ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ТУРИСТСКИХ УСЛУГ 11
1.1. Стратегия развития рынка туристских услуг в РФ 11
1.2. Стратегия развития Челябинской области 19
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ 30
РАЗВИТИЯ РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 30
2.1. Общая информация о ЗГО 30
2.2. Анализ туристских ресурсов ЗГО 32
2.3. Обзор ресурсного потенциала объектов инфраструктуры туризма
Златоустовского городского округа 35
2.4. SWOT-анализ социально-экономического развития Златоустовского
городского округа 40
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ
ТУРИСТСКИХ РЕСУРСОВ И ОБЪЕКТОВ ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ ЗЛАТОУСТОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 54
3.1. Анализ существующего туристского потока по туристским ресур¬сам и объектам туристской индустрии 54
3.2. Прогнозирование туристского потока (прогноз на 2017-2020 годы)
по туристским ресурсам и объектам туристской индустрии 56
3.3. Разработка предложений по развитию туристских ресурсов и объек¬тов туристской индустрии 60
3.4. Разработка возможных моделей формирования, развития и продви¬
жения туристских ресурсов и объектов туристской индустрии на территории ЗГО 66
3.5. Анализ и прогнозирование туристского потока, финансовых ресур¬
сов и транспортной обеспеченности по каждой из модели развития и продвижения туристских ресурсов и объектов туристской индуст¬рии на территории ЗГО 73
3.6. Формирование предложений по продвижению туристских ресурсов
и объектов туристской индустрии 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Основные приоритеты социально-экономической политики на ближайшее десятилетие: существенное увеличение
ВВП, уменьшение бедности и рост благосостояния людей. Для достижения этих
показателей основные усилия должны быть направлены именно на те сферы,
которые прямо определяют качество жизни граждан. Необходимость преодоления
инерционного энергосырьевого сценария развития страны требует развития
альтернативных направлений, создающих стимулы для диверсификации
экономики регионов страны.
Восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей, формирование условий для здорового образа жизни являются одними из
важнейших задач государства. В связи с этим развитие внутреннего туризма
становится актуальной задачей и поддерживается рядом целевых программ
федерального и регионального уровня [1–7].
Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики,
нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни
населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не
приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной
сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики. В том числе на развитие таких сфер
экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные
средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и
иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли,
тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов
Российской Федерации.9
Необходимость поиска эффективных бизнес-систем в сфере туризма и активное развитие туристско-рекреационной отрасли на их основе обусловлено рядом
объективных факторов и экономической ситуации, сложившейся в условиях сегодняшнего кризиса. Непростой 2015 год стал для российского туризма эпохальным
периодом, который изменил парадигму туристической отрасли. Основной угрозой
для туризма России в 2014 году стали многочисленные банкротства компаний. В
2015 году – теракты в различных странах и разрыв туристических отношений РФ
с двумя самыми популярными у россиян странами – Египтом и Турцией. По данным Росстата, выезд за рубеж с целью туризма в 2015 г. уменьшился на 31,3% –
было совершено 12,1 млн. поездок. До 2015 года самое большое снижение туристического выезда было в кризисном 1998-м году – на 24,4%. Падение выезда в
2015 году – самое значительное за последние 18 лет [8].
2015 год, наполненный тяжелыми экономическими кризисами и неожиданными геополитическими событиями, доказал, что перспектива развития рынка туристских услуг состоит в развитии внутреннего и въездного туризма. На сегодняшний день лидерами внутреннего туризма остаются Краснодарский край, Санкт-Петербург, Москва, Крым и города "Золотого кольца".
1. Для Российской Федерации эксперты прогнозируют ускоренные по сравнению с другими отраслями темпы роста сферы туризма, рассчитывая, что за ближайшие десять лет объем валового регионального продукта, обеспечиваемого туристическим отраслями возрастет более, чем в 1,5 раза: - с 752 млрд. руб. в 2011г.
до 1,16 трлн. руб. к 2022 году в базовых ценах 2011г. для собственно туристических отраслей; с 3,1 трлн. руб. в 2011 г. до 4,7 трлн. руб. к 2022 году для комплекса отраслей, связанных с туризмом. В результате доля туризма и связанных с
ним отраслей в общем объеме ВВП Российской Федерации возрастет до 6%, в
общей занятости - до 5,9%, в общем объеме инвестиций – до 2,6%.
