Композиционно-сюжетная структура сценария художественной программы (на примере цикла «И дольше века длится год...» телеканала «МОСТ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО СЦЕНАРИЯ 6
1.1 Публицистический сценарий: становление и развитие на телевидении 6
1.2 Работа автора над созданием телевизионного сценария 11
1.3 Авторские решения композиционно-сюжетных задач при телевизионного сценария 15
ГЛАВА 2. ДРАМАТУРГИЯ СЦЕНАРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 21
2.1 Художественная программа: общее понятие и ситуация на отечественном телевидении 21
2.2 Композиционно-сюжетная структура сценария программы «И дольше века длится год...» 27
2.3 Работа автора над созданием сценариев программы «И дольше века длится год...» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Книги, учебные и методические пособия 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕВИЗИОННОГО СЦЕНАРИЯ 6
1.1 Публицистический сценарий: становление и развитие на телевидении 6
1.2 Работа автора над созданием телевизионного сценария 11
1.3 Авторские решения композиционно-сюжетных задач при телевизионного сценария 15
ГЛАВА 2. ДРАМАТУРГИЯ СЦЕНАРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ 21
2.1 Художественная программа: общее понятие и ситуация на отечественном телевидении 21
2.2 Композиционно-сюжетная структура сценария программы «И дольше века длится год...» 27
2.3 Работа автора над созданием сценариев программы «И дольше века длится год...» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Книги, учебные и методические пособия 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Журналистика всегда изменялась в соответствии с развитием коммуникационно-технологических средств передачи информации. За последнее десятилетие в этой области произошёл большой скачок: теперь благодаря повсеместному распространению и доступности интернета, а также мобильных устройств, аудитория имеет неограниченный доступ к информации. Поскольку поток сообщений слишком велик, современным журналистам и специалистам в этой области приходится создавать новые формы подачи информации, которые привлекут слушателя или зрителя.
В нашем исследования мы будем опираться на такие понятия, как «жанр» и «формат». Жанр - «род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.)» .
Формат в переводе с латинского - «forma» значит форма. Это структура информационного объекта, форма и способ представления данных .
В настоящее время существует много споров вокруг обозначенных терминов, однако, мы в нашем исследовании будем утверждать, что жанр отно сится к внутреннему, смысловому наполнению, тогда как формат - больше к внешнему, технологическому процессу.
С. Н. Ильченко отмечает, что «...всё больше увеличивается сегмент развлекательного телевидения, образовываются новые жанровые модели интерпретации эмпирической и организации экранной реальностей. В результате основой современной эфирной практики стало стремление к сенсационности, понятие «формат» утвердилось в телевизионном производстве и сводит творческую деятельность к набору внешних, формальных признаков. .» .
Для удержания зрительского внимания создатели телеконтента используют следующий приём: в формат одной передачи включают элементы разных жанров журналистики. Это один из примеров проявления жанровой интеграции на отечественном телевидении.
Наиболее заметно данное явление в формате художественной программы. В такой передаче для выражения своих мыслей и создания более полного образа, авторы прибегают к объединению нескольких публицистических жанров журналистики (зарисовки, очерка, эссе). Смешение элементов различных жанров влияет на композиционно-сюжетную структуру сценария. Этим объясняется актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Новизна нашего исследования заключается в том, чтобы проанализировать существующие особенности композиции в сценарии художественной программы «И дольше века длится год...» (и в самостоятельно созданных сценариях).
Цель работы - выявить композиционно-сюжетные закономерности сценария художественной программы «И дольше века длится год .» (телеканал «МОСТ»).
Для достижения поставленной нами цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать историю становления и развития сценария на отечественном телевидении;
2) обозначить понятия «композиция», «сюжет», «композиционно-сюжетная структура», описать этапы работы автора над созданием сценария;
3) выявить закономерности композиционно - сюжетной структуры сценариев передачи «И дольше века длится год»;
4) на основе выявленных закономерностей создать собственные сценарии программы «И дольше века длится год...».
Объектом исследования является сценарий художественной программы. Предметом - закономерности его композиционно-сюжетной структуры.
Теоретическую базу исследования составляют труды Кузнецова Г. В. и Цвика В. Л., Пронина А. А., Муратова С. А. и других авторов.
Методы исследования: исторический, анализа и обобщения, метод включённого наблюдения, экспертное интервью.
Эмпирической базой послужили следующие материалы: сценарий проблемного очерка «Гудбай, Чермоз?» (автор - Анастасия Шеина); сценарий репортажа «Улиточные бега» (телеканал «Санкт-Петербург», автор - Анна Безкровная); сценарий проблемного репортажа «Казаки» (ТРК «Пятый канал», авторы - Екатерина Перрен, Анатолий Ильин), программы «Белая студия» («Россия К»), «Гении и злодеи» («Россия К»).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, включающих в себя авторские сценарии художественного цикла «И дольше века длится год...».
В нашем исследования мы будем опираться на такие понятия, как «жанр» и «формат». Жанр - «род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.)» .
