ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3
І. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПСИХОЛОГО –
ПЕДАГОГИЧЕКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ………….………………………….….6
1.1. Характеристика мышления в отечественной и зарубежной психологии….6
1.2. Закономерности развития детского мышления ……………..………….….10
1.3. Особенности развития мышления детей трёх лет …………………….…...12
ІІ. ИГРА И ЕЁ РОЛЬ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ РЕБЁНКА …...………...…..16
2.1. Значение игры в психологии развития ребёнка …………………………....16
2.2. Особенности развития игровой деятельности ….……………………….....18
2.3. Характеристика игровой деятельности детей до трёх лет ……………...…23
ІІІ. ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ТРЁХ ЛЕТ......................................................28
3.1. Организация и методы исследования……………………............................28
3.2. Организация развивающее занятие средством игры с
детьми 3-х лет…………….……………………………………………………..….32
3.3 Результаты исследования и их интерпретация……………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..…48
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….…49
Приложения……………………………………………………………………..….52
Первые три года жизни оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребёнка. За это время он проходит громадный путь в своём развитии. Он учится видеть, понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми. Навыки и умения, приобретённые в раннем возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в, более старшем возрасте.
Для того, чтобы правильно воспитывать ребёнка, необходимо знать и понимать особенности его развития: что развивает мышление, чувства, способности, а что тормозит их развитие. Большинство взрослых недооценивают возможности и потребности детей в новой информации, считают, что ещё впереди много времени и рано заниматься с ребёнком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребёнка угасает познавательная активность, а последующие экспресс-занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учёбе.
В каждом возрастном периоде есть свой пик развития. Если его не достигнуть на определённом этапе, то понадобится большая коррекционная работа, чтобы компенсировать эту неудачу в следующем возрасте. Именно это и указывает на актуальность проблемы. Таким образом, проведённый анализ показывает, что именно в трёхлетнем возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительных действий (сравнению, анализу, обобщению, синтезу, абстракции).
Проблемами развития мышления детей дошкольного возраста, занимались зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Уайт и другие) и отечественные (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец и другие) исследователи.
Л. С. Выготский один из первых обнаружил доречевые формы мышления: наглядно – действенное и наглядно – образное, появилась возможность судить не только об интеллекте ребёнка до того, как он овладел речью, но и развивать его мышление.
Первая и исходная форма мышления, которая развивается детей трёх лет – наглядно действенное мышление. На его основе возникает сначала наглядно – образное, а затем и словесно – логическое мышление, поэтому развитие наглядно – действенного мышления во многом определяет формирование всей познавательной деятельности ребёнка. Оно проявляется в практической деятельности (бытовой и предметно – игровой) и направлено на её обслуживание.
Основной вид деятельности дошкольника – игра. Большую часть своего времени дети трёхлетнего возраста проводят в играх. Игра представляется как познавательный процесс, источник развития. Учёные подчёркивают, что именно в игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка (К. Гросс, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, М.В. Осорина и другие). В игре ребёнок учится действовать с заместителями предмета, он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет заместитель становится опорой для мышления, ребёнок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок учится мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане.
Таким образам, игра способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений. Основополагающими исследованиями для нашей работы явились также исследования Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, о том, что между развитием мышления и игровой деятельностью существует определённый характер взаимосвязи, поэтому в нашей работе мы рассмотрели возможности игры в развитии мышления детей трёхлетнего возраста.
Объект исследования: мышление детей трехлетнего возраста.
Предмет исследования: игра как средство развития мышления детей трёх лет.
Целью работы является выявление возможностей игры в развитии мышления детей трёх лет.
Реализация этой цели предполагает решение ряда задач, в том числе:
1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой теме.
2. Раскрыть психологическую сущность мышления.
3. Выявить особенности развития мышления детей трёх лет.
4. Раскрыть роль игры в развитии мышления детей.
