Введение, цели задачи, объект и предмет исследования ………….…………3
Глава 1. Литературный обзор……………………………………………..…..6
1.1 Понятие и виды дорожно-транспортных происшествий.....……………..6
1.2 Причины и факторы, способствующие возникновению дорожно-транспортных происшествий………………………………………………….. 9
1.3 Обзор и оценка дорожно-транспортных происшествий в странах Европы и в Российской Федерации………………….…………………………………..14
1.4 Виды ответственности за совершение дорожно-транспортных происшествий повлекших причинения вреда здоровью человека……………………..19
Глава 2. Материалы и методы исследования…………………………….30
2.1. Количественные показатели дорожно-транспортных происшествий…...30
2.2. Качественные показатели дорожно-транспортных происшествий……...32
Глава 3. Дорожно-транспортные происшествия в г. Комсомольске-на-Амуре в период 2009 – 2013 года…….…………………………………….. 33
3.1 Характеристика улично-дорожной сети г. Комсомольска-на-Амуре……33
3.2 Общая характеристика аварийности по г. Комсомольску-на-Амуре…… 34
3.3 Условия и факторы, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий в г. Комсомольске-на-Амуре……………...…..39
3.4 Причины совершения дорожно-транспортных происшествий ……….….42
3.5 Характеристика водителей участвовавших в дорожно-транспортных про-исшествиях………………………………………………..…………………….. 47
3.6 Характеристика пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на территории г. Комсомольска-на-Амуре………………………… ………..50
3.7 Детский дорожно-транспортный травматизм……………………………..52
Глава 4 Проводимая работа по профилактике снижения дорожно-транспортных происшествий …………………………………………………..55
Заключение……………………………… ……………………………………...63
Список литературы……….………………..…………………………………..68
Современные социально-экономические условия на территории Российской Федерации оказывают существенное влияние на формирование общественного здоровья, в том числе в части изменений уровня и структуры заболеваемости и смертности населения. В Российской Федерации впервые за многовековую историю на первый план выходит класс травм, отравлений и несчастных случаев, обусловливающих значительный экономический и социальный ущерб. Значительную долю в структуре травматизма и смертности от него составляет дорожно-транспортная травма.
По данным ВОЗ в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает один человек. Таким образом ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся 1,2 миллиона человек и еще 20-50 миллионов получают увечья. На уход за пострадавшими расходуется 425 миллиардов евро в год. Экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий во всем мире оценивается от 518 до 800 млрд. долларов США в год и в разных странах колеблется от 1% до 10% ВВП [5].
Снижение травматизма входит в число наиболее важных медико-социальных задач любого государства. В экономически развитых странах травмы и несчастные случаи находятся на втором месте среди причин первичной инвалидизации и третьем - среди причин смертности населения. В России среди причин смерти травмы и отравления занимают второе место после сердечнососудистых заболеваний. У людей моложе 45 лет смертность от травм выходит на первое место.
Дорожно-транспортный травматизм в настоящее время превратился в пандемию, далеко превзойдя по числу дней нетрудоспособности и летальных исходов инфекционные и паразитарные заболевания.
В процессе дорожного движения в Российской Федерации ежедневно участвует около 20 млн. транспортных средств: автомобилей, автобусов и мотоциклов. Каждые сутки на дорогах страны совершается 410 аварий, в которых погибают 84 и получают ранение 470 человек. Потери рабочего времени, обусловленные непосредственным ущербом от дорожно-транспортных происшествий, затратами на компенсацию их последствий составляют 170-200 млн. человеко-дней в год. Из общего числа смертельно травмированных свыше 70% составляют лица трудоспособного возраста, более 7% становятся инвалидами [9].
Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку. По всем данным именно дорожно-транспортные происшествия стоят на первом месте по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно обгоняют железнодорожный, авиационный и водный транспорт.
Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы. Авария может случиться по вине уставшего водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или неисправности тормозной системы. Однако на риск попасть в дорожно-транспортные происшествия часто влияют и сторонние факторы - такие как день недели, погодные условия и качество асфальтового покрытия.
Выявление факторов, значимо влияющих на риск дорожно-транспортного происшествия при решении задачи повышения безопасности на дорогах должно рассматриваться как приоритетная задача. Это позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить сторонние причины аварий.
Цель исследования - провести анализ дорожно-транспортных происшествий в г. Комсомольске на Амуре в период 2009 – 2013 года.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Провести обзор литературы по теме исследования.
2. Дать анализ структуры и динамики дорожно-транспортных происшествий.
3. Ознакомление с методикой изучения дорожно-транспортных происшествий.
Объект исследования - дорожно-транспортные происшествия, в которых погибли и пострадали люди в период 2009 -2013 г.г в г. Комсомольске-на-Амуре.
Предмет исследования - частота дорожно-транспортных происшествий, причины, факторы риска.
Работа выполнена методом анализа статистических данных дорожно-транспортных происшествий в г. Комсомольске-на-Амуре в период с 2009 по 2013 г.г.
Дипломная работа состоит из:
1. Четырех глав.
2. Тринадцати подзаголовков.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Автомобильный транспорт, взаимодействуя с человеком и природой, оказывает на них негативное влияние: используются энергетические и сырьевые ресурсы, загрязняется атмосфера, земля и водоемы, в больших количествах потребляются кислород из атмосферы и вибрации наносят большой ущерб здоровью человека, животным и птицам. Несмотря на это автомобильный транспорт был и остается важнейшим видом транспорта, замены которому пока не найдено и без которого пока что невозможно производство материальных ценностей. Поэтому одной из главных задач в настоящее время является совершенствование его работы и снижение его опасности.
Вопросами координации работ по обеспечению безопасности дорожного движения, производимых в разных странах, «…занимаются свыше 30 различных международных организаций. В рамках ООН вопросы безопасности дорожного движения относятся к компетенции Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии. В большинстве случаев разработка мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, базируется на тщательном анализе причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий прогнозированию развития ситуации, а также определению наиболее эффективных направлений борьбы с аварийностью»
Дорожное движение, включающее в себя пространственное перемещение людей и грузов, в целом является не стихийным процессом, а результатом сознательной и управляемой деятельности. Дорожное движение не следует рассматривать только как деятельность разрозненных индивидуумов, поскольку это прежде всего процесс функционирования единой дорожно-транспортной системы, единой системы обеспечения потребностей дорожного движения. Множественность участников дорожного движения свидетельствует о том, что в нем соприкасаются и порой сталкиваются интересы людей, организаций и общества в целом. Это вызывает необходимость управления движением как областью общественных отношений.
Под безопасностью движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Тайными проблемами безопасности движения, а значит и дорожно-транспортными происшествиями являются: автомобилизация страны, стремительное повышение интенсивности дорожного движения (отсутствие мостов, развилок и пр.), увеличение среди водителей удельного веса неопытных молодых водителей. К числу общих проблем безопасности дорожного движения относятся также психологические возможности человека, как водителя, так и пешеходов. К общим проблемам, влияющим на безопасность дорожного движения, можно отнести и экономические причины, такие как стремительный рост цен, на автомобили и запасные части к ним. Человек, который передвигается на старом и чаще всего неисправном автомобиле (из-за невозможности приобрести запасные час-ти), чаще становится субъектом дорожно-транспортного происшествия.
Несмотря на значительный комплекс мер, принимаемых МВД России, Главным Управлением ГИБДД, следственным Комитетом МВД России, другими службами и ведомствами, количество криминальных автопроисшествий не сокращается. Значительным остается количество дорожно-транспортных происшествий, с мест которых водители скрывались. Не все автодорожные преступления, повлекшие смерть потерпевшего раскрываются.
