Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗНОСТИ СЛОВА (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ РОМАНСОВ)

Работа №65591

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость3800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
304
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические предпосылки изучения образных средств 10
1.1 Понятие об образе, образности, «потенциальной образности» 10
1.2 Классификация слов с «потенциальной образностью» 17
1.2.1. Особенности восприятия слов с «потенциальной образностью» 17
1.2.2. «Потенциальная образность» слова и тип лексического значения 21
1.2.3. Структурно-грамматические признаки живописующих слов 22
1.2.4. Стилистическая характеристика слова, обладающих «потенциальной
образностью» 24
1.3. Живописующие слова как субкомпонент явления образности 25
2. Лексический материал и его образное восприятие 28
2.1. Живописующие слова по особенностям восприятия 28
2.2.Особенности лексического значения слова как одно средств реализации образности в русском романсе 35
2.3. Структурно-грамматические особенности слова как одно средств
реализации образности в русском романсе 37
2.4. Стилистические особенности слова как одно средств реализации
образности в русском романсе 40
2.5. Экспериментальное исследование процесса порождения образов в
сознании человека на основе слов с «потенциальной образностью» 42
2.6. Проект «Работа над развитием образной речи учащихся на уроках
русского языка» 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список литературы 64


Вопрос о слове и образе имеет давнюю филологическую традицию. Отдельные аспекты языковой образности рассматривались ещё в античных риториках в связи с описанием основных средств речевой выразительности - сравнения, метафоры, метонимии. Начало исследованию образности в лексико-семантическом ключе было положено трудами A.A. Потебни и Ш. Балли. Концептуальное оформление различные теории лексической и фразеологической образности получили только в конце XX - начале XXI столетия, составив теоретически и методологически неоднородное, но, по признанию многих исследователей, особое направление современной лингвистики. Работы H.A. Арутюновой, А.Н. Баранова, О.И. Блиновой, Д.О. Добровольского, Е.Б. Вовк, О.В. Загоровской, H.A. Илюхиной, А.Л. Кораловой, И.С. Куликовой, H.A. Лукьяновой, С.М. Мезенина, М.Э. Рут, Г.Н. Скляревской, В Н. Телия, В.К. Харченко, Т.З. Черданцевой, М.И. Черемисиной, А.П. Чудинова и других исследователей демонстрируют многообразие подходов и аспектов осмысления данной категории в отечественной семантике.
Образные слова и выражения исследуются в семасиологическом, (номинационном), словообразовательном, психолингвистическом,
функционально-прагматическом, ономасиологическом, культурологическом, когнитивном, лексикографическом, сопоставительном аспектах. Обширный объем лингвистической литературы по проблеме лексической и фразеологической образности, а также выход в свет в конце 90-х годов XX в. словарей образной лексики и фразеологии, свидетельствуют о том, что теория образности составляет актуальное направление в развитии русской лингвистической мысли, соотносимое с современными парадигмами лингвистического знания: антропологической, коммуникативной,
когнитивной, лингвокультурологической.
В системе языковых средств слово играет важнейшую роль. Русские писатели, восхищаясь красотой, силой, богатством русского языка, прежде всего отмечали разнообразие его лексики, в которой заключены неисчерпаемые возможности для передачи самых различных значений. При четком изложении мысли используемые авторами слова полностью соответствуют своему предметно-логическому значению. Особое место занимает язык художественной литературы. «Художественная литература является своего рода законодателем и рассадником норм образцового литературного выражения, той лабораторией, в которой происходит творческая обработка речевых средств общенародного языка», — отмечал А.И. Ефимов [Ефимов 1957:33]. Отличаясь образностью и выразительностью, язык художественных произведений в силу своих особых экспрессивно-эстетических качеств заметно выделяется среди других разновидностей литературного языка. Занимая ведущее положение в системе средств литературного выражения, он оказывает большое плодотворное влияние на развитие всей речевой культуры.
Язык поэзии и прозы отличается своими художественно-эстетическими качествами, под которыми разумеется образность, красота, выразительность. Каждое слово выступает в них тесно спаянным, слитым с изображаемыми картинами, образами и характерами, в силу чего оно приобретает особую образность и эмоциональность. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен. Он предоставляет говорящим богатейшие выразительные возможности для наиболее точной в определенных условиях передачи содержания высказывания.
При чтении художественного текста в сознании читателя возникают живые взаимосвязанные представления о фактах, событиях, людях, картинах природы. Образные представления нередко воздействуют на читателя так, как если бы он сам был свидетелем или участником описываемых событий.
