ВВЕДЕНИЕ 7
1 ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДЫ И АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРЕДПРИЯТИЯ 9
1.1 Общая характеристика предприятия 9
1.2 Анализ внешней среды. PEST-анализ 16
1.3 Отраслевой и конкурентный анализы 27
1.3.1 Общее состояние отрасли 27
1.3.2 Анализ S сил конкуренции по Майклу 34
1.3.3 Анализ конкурентов 39
1.4 Анализ внутренней среды 41
1.4.1 Модель Маккннси 7С 41
1.4.2 Выявление позиций предприятия с помощью матрицы БКГ 49
1.5 Заключительные формы анализа (SNW, SWOT) 54
1.5.1 SWOT-анализ ООО «Эталон» 54
1.5.2 SNW-анализ компании «Эталон» 60
1.5.3 Матрица Глайсера 63
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ ОДИН 64
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
В ПРЕДПРОЕКТНОМ ПЕРИОДЕ 65
2.1 Общие положения ~ 65
2.2 Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности
предприятия 68
2.2.1 Коэффициенты, характеризующие платежеспособность 73
2.2.2 Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость . 77
2.2.3 Коэффициенты, характеризующие деловую активность 81
2.2.4 Анализ активов и пассивов - 84
2.3 Оценка вероятности банкротства предприятия по методике У.Бивера90
2.4 Оценка финансовой устойчивости предприятия 92
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ ДВА 94
3 РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 95
3.1 Целеполагание и условия реализации проектных мероприятий 95
3.2 Стратегический выбор 97
3.3 Тестирование стратегии .. 99
3.4 Цели проекта 100
3.5 Разработка плана мероприятий по реализации стратегии 105
3.6 Анализ движущих и сдерживающих сил проекта 107
3.7 Финансовые показатели реализации проекта 111
ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ ТРИ 122
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 123
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 124
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Бухгалтерская отчетность предпроектного периода 127
11РИЛОЖЕНИЕ Б. Диаграмма Ганта - 139
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Финансовые показатели проектного периода. 140
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Бухгалтерская отчетность проектного периода 149
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Изменение структуры баланса в результате реализации проекта
В настоящее время одной из самых актуальных проблем экономического развития России является импортозамещение. После введения Западом санкций эта проблема ещё Солее усугубилась. Вопросы импортозамещения являются стратегически важными, от их решения зависит уровень роста и развития национальной экономики. Очевидно, что за большое количество лет, Россия привыкла к импорту, в большинстве отраслей доля импорта составляет свыше 50 процентов от общего объема продаж. Поэтому с каждым днем все острее назревает вопрос о повышении эффективности российской экономики, ухода от сырьевой зависимости, нечувствительности к колебаниям мировых цен на нефть, к изменениям курса рубля по отношению к мировым валютам имеет свою актуальность довольно длительное время. В этих условиях появляется в первую очередь необходимость определения критических направлений импортозамещения. где Россия сможет осуществить прорыв, где она сможет применять новые опережающие технологии. В отрасли специй и приправ более 80% сырья приходится на импорт.
Целью выпускной работы является разработка проста импортозамещения закупаемых ингредиентов специй для снижения себестоимости отпускаемой продукции потребителям. Основой достижения поставленной в проекте цели являются маркетинговые мероприятия, позволяющие оптимизировать состав поставщиков и обеспечить собственный участок фасовки специй отечественными ингредиентами поставщиков Таможенного Союза. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект финансового состояния
предприятия с использованием финансово-экономической литературы.
2. Выполнить комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе официальной финансовой отчетности ООО «Эталон».
3. Сформулировать предложения по определению перспектив развития предприятия, а также мероприятия, обеспечивающие укрепление финансовой и рыночной устойчивости организации.
4. Разработать проектные мероприятия обеспечивающие процесс импортозамещения.
Объектом исследования данной работы является предприятие ООО «Эталон». Общество с ограниченной ответственностью «Эталон» специализируется на продаже специи для производства колбас н других продуктов.
Предметом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность предприятия ООО «Эталон». Предмет анализа - финансовые процессы предприятия и конечные производственно-хозяйственные результаты его деятельности.
Первая глава посвящена описанию предприятия, проведен анализ внутренней н внешней среды организации, проанализированы ее сильные и слабые стороны.
Во второй главе проведен анализ финансового состояния предприятия в допроектном периоде по методике правил проведения арбитражными управляющими финансового анализа. Выявлены финансовые проблемы, являющиеся предпосылкой для разработки и реализации проекта.
В третьей главе обоснован выбор стратегии развития и разработан проект, направленный на реализацию выбранной стратегии, а также оценена результативность инвестиционных вложений в проект.
Тема, раскрытая в данном дипломном проекте, является не только актуальной, но и имеет практическую значимость, т.к. стратегия будет разработана для реального предприятия, предоставляющего услуги на рынке г. Челябинск.
Целями данной работы были анализ деятельности предприятия ООО «Эталон», выявление проблем на разных уровнях компании, формулирование и предложение возможных путей их решения.
