Введение…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Состояние данного вопроса теории и практики физического воспитания…………………………………………..………………………………6
1.1.Анатомо-физиологическая характеристика детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….6
1.2. Физическое развитие детского организма, как показатель его здоровья. …….............................................................................................................................19
1.3. История развития плавания и аквааэробики…………………………24
1.4. Гигиенические требования к занятиям с детьми дошкольного возраста с плаванием и аквааэробикой…………………………………….............................31
ГЛАВА II. Методы и организация исследования.................................34
2.1 Методы исследования………………………………………….……….34
2.2Организация исследования………………………………………………34
2.3 Методика обучения детей плаванию.......................................................39
2 .4 Методика обучения плаванию с использованием аквааэробики….…42
2.5 Тест на определение координационных способностей…………….…48
2.6 Тест на определение скоростно- силовых качеств нижних
конечностей……………………………………………………..……..……..51
2.7 Тест на определение гибкости…………………………………….…….55
2.8 Тест на определение скоростно - силовых способностей верхних
конечностей………………………………………………………….……….58
Результаты эксперимента………………………………………….…….61
3.1 Определение эффективности предлагаемой методики детей дошкольного
возраста в педагогическом эксперименте.....................................................61
3.2.Измерение морфофункционального состояния………………...……….64
Выводы................................................................................................................68
Практические рекомендации………………………………..…………….69
Библиографический список……………………………………….………70
Плавание - один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной учебной и трудовой деятельности.
Наравне с плаванием аквааэробика оказывает сильное воздействие на организм человека. Занятия по плаванию и аквааэробике имеют большое воспитательное, прикладное и оздоровительное значение. Если говорить о воспитательной роли занятий по плаванию и аквааэробике то замечено, что они помогают ребятам стать более дисциплинированными, собранными, смелыми, решительными и находчивыми.
Благодаря систематическим упражнениям в воде устраняется чрезмерная возбудимость и раздражительность, укрепляется нервная система, развивается способность управлять своими движениями в сложных условиях. При этих упражнениях активизируется обмен веществ, улучшается функциональная деятельность внутренних органов.
Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии.
Относительная невесомость тела, горизонтально положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.
При правильно проводимых занятиях у детей повышаются функциональные возможности сердечнососудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.
Систематические занятия в воде способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем. Начинать заниматься лучше в детском возрасте. Этому способствует лучшая, чем у взрослых, плавучесть и обтекаемость тела.
В практике физического воспитания детей можно выделить два наиболее благоприятных возрастных периода, когда обучение детей плаванию будет наиболее эффективным.
Первый - период грудного возраста.
Второй - дети от 3 до 6 лет(дошкольный период).
В данной работе уделяется внимание занятиям по плаванию с детьми дошкольного возраста. Раскрывается структура и методика обучения плаванию, а также проводится исследование, показывающее, как плавание с элементами аквааэробики влияет на морфофункциональные показатели детей младшего школьного возраста.
1.Актуальность: Наравне с плаванием аквааэробика оказывает сильное воздействие на организм человека, особенно детей дошкольного возраста ,когда происходит формирования морфофункциональных характеристик, здоровья и определенных физических качеств.
2.Цель исследования: Разработка и апробирование методики оздоровительной направленности плавание и аквааэробики на детей дошкольного возраста в эксперименте.
3.Задачи исследования:
1.Изучить современные литературные источники по теме исследования.
2.Изучить морфофункциональные показатели дошкольников ,до и после эксперимента. плавание и аквааэробика.
3.Определить эффективность методики на занятиях детей дошкольного возраста
4.На основе полученных данных разработать практические рекомендаций по занятию плаванием с аквааэробикой. для детей дошкольного возраста.
4.Гипотиза исследования: Занятия плаванием в сочетании с аквааэробикой на детей дошкольного возраста оказывают многоуровневый оздоравливающий эффект.
5.Предмет исследования: Оздоровительная направленность занятий плаванием и аквааэробикой детей дошкольного возраста .
6.Объект исследования: Учебно – воспитательный процесс оздоровления с помощью плавание и аквааэробики.
1.Научная новизна.
Впервые определена оздоровительная направленность плавания в сочетаний с аквааэробикой.
Разработана методика оздоровления детей дошкольного возраста с помощью плавания в сочетаний с аквааэробикой.и ее определенна эффективность.
2.Практическая значимость исследования:
Заключается в том что, результаты педагогического эксперимента позволили эффективно обучать плаванию детей дошкольного возраста, с помощью включения в обучение элементов аквааэробики. Выявлено положительное влияние данной методики на здоровье детей дошкольников.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы достигнуты следующие результаты:
1. Изучены современные литературные источники по использованию, оценке эффективности и сравнительной характеристике различных оздоровительных методик .
2.Изучены морфофункциональные показатели дошкольников, в большинстве случаев дошкольники отстают в физическом развитии , так как ведут малоподвижный образ жизни.
3. На основании изученного материала разработан комплекс упражнений с использованием плавания и аквааэробики предназначенный для дошкольников учитывающий возрастные особенности .
4. Разработана методика оздоровления дошкольников позволяющая добиться значимых изменений почти во всех показателях физического развития дошкольников.
Проведен ряд тестов, на основании которых определено, что данная методика оказывает многоуровневый эффект на оздоровление детей-дошкольников.
1. Александрова Л.И. Плавать раньчше чем ходить. – М., 2005г-Просвещения стр-150.