5. Эмпирическим путём проверить влияние игры на развития мышления детей трёх лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие мышления детей трёхлетнего возраста будет проходить эффективней при систематическом использовании специально подобранных развивающих игр.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы исследуемой проблемы, наблюдение, тестирование, интерпретационной – описательные методы качественного и количественного анализа, эксперимент (констатирующий, формулирующий, контрольный).
Методики, используемые в работе:
«Коробка форм» В. Л. Шарохиной – направлена на выявление способности к анализу;
«Группировка игрушек» В. Л. Шарохиной – направлена на выявление способности к анализу;
«Найти пару» В. Л. Шарохиной – направлена на выявление способности к сравнению.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для обеспечения психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в группах раннего возраста дошкольного образовательного учреждения.
База исследования:
Опытно-экспериментальная работа была проведена в МДОУ «Детский сад № 178 общеразвивающего вида» г. Омска.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы, приложений, работа содержит 8 таблиц, 9 рисунков.
Настоящая работа представляет собой попытку теоретического и экспериментального исследования проблемы развития мышления детей трех лет. В ходе проведённого теоретического исследования и опытно экспериментальной работы подтверждена основная гипотеза, достигнута цель, решены поставленные задачи. Доказано, что развитие мышления детей трёхлетнего возраста будет проходить эффективней при использовании специально подобранных развивающих игр. В опытно - экспериментальном исследовании была поставлена цель: выявить возможности игры в развитии мышления детей трёх лет.
Анализ результатов исследования позволил сделать ряд обобщений и выводов:
1. Для детей трех - четырех летнего возраста основной вид деятельности - игра и большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх.
2. Игра представляется как познавательный процесс, источник развития. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка.
3. Проведённый анализ теоретических исследований показывает, что именно в этом возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приёмам мыслительных действий: сравнению, анализу, обобщению. Поэтому в работе были рассмотрены возможности игры в развитии мышления детей этого возраста.
4. Опытно — экспериментальное исследование показало, что в возрасте трех - четырех лет дети успешно достигают результата при решении элементарных логических и игровых задач, интеллектуальных игр.
Таким образом, в процессе предметно - игровой деятельности возможно эффективное развитие мышления детей трёх лет.
Полученные нами результаты позволяют расширить и углубить представление о процессе развития мышления детей трёх лет, подборе организации развивающих игр, способствующие эффективному осуществлению этого процесса в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Результаты исследования, могут быть использованы педагогом психологом в детских — дошкольных учреждениях в качестве исходного материала для проведения групповых и индивидуальных форм коррекционно - развивающей и консультативной работы, педагогам при планировании работы по программе учреждения, при работе с родителями.
1. Аскарин Н.М. Воспитание детей раннего возраста.- М.: Медицина, 1972-264с.
2. Береславский Л.Я. Азбука логики. — М.: ООО ACT, 2001 — 160с.
3. Береславский Л.Я. Весёлая Академия: Развиваем логику. - М.: Махаон, 2007 — 16с.
4. Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. — М.: Линка — Пресс, 2000 - 96с.
5. Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991 — 97с.
6. Борисенко М.Г. Дидактическая игра «Четвертый лишний» для детей трех лет. («Дошкольная педагогика») - СПБ.: 2002 - №4 - с 34 - 36.
7. Выготский Л.С. Вопросы дошкольной психологии. СПБ.: Союз, 1999-160с.
8. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. - М.: Сфера, 2002 - 256с.
9. Горб Р.А., Исаченкова И.М. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. - СПБ.: Детство - Пресс, 2003 - 224с.
10. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. Кроха: Пособие по воспитанию; обучению и развитию детей до трех лет. — М.: Просвещение, 2003 - 253с.
11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет. - М.: АРКТЦ, 2004 - 160с.
12. Гарбер Е. Ребёнок от рождения до школы. - Школьная пресса, 2001 -112с.
13. Григорьева Г. Программа «Кроха» («Обруч»). - Линка - Пресса, 2002-№4-с8-9.
14. Мир детства - Дошкольник /Под ред. А.Г. Хриппковой и А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1979-416с.