Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль традиционной китайской мифологии в формировании самосознания современных китайцев

Работа №65488

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы58
Год сдачи2017
Стоимость4000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. КРАТКИЙ ОБЗОР ОБЩИХ ВОПРОСОВ ПРОБЛЕМАТИКИ КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ 8
1. Что есть миф в культуре Китая 8
2. Проблемы эвгемеризации 11
3. Проблемы фрагментарности и языка 13
Проблемы хронологии 15
Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ 19
2.1 Нюйва 19
2.2 Стрелок И и его жена Чанъэ 24
2.3 Великий Юй 29
2.4 Цзинвэй 33
2.5 Волопас и ткачиха 36
Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МИФОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ САМОСОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КИТАЙЦЕВ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА 40
ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА, СОБРАННОГО В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА 40
3.1 Общее описание структуры исследования 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52



Представленная выпускная квалификационная работа посвящена выявлению роли традиционной китайской мифологии в формировании самосознания современных китайцев.
Мифологические сюжеты древности интересны и привлекают к себе пристальное внимание благодаря ореолу загадочности и тайны, формирующемуся вокруг них. С течением времени истина остается всё глубже в веках, становится всё менее доступной. Однако мифология является неотъемлемой частью культуры любого региона, более того, является порождающим новые концепты её элементом, поэтому важно и любопытно изучение древних текстов в их проекции на современность, это необходимо для воссоздания единого процесса становления и развития культуры Китая вообще и формирования образа мышления современного китайского народа в частности.
Изучение мифов является междисциплинарным направлением, включающим исследования различных гуманитарных наук, таких как история, культурология, этнография и другие. Каждая из этих областей характеризует мифы как культурное наследие того или иного региона с помощью различных методов, достигая при этом узко специализированных знаний по заданной теме. Изучение роли мифологии в формировании самосознания людей находится на пересечении таких наук, как культурология и психология. В представленной выпускной квалификационной работе использован метод анализа дошедших до нас древних текстов в различных трактовках и комментариев к ним, созданных как более ранними учеными-исследователями, так и представителями современной науки. В ходе выполнения данной работы также было проведено эмпирическое исследование, методом которого является опрос среди современных китайцев.
Актуальность темы работы: изучение сюжетов традиционной китайской мифологии позволит понять характерные особенности представлений людей древности об устройстве мира, определить структуру системы ценностей, которая сложилась в современном обществе, а также проследить эволюцию образов героев мифов в культуре. Мифология всегда находила отражение в литературе, живописи, архитектуре, в настоящее время сюжеты древности продолжают бытовать в различных формах - герои мифов становятся главными действующими лицами полнометражных фильмов, телесериалов и компьютерных игр, что доказывает устойчивость и популярность образов мифологии в современной культуре. По причине того, что многие мифы в Китае воспринимаются как источник исторических знаний, их исследование традиционно проводилось исходя из того, что миф - это отражение исторической действительности. Также большое количество исследований посвящено раскрытию смысла различных концептов, сложившихся в культуре под влиянием мифологических представлений. Об этом писали такие ученые, как Зинин С.В.1 (о древней мантике в новой историографической перспективе), Ульянов М.Ю. (о мифической части генеалогии правителей царства Чу), Терехов А.Э.3(об аспектах представлений о совершенномудрых-шэн в Китае эпохи Хань), Куликов Д.Е. (о связи орнитологических мотивов и древнекитайской мифологии в культуре Шань-Инь). В отличие от исследований, проводимых ранее относительно китайской мифологии, в предлагаемой квалификационной работе предпринимается начальная исследовательская попытка анализа образов китайской мифологии с точки зрения их влияния на мышление, самосознание, формирование представлений об идентичности китайского народа, в чем и заключается её академическая новизна.
Степень разработанности темы: проблема изучения китайской мифологии в целом всегда являлась одним из центральных направлений деятельности ученых, в чью компетенцию входило изучение культуры Китая, поэтому на данный момент существует большое количество материалов, касающихся указанного вопроса. Сведения об основных персонажах, сюжетах, классификации китайских мифов содержатся в ряде работ отечественных и зарубежных ученых, таких как Юань Кэ , Дэрк Бодде , Б.Л.Рифтин , Л.С. Васильев , М.Е. Кравцова - исследования этих авторов были использованы для изучения общих вопросов китайской мифологии, составления характеристики персонажей. Однако в существующих научных труд ах роль мифологии в формировании самосознания не фигурирует в качестве объекта специального исследования, поэтому степень разработанно сти темы можно считать недо статочной.
