ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 15
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии
муниципальных образований 15
1.2 Регулирование и дальнейшее развитие муниципальных бюджетов 35
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ШУМИХИ 37
2.1 Общая характеристика г. Шумихи 37
2.2 Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального
образования г. Шумихи 45
2.3 Анализ доходов и расходов местного бюджета г. Шумихи 52
2.4 Недостатки бюджетной системы г. Шумихи 64
ГЛАВА 3 ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.
ШУМИХИ 664
3.1 Проект мероприятий по совершенствованию формирования и повышению
эффективности использования финансовых ресурсов муниципального образования г. Шумихи 674
3.2 Социально-экономическая эффективность предложенных
мероприятий 741
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 796
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 80
Приложение А 886
Приложение Б
Разработка эффективной системы бюджетных отношений на местном уровне управления является одной из самых сложных задач в современных условиях развития рыночных отношений. От ее решения во многом зависит успех преобразований, проводимых в бюджетной сфере. Передача центром ряда хозяйственных, социальных функций на места не сопровождается расширением их финансовой базы и приводит к противоречиям между имущественным и финансовым правами органов местного самоуправления, между возложенными на них полномочиями и реальными возможностями, что возводит в степень значимость проблемы укрепления доходной базы местных бюджетов.
Предоставление органам местного самоуправления широких бюджетов и имущественных прав усилило их роль и значение в решении социально-экономических задач на своей территории, позволило подняться на качественно более высокую ступень. Расширение самостоятельности местных органов власти связано с острой необходимостью повышения роли местных бюджетов в решении социально значимых проблем на местах, а также их активное использование в перераспределительных процессах. Местные бюджеты должны обладать широким влиянием, охватывающим все составляющие циклы воспроизводственного процесса на данной территории, высокой степенью действенности и гибкости, служить экономическим рычагом управления на муниципальном уровне.
Исследование практики формирования доходов местных бюджетов показало, что они формируются в основном за счет финансовой поддержки из бюджетов субъектов Федерации и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов, а местные налоги и сборы составляют очень незначительную часть. Муниципальное образование, не располагающее какими- либо существенными собственными источниками доходов, не может быть самостоятельным. В обмен на получение финансовой помощи из вышестоящих бюджетов органы местного самоуправления вынуждены изменять свою политику в сфере решения вопросов местного значения в соответствии с указаниями органов государственной власти. Это лишает муниципальные образования возможности самостоятельного финансового планирования даже на краткосрочную перспективу.
Итак, местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
В доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения.
Особую актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
- эффективность местного самоуправления определяется, прежде всего, материально-финансовыми ресурсами,
- имеющимися в распоряжении муниципальных образований и составляющих в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.
Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы Российской Федерации, составляя ее третий уровень (после федерального бюджета и бюджетов субъектов Федераций), формирование доходов и расходов местных бюджетов строго регламентируется законодательством Российской Федерации, от эффективности формирования доходной расходной части местных бюджетов зависит решение экономических и социальных проблем на местах, способность местного самоуправления отвечать по своим обязательствам, поддержка самых незащищенных и малоимущих слоев населения, реализация поддержки ветеранам и инвалидам, забота о престарелых, внешний вид поселений и городов и многое другое.
Объектом выступает местный бюджет Муниципального образования г. Шумихи.
Предметом являются отношения по формированию и исполнению бюджета муниципального города и разработка на этой основе направлений совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений.
Цель работы - проанализировать предложения по совершенствованию формирования и исполнения бюджета Муниципального образования г. Шумихи.
Задачи:
1. Рассмотреть местные бюджеты: сущность, цели, задачи, функции.
2. Рассмотреть формирование доходов и расходов местных бюджетов.
3. Изучить органы местного самоуправления, осуществляющие формирование местного бюджета.
4. Дать характеристику Муниципального образования г. Шумихи.
5. Рассмотреть особенности бюджетного процесса Муниципального образования г. Шумихи.
