Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИТОНИМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П.ЧЕХОВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа №65631

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
235
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИТОНИМ КАК ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 6
1.1. Фитоним: становление и развитие теории 6
1.2. Роль фитонимов в русской литературе 8
2. ФИТОНИМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА 20
2.1. Роль фитонима в раннем творчестве и поздних пьесах А.П.Чехова 20
2.2. Амбивалентный фитоним «роза» в произведениях и письмах А.П. Чехова 29
3. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.П. ЧЕХОВА В ШКОЛЕ. ОТРАЖЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ В СВЯЗИ
С ТВОРЧЕСТВОМ А.П. ЧЕХОВА 32
3.1. Анализ подачи материала о жизни и творчестве А.П. Чехова
в школьных учебниках по литературе 32
3.2. Методические материалы для урока литературы в 10 классе
по пьесе "Вишневый сад" А.П.Чехова 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50


Исследованию фитонима как эстетической категории посвящены работы А.М. Летовой «Из истории исследования фитонимической лексики: Лингвокультурологический аспект», С.Г. Горбовской «Фитоним как литературно-художественный образ (от флоротропа к субъективно-ассоциативному флорообразу)». В статье Летовой представлен теоретический и лингвокультурологический аспекты изучения фитонимической лексики. С теоретической точки зрения рассматривается семантический объем понятий «фитоним», «фитонимика», «фитонимическая лексика»; обосновывается использавание данных терминов в лингвистической литературе. Выявлены существующие с XIX века и до современности подходы лингвокультурологического изучения фитонимических единиц. В статье Горбовской делается попытка объяснить становление и развитие литературно¬художественного флорообраза на разных этапах развития литературы, его метафорического потенциала в литературе XIX века: от романтического коннотативного образа до символического субъективно-ассоциативного.
Книга В.В. Кондратьевой, М.Ч. Ларионовой «Художественное пространство в пьесах А.П. Чехова 1890-х -1900-х гг.: мифопоэтические модели» посвящена изучению мифопоэтики пространства (дом, усадьба и внеусадебное пространство) в чеховских пьесах. Образы пространства рассматриваются с точки зрения культурной традиции, мифологических образов и представлений, сложившихся в фольклоре и в целом в национальной культуре. В книге исследована символика растений в пьесах А.П. Чехова, но фитоним как эстетическая категория не рассматривается.
Среди статей, в которых рассматриваются отдельные образы растений в произведениях Чехова, следует отметить статью Н.Ф. Ивановой «Любимый цветок Чехова», в которой выявлена роль розы в письмах и произведениях Чехова, и статья М.Ч. Ларионовой «Еловая аллея и цветочки (пьеса А.П. Чехова «Три сестры»), в которой рассматриваются ели, клен, цветочки в связи с образом Наташи.
Но тем не менее вопрос о роли фитонимов в творчестве А.П. Чехова изучен не широко, а в произведениях Чехова фитоним является одной из ведущих эстетических категорий. Об этом говорит и заглавие последней пьесы «Вишневый сад». В этом и состоит актуальность изучения фитонимов как важной составляющей художественного мира А.П. Чехова.
Объект исследования - фитоним как эстетическая категория.
Предмет исследования - функционально-семантический аспект фитонимов на материале произведений А.П. Чехова.
Цель работы - выявить роль фитонимов в произведениях А.П. Чехова.
Задачи работы:
1. Изучить вопрос становления и развития эстетических категорий фитоним.
2. Выявить роль фитонимов в русской классической литературе до А.П. Чехова.
3. Охарактеризовать роль фитонимов в рассказе «Учитель словесности» и пьесах «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» А.П. Чехова.
4. Проследить тенденцию употребления амбивалентного фитонима «роза» в произведениях и письмах А.П. Чехова.
5. На основе анализа изучения творчества А.П. Чехова, в частности изучения пьесы «Вишневый сад» в школе, разработать методические материалы для урока, на котором будет подробно рассмотрен ключевой образ пьесы «Вишневый сад» и введено понятие «фитоним вишня» с выявлением его роли.
Указанные задачи решаются в соответствующих трех главах выпускной квалификационной работы.
Методы исследования. Для раскрытия поставленных целей и задач были использованы следующие методы исследования: описательно-функциональный метод, биографический метод, мифопоэтический метод, сравнительно-сопоставительный метод, метод выборочно-направленного анализа текста, метод табличного представления результатов анализа.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию в рамках выступления на научных конференциях. Результатом апробации стали публикации научных статей на основе текста ВКР:
1. Сергань Д.О. Особенности использования флористического образа в литературе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук № 1 том 6, октябрь 2016. - Новосибирск: Капитал, 2016. - 171 с.