2. При этом для развития рынка туризма характерна следующая динамика. В
случае затяжного конфликта с западными странами (продления санкций против
России) и дальнейшей девальвации рубля, следует ожидать продолжающийся
спад на рынке выездного туризма. В связи с этим, ключевой задачей повышения
устойчивости российского турбизнеса в условиях экономических санкций является переход на «импортозамещение». В данном контексте это означает переориентацию российского туристского комплекса с выездного на внутренний туризм.
3. Прогнозируется, что в течение ближайших десяти лет рост затрат на путешествия продолжится – для международных прибытий – на уровне 1,9% в год,
для внутренних путешествий – на уровне 4,6% в год. В результате суммарный
объем затрат на путешествия в 2022 году может достигнуть почти 6.0 трлн. руб. в
текущих ценах, в том числе - на въездные путешествия – 1,0 трлн. руб., что в 2,1
раза выше достигнутого уровня 2012 года; - на внутренние путешествия – 4,9
трлн. руб., что в 2,7 раза выше достигнутого уровня 2012 года.
4. В настоящий момент туризм в Челябинской области – одно из самых динамично развивающихся направлений. За 2015 год туристический поток на Южный
Урал составил более 2 млн. человек, количество размещенных в регионе туристов
превысило 800 тыс. Сегодня туристов и гостей региона готовы принять свыше 400
коллективных средств размещения (центров, баз отдыха, гостиниц, и пр.) и, по90
данным официальной статистики, число забронированных ночей в 2015 году превысило 3,5 млн.
5. Основные проблемы развития туризма в Челябинской области сформировались из-за отсутствия: целевой комплексной программы развития туристского
рынка; единой системы туристской индустрии Челябинской области; комфортабельных условий проживания в КСР; четкого позиционирования узнаваемости и
благоприятного имиджа Челябинской области; системы мониторинга состояния
туристской отрасли; экономической и маркетинговой стратегии продвижения региональных туристских ресурсов на российском и международном рынках.
6. Реализация туристско-рекреационного потенциала Челябинской области
возможна только при условии системного и комплексного решения проблем,
сдерживающих развитие туризма, программно-целевым методом при поддержке
государства. Реализация Программы позволит: обеспечить привлекательность Челябинской области в качестве туристского региона; создать конкурентоспособные
региональные туристские ресурсы; интенсивно развивать смежные отрасли экономики; привлечь дополнительные инвестиции; увеличить приток туристических
потоков в Челябинскую область.
7. Рост экономики ЗГО, несмотря на огромный потенциал развития, оставляет
желать лучшего. Ведущими отраслями промышленности являются черная металлургия, машиностроение и металлообработка: удельный вес промышленности в
структуре оборота крупных и средних предприятий округа составлял в 2014 году
89,4%. Металлургическая промышленность в округе стагнирует и уменьшает обороты. Общую тенденцию в машиностроении задает ОАО "Златмаш". Сектор производства и распределения электроэнергии газа и воды растет. Объем произведенной и реализованной продукции предприятиями пищевой промышленности
ЗГО незначителен в общем объеме экономики города (1,5%) и не может существенно влиять на ситуацию в экономике ЗГО. Недостаточно развиты производства,
традиционно необходимые для города, в том числе и строительная индустрия. С
реструктуризацией градообразующих отраслей экономики города происходит высвобождение трудовых ресурсов из сферы материального производства.91
8. Негативные тенденции в экономике ЗГО сигнализируют о том, что традиционная структура экономики является неэффективной, что обусловливает необходимость переориентации хозяйства округа в сторону более перспективных отраслей и поиск новых точек роста, как в традиционных сегментах машиностроения и
металлообработки, так и в новых кластерах прежде всего, спортивнотуристический сектор. При должном уровне развития данной отрасли Златоуст
получит дополнительные рабочие места, за счет налогов возрастут доходы бюджета, и в целом появятся новые возможности для дальнейшего роста экономики.
