ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-ТЕРАПИИ В 9 СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АБИЛИТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
1.1. Умственно отсталые дети как объект социокультурной 9
абилитации
1.2. Сущность и основные направления арт-терапии в 16
социокультурной абилитации умственно отсталых детей
2. ОСОБЕННОСТИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРАКТИК В 27
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АБИЛИТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
2.1. Арт-терапевтические практики в социокультурной абилитации 27
умственно отсталых детей: отечественный опыт
2.2. Диагностика проблем социокультурной абилитации умственно 37
отсталых детей в МКОУ «Общеобразовательная школа № 30»
г. Белгорода
2.3. Программа социокультурной абилитации умственно отсталых 45
детей посредством арт-терапии «Творчество для всех»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем что, численность детей с умственной отсталостью остается достаточно высокой. Статистические данные последних лет показали, что число детей с тяжелой умственной отсталостью не увеличивается, а численность детей с легкой степенью умственной отсталости возрастает [22]. Умственно отсталые дети это, прежде всего такие дети у которых преобладает дефект в интеллектуальной сфере. Данные нарушения могут быть как врожденными, так и приобретенными. Умственная отсталость главным образом отражается на познавательной сфере, что нарушает у детей с таким диагнозом внимательность, концентрацию, способность к запоминанию.
Все вышеизложенное говорит о том, что умственно отсталые дети нуждаются в социокультурной абилитации. Она помогает таким детям социализироваться в обществе, приобщает их к общим культурным ценностям, раскрывает их потенциал. Социокультурная абилитация умственно отсталых детей проводится в просветительском и досуговом направлении. Одним их эффективных методов социокультурной абилитации сегодня выступает арт-терапия.
Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество, такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. В ходе арт-терапевтической работы у детей происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний), корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформирован, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.
Таким образом, мы приходим к выводу о том, что для успешной социализации и адаптации в обществе детям с умственной отсталостью необходимо проводить социокультурную абилитацию. Для этого необходимо создавать благоприятные условия в школе, дома, и в различных учреждениях культуры. Для эффективности социокультурной абилитации нужно использовать различные направления арт-терапии, чтобы полностью раскрыть творческий, духовный, психологический, адаптационный потенциал умственно отсталого ребенка.
Сегодня социокультурную абилитацию проводят в
общеобразовательных учреждениях для умственно отсталых детей. Однако арт-терапии в них уделяется слишком мало внимания.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что у детей с умственной отсталостью существует потребность в социокультурной абилитации, но в общеобразовательных школах, где обучаются умственно отсталые дети, применение арт-терапии в рамках социокультурной абилитации сталкивается с рядом трудностей.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Научные исследования в области нарушения интеллектуального развития у детей имеют весьма широкий диапазон. Эти исследования касаются изучения умственной отсталости детей, как особого патологического состояния, интеллекта такими исследованиями занимался
A. А. Амасьянц, а также многие исследования посвящены обучаемости детей с нарушениями интеллектуального развития А.Р. Малер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицына.
В литературе по специальной педагогике и психологии имеются материалы свидетельствующие о том, что для умственно отсталых детей характерны нарушения всех психических процессов и, особенно, мышления, в котором имеющиеся отклонения выражены значительнее, чем в менее сложных познавательных процессах. (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Г.М. Дульнев, Л.В. Занков).
Изучением абилитации, адаптации умственно отсталых детей в обществе занимались Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец,
B. В. Коркунов, Е.М. Мастюкова, С.Л. Рубинштейн.
Фундаментальные положения русской и зарубежной философской мысли о ведущей роли культуры в становлении личности, которые рассматривались Д.С. Лихачевым, А.Ф. Лосевым, X. Ортегой-и-Гассетом, А. Швейцером, помогают более точно и подробно увидеть всю необходимость социокультурной абилитации умственно отсталых детей.
По мнению М. Клейн, Ю.С. Шевченко, Л.Д. Лебедевой, М.В. Кисилевой арт-терапия дает реальную возможность для гармонизации психодинамических процессов детского возраста. Что помогает детям с умственной отсталостью более успешно и эффективно развиваться, стать более уверенными в себе и своих творческих способностях.
Т.Ю. Киселева, C.B. Куракина, А.Ю. Сметанина представляют работы по арт-терапии, ориентированные на решение проблем адаптации, коррекции социальной дезадаптированности младших школьников с умственной отсталостью; применения арт-терапии в целях духовно-нравственного развития детей или как средство обогащения социокультурного опыта школьников.