2. Сергань Д.О. Роль фитонимов в поэтике И.С. Тургенева //Проблемы взаимодействия науки и общества: сборник научных статей. Выпуск 27. - Уфа: Аэтерна, 2016. - с. 297.
3. Сергань Д.О. Употребление фитонима «Роза» в творчестве И.С. Тургенева //Современные проблемы науки и пути их решения: сборник научных статей. Выпуск 28. В 3 ч. Ч. 3. - Уфа: Омега Сайнс, 2016. - с. 222.
4. Сергань Д.О. Фитонимы в произведениях А.П. Чехова: семантико-функциональный аспект // Молодежные Чеховские чтения в Таганроге: мат-лы IX Международ. науч. конф. / отв. ред. В.В. Кондратьева. - Таганрог: Танаис, 2017. - с. 194.
5. Сергань Д.О. Фитонимы в произведениях А.П. Чехова: семантико-функциональный аспект // Молодежные Чеховские чтения в Таганроге: материалы X Международ. науч. конф. / отв. ред. В. В. Кондратьева, А. Г. Нарушевич. — Ростов н/Д : Легион-М, 2018. — 300 с.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ научной литературы о фитонимах, рассмотрение творчества А.П. Чехова с позиции роли фитонимов в тексте художественного произведения позволяют сделать следующие выводы:
1. «Фитоним» - важная эстетическая категория, полного, исчерпывающего толкования которой в лингвистике, несмотря на активное употребление, до сих пор нет. Мы придерживаемся толкования термина «фитоним» в широком понимании, данного Н.М. Шанским и Т.А. Бобровой в «Этимологическом словаре русского языка», которые определяют «фитоним» как «терминологическое название всех растений».
2. В работе мы сделали попытку систематизировать накопленные знания по исследованию фитонимов в лингвистике и литературе.
2.1. Изучению фитонимов как семантической общности наименований растений посвящены работы Е.В. Крепкогорской, А.М. Летовой, С.С. Шумбасовой, Е.А. Петруниной, Л.Ф. Пулицевой, Н.Ш. Ягумовой. Фитоним как элемент метафорического сравнения исследован Н.И. Коноваловой, Ю.А. Дьяченко, С.Г. Горбовской, А.М. Летовой.
2.2. С античных времен до XIX века роль фитонима в литературном тексте изменяется. В античной мифологии фитоним является эмблемой каких-либо явлений. В XIX веке фитоним отражает развитие сюжетных линий, поступки героев, их внутреннее психологическое состояние.
2.3. Фитонимы во всем своем многообразии представлены в поэтическом
творчестве А.С. Пушкина («Недавно я в часы свободы», «Разговор
книгопродавца с поэтом», «Там, у леса за ближнею долиной», «Роза», «Элегия»), в «Вешних водах», «Первой любви», «Асе», «Отцах и детях» И.С. Тургенева, в повести «Белые ночи» Ф.М. Достоевского.
3. При анализе творчества А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Ф.М Достоевского была выявлена тенденция к использованию многозначного фитонима «роза».
4. Выявлена роль фитонимов в раннем творчестве А.П. Чехова (рассказ «Учитель словесности») и в художественном пространстве поздних пьес («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»).
4.1. В рассказе «Учитель словесности» фитонимы связаны с зарождением любви (тюльпан, ирис, сирень, акация, лилия) и с отсутствием счастья (отцветающие яблони, клен).
4.2. Общее наименование «цветы» как символ рая реализуется в пьесе «Чайка» в связи с восприятием Нины Заречной имения Сорина. Цветы несут такую же смысловую нагрузку и в пьесе «Вишневый сад».
4.3. Ключевой фитообраз «вишня», вокруг которого развивается действие пьесы «Вишневый сад», связан с райским плодом, с грехопадением прародителей и утратой ими рая, смертью и воскрешением, возобновлением. Этот круговой ход жизни, заложенный в фитониме, во многом объясняет события пьесы.
4.4. В «Трех сестрах» в связи с образом Наташи обращает на себя внимание противопоставление фитонимов «ель», «клен» цветочкам. Желание Наташи уничтожить еловую аллею и клен, а насажать цветочки можно объяснить смысловыми значениями, заложенными в эти фитонимы.
4.5. Фитонимы «береза» как символ девичества, весны, воскрешения (образ Ольги Прозоровой) и как символ родины (образ Вершинина), «дуб» в значении сила, защита реализуются в пьесе «Три сестры».
