Инновационная политика государства и ее реализация на примере Челябинской области
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
1.1 Инновационная политика: понятие и факторы на нее влияющие 11
1.2 Реализация государственной инновационной политики в регионе:
цель, направления и инструменты 16
1.3. Методика оценки эффективности государственной инновационной политики 21
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика экономического положения Челябинской
области 30
2.2 Анализ эффективности государственной инновационной политики на примере Челябинской области 47
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Мероприятия по совершенствованию государственной инновационной
политики 61
3.2 Расчет эффективности предлагаемого проекта 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
1.1 Инновационная политика: понятие и факторы на нее влияющие 11
1.2 Реализация государственной инновационной политики в регионе:
цель, направления и инструменты 16
1.3. Методика оценки эффективности государственной инновационной политики 21
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика экономического положения Челябинской
области 30
2.2 Анализ эффективности государственной инновационной политики на примере Челябинской области 47
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Мероприятия по совершенствованию государственной инновационной
политики 61
3.2 Расчет эффективности предлагаемого проекта 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Путь развития экономики России рассматривается на основе инновационного развития каждого из ее регионов. Процесс инновационного развития региона осуществляется посредством формирования благоприятной среды для инноваций, которая, в свою очередь, выступает предпосылкой для экономического роста и развития страны, a также достижения приоритетных инновационных результатов. Инновационная среда региона во многом определяется его инновационным потенциалом, а также эффективностью и результативностью осуществляющейся инновационной деятельности.
Экономические, социальные результаты, эффективность текущей деятельности и перспективного развития региональных хозяйств в условиях существенных изменений состояния внешней среды, развивающихся региональных рынков инноваций и капиталов в существенной степени зависят от управления инвестиционными и инновационными процессами в регионе, определяющего темпы обновления и модернизация основных фондов, создания и внедрения базисных и улучшающих технических, технологических и информационных новшеств с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг, переориентации сырьевой направленности экспорта на экспорт обрабатывающих отраслевых составляющих региона.
Актуальность выбранной темы работы определяется тем, что проблемам инновационной политики государства в регионах России в настоящее время уделяется значительное внимание. Но, несмотря на значительный интерес к ним в большинстве российских регионах - механизмы управления инновационной системой слабо развиты и имеют низкую степень координации между академическим и бизнес секторами, а также недостаточно высокий уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Важной недоработкой является непропорциональная концентрация на академических исследованиях (как фундаментальных, так и прикладных), которые финансируются преимущественно из государственного бюджета.
Государственные программы, которые нацелены на поддержку малых и средних предприятий, имеют достаточно сильную мотивацию по созданию рабочих мест и, зачастую, не стимулируют эффект от внедрения инноваций, основанных на знаниях.
В регионах имеется широкий выбор инструментов ускорения экономики знаний, но применяется он в недостаточном объеме, чтобы получить существенное воздействие. В тоже время изменившиеся условия развития регионов страны, широкая информатизация экономического пространства и информационная открытость требуют совершенствования теоретических и методических основ управления инновационной деятельностью регионов страны и отдельных хозяйствующих субъектов.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в теоретико- методологическое исследовании основ политики инновационной деятельности для разработки мероприятий по ее совершенствованию на примере Челябинской области.
В соответствии с целью, задачами выпускной квалификационной работы являются:
- рассмотреть теоретико-методологические основы инновационной политики;
- определить факторы, влияющие на инновационную политику
- изучить направления и реализацию инновационной политики в регионах
- разработать методику оценки эффективности государственной инновационной политики
- провести обзор экономического положения Челябинской области
- построить анализ эффективности инновационной политики государства на примере Челябинской области
- разработать мероприятия по совершенствованию государственной инновационной политики региона
Объектом исследования работы выступает инновационная политика Челябинской области.
Предметом исследования является реализация, развитие инновационной политики Челябинской области.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: анализ и синтез, методы классификации, группировки и сравнения и др.
Теоретической базой исследования являются нормативно-правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Абрамешин А. Е., Балабанов И.Т., Голиченко О.Г., Гунин В.Н., Уткин О.А. и других, публикации в периодических изданиях, материалы сети Интернет.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении определены актуальность, цель и задачи исследования, объект и предмет, методы, информационная база и структура работы.
В первой главе раскрыты понятие и факторы, влияющие на инновационную политику государства, цели, направления и инструменты реализации государственной инновационной политики государства, а также методика оценки эффективности государственной инновационной политики.