9. Основными факторами, сдерживающими развитие туристского потока являются следующие: недостаточный уровень оснащения объектами придорожного
сервиса, недостаточное информационное сопровождение туристов; малое количество средств размещения; неразвитость сети общественного питания; ограниченный доступ к местам туристского показа или туристским объектам, малое количество объектов для организации активного отдыха, отсутствие в организациях
туризма и сервиса профессиональных кадров, несоответствие транспортно-эксплуатационных характеристик отдельных участков автомобильных дорог существующей и прогнозируемой интенсивности движения и нормативным требованиям.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. №644 о федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного ту-ризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 го¬
да. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р.- http://www.russiatourism.ru/data/File/news file/2014/strategia.
pdf?sphrase id=38705
3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. - http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20120210 04
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от
17.11.2008 г. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». -
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/doc20081117 01
5. Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 "Об утвержде¬нии государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы". - http://gov.garant.ru/document?id=70544226&by Para=1&sub=1
6. Паспорт федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездно¬го туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)". -
http://gov.garant.ru/document?id=70544226&byPara=1&sub=512
7. Областная целевая программа "Развитие туристско-рекреационной деятель¬ности в Челябинской области на 2011-2016 годы" (Утв. постановлением Прави¬тельства Челябинской области от 19.10.2011 г. № 361-П)
8. Итоги развития туризма в 2015 году. -
http: //www.gotours. pro/tourizm2015. html
9. Россия в цифрах. 2016: Крат. стат. сб./Росстат- M., 2016. - 543 с.
10. Доклад (отчет) о результатах деятельности Ростуризма в 2015 году
11. Обвинцева А.О., Баранова Е.В. Проект развития рекреационных ресурсов национального парка «Таганай»./ Сб. материалов Международной научно¬практической конференции «Проблемы международного туризма в контексте диалога культур» - Астрахань: ГОУ ВПО «АГТУ», 22-25 апреля 2010. - С. 124¬127.
12. Лисиенкова Л.Н., Баранова Е.В., Дерябина А.И. Eco tourism project - the complex./ Материалы международной научно-практической конференции «Про-блемные аспекты, пути решения в современной науке». - Краков, 2012. - Ч.2 - С. 99-102. : Ы1р://конференция.сот.иа
13. Лисиенкова Л.Н., Баранова Е.В. Разработка культурно-познавательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья./ Материалы международной научно-практической конференции «Проблемные аспекты, пути решения в современной науке». - Краков, 2012. - Ч.2 - С. 103-108.
14. Погодина А.Г., Баранова Е.В. Актуальные проблемы воспитания и обуче¬ния детей с ограниченными физическими возможностями./ Сборник статей «Юбилейной Х межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов». Секция 9 «Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями». - Омск: Изд-во ОГИС, 2012.- Ч. 3. - С. 163-164
15. Обвинцева А.О, Баранова Е.В. Современные сервисные технологии в спортивном туризме / Сборник статей «Юбилейной Х межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов». Секция 9 «Актуальные проблемы воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребно-стями». - Омск: Изд-во ОГИС, 2012.- Ч. 3. - С. 13-14.
16. Баранова Е.В. Разработка туристского продукта для лиц с ограниченными двигательными возможностями/ Наука ЮурГУ: материалы 63-й научной конфе¬ренции. Секции социально-гуманитарных наук: в 3т. - Челябинск: Изд-во Юур- ГУ, 2011. - Т.3 - С.193-196
17. Лихолетов В.В., Лисиенкова Л.Н., Баранова Е.В. Виртуальный тур - как инструмент маркетинга в туризме. / // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 1/ http: //ekonomika. snauka. ru/2016/01/10651
18. Минцберг Г. «Стратегический процесс. Концепции, проблемы, решения»/ Г. Минцберг, Д.Б. Куинн, С. Гошал. - СПб.: Изд-во «Питер», 2001. - 567с.
19. Ансофф И. «Стратегическое управление»/ И. Ансофф. - М.: Изд-во Эко-номика, 1989г. - 229с.
20. Кетова Н. П.Отраслевой маркетинг: стратегии, функции, приоритеты: учеб. пособие / Н. П. Кетова. - М.: Вузовская книга, 2012. - 320 с.
21. Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление. Полный курс МБА. Принци¬пы управленческих решений и российская критика. - М.: Эксмо, 2006. 119с.
22. Ландреви Ж., Леей Ж., Линдон Д. Меркойор. Теория и практика марке-тинга: в 2 т. - М.: МЦФЭР, 2007. Т. 2. 35с.
