Анализ ресурсного обеспечения муниципального образовательного учреждения (на примере МКОУ дополнительного образования детей «Шумихинская детско-юношеская спортивная школа»)
ВВЕДЕНИЕ 7
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
1.1 Сущность и функции муниципального учреждения образования 9
1.2 Источники финансовых ресурсов муниципального учреждения
образования 23
2 АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МКОУ ДОД «ШУМИХИНСКАЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
2.1 Анализ обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами
муниципального образовательного учреждения 36
2.2 Анализ обеспеченности финансовыми ресурсами муниципального
образовательного учреждения 46
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1 Основные направления совершенствования ресурсного обеспечения
муниципального образовательного учреждения 54
3.2 Введение дополнительной платной услуги «Спортивная аэробика» как
условие увеличения ресурсного обеспечения муниципального образовательного учреждения 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективности ресурсного обеспечения муниципального учреждения (МУ) является грамотное управление средствами государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы, а также раскрытие кадрового потенциала и его использование.
В экономике Российской Федерации существует множество различных бюджетных образовательных учреждений. Они получают денежные средства как из государственного бюджета, так и из других (внебюджетных) источников. Бюджетные учреждения являются особыми субъектами при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного управления. Развитие управленческой значимости характеризуется значительным возрастанием качества бюджетных организаций. Результат их работы показывает полезность их деятельности и представляет собой процедуру предоставления услуг различным слоям населения. Комплексный анализ работы бюджетных учреждений способствует более эффективному и результативному использованию средств, направленных на содержание непроизводственной сферы. Таким образом, результативное управление бюджетными организациями и рациональное использование и бюджетных, и внебюджетных средств вызывает объективную необходимость в организации и контроле анализа показателей их финансово - хозяйственной деятельности.
Объектом исследования является область отношений, связанных с организацией управления МКОУ ДОД ДЮСШ г. Шумихи.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие управление финансами в государственном образовательном учреждении, в частности ДЮСШ, практика их применения, научные публикации.
Цель дипломной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления ресурсным обеспечением муниципального образовательного учреждения (на примере МКОУ ДОД «ДЮСШ).
Для достижения данной цели необходима решить следующие задачи:
1) раскрыть содержание и функции муниципального образовательного учреждения;
2) рассмотреть источники финансирования образовательных учреждений;
3) провести анализ трудовых и материальных ресурсов образовательного учреждения;
4) провести анализ финансовых ресурсов муниципального образовательного учреждения;
5) разработать рекомендации по совершенствованию ресурсного обеспечения муниципального образовательного учреждения;
6) предложить меру по совершенствования ресурсного обеспечения муниципального образовательного учреждения, оценить ее эффективность.
Информационная база исследования представлена: гражданским законодательством Российской Федерации; бюджетным кодексом Российской федерации; нормативно - правовыми и законодательными актами, регламентирующими деятельность бюджетных организаций, монографическая и учебная литература по изучаемым вопросам, публикации в специализированных изданиях по данной тематике, данные бухгалтерской отчетности МКОУ ДОД ДЮСШ г. Шумиха.
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно - общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Муниципальным образовательное учреждение создается муниципальным образованием. Муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
Основными источниками финансирования расходов на образование служат федеральный, региональные и муниципальные бюджеты. Бюджеты различных уровней принимают неодинаковое участие в финансовом обеспечении разных учреждений образования. Соотношение расходов по видам образования для каждого из уровней бюджетной системы РФ зависит от установленных законодательством полномочий в сфере образования.
Классификация источников финансирования по инструментам финансирования включает субсидию на возмещения затрат, связанных с выполнением государственного муниципального задания; целевые средства на исполнение обязательств перед физическими лицами, субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции.
Во второй главе выпускной квалификационной работы в результате анализа было выявлено, что произошло сокращение числа обучающихся за анализируемый период, количество тренерских штатных единиц тоже сократилось, большая часть тренерского состава относится к возрастной группе от 46 до 60 лет. На 2015 год всего 3 человека имеют высшее образование, и 4 человека высшую категорию. В школе существуют следующие отделения спорта: баскетбол, бокс, волейбол, легкая атлетика, тяжелая атлетика, футбол и лыжные гонки. Из спортивных сооружений в «ДЮСШ» имеется 1 плоскостное спортивное сооружение, 2 спортивных зала размерами 24х12 метров и 12х9 метров, имеется 1 лыжная база.
Фонд начисленной заработной платы делится на фонд списочного состава и фонд внешних совместителей.
