Введение 3
1. Поп- и фолк-культура в Великобритании 1960-х гг. 1386
1.1. Поп-культура и поп-песня 1386
2. Элементы фольклора в популярных песнях 1960-х гг. 33
2.1. Трансформация фольклорной поэтики в фолк-роке 33
2.2. «Фолк-сюжеты» в фолк-музыке 1960-х 47
3. Стилистические фольклорные элементы в фолке 1960-х 67
Заключение 78
Список использованной литературы 80
Данная магистерская диссертация посвящена изучению вопросов, связанных с текстами популярных песен 1960-х гг. и фольклорных влияний в них.
Популярная песня второй половины XX века - особый тип словесно-музыкального творчества, который трудно отнести к какому-либо подразделу в литературе или музыке. Популярная песня - искусство синтетическое. Как творческое произведение она находится на стыке литературы, музыки, перформанса, звуковой и видеоинженерии, продюсерской деятельности и сферы коммуникации. В качестве объекта научного исследования она находится на стыке литературоведения, музыковедения, визуальных исследований, культурной антропологии, социологии, социальной психологии и даже маркетинга. Несмотря на то, что песня - один из самых древних типов человеческого творчества, а эквивалент популярной песни можно найти почти во всех исторических эпохах, понятие поп-песни как таковой оформляется лишь в послевоенные годы и до сих пор остается проблематичным на уровне дефиниции.
1960-е годы в мире и, в частности, в Великобритании, становятся временем настоящей музыкальной поп-революции. В это десятилетие в британской поп-музыке появляется огромное количество деятелей и форм деятельности, а Лондон этого времени называют «свингующим» (“swinging London”). Песенная традиция Великобритании влияет на всю мировую современную музыку и культуру. Одновременно с этим, в 1960-е годы в Великобритании также обозначается высокий интерес к народной культуре и традиционной музыке - так называемая вторая волна фольклорного Возрождения, которая выразилась в появлении большого пласта популярных песен в фолк-стилистике и возникновении современной фолк-культуры и которая во многом связана с публикацией сборников фольклорных песен, прежде всего, сборника Фрэнсиса Дж. Чайлда «Английские и шотландские популярные баллады».
Взаимовлияние этих двух культурных процессов не могло не отразиться на содержании, стилистике и структуре популярных песен. Британская популярная песня 1960-х годов характеризуется изменениями в музыкальной составляющей: в составе инструментов, в стиле аранжировки, в куплетно- припевной структуре и её вариациях, а также в конвергенции всех песенных жанров в единый жанр поп-песни средней длительности три минуты. Изменения заметны и на уровне содержания текстов песен и их стилистики. Популярная песня апеллирует не только к городской и молодежной тематике, но также и к современным ей общественным событиям, политическим и культурным процессам. В то же время обращение к образам природы и сельской местности, а также игровая и ритуальная поэтика становятся стилистически маркированными атрибутами фолк-музыки.
Кроме этого, в отличие от традиционной и классической музыки, популярная музыка меняет формат авторства, которо е в подавляющем большинстве случаев становится коллективным. Даже в случае авторов- исполнителей, выступающих соло, редко можно сказать, что фактическим автором песни является один человек, ведь в создании аранжировки и в процессе записи всегда принимают участие другие люди. При этом понятие авторства в популярной кул ьтур е трактуется отно сительно свободно : исполнителю песни позволяется менять слова, стилистику, структуру и другими способами отходить от оригинала, независимо от того, кто и автором чего в этой песне является. Данная тенденция, вероятно, была заложена джазовой музыкой и принципом исполнения джазовых стандартов, где основная тема может быть исполнена в неограниченном количестве вариаций.
В работе рассматриваются основные тенденции взаимовлияния текстов традиционных и популярных песен. Целью данной работы является понимание того, какие сюжетные, структурные и стилистические особенности популярных песен были и, возможно, о стаются следствием фольклорного влияния.
