Введение
I История развития драмы от античности до современности
II Новый театр конца XIX – начала XX веков.
2.1. Новая драма Генрика Ибсена.
2.2. Интеллектуальная драма Бернарда Шоу
3. 3. Эпический театр для зрителя Бертольда Брехта
Заключение
Библиографический список
Приложения
Рубеж XX столетий в истории западноевропейской литературы отмечен мощным подъемом драматического искусства. Драматургию этого периода современники назвали «новой драмой», подчеркивая радикальный характер свершившихся в ней перемен. «Новая драма» возникла в атмосфере культа науки, вызванного необычайно бурным развитием естествознания, философии и психологии, и, открывая для себя новые сферы жизни, впитала в себя дух всемогущего и всепроникающего научного анализа. Она восприняла множество разнообразных художественных явлений, испытала влияние различных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма до символизма. «Новая драма» подошла к современности с самыми серьезными этическими и идеологическими требованиями, намереваясь описать ее наличное состояние и от своего лица сформулировать задачи, стоящие перед обществом. Этот период в литературе вызывает живой интерес у литературоведов и по сей день. Это и определяет актуальность данной темы.
Новизна исследования заключается в попытке проследить эволюцию европейской драмы конца XIX – начала XX веков, выявить характерные особенности театрального искусства данного периода.
Объектом исследования является зарубежное драматическое искусство конца XIX начала ХХ вв., а именно, театральные теории этого времени.
Предмет исследования – театральные теории Г. Ибсена, Б. Шоу, Б. Брехта.
Цель – охарактеризовать драматическое искусство конца XIX – начала XX вв., рассмотрев теории норвежского, английского и немецкого драматургов Г. Ибсена, Б. Шоу и Б. Брехта.
Задачи:
- изучить истоки формирования драматического искусства;
- проследить эволюцию драмы в мировой литературе;
исследовать театральную теорию Г. Ибсена;
- изучить театральную теорию Б. Брехта;
- изучить театральную теорию Б. Шоу.
В работе были рассмотрены новые веяния и особенности зарубежного театрального искусства конца XIX – начала XX вв. Осветив театральное искусство этого времени в целом, хорошо видно насколько трудна была работа драматурга. Засилье массового искусства ставит перед театром сложную задачу – привлечь зрителя. В это время и появляются новые театральные теории, направленные на решение этой задачи.
«Новая драма» началась с реализма, с которым связаны художественные достижения Ибсена, Шоу, стала одним из важнейших открытий и завоеваний реалистической драмы рубежа веков, хотя приверженность идеям биологического детерминизма подчас и вносила в их художественное творчество известную долю авторского произвола и субъективизма.
Основная тенденция «новой драмы» — в ее стремлении к достоверному изображению, правдивому показу внутреннего мира, социальных и бытовых особенностей жизни персонажей и окружающей среды. Точный колорит места и времени действия — ее характерная черта и важное условие сценического воплощения. «Новая драма» стимулировала открытие новых принципов сценического искусства, основанных на требо¬вании правдивого, художественно достоверного воспроизведения происходящего. Благодаря «новой драме» и ее сценическому воплощению в театральной эстетике возникло понятие «четвертой стены», когда актер, находящийся на сцене, словно не принимая во внимание присутствие зрителя, по словам К.С. Станиславского, «должен перестать играть и начать жить жизнью пьесы, становясь ее действующим лицом», а зал, в свою очередь, поверив в эту иллюзию правдоподобия, с волнением наблюдать за легко узнаваемой им жизнью персонажей пьесы.
«Новая драма» разработала жанры социальной, психологичес¬кой и интеллектуальной «драмы идей», оказавшиеся необычайно продуктивными в драматургии XX в. Без «новой драмы» нельзя себе представить возникновения ни экспрессионистской, ни экзистенциалистской драмы, ни эпического театра Брехта, ни французской «антидрамы». И хотя от момента рождения «новой драмы» нас отделяет уже более века, до сих пор она не утратила своей актуальности, особенной глубины, художественной новизны и свежести.
