СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АБИЛИТАЦИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ: АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-ТЕРАПИИ В 9 СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АБИЛИТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
1.1. Умственно отсталые дети как объект социокультурной 9
абилитации
1.2. Сущность и основные направления арт-терапии в 16
социокультурной абилитации умственно отсталых детей
2. ОСОБЕННОСТИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРАКТИК В 27
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АБИЛИТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
2.1. Арт-терапевтические практики в социокультурной абилитации 27
умственно отсталых детей: отечественный опыт
2.2. Диагностика проблем социокультурной абилитации умственно 37
отсталых детей в МКОУ «Общеобразовательная школа № 30»
г. Белгорода
2.3. Программа социокультурной абилитации умственно отсталых 45
детей посредством арт-терапии «Творчество для всех»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-ТЕРАПИИ В 9 СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АБИЛИТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
1.1. Умственно отсталые дети как объект социокультурной 9
абилитации
1.2. Сущность и основные направления арт-терапии в 16
социокультурной абилитации умственно отсталых детей
2. ОСОБЕННОСТИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРАКТИК В 27
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АБИЛИТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
2.1. Арт-терапевтические практики в социокультурной абилитации 27
умственно отсталых детей: отечественный опыт
2.2. Диагностика проблем социокультурной абилитации умственно 37
отсталых детей в МКОУ «Общеобразовательная школа № 30»
г. Белгорода
2.3. Программа социокультурной абилитации умственно отсталых 45
детей посредством арт-терапии «Творчество для всех»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем что, численность детей с умственной отсталостью остается достаточно высокой. Статистические данные последних лет показали, что число детей с тяжелой умственной отсталостью не увеличивается, а численность детей с легкой степенью умственной отсталости возрастает [22]. Умственно отсталые дети это, прежде всего такие дети у которых преобладает дефект в интеллектуальной сфере. Данные нарушения могут быть как врожденными, так и приобретенными. Умственная отсталость главным образом отражается на познавательной сфере, что нарушает у детей с таким диагнозом внимательность, концентрацию, способность к запоминанию.
Все вышеизложенное говорит о том, что умственно отсталые дети нуждаются в социокультурной абилитации. Она помогает таким детям социализироваться в обществе, приобщает их к общим культурным ценностям, раскрывает их потенциал. Социокультурная абилитация умственно отсталых детей проводится в просветительском и досуговом направлении. Одним их эффективных методов социокультурной абилитации сегодня выступает арт-терапия.
Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. В ходе арт-терапевтической работы у детей происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний), корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформирован, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что для успешной социализации и адаптации в обществе детям с умственной отсталостью необходимо проводить социокультурную абилитацию. Для этого необходимо создавать благоприятные условия в школе, дома, и в различных учреждениях культуры. Для эффективности социокультурной абилитации нужно использовать различные направления арт-терапии, чтобы полностью раскрыть творческий, духовный, психологический, адаптационный потенциал умственно отсталого ребенка.
Сегодня социокультурную абилитацию проводят в
общеобразовательных учреждениях для умственно отсталых детей. Однако арт-терапии в них уделяется слишком мало внимания.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что у детей с умственной отсталостью существует потребность в социокультурной абилитации, но в общеобразовательных школах, где обучаются умственно отсталые дети, применение арт-терапии в рамках социокультурной абилитации сталкивается с рядом трудностей.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Научные исследования в области нарушения интеллектуального развития у детей имеют весьма широкий диапазон. Эти исследования касаются изучения умственной отсталости детей, как особого патологического состояния, интеллекта такими исследованиями занимался
A. А. Амасьянц, а также многие исследования посвящены обучаемости детей с нарушениями интеллектуального развития А.Р. Малер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына.
В литературе по специальной педагогике и психологии имеются материалы свидетельствующие о том, что для умственно отсталых детей характерны нарушения всех психических процессов и, особенно, мышления, в котором имеющиеся отклонения выражены значительнее, чем в менее сложных познавательных процессах. (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков).
Изучением абилитации, адаптации умственно отсталых детей в обществе занимались Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец,
B. В. Коркунов, Е.М. Мастюкова, С.Л. Рубинштейн.
Фундаментальные положения русской и зарубежной философской мысли о ведущей роли культуры в становлении личности, которые рассматривались Д.С. Лихачевым, А.Ф. Лосевым, X. Ортегой-и-Гассетом, А. Швейцером, помогают более точно и подробно увидеть всю необходимость социокультурной абилитации умственно отсталых детей.
