Введение
Глава 1 Теоретические основы разработки стратегии деятельности
предприятия 6
1.1 Понятие стратегии развития предприятия 6
1.2 Правила и процедуры разработки стратегии деятельности предприятия 15
Глава 2 Стратегический анализ и разработка стратегии деятельности
предприятия на примере ООО «Мясные фермы-Искра» 29
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика предприятия 29
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 34
2.3 Формирование стратегических альтернатив, выбор и разработка стратегии
деятельности предприятия 46
Заключение 62
Список литературы 65
Введение
Актуальность темы исследования. Значительная часть руководителей понимает, что успех предприятия во многом зависит от эффективного руководства, принятия оптимальных стратегических решений, изучения рынка, подбора кадров. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо систематически заниматься стратегическим планированием.
На современном этапе развития экономики, предприятие без ясной и эффективной стратегии развития - это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами.
В основном руководители отечественных предприятий концентрируют свои усилия на решении текущих задач, оперативном уровне управления и, соответственно, на краткосрочном горизонте планирования, а вопросы перспективного развития нередко оказываются «на обочине» хозяйственной деятельности.
Меняющиеся экономические условия диктуют предприятиям необходимость переходить к стратегическому управлению, которое подразумевает под собой комплекс работ по разработке стратегии развития предприятия с использованием большой гаммы формализованных процедур. Эти процедуры направлены на построение, как образа будущего предприятия, так и программы перехода от текущего состояния к этому образу. На данном этапе необходимо учитывать тенденции развития отрасли, изменения конъюнктуры спроса и предложения, сильные и слабые стороны компании, имеющиеся возможности и угрозы и множество других факторов, воздействующих на внутреннюю и внешнюю среду.
Важным моментом в разработке стратегии организации является изучение практики разнообразных организаций - как отраслевых холдингов, так и компаний из непроизводственной сферы. Это позволяет сделать обзор основных черт процесса разработки стратегии развития предприятия, общих для предприятий из разных отраслей. Отраслевая специфика должна найти отражение в целях и содержательных вопросах, прорабатываемых на каждом этапе стратегического процесса в конкретной организации.
Объект исследования - ООО «Мясные фермы-Искра».
Предмет исследования - стратегия развития предприятия ООО «Мясные фермы-Искра».
Цель исследования - разработка эффективной стратегии развития сельскохозяйственного предприятия ООО «Мясные фермы-Искра».
Основные задачи:
- изучить теоретические аспекты разработки стратегии развития предприятия;
- провести анализ факторов внешней и внутренней среды влияющих на выбор, формирование стратегии предприятия;
- на основе результатов анализа разработать стратегию развития предприятия, мероприятия по ее реализации, оценить экономическую эффективность разработанных мероприятий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные маркетинговой стратегии, повышению эффективности деятельности предприятия, стратегическому менеджменту.
В работах Грибова В.Д. [14], Лапыгина Ю.Н. [24], Данченок Л.А. [16] , Михалевой Е.П. [28] широко освящены исторические взгляды отечественных и зарубежных ученых и экономистов на понятие «стратегия».
В трудах Р.А. Фатхутдинова [38], Ф. Котлера [39], Н.А. Шмелева [43], О.С. Виханского [8], И.Н. Герчиковой [10] и др. достаточно широко и четко описаны основные этапы и процедуры разработки стратегии развития предприятия, рассмотрены методики анализа факторов внешней и внутренней среды.
Эмпирической базой исследования послужили нормативно-правовые документы, информационные документы, а также устав предприятия и бухгалтерский баланс сельскохозяйственного предприятия ООО «Мясная ферма-Искра».
Методы исследования: метод сбора эмпирических данных, метод аналитических группировок, метод составления аналитических таблиц, графический метод, факторный анализ и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для дальнейшего совершенствования системы стратегического управления в сельскохозяйственном предприятии ООО «Мясная ферма-Искра».
Структура выпускной квалификационной работы. Работа включает введение, две главы, а также заключение, список литературы, приложения.
По итогам работы сделаем ряд выводов и обобщений.
Стратегическое управление в работе любого предприятия приобретает огромное значение в последние годы. Такое управление позволяет предприятию использовать достаточно широкий набор инструментов для разработки стратегии деятельности.
Под стратегией понимается программа действий предприятия с учетом динамично меняющейся среды.