1. Брехт Б., Сборник сочинений «Три пьесы». – М.: «Московский рабочий», 1983 г.
2. Ибсен Г. «Кукольный дом» - М.: «Искусство» 2003 г.
3. Шоу Б. Полное собрание пьес в 6 томах. - М.: «Искусство», 1980 г.
Научно-исследовательская литература
4. Абашев, В.А. Литературные экскурсии / В.А. Абашеев // Филолог. фак-тет Пермского гос. пед. ун-та. - 2002. - № 1. - С.10-15.
5. Антипова, А.М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: учебное пособие / А.М. Антипова. - М.: Флинта, Наука, 2003. - 264 с.
6. Аристотель , «Риторика» кн. II, гл. 8 – М., 1999 г.
7. Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 2007, стр. 45, 54-55, 56, 61, 63, 65, 69, 72,78-79, 89,100, 135-136, 137.
8. Аристотель, Политика, кн. VIII, гл. 7, пер. С. А. Жебелева, М., 1911, стр. 374—375.
9. Аристотель, Этика, кн. X, 10, 1998г.
10. Бачкало И.Б. «Бернард Шоу», - Москва: Рипол Классик,1999.
11. Бешукова Ф.Б. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века, - Майкоп, 2004 г. С.43-44.
12. Брехт Б. Театр. Т.5, кн. 2. М., 2005. С.68, 72, 73, 104,132, 133, 134, 142.
13. Брехт Б. Малый Органон в Кн.: Театр. Т. 5, кн. 2., 2001 г. С. 176, 180, 185, 199.
14. Брехт Б. Новые принципы актерского искусства в Кн.: Театр. Т. 5, кн. 2. 2003 г. С. 103, 104.
15. Гражданская З.Т. «Бернард Шоу: Очерк жизни и творчества», - Москва: Просвещение, 1989.
16. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. - М.: Дрофа, 2006. - 172 с.
17. Деннингхаус Ф. «Театральное призвание Бернарда Шоу». - М.: «Прогресс», 1998.
18. Доманский, В.А. Литература и культура: культурологический подход к изучению словесности в школе: учебное пособие / В.А. Доманский. - М.: Флинта, Наука, 2002. - 386 с.
19. Зарубежная литература ХХ века: Учеб. / Л.Г. Андреев, А.В. Карельский, Н.С. Павлова и др. – М.: Высш. шк., 2006.
20. Клюев В. Г., «Б. Брехт — новатор театра», М., «Знамя», 2001
21. Луков Вл. А. История литературы. М., 2009
22. Образцова А.Г. «Бернард Шоу и европейская театральная культура», - Москва, 1990.
23. Ортега-и-Гассет Х. Мысли о романе. – В кн.: Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С.271, 272.
24. Ромм А.С. «Шоу – теоретик», - Санкт Петербург, 1995.
25. Смолина К.А. «100 великих театров мира», М., «Вече», 2001
26. Степанов Ю.С. «В трехмерном пространстве языка», М., «Наука», 2005
27. Т.-Э. Лессинг, Гамбургская драматургия, М.,«Оникс», 2001 г., стр. 274, 275, 281, 288.
Периодические издания
28. Курилов, А.С. Зачем и какие уроки литературы нужны школе? / А.С. Курилов // Русская словесность. - 2004. - № 4. - С.12-14.
29. Методические рекомендации по литературе. – М.: «Дрофа» 2012 г.
30. Мирская, Т.А. Главный педагогический секрет (эмоциональное воспитание на уроках литературы) / Т.А. Мирская // Учитель. - 2000. - № 4. - С.9-13.
31. Молокова А.В. Предположения об эффективности новых информационных технологий в образовательной сфере // Философия образования для XXI века. - 2001. - No 1. - С. 168-172.
Интернет источники
32. http://goldlit.ru/bertolt-brecht/84-mamasha-kuraj-analiz
33. http://schooltask.ru/novatorstvo-dramaturgii-g-ibsena/
34. www.5ballov.ru.
35. http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200404103