С превращением России в правовое государство на первое место выходят интересы гражданина, далее общества, а затем государства. Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения сформулированы в ст. 3 Закона «О безопасности дорожного движения»:
- приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
- приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности до-рожного движения.
- дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в до-рожном движении.
- соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
- программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Новые принципы обеспечения безопасности дорожного движения в корне отличаются от ранее действующих, в которых четко просматривается приоритет интересов государства над интересами гражданина. За основу правонарушений принималась гипотеза о том, что основная причина заключается в не законопослушном поведении граждан, воздействовать на которых можно было только ужесточением ответственности всех видов.
Такой подход находил отражение и при конструировании правовых норм, регламентирующих отношения в сфере дорожного движения. Единственным виновником в дорожно-транспортном происшествии, как правило, признавался водитель, но не государственные органы, обязанные по своему статусу создавать цивилизованные условия для обеспечения безопасности движения (строительство дорог, инфраструктура, организация дорожного движения).
Фундаментом правовой системы деятельности по обеспечению безо-пасности дорожного движения является Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который изменил правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения, отсюда приоритет интересам не государства и общества, а охране жизни, здоровья и имущества граждан, защите их прав и законных интересов. На основе данного запроса проблема предотвращения дорожно-транспортных происшествий рассматривается как комплексная, требующая для своего решения усилий всех министерств, ведомств, государственных органов, многих предприятий и организаций.
В заключении хотелось бы отметить, что по итогам 2012 года работа ГИБДД УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре признана удовлетворительной, данные показатели подтверждают статистические данные. Для реализации основной задачи Федеральной целевой программы «Повышения безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 г.г.», утвержденной постановлением Правительства № 100-2006г., в целях снижения количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 1,5 раза к 2012 году относительно 2004 года. Госавтоинспекция города Комсомольска-на-Амуре поставленную задачу выполнила полностью, как показывает анализ аварийности, на дорогах города складывается устойчивая тенденция к снижению количества дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут люди в 2004 году зарегистрировано 64 смертельных случая, за 2012 год зарегистрировано 27 случаев, что в 2.3 раза меньше.
Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в г.Комсомольске-на-Амуре ниже средне статистических относительных показателей по Российской Федерации и Хабаровскому краю.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий в г. Комсомольске-на-Амуре как были так и остаются, связаны с ошибками водителей и составляет 60-70%, из которых более половины представляют собой водители с водительским стажем менее 3 лет. Значительную долю вины в дорожно-транспортных происшествиях составляют и пешеходы 30-40%.
При определении тенденций к риску среди водителей с различным стажем вождения было выявлено, наибольший риск на дороге представляют водители мужчины со стажем вождения до 3 лет, и составляет 70% при этом средний возраст от 18 до 22 лет. Отмечена тенденция снижения к риску с увеличением стажа вождения и увеличения возраста водителей мужчин. С увеличением стажа вождения формируется, культура поведения на дороге. Это связано с тем, что многие либо попадали в аварийную ситуацию, либо создавали её сами, что в лучшем случае заканчивалось без причинения вреда здоровью, но с материальными убытками на ремонт автомобиля.
Работа выполнена на основании исходных данных, представленных: Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (ГИБДД) за период с 2009-2013 г., также были использованы данные Государственного доклада «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации»
Важное место в предупреждении дорожно-транспортных происшест-вий и профилактике дорожно-транспортного травматизма занимает культура поведения пешеходов. Необходима система непрерывного обучения и воспитания законопослушных участников дорожного движения. Воспитание безопасного поведения на дорогах должно занять прочное место в семье, в дошкольном воспитании и учебном процессе общеобразовательных учреждений, во внешкольной и дополнительной системах образования и далее, через средства массовой информации, путем проведения различных пропагандистских акций, брифингов, общественных конференций, форумов следует целенаправленно воздействовать на общественное сознание, чтобы все мы пришли к пониманию социальной значимости проблемы опасности дорожного движения, и показать это не только для того, чтобы знали об этом органы правопорядка. Это должен знать каждый человек, проживающий в нашем городе, стране и в мире.