4.6. В менее насыщенной фитонимами пьесе «Дядя Ваня» встречается образ осенних роз как символа потери счастья и традиционный образ березы.
5. Фитоним «роза» - один из доминирующих цветочных образов в письмах и произведениях А.П. Чехова. В ироническом смысле этот фитоним реализуется, например, в рассказах «Бенефис соловья» (рецензия), «Брак через 10-15 лет», а в традиционном значении как совершенство, счастье, любовь, например, в рассказах «Дома», «Дом с мезонином».
6. Проанализировав разделы учебников Т.Ф. Курдюмовой, В.И. Коровина и И.Н. Сухих, посвященные жизни и творчеству А.П. Чехова, мы можем сделать вывод, что все авторы дает основные биографические сведения, рассматривают образную систему произведений, некоторые авторы подробно анализируют ключевой образ-символ пьесы «Вишневый сад», вынесенный в заглавие.
7. Изучение пьесы «Вишневый сад» в школе мы рекомендуем начинать с рассмотрения художественных особенностей поздней драматургии А.П. Чехова, подкрепляя теоретические сведения примерами из пьесы «Вишневый сад» и др. Следует сказать, что жанр «Вишневого сада» - комедия, сочетающая «смех» и «слезы». При рассмотрении смыслов, заложенных в явлении «вишневый сад», мы рекомендуем обращать внимание на семантику фитонима «вишня» и его роль в раскрытии идейного содержания пьесы.
8. Рассматривая произведения А.П. Чехова с точки зрения роли фитонимов, открываются новые смыслы уже на уровне основного конфликта, тематики, проблематики, идеи и образной структуры произведения.



1. Анисимова Т.А. Предназначение розы как художественной детали в произведениях И.С. Тургенева // Филология и литературоведение. 2014. № 3. URL: http://philology.snauka.ru
2. Батракова С.П. Чеховский сад («Черный монах» и «Вишневый сад») // Чеховиана: Мелиховские труды и дни. М., 1995. - 44-52 с.
3. Бельская А.А. Крест и роза в художественном пространстве «отцов и детей» И.С. Тургенева». // Ученые записки Орловского государственного университета. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 1. С. 184-192.
4. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем. М.: Республика, 1996.- 336 с.
5. Большой лингвострановедческий словарь. Пресс. Чернявская Т.Н., Милославская К.С., Ростова Е.Г., Фролова О.Е., Борисенко В.Н., Вьюнов Ю.А., Чуднов В.П. М.: Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина, АСТ, 2007. - 720 с.
6. Бубнова М.А. «Динамика народно-песенной речи: (на материале фитонимической лексики в необрядовой русской народной лирической песне)»: Автореф. дисс. ...канд. филол. наук: 10.02.01. Воронеж, 1990.- 22 с.
7. Бурмистрова Т.Н. «Сакральная фитонимия: лингвокультурологический аспект: Автореф. дисс. .канд. филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2008. - 24 с.
8. Веселовский А.Н. Из поэтики розы. Художественно-литературный сборник. СПб., 1898. - 5 с.
9. Вяземский П.А. Цветы // ПСС князя П.А. Вяземского в 12 томах. Т. 7, СПб., 1878-1896. - 341 с.
10. Горбовская С.Г. Фитоним как литературно-художественный образ (от флоротропа к субъективно-ассоциативному флорообразу) // Гуманитарные, социально¬экономические и общественные науки. 2015. № 9.- С. 309-310.
11. Достоевский Ф.М. Белые ночи: Роман и рассказы. М.: Советская Россия, 1987. - 224 с.
12. Дьяченко Ю.А. «Фитонимическая лексика в художественной прозе Е.И. Носова»: дисс. .канд. Филол. наук. Курск, 2010. - 197 с.
13. Егорова Е.Н. Флористическая символика в поэзии Пушкина // «Приют
задумчивых дриад». Пушкинские усадьбы и парки. - М.: Московская областная
организация Союза писателей России: ДМУП «Информационный центр», 2006. URL: profilib. eom Елена Егорова - Приют задумчивых дриад. Пушкинские усадьбы и парки - стр 28].
14. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М., 1913. -272 с.
15. Иванова Н.Ф. «Любимый цветок Чехова» // А.П. Чехов: пространство природы и культуры. Сб. материалов Международной научной конференции. Таганрог, 11-14 сентября 2013 г. Таганрог: «Лукоморье», 2013. С. 35-44.
16. Кондратьева В.В., Ларионова М.Ч. Художественное пространство в пьесах А.П.
