ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА МОЛДОВЫ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
|
Введение 3
Глава 1. Республика Молдова в системе международных отношений 8
1.1 Внешнеполитические ориентиры после провозглашения независимости.. 8
1.2 Стратегия внешней политики Молдовы и России в постсоветский
период 16
1.3 Развитие молдо-американских отношений 23
Глава 2. Европейский вектор политики Республики Молдова 30
2.1 Формат двустороннего сотрудничества с Европейским союзом 30
2.2 Соглашение об ассоциации с ЕС: экономический аспект 36
2.3 Румынский вектор во внешней политике Республики Молдова 42
Заключение 57
Библиография 60
Глава 1. Республика Молдова в системе международных отношений 8
1.1 Внешнеполитические ориентиры после провозглашения независимости.. 8
1.2 Стратегия внешней политики Молдовы и России в постсоветский
период 16
1.3 Развитие молдо-американских отношений 23
Глава 2. Европейский вектор политики Республики Молдова 30
2.1 Формат двустороннего сотрудничества с Европейским союзом 30
2.2 Соглашение об ассоциации с ЕС: экономический аспект 36
2.3 Румынский вектор во внешней политике Республики Молдова 42
Заключение 57
Библиография 60
Введение
Актуальность темы. С распадом СССР и образованием новых независимых государств произошли существенные изменения в геополитическом положении новообразовавшихся субъектов
международных отношений. Начальный этап становления государственности Республики Молдова прошел под лозунгом самоидентификации и определения места в системе международных отношений. Новое молодое государство как субъект международного права не могло оставаться вне процессов, происходящих в мировом пространстве. Современную внешнюю политику Республики Молдова нельзя рассмотреть без учета и влияния таких процессов как глобализация, расширение евроатлантических структур, рост напряженности в пространстве мировой политики. В современной системе международных отношений, когда глобализация затронула все страны мира, вместе с демократизацией общественных устоев, расширением информационных и технических возможностей, возрастанием общих угроз и вызовов, в СМО происходит процесс углубления взаимозависимости государств, усиливается тенденция к интеграции и сотрудничеству между ними.
Объект исследования: внешняя политика Республики Молдова в современной системе межгосударственных отношений.
Предмет исследования: современные отношения Республики Молдова с Российской Федерацией, США, Европейским союзом и Румынией.
Хронологические рамки исследования охватывают 2001-2014 гг. В тоже время, для комплексного объяснения внешней политики Молдовы в работе затрагивается и более ранний период.
Цель исследования: анализ сущности и эволюции внешней политики РМ в отношениях с Российской Федерацией, США, Европейским союзом и Румынией.
Для достижения поставленной цели необходимо было выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть основные направления внешней политики РМ после провозглашения независимости.
2. Осуществить анализ эволюции молдо-российских отношений в
постсоветский период и выделить основные проблемы
сотрудничества
3. Выявить особенности современного сотрудничества РМ и США
4. Проанализировать современную нормативно-правовую базу сотрудничества ЕС и РМ
5. Выявить основные направления сотрудничества РМ и ЕС и выделить первые экономические результаты Соглашения об ассоциации РМ с ЕС.
6. Изучить процессы углубления и характер двусторонних отношений Республики Молдова и Румынии.
Методологическая основа. Для решения поставленных задач были использованы: исторический метод, который позволил изучить эволюцию политико-экономических отношений Республики Молдова с Россией, США, Румынией и ЕС, выявить причинно-следственные связи, проследить закономерности в отношениях с ними, сделать соответствующие выводы; системный подход, предоставил возможность рассматривать внешнюю политику Республики Молдова как комплексный процесс; метод сравнения и анализа официальных документов и нормативно-правовой базы сотрудничества.
Источниковая база. В ходе работы были использованы различные виды источников на английском, русском и румынском языках. Важную часть источников составляют официальные документы и законодательные акты , концепции, резолюции, соглашения, договоры и межгосударственные декларации.
