Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство развития мышления детей 3-х лет

Работа №6541

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы126стр.
Год сдачи2015
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
940
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
І. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПСИХОЛОГО –
ПЕДАГОГИЧЕКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ………….………………………….….6
1.1. Характеристика мышления в отечественной и зарубежной психологии….6
1.2. Закономерности развития детского мышления ……………..………….….10
1.3. Особенности развития мышления детей трёх лет …………………….…...12
ІІ. ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА …...………...…..16
2.1. Значение игры в психологии развития ребёнка …………………………....16
2.2. Особенности развития игровой деятельности ….……………………….....18
2.3. Характеристика игровой деятельности детей до трёх лет ……………...…23
ІІІ. ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ТРЁХ ЛЕТ......................................................28
3.1. Организация и методы исследования……………………............................28
3.2. Организация развивающее занятие средством игры с
детьми 3-х лет…………….……………………………………………………..….32
3.3 Результаты исследования и их интерпретация……………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…48
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….…49
Приложения……………………………………………………………………..….52



Первые три года жизни оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребёнка. За это время он проходит громадный путь в своём развитии. Он учится видеть, понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми. Навыки и умения, приобретённые в раннем возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в, более старшем возрасте.
Для того, чтобы правильно воспитывать ребёнка, необходимо знать и понимать особенности его развития: что развивает мышление, чувства, способности, а что тормозит их развитие. Большинство взрослых недооценивают возможности и потребности детей в новой информации, считают, что ещё впереди много времени и рано заниматься с ребёнком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребёнка угасает познавательная активность, а последующие экспресс-занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учёбе.
В каждом возрастном периоде есть свой пик развития. Если его не достигнуть на определённом этапе, то понадобится большая коррекционная работа, чтобы компенсировать эту неудачу в следующем возрасте. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведённый анализ показывает, что именно в трёхлетнем возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительных действий (сравнению, анализу, обобщению, синтезу, абстракции).
Проблемами развития мышления детей дошкольного возраста, занимались зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Уайт и другие) и отечественные (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и другие) исследователи.
Л. С. Выготский один из первых обнаружил доречевые формы мышления: наглядно – действенное и наглядно – образное, появилась возможность судить не только об интеллекте ребёнка до того, как он овладел речью, но и развивать его мышление.
Первая и исходная форма мышления, которая развивается детей трёх лет – наглядно действенное мышление. На его основе возникает сначала наглядно – образное, а затем и словесно – логическое мышление, поэтому развитие наглядно – действенного мышления во многом определяет формирование всей познавательной деятельности ребёнка. Оно проявляется в практической деятельности (бытовой и предметно – игровой) и направлено на её обслуживание.
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Большую часть своего времени дети трёхлетнего возраста проводят в играх. Игра представляется как познавательный процесс, источник развития. Учёные подчёркивают, что именно в игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка (К. Гросс, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, М.В. Осорина и другие). В игре ребёнок учится действовать с заместителями предмета, он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет заместитель становится опорой для мышления, ребёнок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок учится мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане.
Таким образам, игра способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. Основополагающими исследованиями для нашей работы явились также исследования Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, о том, что между развитием мышления и игровой деятельностью существует определённый характер взаимосвязи, поэтому в нашей работе мы рассмотрели возможности игры в развитии мышления детей трёхлетнего возраста.
Объект исследования: мышление детей трехлетнего возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития мышления детей трёх лет.
Целью работы является выявление возможностей игры в развитии мышления детей трёх лет.
Реализация этой цели предполагает решение ряда задач, в том числе:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой теме.
2. Раскрыть психологическую сущность мышления.
3. Выявить особенности развития мышления детей трёх лет.
4. Раскрыть роль игры в развитии мышления детей.
5. Эмпирическим путём проверить влияние игры на развития мышления детей трёх лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие мышления детей трёхлетнего возраста будет проходить эффективней при систематическом использовании специально подобранных развивающих игр.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы исследуемой проблемы, наблюдение, тестирование, интерпретационной – описательные методы качественного и количественного анализа, эксперимент (констатирующий, формулирующий, контрольный).
Методики, используемые в работе:
 «Коробка форм» В. Л. Шарохиной – направлена на выявление способности к анализу;
 «Группировка игрушек» В. Л. Шарохиной – направлена на выявление способности к анализу;
 «Найти пару» В. Л. Шарохиной – направлена на выявление способности к сравнению.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для обеспечения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в группах раннего возраста дошкольного образовательного учреждения.
База исследования:
Опытно-экспериментальная работа была проведена в МДОУ «Детский сад № 178 общеразвивающего вида» г. Омска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, приложений, работа содержит 8 таблиц, 9 рисунков.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящая работа представляет собой попытку теоретического и экспериментального исследования проблемы развития мышления детей трех лет. В ходе проведённого теоретического исследования и опытно экспериментальной работы подтверждена основная гипотеза, достигнута цель, решены поставленные задачи. Доказано, что развитие мышления детей трёхлетнего возраста будет проходить эффективней при использовании специально подобранных развивающих игр. В опытно - экспериментальном исследовании была поставлена цель: выявить возможности игры в развитии мышления детей трёх лет.
Анализ результатов исследования позволил сделать ряд обобщений и выводов:
1. Для детей трех - четырех летнего возраста основной вид деятельности - игра и большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх.
2. Игра представляется как познавательный процесс, источник развития. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка.
3. Проведённый анализ теоретических исследований показывает, что именно в этом возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительных действий: сравнению, анализу, обобщению. Поэтому в работе были рассмотрены возможности игры в развитии мышления детей этого возраста.
4. Опытно — экспериментальное исследование показало, что в возрасте трех - четырех лет дети успешно достигают результата при решении элементарных логических и игровых задач, интеллектуальных игр.
Таким образом, в процессе предметно - игровой деятельности возможно эффективное развитие мышления детей трёх лет.
Полученные нами результаты позволяют расширить и углубить представление о процессе развития мышления детей трёх лет, подборе организации развивающих игр, способствующие эффективному осуществлению этого процесса в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Результаты исследования, могут быть использованы педагогом психологом в детских — дошкольных учреждениях в качестве исходного материала для проведения групповых и индивидуальных форм коррекционно - развивающей и консультативной работы, педагогам при планировании работы по программе учреждения, при работе с родителями.




1. Аскарин Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- М.: Медицина, 1972-264с.
2. Береславский Л.Я. Азбука логики. — М.: ООО ACT, 2001 — 160с.
3. Береславский Л.Я. Весёлая Академия: Развиваем логику. - М.: Махаон, 2007 — 16с.
4. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. — М.: Линка — Пресс, 2000 - 96с.
5. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991 — 97с.
6. Борисенко М.Г. Дидактическая игра «Четвертый лишний» для детей трех лет. («Дошкольная педагогика») - СПБ.: 2002 - №4 - с 34 - 36.
7. Выготский Л.С. Вопросы дошкольной психологии. СПБ.: Союз, 1999-160с.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. - М.: Сфера, 2002 - 256с.
9. Горб Р.А., Исаченкова И.М. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. - СПБ.: Детство - Пресс, 2003 - 224с.
10. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: Пособие по воспитанию; обучению и развитию детей до трех лет. — М.: Просвещение, 2003 - 253с.
11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет. - М.: АРКТЦ, 2004 - 160с.
12. Гарбер Е. Ребёнок от рождения до школы. - Школьная пресса, 2001 -112с.
13. Григорьева Г. Программа «Кроха» («Обруч»). - Линка - Пресса, 2002-№4-с8-9.
14. Мир детства - Дошкольник /Под ред. А.Г. Хриппковой и А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1979-416с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