При выборе материала для исследования мы исходим из того, что развитие культурного процесса внутри отдельного периода определяется небольшим количеством деятелей. Эпоха 1960-х гг., будучи рассмотрена в исторической перспективе сегодня, позволяет выделить такие доминанты. Среди них - группы The Beatles, The Rolling Stones, The Who, The Kinks, Cream, The Animals. Тем не менее, отдельную категорию исполнителей составляют те, кто в своем творчестве переосмысляет фольклорную поэтику и создает так называемую фолк-музыку. Среди них - Юэн Маккол, Мартин Карти, Берт Дженш, Энн Бриггс, Вашти Баньян, Ник Дрейк, Вэн Моррисон, группы The Incredible String Band, Fairport Convention, Pentangle, Steeleye Span. Их популярность и востребованность на британской сцене в 1960-е годы, хоть и не такая высокая, как у первого ряда исполнителей, подтверждается количеством проданных записей и билетов на концерты. Тексты песен этих исполнителей и станут объектом нашего исследования.
Актуальность работы обусловлена, прежде всего, растущим интересом к песенной культуре 1960-х гг. и слабой изученностью текстов популярной культуры в отечественном литературоведении. Новизна исследования заключается в нескольких аспектах. Во-первых, в научный оборот вводятся тексты британских популярных песен 1960-х гг. Во-вторых, сделана попытка уточнить статус популярной песни в качестве объекта филологического исследования. В-третьих, показано, что популярная песня выступает важным материалом для культурологического исследования, по скольку служит источником национальной и культурной памяти, отражая настроения и взгляды широкого круга людей.
Задачи автора работы состояли в следующем:
- определить популярную культуру и популярную песню в контексте Великобритании 1960-х годов;
- исследовать, как в этом контексте появляется и как с ним соотно сится фолк-культура;
- продемонстрировать, как трансформируются традиционные тексты в британской музыкальной поп-культуре 1960-х гг.;
- выяснить, какие сюжетные, стилистические и структурные приемы наиболее характерны для текстов фолк-культуры.
Поставленные задачи определили структуру работы.
В первой главе диссертации описываются существующие подходы к изучению поп-культуры и поп-песни в отечественной и мировой гуманитарной науке, анализируются причины стремительного развития музыкальной поп- культуры в Великобритании 1960-х гг. Кроме этого, здесь приводится история фольклорных возрождений в Великобритании, анализируется подъем интереса к народной культуре в британском обществе, формулируется понятие фолк- культуры.
Во второй главе рассматриваются возможные приёмы работы с традиционным текстом в контексте популярной культуры, а также сюжетные, структурные и стилистиче ские приёмы, формирующие фолк-поэтику в авторских текстах 1960-х годов . В частности, здесь анализируется трансформация смыслов в фолк-роке, характеризуются способы проработки волшебных, исторических сюжетов и образов природы в фолк-музыке, а также изучается воплощение игровых приёмов в текстах песен.
Основным методом анализа в работе служит анализ поэтики, позволяющий выделить сюжетно-композиционное и мотивное своеобразие текстов. Второй метод, использованный в работе, - компаративный, на основе которого сравнивались традиционные и современные тексты. В качестве вспомогательных методов исследование обращается к социологиче скому методу для установления связей между текстами песен и общественными событиями времени, а также к по стмодернистскому методу для поиска интертекстуальных связей в произведениях.
При написании диссертации, автор опирался на работы теоретиков англоязычной поп-культуры Г. Дж. Ганса, А. Каплана и Р Б. Брауна. Важную роль в обобщении научных сведений о популярной культуре сыграли научные статьи А. В. Костиной и Дж. Тейлора. Для понимания истории фольклорных возрождений на Британских островах автор обращался к трудам Д. Г. Алиловой. В качестве примера методологии работы с текстами песен используются публикации С. Фриса и Э. Гудвина. Помимо этого, в диссертации цитируются базовые культурологические теории XX века, в частности, исследования Т Адорно, Г. Маркузе, Х. Ортега-И-Гассета, Н. А. Бердяева, Ж. Бодрийяра и Р Барта. Наконец, еще одним важным подспорьем для данного исследования стали документальные работы очевидцев и непосредственных деятелей эпохи 1960-х годов в Великобритании, в частности Д. Лэйнга, Дж. Бойда и У Ходжкинсона.
