ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
§ 1. Исторический аспект становления института международно-правовой защиты прав ребенка 7
§ 2. Основные принципы международно-правовой защиты прав ребенка 12
§ 3. Проблемы защиты прав ребенка в контексте конвенции о правах ребенка 20 ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ
§ 1. Деятельность ООН в области защиты прав ребенка 28
§ 2. Правовая деятельность ЮНИСЕФ по защите прав ребенка 40
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ РЕБЁНКА НА МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
§ 1. Механизмы международной защиты прав ребёнка 52
§ 2. Правовое положение детей в РФ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Актуальность темы дипломной работы. В современном мире проблема прав и свобод человека, и гражданина занимает одно из ведущих мест в международных отношениях. Во многих международных договорах государства признают, что уважение прав и свобод человека является главным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития международного права и сотрудничества между всеми государствами. Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Права ребёнка являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Несмотря на то, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый, вследствие своего неполного физического и умственного развития он должен быть обеспечен особыми правами.
Вопросы прав ребёнка являются ключевой категорией, определяющей положение детей во всём мире. До недавнего времени проблема защиты прав детей не рассматривалась на международно-правовом уровне, а соответствующие вопросы решались в семье, на местном и национальном уровнях. Защита прав ребёнка в значительной степени обусловлена тем, насколько общество осведомлено о правах детей и о механизмах их реализации и защиты.
Ребенок, не защищенный изначально государством, обществом, семьей не способен гармонично развиться в духовно-одаренную личность и законопослушного гражданина. Отсутствие нормативных основ «детского права» пагубно влияет на развитие нормального общества демократической ориентации. Современная внутренняя политика государства в период проводимой правовой реформы по вопросам защиты детей получила существенное развитие в конце XX века. Издание нормативных актов таких, как Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 9 июля 1998 г, Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г., Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21 декабря 1996 г было вызвано самой жизнью.
Вектор реформ в сфере защиты прав несовершеннолетних направлен в первую очередь на борьбу с беспризорностью, ликвидации сиротства, помощи детям инвалидам, на формирование человека-гражданина, способного быть самостоятельной личностью, со свободной волей, деятельность которой была бы построена в лучших идеалах общественной жизни.
Сегодня вопрос о правах ребёнка становится всё более актуальным. В настоящее время положение детей осложнилось: незаконная торговля, контрабандный провоз, похищение, экономическая и сексуальная эксплуатация, а также проблемы в области биоэтики и злоупотребление, эксплуатация стали повседневной реальностью во всех регионах мира. Во всём мире миллионы детей заняты трудом, который препятствует их развитию и образованию и, а также лишает их средств к существованию в будущем. Многие из них вовлечены в наихудшие формы детского труда, которые причиняют необратимый физический или психологический вред либо даже угрожают их жизни. Такая ситуация представляет собой нетерпимое нарушение прав каждого ребёнка.
Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита, безусловно, - составная часть международного права в области прав человека. Вышеуказанные причины и определили выбор темы дипломной работы.
Теоретической основой для написания дипломной работы являются труды советских, российских и западных авторов, имеющие методологическое и теоретическое значение: Э.М. Аметистова, В.А. Карташкина, Ю.М.
Колосова, И.К. Городецкой, Л.В. Корбут, А.В. Кортунова, Э.С. Кривчиковой, А.В. Кукушкиной, И.И. Лукашука, Е.А. Лукашевой, С.В. Полениной, Г.И. Тункина, Т.А. Титовой, С.В. Черниченко, З.К. Шнекендорфа, Е. Верхелена, В. Мунтарбхорна.
Практическая и теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нём предложения и выводы могут быть использованы в практической деятельности, а также в высших учебных заведениях при чтении курса "Международное право" и спецкурса "Международно-правовая защита прав детей".
Целью исследования является изучение и структуризация проблем, касающихся механизмов защиты прав ребёнка.
В соответствии с указанной целью в настоящей работе поставлены следующие задачи:
- выявить исторические особенности развития института международно- правовой защиты прав детей;
- выделить основные принципы международно-правовой защиты прав детей;
- изучить основной действующий международно-правовой документ в области прав детей - Конвенцию ООН о правах ребёнка 1989 года и оценить его достоинства и недостатки;
- дать оценку роли и значению существующих механизмов контроля в исследуемой области;
- выявить особенности международно-правового регулирования, исследовать правовую природу международных документов, касающихся прав ребёнка и механизмы защиты прав детей на международном и национальном уровне.