Создание художественного произведения — сложный процесс познания писателем жизни, осмысления фактов, событий действительности и целенаправленного воплощения полученных впечатлений в художественной форме текста. Не менее сложным является процесс интерпретации
произведения. Вопрос о толковании художественного текста получил научное обоснование в лингвистической литературе в работах Л.В.Щербы, определившего основную задачу лингвистического толкования текста. Он писал, что необходимо показать те средства, при помощи которых «выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений» [Щерба 1959:97].
Вопросы лингвистического толкования текста рассматривались А.М.Пешковским. Особое значение он придавал семантическому и стилистическому анализу лексики. А.М. Пешковский считал, что лексика очень тесно связана с системой образов. «Вместе с тем встает и вопрос о разных типах словесных образов», — отмечал академик В.В.Виноградов.
Понятием образности оперируют писатели, литераторы, критики, лингвисты, авторы философских статей, стилистик, школьных учебников.
С помощью слова в произведениях достигается своего рода проникновение в сущность изображаемого: передается жест, положение тела выражение взгляда, полет мысли, создается определенный образ.
М.Е.Салтыков-Щедрин называл творчество писателя «воплощением мысли в живых образах» [Салтыков-Щедрин 1963,1Х:53]. Эти образы вызывают в сознании читателя или слушателя ассоциации, представления, конкретно реальные или смутные, что в свою очередь обуславливает появление чувств и переживаний.
Благодаря этой образности, живости, выразительности, эмоциональности и напевности речи, ее очень часто кладут на музыку. Начиная от самых простых, примитивных форм древнейшего искусства и заканчивая сложными произведениями, музыка неразрывно связана с речью, словом.
Во всех подлинно художественных вокальных произведениях музыка усиливает выразительность речи, но это происходит по-разному. В одних
случаях мелодия музыкальной фразы рождается из интонаций словесной речи: восклицательные, вопросительные, утвердительные интонации получают точную высоту, становятся музыкальными. Но их речевая природа продолжает ясно ощущаться. Такую мелодию называют декламационной или речитативной. Замечательные образцы речитатива мы находим в русском романсе.
Родиной романса является Испания. Именно здесь в 13-14 веках странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр - романс. Слово «романс» происходит от испанского «romance», что значит «романский», то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Так утвердился новый песенный жанр, Песни исполнялись на родном испанском языке. Отсюда и пошло название «романсы».
В ХУШ веке жанр романса определился и в русском музыкальном искусстве, став одним из выдающихся явлений отечественной культуры. Романсы выразительны, ярки, просты и удивительно образны. В них нет ничего лишнего, каждый звук, каждое слово оправдано и наполнено. В нем, как ни в каком другом жанре, достигли совершенного слияния, гармонии, и цельности русский лирический стих и высокая задушевная мелодия. В его родословной сплелись многие корни: красота и распевность русских протяжных песен, стройность и благозвучность петровских кантов, глубина хоровой музыки.
Романс по своей природе связан с поэзией. Хорошие стихи как будто сами просятся на музыку. Связь музыки и слова в романсе очень тесная, детальная. Музыка передает не только общий характер поэтического текста, но и поэтические образы. В конце Х1Х века многие композиторы (Рахманинов, Танеев), стремясь всецело подчинить музыку поэзии, стали даже называть свои произведения не романсами, а стихотворениями с музыкой. Именно поэтому жанр романса представляет для нас огромный интерес.
Тема исследования «Реализация образности слова (на материале текстов русских романсов).
Тема актуальна в связи с тем, что до сих пор появлялись работы, посвященные изучению народности русского романса; работы лингвистического анализа текстов (Б.В. Томашевский). Но нам не встретились работы, которые были бы направлены на описание живописующих слов русского романса. Так как жанр романса отличается образностью и выразительностью, важно изучить его с точки зрения функционирования слов, обладающих «естественной образностью».
Объектом исследования являются образные лексические единицы: живописующие слова, двухкомпонентные образные номинации и примыкающие к ним устойчивые образные выражения, выступающие средством экспликации образного строя русского языка.
В зависимости от характера отражения воспринимаемого говорящим объекта разделяются три типа образов: а) первичный чувственный, или перцептивный, образ, б) первичный комбинированный образ, в) вторичный ассоциативный образ метафорического или метонимического характера. Наше исследование связано с описанием первичного — чувственного, или перцептивного, образа первого типа.
Предмет исследования составляют: 1) структурно-семантические свойства, характеризующие образный лексикон; 2) семантика, структура и функционирование живописущих слов; 3) стилистическая принадлежность образной лексики.