Объект: социокультурная абилитация умственно отсталых детей.
Предмет: арт-терапевтические практики в социокультурной
абилитации умственно отсталых детей.
Цель работы: выявить сущность и специфику использования арт- терапевтических практик в социокультурной абилитации умственно отсталых детей и разработать программу социокультурной абилитации умственно отсталых детей посредством арт-терапии.
Задачи:
1. Раскрыть теоретические основы арт-терапии в социокультурной абилитации умственно отсталых детей.
2. Охарактеризовать отечественные арт-терапевтические практики в социокультурной абилитации умственно отсталых детей.
3. Провести диагностику проблем социокультурной абилитации умственно отсталых детей в МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода и разработать программу социокультурной абилитации умственно отсталых детей посредством арт-терапии «Творчество для всех».
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концепция Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта; теория деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов,
Л.И. Божович, В.П. Зинченко, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, Г.Н. Филонов); теория о единстве законов развития нормальных и умственно отсталых детей и качественном своеобразии ребенка с нарушением интеллекта (А.Н. Бернштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, Л.В. Занков, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, И.М. Соловьев, Г.Я. Трошин); положение о педагогической
дифференциации учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии (Н.М. Барская, В.В. Воронкова, И.Г. Еременко, В.Г. Петрова),
антропоцентристский подход к социальной реабилитации инвалида (Л.С. Выготский, Ф. Гиддингс, А.В. Мудрик, Г. Тард, Э. Эриксон, Ю. Хабермас.); психодинамический подход в арт-терапии опирается на идеи
З. Фрейда и К. Юнга, считавших что продукт художественной деятельности является выражением неосознаваемых психических, исследования в области арт-терапии и психологии творчества (М.М. Бахтин, М.Е. Бурно, Л.С. Выготский, C.B. Максимова, В.П. Третьяков, Б.С. Хайкин, Р. Арнхейм, М. Наумбург, А. Хилл, Ш. Макнифф и др.).
Методы исследования. Информационную базу исследования составили: специальная литература; Декларация о правах умственно
отсталых лиц от 20.12.1971 , Конвенция ООН о правах ребенка от 20.11.1989 г, Конвенция о правах инвалидов от 13.12.2006 г., Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181 определяющие принципы, нормы и направления работы с детьми- инвалидами, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273; данные Федеральной службы государственной статистики; устав, документация и сайт МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы авторского социального исследования «Диагностика проблем социокультурной абилитации детей с нарушениями интеллектуального развития», проведенного на базе МКОУ «Общеобразовательная школа № 30»
г. Белгорода в ходе прохождения производственной практики (в декабре 2016 г.) и преддипломной практики (в апреле 2017 г.). Сбор информации осуществлялся посредством проведения экспертного опроса, в котором принимали участие специалисты МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» (N=10 человек) и с помощью наблюдения за обучающимися данной школы (N=9 человек), психодиагностики детей находящихся в
экспериментальной группе (N=4 человека).
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в том что, мы рассмотрели умственно отсталых детей как объект социокультурной абилитации, выделили основные направления арт-терапии в социокультурной абилитации умственно отсталых детей. Результаты социального исследования, позволили выявить проблемы арт-терапии в социокультурной абилитации умственно отсталых детей в МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода. Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования результатов исследования для развития арт-терапевтических практик в социокультурной абилитации обучающихся коррекционных общеобразовательных школ.
Апробация результатов исследования. Выпускная квалификационная работа выполнена по заказу МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода. Программа социокультурной абилитации умственно отсталых детей посредством арт-терапии «Творчество для всех» рассматривалась на педагогическом совете школы, была одобрена и внедрена в деятельность МКОУ «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Под умственной отсталостью мы понимаем качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности. Умственно отсталые дети - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга имеется повреждение обычного становления психических, в особенности высших познавательных действий (функционального восприятия, случайной памяти словесно-закономерного мышления, речи и др.).
В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению), как разновидность дизонтогенеза, и деменцию. Э Крепелин предложил классификацию умственной отсталости объединив все известные симптомы «олигофрении», и выделил термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность» для определения степени нарушения интеллекта.