По мнению М. Клейн, Ю.С. Шевченко, Л.Д. Лебедевой, М.В. Кисилевой арт-терапия дает реальную возможность для гармонизации психодинамических процессов детского возраста. Что помогает детям с умственной отсталостью более успешно и эффективно развиваться, стать более уверенными в себе и своих творческих способностях.
Т.Ю. Киселева, C.B. Куракина, А.Ю. Сметанина представляют работы по арт-терапии, ориентированные на решение проблем адаптации, коррекции социальной дезадаптированности младших школьников с умственной отсталостью; применения арт-терапии в целях духовно-нравственного развития детей или как средство обогащения социокультурного опыта школьников.
Объект: социокультурная абилитация умственно отсталых детей.
Предмет: арт-терапевтические практики в социокультурной
абилитации умственно отсталых детей.
Цель работы: выявить сущность и специфику использования арт- терапевтических практик в социокультурной абилитации умственно отсталых детей и разработать программу социокультурной абилитации умственно отсталых детей посредством арт-терапии.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы арт-терапии в социокультурной абилитации умственно отсталых детей.
2. Охарактеризовать отечественные арт-терапевтические практики в социокультурной абилитации умственно отсталых детей.
3. Провести диагностику проблем социокультурной абилитации умственно отсталых детей в МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода и разработать программу социокультурной абилитации умственно отсталых детей посредством арт-терапии «Творчество для всех».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта; теория деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов,
Л.И. Божович, В.П. Зинченко, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Филонов); теория о единстве законов развития нормальных и умственно отсталых детей и качественном своеобразии ребенка с нарушением интеллекта (А.Н. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Л.В. Занков, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, И.М. Соловьев, Г.Я. Трошин); положение о педагогической
дифференциации учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии (Н.М. Барская, В.В. Воронкова, И.Г. Еременко, В.Г. Петрова),
антропоцентристский подход к социальной реабилитации инвалида (Л.С. Выготский, Ф. Гиддингс, А.В. Мудрик, Г. Тард, Э. Эриксон, Ю. Хабермас.); психодинамический подход в арт-терапии опирается на идеи
З. Фрейда и К. Юнга, считавших что продукт художественной деятельности является выражением неосознаваемых психических, исследования в области арт-терапии и психологии творчества (М.М. Бахтин, М.Е. Бурно, Л.С. Выготский, C.B. Максимова, В.П. Третьяков, Б.С. Хайкин, Р. Арнхейм, М. Наумбург, А. Хилл, Ш. Макнифф и др.).
Методы исследования. Информационную базу исследования составили: специальная литература; Декларация о правах умственно
отсталых лиц от 20.12.1971 , Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г, Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г., Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 определяющие принципы, нормы и направления работы с детьми- инвалидами, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273; данные Федеральной службы государственной статистики; устав, документация и сайт МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы авторского социального исследования «Диагностика проблем социокультурной абилитации детей с нарушениями интеллектуального развития», проведенного на базе МКОУ «Общеобразовательная школа № 30»
г. Белгорода в ходе прохождения производственной практики (в декабре 2016 г.) и преддипломной практики (в апреле 2017 г.). Сбор информации осуществлялся посредством проведения экспертного опроса, в котором принимали участие специалисты МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» (N=10 человек) и с помощью наблюдения за обучающимися данной школы (N=9 человек), психодиагностики детей находящихся в
экспериментальной группе (N=4 человека).
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в том что, мы рассмотрели умственно отсталых детей как объект социокультурной абилитации, выделили основные направления арт-терапии в социокультурной абилитации умственно отсталых детей. Результаты социального исследования, позволили выявить проблемы арт-терапии в социокультурной абилитации умственно отсталых детей в МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования результатов исследования для развития арт-терапевтических практик в социокультурной абилитации обучающихся коррекционных общеобразовательных школ.
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода. Программа социокультурной абилитации умственно отсталых детей посредством арт-терапии «Творчество для всех» рассматривалась на педагогическом совете школы, была одобрена и внедрена в деятельность МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Все вышеизложенное говорит о том, что умственно отсталые дети нуждаются в социокультурной абилитации. Она помогает таким детям социализироваться в обществе, приобщает их к общим культурным ценностям, раскрывает их потенциал. Социокультурная абилитация умственно отсталых детей проводится в просветительском и досуговом направлении. Одним их эффективных методов социокультурной абилитации сегодня выступает арт-терапия.
Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. В ходе арт-терапевтической работы у детей происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний), корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформирован, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что для успешной социализации и адаптации в обществе детям с умственной отсталостью необходимо проводить социокультурную абилитацию. Для этого необходимо создавать благоприятные условия в школе, дома, и в различных учреждениях культуры. Для эффективности социокультурной абилитации нужно использовать различные направления арт-терапии, чтобы полностью раскрыть творческий, духовный, психологический, адаптационный потенциал умственно отсталого ребенка.
Сегодня социокультурную абилитацию проводят в
общеобразовательных учреждениях для умственно отсталых детей. Однако арт-терапии в них уделяется слишком мало внимания.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что у детей с умственной отсталостью существует потребность в социокультурной абилитации, но в общеобразовательных школах, где обучаются умственно отсталые дети, применение арт-терапии в рамках социокультурной абилитации сталкивается с рядом трудностей.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Научные исследования в области нарушения интеллектуального развития у детей имеют весьма широкий диапазон. Эти исследования касаются изучения умственной отсталости детей, как особого патологического состояния, интеллекта такими исследованиями занимался
A. А. Амасьянц, а также многие исследования посвящены обучаемости детей с нарушениями интеллектуального развития А.Р. Малер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына.
В литературе по специальной педагогике и психологии имеются материалы свидетельствующие о том, что для умственно отсталых детей характерны нарушения всех психических процессов и, особенно, мышления, в котором имеющиеся отклонения выражены значительнее, чем в менее сложных познавательных процессах. (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков).
Изучением абилитации, адаптации умственно отсталых детей в обществе занимались Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец,
B. В. Коркунов, Е.М. Мастюкова, С.Л. Рубинштейн.
Фундаментальные положения русской и зарубежной философской мысли о ведущей роли культуры в становлении личности, которые рассматривались Д.С. Лихачевым, А.Ф. Лосевым, X. Ортегой-и-Гассетом, А. Швейцером, помогают более точно и подробно увидеть всю необходимость социокультурной абилитации умственно отсталых детей.
По мнению М. Клейн, Ю.С. Шевченко, Л.Д. Лебедевой, М.В. Кисилевой арт-терапия дает реальную возможность для гармонизации психодинамических процессов детского возраста. Что помогает детям с умственной отсталостью более успешно и эффективно развиваться, стать более уверенными в себе и своих творческих способностях.
Т.Ю. Киселева, C.B. Куракина, А.Ю. Сметанина представляют работы по арт-терапии, ориентированные на решение проблем адаптации, коррекции социальной дезадаптированности младших школьников с умственной отсталостью; применения арт-терапии в целях духовно-нравственного развития детей или как средство обогащения социокультурного опыта школьников.
Объект: социокультурная абилитация умственно отсталых детей.
Предмет: арт-терапевтические практики в социокультурной
абилитации умственно отсталых детей.
Цель работы: выявить сущность и специфику использования арт- терапевтических практик в социокультурной абилитации умственно отсталых детей и разработать программу социокультурной абилитации умственно отсталых детей посредством арт-терапии.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы арт-терапии в социокультурной абилитации умственно отсталых детей.
2. Охарактеризовать отечественные арт-терапевтические практики в социокультурной абилитации умственно отсталых детей.
3. Провести диагностику проблем социокультурной абилитации умственно отсталых детей в МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода и разработать программу социокультурной абилитации умственно отсталых детей посредством арт-терапии «Творчество для всех».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта; теория деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов,
Л.И. Божович, В.П. Зинченко, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Филонов); теория о единстве законов развития нормальных и умственно отсталых детей и качественном своеобразии ребенка с нарушением интеллекта (А.Н. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Л.В. Занков, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, И.М. Соловьев, Г.Я. Трошин); положение о педагогической
дифференциации учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии (Н.М. Барская, В.В. Воронкова, И.Г. Еременко, В.Г. Петрова),
антропоцентристский подход к социальной реабилитации инвалида (Л.С. Выготский, Ф. Гиддингс, А.В. Мудрик, Г. Тард, Э. Эриксон, Ю. Хабермас.); психодинамический подход в арт-терапии опирается на идеи
З. Фрейда и К. Юнга, считавших что продукт художественной деятельности является выражением неосознаваемых психических, исследования в области арт-терапии и психологии творчества (М.М. Бахтин, М.Е. Бурно, Л.С. Выготский, C.B. Максимова, В.П. Третьяков, Б.С. Хайкин, Р. Арнхейм, М. Наумбург, А. Хилл, Ш. Макнифф и др.).