Важнейшие источники, позволяющие с полнотой представить содержание внешней политики Республики Молдова, являются: Декларация о независимости Республики Молдова от 27.08.1991,
Конституция Республики Молдова от 29.07.1994, Концепция внешней политики РМ (1995), Концепция национальной безопасности Республики Молдова (2008), Программа деятельности Правительства РМ.
Законодательные источники, отражающие взаимоотношения РМ с РФ, США, Румынии и ЕС представлены в работе следующими документами: Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией (2001), где отражены основополагающие цели и принципы партнёрства между странами; Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1994) между ЕС и РМ, а затем заменившее его Соглашение об ассоциации (2014) основной целью которого является экономическая интеграция и политическая ассоциация между Кишиневом и Брюсселем; Совместная декларация об установлении стратегического партнерства между РМ и Румынией в целях европейской интеграции Республики Молдова (2010).
Помимо вышеназванных источников были также использованы документы официальных сайтов МИД Республики Молдова, Министерства Экономики РМ, Правительства РМ, Парламента РМ, Организации Объединенных Наций, Центрально - Европейской Инициативы, Организации черноморского экономического сотрудничества, Европейской Комиссии, ОБСЕ, Конгресса США, Администрации Президента России, Правительства Российской Федерации, МИД Румынии, Посольства Румынии в Республике Молдова, Сената Румынии, Правительства Румынии, Агенства Румынии по развитию международного сотрудничества, Исполнительного комитета СНГ, Государственного реестра юридических актов Республики Молдова, Юридического портала Министерства юстиции Румынии, которые оказались насыщенными информацией о межгосударственных отношениях РМ, о целях и деятельности некоторых ее организаций, о многочисленных вопросах внутренней и внешней политики РМ, оказались также полезны ввиду возможности доступа к официальной документации связанной с внешнеполитической деятельностью Республики Молдова.
Некоторый объем фактической информации для анализа получен из электронных версий российских, молдавских, английских и румынских новостных агентств.
Историография проблемы. Существенную помощь оказали статьи и публикации авторов, посвященные вопросам взаимодействия Республики Молдова и ЕС. В статье Кириллова В.Б. и Путинцева И.С. рассматриваются отношения Евросоюза и Республики Молдова на современном этапе, анализируются причины и сложности взаимодействия . Также вопросы взаимодействия РМ и ЕС рассмотрены в работе Громыко А. А., Носова М. Г «Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность» , где анализируется история отношений, вопросы экономического и политического сотрудничества. История
взаимоотношений, проблемы и основные направления двустороннего сотрудничества Республики Молдова и Румынии, а также некоторые аспекты молдо-российского взаимодействия раскрыты в работе D. Cimpoesu «Republica Moldova intre Romania si Rusia» [Чимпоешу Д. «Республика Молдова между Румынией и Россией»].
Полезным также оказалось научное издание «MOLDOSCOPIE» [«Молдоскопие»], где рассматриваются основные аспекты российско- молдавских отношений, перспективы интеграции РМ в ЕС, сотрудничество Молдовы с ГУАМ и Советом Европы, партийная система и политическое развитие Республики, вопросы связанные с разрешением приднестровского конфликта, национальные интересы Молдовы. Весьма информативной является публикация Чеботарь С., Гросу В. «Republica Moldova: in contextul cooperarii regionale» [«Республика Молдова: в контексте регионального сотрудничества»], где уделено большое внимание региональному сотрудничеству Республики Молдова с ОЧЭС, ГУАМ, ЕС, СНГ.