Научные результаты работы обсуждались на семинаре по подготовке магистерской диссертации при кафедре истории зарубежных литератур и отразились в двух докладах на международных конференциях (‘East West Cultural Relations: 1945-2017,’ 23-25 февраля 2017 года, Университет Ювэскюля; «Язык и пространство этнокультурного диалога», 22-24 марта 2017 года, Санкт- Петербургский государственный университет).
По завершении работы над магистерской диссертацией можно выделить следующие результаты.
В работе были изучены существующие научные подходы к популярной культуре, среди которых особое значение было уделено подходу к популярной культуре американского культуролога Рэя Б. Брауна. Кроме этого, было предложено уточнённое понятие поп-песни, отмечены особенности её коллективного авторства, куплетно-припевной структуры, многозначной образности и эстетики «узнавания», а также важность в ней тематики повседневности, игровой поэтики и смешения про странственно-временных пластов. Было обозначено идейное и функциональное отличие поп-песни от академической песни, а также была указана её функциональная связь с народной песней. Развитие британской популярной музыки в 1960-е годы оказалось вписано в контекст фольклорных возрождений XX века. Была изучена рецепция фольклорных сборников (в частности, сборника Фрэнсиса Чайлда «Английские и шотландские популярные баллады» и базы данных Стива Роуда) популярной музыкальной культурой 1960-х годов. На примере альбомов 15 поп-исполнителей, традиционалистов и авангардистов, было показано, насколько важными источниками цитат, сюжетов, идей, образов и приёмов стали тексты из этих сборников для текстов поп-песен.
В работе было продемонстрировано, как популярная фолк-песня 1960-х годов использует семантические, стилистические и структурные приёмы, свойственные традиционной культуре, в частности, обращение к магическим и историческим сюжетам, мотивам крестьянских работ и одушевленной природы, к игровым и шуточным приёмам. В работе был приведен далеко не полный список возможных форм и примеров. Тем не менее, они позволяют установить связь между фольклором и поп-культурой 1960-х гг. в Великобритании и показать, как эти две традиции соединяются в фолк-культуре этого периода.
Одним из результатов работы можно считать выявление ряда тенденций популярной музыки в Великобритании 1960-х годов, обусловленных фольклорным возрождением как-то: формирование в популярной музыке стиля «фолк», обращение к фольклорным текстам и сюжетам, переосмысление традиционных текстов в современном ключе, включение в тексты волшебных образов, драматизация реальных исторических событий, изменение роли мотивов природы, использование игровых приёмов загадки и считалки.
Безусловно, разговор о британской популярной культуре 1960-х гг. нельзя считать на этом оконченным. В нём остаётся множество вопросов, требующих переосмысления и серьёзного исследования. Влияние песенной культуры 1960¬х годов на развитие популярной культуры вплоть до сегодняшнего дня трудно переоценить. Это время было насыщенным не только в плане музыкальных и поэтических находок, но и в плане тех политических и общественных идей, которые за ними стояли. Песенное творчество 1960-х годов, и в особенности та его часть, что принадлежит фолк-культуре, было в меньшей степени, чем сегодня, затронуто коммерческим интересом, но в большей степени - интересом индивидуальной творческой самореализации. Именно поэтому одним из самых важных результатов нашего исследования стало введение произведений популярной культуры в научный оборот и приложение к ним задач и методов филологической науки, в частности метода анализа поэтики и интертекстуального анализа. Эта методология нам кажется эффективной и для дальнейшей разработки выбранной темы на уровне аспирантуры.
