Государственная поддержка малого предпринимательства в регионе (на примере Курганской области)
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
1.1 Сущность малого предпринимательства и его роль в экономике
региона 11
1.2 Методы поддержки малого предпринимательства на региональном
уровне 17
1.3 Подходы к оценке эффективности государственной поддержки
малого предпринимательства в регионе 26
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Анализ состояния и методов поддержки малого
предпринимательства в Курганской области 33
2.2. Оценка эффективности государственной поддержки малого
предпринимательства Курганской области 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Направления совершенствования государственной поддержки
малого предпринимательства 58
3.2 Оценка эффективности предложенного мероприятия 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
1.1 Сущность малого предпринимательства и его роль в экономике
региона 11
1.2 Методы поддержки малого предпринимательства на региональном
уровне 17
1.3 Подходы к оценке эффективности государственной поддержки
малого предпринимательства в регионе 26
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Анализ состояния и методов поддержки малого
предпринимательства в Курганской области 33
2.2. Оценка эффективности государственной поддержки малого
предпринимательства Курганской области 41
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕНОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Направления совершенствования государственной поддержки
малого предпринимательства 58
3.2 Оценка эффективности предложенного мероприятия 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Актуальность темы. В условиях введения антироссийских санкций особая роль в поддержании экономической стабильности отводится малому предпринимательству. Вектор региональной политики в отношении субъектов малого предпринимательства направлен не столько в сторону увеличения налоговых поступлений, сколько на решение задач импортозамещения, снижения напряженности на рынке труда. Малые предприятия, являясь неотъемлемым элементом социально-экономической системы региона, задействованы в проведении и экономических, и социальных преобразований, обеспечивая существенный вклад в формирование валового регионального продукта и занятость населения. В этой связи региональная политика поддержки малого предпринимательства должна быть оперативно откорректирована соответственно изменяющимся условиям функционирования субъектов малого бизнеса.
В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2015 г. содействие развитию малого и среднего бизнеса обозначено в числе семи ключевых направлений борьбы с кризисом. В социально-экономическом развитии субъекта РФ особую роль играют мероприятия, предусмотренные в рамках региональной политики по поддержке малого предпринимательства. При этом малый бизнес должен помочь в реализации и других мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в стране.
Необходимость совершенствования региональной политики в отношении малого предпринимательства также объясняется сформулированными государством задачами по реструктуризации экономики путем поддержки социально значимых видов деятельности, а также по оптимизации бюджетных расходов на уровне субъекта РФ и повышению эффективности их использования.
Сложность решения как оперативных, так и стратегических задач региональной политики в целом предопределяет необходимость ее анализа по разным направлениям, среди которых особое место занимают мероприятия по поддержке малого предпринимательства. Именно этот фактор актуализирует вопросы, связанные с оценкой особенностей развития и результативностью региональной политики по поддержке малого предпринимательства.
Объект исследования - субъекты малого предпринимательства Курганской области.
Предмет работы - меры государственной поддержки малого предпринимательства Курганской области.
Цель - анализ хозяйственной поддержки малого предпринимательства в регионе (на примере Курганской области).
Задачи:
1) рассматриваются сущность, роль и методы поддержки малого предпринимательства;
2) изучаются подходы к оценке эффективности поддержки малого предпринимательства;
3) проводится анализ состояния и методов поддержки малого предпринимательства в Курганской области;
4) оценивается эффективность государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области;
5) разрабатываются рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области, и оценивается их эффективность.
Теоретическая и методологическая основой исследования являются монографии и учебные пособия различных авторов, изучающих проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации и в регионах.
Кроме того, подробно рассмотрены правовые вопросы на основе нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малого бизнеса.
Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства непосредственно в Курганской области исследованы на основе статистических данных из официальных статистических сборников, правовых актов Курганской области и целевых программ поддержки малого предпринимательства в регионе.
Практические рекомендации, разработанные в выпускной квалификационной работе могут быть использованы в деятельности органов государственной власти Курганской области в качестве мер поддержки малого предпринимательства.
