ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 12
1.1. Культурно-досуговая деятельность пожилых людей как объект
теоретического анализа 12
1.2. Организационно-управленческое сопровождение культурно-досуговой
деятельности пожилых людей: сущность, принципы, структура 23
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 36
2.1. Опыт организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей (на примере г. Белгорода) 36
2.2. Диагностика проблем организации культурно-досуговой деятельности
пожилых людей на муниципальном уровне (на основе результатов социологического исследования) 48
2.3. Модель организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 12
1.1. Культурно-досуговая деятельность пожилых людей как объект
теоретического анализа 12
1.2. Организационно-управленческое сопровождение культурно-досуговой
деятельности пожилых людей: сущность, принципы, структура 23
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 36
2.1. Опыт организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей (на примере г. Белгорода) 36
2.2. Диагностика проблем организации культурно-досуговой деятельности
пожилых людей на муниципальном уровне (на основе результатов социологического исследования) 48
2.3. Модель организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Актуальность темы исследования. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, ключевой целью социальной политики государства становится повышение благосостояния граждан, в том числе и лиц пожилого возраста - одной из самых многочисленных категорий населения.
В рамках заявленной государственной политики особенно актуализируются такие проблемы как решение вопросов сохранения и улучшения здоровья, повышения продолжительности жизни, улучшения жизнеобеспечения пожилых людей, защиты их прав и интересов, благосостояния и социального благополучия, создания условий для активного участия в жизни общества и реализации собственного социокультурного потенциала.
Особую роль в реализации поставленных задач призвана выполнить концепция культурно-досуговой деятельности. Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играют особую роль в жизни людей пожилого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни.
Не имеющая аналогов с точки зрения создания творческой атмосферы, организации общественно полезной деятельности, общения по интересам, культурно-досуговая деятельность опирается на мощный багаж эмпирических фактов и практического опыта. Обладая разнообразием форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, культурно-досуговая деятельность способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности.
Актуальность исследования обусловлена сложностью и
противоречивостью процесса организационно-управленческого
сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне, сопровождающегося преобразованиями не до конца отвечающим современным потребностям общественного развития и интересам конкретной личности, и недостаточной разработкой специальных технологий, средств и механизмов данного вида деятельности.
Таким образом, совершенствование организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне и механизмов ее регулирования становится объективной необходимостью и важнейшим условием устойчивого, динамического развития современного российского общества.
Степень разработанности проблемы. Проблемы места и роли старшего поколения в обществе в том или ином аспекте исследуются представителями различных наук. Как правило, исследованию подлежат лишь отдельные аспекты, тем или иным образом связанные с изучаемой проблемой, например, проблемы пожилого человека в образовательном пространстве современного общества (М.Э. Елютина, Г.Г. Сорокин,
Э.Е. Чеканова); вопросы продолжения профессиональной деятельности, карьеры в позднем возрасте (Н.И. Кондакова, Т.В. Смирнова, В.Д. Роик); проблемы межпоколенного взаимодействия, формирования
геронтологических стереотипов (Т.А. Петрова, В.В. Семенова).
Сохранение активной жизненной позиции пожилого человека становится одной из актуальных тем современных научных исследований (М.Д. Александрова, Л.И. Анциферова, Л.В. Бороздина, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Н.Н. Сачук). В данном контексте рассматриваются такие вопросы, как факторы старения, прекращение трудовой деятельности, сужение привычного круга общения, затрудненная адаптация к изменившимся условиям, снижение интеллектуальных и физических возможностей, предпочитаемые механизмы совладения со сложными ситуациями и др.
Проблема досуга имеет длительную историю рассмотрения, в процессе которой предложены различные трактовки этого явления, как по содержанию, так и по соотношению с категорией свободного времени.