В структуре расходов на заработную плату наибольший удельный вес приходится на оплату труда тренерам (45,3 % на 2015 год), 24,2 % на страховые взносы с заработной платы, 13,7 % на прочий персонал, 13,3 % на оплату труда директору и 3,6 % на оплату труда медицинскому работнику. К 2014 году финансирование увеличилось на 5,1 %, а к 2015 году выросло на 10 %.
Расходы на заработную плату выросли на 14,8 %; расходы на участие в соревнованиях выросли на 15 %; расходы на материально-техническое обеспечение сократились на 88 %; прочие расходы выросли почтив 3 раза. В 2015 году расходы на материально-техническое обеспечение на 1 ученика составили 69 рублей, по заработной плате составили 10 259 рублей и по общим расходам составили 10 722 рубля. Произошло резкое сокращение затрат на материально-
В третьей главе представлены основные направления по совершенствованию ресурсного обеспечения образовательного учреждения. В качестве меры представлено введение дополнительной платной услуги «Спортивная аэробика». Рассчитана себестоимость данной услуги. При открытии 4 групп по 10 человек, нагрузкой 15 часов в месяц каждой группой, себестоимость одного занятия будет составлять 38,36 рублей. Цена платной услуги составила 42,2 рубля. Получена прибыль в размере 27 651,9 рублей в первый год, и 124 531,9 рублей во второй год. Следовательно данное мероприятие имеет практическую значимость.
1) Гражданский кодекс Российской Федерации от 29.06.2015 года.
2) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 01.01.2016 года.
3) Федеральный закон от 30.12.2015 года «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ 2015.
4) Аксенова, Т.Н. Образовательный менеджмент: особенности и роль в развитии образовательных учреждений / Т.Н. Аксенова // Вестник Калмыцкого университета. - 2013. - № 12. - С. 92-97.
5) Балыхин, Г. А. Управление развитием образования: организационно - экономический аспект / Г. А. Балыхин.— М.: Экономика, 2013. — 428 с.
6) Беляков С.А. Финансирование системы образования в России. М: МАКС- Пресс, 2012. - 304с.
7) Гужов, В.В. Формирование инновационной стратегии развития образовательного учреждения / В.В. Гужов // Транспортное дело в России. - 2013. - № 6. - С. 32-34.
8) Егупова О. А. Направления совершенствования финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений.// Предпринимательство, М., 2014, №2, с.74-76.
9) Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М.: Маркетинг Союз, 2012.-848с.
10) Кондраков Н. П., Кондраков И. Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. - 336 с.
11) Короева, М.Р. Государственные и муниципальные образовательные учреждения и косвенное налогообложение их деятельности / М.Р. Короева /Вестник финансового университета. - 2013. - № 2. - С. 104-112.
12) Кривко, Т.С. Структура государственных (муниципальных) учреждений / Е.Ю. Левина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 3. - С. 44-46.
13) Ларина С.Е., Новикова В.Ф. Финансовое обеспечение образования: модели, формы и проблемы в Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2013.- 64с.
14) Левина, Е.Ю. Информационное управление в образовательных структурах / Е.Ю. Левина // Интеграция образования. - 2014. - № 1. - С. 14-19.
15) Луценко, Л.И. Управление образовательным учреждением в условиях информатизации общества / Л.И. Луценко // Народное образование. Педагогика. - 2012. - № 28. - С. 41-46.
16) Машковцев, П.В. Формирование системы управления инновационной деятельностью в рамках процессного управления предприятия / П.В. Машковец // Вестник КГТУ. - 2012. - № 12. - С. 176-179
17) Пчелиниев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития: учебник / О.С. Пчелиниев. - М.: Наука, 2012. - 258 с.
18) Семенихин, В.В. Бюджетное финансирование образовательных организаций / В.В. Семенихина // Экономика и экономические науки. - 2013. - № 20. - С. 14-19.
20) Туркина, Н.Р. Менеджмент качества образовательных учреждений / Н.Р. Туркина // Educatio. - 2015. - № 3. - С. 84-86.
21) Феклин, С.И. Управление автономным образовательным учреждением / С.И. Феклин // Экономика и экономические науки. - 2013. - № 5. - С. 3-7.
22) Фокина, О.А. Управление ресурсами образовательного учреждения /
О.А. Фокина // Альманах современной науки и образования. - 2014. - № 12. - С. 254-259.
25) Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. М.: Российское педагогическое агентство, 2012.-306с.