Чехова 1890-х -1900-х гг.: мифопоэтические модели. Ростов н/Д, 2012: Изд-во
«Foundation». - 208 с.
17. Коровин В.И. Литература. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Базовый и профильный уровни: в 2 ч. Ч. 2 / под ред. Коровина В.И. - 12-е изд. М.: Просвещение, 2012. -384 с.
18. Круглова Е.А. Символика розы в русской и немецкой поэзии конца XVII - начала XX веков: дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Круглова. М., 2003. - 16 с.
19. Купер Дж. Энциклопедия символов. М.: Ассоциация духовного единения «Золотой век», 1995.-334 с.
20. Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 10 класс. М.: Дрофа, 2016.-448 с.
21. Лакшин В.Я. Сад: [О Чеховском саде в Ялте] // Лакшин В.Я. Пять великих имен. М., 1998. - 414-423 с.
22. Ларионова М.Ч. Еловая аллея и цветочки (пьеса А.П. Чехова «Три сестры») // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2012. № 2. - С. 26-36.
23. Ларионова М.Ч. Миф, сказка и обряд в русской литературе XIX века. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. - 256 с.
24. Летова А.М. «Из истории исследования фитонимической лексики: Лингвокультурологический аспект». Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». 2012, №2. С. 30-34.
25. Лосев А. Ф., Тахогодин М.А. «Эстетика природы (природа и ее стилевые функции у Р. Роллана). Киев: « Collegium», 1998. - 242 с.
26. Могильный О.Т., Тамарли Г.И. Потерянный рай: «Вишневый сад» А.П. Чехова // А.П. Чехов и его межнациональное значение. Тбилиси. 2000. - С. 63-65.
27. Ознобишин Д. Селам или язык цветов. Санкт-Петербург, 1830. URL:
http://primo.nlr.rU/07NLR_VU1:default_scope:07NLR_LMS.
28. Подольская Н.В. Словарь ономастической терминологии. М.: Наука, 1978. -348 с.
29. Пушкин А. С. Фазиль-Хану // ПСС А.С. Пушкина в 16 томах. Т.3, кн.1, СПб., 1937-1959.
30. Пушкин А.С. Отрывок: («Не розу пафосскую.») // ПСС А.С. Пушкина в 16 томах. Т.3, кн.1, 1937-1959.
31. Ролан Барт «Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с фр./ Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: Прогресс,1989. - 616 с.
32. Смирнов Л. Усадебный ландшафт в России // Наше наследие. 1994. № 29-30.
33. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М.: Наука, 1973. -366 с.
34. Сухих И.Н. Зачем тревожился-сочинял? // Литература. 2007. № 2. URL:
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200700216.
35. Сухих И.Н. Литература: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень): в 2 ч. Ч.1/ И.Н. Сухих. - 7-е изд. М.: Академия, 2013. - 240 с.
36. Тимербаева Л.В. Флористические образы в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Международный студенческий научный вестник. 2015. №5 (часть 1). - с. 28-30. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=12711 ].
37. Толстой Н.И. «Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М.: «Индрик», 1995. - 512 с.
38. Тургенев И.С. Вешние воды // Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Т. VIII. М.: Наука, 1981. -544 с.
39. Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. RVII. М.: Наука, 1981. - 5-190 с.
40. Фатюшина Е.Ю. Национальные особенности употребления фитонимов в художественном тексте // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. Тула: Изд-во ТулГу. 2013. № 4. - с. 421-425.
41. Хотяинцева А. Встречи с Чеховым // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М, 1986. - с. 367-372.
42. Хроленко А.Т. «Введение в лингвофольклористику: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2010. - 192 с.
43. Часовникова А.В. «Христианские образы растительного мира в народной культуре. Петров крест. Адамова голова. Святая верба». М.: Индрик, 2003. -248 с.
44. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. Письма: В 12 т. / Гл. ред. Н.С. Бельчиков. М.: Наука, 1974-1988.
45. Шанский Н.М., Боброва Т.А. «Этимологический словарь русского языка». М.: Прозерпина, 1995. - 328 с.
46. Шарафадина К.И. «Язык цветов» в русской поэзии и литературном обиходе первой половины XIX века: дис. . д-ра филол. Наук: 10.01.01 / К.И. Шарафадина. - СПб., 2004. - 431с. URL: http://www.dissercat.com/content/yazyk-tsvetov-v-russkoi-poezii-i- literaturnom-obikhode-pervoi-poloviny-xix-veka-istochniki-s
47. Шервинский С.В. Цветы в поэзии Пушкина // Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. - 134 с.
48. Щепкина-Куперник Т.Л. О Чехове // А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1986. - 227-260 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