В современной российской научной литературе значительный вклад в теорию культурно-досуговой деятельности внесли М.А. Ариарский,
A. Д. Жарков, Э.В. Соколов, Г.А. Евтеева.
Существенное значение для настоящего исследования имеют наработки в области методологии и методики социологических исследований досуга, общеметодологических принципов изучения взаимосвязи досуга и культуры (Г.Г. Волощенко, Б.Г. Мосалев, Г.Я. Никитина, А.С. Орлов). Анализируется опыт становления теории досуга в России и за рубежом, разрабатываются различные аспекты культурно-досуговой и социально¬культурной деятельности в работах В.З. Дуликова, М.С. Жирова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова,
B. М. Чижикова).
Пристальное внимание исследователей привлекал комплекс проблем, связанных с культурой досуга и свободного времени (В.М. Димов, Г.П.Орлов); досугу уделялось значительное внимание в рамках социологии стиля и образа жизни, культурного уровня жизни (В.А. Артемов, В.И. Болгов).
В трудах И.А. Бутенко, Е.М. Клюско, Л.И. Михайловой, В.Е. Новаторова осуществляется аналитика специфики досуговой деятельности в зависимости от возраста, доходов, профессиональной принадлежности; дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга рассматривается в работах Я.М. Рощиной; особенности развития культурно¬досуговой сферы в российской провинции проанализированы О.В. Понукалиной.
Основные аспекты организации культурно-досуговой деятельности граждан пожилого возраста в современном российском обществе отражены в исследованиях М.Р. Илакавичуса, Тугаровой Л.С., Т.В. Ткачевой, К.О. Шипицыной.
Проблемы досуга и свободного времени пожилых людей, интеграции пожилых людей в современный социум представлены в работах Л.С. Суховой, Е.В. Щаниной.
Анализ социальных технологий управления, опыт возможности их применения в системе социально-защитной практики нашли свое отражение в работах И.В. Бестужева-Лада, А.Г. Гладышева, Н.С. Данакина, В.Н. Иванова, В.И. Патрушева.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем культурно-досуговой деятельности пожилых людей, отдельные аспекты данного процесса остаются недостаточно исследованными. В частности, в имеющихся публикациях только намечены теоретико-методологические основы анализа организационно¬
управленческого механизма данного вида деятельности. Практически отсутствуют специальные исследования по теоретическим и прикладным аспектам управления культурно-досуговой деятельностью пожилых людей на муниципальном уровне.
Объект исследования - культурно-досуговая деятельность пожилых людей.
Предмет исследования - особенности организационно¬
управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику организационно¬управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей; разработать модель организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и структуру организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
2. Изучить опыт организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
3. Провести диагностику проблем организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне; разработать модель организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Гипотеза исследования: внедрение модели организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности
пожилых людей позволит повысить результативность данного вида деятельности на муниципальном уровне при следующих условиях:
1. Создание методического совета по организационно-управленческому сопровождению культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
2. Установление партнерских отношений в сфере организации досуга пожилых людей.
3. Обеспечение нормативно-правового, информационного и технологического сопровождения деятельности учреждений социальной защиты населения по организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории развития личности в процессе деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин); аксиологический подход (В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов); личностно-ориентированный подход (А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); теории социально-культурной и культурно-досуговой деятельности А.И. Арнольдова, М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова); положения о социальном управлении, его особенностях и функциях, обоснованные в трудах В.И. Иванова, В.М. Ермакова, Г.А. Котельникова, Г.И. Осадчей, В.И. Патрушева, В.И. Франчука, В.М. Шепеля.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
1. Методы научного исследования: анализ документов (специальной
литературы, нормативно-правовых, статистических, периодических источников), сравнение, типологизация, моделирование, позволившие осуществить теоретическое обоснование сущности и структуры организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой
деятельности пожилых людей.