Методы исследования. Информационную базу исследования составили: специальная литература; Декларация о правах умственно
отсталых лиц от 20.12.1971 , Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г, Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г., Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 определяющие принципы, нормы и направления работы с детьми- инвалидами, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273; данные Федеральной службы государственной статистики; устав, документация и сайт МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы авторского социального исследования «Диагностика проблем социокультурной абилитации детей с нарушениями интеллектуального развития», проведенного на базе МКОУ «Общеобразовательная школа № 30»
г. Белгорода в ходе прохождения производственной практики (в декабре 2016 г.) и преддипломной практики (в апреле 2017 г.). Сбор информации осуществлялся посредством проведения экспертного опроса, в котором принимали участие специалисты МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» (N=10 человек) и с помощью наблюдения за обучающимися данной школы (N=9 человек), психодиагностики детей находящихся в
экспериментальной группе (N=4 человека).
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в том что, мы рассмотрели умственно отсталых детей как объект социокультурной абилитации, выделили основные направления арт-терапии в социокультурной абилитации умственно отсталых детей. Результаты социального исследования, позволили выявить проблемы арт-терапии в социокультурной абилитации умственно отсталых детей в МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования результатов исследования для развития арт-терапевтических практик в социокультурной абилитации обучающихся коррекционных общеобразовательных школ.
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода. Программа социокультурной абилитации умственно отсталых детей посредством арт-терапии «Творчество для всех» рассматривалась на педагогическом совете школы, была одобрена и внедрена в деятельность МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Под умственной отсталостью мы понимаем качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. Умственно отсталые дети - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга имеется повреждение обычного становления психических, в особенности высших познавательных действий (функционального восприятия, случайной памяти словесно-закономерного мышления, речи и др.).
В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению), как разновидность дизонтогенеза, и деменцию. Э Крепелин предложил классификацию умственной отсталости объединив все известные симптомы «олигофрении», и выделил термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность» для определения степени нарушения интеллекта.
Причины появления на свет умственно отсталого ребенка различны. Обычно выделяют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешнесредовые) факторы. Установлено, что преобладают генетические формы умственной отсталости, которые относятся к числу врожденных. Однако существенную роль в возникновении нарушений играют вирусные заболевания матери (например, краснуха), отравление плода алкоголем, наркотиками, неумеренное употребление лекарств, эндокринные заболевания матери, хромосомные нарушения. Определенное значение имеют травмы головного мозга ребенка, которые он может получить во внутриутробном периоде развития, во время родов или в первый год - полтора жизни. В настоящее время все большую роль начинает играть ухудшение экологической и экономической обстановки, наблюдаемое в нашей стране.
Поэтому необходима социокультурная абилитация умственно отсталых детей. Понятие «социокультурной абилитации» используется в разных областях науки: психологии, философии, социологии, педагогики, медицины и др. Употребление этого понятия является не традиционным, и используется для рассмотрения проблем формирования личности в условиях аномального развития, ее социализации, коррекционно-воспитательного воздействия умственно отсталого ребенка.
Данное понятие необходимо рассматривать через такие социальные явления как социализация и адаптация. При этом нужно учитывать возможности детей. Учитывая все эти особенности дается следующее определение социокультурной абилитации - создание условий для развития и повышение адаптивных возможностей ребенка, общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование навыков самообслуживания.
В настоящее время самым распространенным направлением социокультурной абилитации умственно отсталых детей является арт- терприя. Все чаще арт-терапию рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности и реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационной, коррекционной, мобилизующей, регулятивной, реабилитационной, профилактической). Данное понятие принято различать в узком смысле - арт-терапия - это терапия искусством и изобразительной деятельностью (рисование, лепка, коллаж), с применением различных материалов (пастель, уголь, краски, восковые мелки, песок, ткань, фольга, бумага, глина, пластилин, специальное тесто, камни, раковины и т.д.). В широком смысле - арт-терапия - это терапия творческим самовыражением, которая включает в себя методы телесно ориентированной терапии, музыкальной терапии, фототерапии, драматерапии, сказкотерапии, танцевально-двигательной терапии, песочной терапии и др., предполагающие различные виды творческой экспрессии, связанные с выражением мыслей, чувств, потребностей личности в процессе его работы над созданием образов и с различными изобразительными материалами.