23. Porter М. Competetive Strategy. New York. TheFreePress. 1980. P. 35.
24. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб.: Питер, 2007. С. 278.
25. Багиев Г.Л., Тарасевич В. М. Маркетинг: учебник для вузов. - СПб.: Пи-тер, 2010. С. 255.
26. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб.: Питер, 2007. С. 434.
27. Сельский бизнес // Forbes. 2011, январь. С. 52-53.
28. Цены и ценообразование / под ред. В. Е. Есипова. - СПб.: Питер, 2007. С. 23.
29. Цены и ценовая политика в системе международного маркетинга. - http://eup.ru.
30. Гринченко Ю. Л. Ценовые стратегии на современных рынках. Какие ре-шения предлагает маркетинг? // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2009. № 2 (80). С. 133.
31. Анализ затрат конкурентов. - http: //inform.od.ua.
32. Цены и ценообразование. - http://www. inventech.ru
33. Конкурентные стратегии субъектов предпринимательского бизнеса. - http: //concurrence.webcampus .ru/books/tipk/Glava4. html.
34. Маренков Н. Цели ценообразования. - http://www. inventech.ru.
35. Тамбиев А. X., Kemoea Н. П. Региональный маркетинг: учеб. пособие. - М.: Изд-во «Экономика», 2000.
36. Кучугин Л. Н. Стратегии ценообразования в маркетинге. - http: //www.elitarium. ru/2007/11/27/strategii cenoobrazovanij a. html.
37. Анализ затрат конкурентов. - http: //inform.od.ua.
38. Кучугин Л. Н. Стратегии ценообразования в маркетинге. - http: //www.elitarium. ru/2007/11/27/strategii cenoobrazovanij a. html.
39. Баркан Д. И. Управление продажами. - СПб.: Изд-во «Высшая школа ме¬неджмента»; Издательский дом СПбГУ, 2008. С. 37.
40. ВиссемаХ. Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.: Инфра-М, 1996. С. 129.
41. Ansoff, H.I.; «Strategies for Diversification»; Harvard Business Review; Sep¬tember-October 1957.
42. Buskirk, Bruce D. and Popper, Edward D.; «Growth Strategies for High Tech Firms»; The Graziadio Business Report; Spring 1998.
43. Отдельные показатели деятельности турфирм 2011-2015гг. - Ростуризм. - www.russiatourism.ru
44. В России за год количество туроператоров сократилось на две трети. - http://www.newsru.com/finance/09dec2015/tourism.html
45. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020г. (введена Постановлением Законодательного Собрания Челябинской облас¬ти от 28.08.2008 № 1325)
46. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
47. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Феде-рации. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 672 с.
48. Рейтинг туристических компаний Челябинска 2014 - рейтинг "Делового квартала".- www.chel.dk.ru
49. Основные показатели потребительского рынка. - chelstat.gks.ru
50. Статистические показатели туристской отрасли
(официальная статистика Минкульта Челябинской области). -
http://dostup1.ru/society/Chelyabinskaya-oblast-ozhidaet-22-protsentnogo-rosta- turpotoka-v-2016-godu 91442.html#ixzz4Sysuvrff
51. Территориальный орган Федеральной службы государственной статисти¬ки по Челябинской области. - www.chelstat.gks.ru
52. Министерство культуры Челябинской области. - http://www.culture-chel.ru
53. Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области. - http://imchel.ru
54. Министерство образования и науки Челябинской области. - http://www.minobr74.ru
55. Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области. - www.chelsport.ru
56. Официальный сайт Златоустовского городского округа. - www.zlat-go.ru
57. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г.
№ 1398-р "О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моно-городов) (с изменениями и дополнениями)". - http://base.garant.ru/70707138
/#ixzz4SzbbglIB
58. Решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челя-бинской области от 6 июня 2016 г. № 34 "О внесении изменений в решение Соб-рания депутатов Златоустовского городского округа от 05.07.2013г. №28-ЗГО "Об утверждении Стратегии и Комплексной программы социально-экономического развития ЗГО до 2030года". - www.zlat-go.ru
59. Решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челя-бинской области от 14 мая 2015 г. № 26. - www.zlat-go.ru