2. Методы прикладной социологии: анкетирование, экспертный опрос, которые позволили вывить состояние и проблемы организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
3. Статистические методы интерпретации и анализа результатов (описательная статистика), посредством которых были получены данные, необходимые для разработки модели организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Эмпирической базой исследования послужили:
- нормативно-правовые акты, социальные программы
государственных, региональных и муниципальных уровней в области социальной защиты пожилых людей, частности Постановление Правительства Российской Федерации от 5.02. 2016 г. № 164-р «Об
утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»; Постановление Правительства Белгородской области от 24.11. 2011 г. №435-пп «Об утверждении Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы», Постановление Правительства Белгородской области от 21.11.2011 г. №423- пп «О Концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012-2017 годы»;
- отчетные документы МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода»);
- результаты социологического исследования «Диагностика проблем организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне», проведенного автором в мае - июле 2015 г. на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения администрации г. Белгорода» (N = 200); исследование также включало экспертный опрос (N = 30);
- вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- дано авторское определение понятия «организационно-управленческое сопровождение культурно-досуговой деятельности пожилых людей»;
- разработана модель организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
На защиту выносится следующее положение: организационно-управленческое сопровождение культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне представляет собой комплексный метод воздействия на процессы планирования и реализации данных мероприятий, обеспечивающий их системность, ресурсное обеспечение, создание оптимальных условий для повышения качества данной деятельности и включает следующие аспекты: управленческо-правовой, организационно¬методический, управленческо-координационный, экономический,
содержательный, организационно-средовой.
В современных условиях российского общества необходимо обеспечение органами муниципального управления условий для обновления механизмов организационно-управленческого сопровождения культурно¬досуговой деятельности пожилых людей: нормативно-правовых,
материальных, управленческих, кадровых и социально-культурных.
Важнейшим ресурсом решения данной задачи является разработка и реализация Модели организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей, обеспечивающей системность и целенаправленность данной деятельности на муниципальном уровне.
Научно-практическая значимость работы заключается в следующем: определена сущность, содержание и специфика организационно¬управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей; изучен опыт организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на примере г. Белгорода; диагностированы проблемы в данной области и обоснована необходимость разработки и внедрения модели организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при организации работы субъектов и органов социальной защиты населения; при подготовке студентов по направлению «Социальная работа» в рамках изучения учебных курсов «Управление в социальной работе», «Социокультурная деятельность в системе социальной работы», «Технология арт-терапии в практике социальной работы».
Апробация результатов исследования. Работа выполнена по заказу МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», где прошла апробацию в ходе профессиональной деятельности автора.
Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на VI и VII Международной очной научно-практической конференции «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (Белгород, 2014-2015г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 5 статей в сборниках материалов научных конференций международного и всероссийского уровней.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 94 наименования. Содержание диссертационной работы изложено на 82 страницах и включает в себя 2 приложения.
В рамках заявленной государственной политики особенно актуализируются такие проблемы как решение вопросов сохранения и улучшения здоровья, повышения продолжительности жизни, улучшения жизнеобеспечения пожилых людей, защиты их прав и интересов, благосостояния и социального благополучия, создания условий для активного участия в жизни общества и реализации собственного социокультурного потенциала.
Особую роль в реализации поставленных задач призвана выполнить концепция культурно-досуговой деятельности. Жизнь человека не является полноценной, если не реализуется его право на отдых, на предпочтительные формы проведения свободного времени. Досуг и отдых играют особую роль в жизни людей пожилого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. Ограничение набора социальных ролей и культурных форм активности сужает рамки их образа жизни.
Не имеющая аналогов с точки зрения создания творческой атмосферы, организации общественно полезной деятельности, общения по интересам, культурно-досуговая деятельность опирается на мощный багаж эмпирических фактов и практического опыта. Обладая разнообразием форм и методов культурного развития личности и социализирующего воздействия на неё, культурно-досуговая деятельность способна оптимизировать жизнедеятельность людей пожилого возраста, стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности.
Актуальность исследования обусловлена сложностью и
противоречивостью процесса организационно-управленческого
сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне, сопровождающегося преобразованиями не до конца отвечающим современным потребностям общественного развития и интересам конкретной личности, и недостаточной разработкой специальных технологий, средств и механизмов данного вида деятельности.
Таким образом, совершенствование организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне и механизмов ее регулирования становится объективной необходимостью и важнейшим условием устойчивого, динамического развития современного российского общества.