Во второй главе приведена характеристика экономического положения Челябинской области, а также проведен анализ эффективности государственной инновационной политики региона на примере Челябинской области.
В третьей главе разработаны направления по совершенствованию инновационной политики государства и ее реализации на примере Челябинской области.
Экономические, социальные результаты, эффективность текущей деятельности и перспективного развития региональных хозяйств в условиях существенных изменений состояния внешней среды, развивающихся региональных рынков инноваций и капиталов в существенной степени зависят от управления инвестиционными и инновационными процессами в регионе, определяющего темпы обновления и модернизация основных фондов, создания и внедрения базисных и улучшающих технических, технологических и информационных новшеств с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг, переориентации сырьевой направленности экспорта на экспорт обрабатывающих отраслевых составляющих региона.
Актуальность выбранной темы работы определяется тем, что проблемам инновационной политики государства в регионах России в настоящее время уделяется значительное внимание. Но, несмотря на значительный интерес к ним в большинстве российских регионах - механизмы управления инновационной системой слабо развиты и имеют низкую степень координации между академическим и бизнес секторами, а также недостаточно высокий уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Важной недоработкой является непропорциональная концентрация на академических исследованиях (как фундаментальных, так и прикладных), которые финансируются преимущественно из государственного бюджета.
Государственные программы, которые нацелены на поддержку малых и средних предприятий, имеют достаточно сильную мотивацию по созданию рабочих мест и, зачастую, не стимулируют эффект от внедрения инноваций, основанных на знаниях.
В регионах имеется широкий выбор инструментов ускорения экономики знаний, но применяется он в недостаточном объеме, чтобы получить существенное воздействие. В тоже время изменившиеся условия развития регионов страны, широкая информатизация экономического пространства и информационная открытость требуют совершенствования теоретических и методических основ управления инновационной деятельностью регионов страны и отдельных хозяйствующих субъектов.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в теоретико- методологическое исследовании основ политики инновационной деятельности для разработки мероприятий по ее совершенствованию на примере Челябинской области.
В соответствии с целью, задачами выпускной квалификационной работы являются:
- рассмотреть теоретико-методологические основы инновационной политики;
- определить факторы, влияющие на инновационную политику
- изучить направления и реализацию инновационной политики в регионах
- разработать методику оценки эффективности государственной инновационной политики
- провести обзор экономического положения Челябинской области
- построить анализ эффективности инновационной политики государства на примере Челябинской области
- разработать мероприятия по совершенствованию государственной инновационной политики региона
Объектом исследования работы выступает инновационная политика Челябинской области.
Предметом исследования является реализация, развитие инновационной политики Челябинской области.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: анализ и синтез, методы классификации, группировки и сравнения и др.
Теоретической базой исследования являются нормативно-правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Абрамешин А. Е., Балабанов И.Т., Голиченко О.Г., Гунин В.Н., Уткин О.А. и других, публикации в периодических изданиях, материалы сети Интернет.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении определены актуальность, цель и задачи исследования, объект и предмет, методы, информационная база и структура работы.
В первой главе раскрыты понятие и факторы, влияющие на инновационную политику государства, цели, направления и инструменты реализации государственной инновационной политики государства, а также методика оценки эффективности государственной инновационной политики.
Во второй главе приведена характеристика экономического положения Челябинской области, а также проведен анализ эффективности государственной инновационной политики региона на примере Челябинской области.
В третьей главе разработаны направления по совершенствованию инновационной политики государства и ее реализации на примере Челябинской области.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Возрастание значимости инновационного процесса привело к необходимости более глубокого исследования его сущности, содержания и форм взаимодействия участников данного процесса, поиска путей повышения его эффективности в условиях регионального развития.
Суть инновационной политики региона заключается в обеспечении силами общественных механизмов инновационного развития на базе использования конкурентных преимуществ региона и, прежде всего, благодаря наращиванию инновационного и инвестиционного потенциала.
На основе имеющихся определений можем предложить следующее универсальное определение инновационного потенциала региона — это степень развития инновационных процессов в регионе, которая характеризуется наличием ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности региона, а также готовностью региона к ведению инновационной деятельности в интересах реализации стратегии социально-экономического развития.
На сегодняшний день в Челябинской области реализуется Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года, принятая Постановлением Правительства Челябинской области от 12.10.2012 г. № 260-рп. В 2013 году создан Межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности Челябинской области.
Основная доля финансирования исследований и разработок области принадлежит государственному сектору, что составляло в 2015 году 85,9 процента. Это больше, чем в 2014 году, на 1,6 процентных пункта.