Объектом дипломной работы являются международные отношения, права и обязанности государств в области международно-правовой защиты прав детей.
Предметом исследования являются нормы международного права, касающиеся защиты прав детей.
Методологическую и теоретическую основу дипломной работы составил комплекс научных методов познания, в том числе конкретно- исторический, системно-функциональный, формально-юридический,
сравнительно-правовой, логический и другие методы, а также теоретические положения в области международного публичного права. Осуществлён формально - юридический анализ документов ООН, резолюций и других нормативных актов, касающихся защиты прав ребёнка.
Нормативную основу образует действующее гражданское, семейное законодательство РФ, подзаконные нормативные акты в области защиты прав несовершеннолетних, а также семейное законодательство зарубежных стран.
Нормативное закрепление статуса ребенка, как субъекта правоотношений нашло отражение в международных правовых актах: Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (1986 г.), Руководящие принципы организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы, 1990 г.) и т.д..
Структура и объем работы определяются целями и задачами. Дипломная работа состоит из введения, заключения, трёх глав, включающих в себя 7 параграфов и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 75 страниц машинописного текста
В заключении можно сделать вывод, что права человека в целом, и права детей в частности в последнее время находятся в центре внимания многих стран мира. Сегодня в мире обозначена взаимосвязь прав человека, демократии и развития. Права человека, которые рассматриваются с точки зрения универсального подхода, ставят человечество лицом к лицу с вечным и серьёзным диалектическим конфликтом - конфликтом между личностью и обществом. Никто не может злоупотреблять соответствующими правами для того, чтобы нарушить права других. Права человека не дарованы индивиду государством или социальной группой, они являются неотъемлемой частью самой природы человека. Права ребёнка тесно взаимосвязаны с отношением к ним со стороны государства, с уровнем политического режима и социальной жизни государства. Права ребёнка должны быть обеспечены эффективными механизмами и процедурами, которые гарантируют и защищают их, предусматривают санкции в результате их нарушения. Эти права ничего не стоят без соответствующего механизма и структур, которые обеспечивают их реализацию. Права ребёнка вытекают из общепризнанных прав человека и означают прежде всего осознанную ответственность взрослых за детей.
Сегодняшние дети - это граждане завтрашнего мира, и их полноценная жизнь является обязательным условием развития человечества в будущем. Обеспечение прав ребёнка сегодня - это реализация Всеобщей декларации прав человека. Она не будет выполняться, если сегодняшнее поколение людей не будет воспитано на уважении к правам ребёнка. Без этого невозможно существование правового государства. Каждое государство, если оно хочет считаться цивилизованным, должно проводить специальную государственную политику в отношении детей и семьи. Эта государственная политика должна включать различные меры, носить комплексный характер и определять место и роль государственных органов и общественных организаций в обеспечении прав и интересов детей. Защита прав детей как самой незащищённой категории населения - это задача всего общества. Она касается всех политических структур, каждого государственного органа и общественной организации, каждого гражданина.
В обществе каждый человек должен понять, что владение правами предусматривает и исполнение обязанностей. Пример ряда цивилизованных стран мира подтверждает реальную возможность формирования в каждой стране результативной социальной политики в отношении детей и семьи, создания эффективного социально-правового механизма по защите прав детей.
Основным правовым принципом защиты прав детей является равенство прав всех детей «без всяких исключений и без разногласий или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи». Права ребенка требуют специального защиты. Как указано в Декларации прав ребенка, с целью обеспечения возможности и благоприятных условий для свободного и полноценного развития при любых обстоятельствах, «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения».
Закрепляя неотъемлемость основных прав человека, международное право рассматривает детей как субъектов гражданских и политических прав в той же мере, что и взрослых. Это заключается только в том, что ребенок нуждается, чтобы им «должным образом управляли и руководили» для осуществления им своих прав и свобод и чтобы делали это «согласно способностям развития ребенка». Вместе с тем в международном праве провозглашены некоторые специфические, так сказать, детские гражданские права: право на регистрацию, на имя, на приобретение гражданства с момента рождения. Безусловно признано право ребенка на сохранение своей индивидуальности и запрещено противозаконное вмешательства в эту сферу.
На международном уровне существует достаточно много процедур и механизмов, которые прямо или косвенно касаются защиты прав ребёнка. Однако, несмотря на относительно большое количество таких органов, именно их многочисленность создаёт определённые трудности для эффективной охраны прав детей. Такие органы часто характеризуются дублированием друг друга в одних вопросах и отсутствием координации в других. Чтобы избежать этого, необходимо на международном уровне законодательно закрепить механизм распределения обязанностей между органами и организациями, занимающимися защитой прав детей.