6. Провести анализ доходной части Муниципального образования г. Шумихи.
7. Рассмотреть формирование расходной части бюджета Муниципального образования г. Шумихи.
8. Разработать рекомендации по совершенствованию процесса формирования и использования средств местного бюджета.
9. Разработать меры по повышению неналоговых доходов бюджета Муниципального образования г. Шумихи.
Для написания работы основными источниками послужили законодательные и нормативно-правовые акты РФ; данные финансовой отчетности и нормативных документов Финансового управления администрации Муниципального образования г. Шумихи, экономическая литература отечественных авторов, раскрывающая основные вопросы, связанные как с теорией построения бюджетной системы, так и с самим процессом формирования и исполнения бюджета, публикации экономических газет и журналов.
Система РФ является четырехуровневой. Ее состав и структура определены в БК РФ и включают:
- федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- местные бюджеты, в т.ч. бюджеты городских и сельских поселений.
Третий и четвертый уровень бюджетной системы РФ представлен местными
бюджетами. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» территориями муниципальных образований являются: городские, сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований.
К числу местных бюджетов Курганской области относится бюджет Муниципального образования г. Шумихи. В дипломной работе был проведен анализ бюджета Муниципального образования г. Шумихи по доходам и расходам в динамике за три года. Методологической базой анализа послужил статистический и отчетный материал финансового управления Муниципального образования г. Шумихи, собранный и систематизированный во время прохождения преддипломной практики.
Проанализировав доходы и расходы бюджета муниципального образования г. Шумихи можно сделать выводы:
Значительно снижаются при этом доли доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: на 2,32% в 2012 г. , 2,78% в 2013 г. и 2,35% в 2014 г. Снижение в 2014 году составило 0,43% по отношению к 2013 г. и неналоговых доходов на 0,28% в 2014 г.
Неналоговые доходы занимали удельный вес уже в 2014 году 1,22%. Однако, по отношению к 2012 г. рост в 2013 году составил 0,7%. Темпы роста налоговых доходов значительно снизились: налоговых доходов на 45,93% в 2013 г. и на 34,64% в 2014 г., что на 11,29% меньше по отношению к 2013 г.
Наибольшим удельным весом в структуре налоговых платежей составляют налог на доходы физических лиц: 61,94% - в 2012 г., 63,38% - в 2013 г. и 60,67% - в 2014 г.
В 2012 г. - 10558,19 тыс. руб., а в 2013 г. доходы от налога на доходы физических лиц увеличился на 1,44% и составили 12716,58 тыс. руб.; в 2014 г. доходы от налога составили 11247,03 тыс. руб., что на 14695,5 тыс. руб. доля налога в общей структуре дохода снизилась на 2,72%. Уменьшение доходов от налога на доходы физических лиц в 2014 г. объясняется снижением уплаты работодателями своевременной уплаты данного налога в бюджет.
Доходы от налогов на имущество в г. Шумихе и их доля в общей структуре налоговых доходов имеют тенденцию к снижению в 2013 году, и росту в 2014 году: если в 2012 г. они составили 6347,11 тыс. руб. (37,24%), то в 2013г. платежи от налогов на имущество увеличились - они составили 7195,99 тыс. руб. Однако в 2014 г. доходы от налогов на имущество сократились и составили 7135,05 тыс. руб. Доля в общем числе налоговых доходов составила 38,49%.
Отрицательную динамику роста неналоговых доходов. В 2012 г. доходы, получаемые в виде арендной платы, за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков составляли 498,79 тыс. руб., а в 2013г. - 577,51 тыс. руб. В свою очередь, в 2014 г. данный вид доходов составил 569,3тыс. руб., что больше показателя 2012 г., но значительно меньше, чем в 2014 году на 8,22 тыс. руб. или на 1,42%.