В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2015 г. содействие развитию малого и среднего бизнеса обозначено в числе семи ключевых направлений борьбы с кризисом. В социально-экономическом развитии субъекта РФ особую роль играют мероприятия, предусмотренные в рамках региональной политики по поддержке малого предпринимательства. При этом малый бизнес должен помочь в реализации и других мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в стране.
Необходимость совершенствования региональной политики в отношении малого предпринимательства также объясняется сформулированными государством задачами по реструктуризации экономики путем поддержки социально значимых видов деятельности, а также по оптимизации бюджетных расходов на уровне субъекта РФ и повышению эффективности их использования.
Сложность решения как оперативных, так и стратегических задач региональной политики в целом предопределяет необходимость ее анализа по разным направлениям, среди которых особое место занимают мероприятия по поддержке малого предпринимательства. Именно этот фактор актуализирует вопросы, связанные с оценкой особенностей развития и результативностью региональной политики по поддержке малого предпринимательства.
Объект исследования - субъекты малого предпринимательства Курганской области.
Предмет работы - меры государственной поддержки малого предпринимательства Курганской области.
Цель - анализ хозяйственной поддержки малого предпринимательства в регионе (на примере Курганской области).
Задачи:
1) рассматриваются сущность, роль и методы поддержки малого предпринимательства;
2) изучаются подходы к оценке эффективности поддержки малого предпринимательства;
3) проводится анализ состояния и методов поддержки малого предпринимательства в Курганской области;
4) оценивается эффективность государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области;
5) разрабатываются рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства в Курганской области, и оценивается их эффективность.
Теоретическая и методологическая основой исследования являются монографии и учебные пособия различных авторов, изучающих проблемы развития малого предпринимательства в Российской Федерации и в регионах.
Кроме того, подробно рассмотрены правовые вопросы на основе нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность малого бизнеса.
Проблемы государственной поддержки малого предпринимательства непосредственно в Курганской области исследованы на основе статистических данных из официальных статистических сборников, правовых актов Курганской области и целевых программ поддержки малого предпринимательства в регионе.
Практические рекомендации, разработанные в выпускной квалификационной работе могут быть использованы в деятельности органов государственной власти Курганской области в качестве мер поддержки малого предпринимательства.
Особенностями развития региональной политики поддержки малого предпринимательства являются:
1. Влияние на экономическую и социальную (вовлечение в малый бизнес социально-незащищенные слои населения, снижение напряженности на рынке труда, создание социально-ориентированных малых предприятий) сферы.
2. Широкий спектр направлений поддержки: финансовая; имущественная; информационная; консультационная; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность.
3. Созданная система поддержки малого предпринимательства. На сегодняшний день в каждом субъекте РФ создана целостная система поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная система включает нормативную правовую базу, государственный аппарат и инфраструктуру по поддержке малого и среднего предпринимательства, состоящую из коммерческих и некоммерческих организаций.
4. Реализация новых форм и направлений региональной политики поддержки малого предпринимательства. Разработка и реализация дорожных карт по различным направлениям набирает популярность. Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое - настоящее - будущее». Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную рентабельность, а также выбирать приемлемые варианты с точки зрения оптимизации затрат и экономической эффективности. Среди новых направлений региональной политики поддержки малого предпринимательства можем выделить обеспечение участия малых предприятий государственных закупках товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой вид государственной поддержки активно используется в развитых странах (США, Европейский Союз и др.), однако в России данный вид государственной поддержки получил значительное развитие только в настоящее время. Основное значение в активизации региональной политики поддержки малого предпринимательства имел Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На сегодняшний день, данный Федеральный закон утратил силу, в связи с принятием Федерального закона от 05.07.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5. Широкие полномочия субъектов РФ в сфере поддержки малого предпринимательства. За последние пятнадцать лет субъекты РФ получили значительные полномочия в части поддержки малого предпринимательства. Децентрализация полномочий федеральных органов власти и управления в сфере поддержки малого предпринимательства нашла свое отражение в следующих моментах: создание системы поддержки малого предпринимательства в субъектах РФ; принятие региональных нормативных правовых актов; разработка и реализация программ поддержки малого предпринимательства и др.