Жизнь 25 миллионов детей, которые проживают в России, требует создания в стране современной разветвлённой и многоуровневой системы социальной защиты детства. Правовой основой в определении на государственном уровне эффективных мер по обеспечению благополучия и защищённости детей является Конвенция ООН "О правах ребёнка" и Закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Чтобы кардинально изменить ситуацию к лучшему, необходимо выяснить наиболее уязвимые стороны жизни детей: проводить исследования, собирать факты, характеризующие отношение к детям, условия их существования. Необходимо создавать социально-педагогические центры, чтобы в государстве мог сложиться механизм могущественной социальной службы. Требует совершенствования национальное законодательство, касающееся правового положения детей. В нём не нашли отражения некоторые позиции Конвенции ООН о правах ребёнка.
Необходимо правовое обеспечение жизнедеятельности новых типов образовательно-воспитательных и других учреждений, которые обеспечивают права детей. Требует разработки такой социально-правовой механизм, который обеспечил бы права ребёнка на полноценную жизнь и развитие. Существуют определённые трудности, связанные с отсутствием устойчивых связей с организациями города, большие временные затраты на разработку и реализацию программ по защите прав детей, недостаток финансирования и др. Тем не менее необходимы новые шаги в объединении усилий, направленных на решение реальных жизненно важных проблем по защите прав детей.
Международные нормативно-правовые акты:
1. «Устав Организации Объединенных Наций» (Принят в г. Сан- Франциско 26.06.1945) [Электронный ресурс] КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 121087/ (дата обращения: 17.01.2018)
2. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] КонсультантПлюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959/ (дата обращения:
20.02.2018)
3. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 120805/ (дата обращения: 12.02.2018)
4. «Декларация прав ребенка» (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1986
(XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) ) [Электронный ресурс] КонсультантПлюс URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=15160#0544 2449607931577 (дата обращения: 15.02.2018)
5. «Международный пакт об экономических, социальных и
культурных правах» (Принят 16.12.1996 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] КонсультантПлюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5429/ (дата обращения: 20.02.2018)
6. «Международный пакт о гражданских и политических правах»
(Принят 16.12.1996 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) [Электронный ресурс] КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5531/ (дата обращения:
20.02.2018)
7. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] КонсультантПлюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 9959/ (дата обращения:
17.02.2018)
Нормативно-правовые акты Российской Федерации:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008, 30.12.2008, 05.02.2014 , 21.07.2014) //Российская газета. 2014, 23 июля.
2. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав
человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30.03.1998 N 54-ФЗ [Электронный ресурс] КонсультантПлюс; // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 18263/ (дата обращения: 17.02.2018)
Научная литература:
1. Агушева Г.Г., Баданин Д. Защита прав ребенка: Международно¬правовой аспект //Ювенальное право. - Архангельск: Поморский университет. 2005. - 312 с.
2. Беспалов Ю. Ф. Семейно-правовое положение ребенка в РФ.- Владимир: ВГПУ, 2007. — 188 с.
3. Богомолов А. Беспризорность в России выгодна всем. // Новые Известия, № 7, 2006. С. 7-11.
4. Борьба с беспризорностью идет полным ходом. // Московский комсомолец, № 67, 2003, 29 марта. — С. 5.
5. Ботнев Ю. В. К вопросу о системе и структуре правозащитных организаций в Российской Федерации // Культура: управление, экономика, право, 2007. — № 2. — С. 33-37.
6. В. А. Батырь Международное гуманитарное право. М., 2010. - 23 с
7. Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы//Российская Юстиция, 2007. — № 7. — С. 51-56.
8. Голышева, Лада Юрьевна. - Правовое положение детей в России : Исторический аспект : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. - Ставрополь, 2002 178 с.
9. Ермаков В. Юстиция обязана защищать права и законные интересы несовершеннолетних// Российская Юстиция, 2008. — № 10. — С. 18-22
10. Захаров, А. Н. Взаимодействие уполномоченного по правам человека с Президентом Р Ф в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина // Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. — 2007. — С. 83-86.
11. Защита прав человека в современном мире: Сб. ст. / Рос. АН, Ин-т государства и права; [Отв. ред. И.А. Ледях]. — М., 2007. — 146 с.