Причины появления на свет умственно отсталого ребенка различны. Обычно выделяют эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешнесредовые) факторы. Установлено, что преобладают генетические формы умственной отсталости, которые относятся к числу врожденных. Однако существенную роль в возникновении нарушений играют вирусные заболевания матери (например, краснуха), отравление плода алкоголем, наркотиками, неумеренное употребление лекарств, эндокринные заболевания матери, хромосомные нарушения. Определенное значение имеют травмы головного мозга ребенка, которые он может получить во внутриутробном периоде развития, во время родов или в первый год - полтора жизни. В настоящее время все большую роль начинает играть ухудшение экологической и экономической обстановки, наблюдаемое в нашей стране.
Поэтому необходима социокультурная абилитация умственно отсталых детей. Понятие «социокультурной абилитации» используется в разных областях науки: психологии, философии, социологии, педагогики, медицины и др. Употребление этого понятия является не традиционным, и используется для рассмотрения проблем формирования личности в условиях аномального развития, ее социализации, коррекционно-воспитательного воздействия умственно отсталого ребенка.
Данное понятие необходимо рассматривать через такие социальные явления как социализация и адаптация. При этом нужно учитывать возможности детей. Учитывая все эти особенности дается следующее определение социокультурной абилитации - создание условий для развития и повышение адаптивных возможностей ребенка, общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование навыков самообслуживания.
В настоящее время самым распространенным направлением социокультурной абилитации умственно отсталых детей является арт- терприя. Все чаще арт-терапию рассматривают как инструмент прогрессивной психологической помощи, способствующей формированию здоровой и творческой личности и реализации на практике ряда функций социализации личности (адаптационной, коррекционной, мобилизующей, регулятивной, реабилитационной, профилактической). Данное понятие принято различать в узком смысле - арт-терапия - это терапия искусством и изобразительной деятельностью (рисование, лепка, коллаж), с применением различных материалов (пастель, уголь, краски, восковые мелки, песок, ткань, фольга, бумага, глина, пластилин, специальное тесто, камни, раковины и т.д.). В широком смысле - арт-терапия - это терапия творческим самовыражением, которая включает в себя методы телесно ориентированной терапии, музыкальной терапии, фототерапии, драматерапии, сказкотерапии, танцевально-двигательной терапии, песочной терапии и др., предполагающие различные виды творческой экспрессии, связанные с выражением мыслей, чувств, потребностей личности в процессе его работы над созданием образов и с различными изобразительными материалами.
Сущность арт-терапии при социокультурной абилитации умственно отсталых детей состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства и проявляется в реконструировании навыков ребенка с умственной отсталостью с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с дефектом, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения, а также помогает развить художественные способности, повысить самооценку, выявить скрытые таланты пробудить творческие силы, спонтанность, оригинальность мышления. Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют ребенку подняться на более высокую ступень своего развития.
Проведенной авторское прикладное исследование дало более детальное представление об проблемах проведения арт-терапии при социокультурной абилитации умственно отсталых детей. Таковыми являются: 1) отсутствие специального оборудования для проведения арт-терапии затрудняет процесс социокультурной абилитации; 2) недостаточное колличество рабочего времени затрудняет качественное проведение социокультурной абилитации с умственно отсталыми детьми; 3) отсутствие профессиональной подготовки педагогов для проведения социокультурной абилитации. Было также проведено эксперементальное занятие по арт-терапии результатами которого стало то, что:
- арт-терапевтические занятия эффективно влияют на социокультурную абилитацию умственно отсталых детей;
- отсутствие специально оборудованного кабинета затрудняет проведения арт-терапевтических занятий;
- после занятия психологическое состояние ребенка улучшается, и его уверенность в собственных силах возрастает;
- в процессе арт-терапии творческие работы и их признание взрослыми повышают самооценку ребенка,и степень его самопризнания;
- дети с удовольствием выполняют задания, им интересно и увлекательно общаться с учителем и со сверстниками.
- компетенция и навыки учителей позволяют проводить социокультурную абилитацию с умственно отсталыми детьми.
С учетом результатов исследования по социокультурной абилитации умственно отсталых детей автором была разработана программа которая включает: 1. создание благоприятных условий для проведения
социокультурной абилитации; 2. проведение индивидуальных и групповых занятий арт-терапией; 3.организацию выездов учащихся на культурно-досуговые мероприятия; 4. организацию мероприятий с участием творческих коллективов, студентов на территории «Общеобразовательная школа № 30» г. Белгорода»; 5 проведения социокультурных мероприятий по направлениям арт-терапии: музыкотерапия, изотерапия, библиотерапия, таннцевальная терапия.