Расходы из местного бюджета с каждым годом увеличиваются: если в 2012 г. они составляли 37629,15 тыс. руб., в 2013 г. - 44804,30 тыс. руб., то в 2014 г. эта сумма была равна 51555,80 тыс. руб. В 2014г. расходы местного бюджета г. Шумихи по сравнению с 2013 г. увеличились на 15,07%.
Благоустройство, которые составили в 2012 г. - 12922,95 тыс. руб., в 2013 г. - 14648,3 тыс. руб., в 2014 г. - 19174,11 тыс. руб. В динамике рост данных расходов в 2014 году составил 4525,81 тыс. руб. или 30,90%
Рассматривая соотношение доходов и расходов бюджета города Шумихи в целом можно сделать вывод, что в 2014 году в сравнении с 2012 годом рост доходов составил 13950,70 тыс. руб. или 35,25%, тогда как рост расходов составил 13926,65 тыс. руб. или 37,01%. В сравнении с 2013 годом рост доходов бюджета составил только 9843,29 тыс. руб. или 22,54%, а рост расходов 15,07% Таким образом, можно сделать вывод о том, что система управления доходами и расходами г Шумиха слабая, поскольку наблюдается снижение как налоговых так и неналоговых доходов. Кроме того, значительный рост имеют расходы по благоустройству и расходы на общегосударственные вопросы.
Для устранения данных проблем были разработаны следующие направления:
Первое направление - разработка программы по повышению эффективности управления недвижимостью города Шумихи.
Второе направление предусматривает вложение средств в развитие малого бизнеса.
Третье направление - развитие сферы услуг города Шумихи.
Реализация мероприятий комплексного инвестиционного плана, кроме взаимодействия всех участников между собой требует четкой и постоянной координации органа управления реализацией плана с вышестоящими органами власти и профильными министерствами.
1. Конституция Российской Федерации - от 25.03.2014.№ 1ФКЗ - 83 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1, 2, 3. Официальный текст от 1 января 2001 г. Ростов на - Дону. Изд. Центр «МарТ», 2014. - 405 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Часть 2. - СПб: Изд. ООО «ЛЕКС СТАР», 2014. - 420 с.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТЕНДЕМ» . Издательство ЭКМОС. - 2014 . - 128 с.
5. Федеральный закон «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.10.2014 № 131 - ФЗ. - 34с.
6. Федеральный закон» О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ: // Российская газета. - 2014 г. - 20 июля. - № 137.
7. Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30.12.2014 г. № 210 - ФЗ.
8. Постановление Правительства РФ «О порядке предоставления государственных гарантий РФ по заимствованиям, осуществляемым для обеспечения земельных участков инженерной инфраструктуры и модернизации коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства».от 3 июня 2014 года № 351.
9. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.05 № 147 - ФЗ.
10. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения. - М.: Росархив.2014. - 478с.
11. Алёхин А.П., А.А. Кармолицкий А.А., .Козлов Ю.М.Административное право Российской Федерации. Учебник.- М.: Зерцало, 2014- 540 с.
12. Булатова А.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: БЕК, 2012 - 530 с.
13. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник Под.ред.
М.В.Романовского, О.В.Врублевской. -М.: Юрайт, 2011. - 621 с.
14. Бюджетная система РФ: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2013. - 621 с.
15. Видяпина В.И. Региональная экономика: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2011. - 666 с.
16. Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России: Учебник для вузов. - М.: НОРМА. 2012 г. - 580 с.
17. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник - М.: ЮНИТИ,2012 - 551 с.
18. Годин А.М. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебное пособие- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011 - 340 с.
19. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: - М.: ИНФРА-М, 2012. - 389 с.
20. Дерюгина Т.В. Муниципальная собственность в Российской Федерации: пределы осуществления и ограничения // Российская юстиция, 2014, № 6.
21. Дьяконова Л.А. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе //Финансы. - 2014. - №8. - С. 9-12.
22. Жданов А.А. Финансы и право: Учебник: - М.: Экмос. 2012. - 490 с.