6. Вектор к снижению административного давления со стороны органов государственной власти и управления. В связи с тяжелой социально-экономической ситуацией в России, ввиду введенных антироссийских санкций и экономического кризиса, роль малого предпринимательства в развитии регионов возрастает. С момента возникновения малого бизнеса в стране государственными органами власти и управления предпринимали меры к снижению административного давления на данные субъекты предпринимательства, среди них: налоговые льготы, введение специальных режимов налогообложения, упрощенная регистрация малых предприятий, льготное кредитование и др.
7. Использование программно-целевых методов реализации политики. Разработка программ с учетом целей и стратегических направлений социально-экономического развития региона.
Для анализа хозяйственной поддержки малого предпринимательства Курганской области выбрана методика, основанная на анализе количественных и качественных показателей.
К группе количественных показателей отнесены: численность работников на малых предприятиях; средний размер заработной платы на одного работника малого предприятия; общий объем инвестиций малых предприятий в основной капитал. Группа качественных показателей дополнена такими показателями, как: доля малых предприятий в общем количестве предприятий региона, доля среднемесячной начисленной заработной платы на малых предприятиях в среднемесячной начисленной заработной плате региона, доля оборота малых предприятий в общем обороте предприятий региона, эффективность финансирования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций предприятий региона.
Для проведения детальной оценки результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства представленные группы количественных и качественных показателей разделены по четырем параметрам оценки: масштабу деятельности, социальной эффективности, эффективности функционирования, инвестиционной эффективности малых предприятий.
Количественные характеристики показателей масштаба показали, что в общем количестве предприятий Курганской области доля малых предприятий составляет более 40 %. Анализ динамики показал незначительное их снижение в 2014 году. Доля занятых в общей численности занятых в регионе, не такая большая и составляет 13 %. Несмотря на небольшой процент занятых на малых предприятиях их социальная значимость высока, так же как и размер заработной платы занятых на предприятиях малого бизнеса. В 2014 году средний размер заработной платы не высокий и составляет 15 т.р. Половина всего оборота малых предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю. Доля малых предприятий в общем обороте предприятий региона составляет более 30 %. И динамика по этому показателю положительная, что свидетельствует об экономической эффективности функционирования малых предприятий, их платежеспособности и прибыльности. По видовой структуре наблюдаются кардинальные различия: большая часть предприятий функционируют в сфере торговли и услуг. Достаточно низкий показатель по промышленным, строительным и наукоемким предприятиям. Наибольшие опасения для развития регионального комплекса вызывает ситуация сокращения субъектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих производствах. В строительной отрасли данная тенденция аналогична.
Показатели инвестиционной эффективности также с 2012 года растут, но они не являются высокими. Небольшой процент предприятий, которые получили финансовую поддержку из средств федерального, областного и местного бюджетов.
1. Влияние на экономическую и социальную (вовлечение в малый бизнес социально-незащищенные слои населения, снижение напряженности на рынке труда, создание социально-ориентированных малых предприятий) сферы.
2. Широкий спектр направлений поддержки: финансовая; имущественная; информационная; консультационная; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность.
3. Созданная система поддержки малого предпринимательства. На сегодняшний день в каждом субъекте РФ создана целостная система поддержки малого и среднего предпринимательства. Данная система включает нормативную правовую базу, государственный аппарат и инфраструктуру по поддержке малого и среднего предпринимательства, состоящую из коммерческих и некоммерческих организаций.
4. Реализация новых форм и направлений региональной политики поддержки малого предпринимательства. Разработка и реализация дорожных карт по различным направлениям набирает популярность. Дорожное картирование увязывает между собой видение, стратегию и план развития объекта и выстраивает во времени основные шаги этого процесса по принципу «прошлое - настоящее - будущее». Дорожные карты позволяют просматривать не только вероятные сценарии, но и их потенциальную рентабельность, а также выбирать приемлемые варианты с точки зрения оптимизации затрат и экономической эффективности. Среди новых направлений региональной политики поддержки малого предпринимательства можем выделить обеспечение участия малых предприятий государственных закупках товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой вид государственной поддержки активно используется в развитых странах (США, Европейский Союз и др.), однако в России данный вид государственной поддержки получил значительное развитие только в настоящее время. Основное значение в активизации региональной политики поддержки малого предпринимательства имел Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На сегодняшний день, данный Федеральный закон утратил силу, в связи с принятием Федерального закона от 05.07.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5. Широкие полномочия субъектов РФ в сфере поддержки малого предпринимательства. За последние пятнадцать лет субъекты РФ получили значительные полномочия в части поддержки малого предпринимательства. Децентрализация полномочий федеральных органов власти и управления в сфере поддержки малого предпринимательства нашла свое отражение в следующих моментах: создание системы поддержки малого предпринимательства в субъектах РФ; принятие региональных нормативных правовых актов; разработка и реализация программ поддержки малого предпринимательства и др.