Реализация программы позволит обеспечить:
1. Внесение изменений в организацию социокультурной абилитации посредством арт-терапии с умственно отсталыми детьми.
2. Взаимодействие различных учреждений по вопросам социокультурной деятельности с детьми с умственной отсталостью.
3. Четкое распределение обязанностей учителей по направлениям арт- терапии.
4. Расширение спектра мероприятий в организации социокультурной абилитации посредством арт-терапии с умственно отсталыми детьми.
5. Благоустройство коридоров и школьного двора.
Таким образом, социокультурная абилитация умственно отсталых детей посредством арт-терапии - это комплексная работа специалистов учреждений, где обучаются умственно отсталые дети, которая включает в себя диагностику проблем ребенка, включение его в арт-деятельность, проведение мероприятий социокультурной абилитации.
От того, как будут решены вопросы социокультурной абилитации умственно отсталых детей, во многом зависит успешность социализации и адаптации таких детей в обществе, и то как они реализуют свои возможности в будущем.
1. Декларация о правах умственно отсталых лиц [Электронный ресурс]: [Провозглашена резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года] - URL: http://docs.cntd.ru/document/901739158.
2. Конвенция о правах ребёнка [Текст]: офиц. Текст. - М.:
Маркетинг, 2009. - 50 с.
3. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2010. - 39 с.
4. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: [Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года] - URL: http://docs.cntd.ru/document/902114182.
5. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: [Федеральный закон принят Государственной Думой 20 июля 1995 года № 181-ФЗ с изменениями на 01.06.2017]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/.
6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]:
[Федеральный закон принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года № 273-ФЗ с изменениями на 01.05.2017]. - URL:
http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
7. Агаджанян, Н.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья [Текст]: / Н.А. Агаджанян, А.И. Труханов, Б.А. Шендеров. - М.: Сирин, 2002. - 156 с.
8. Аксенова, Л.И. Специальная педагогика [Текст]: / Л.И. Аксенова, Н.М. Назарова. - М.: Академия, 2004. - 396 с.
9. Андреева, О.С. Критерии оценки качества и эффективности медицинской реабилитации инвалидов [Текст] // Актуальные проблемы инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов: мат. регионал. научно-практич. конф / О.С.Андреева. - Ростов н/Д., 2006. - 16-23 с.
10. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с
11. Арт-терапия в помощь при работе с детьми с нарушением интеллекта [Электронный ресурс] / Якубовна. Г.Х. - URL: http: //festival .1 september.ru/articles/659947/.
12. Арт-терапия путь к самоисцелению [Электронный ресурс]. - URL: http://detkambest.ru/art-terapiya-put-k-samoisceleniyu/.
13. Бацына, Я.В. Социализация подростков с задержкой психического
развития [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук. / Я.В. Бацына. -
Н. Новгород, 2005. - 24 с.
14. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - 1600 с.
15. Будза, А. Арт-терапия. Йога внутреннего художника [Текст] / А. Будза. - М.: АСТ, Астрель, 2002. - 288 с.
16. Булкин, А.П. Социокультурная динамика образования [Текст] / А.П. Булкин. - М.: Феникс +, 2009. - 208 с.
17. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод) [Текст] / М.Е. Бурно. - 4-е изд. испр. и доп. - М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012. — 364с.
18. Воронова, А. Арт-терапия для детей и их родителей [Текст] / А. Воронова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 256 с.
19. Гавров С.Н. Образование в процессе социализации личности [Текст] / Н.Д. Никандров // Вестн. УРАО. - 2008. - № 5. 21-29с.
20. Гудина, Т.Б. Педагогические ресурсы социокультурной реабилитации детей - инвалидов [Электронный ресурс] / Т.Б. Гудина. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 232 с.
21. Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов, под ред. Б.П. Пузанова. - М ,2005.
22. Дианов, М.А Здравоохранение в России: статистический сборник
[Текст] / М.А. Дианов. - М.: Росстат, 2015. - 44 с.
23. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века [Текст] / Х.С. Замский. - М.: Академия, 2008. - 364с.
24. Замский, Х.С.: Умственно отсталые дети [Текст] / Х.С. Замский. - М.: Академия, 2008. - 364с.