Степень разработанности проблемы. Проблемы места и роли старшего поколения в обществе в том или ином аспекте исследуются представителями различных наук. Как правило, исследованию подлежат лишь отдельные аспекты, тем или иным образом связанные с изучаемой проблемой, например, проблемы пожилого человека в образовательном пространстве современного общества (М.Э. Елютина, Г.Г. Сорокин,
Э.Е. Чеканова); вопросы продолжения профессиональной деятельности, карьеры в позднем возрасте (Н.И. Кондакова, Т.В. Смирнова, В.Д. Роик); проблемы межпоколенного взаимодействия, формирования
геронтологических стереотипов (Т.А. Петрова, В.В. Семенова).
Сохранение активной жизненной позиции пожилого человека становится одной из актуальных тем современных научных исследований (М.Д. Александрова, Л.И. Анциферова, Л.В. Бороздина, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Н.Н. Сачук). В данном контексте рассматриваются такие вопросы, как факторы старения, прекращение трудовой деятельности, сужение привычного круга общения, затрудненная адаптация к изменившимся условиям, снижение интеллектуальных и физических возможностей, предпочитаемые механизмы совладения со сложными ситуациями и др.
Проблема досуга имеет длительную историю рассмотрения, в процессе которой предложены различные трактовки этого явления, как по содержанию, так и по соотношению с категорией свободного времени.
В современной российской научной литературе значительный вклад в теорию культурно-досуговой деятельности внесли М.А. Ариарский,
A. Д. Жарков, Э.В. Соколов, Г.А. Евтеева.
Существенное значение для настоящего исследования имеют наработки в области методологии и методики социологических исследований досуга, общеметодологических принципов изучения взаимосвязи досуга и культуры (Г.Г. Волощенко, Б.Г. Мосалев, Г.Я. Никитина, А.С. Орлов). Анализируется опыт становления теории досуга в России и за рубежом, разрабатываются различные аспекты культурно-досуговой и социально¬культурной деятельности в работах В.З. Дуликова, М.С. Жирова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова,
B. М. Чижикова).
Пристальное внимание исследователей привлекал комплекс проблем, связанных с культурой досуга и свободного времени (В.М. Димов, Г.П.Орлов); досугу уделялось значительное внимание в рамках социологии стиля и образа жизни, культурного уровня жизни (В.А. Артемов, В.И. Болгов).
В трудах И.А. Бутенко, Е.М. Клюско, Л.И. Михайловой, В.Е. Новаторова осуществляется аналитика специфики досуговой деятельности в зависимости от возраста, доходов, профессиональной принадлежности; дифференциация стилей жизни россиян в поле досуга рассматривается в работах Я.М. Рощиной; особенности развития культурно¬досуговой сферы в российской провинции проанализированы О.В. Понукалиной.
Основные аспекты организации культурно-досуговой деятельности граждан пожилого возраста в современном российском обществе отражены в исследованиях М.Р. Илакавичуса, Тугаровой Л.С., Т.В. Ткачевой, К.О. Шипицыной.
Проблемы досуга и свободного времени пожилых людей, интеграции пожилых людей в современный социум представлены в работах Л.С. Суховой, Е.В. Щаниной.
Анализ социальных технологий управления, опыт возможности их применения в системе социально-защитной практики нашли свое отражение в работах И.В. Бестужева-Лада, А.Г. Гладышева, Н.С. Данакина, В.Н. Иванова, В.И. Патрушева.
Однако, несмотря на достаточно широкое освещение в научной литературе проблем культурно-досуговой деятельности пожилых людей, отдельные аспекты данного процесса остаются недостаточно исследованными. В частности, в имеющихся публикациях только намечены теоретико-методологические основы анализа организационно¬
управленческого механизма данного вида деятельности. Практически отсутствуют специальные исследования по теоретическим и прикладным аспектам управления культурно-досуговой деятельностью пожилых людей на муниципальном уровне.
Объект исследования - культурно-досуговая деятельность пожилых людей.
Предмет исследования - особенности организационно¬
управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику организационно¬управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей; разработать модель организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:
1. Раскрыть сущность и структуру организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
2. Изучить опыт организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
3. Провести диагностику проблем организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне; разработать модель организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Гипотеза исследования: внедрение модели организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности
пожилых людей позволит повысить результативность данного вида деятельности на муниципальном уровне при следующих условиях:
1. Создание методического совета по организационно-управленческому сопровождению культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
2. Установление партнерских отношений в сфере организации досуга пожилых людей.