6. Вектор к снижению административного давления со стороны органов государственной власти и управления. В связи с тяжелой социально-экономической ситуацией в России, ввиду введенных антироссийских санкций и экономического кризиса, роль малого предпринимательства в развитии регионов возрастает. С момента возникновения малого бизнеса в стране государственными органами власти и управления предпринимали меры к снижению административного давления на данные субъекты предпринимательства, среди них: налоговые льготы, введение специальных режимов налогообложения, упрощенная регистрация малых предприятий, льготное кредитование и др.
7. Использование программно-целевых методов реализации политики. Разработка программ с учетом целей и стратегических направлений социально-экономического развития региона.
Для анализа хозяйственной поддержки малого предпринимательства Курганской области выбрана методика, основанная на анализе количественных и качественных показателей.
К группе количественных показателей отнесены: численность работников на малых предприятиях; средний размер заработной платы на одного работника малого предприятия; общий объем инвестиций малых предприятий в основной капитал. Группа качественных показателей дополнена такими показателями, как: доля малых предприятий в общем количестве предприятий региона, доля среднемесячной начисленной заработной платы на малых предприятиях в среднемесячной начисленной заработной плате региона, доля оборота малых предприятий в общем обороте предприятий региона, эффективность финансирования государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доля инвестиций в основной капитал малых предприятий в общем объеме инвестиций предприятий региона.
Для проведения детальной оценки результативности региональной политики по поддержке малого предпринимательства представленные группы количественных и качественных показателей разделены по четырем параметрам оценки: масштабу деятельности, социальной эффективности, эффективности функционирования, инвестиционной эффективности малых предприятий.
Количественные характеристики показателей масштаба показали, что в общем количестве предприятий Курганской области доля малых предприятий составляет более 40 %. Анализ динамики показал незначительное их снижение в 2014 году. Доля занятых в общей численности занятых в регионе, не такая большая и составляет 13 %. Несмотря на небольшой процент занятых на малых предприятиях их социальная значимость высока, так же как и размер заработной платы занятых на предприятиях малого бизнеса. В 2014 году средний размер заработной платы не высокий и составляет 15 т.р. Половина всего оборота малых предприятий приходится на оптовую и розничную торговлю. Доля малых предприятий в общем обороте предприятий региона составляет более 30 %. И динамика по этому показателю положительная, что свидетельствует об экономической эффективности функционирования малых предприятий, их платежеспособности и прибыльности. По видовой структуре наблюдаются кардинальные различия: большая часть предприятий функционируют в сфере торговли и услуг. Достаточно низкий показатель по промышленным, строительным и наукоемким предприятиям. Наибольшие опасения для развития регионального комплекса вызывает ситуация сокращения субъектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающих производствах. В строительной отрасли данная тенденция аналогична.
Показатели инвестиционной эффективности также с 2012 года растут, но они не являются высокими. Небольшой процент предприятий, которые получили финансовую поддержку из средств федерального, областного и местного бюджетов.
Подобные работы
- Организационно-экономический механизм поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере Мишкинского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-экономический механизм поддержки малого и среднего бизнеса в муниципальном образовании (на примере Мишкинского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (на примере Белгородской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (на примере Белгородской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ ООО «АКВА-ДЖУС»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - БАНКОВСКИЕ ПРОДУКТЫ ДЛЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, ИХ ОСОБЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Анализ и оценка результативности деятельности исполнительного органа местного самоуправления (на примере администрации Щучанского района Курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Управление социальной сферой муниципального образования (на примере Альменевского района курганской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017