25. Игротерапия в работе с детьми с нарушением интеллекта [Электрон ный ресурс] / Власова С. В. -URL: http://festival.1september.ru/articles/627986/.
26. Ильин, В.А. Психология взросления. Развитие индивидуальности в семье и обществе [Текст] / В.А. Ильин. - М.: Этерна, 2006. - 338с.
27. Исаев, Д.Н. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития [Текст] / Д.Н. Исаев.- М.: СпецЛит, 2013. - 472 с.
28. Использование арт-терапии в работе с детьми с тяжёлыми множественными нарушениями развития [Электронный ресурс]. -: http: //medznate.ru/docs/index-50760.html
29. Киселева, М.В. Арт-терапия в психологическом
консультировании [Текст] / М.В. Киселева, В.А. Кулганов. - СПб.: Речь, 2012. - 64 с.
30. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и
социальной работе [Текст] / М.В. Киселева. - СПб: Речь, 2007. - 11 с.
31. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] /
М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
32. Ковалева, А.И. Социализация // Знание. Понимание. Умение [Текст] / А.И. Ковалева. - 2004. - № 1.
33. Колесникова, Г.И. специальная педагогика и психология [Текст] / Г.И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс. 2010. - 253 с.
34. Колосова, Т.А. Развитие и коррекция цветовосприятия у дошкольников и младших школьников [Текст] / Т.А. Колосова. - М.: КАРО, 2011. - 72 с.
35. Колошина, Т.Ю. Арт-терапевтические техники в тренинге.
Характеристики и использование. Практическое пособие для тренера [Текст] / Т.Ю. Колошина, А.А. Трусь. - СПб.: Речь, 2010. - 192 с.
36. Консультация психолога. Цветотерапия. Влияние цвета на самочувствие ребенка [Электронный ресурс] / М.М. Чапурина. - URL: http://dogmon.org/konsuletaciya-psihologa-cvetoterapiya-vliyanie-cveta-na- samoch.html.
37. Копытин, А.И. Техники телесно-ориентированной арт-терапии [Текст] / А.И. Копытин, Б. Корт. - М.: Психотерапия, 2011. - 128 с.
38. Копытин, А.И. Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие [Текст] / А.И Копытин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 528 с.
39. Лебедева, Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий [Текст] / Л.Д. Лебедева. - СПб: Речь, 2003. - 265с.
40. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития [Текст] / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. - М. Сфера,
2007. - 258 с.
41. Логинова, Е.Т. Современные подходы к проблеме социализации детей с интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в России и странах Западной Европы [Текст] / Е.Т. Логинова. - Псков: ПОИПКРО, 2000. - 47 с.
42. Логинова, Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение
социализации детей с выраженной интеллектуальной и сенсомоторной недостаточностью в системе образования [Текст]: автореф. дис. д-ра пед. наук / Е.Т. Логинова. - СПб., 2006. - 46 с.
43. Лодатко, Е.А. Методологические основы моделирования социокультурных процессов [Текст] / Е.А. Лодатко // RELGA: науч.- культурологический сетевой журн. - 2007. - № 15(160).
44. Маллер, А.Р. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта [Текст] / А.Р. Маллер. - М.: Педагогика,
2008. - 128 с.
45. Малюкова, И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами. Формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера [Текст] / И.Б. Малюкова. - М.: ГНОМ и Д, 2014. - 112 с.
46. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика [Текст]: Учебник для студ / Л.В. Мардахаев. -4-е изд. - М.: Гардарики, 2008. - 269 с.
47. Меерзон Т.И. Куклотерапия в социализации детей с умственной отсталостью [Текст] / Т.И. Меерзон, К. Е. Кожаева // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - Т. 20.С - 43-48.
48. Меметов С.С. Эффективность реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов // Актуальные проблемы инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов [Текст]: мат. регионал. научно-практич. конф. / С.С. Меметов, Н.Л. Абазиева, А.В. Медовник - Ростов-н/Д., 2006. - С. 31-35.
49. Моздокова, Ю.С. Коммуникативное основание социально-культурной интеграции инвалидов [Текст] / Ю.С. Моздокова - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 248 с.
50. Морено, Д.Д. Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама [Текст] / Д. Д. Морено. - М.: Когито-Центр, 2009. - 144 с.