3. Обеспечение нормативно-правового, информационного и технологического сопровождения деятельности учреждений социальной защиты населения по организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теории развития личности в процессе деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин); аксиологический подход (В.А. Сластенин, В.П. Тугаринов); личностно-ориентированный подход (А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); теории социально-культурной и культурно-досуговой деятельности А.И. Арнольдова, М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Ю.Д. Красильникова); положения о социальном управлении, его особенностях и функциях, обоснованные в трудах В.И. Иванова, В.М. Ермакова, Г.А. Котельникова, Г.И. Осадчей, В.И. Патрушева, В.И. Франчука, В.М. Шепеля.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования:
1. Методы научного исследования: анализ документов (специальной
литературы, нормативно-правовых, статистических, периодических источников), сравнение, типологизация, моделирование, позволившие осуществить теоретическое обоснование сущности и структуры организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой
деятельности пожилых людей.
2. Методы прикладной социологии: анкетирование, экспертный опрос, которые позволили вывить состояние и проблемы организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
3. Статистические методы интерпретации и анализа результатов (описательная статистика), посредством которых были получены данные, необходимые для разработки модели организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Эмпирической базой исследования послужили:
- нормативно-правовые акты, социальные программы
государственных, региональных и муниципальных уровней в области социальной защиты пожилых людей, частности Постановление Правительства Российской Федерации от 5.02. 2016 г. № 164-р «Об
утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года»; Постановление Правительства Белгородской области от 24.11. 2011 г. №435-пп «Об утверждении Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы», Постановление Правительства Белгородской области от 21.11.2011 г. №423- пп «О Концепции проектирования социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях Белгородской области на 2012-2017 годы»;
- отчетные документы МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода»);
- результаты социологического исследования «Диагностика проблем организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне», проведенного автором в мае - июле 2015 г. на базе МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения администрации г. Белгорода» (N = 200); исследование также включало экспертный опрос (N = 30);
- вторичный анализ результатов исследований, проведенных другими авторами по исследуемой проблеме.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- дано авторское определение понятия «организационно-управленческое сопровождение культурно-досуговой деятельности пожилых людей»;
- разработана модель организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
На защиту выносится следующее положение: организационно-управленческое сопровождение культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне представляет собой комплексный метод воздействия на процессы планирования и реализации данных мероприятий, обеспечивающий их системность, ресурсное обеспечение, создание оптимальных условий для повышения качества данной деятельности и включает следующие аспекты: управленческо-правовой, организационно¬методический, управленческо-координационный, экономический,
содержательный, организационно-средовой.
В современных условиях российского общества необходимо обеспечение органами муниципального управления условий для обновления механизмов организационно-управленческого сопровождения культурно¬досуговой деятельности пожилых людей: нормативно-правовых,
материальных, управленческих, кадровых и социально-культурных.
Важнейшим ресурсом решения данной задачи является разработка и реализация Модели организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей, обеспечивающей системность и целенаправленность данной деятельности на муниципальном уровне.
Научно-практическая значимость работы заключается в следующем: определена сущность, содержание и специфика организационно¬управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей; изучен опыт организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на примере г. Белгорода; диагностированы проблемы в данной области и обоснована необходимость разработки и внедрения модели организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы при организации работы субъектов и органов социальной защиты населения; при подготовке студентов по направлению «Социальная работа» в рамках изучения учебных курсов «Управление в социальной работе», «Социокультурная деятельность в системе социальной работы», «Технология арт-терапии в практике социальной работы».
Апробация результатов исследования. Работа выполнена по заказу МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода», где прошла апробацию в ходе профессиональной деятельности автора.
Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на VI и VII Международной очной научно-практической конференции «Социальная работа в современной России: взаимодействие науки, образования и практики» (Белгород, 2014-2015г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 5 статей в сборниках материалов научных конференций международного и всероссийского уровней.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 94 наименования. Содержание диссертационной работы изложено на 82 страницах и включает в себя 2 приложения.
Граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие Российской Федерации, стремятся к осуществлению трудовой деятельности, являются создателями значимой части материальных благ, активно участвуют в процессах социального развития, сохраняют и приумножают богатство культуры страны и передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших духовно¬нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений.
Складывающаяся демографическая ситуация ставит новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные не только на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности, но и на создание условий для активного участия их в политической, социальной и в иных сферах деятельности общества, сохранение активного долголетия.
Большое значение для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет формирование условий для организации досуга и отдыха этих граждан, их вовлечение в различные виды деятельности (физкультурно-оздоровительную, туристскую и культурную).
Важными факторами развития человеческого потенциала, сохранения и укрепления здоровья граждан являются физическая культура и спорт, в связи с чем растет необходимость создания условий, обеспечивающих возможность для граждан старшего поколения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой.
Укрепление здоровья граждан среднего и старшего возраста имеет не только важнейшее социальное, но и экономическое значение, связанное в том числе с проблемами продления трудоспособного возраста и пенсионного обеспечения граждан. Систематические занятия физическими упражнениями, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно и на умственной деятельности, продлевают активное долголетие.
Установлено, что в г. Белгороде ведется целенаправленная и систематическая работа по вовлечению пожилых людей в культурно - досуговую деятельность, разрабатываются программы различного уровня, предпринимаются меры по совершенствованию системы культурно-досуговой деятельности на муниципальном уровне.
Основными направлениями являются:
- совершенствование организации культурно-досуговой деятельности и предоставление услуг учреждениями культуры гражданам старшего поколения;
- планирование культурного досуга граждан старшего поколения с учетом приоритетов развивающих технологий;
- вовлечение граждан старшего поколения в различные виды художественного и прикладного творчества;
- создание условий для повышения уровня физической активности граждан старшего поколения; организация и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий всех уровней для граждан старшего поколения.
Специалисты отделения реабилитации и социально-профилактической работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» активно сотрудничают с Активами пожилых граждан микрорайонов города. Основными направления работы отделения являются:
- культурно-досуговое направление (цель: создание условий для саморелизации граждан пожилого возраста);
- добровольческое направление «Агентство 55+» (цель: организация добровольческого движения и координация действий по оказанию помощи нуждающимся);
- патриотическое направление (цель: преемственность поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию);
- образовательное направление (цель: обучение пожилых людей и повышение их социальной комфортности в современном обществе);
- информационное направление (цель: оказание услуг по
предоставлению информации пожилым людям и инвалидам);
- спортивное направление (цель: популяризация здорового образа жизни, курс на активное долголетие).
Однако в современной действительности требуется новый подход к организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей,
основанный на комплексной диагностике проблем пожилых граждан, требующий создания институциональных основ обеспечения устойчивого формирования социально-культурной среды для пожилых людей, а также повышения качества услуг в рамках совершенствования системы культурно¬досуговой деятельности пожилых людей.
Центральным элементом модели организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей в условиях муниципального образования является создание и организация работы Методического совета по организационному сопровождению культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
Стратегической целью разработки данной модели является обеспечение системно-ориентированного организационного сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Основными тактическими целями Модели являются:
- создание и обеспечение функционирования методического совета по организационному сопровождению культурно-досуговой деятельности пожилых людей;
- разработка концепции культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне;
- развитие системы социального партнерства в системе культурно-досуговой деятельности пожилых людей;
- обеспечение организационно-методических условий, средств, методов, содержания культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
Планируемые результаты реализации модели:
- совершенствование организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей в г. Белгороде;
- привлечение большего количества пожилых людей к активной социальной жизни городского сообщества, и решению существующих социальных проблем на территории силами самих граждан;
- увеличение численности граждан пожилого возраста, участвующих в работе клубов по интересам, с целью создания условий для самореализации пожилых людей, развития и укрепления традиций духовности, межличностного общения в культурных процессах;
- увеличение количества граждан пожилого возраста, включенных в образовательный и познавательный процесс;
- координация и консолидация усилий учреждений различной ведомственной принадлежности, развитие механизмов социального партнерства в сфере организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
Складывающаяся демографическая ситуация ставит новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные не только на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности, но и на создание условий для активного участия их в политической, социальной и в иных сферах деятельности общества, сохранение активного долголетия.