Сущность арт-терапии при социокультурной абилитации умственно отсталых детей состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства и проявляется в реконструировании навыков ребенка с умственной отсталостью с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с дефектом, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения, а также помогает развить художественные способности, повысить самооценку, выявить скрытые таланты пробудить творческие силы, спонтанность, оригинальность мышления. Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют ребенку подняться на более высокую ступень своего развития.
Проведенной авторское прикладное исследование дало более детальное представление об проблемах проведения арт-терапии при социокультурной абилитации умственно отсталых детей. Таковыми являются: 1) отсутствие специального оборудования для проведения арт-терапии затрудняет процесс социокультурной абилитации; 2) недостаточное колличество рабочего времени затрудняет качественное проведение социокультурной абилитации с умственно отсталыми детьми; 3) отсутствие профессиональной подготовки педагогов для проведения социокультурной абилитации. Было также проведено эксперементальное занятие по арт-терапии результатами которого стало то, что:
- арт-терапевтические занятия эффективно влияют на социокультурную абилитацию умственно отсталых детей;
- отсутствие специально оборудованного кабинета затрудняет проведения арт-терапевтических занятий;
- после занятия психологическое состояние ребенка улучшается, и его уверенность в собственных силах возрастает;
- в процессе арт-терапии творческие работы и их признание взрослыми повышают самооценку ребенка,и степень его самопризнания;
- дети с удовольствием выполняют задания, им интересно и увлекательно общаться с учителем и со сверстниками.
- компетенция и навыки учителей позволяют проводить социокультурную абилитацию с умственно отсталыми детьми.
С учетом результатов исследования по социокультурной абилитации умственно отсталых детей автором была разработана программа которая включает: 1. создание благоприятных условий для проведения
социокультурной абилитации; 2. проведение индивидуальных и групповых занятий арт-терапией; 3.организацию выездов учащихся на культурно-досуговые мероприятия; 4. организацию мероприятий с участием творческих коллективов, студентов на территории «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода»; 5 проведения социокультурных мероприятий по направлениям арт-терапии: музыкотерапия, изотерапия, библиотерапия, таннцевальная терапия.
Реализация программы позволит обеспечить:
1. Внесение изменений в организацию социокультурной абилитации посредством арт-терапии с умственно отсталыми детьми.
2. Взаимодействие различных учреждений по вопросам социокультурной деятельности с детьми с умственной отсталостью.
3. Четкое распределение обязанностей учителей по направлениям арт- терапии.
4. Расширение спектра мероприятий в организации социокультурной абилитации посредством арт-терапии с умственно отсталыми детьми.
5. Благоустройство коридоров и школьного двора.
Таким образом, социокультурная абилитация умственно отсталых детей посредством арт-терапии - это комплексная работа специалистов учреждений, где обучаются умственно отсталые дети, которая включает в себя диагностику проблем ребенка, включение его в арт-деятельность, проведение мероприятий социокультурной абилитации.
От того, как будут решены вопросы социокультурной абилитации умственно отсталых детей, во многом зависит успешность социализации и адаптации таких детей в обществе, и то как они реализуют свои возможности в будущем.
В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению), как разновидность дизонтогенеза, и деменцию. Э Крепелин предложил классификацию умственной отсталости объединив все известные симптомы «олигофрении», и выделил термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность» для определения степени нарушения интеллекта.
Причины появления на свет умственно отсталого ребенка различны. Обычно выделяют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешнесредовые) факторы. Установлено, что преобладают генетические формы умственной отсталости, которые относятся к числу врожденных. Однако существенную роль в возникновении нарушений играют вирусные заболевания матери (например, краснуха), отравление плода алкоголем, наркотиками, неумеренное употребление лекарств, эндокринные заболевания матери, хромосомные нарушения. Определенное значение имеют травмы головного мозга ребенка, которые он может получить во внутриутробном периоде развития, во время родов или в первый год - полтора жизни. В настоящее время все большую роль начинает играть ухудшение экологической и экономической обстановки, наблюдаемое в нашей стране.
Поэтому необходима социокультурная абилитация умственно отсталых детей. Понятие «социокультурной абилитации» используется в разных областях науки: психологии, философии, социологии, педагогики, медицины и др. Употребление этого понятия является не традиционным, и используется для рассмотрения проблем формирования личности в условиях аномального развития, ее социализации, коррекционно-воспитательного воздействия умственно отсталого ребенка.
