sites/default/files/socialmedia2.pdf (дата обращения 25.05.2017).
33. Михайлова, А.В. Стратегия работы с социальными сетями / А.В. Михайлова [текст] // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2014. - № 8. - с. 54-56.
34. Михайлова, А.В. Стратегия работы с социальными сетями [элек¬тронный ресурс] // ULR: http://www.youtube.com/watch?v=WTnX5fDGuQ8 (дата обращения 12.05.2017).
35. Морозкина, Л.В., Докучаева О.В., Хургина И.Ю. Электронные информационные ресурсы музея // Справочник руководителя учреждения культуры. 2014.- 465 с.
36. Музалевская, И.М. Сравнительный анализ автоматизированных музейных компьютерных систем «Музей» и КАМИС // Справочник руково¬дителя учреждения культуры. 2015. - 236 с.
37. Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В. Ле-бедев, М. 2015. -211с.
38. Музей и современные технологии: сборник статей / под ред. Э.И. Черняка. Томск: Изд-во ТГУ, 2016.- 455 с.
39. Нестандартные мультимедийные решения в музеях [Электрон-ный ресурс] - Режим доступа: http://www.viking.ru/info/museum_nstand.php
77 (дата доступа: 13.06.2018)
40. Ноль, Л.Я. Компьютер в российских музеях: «Этапы большого пути» // Актуальные проблемы современного музейного дела. Сборник тру¬дов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного де¬ла. Вып. 8 / составитель И.М. Коссова, АПРИКТ. М.: Издательство ИКАР, 2016.- 655 с.
41. Ноль, Л.Я. Информатика для музейных специалистов[Текст]: учебное пособие / Л.Я. Ноль. - СПб.: Информационные технологии в музее, 2016.- 155 с.
42. Ноль, Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея [Текст]: учебное пособие /Л.Я. Ноль. - М.: РГГУ,2015. - 321 с.
43. Романчук, А. В. Музейный туризм [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Романчук. - Санкт-Петербург, 2016. - 46 с.
44. Рыбак, К.Е. Глобальная прозрачность: музейный предмет в циф¬ровую эпоху // Современные тенденции в развитии музеев и музееведения: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Новоси¬бирск, 29 сентября - 3 октября 2014 г.). - Новосибирск: Автограф, 2014 - с. 181-185.
45. Официальный сайт Министерства культуры РФ [Электронный ресурс] - Портал: Режим доступа: http://www.mkrf.ru//
46. Сайт музей-заповедник «Прохоровское поле» [Электронный ре¬сурс] - Портал: Режим доступа: http://прохоровское-поле.рф/
47. Сизова, И.А. Информационные технологии в музейной деятель¬
ности : учебно-методический комплекс: [для студентов вузов по направлени¬ям 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного насле¬дия»]. Томск: Томский государственный университет, 2016. URL:
http: //vital .lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repo sitory/vtls: 000533164
48. Старкова, Н. О. Исследование современного состояния информа- ционно-телекомуникационной отрасли в РФ и в ЕС / Н. О. Старкова, Н. С. Махов, Н. С. Козырь // Экономика и предпринимательство. - 2014. с. 125.
49. Хургина, И.Ю., Баранова И.И. Музейный предмет и его элек-тронный образ // Современные информационные технологии в культуре и образовании: материалы к Междунар. семинару в рамках 3-й специализиро¬ван. Выставки «ИНФО-98». СПб.,2015. - 463 с.
50. Черненко, В.В. Автоматизированная система «Геологический му¬зей» - назначение и перспективы развития // Геологический музей / Гос. геол. музей. М., 2014.- 256 с.
51. Шляхтина, Л.М. Основы музейного дела: теория и практика : [учебное пособие для студентов по направлению «Музеоология и охрана объектов культурного и природного наследия»]. Изд. 3-е, доп. СПб.: Лань, 2016. - 246 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