Большое значение для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет формирование условий для организации досуга и отдыха этих граждан, их вовлечение в различные виды деятельности (физкультурно-оздоровительную, туристскую и культурную).
Важными факторами развития человеческого потенциала, сохранения и укрепления здоровья граждан являются физическая культура и спорт, в связи с чем растет необходимость создания условий, обеспечивающих возможность для граждан старшего поколения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой.
Укрепление здоровья граждан среднего и старшего возраста имеет не только важнейшее социальное, но и экономическое значение, связанное в том числе с проблемами продления трудоспособного возраста и пенсионного обеспечения граждан. Систематические занятия физическими упражнениями, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно и на умственной деятельности, продлевают активное долголетие.
Установлено, что в г. Белгороде ведется целенаправленная и систематическая работа по вовлечению пожилых людей в культурно - досуговую деятельность, разрабатываются программы различного уровня, предпринимаются меры по совершенствованию системы культурно-досуговой деятельности на муниципальном уровне.
Основными направлениями являются:
- совершенствование организации культурно-досуговой деятельности и предоставление услуг учреждениями культуры гражданам старшего поколения;
- планирование культурного досуга граждан старшего поколения с учетом приоритетов развивающих технологий;
- вовлечение граждан старшего поколения в различные виды художественного и прикладного творчества;
- создание условий для повышения уровня физической активности граждан старшего поколения; организация и проведение массовых физкультурно-спортивных мероприятий всех уровней для граждан старшего поколения.
Специалисты отделения реабилитации и социально-профилактической работы с гражданами пожилого возраста и инвалидами МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения города Белгорода» активно сотрудничают с Активами пожилых граждан микрорайонов города. Основными направления работы отделения являются:
- культурно-досуговое направление (цель: создание условий для саморелизации граждан пожилого возраста);
- добровольческое направление «Агентство 55+» (цель: организация добровольческого движения и координация действий по оказанию помощи нуждающимся);
- патриотическое направление (цель: преемственность поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию);
- образовательное направление (цель: обучение пожилых людей и повышение их социальной комфортности в современном обществе);
- информационное направление (цель: оказание услуг по
предоставлению информации пожилым людям и инвалидам);
- спортивное направление (цель: популяризация здорового образа жизни, курс на активное долголетие).
Однако в современной действительности требуется новый подход к организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей,
основанный на комплексной диагностике проблем пожилых граждан, требующий создания институциональных основ обеспечения устойчивого формирования социально-культурной среды для пожилых людей, а также повышения качества услуг в рамках совершенствования системы культурно¬досуговой деятельности пожилых людей.
Центральным элементом модели организационно-управленческого сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей в условиях муниципального образования является создание и организация работы Методического совета по организационному сопровождению культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
Стратегической целью разработки данной модели является обеспечение системно-ориентированного организационного сопровождения культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне.
Основными тактическими целями Модели являются:
- создание и обеспечение функционирования методического совета по организационному сопровождению культурно-досуговой деятельности пожилых людей;
- разработка концепции культурно-досуговой деятельности пожилых людей на муниципальном уровне;
- развитие системы социального партнерства в системе культурно-досуговой деятельности пожилых людей;
- обеспечение организационно-методических условий, средств, методов, содержания культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
Планируемые результаты реализации модели:
- совершенствование организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей в г. Белгороде;
- привлечение большего количества пожилых людей к активной социальной жизни городского сообщества, и решению существующих социальных проблем на территории силами самих граждан;
- увеличение численности граждан пожилого возраста, участвующих в работе клубов по интересам, с целью создания условий для самореализации пожилых людей, развития и укрепления традиций духовности, межличностного общения в культурных процессах;
- увеличение количества граждан пожилого возраста, включенных в образовательный и познавательный процесс;
- координация и консолидация усилий учреждений различной ведомственной принадлежности, развитие механизмов социального партнерства в сфере организации культурно-досуговой деятельности пожилых людей.
Подобные работы
- КАЧЕСТВО УСЛУГ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