Данное понятие необходимо рассматривать через такие социальные явления как социализация и адаптация. При этом нужно учитывать возможности детей. Учитывая все эти особенности дается следующее определение социокультурной абилитации - создание условий для развития и повышение адаптивных возможностей ребенка, общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование навыков самообслуживания.
В настоящее время самым распространенным направлением социокультурной абилитации умственно отсталых детей является арт- терприя. Все чаще арт-терапию рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности и реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационной, коррекционной, мобилизующей, регулятивной, реабилитационной, профилактической). Данное понятие принято различать в узком смысле - арт-терапия - это терапия искусством и изобразительной деятельностью (рисование, лепка, коллаж), с применением различных материалов (пастель, уголь, краски, восковые мелки, песок, ткань, фольга, бумага, глина, пластилин, специальное тесто, камни, раковины и т.д.). В широком смысле - арт-терапия - это терапия творческим самовыражением, которая включает в себя методы телесно ориентированной терапии, музыкальной терапии, фототерапии, драматерапии, сказкотерапии, танцевально-двигательной терапии, песочной терапии и др., предполагающие различные виды творческой экспрессии, связанные с выражением мыслей, чувств, потребностей личности в процессе его работы над созданием образов и с различными изобразительными материалами.
Сущность арт-терапии при социокультурной абилитации умственно отсталых детей состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства и проявляется в реконструировании навыков ребенка с умственной отсталостью с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с дефектом, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения, а также помогает развить художественные способности, повысить самооценку, выявить скрытые таланты пробудить творческие силы, спонтанность, оригинальность мышления. Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют ребенку подняться на более высокую ступень своего развития.
Проведенной авторское прикладное исследование дало более детальное представление об проблемах проведения арт-терапии при социокультурной абилитации умственно отсталых детей. Таковыми являются: 1) отсутствие специального оборудования для проведения арт-терапии затрудняет процесс социокультурной абилитации; 2) недостаточное колличество рабочего времени затрудняет качественное проведение социокультурной абилитации с умственно отсталыми детьми; 3) отсутствие профессиональной подготовки педагогов для проведения социокультурной абилитации. Было также проведено эксперементальное занятие по арт-терапии результатами которого стало то, что:
- арт-терапевтические занятия эффективно влияют на социокультурную абилитацию умственно отсталых детей;
- отсутствие специально оборудованного кабинета затрудняет проведения арт-терапевтических занятий;
- после занятия психологическое состояние ребенка улучшается, и его уверенность в собственных силах возрастает;
- в процессе арт-терапии творческие работы и их признание взрослыми повышают самооценку ребенка,и степень его самопризнания;
- дети с удовольствием выполняют задания, им интересно и увлекательно общаться с учителем и со сверстниками.
- компетенция и навыки учителей позволяют проводить социокультурную абилитацию с умственно отсталыми детьми.
С учетом результатов исследования по социокультурной абилитации умственно отсталых детей автором была разработана программа которая включает: 1. создание благоприятных условий для проведения
социокультурной абилитации; 2. проведение индивидуальных и групповых занятий арт-терапией; 3.организацию выездов учащихся на культурно-досуговые мероприятия; 4. организацию мероприятий с участием творческих коллективов, студентов на территории «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода»; 5 проведения социокультурных мероприятий по направлениям арт-терапии: музыкотерапия, изотерапия, библиотерапия, таннцевальная терапия.
Реализация программы позволит обеспечить:
1. Внесение изменений в организацию социокультурной абилитации посредством арт-терапии с умственно отсталыми детьми.
2. Взаимодействие различных учреждений по вопросам социокультурной деятельности с детьми с умственной отсталостью.
3. Четкое распределение обязанностей учителей по направлениям арт- терапии.
4. Расширение спектра мероприятий в организации социокультурной абилитации посредством арт-терапии с умственно отсталыми детьми.
5. Благоустройство коридоров и школьного двора.
Таким образом, социокультурная абилитация умственно отсталых детей посредством арт-терапии - это комплексная работа специалистов учреждений, где обучаются умственно отсталые дети, которая включает в себя диагностику проблем ребенка, включение его в арт-деятельность, проведение мероприятий социокультурной абилитации.
От того, как будут решены вопросы социокультурной абилитации умственно отсталых детей, во многом зависит успешность социализации и адаптации таких детей в обществе, и то как они реализуют свои возможности в будущем.