Формат в переводе с латинского - «forma» значит форма. Это структура информационного объекта, форма и способ представления данных .
В настоящее время существует много споров вокруг обозначенных терминов, однако, мы в нашем исследовании будем утверждать, что жанр отно сится к внутреннему, смысловому наполнению, тогда как формат - больше к внешнему, технологическому процессу.
С. Н. Ильченко отмечает, что «...всё больше увеличивается сегмент развлекательного телевидения, образовываются новые жанровые модели интерпретации эмпирической и организации экранной реальностей. В результате основой современной эфирной практики стало стремление к сенсационности, понятие «формат» утвердилось в телевизионном производстве и сводит творческую деятельность к набору внешних, формальных признаков. .» .
Для удержания зрительского внимания создатели телеконтента используют следующий приём: в формат одной передачи включают элементы разных жанров журналистики. Это один из примеров проявления жанровой интеграции на отечественном телевидении.
Наиболее заметно данное явление в формате художественной программы. В такой передаче для выражения своих мыслей и создания более полного образа, авторы прибегают к объединению нескольких публицистических жанров журналистики (зарисовки, очерка, эссе). Смешение элементов различных жанров влияет на композиционно-сюжетную структуру сценария. Этим объясняется актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Новизна нашего исследования заключается в том, чтобы проанализировать существующие особенности композиции в сценарии художественной программы «И дольше века длится год...» (и в самостоятельно созданных сценариях).
Цель работы - выявить композиционно-сюжетные закономерности сценария художественной программы «И дольше века длится год .» (телеканал «МОСТ»).
Для достижения поставленной нами цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) проанализировать историю становления и развития сценария на отечественном телевидении;
2) обозначить понятия «композиция», «сюжет», «композиционно-сюжетная структура», описать этапы работы автора над созданием сценария;
3) выявить закономерности композиционно - сюжетной структуры сценариев передачи «И дольше века длится год»;
4) на основе выявленных закономерностей создать собственные сценарии программы «И дольше века длится год...».
Объектом исследования является сценарий художественной программы. Предметом - закономерности его композиционно-сюжетной структуры.
Теоретическую базу исследования составляют труды Кузнецова Г. В. и Цвика В. Л., Пронина А. А., Муратова С. А. и других авторов.
Методы исследования: исторический, анализа и обобщения, метод включённого наблюдения, экспертное интервью.
Эмпирической базой послужили следующие материалы: сценарий проблемного очерка «Гудбай, Чермоз?» (автор - Анастасия Шеина); сценарий репортажа «Улиточные бега» (телеканал «Санкт-Петербург», автор - Анна Безкровная); сценарий проблемного репортажа «Казаки» (ТРК «Пятый канал», авторы - Екатерина Перрен, Анатолий Ильин), программы «Белая студия» («Россия К»), «Гении и злодеи» («Россия К»).
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, включающих в себя авторские сценарии художественного цикла «И дольше века длится год...».
Взяв для исследования формат художественной программы, мы выяснили, он на отечественном телевидении практически не представлен. В настоящее время происходит сегментация телевещания. Аудитория тяготеет к массовой культуре, котор ая характеризуется доступностью, с енс ационно стью, поверхностью предоставляемой информации. Проанализировав сетки вещания российских федеральных телеканалов мы сделали вывод, что публицистические передачи в основной своей массе представлены только на телеканале «Россия К». Автор данной ВКР выявил следующие особенности художественной программы:
1. Живописный и образный видеоряд (акценты на деталях);
2. Литературный закадровый текст;
3. Операторские художественные приёмы (фокус-расфокус, съёмка объектов через предметы, различные панорамы);
4. Постановочные съёмки (в том числе метод художественной реконструкции);
5. Использование архивных кадров, фотографий, фрагментов документальных и игровых фильмов;
6. Музыкальное оформление.
Некоторые из вышеописанных элементов встречаются в форматах других передач, представленных на российском ТВ, однако их цель состоит не в воспитании художественного вкуса у зрителя, а в развлечении. Что поймёт человек после телепро смотра, насколько глубоко вникнет в тему, задумается ли над по ставленными вопросами, зависит, в первую очередь, от автора и того сценария, который он подготовит.
Поскольку данная выпускная квалификационная работа носит характер профессионально-практической, то главная задача для нас заключалась в создании двух сценариев цикла «И дольше века длится год...». Прежде, чем написать собственные сценарии мы проанализировали уже существующие и выявили следующие композиционно-сюжетные закономерности:
1. кульминация и развязка сосуществуют в финальном постановочном эпизоде трёх ведущих;
2. сценарий программы имеет свободную композицию : автор вперемешку подаёт несколько временных пластов;
3. элементы сценария - постановочный эпизод ведущих, стендап соведущего, закадровый текст и инфографика - «работают» на идею передачи только, когда расположены в той последовательности, которую для них определил автор;
4. повтор - главный приём, использующийся для соединения частей сценария, создания логики повествования и усиления эмоционального воздействия на зрителя;
5. художественный образ, лейтмотивом проходящий через весь сценарий, делает его целостным и выразительным;
На основании выявленных закономерностей, автор данной ВКР создал свои сценарии, посвящённые 1923 и 1924 году. Кроме того, в наших произведениях присутствуют структурные элементы, присущие данной художественной программе - постановочные эпизоды, образные закадровые тексты, литературные произведения, информационные отбивки. Темами передачи про 1923 год стал космо с, желание его освоить, несбыточные фантазии народа и мечты о построении новой планеты - Советского Союза.