В 2015 году в научной сфере занято 15,2 тыс. человек, что на 7 процентов ниже, чем в 2011 году, и на 5 процентов больше, чем в 2014 году. Сокращение числа занятых в научной сфере связано в основном с сокращением вспомогательного и прочего персонала, численность 77
исследователей увеличилась на 1,05 процента, при этом численность докторов наук увеличилась на 70 процентов, что подтверждает качественные изменения в составе числа занятых в научной сфере.
Челябинская область характеризуется высоким уровнем потенциала научных учреждений, квалифицированным инженерно-техническим персоналом и дешевой рабочей силой с ее относительно высоким образовательным уровнем. Индекс инновативности (Ии) Челябинской области равен 0,47, т.е. данный показатель выше общероссийского индекса инновативности и соответствует высокому уровню развития инноваций. Анализ динамики значений субиндексов и индекса инновативности в Челябинской области за 2014-2015 годы показал, что индекс инновативности в 2015 году увеличился на 14,63% (на 0,06 в абсолютных величинах).
Такое повышение произошло в основном за счет значительного увеличения субиндекса интернетизации и незначительного роста субиндекса доли персонала, занятого в науке. По остальным субиндексам произошло снижение значений в среднем на 1%, поэтому в целом данные изменения можно считать незначительными. Таким образом, можно заключить, что наблюдается рост инновационной активности по Челябинской области.
Индекс инновационности продукции (Иип) Челябинской области на 2015 год составляет 3,77% (по данному показателю уровень инновационности ниже среднего).
К настоящему времени развитие инновационной деятельности в Челябинской области характеризуется следующими проблемами:
- недостаточно осуществляется взаимодействие между образовательными учреждениями, малыми и промышленными предприятиями;
- недостаточно собственных средств у субъектов инновационной деятельности на выполнение опытно-конструкторских работ и создание опытного производства инновационной продукции;
- дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами
интеллектуальной деятельности.
Указанные проблемы необходимо решать комплексно, реализуя мероприятия по разным направлениям с использованием программно-целевого подхода.
Для повышения уровня инновационного потенциала Челябинской области предложены следующие меры, осуществляемые на уровне органов государственного управления:
1. постоянное совершенствование законодательства в инновационной и инвестиционной сферах;
2. формирование имиджа региона;
3. развитие инновационной деятельности;
4. разработаны модели формирования регионального инновационного кластера и механизма формирования инновационного потенциала. Концептуальная модель позволяет соединить инновационную политику региона и региональную инновационную систему воедино, как один механизм, позволяющий повысить инновационную активность региона.
5. проведение научно-технических выставок как инструмент популяризации инновационных достижений.
В настоящее время выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками, способствуют привлечению инвестиций, расширению кругозора производственных компаний. Благодаря выставочным мероприятиям обеспечивается мобильность рынка региона, создаются все необходимые условия для существования информационного поля, в том числе и благодаря привлечению СМИ (радио, телевидение и т.д), формируются необходимые финансовые потоки.
Недостаточное инвестирование выставочной отрасли со стороны государства обусловлено отсутствием достоверной информации об эффективности выставок как для самого города, так и для всей области, региона и страны. Одной из главных задач является донести до государственных структур информацию об экономической целесообразности и эффективности инвестирования выставок.
На основании оценки эффективности инновационного потенциала региона возможно разработать механизм дальнейшего повышения инновационной активности в тех направлениях деятельности, которые являются недостаточно раскрытыми.
Определены основные группы показателей, по которым возможно определить состояние инновационного потенциала региона и дальнейшие пути его развития. Неотъемлемой частью формирования и развития инновационного потенциала региона является его оценка по ключевым показателям инновационной деятельности, которая позволяет определить эффективность инновационного потенциала региона по основным показателям, которые характеризуют инновационную активность.
Суть инновационной политики региона заключается в обеспечении силами общественных механизмов инновационного развития на базе использования конкурентных преимуществ региона и, прежде всего, благодаря наращиванию инновационного и инвестиционного потенциала.
На основе имеющихся определений можем предложить следующее универсальное определение инновационного потенциала региона — это степень развития инновационных процессов в регионе, которая характеризуется наличием ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности региона, а также готовностью региона к ведению инновационной деятельности в интересах реализации стратегии социально-экономического развития.
На сегодняшний день в Челябинской области реализуется Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года, принятая Постановлением Правительства Челябинской области от 12.10.2012 г. № 260-рп. В 2013 году создан Межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности Челябинской области.