Все современные стратегии по развитию предприятия можно объединить в три основных вида: стратегия лидерства по издержкам, стратегия дифференциации, стратегия специализации. В процессе разработки стратегии деятельности предприятия решаются такие задачи как: какой продукт производить, на какой рынок выйти, какой сегмент рынка занять, какие выбрать маркетинговые инструменты для эффективной реализации стратегии.
Разработка стратегии деятельности предприятия включает ряд этапов:
- проведение полного маркетингового анализа, который включает изучение внутренней и внешней среды;
- формирование миссии и целей предприятия;
- выбор стратегии в соответствие с проведенным анализом;
- контроль процесса реализации стратегии.
Для разработки стратегии деятельности ООО «Мясные фермы-Искра» был проведен всесторонний анализ внутренней и внешней среды предприятия.
Анализ внешней среды показал, что основной угрозой для ООО «Мясные фермы-Искра» является появление наиболее сильных конкурентов с наименьшими издержками, ужесточение денежно-кредитной политики, снижение объемов финансирования в рамках государственной поддержки предприятий сельскохозяйственного комплекса.
Стратегическими партнерами ООО «МФ - Искра» являются: агрохолдинг «БЭЗРК-Белгранкорм», ООО «АгроСояКомплект-Белогорья», ООО «Интертрейд», ООО «Урожай», ООО «Сояпродукт», ЗАО «Белгородская Зерновая Компания», ЗАО СП «БрянскСельмаш», ГК ОАО «Агропром МДТ» и т.д.
Если говорить об ассортименте, то в сфере растениеводства ООО «МФ - Искра» занимается выращиванием сои, ккурузы и подсолнечника. В животноводстве осуществляется разведение крупного рогатого скота мясного направления.
Реализация продукции осуществляется в Белгороде, Калуге, Туле, Москве, Воронеже и Смоленске.
Основными конкурентами ООО «Мясныефермы-Искра» являются ЗАО «Агро-Оскол», ГК «Агробелогорье», ООО «Агрохолдинг Корочанский», ООО «Авест».
Оценка конкурентоспособности ООО «Мясные фермы-Искра» показала, что предприятие среди своих основных конкурентов находится на четвертой позиции, уступая по таким показателям как цена на продукции, уровень персонала, местоположение, финансовые возможности, имидж и опытность предприятия.
Изучение внутренней среды показало наличие высокой текучести кадров, нестабильного финансового положения предприятия, снижение рентабельности деятельности.
Для выбора и обоснования стратегии деятельности предприятия по результатам проведенного анализа была составлена SWOT- матрица. В результате анализа слабых и сильных сторон, а также возможностей и угроз, предприятию предложено разработать стратегию по повышению конкурентоспособности, базой которого будет являться стратегия концентрированного роста, направленная на укрепление позиций на уже существующем сельскохозяйственном рынке и конкурентная борьба.
В рамках предлагаемой стратегии необходимо реализовать следующие мероприятия:
- разработка системы материального и нематериального стимулирования трудовой деятельности персонала с целью снижения текучести кадров и увеличения производительности;
- мероприятия по поиску резервов снижения себестоимости и улучшения финансового состояния;
- совершенствование структуры управления с целью улучшения сбытовой деятельности предприятия.
В результате реализации стратегии деятельности предприятия ожидаются следующие результаты:
- после организации коммерческого отдела и интернет-сайта, а также проведения мероприятий активной рекламы, годовая выручка вырастет примерно на 11%;
- при увеличении объема производства и реализации продукции на 5 %, снижении на 0,011 руб. затрат на рубль товарной продукции, предприятие получит дополнительную прибыль в сумме 17005,99 тыс. руб. и увеличит рентабельность производства на 0,226 %;
- в результате реализации политики стимулирования труда ожидается рост производительности труда примерно на 12%, т.е. прирост к выручке составит 17668,56 тыс.руб.
Общий экономический эффект от реализации стратегии деятельности составит 92586,33 тыс.руб., что больше показателя 2014 г. на 37571,33 тыс.руб.
В результате реализации стратегии повышения конкурентоспособности ООО «Мясные фермы-Искра», предприятие укрепить свои конкурентные позиции и улучшить свое финансовое положение, что позволит в дальнейшем совершенствовать свою финансово-хозяйственную деятельность.