Оценка и направления совершенствования деятельности исполнительного органа местного самоуправления (на примере Администрации Целинного района Курганской области)
ВВЕДЕНИЕ 9
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие и принципы формирования исполнительного органа местного
самоуправления 12
1.2 Компетенция и формы организации деятельности исполнительного органа
местного самоуправления 14
1.3 Опыт совершенствования организации деятельности исполнительного
органа местного самоуправления 23
1.4 Методика анализа показателей деятельности исполнительного органа
местного самоуправления 26
2. ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕЛИННОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика Администрации Целинного района Курганской области и
документов, регламентирующих её деятельность 34
2.2 Анализ показателей деятельности Администрации Целинного района
Курганской области 45
2.3 Проблемы организации деятельности Администрации Целинного района
Курганской области 45
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ЦЕЛИННОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Рекомендации по совершенствованию деятельности Администрации... 70
3.2 Оценка эффективности мероприятия 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 104
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Актуальность исследования. Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-политической природы - она осуществляет связь между государством и населением. Поэтому институт местного самоуправления является, с одной стороны, институтом власти, с другой стороны - общественным институтом.
В России система организации власти на местах имела свои особенности. Историческим предшественником современной системы местного самоуправления в Российской Федерации считается земство, а затем система местных советов. Органы местной власти (и земства, и местные советы) входили в централизованную систему государственной власти. По Конституции РФ 1993 года органы местного самоуправления стали независимыми от органов государственного управления. Осуществляя властные полномочия, органы местного самоуправления имеют свои полномочия, отличающиеся от полномочий органов государственной власти. Отмечается четыре основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти. Самоуправление в отличие от государственной власти, действует в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти. Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается (предметы его ведения). В этом его отличие от советов, где все уровни власти занимались всем, и окончательным являлось только решение центральных органов власти. Для реализации полномочий по предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы - самостоятельный бюджет и муниципальную собственность. Эта власть требует обязательного наличия представительства населения, т.е. она выборная.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. №1313-р, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проведен анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по следующим сферам: экономическое развитие, доходы населения, здоровье населения, дошкольное и дополнительное образование детей, общее образование, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, доступность и качество жилья, организация муниципального управления.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления строится на основе ежегодных докладов глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, представляемых в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Объектом исследования является деятельность исполнительного органа местного самоуправления - Администрации Целинного района Курганской области.
Предметом исследования являются методики анализа и направления совершенствования деятельности исполнительного органа местного самоуправления.
Цель исследования - разработка мероприятий по совершенствованию деятельности исполнительного органа местного самоуправления на примере Администрации Целинного района Курганского области.
Задачами работы являются:
- оценка статуса, компетенции и форм организации деятельности исполнительного органа местного самоуправления;
- изучение опыта совершенствования деятельности исполнительного органа местного самоуправления;
- анализ показателей деятельности исполнительного органа местного самоуправления Целинного района Курганской области;
- выработка и обоснование эффективности предложений по совершенствованию деятельности исполнительного органа местного самоуправления Целинного района Курганской области.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В заключении хочется сказать, что местное самоуправление есть право граждан на самостоятельное ведение местных дел. Признавая право населения на осуществление местного самоуправления, государство признает самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и берет на себя обязанность создавать необходимые условия для осуществления данного права. И только от того как население воспользуется этим правом во многом зависит благополучие конкретного муниципального образования, а значит и государства в целом.
В ходе написания работы были решены все поставленные задачи.
Исполнительный орган местного самоуправления - это орган управления общей компетенции, формирующийся на основе положений законодательства субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований, организующий исполнение решений представительного органа местного самоуправления и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования в финансово-экономической и хозяйственной сфере, в сферах социально-культурного развития, охраны общественного порядка и обеспечения прав и законных интересов населения.
Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. При этом под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации города). Наименование структурных подразделений местной администрации может быть различным. Все они по общему правилу функционируют на основе принципа единоначалия.
Исключением являются комиссии, в состав которых могут входить помимо работников местной администрации - руководители муниципальных предприятий и учреждений, представители общественности и др., и которые обычно принимают решения на коллегиальной основе. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Отраслевые подразделения осуществляют руководство отдельными отраслями муниципального хозяйства, а функциональные - отдельные функции в сфере муниципального управления.
Под компетенцией исполнительных органов местного самоуправления следует понимать систему полномочий (прав и обязанностей) исполнительных органов муниципальной власти, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, по решению определенной части публичных дел. Исполнительный орган местного самоуправления - это орган управления общей компетенции, формирующийся на основе положений законодательства субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований, организующий исполнение решений представительного органа местного самоуправления и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории муниципального образования в финансово-экономической и хозяйственной сфере, в сферах социально-культурного развития, охраны общественного порядка и обеспечения прав и законных интересов населения.
Показатели эффективности должны служить индикаторами качества и доступности услуг, оказываемых органами публичной власти населению, услуг в широком смысле этого слова, т. е. тех направлений деятельности органов публичной власти, в которых выражается социальная функция государства и местного самоуправления. Среди них обеспечение населения доступным жильем, качественным медицинским обслуживанием, образованием, хорошими дорогами, детскими садами, общественным транспортом и т.д. Для многих сельских населенных пунктов это решение проблем организации водоснабжения и газоснабжения.
Таким образом, результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления должны в первую очередь побуждать региональные и федеральные власти не поощрять или наказывать глав местных администраций, а принимать меры, в том числе и в области правового регулирования, направленные на обеспечение качества жизни всех граждан независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают.
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.// Российская газета, 2003. 8 октября.
2. Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов: Указ Президента РФ от 28.04.2008 N 607 // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, N 18, ст. 2003
3. Атаманчук, Г.В. Государственное управление / Г.В. Атаманчук. - М., 2007. - 345 с.
4. Акульчев А.Д., Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин А.М. Эффективность государственной власти: модели, критерии, факторы // Вести. Моск. ун-та. Сер. 12. Политич. науки. 2013. №1. С.98
5. Никитов, В. А Информационное обеспечение муниципального управления /
В.А. Никитов. - М., 2007. 234 с.
6. Кудилинский М.Н., Шевелева И. А.. Муниципальное право. - СПб.: Изд-во «СПбГУ», 2009
7. Романова Е.В. Муниципальное право. - М.: Изд-во «Аллель-2000», 2013
8. Чанов С.Е. Муниципальное право. - М.: Изд-во «Юрайт-Издат», 2014
9. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Изд-во «Проспект», 2014
10. Разворотнева С.В., Рябинин А.В. Оценка эффективности
деятельности органов местного самоуправления: перспективы и пути развития. 2013 // Официальный сайт Общероссийской общественной организации Всероссийский совет местного самоуправления. URL:
http://www.vsmsinfo.ru/article.html7204
11. Гричук А. Г.К вопросу об эффективности муниципального управления. Чиновник 2012. №3 (31) С. 57
12. Старостин А.М. Модели эффективности государственного управления в контексте современных социально-политических процессов // Государственное и муниципальное управление: ученые запискам / СКАГС, 2008, № 2 С.34
13. Яхонтова, Е.С. Эффективность управленческого лидерства / Е.С. Яхонтова. - М.: ТЕИС, 2007. 501 с