В данной работе предпринята попытка систематизировать наибольшее количество эмпирической информации о довольно длительном периоде внешней политики Молдовы на основе четкой теоретической модели, которая позволяет создать комплексное представление об исследуемом предмете.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Актуальность темы. С распадом СССР и образованием новых независимых государств произошли существенные изменения в геополитическом положении новообразовавшихся субъектов
международных отношений. Начальный этап становления государственности Республики Молдова прошел под лозунгом самоидентификации и определения места в системе международных отношений. Новое молодое государство как субъект международного права не могло оставаться вне процессов, происходящих в мировом пространстве. Современную внешнюю политику Республики Молдова нельзя рассмотреть без учета и влияния таких процессов как глобализация, расширение евроатлантических структур, рост напряженности в пространстве мировой политики. В современной системе международных отношений, когда глобализация затронула все страны мира, вместе с демократизацией общественных устоев, расширением информационных и технических возможностей, возрастанием общих угроз и вызовов, в СМО происходит процесс углубления взаимозависимости государств, усиливается тенденция к интеграции и сотрудничеству между ними.
Объект исследования: внешняя политика Республики Молдова в современной системе межгосударственных отношений.
Предмет исследования: современные отношения Республики Молдова с Российской Федерацией, США, Европейским союзом и Румынией.
Хронологические рамки исследования охватывают 2001-2014 гг. В тоже время, для комплексного объяснения внешней политики Молдовы в работе затрагивается и более ранний период.
Цель исследования: анализ сущности и эволюции внешней политики РМ в отношениях с Российской Федерацией, США, Европейским союзом и Румынией.
Для достижения поставленной цели необходимо было выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть основные направления внешней политики РМ после провозглашения независимости.
2. Осуществить анализ эволюции молдо-российских отношений в
постсоветский период и выделить основные проблемы
сотрудничества
3. Выявить особенности современного сотрудничества РМ и США
4. Проанализировать современную нормативно-правовую базу сотрудничества ЕС и РМ
5. Выявить основные направления сотрудничества РМ и ЕС и выделить первые экономические результаты Соглашения об ассоциации РМ с ЕС.
6. Изучить процессы углубления и характер двусторонних отношений Республики Молдова и Румынии.
Методологическая основа. Для решения поставленных задач были использованы: исторический метод, который позволил изучить эволюцию политико-экономических отношений Республики Молдова с Россией, США, Румынией и ЕС, выявить причинно-следственные связи, проследить закономерности в отношениях с ними, сделать соответствующие выводы; системный подход, предоставил возможность рассматривать внешнюю политику Республики Молдова как комплексный процесс; метод сравнения и анализа официальных документов и нормативно-правовой базы сотрудничества.
Источниковая база. В ходе работы были использованы различные виды источников на английском, русском и румынском языках. Важную часть источников составляют официальные документы и законодательные акты , концепции, резолюции, соглашения, договоры и межгосударственные декларации.
Важнейшие источники, позволяющие с полнотой представить содержание внешней политики Республики Молдова, являются: Декларация о независимости Республики Молдова от 27.08.1991,
Конституция Республики Молдова от 29.07.1994, Концепция внешней политики РМ (1995), Концепция национальной безопасности Республики Молдова (2008), Программа деятельности Правительства РМ.
Законодательные источники, отражающие взаимоотношения РМ с РФ, США, Румынии и ЕС представлены в работе следующими документами: Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Молдова и Российской Федерацией (2001), где отражены основополагающие цели и принципы партнёрства между странами; Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (1994) между ЕС и РМ, а затем заменившее его Соглашение об ассоциации (2014) основной целью которого является экономическая интеграция и политическая ассоциация между Кишиневом и Брюсселем; Совместная декларация об установлении стратегического партнерства между РМ и Румынией в целях европейской интеграции Республики Молдова (2010).