Основной исследовательской работой, которая использовалась с целью анализа современного понимания и оценки китайцами мифологии, являлся научно-популярный сборник на китайском языке Чжунго чуаньтун гуши байпянь ФД^^^^ЖЖ (Сто традиционных китайских историй) , который представляет собой собрание сочинений китайской мифологии с комментариями современных китайских ученых- исследователей. Также важным источником информации о том, как на данный момент трактуются сюжеты традиционной мифологии, являлось учебное пособие на китайском языке для ино странных студентов Чжунго вэньхуа гайлунь ФД^^Ж^ (Введение в культуру Китая). Главным научным трудом, который использовался для изучения вопросов, касающихся психологии, самосознания, мышления, характера китайцев являлось исследование Н.А. Спешнева.
Цель работы: на основании изучения сюжетов традиционной китайской мифологии, а также посредством проведения опроса среди китайской молодёжи, определить роль традиционной китайской мифологии в формировании самосознания современных китайцев.
Заявленная цель исследования предполагает решение следующих научных задач:
• обозначить основные проблемы и вопросы китайской мифологии;
• изучить и проанализировать основные сюжеты китайской мифологии;
• охарактеризовать ключевых героев китайской мифологии, определить их функции и значение в культуре;
• провести опрос о значении мифов в культуре среди современных китайцев и проанализировать полученные данные
Исходя из заявленных цели и задач исследования, предлагаемая выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: она состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения.
Во Введении обоснованы актуальность и новизна исследования, сформулированы его цель и задачи, определена степень изученности проблемы и дан обзор использованных источников.
В первой главе работы представлен краткий обзор общих вопросов проблематики китайской мифологии на основании изучения предыдущих научных исследований.
Вторая глава содержит характеристику некоторых персонажей традиционной китайской мифологии. Выбор образов для анализа был обусловлен полученными в ходе эмпирического исследования данными: в главе представлены описания героев , которые являются наиболее популярными в Китае по мнению представителей современных китайцев.
Третья, заключающая, глава представляет собой описание данных, полученных в результате проведения практического исследования, что непосредственно является попыткой начального исследовательского анализа роли мифологии в формировании самосознания современных китайцев.
В Заключении сформулированы выводы и итоги в соответствии с целями работы.
Список использованной литературы содержит 30 наименований, из них 22 работы на русском языке, 3 на английском и 4 на китайском.
В Приложении к работе представлен список вопросов на китайском языке, которые были адресованы китайцам в ходе проведения практического исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Что же такое миф с точки зрения мышления китайцев, каким образом мифологические сюжеты складываются, трансформируются с течением времени, какой смысл они в себе несут, сохраняются ли в традиции народа, как влияют на формирование психологических аспектов личности - эти и другие вопросы были исследованы в представленной выпускной квалификационной работе.
Изучение мифологии необходимо для понимания, а также рефлексии по поводу основных процессов, происходящих в обществе, тенденций и перспектив его развития. Мифология является основой культуры народа, источником знаний о прошлых эпохах, транслятором духовных ценностей, морально-этических идеалов.
Основными проблемами китайской мифологии являются эвгемеризация сюжетов, фрагментарность источников и трудности, связанные с особенностями языка, вопросы хронологии, а также политизации истории.
Исследование показало, что наибольшее значение для культуры Китая имеют мифы о сотворении мира, героические сюжеты, а также истории, повествующие о силе характера человека. На основе анализа китайской научно-популярной исследовательской литературы, а также данных, полученных в ходе проведения практического исследования, можно сделать вывод о том, что наиболее популярными персонажами мифологии в Китае являются Нюйва, Великий Юй, Хоу И и его жена Чанъэ, Цзинвэй, Волопас и ткачиха Чжинюй. Все эти персонажи обладают определенным набором положительных качеств, которые воспитываются в детях с малых лет. Так, например, Нюйва - это образ героини, обладающей качествами, присущими настоящим героям, который вполне закономерно закрепился в культуре как символ несгибаемости китайского народа, который не сломить никакими трудностями и невзгодами. А Великий Юй является символом ума, смекалки, смелости и решительности, примером того, как нужно преодолевать трудности, отважным героем, лидером, который повёл за собой народ и спас его от неминуемой гибели.
В ходе анализа опроса было установлено, что современные китайцы определяют функциями традиционной мифологии воспитание нравственных идеалов, транслирование национальной истории, передача культурных идеалов, направление людей к добрым началам, поддержание добродетели и осуждение пороков.
Подводя итоги практического исследования, стоит отметить, что роль традиционной китайской мифологии в формировании самосознания китайцев крайне важна. С детства и на протяжении всей жизни представителя современного Китая окружают герои древних сказаний и легенд: образы встречаются в книгах, фильмах, сериалах, становятся олицетворением традиционных праздников, которые крайне важны в культуре Китая. Таким образом, огромное значение имеет усвоение основных идей, которые транслируются в сюжетах мифологии, именно под их влиянием происходит формирование образа мышления и становление личности современных китайцев. Китайцы ассоциируют себя с образцовыми героями древности, соотносят свои действия с нормами, которые диктуются в мифах, и это становится одним из ключевых факторов формирования их самосознания.



1. Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977
2. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. - М.: Наука, 1970. 480 с.
3. Георгиевский С.М. Принципы жизни Китая: в II ч. / Ч. I: Культ предков, многобожие и философия. Изд.2-е. - М.: Ленанд, 2015. 304с.
4. Исторические записки (Ши цзи). Т. I. Пер. с кит. и коммент. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина под общей редакцией Р.В.Вяткина. Вступит, ст. М.В.Крюкова. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001, С. 150
5. Кобзев А.И. Пань-гу/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е. Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М. Аникеева. - 2007. - 869 с. С.541-543.
6. Кравцова М.Е. «История культуры Китая»,СПб, 2003. - 416 с.
7. Мифологический словарь/ Гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.:Советская энциклопедия, 1990.
8. Пань Фу-энь Ши цзин/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит.,
2006. Т. 1. Философия / ред. М. Л .Титаренко, А. И. Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 623-625.
9. Рифтин Б.Л. Ли Тянь-вань/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. -
2007. - 869 с. С. 499
10. Рифтин Б. Л. Нэчжа/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869
с. С.520
11. Рифтин Б. Л. Нюйва //Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5
т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. Лит., 2006. Т. 2. Мифология. Религия / 2007. 869 с. С. 538
12. Рифтин Б.Л. Ню-лан/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869
с. С. 539.
13. Рифтин Б.Л. Си-ван-му/ Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5
т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 568-570.
14. Рифтин Б.Л. Хоу И //Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 2. Мифология. Религия / 2007. 869 с., С. 463
15. Рифтин Б.Л. Чанъэ/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869с.
С. 712.
16. Рифтин Б. Л. Юй // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е. Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М. Аникеева. - 2007. - 869 с., С. 760
17. Рифтин Б.Л., Анашина М.В.Чжи-нюй/Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 - . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 723
18. Спешнев Н.А. Китайцы: особенности национальной психологии. - СПб.: Каро, 2012. 336 с
19. Сыма Цянь Исторические записки (Ши цзи). Т. I. Пер. с кит. и коммент. Р.В.Вяткина и В.С.Таскина под общей редакцией Р.В.Вяткина. Вступит, ст. М.В.Крюкова. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 415 с.
20. Сыма Цянь Исторические записки : Ши цзи : [В 9 т.] : Т. 9 / пер. с кит. и коммент. под ред. А.Р. Вяткина ; вступ. ст. А.Р. Вяткина. — М.:Вост. лит., 2010. - 623 с.
21. У Чэн-энь. Путешествие на Запад/Пер. А.Рогачева. Т. 1 - 4. М., 1959
22. Юань Кэ Мифы древнего Китая. - М.: Наука, 1965.
23. Яншина Э. М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984.
На английском языке:
24. Leibold, Michel DaYu, a Modern Hero? Myth and Mythology In The People’s Republic of China // Perceptions of Antiquity in Chenese Civilization, University of Wurzburg, 2008, pp.361-375
25. Glosser S. L. Chinese visions of family and state, 1915-1953. - Berkeley: University of California press., 2003. 275 с.
26. Lewis, Mark Edward. The Flood Myths of Early China - NY, 2006
На китайском языке:
27. Фэншэнь яньи ±^ФЖ^(Возвышение в ранг духов), Куньмин ,2014
28. Чжунго вэньхуа гайлунь ФШ^^ЖтФ (Введение в культуру Китая), Пекин, 2014
29. Чжунго вэньхуа ФШ^^ (Культура Китая). Пекин, 1999.
30. Чжунго чуаньтун гуши байпянь ФШ^^^Ж^^ (Сто традиционных китайских историй), Пекин, 2015



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