I. Тексты
1. Алкуин. Беседа с Пипином // Хрестоматия по истории педагогики: В 3-х т. Т. 1. / Сост. И. Ф. Свадковский. М.: Учпедгиз, 1938. С. 70-71.
2. AZLyrics [Электронный ресурс]. - URL: http://www.azlyrics.com/ (дата обращения 21.04.2017).
3. Child F. J. The English and Scottish Popular Ballads: In 5 vols. New York: Dover Publications, 1965.
4. Child’s Collected Ballads on Wikisource, free online library. [Электронный ресурс]. - URL: https://en.wikisource.org/wiki/Child's Ballads (дата обращения 04.12.2016).
5. Genius: Song Lyrics and Knowledge. [Электронный ресурс]. - URL: https:// genius.com/ (дата обращения 03.05.2017).
6. Scott W. Poetical Works of Sir Walter Scott: In 2 vols. Vol. 1. Paris: Baudry’s European Library, 1838. 532 p.
7. Sidney Ph. Astrophel and Stella. London: David Stott, 1888. [Электронный ресурс]. - URL: https://www2.warwick.ac .uk/fac/arts/ english/currentstudents/ undergraduate/modules/fulllist/first/en121/ sidney astrophel and stella 1888.pdf (дата обращения 08.05.2017).
II. Критическая литература на русском языке
8. Адорно Т. В. Введение в социологию музыки: Двенадцать теоретических лекций / Пер. с нем.: в 2 вып. М.: Институт философии АН, 1973.
9. Алилова Д. Г. Томас Грей: поэт и исследователь английского стихосложения. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2009. 162 с.
10. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе / Пер. с нем. М.: Медиум, 1996. 239 с.
11. Бердяев Н. А. Философия неравенства. М.: АСТ, 2010. 352 с.
12. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей
возвышенного и прекрасного / Пер. с англ. М: Искусство, 1979. 237 с.
13. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла: пер. с фр. // Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2007. 272 с.
14. Бойд Дж. Белые велосипеды: как делали музыку в 60-е / Пер. с англ. Екатеринбург: Гонзо, 2012. 480 с.
15. Книгин И. А. Словарь литературоведческих терминов. Самара: Лицей, 2006. [Электронный ресурс]. - URL: http://litterms.ru/p/203 (дата обращения 11.03.2017).
16. Костина А. В. Популярная культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. Том 3. №3. С. 213-215.
17. Костина А. В. Традиционная, элитарная и массовая культуры: условия
возникновения и особенности функционирования // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. Т. 2. №26. С.
39-45.
18. Литературная энциклопедия / Под ред. В. М. Фриче, А. В. Луначарского: В 2-х т. М.: Художественная литература, 1929-1939.
19. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов / Под ред. Н. Бродского и др.: В 2-х т. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925.
20. Мамонтова С. П., Мамонтова А. С. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999. 320 с.
21. Маркузе Г. Одномерный человек / Пер. с нем. М.: REFL-book, 1994. 368 с.
22. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. / Под ред. Ю. В. Келдыша. Т. 4. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1978. - URL: http:// www.musenc.ru/html/p/pesn8.html (дата обращения 11.03.2017).
23.Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс / Пер. с исп. // Вопросы философии. 1989. №3. С. 119-154.
24.Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства / Пер. с исп. С. Воробьева, А. Матвеева. М.: АСТ, 2008. 189 с.
25. Словарь литературоведческих терминов / под ред. С. П. Белокуровой. СПб: Паритет, 2007. [Электронный ресурс] - URL: http://gramma.ru/LIT/? id=3.0&page=1&wrd=%CF%C5%D1%CD%DF&bukv=%CF (дата обращения 11.03.2017).
26. Соколов Б. В. Гражданская война в Англии (1642-1652 годы) // 100 великих войн. М.: Вече, 2011. [Электронный ресурс]. - URL: https:// info.wikireading.ru/8859 (дата обращения 27.03.2017).