12. Защита прав человека: Сб. док., 1998-2000 / Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; [Сост.: А. Г. Майоров, И.В. Евдокимов]; Под общ. ред. О. О. Миронова. — М.: Юрид. лит., 2001. — 791 с.
13. Игнатенко Г. В. Остапенко Д. Д., Международное право: Учебник для вузов. - М., 1978. - 244 с.
14. Карташкин В. А. Реформирование конвенционных органов по правам человека // Юрист-международник. Всероссийский журнал международного права. — М.: Современная экономика и право, 2007. — № 2. — С. 11-17.
15. Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. Международное право: Учебник. - М., 2000. - 480 с.
16. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. И. М. Кузнецовой. 2-е изд. — 456 с.
17. Леонов С.А. - д.м.н., профессор и Сон И.М. - д.м.н., профессор. Руководство по анализу деятельности службы охраны материнства и детства Российской Федерации. Москва, 2009 с.180
18. Лукашева Е. А. Права человека: Учебник для вузов. - М., 1999. - 433 с.
19. Луковская Д. И. Понятие прав человека: многообразие подходов. Проблема универсальности прав человека // История государства и права, 2007. — №12 — С. 18-23.
20. Матвеева, Т. Д. Защита прав человека в России: взаимосвязь международного и внутригосударственного права / Т. Д. Матвеева, В. В. Шуткина. — М.: Каталог, 2002. — 155 с.
21. Международная защита прав человека: Ввод. курс: Учеб. пособие / Г. М. Даниленко. — М.: Изд. группа «Юристъ», 2000. — 255 с.
22. Международное право: учебник для студентов вузов / Верещетин В. С., Гидирим А. В. и др.- 2-е изд., переработанное и дополненное.- Москва: Норма, 2007.- 944 с.
23. Международные стандарты прав человека для органов по поддержанию правопорядка. Исмаилов Б. И. // Ташкент. 2006. — С. 59-67.
24. Мельникова Э. Б. Российская модель ювенальной юстиции// Правозащитник, 2006. — № 1. — С. 26-29.
25. Михайловский Н. К. Права человека и современный мир. Киев, 1980. - 211 с.
26. Мовчан А. П. Права человека и международные отношения. - М., 1982. - 257 с
27. Мовчан А.П. Международная защита прав человека. - М., 1958. - 251 с.
28. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. /Отв. Ред. В. В. Лазарев — М.: Спарк, 2007. — 388 с.
29. Нечаева А. М. Семейное право. Курс лекций — М.: Юристъ, 2001.
— С. 234.
30. Павлова Л. В., Зыбайло А. И. Международное гуманитарное право. - М., 1999. - 198 с.
31. Права человека и международные отношения. - М., 1982. С. 19— 35; Brownlie I. Principles of public international law. Oxford, 1998. Р. 568—581.
32. Права человека: сборник документов / Московская академия экономики и права; [составитель О.О. Миронов]. — Москва: Экзамен, 2007.
— 125 с.
33. Саблин Д. А. Права человека: учебное пособие. — Оренбург: ОГУ, 2004. — 153 с.
34. Саидов А. Х. Международное право прав человека. - М., 2002. - 263 с
35. Словарь русского языка С. И. Ожегова. М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
36. Хабарова А.Ю. Защита прав ребенка в международном праве. г. Орел. 2015г. 244с.
37. Черниченко С. В. Теория международного права. Том 2. - М., 1999.
— 346 с.
38. Черниченко, С. В. Развитие международных стандартов и процедур в области прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. — С. 117.
39. Чигирь С.Н., Водопьян А.А. Минск. Нарушение психики детей, подвергшихся насилию в семье 2011 г. 4с
40. Чуксина В. В. Несудебная защита прав человека в системе национальной правозащитной деятельности Российской Федерации и зарубежных государств // Конституционное и муниципальное право, 2006.
— №6. — С. 11-16.
41. Шевцов В. С. Права человека и государство в Российской Федерации. — М., 2002. — 230 с.
Интернет-ресурсы:
1. Декларации тысячелетия ООН от 8 сентября 2000 г. // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — 2000. — Режим доступа: http: //www. un. org/russian/documen/declarat/summitdecl. htm. — (дата обращения 15.04.18).
2. ЭКОСОС // Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс]. — 2009. — Режим доступа: http: // www. un. org/russian/ecosoc/index. shtml. — (дата обращения 05.05.18)
Иностранная литература:
1. Mower A.G., jr. The convention on the rights of the child: International law support for children. // Studies in Human Rights, № 17. — Westport (Conn.); L., 1997. -XI. Р. 4.