Помимо вышеназванных источников были также использованы документы официальных сайтов МИД Республики Молдова, Министерства Экономики РМ, Правительства РМ, Парламента РМ, Организации Объединенных Наций, Центрально - Европейской Инициативы, Организации черноморского экономического сотрудничества, Европейской Комиссии, ОБСЕ, Конгресса США, Администрации Президента России, Правительства Российской Федерации, МИД Румынии, Посольства Румынии в Республике Молдова, Сената Румынии, Правительства Румынии, Агенства Румынии по развитию международного сотрудничества, Исполнительного комитета СНГ, Государственного реестра юридических актов Республики Молдова, Юридического портала Министерства юстиции Румынии, которые оказались насыщенными информацией о межгосударственных отношениях РМ, о целях и деятельности некоторых ее организаций, о многочисленных вопросах внутренней и внешней политики РМ, оказались также полезны ввиду возможности доступа к официальной документации связанной с внешнеполитической деятельностью Республики Молдова.
Некоторый объем фактической информации для анализа получен из электронных версий российских, молдавских, английских и румынских новостных агентств.
Историография проблемы. Существенную помощь оказали статьи и публикации авторов, посвященные вопросам взаимодействия Республики Молдова и ЕС. В статье Кириллова В.Б. и Путинцева И.С. рассматриваются отношения Евросоюза и Республики Молдова на современном этапе, анализируются причины и сложности взаимодействия . Также вопросы взаимодействия РМ и ЕС рассмотрены в работе Громыко А. А., Носова М. Г «Европейский союз в поиске глобальной роли: политика, экономика, безопасность» , где анализируется история отношений, вопросы экономического и политического сотрудничества. История
взаимоотношений, проблемы и основные направления двустороннего сотрудничества Республики Молдова и Румынии, а также некоторые аспекты молдо-российского взаимодействия раскрыты в работе D. Cimpoesu «Republica Moldova intre Romania si Rusia» [Чимпоешу Д. «Республика Молдова между Румынией и Россией»].
Полезным также оказалось научное издание «MOLDOSCOPIE» [«Молдоскопие»], где рассматриваются основные аспекты российско- молдавских отношений, перспективы интеграции РМ в ЕС, сотрудничество Молдовы с ГУАМ и Советом Европы, партийная система и политическое развитие Республики, вопросы связанные с разрешением приднестровского конфликта, национальные интересы Молдовы. Весьма информативной является публикация Чеботарь С., Гросу В. «Republica Moldova: in contextul cooperarii regionale» [«Республика Молдова: в контексте регионального сотрудничества»], где уделено большое внимание региональному сотрудничеству Республики Молдова с ОЧЭС, ГУАМ, ЕС, СНГ.
В данной работе предпринята попытка систематизировать наибольшее количество эмпирической информации о довольно длительном периоде внешней политики Молдовы на основе четкой теоретической модели, которая позволяет создать комплексное представление об исследуемом предмете.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение
Для Республики Молдова в первые годы независимости важным стал вопрос определения своей роли и места в новых геополитических условиях. В новых реалиях Молдова стремилась утвердиться в качестве полноправного субъекта путем интеграции в такие организации как, ООН, ОБСЕ, Совет Европы, ОЧЭС и других организаций.
Важным направлением внешней политики стало развитие и углубление взаимоотношений со странами СНГ и, в первую очередь, с Российской Федерацией, где главным являлось построение отношений на основе доверия и взаимного уважения. Развитие и углубления политического, экономического и энергетического сотрудничества сторон, являются ключевыми. Тем не менее, отношения Молдовы с Россией не были однозначными, на это
определенное влияние оказали как внутриполитические силы, так и внешние.
С приходом в 2009 г. к власти в РМ политических партий,
ориентированных на европейскую интеграцию, отношения с Россией перешли на задний план и в последующие годы сильно ухудшились. Усложнившиеся отношения со стратегическим партнером на евразийском пространстве и стремление к углубленному сотрудничеству с ЕС в рамках УВЗСТ негативно отразились в последующие годы на экономике РМ. Выстраивание Молдовой адекватной и предсказуемой политики в отношении Российской Федерации, а также сотрудничество на основе доверия и учета взаимных интересов является сегодня ключевым в восстановлении отношений дружбы и партнерства.