51. Назарова, Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин [Текст] / Л.Д. Назарова. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
52. Нестерова Г.Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна [Текст] / Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух,
A. Н. Волкова. - СПб.: Речь, 2006. - 128 с.
53. Никитин, В.Н. Арт-терапия [Текст]: Учебное пособие /
B. Н. Никитин. - М.: Когито-Центр, 2014. - 336 с.
54. Новоженина, И.В. Социальная поддержка как фактор качества жизни лиц с ограниченными ментальными возможностями [Текст] : автореф. дис. канд. социол. наук / И.В. Новоженина. - Саратов, 2007. - 24 с.
55. Нуртдинова, З. Н. Состояние и перспективы работы по социальной реабилитации инвалидов в системе организаций [Электронный ресурс]. -: http//voiufa.narod.ru/doklad1.htm.
56. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:
(Олигофренопедагогика) [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / под ред Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин. - М.:
Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
57. Олигофренопедагогика [Текст]: Учеб. пособие для вузов /Т. В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова. - М.: Дрофа, 2009 - 22 с.
58. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст]: Учебное пособие для студдентов вузов / А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 12 с.
59. Основы специальной психологии [Текст] / под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2007. - 480 с.
60. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы [Текст] / под ред. Ж. И. Шиф. - М.: Просвещение, 1965. - 343 с.
61. Пастюк, О.В. Психология и педагогика [Текст]: Учеб. пособие / О. В. Пастюк. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 160 c.
62. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
63. Пишчек М. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью [Текст] / М. Пишчек. - СПб.: Речь, 2006 - 272 с.
64. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина,
A. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т.В. Вохмянина. - М.:Академия, 1998. - 33 с.
65. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития [Текст]: Учебное пособие/ С.Г. Рыбакова. - СПб.: Речь, 2007г. - 9с.
66. Специальная семейная педагогика [Текст] / под ред.
B. И. Селиверстова, О.А. Денисовой, Л.М. Кобриной. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 358 с.
67. Сусанина, И.В. Введение в арт-терапию [Текст]: Учеб. пособие / И. В. Сусанина. - М : Когито-Центр, 2007. - 344с.
68. Тарасов, Л.В. Социокультурная анимация / Л.В. Тарасов - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 128 с.
69. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] : избр. труды. - 2-е изд. / Д. И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004. - 672 с.
70. Чепурышкин, И.П. К вопросу о сущности понятия «абилитация» // Актуальные проблемы педагогики и психологии [Текст]: сб. науч. трудов молодых учёных и студентов, посвящённый 130-летию Татарского гос. гуманитарнопедагогического унив. выпуск 9 / под ред. Р.А. Валеевой. - Казань: ТГГПУ, 2006. - 143-145 с.
71. Чернышова, Л.И. Психология и педагогика [Текст] : Учеб. пособие / под ред. Э. В. Островского. - М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2013. - 381 c.
72. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст] / В.Ф. Шалимов. - М.: Академия, 2003. -160 с.
73. Шибаева, Н.М. Некоторые пути повышения познавательной активности умственно отсталых учащихся на уроках развития речи [Текст] / Н. М. Шибаева // Дефектология. - 2001. - № 6. - С.34- 38.
74. Шилова, Т.А. Диагностика психологической дезадаптации детей и подростков [Текст] / Т.А. Шилова. - М.: Аврис ПРЕСС, 2004. - С.3 - 14.
75. Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание [Текст] / О. Шпек - М.: Академия, 2003. - 430 с.
76. Элементы сказкотерапии в коррекционной работе с детьми школьного возраста с нарушениями интеллекта [Электронный ресурс] / Г.Х. Якубовна. - URL: http://festival.1september.ru/articles/643492/.
77. Официальный сайт ГКОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат № 5». Электронный ресурс]. - URL: http: //korshkola.ru.
78. Официальный сайт Государственного бюджетного
образовательного учреждения города Москвы центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения «Наш дом». [Электронный ресурс]. - URL: nashdom. mo suzedu.ru.
79. Официальный сайт МКОУ ОШ № 30 г. Белгорода [Электронный ресурс]. - URL: http://school30.beluo.ru.
80. РОО «Арт-терапевтическая ассоциация Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, модальность «арт- психотерапия» Арт-терапия и арт-терапевты: статус, стандарты деятельности и профессиональной подготовки [Электронный ресурс]. - URL: http: //rusata.ru/d/263056/d/ 15387459.pdf.