23. Завьялов А.А. Проблемы управления муниципальным имуществом в условиях меняющегося законодательства // Кадастр недвижимости. 2015. № 3. С. 74-78.
24. Зайнетдинов, Ф.Н. Формирование системы анализа финансового состояния региона / Ф.Н. Зайнетдинов [Электронный ресурс] // Финансовая газета 2000 - № 28 // СПС КонсультантПлюс.
25. Калинина Л. Недействительность сделок по приватизации государственного и муниципального имущества // Право и экономика. М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2014, № 1. С. 22-26.
26. Камышанский В.П. Приватизация как способ распоряжения государственным и муниципальным имуществом // Закон. М.: Известия, 2015, №
11. С. 70-76.
27. Кармазинов, Ф.В. Реализация норм Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса как условие финансового оздоровления и привлечения инвестиций в сфере ВКХ./ В.Ф. Кармазинов. // Водоснабжение и санитарная техника. 2014-№1- С.2 - 5.
28. Ковалев, В.В. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика. - 740 с.
29. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Рук. авт. Коллектива и отв. редактор Ю. А. Тихомиров. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2011 г. - 489 с.
30. Концессионные соглашения в сфере коммунального имущества муниципальных образований / Левицкая Е.А. М.: Юрлитинформ, 2015. 160 с.
31. Короткова О.И. Эффективность надзора за управлением и распоряжением государственной и муниципальной собственностью // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 11. С. 12 - 17.
32. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2012. - 456 с.
33. Левицкая Е.А. Аренда и концессия как форма публично-частного партнерства в управлении коммунальным имуществом муниципальных образований // Юрист. М.: Юрист, 2015, № 9. С. 17-20.
34. Леонтьева Л.С., Чернышев Ю.А. Некоторые проблемы разграничения муниципального имущества // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 6. С. 14-18.
35. Лескин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики, 2013. - №3. - с.18-38.
36. Мадьярова А.В. Государственная власть и местное самоуправление в городе Москве // 2010.
37. Максимова В.Н. Рыночная экономика/ Учебник. - М.:СОМИНТЕК, 2013.
- 564 с.
38. Медведева Э.А. Ответственность за незаконную приватизацию государственной и муниципальной собственности в Российской Федерации: пробелы законодательного регулирования // Общество и право. 2015. № 3. С. 135140.
39. Морозова Т.Г. и др. Регионоведение: Учебник для вузов- М.: ЮНИТИ,
2014. - 424 с.
40. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2011 - - 464 с.
41. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. - М.: «Дашков и К0», 2012, 580 с.
42. Никитин А.М. Бюджетное право. - М.: Закон и право, 2012. - 470 с.
43. О мерах поддержке малых предприятий в РСФСР [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РСФСР от 18 июля 1991г. № 406 // СПС Консультант Плюс.
44. О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]:Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 // СПС Консультант Плюс.
45. Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.:Банки и биржи. ЮНИТИ. 2012. - 689 с.
46. Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 // СПС Консультант Плюс.
47. Пронина Л.И. Законодательная основа местных финансов //Финансы. - 2013. - №1. - с. 7-11.
48. Райсберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. - М.: ИФРА-М, 2013. - 384 с.
49. Синельников С. и др. Реформа налоговой системы в России: тенденции, проблемы, рекомендации. - М.: Институт экономики переходного периода, 2010.- 325 с.
50. Степура, О.Н. Региональная экономика и управление: Учебные
материалы и курс лекций / О.Н. Степура, - Владивосток: Издательство ДВГУ, 2013. - 400 с.
51. Финансовое право: Учебник./ Отв. Ред.Н.И. Химичева. М.: Финансы, 2012 - 456 с.
52. Четвертиков В. С., Фадеев В. И. Муниципальное право: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 289 с.
53. Шеремет А.Д,, Сайфулин Р.С, Методика финансового анализа/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 232с.
54. Шугрина Е. С. Муниципальное право: Учебник. - М.: Дело, 2012 - 570 с.