Необходимость развития официальным Кишиневом с начала 1990-х годов двусторонних отношений с Вашингтоном была, прежде всего, продиктована возросшим влиянием США в международных организациях и на мировые политические процессы в целом, что и предопределило одно из направлений внешней политики Молдовы. В основном, сегодня взаимодействие РМ и США сводится к поддержке Вашингтоном европейского курса развития и экономических преобразований в Молдове, а также оказанию Штатами финансовой помощи для реализации проектов и программ, направленных на развитие транспортной инфраструктуры и сельского хозяйства.
Одним из приоритетов внешней политики Республики Молдова является курс на сближение с ЕС и дальнейшая интеграция в его структуры. В основе сотрудничества РМ и Европейского союза лежат общие принципы, такие как демократия, уважение прав и свобод человека, верховенство закона, рыночная экономика. Начало нормативно-правовой базы двусторонних отношений Брюсселя и Кишинева было заложено с подписанием в 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Сегодня эти отношения развиваются в рамках Соглашения об ассоциации Молдовы и Европейского союза 2014 г. в целях экономической интеграции и политической ассоциации между сторонами. Процесс сближения с ЕС для РМ является весьма сложным и носит двойственный характер. С одной стороны, стремление к интеграции в европейские структуры выступает в качестве стимула для проведения политического и экономического реформирования Молдовы, однако, на проведении реформ негативно сказываются внутриполитические проблемы, которые для политического руководства являются трудноразрешимыми. С другой стороны, европейский вектор и внутриполитическая нестабильность последние 7 лет в стране сильно ударили по отношениям с восточными стратегическими партнерами, и отдалили от них. Дисбаланс во внешнеполитических отношениях оказал прямое негативное влияние на экономику Молдовы.
Сегодня европейский интеграционный интерес РМ зависит от таких ключевых факторов как политическая воля правящей элиты, которая выражается не только в заявлениях и конкретных действиях, но и успехами проводимых экономических и политических реформ. Другим фактором является последовательная и динамичная внешняя политика, которая будет направлена также на продвижение имиджа страны за рубежом и укрепление отношений со стратегическими партнерами, способными повлиять на процесс европейской интеграции. Кроме того, успех европейской интеграции во многом зависит также от качества взаимоотношений со страной-соседом Румынией. Для сохранения существующего диалога между РМ и Румынией необходимо развитие двусторонних отношений не только в экономическом плане, но и политическом на основе хорошо разработанной правовой базы, которая сейчас отсутствует.
Пересмотр внешнеполитических приоритетов Молдовы и анализ итогов взаимодействия за последние несколько лет с восточными и западными партнерами в условиях политической стабильности в стране позволили бы политическому центру рационально выстроить внешнюю политику, исходя национальных интересов государства.
Для Республики Молдова в первые годы независимости важным стал вопрос определения своей роли и места в новых геополитических условиях. В новых реалиях Молдова стремилась утвердиться в качестве полноправного субъекта путем интеграции в такие организации как, ООН, ОБСЕ, Совет Европы, ОЧЭС и других организаций.
Важным направлением внешней политики стало развитие и углубление взаимоотношений со странами СНГ и, в первую очередь, с Российской Федерацией, где главным являлось построение отношений на основе доверия и взаимного уважения. Развитие и углубления политического, экономического и энергетического сотрудничества сторон, являются ключевыми. Тем не менее, отношения Молдовы с Россией не были однозначными, на это
определенное влияние оказали как внутриполитические силы, так и внешние.
С приходом в 2009 г. к власти в РМ политических партий,
ориентированных на европейскую интеграцию, отношения с Россией перешли на задний план и в последующие годы сильно ухудшились. Усложнившиеся отношения со стратегическим партнером на евразийском пространстве и стремление к углубленному сотрудничеству с ЕС в рамках УВЗСТ негативно отразились в последующие годы на экономике РМ. Выстраивание Молдовой адекватной и предсказуемой политики в отношении Российской Федерации, а также сотрудничество на основе доверия и учета взаимных интересов является сегодня ключевым в восстановлении отношений дружбы и партнерства.