Образность является структурно-семантическим свойством слова, в каждом слове заключена образность. Осознание реципиентом образного содержания лексической единицы и коммуникативной значимости реализованного в ней образа показывают контексты. Каждое образное слово и выражение обладает своими ассоциативными ресурсами. Понятие образности сопряжено с понятием метафоризации. Под средствами реализации образности в данном исследовании понимаются особенност лексических единиц, обладающих «потенциальной, или естественной, образностью», создающих образ первого типа, первичный чувственный, или перцептивный, образ.
Цель данного исследования — состоит в выявлении и характеристике слов с «потенциальной образностью»; на основе разработанной теоретической концепции образности слова и обоснованных методологических принципов анализа образного лексикона осуществить описание образных лексических средств русского языка с точки зрения их семантики, функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Знакомство и изучение теоретической литературы по данной проблеме.
2. Отбор языкового материала и составление картотеки живописующих слов, то есть создание корпуса фактического материала.
3. С опорой на имеющиеся достижения в области изучения образных средств языка выполнить описание и анализ образной лексики.
4. Проанализировать структурно-семантические особенности образных слов как элементарных единиц, составляющих подсистему лексического уровня языка.
5. Проведение лингвистического эксперимента и обработка данных. Верифицировать результаты структурно-семантического и концептуального анализа образного лексикона посредством обращения к показаниям языкового сознания носителей языка.
Источниками исследования послужили тексты романсов Х1Х -ХХ веков более 30 авторов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, АА. Фета, Ф.И. Тютчева, Г.И. Лишина, , С.А. Есенина, В.Д. Шумского, П.Д. Германа, Н.Ф. Павлова, Н.К, Кондратьева и др.
Теоретическую базу исследования составили идеи отечественных авторов в области лингвостилистики, языкознания, поэтики.
психолингвистики.
Методы исследования. В основе дипломного сочинения лежат традиционные методы лингвистического исследования:
метод лингвистического описания, представленный рядом конкретных приемов, таких как сбор, обработка и интерпретация материала; метод лингвистического наблюдения; сравнительно сопоставительный метод; эксперимент; статистический метод.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списков использованной литературы, источников и словарей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Язык, как произведение искусства, прежде всего, характеризуется тем, что он представляет собой внутреннюю форму, т.е. нечто само по себе, внутри себя, обладающее некоторой содержательной ценностью. В общем языке как орудии практического сознания связь между словом и обозначаемым этим словом предметом совершенно произвольна и представляет собой сложный результат [Винокур Г.О., 1991: 52].
Однако эта связь существует, и «значение слова имеет соотнесенность с тем или иным образом» [Леонтьев 1972: 28]. Благодаря этой
соотнесенности слово способно вызывать представление.
Исследование слов, обладающих «потенциальной образностью», с точки зрения порождения ими образов и функционирования в тексте позволило ответить на ряд вопросов и сделать следующие выводы.
1. Под «образностью» следует понимать не только использование слов в переносном значении (тропов), то есть изобразительных средств: метафор, эпитетов, сравнений и т.п., но и учитывать слова, обладающие «потенциальной образностью». Такие слова способны вызывать определенные представления и картины.
2. Механизм создания образов очень сложен и зависит от многих факторов: условий формирования понятий, уровня образования, конкретных обстоятельств жизни и т.д. Следует признать, что существуют расхождения в степени и содержании образности слов. Но все же есть общенародный фонд слов с «потенциальной образностью», который и составляет одно из условий образности языка в целом.
3. Речевая деятельность человека основана на использовании готовых языковых единиц и характеризуется установкой на творчество. Особый интерес в этом представляет поэтическое произведение как результат деятельности художника слова. Выбор необходимой единицы связан с задачей создания определенного образа. Наиболее ярко процесс порождения представлений проявляется в текстах романсов.
4. Романсы с точки зрения использованной в них лексики, обладающей «потенциальной образностью», весьма разнообразны. Живописующие качества слова широко проявляются в романсах. Это связано, как нам кажется, с тем, что романс более чем какой-либо другой лирический вокальный жанр призван вызывать у слушателей наглядно- образные картины, затрагивать струны его души. А именно с помощью слов с «потенциальной образностью» достигается яркость, выразительность, эмоциональность романса.
5. У каждого человека возникает при прослушивании романса своя неповторимая картина. Художественные образы создаются на материале слов, обладающих живописующими качествами. Наиболее яркие образы создаются словами с опорой на зрительные, слуховые и другие ассоциации. Восприятие данных образов опирается на чувственное познание действительности свидетельствует о том, что окружающий человека материальный и идеальный мир насыщен реальными и воображаемыми предметами, явлениями, звуками, ощущениями и действиями. Особенно образными являются красочные представления, которые создаются при помощи прилагательных цветообозначений.