Основная доля финансирования исследований и разработок области принадлежит государственному сектору, что составляло в 2015 году 85,9 процента. Это больше, чем в 2014 году, на 1,6 процентных пункта.
В 2015 году в научной сфере занято 15,2 тыс. человек, что на 7 процентов ниже, чем в 2011 году, и на 5 процентов больше, чем в 2014 году. Сокращение числа занятых в научной сфере связано в основном с сокращением вспомогательного и прочего персонала, численность 77
исследователей увеличилась на 1,05 процента, при этом численность докторов наук увеличилась на 70 процентов, что подтверждает качественные изменения в составе числа занятых в научной сфере.
Челябинская область характеризуется высоким уровнем потенциала научных учреждений, квалифицированным инженерно-техническим персоналом и дешевой рабочей силой с ее относительно высоким образовательным уровнем. Индекс инновативности (Ии) Челябинской области равен 0,47, т.е. данный показатель выше общероссийского индекса инновативности и соответствует высокому уровню развития инноваций. Анализ динамики значений субиндексов и индекса инновативности в Челябинской области за 2014-2015 годы показал, что индекс инновативности в 2015 году увеличился на 14,63% (на 0,06 в абсолютных величинах).
Такое повышение произошло в основном за счет значительного увеличения субиндекса интернетизации и незначительного роста субиндекса доли персонала, занятого в науке. По остальным субиндексам произошло снижение значений в среднем на 1%, поэтому в целом данные изменения можно считать незначительными. Таким образом, можно заключить, что наблюдается рост инновационной активности по Челябинской области.
Индекс инновационности продукции (Иип) Челябинской области на 2015 год составляет 3,77% (по данному показателю уровень инновационности ниже среднего).
К настоящему времени развитие инновационной деятельности в Челябинской области характеризуется следующими проблемами:
- недостаточно осуществляется взаимодействие между образовательными учреждениями, малыми и промышленными предприятиями;
- недостаточно собственных средств у субъектов инновационной деятельности на выполнение опытно-конструкторских работ и создание опытного производства инновационной продукции;
- дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами
интеллектуальной деятельности.
Указанные проблемы необходимо решать комплексно, реализуя мероприятия по разным направлениям с использованием программно-целевого подхода.
Для повышения уровня инновационного потенциала Челябинской области предложены следующие меры, осуществляемые на уровне органов государственного управления:
1. постоянное совершенствование законодательства в инновационной и инвестиционной сферах;
2. формирование имиджа региона;
3. развитие инновационной деятельности;
4. разработаны модели формирования регионального инновационного кластера и механизма формирования инновационного потенциала. Концептуальная модель позволяет соединить инновационную политику региона и региональную инновационную систему воедино, как один механизм, позволяющий повысить инновационную активность региона.
5. проведение научно-технических выставок как инструмент популяризации инновационных достижений.
В настоящее время выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками, способствуют привлечению инвестиций, расширению кругозора производственных компаний. Благодаря выставочным мероприятиям обеспечивается мобильность рынка региона, создаются все необходимые условия для существования информационного поля, в том числе и благодаря привлечению СМИ (радио, телевидение и т.д), формируются необходимые финансовые потоки.
Недостаточное инвестирование выставочной отрасли со стороны государства обусловлено отсутствием достоверной информации об эффективности выставок как для самого города, так и для всей области, региона и страны. Одной из главных задач является донести до государственных структур информацию об экономической целесообразности и эффективности инвестирования выставок.
На основании оценки эффективности инновационного потенциала региона возможно разработать механизм дальнейшего повышения инновационной активности в тех направлениях деятельности, которые являются недостаточно раскрытыми.
Определены основные группы показателей, по которым возможно определить состояние инновационного потенциала региона и дальнейшие пути его развития. Неотъемлемой частью формирования и развития инновационного потенциала региона является его оценка по ключевым показателям инновационной деятельности, которая позволяет определить эффективность инновационного потенциала региона по основным показателям, которые характеризуют инновационную активность.
Подобные работы
- Инновационная политика государства и ее реализация на примере Челябинской области
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - Инновационные технологии в государственном управлении регионом (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Оценка инвестиционной привлекательности региона ( на примере Челябинской области )
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Управление доходами бюджета субъекта РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Государственная политика занятости и ее реализация в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Управление доходами бюджета субъекта РФ (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Программно-целевой подход в управлении экономическим развитием региона
(на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Государственная политика занятости и ее реализация в регионе (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017