Необходимость развития официальным Кишиневом с начала 1990-х годов двусторонних отношений с Вашингтоном была, прежде всего, продиктована возросшим влиянием США в международных организациях и на мировые политические процессы в целом, что и предопределило одно из направлений внешней политики Молдовы. В основном, сегодня взаимодействие РМ и США сводится к поддержке Вашингтоном европейского курса развития и экономических преобразований в Молдове, а также оказанию Штатами финансовой помощи для реализации проектов и программ, направленных на развитие транспортной инфраструктуры и сельского хозяйства.
Одним из приоритетов внешней политики Республики Молдова является курс на сближение с ЕС и дальнейшая интеграция в его структуры. В основе сотрудничества РМ и Европейского союза лежат общие принципы, такие как демократия, уважение прав и свобод человека, верховенство закона, рыночная экономика. Начало нормативно-правовой базы двусторонних отношений Брюсселя и Кишинева было заложено с подписанием в 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Сегодня эти отношения развиваются в рамках Соглашения об ассоциации Молдовы и Европейского союза 2014 г. в целях экономической интеграции и политической ассоциации между сторонами. Процесс сближения с ЕС для РМ является весьма сложным и носит двойственный характер. С одной стороны, стремление к интеграции в европейские структуры выступает в качестве стимула для проведения политического и экономического реформирования Молдовы, однако, на проведении реформ негативно сказываются внутриполитические проблемы, которые для политического руководства являются трудноразрешимыми. С другой стороны, европейский вектор и внутриполитическая нестабильность последние 7 лет в стране сильно ударили по отношениям с восточными стратегическими партнерами, и отдалили от них. Дисбаланс во внешнеполитических отношениях оказал прямое негативное влияние на экономику Молдовы.
Сегодня европейский интеграционный интерес РМ зависит от таких ключевых факторов как политическая воля правящей элиты, которая выражается не только в заявлениях и конкретных действиях, но и успехами проводимых экономических и политических реформ. Другим фактором является последовательная и динамичная внешняя политика, которая будет направлена также на продвижение имиджа страны за рубежом и укрепление отношений со стратегическими партнерами, способными повлиять на процесс европейской интеграции. Кроме того, успех европейской интеграции во многом зависит также от качества взаимоотношений со страной-соседом Румынией. Для сохранения существующего диалога между РМ и Румынией необходимо развитие двусторонних отношений не только в экономическом плане, но и политическом на основе хорошо разработанной правовой базы, которая сейчас отсутствует.
Пересмотр внешнеполитических приоритетов Молдовы и анализ итогов взаимодействия за последние несколько лет с восточными и западными партнерами в условиях политической стабильности в стране позволили бы политическому центру рационально выстроить внешнюю политику, исходя национальных интересов государства.
Подобные работы
- ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ: ЭВОЛЮЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ УЧАСТИЕ УРЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АБХАЗИИ, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ПРИДНЕСТРОВЬЯ И НАГОРНОГО КАРАБАХА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - ЯПОНИЯ И СТРАНЫ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В XXI ВЕКЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие румыно-китайских взаимоотношений в конце XX - начале XXI
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Военно-техническое сотрудничество, как фактор повышения эффективности экономических связей России с Зарубежными странами
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ПОЛИТИКИ ПАМЯТИ В ФОРМИРОВАНИИ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
(НА ПРИМЕРЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ КРЫМА К РОССИИ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2021 - Использование «мягкой силы» в странах Восточной Европы: анализ коммуникативных стратегий России и США
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ ЕС В ОТНОШЕНИИ СТРАН ЮЖНОГО КАВКАЗА В 2003-2013 Г.Г
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017