6. На возникновение представлений влияют особенности восприятия,
тип лексического значения слова, структурно грамматические признаки, стилистическая принадлежность. Поэтому образны видовые понятия, конкретные существительные, прилагательные, глаголы конкретного действия и состояния. Образность достигается за счет использования лексики активного запаса, хорошо известной адресату: большинство слов
общеупотребительны, стилистически нейтральны. Языковой материал
показал, что образы возникают в сознании адресата на основе имен собственных, благодаря ассоциациям, обусловленным поэтической традицией и историей национальной культуры.
7. Проведенное экспериментальное исследование процесса возникновения образов в сознании человека позволило сделать общие
выводы и подтвердить изложенные теоретические сведения.
8. Наблюдения над целостным массивом лексики живописуюшими словами, их разноаспектный анализ подтверждает мысль о речевом творчестве, связанном с поиском такого слова, которое наиболее точно, емко и в то же время выразительно отразило бы мысль говорящего. Каждое из слов помогает достичь впечатляющей образности и может явиться предметом специального анализа.
9. Говорить, что образность текстов романсов создается только, благодаря живописующим словам, нельзя. Так как в фактическом материале можно отметить различные изобразительно выразительные средства языка: тропы и стилистические фигуры. Однако слова, обладающие «потенциальной образностью», используются как одно из средств усиления выразительности и реализации образности (наряду с другими языковыми средствами).
10. В работе приведены наиболее интересные примеры с использованием живописующих слов, в них каждое слово особенно выпукло, заметно, в каждый художественный образ получает особый заряд выразительности, благодаря законам воздействия стихотворных слов на наше восприятие.
11. Слова с «потенциальной образностью» помогают увидеть описанную картину в объеме. Такие слова вносят штрих, деталь в высказывание.
12. Образность является структурно-семантическим свойством слова, в каждом слове заключена образность. Подчеркивается мысль о том, что осознание реципиентом образного содержания лексической единицы и
коммуникативной значимости реализованного в ней образа показывают кон-
тексты. Каждое образное слово и выражение обладает своими
ассоциативными ресурсами. Способность реципиента понять верный смысл,
заложенный в образной лексике, зависит от полноты ассоциирования.



1. Алешина О.Н. Семантическое моделирование в
лингвометафорологических исследованиях (на материале русского языка): // Дис. . д-ра филол. наук. -Новосибирск, 2003. 351 с.
2. Артемов В.А. Восприятие и понимание речи. // «Ученые записки первого Московского государственного пед. ин-та ин. яз.», т. VIII, 1954. Экспериментальная фонетика и психология речи.
3. Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1978.
4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1969.
5. Беляева Б.В. О слове и понятии. // «Ученые записки 1-го Московского государственного пед. ин-та ин. яз.», т. VIII, 1954. Экспериментальная фонетика и психология речи.
6. Белинский В.Г. Собр. соч.: в IX т. Том IV. -М.,1954.
7. Блинова О.И., Мартынова С.Э., Юрина Е.А. Словарь образных слов и выражений народного говора / Ред. О.И. Блинова. 2-е изд., испр. и доп.
- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - 308 с.
8. Болотнова Н.С. Когнитивное направление в лингвистическом исследовании художественного текста // Поэтическая картина мира: слово и концепт в лирике серебряного века. Томск, 2004. - С. 7-19.
9. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и грамматики. М.: Языки русской культуры, 2001. - 272 с.
10. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М.,1959.
11. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1972. - 614 с.
12. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М.,1963.
13. Винокур Г.О. Культура языка. - М.,1964.
14. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. - М.,1991.
15. Герасимов П.И. Снежно - белый, изумрудно - зеленый.// Рус. речь. - 1978. - №2.
16. Герасимов П.И. Оранжево - красный или красно - оранжевый.// Рус. речь. - 1982. - №2.
17. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 1997.
18. Горелов И.Н. Проблема связи «знак - представление» в психолингви-стическом эксперименте// Психолингвистические проблемы
семантики. -М.,1983.
19. Горский Д.П. Роль языка в познании.// Мышление и язык. - М.,1957.
20. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. - М.,1996.
21. Горький А.М. Несобранные литературно - критические статьи. - М.,1941.
22. Домашнев А.И., Шишкина И.П., Гончаров Е.А. Интерпретация худо - жественного текста. - М., 1989.
23. Донецких Л.И. Слово и мысль в художественном тексте. - Кишинев, 1990.