В результате исследования был проведен анализ внутренней и внешней среды организации ООО «Эталон» и рассмотрено их влияние на работу предприятия; выявлены сильные и слабые стороны деятельности предприятия и предложены пути минимизации угроз, вызванных действием слабых сторон организации; проведен финансовый анализ бухгалтерской отчетности предприятия и сделаны выводы по финансовому положению организации.
В результате проведенной работы выявлена необходимость проведения комплексной программы управления финансовой деятельностью предприятия, что является важнейшим условием достижением экономического успеха. В ходе выполнения работы была разработана программа импортозамещения поставок сырьевых компонентов на предприятии ООО Эталон, направленная на достижение более эффективной работы предприятия и. как следствие, на улучшение финансовой устойчивости предприятия. Проведение анализа финансовой отчетности после реализации проекта предложенной программы импортозамещения показало, что в результате проектных решений наблюдается положительная тенденция роста платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности организации.
Предложенные в дипломной работе рекомендации можно считать экономически обоснованными и целесообразными, т.к. показатели, характеризующие финансовую и рыночную устойчивость выросли и в проектном периоде удовлетворяют нормативным значениям.
Таким образом, цель работы можно считать достигнутой.
1. Багиев. Г.Л. Маркетинг 11 '.Л. Багиев, В.М. Гарасевнч. — 2-е шд, - М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2009.- 718с.
2. Бсляевский. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие / И.К. Беляевский. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 320с.
3. Белых, Л.П. Реструктуризация предприятия / Л.П. Белых. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 587с.
4. Березин. И. Маркетинг н исследования рынков / И. Березин. - М.: РДЛ. 2009.-234с.
5. Боумзн, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 2001. - 495с,
6. Виленский, П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов / П.Л. Виленский. - М.: Дело. 2008. - 345с.
7. Виханский. О. Стратегическое управление / О. Виханский - М.: Гардарика. 2008. - 296с.
8. Герасименко. В.В. Основы маркетинга / В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 2009.-334с.
9. Гиляровская. Л.Т. Экономический анализ: учебник для ВУЗов t Л.Т. Гиляровская. - М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2009 -615с.
10. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория,
методоло! ия н практика / Е.П. Голубков. - М.: Изд-во «Финпресс». 2005. - 464 с.
11. Голубков. Е. П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации > Е.П. Голубков // «Маркетинг в России и за рубежом». - 2009. - Вып. 3.-№3-С. 14-16.
12. Гольдштейн, Г. Л. Стратегический менеджмент / Г. Л. Гольдштейн. -Т.: Изд-во ТРУТУ. 2005. -125 с.
13. Дейан. А. Стимулирование сбыта / А. Деиан. - СПб.: Изл-во
«Нева»* 2006. - 128 с.
14. Друкер, П. Эффективное управление / П. Друкер. — Мм 2009. -
455с.
15. Дэй. Д. Стратегический маркетинг / Д Д>й. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2008. - 640с.
16. Зайцева, Л.Г., Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцева, М.И. Соколова. - М.: Экономнстъ, 2008. -416с.
17. Зннов, В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учебное пособие / В.Г. Зннов. - М.: Дето. 2006. - 456с.
18. Карами. А.. Аналоун. Ф. Стратегический менеджмент / А. Карами, Ф. Аналоун. - М.: «Юнити». 2005. - 579с,
19. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.8. Ковалев. - М.: Проспект, 2009. -388с.
20. Катлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Кот лер. - СПб.: Корука, ЛитераПлюс, 2003. - 635с.
21. Кэмпбел. Д. Стратегический менеджмент > Д. Кэмпбел. Д. Стоунхаус. Б. Хьюстон. - М.. 2009. - 325с.
22. Мескон. М.Х.. Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М.Х. Мескон. М. Альберт. Ф. Хедоури. - М., 2009. - 265с.
23. Поршнева, А.Г. Управление организацией / А.Г. Поршнсва. - 2- е изд. - М.:ИНФРА-М. 2009. - 669с.
24. Постановление Правительства Российской Федерации №367 от 25.06.2003 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».
25. Ромашова, И.Б. Финансовый менеджмент. Основные гемы. Деловые игры: учебное пособие / И.Б. Ромашова. - М.: КНОРУС. 2006. - 336с.
26. Савенкова. Г.И. Логистика: учебное пособие / Т.И. Савенкова. - М.: «Омега-Л», 2007. - 256 с.
27. Савицкая. Г.В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. - М.: Новое издание. 2008. - 640с.
28. Сапожникова. Н.Г. Бухгалтерский учет для менеджеров: учебное пособие / Н.Г. Сапожникова. - М.: КНОРУС, 2008. - 448 с.
29. Фаз и. Л. Курс MBA по стратегическому менеджменту/ Л. Фазй. - М.: Альпина Бизнес Букс. 2010. - 608с.
30. Хелферт. Э. Техника финансового анализа / Э. Хелферт. М.: Аудит. ЮНИТИ. 2008.-663с.