Сценарий 1924 года посвящён путешествиям, приключениям, романтическим настроениям советских людей с одной стороны и жёсткой, голодной, серой реальности с другой. Также продолжается тема предыдущего года - об утопических мечтах насчёт будущего нашей страны.
Проанализировав несколько выпусков программы, мы также выяснили, что её цель - создание художественного образа истории через призму современности с разных точек зрения, о суще ствляется при помощи элементов структуры сценария: постановочных эпизодов ведущих - это голос одного поколения, монологов соведущего - принципиально другой взгляд, оппозиционный его коллегам, закадровых лирических отступлений зрелого человека, инфографики, которая представляет фактическую линию, а также фрагментов литературных произведений, отражающих атмосферу и заявленную автором тему года.
По написанным нами сценариям были отсняты две программы цикла «И дольше века длится год...» (хронометраж - 13 минут). Автор данной ВКР является ведущим этой программы уже два года, поэтому принцип создания передачи и написания сценария был изучен им изнутри: с помощью метода включённого наблюдения.
1. Живописный и образный видеоряд (акценты на деталях);
2. Литературный закадровый текст;
3. Операторские художественные приёмы (фокус-расфокус, съёмка объектов через предметы, различные панорамы);
4. Постановочные съёмки (в том числе метод художественной реконструкции);
5. Использование архивных кадров, фотографий, фрагментов документальных и игровых фильмов;
6. Музыкальное оформление.
Некоторые из вышеописанных элементов встречаются в форматах других передач, представленных на российском ТВ, однако их цель состоит не в воспитании художественного вкуса у зрителя, а в развлечении. Что поймёт человек после телепро смотра, насколько глубоко вникнет в тему, задумается ли над по ставленными вопросами, зависит, в первую очередь, от автора и того сценария, который он подготовит.
Поскольку данная выпускная квалификационная работа носит характер профессионально-практической, то главная задача для нас заключалась в создании двух сценариев цикла «И дольше века длится год...». Прежде, чем написать собственные сценарии мы проанализировали уже существующие и выявили следующие композиционно-сюжетные закономерности:
1. кульминация и развязка сосуществуют в финальном постановочном эпизоде трёх ведущих;
2. сценарий программы имеет свободную композицию : автор вперемешку подаёт несколько временных пластов;
3. элементы сценария - постановочный эпизод ведущих, стендап соведущего, закадровый текст и инфографика - «работают» на идею передачи только, когда расположены в той последовательности, которую для них определил автор;
4. повтор - главный приём, использующийся для соединения частей сценария, создания логики повествования и усиления эмоционального воздействия на зрителя;
5. художественный образ, лейтмотивом проходящий через весь сценарий, делает его целостным и выразительным;
На основании выявленных закономерностей, автор данной ВКР создал свои сценарии, посвящённые 1923 и 1924 году. Кроме того, в наших произведениях присутствуют структурные элементы, присущие данной художественной программе - постановочные эпизоды, образные закадровые тексты, литературные произведения, информационные отбивки. Темами передачи про 1923 год стал космо с, желание его освоить, несбыточные фантазии народа и мечты о построении новой планеты - Советского Союза.
Сценарий 1924 года посвящён путешествиям, приключениям, романтическим настроениям советских людей с одной стороны и жёсткой, голодной, серой реальности с другой. Также продолжается тема предыдущего года - об утопических мечтах насчёт будущего нашей страны.
Проанализировав несколько выпусков программы, мы также выяснили, что её цель - создание художественного образа истории через призму современности с разных точек зрения, о суще ствляется при помощи элементов структуры сценария: постановочных эпизодов ведущих - это голос одного поколения, монологов соведущего - принципиально другой взгляд, оппозиционный его коллегам, закадровых лирических отступлений зрелого человека, инфографики, которая представляет фактическую линию, а также фрагментов литературных произведений, отражающих атмосферу и заявленную автором тему года.
По написанным нами сценариям были отсняты две программы цикла «И дольше века длится год...» (хронометраж - 13 минут). Автор данной ВКР является ведущим этой программы уже два года, поэтому принцип создания передачи и написания сценария был изучен им изнутри: с помощью метода включённого наблюдения.
Подобные работы
- Композиционно-сюжетная структура сценария художественной программы (на примере цикла «И дольше века длится год^» телеканала «МОСТ»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017