2. Андрияшек Ю.И. Ежов В.В. Гидротерапия. 2007г Издательство -м стр-87.
3. Ахундов Р.А.. О компенсации двигательной недостаточности учащихся начальной школы в течении учебного года. 5 научн. конф. по физ. воспитанию детей и подростков. - М., 1997Просвещение-м стр-69.
4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. – М.:Просвещение,1979г.стр-92.
5. Благу ш П.К. Теория тестирования двигательных способностей. -М.:Физкультура и спорт, 1982г.стр-78.
6. Богданов Г.П. Уроки физической культуры в 1-4 кл., М. Просвещение, 1998г стр-76.
7. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольников в ДОУ. –М., 2007г.
8. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию в школе. – М.«Просвещение», 1989 стр-85.
9. Булгакова Н. Ж. Плавание. Просвещение - М.,1989г стр-87.
10. Булгакова Н.Ж. Познакомтесь – плавание. – ООО «Издательство Астрель», 2002г.стр-89.
11. Булгакова Н.Ж.Уроки обучения плаванию. – ООО «Издательство Астрель», 2005гстр-69.
12. Вайцеховский С. М. Физическая подготовка пловца. М., « Физкультура и спорт», 1978.стр-98.
13. Васильев В. Никитский Б. Обучение детей плаванию. Просвещение-М.,1987г стр-89.
14. Васильев В. С. Обучение детей плаванию. М., « Физкультура и спорт», 1989г стр-120.
15. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. Просвещение – М., 2002г.стр-115.
16. Гелецкий В.М.Реферативные, курсовые и дипломные работы: Учебно-методическое пособие для студ. факультета физической культуры и спорта. – Красноярск, 2006г.стр-113.
17. Гунеловский А.Я. Теория и методика физической культуры. -М.Физкультура и спорт, 1986г.стр-98.
18. Дружинин Б. Л. Как научить ребенка плавать. Просвещение – Киев, 2008г.стр-160.
19. Дрюэт Д., Мэйсон П. Плавание. Спорт для начинающих, Просвещение - м, 2004г.стр-120.
20. Еремеева Л. Ф.Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Просвещения – М., 2005г.стр-78.
21. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет., – ГНОМ и Д 2006г.стр-69.
22. Захаркина Виктория, Яных Елена, Аквааэробика серия: "Идеальная фигура"– АСТ, Сталкер, 2007 г.
23. Зациорский В.М. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ-культ. -М.: Физкультура и спорт, 1990г.стр-90.
24. Исаева Л.А. Баженова Л.К.Карташова В.И. Детские болезни. Медицина. Просвещение – М. 1998г.стр-98.
25. Кардамонова Н. Н. Плавание: лечение и спорт. Просвещение – М., 2005г.стр-123.
26. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры.
Просвещения -М.: Физкультура и спорт, 1999г.стр-165.
27. Кошанов А. И. Начальное обучение плаванию. Просвещение- М., 2009г.стр-67.
28. Лалейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1-10 классах. - Минск: Народная света, 1986г.стр-45.
29. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: ООО Фирма «Издательство ОСТ», 1998г.стр-134.
30. Макаренко Л.П, Плавание .Просвещение -М.,1987г.стр-89.
31. Макаренко Л.П. Учитесь плавать кролем. Просвещение -М., 1985г.стр-78.
32. Макаренко Л.П. Учитесь плавать на спине. Просвещение-М.,1987г.стр-97.
33. Матвеев А.П. Методика физического воспитания с основами теории. Просвещение -М, 1990г.
34. Мейксон Г.Б., Шаулин В.Н. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. - М.: Просвещение, 1986г.
35. Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать быстро и эффективно. 2006г
36. Минияров В.М., Бердников И.Г. Теория обучения в плавании. Просвещение- М., 2009г.134стр.
37. Мишель Педролетти. Основы плавания. Обучение и путь к совершенству, Издательство оо-2006г.стр-68.
38. Мрыхин Р. П.Я учусь плавать Просвещение– М., 2001г.стр-90.
39. Муравьёв И.В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. - М.: Просвещение, 1988г.стр-98.
40. Никанорова Т.С.Сергиенко Е.М.Здоровячок. Система оздоровления дошкольников,Просвещение–М., 2007г.стр-143.
41. Патрик Лопез, Профит Эрик, Аквааэробика: 120 упражнений. – Изд.: Феникс, 2006г.стр-96.
42. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры Просвещение -М.: Физкультура и спорт, 2000г. Стр-123.
43. Полтавцева М.Ю.Физичевкая культура в дошкольном детстве 4-5лет.Издательство оот – М. Просвещение, 2002г.стр-90.
44. Протченко Т.А, Семенов Ю.А.Обучение плаванию. – Москва, 2003г.стр-100.
45. Рунова М.А., “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.Просвещение- М.: Мозаика- Синтез, 2002г.стр-89.
46. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2005г.стр-90.
47. Утробина К.К. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 3-7лет, – ТЦ Сфера Москва, 2008г.стр-89.
48. Фирсов З.П. Плавать раньше чем ходить. Просвещение -м. 2006г.стр-89.
49. Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в начальной школе. – Ростов Н/Д.: Феникс, 200г.стр-90.
50. Яблонская С.В. Циклис С.А.Физическая культура и плавание в детском саду. – Сфера, 2008г.стр-154.