1. «Очень много ДТП…( хроника происшествий за 2007 год)» //Основы безопасности жизнедеятельности – 2008 №5 – С 14- 17.
2. Амбарцумян А.А. Я никогда не буду нарушать правила дорожного движения // Основы безопасности жизнедеятельности – 2008 №10 – С 22- 25.
3. Бойко Г.В., Федотов В.Н., Богданов Е.В. Исследования антропогенного воздействия пассажирских транспортных средств малой вместимости// «Безопасность жизнедеятельности». – 2008.- №8.- С. 23-25.
4. Гафнер В.В. Бежать от опасностей или создавать безопасность?// Основы безопасности жизни – 2009 №3 – С 25-29.
5. Герасимов В.С. Сборник международной научно-практической конференции «Дальневосточная весна 2006» Комсомольск-на-Амуре 2006г. Герасимов В, И., С. 52-56,
6. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федераций от 17 ноября 2000 г. № 860.
7. Государственный доклад о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации (www.rg.ru), (http://www/mintrans.ru/press/dat)
8. Гудков В.А., Федотов В.Н., Богданова Е.В. Подготовка водителей пассажирского автотранспорта и безопасность дорожного движения // «Безопасность жизнедеятельности». – 2008.- №2 – С.16-21.
9. Мансунов О.И. Использование тросовых конструкций в удерживающих, ограждающих системах защиты на автомобильных доро-гах//«Безопасность жизнедеятельности». – 2008.- №6 – С 17-22.
10. Отчеты Отдела ГИБДД г. Комсомольска-на-Амуре за 2009-2013 года.
11. Пресс-служба ДОБДД МВД России /Источник: http//www.gibdd.ru
12. Тошева Л.В. Безопасность на дорогах // Основы безопасности жизни 2006 №9, №10, №11.
13. Тошева Л.В. Правила перехода улиц и дорог // Основы безопасности жизни 2006 №3 С 23 – 30.
14. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности до-рожного движения в 2006-2912 годах». Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 100.
15. Форштат А.М. Безопасность пешехода: права и обязанности // Основы безопасности жизни 2006 - №1 С 12-18.
16. Форштат А.М. Об ошибках в преподавании. Правила дорожного движения // Основы безопасности жизни 2006 - №2, №4, № 7
17. Форштат А.М. Опасная тенденция. Детский дорожно-транспортный травматизм: вчера и сегодня // Основы безопасности жизни 2007 №3 С.24-30 , № 4 С 21-26.
18. Форштат А.М. Безопасность пешехода // Основы безопасности жизни.- 2007.- №12. – С.35- 39.
19. Форштат А.М. О культуре дорожной безопасности // Основы безопасности жизни 2006 №12.
20. Чудов В.Г. В условиях эпидемии автопроишествий // Основы безопасности жизнедеятельности – 2005 №12 – С 12- 15.
21. Шумик В.В. Безопасность учащихся на автотранспорте // Основы безопасности жизни 2007 № 5
22. Якупов А.М. Подготовка старшеклассников к безопастному участию в дорожном движении // Основы безопасности жизни 2007 № 6 С 15-
23. Якупов А.М. О новой профилактике детского дорожного травматизма // Основы безопасности жизни 2009№5 – С 32-35. Основы безопасности жизни.
24. Правила дорожного движения Российской Федерации 2014 С 5
25. www. dosaaf-51.ru.
26. www. redov.ru Библиотека технической и гуманитарной лите-ратуры.
27. www. consultant.ru «Консультант плюс» Законодательство РФ, кодексы, законы, указы, нормативные документы.
28. rudocs.exdat.com Анализ и оценка аварийности в России.
29. www. gibdd.ru ГИБДД УМВД по г. Комсомольску-на-Амуре.
30. www.kmscity.ru Администрация города Комсомольска-на-Амуре.