27. Тейлор Дж. «Калеб Уильямс» Уильяма Годвина и развитие массовой литературы в Британии // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №12 (66): В 4-х ч. Ч. 2. С. 45-48.
28. Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет» / Под ред. Добровольского А. В. [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.krugosvet.ru/enc/kultura i obrazovanie/muzyka/ PESNYA ROMANS.html (дата обращения 11.03.2017).
29. Фуко П.-М. Что такое автор? // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: работы разных лет / Пер. с фр. М.: Касталь, 1996. 448 с.
30. Хёйзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий / Пер. с нидерл. Д. Сильвестрова. М.: Азбука-Классика, 2007. 384 с.
31. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения: философские фрагменты / Пер. с нем. М., СПб: Медиум Ювента, 1997. 310 с.
32. Шпенглер О. Закат Европы: В 2 т. Т. 1. Образ и действительность / Пер. с нем. Н. Ф. Гарелина. Новосибирск: Наука, 1993. 592 с.
33.Эко У. Инновация и повторение: между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи пост-модерна / Под ред. А. Р Усмановой / Пер. с ит. Минск: Пропилеи, 1996. 200 с.
III. Критическая литература на английском языке
34. Ackroyd P. Albion: The origins of English Imagination. London: Vintage Books, 2004. 544 p.
35. Bergin O. Irish Bardic Poetry. Dublin: Institute for Advanced Studies, 1970. 320 p.
36. Bracewell M. England is Mine: Pop Life in Albion from Wilde to Goldie. London: Harper Collins, 1997. 256 p.
37. Brocken M. The British Folk Revival: 1944-2002. Abingdon: Routlege, 2003. 248 p.
38. Browne R. B. (Ed.) Profiles on Popular Culture: A Reader. Madison: The University of Wisconsin Press, 2005. 394 p.
39. Browne R. B. (Ed.) Popular Culture Studies Across the Curriculum: Essays for Educators. Jefferson: McFarland and Company, 1979. 246 p.
40. Ebsworth J. W (Ed.) The Bagford Ballads: Illustrating the Last Years of the Stuarts: In 4 parts. London: Ballad Society, 1878. 578 p.
41. Frith S., Goodwin A. On Record: Rock, Pop, and the Written Word. New York: Pantheon Books, 1990. 420 p.
42. Gans H. J. Popular Culture and High Culture: An Analysis and Evaluation of Taste. New York: Basic Books, 1974. 180 p.
43. Harper C. Dazzling Stranger: Bert Jansch and the British Folk and Blues Revival. London: Bloomsbury UK, 2007. 416 p.
44. Hodgkinson W. The Ballad of Britain: How Music Captured The Soul of a Nation. London: Portico, 2009. 312 p.
45. Kaplan A. The Aesthetics of the Popular Arts // The Journal of the Aesthetics and Art Criticism. 1966. Vol. 24. №3. P 351-364. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jstor.org/stable/427970 (дата обращения 25.10.2016).
46. Keegan-Phipps S. Folk for Art’s Sake: English Folk Music in the Mainstream Milieu // Radical Musicology. 2009. Vol. 6. №2. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.radical-musicology.org.uk (дата обращения 04.12.2016).
47. Laing D., Dallas K., Denselow R., Shelton R. The Electric Muse: The Story of Folk into Rock. London: Methuen Paperback edition, 1975. 226 p.
48. MacDonald D. Against the American grain: Essays on the effects of mass culture. New York: Da Capo press, 1983. 448 p.
49. Mainly Norfolk: English Folk and Other Good Music. [Электронный ресурс]. - URL: https://mainlynorfolk.info/folk/ (дата обращения 04.12.2016).
50. McQuail D. McQuail’s Mass Communication Theory. London: SAGE Publications Ltd., 2010. 632 p.
51.Sharp C. English Folk Songs: Some Conclusions. London: Simpkin & Co. (and others), 1907. 172 p.