24. Ефимов А.И. О языке художественных произведений. - М.,1954.
25. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. - М., 1957.
26. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой: лингвистический аспект. - Л.,1989.
27. Качаева Л.А. «Красочность и выразительность достигаются только простотой».// Русская речь. - 1985. - №1.
28. Кожин А.Н. Образность как феномен словесной живописи // Русский язык: номинация, предикация, образность. М., 2003.
29. Кубрякова Е.С., Шахнарович А.Н. Сахарный Л.В. Человеческий фак¬тор в языке. Язык и порождение речи. - М., 1991.
30. Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славян, культуры, 2004. - 560 с.
31. Леонтьев А.А. Основа психолингвистики. - М.,1999.
32. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание.// Вопросы филологии. - 1972. -№12.
33. Лукьянова Н.А. Слова с простыми и сложными образами // Вестник
НГУ. Серия: История, филология. Т. 3. - Вып. 1. Филология.
Новосибирск, 2004. -С. 15-25.
34. Малеева М.С. Лексическая и синтаксическая объективация знания в словообразовательном контексте. - Воронеж, 1983.
35. Михайлов М.М. Стилистика русской речи. - Чебоксары,1968.
36. Назаренко В. Язык искусства. // Вопросы литературы - 1958.-№6.
37. Никольская Т.Е. Ассоциативное поле личного имени. // Семантика языковых единиц: Доклады VI Международной конференции. В 1. - М.,1998.
38.Ольховиков Д.Б. «Образность» как категория филологического описания текста // RES LINGUISTICA: Сб. статей, посвящ. 60-летию проф. В.П. Нерознака. -М., 2000.-С. 338-357.
39. Павлов И.П. Мозг и психика: Избранные психологические труды. - М. - Воронеж, 1996.
40. Палиевский П. Образ или «словесная ткань»? // Вопросы литературы — 1959. - №11.
41. Перцов В. Искусство революции и левые.// Литературная газета - 1957. - №137.
42. Пешковский А.М. Вопросы методики русского языка, лингвистики и стилистики. - М. - Л., 1930.
43. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. - М.,1976.
44. Резников Л.О. Понятие и слово. - Л.. 1958.
45. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.,1974.
46. Рюриков Ю. Тропинка тропов и дорога образов. // Вопросы литерату - ры - 1960.- №4.
47. Сатина Т.В. Переносно-образное значение глаголов и их
функционирование в художественных текстах: Дис. . канд. филол. наук. Тамбов, 2000.
48. Солодуб Ю.П. Структура лексического значения. // Филологические науки. - 1997. - №2.
49. Спиридонова Н.Ф. Язык и восприятие: семантика качественных прилагательных: Дис. . канд. филол. наук. М., 2000.- 157 с.
50. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. - М.,1975.
51. Тарасов Л.Ф. О методике лингвистического анализа поэтического произведения// Воронина Т.Е., Гаврюшенко В.Г. Лингвистический анализ текста. - Днепропетровск., 1979.
52. Федоров А.И. Образная речь. - Новосибирск, 1985.
53. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство. - М.,1984.
54. Чагдуров С.Ш. О выразительности слова в художественной прозе. Улан -Удэ, 1959.
55.Чернец Л.В. Виды образа в литературном произведении // Науч. докл. высш. шк. Сер. Филол. науки. 2003. -№ 4
56. Чернухина И.Я. Общие особенности поэтического текста. - Воронеж, 1987.
57.Чижик - Полейко А.И. Стилистика русского языка. - Воронеж, 1962.
58. Щерба Л В. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.
59. Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте
в языкознании. // Звягинцев В.А. История языкознания XIX - ХХ ве-ков в очерках и извлечениях. - 1965. Ч.2.
Список источников
1. Алябьев А.А. Романсы и песни. Полное собрание. Т.1. - М., 1974.
2. Булахов П. Избранные романсы и песни. - М., 1980.
3. Ваши любимые песни. - Смоленск, 1995.
4. Гурилев А.А. Романсы и песни. - М.,1982.
5. Есенин С.А. Собрание сочинений в 2 томах. Т.2. - М.,1990.
6. Романсы. - Л.,1993.
7. Рубцов Н. Стихотворения. - М.,1987.
Русские песни и романсы. - М.,1989.
8. Чайковский П.И. Романсы. - М., 1987.
9. Шварц И.И. Песни и романсы. - Л., 1988.
Словари и их условные сокращения
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (СО). - М., 1997.
2. Словарь литературоведческих терминов (СЛТ). - М., 1987.
3. Словарь русского языка в IV томах (МАС). - М., 1996.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