Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инновационная политика государства и ее реализация на примере Челябинской области

Работа №65408

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы85
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
340
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ
1.1 Инновационная политика: понятие и факторы на нее влияющие 11
1.2 Реализация государственной инновационной политики в регионе:
цель, направления и инструменты 16
1.3. Методика оценки эффективности государственной инновационной политики 21
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Характеристика экономического положения Челябинской
области 30
2.2 Анализ эффективности государственной инновационной политики на примере Челябинской области 47
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Мероприятия по совершенствованию государственной инновационной
политики 61
3.2 Расчет эффективности предлагаемого проекта 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Путь развития экономики России рассматривается на основе инновационного развития каждого из ее регионов. Процесс инновационного развития региона осуществляется посредством формирования благоприятной среды для инноваций, которая, в свою очередь, выступает предпосылкой для экономического роста и развития страны, a также достижения приоритетных инновационных результатов. Инновационная среда региона во многом определяется его инновационным потенциалом, а также эффективностью и результативностью осуществляющейся инновационной деятельности.
Экономические, социальные результаты, эффективность текущей деятельности и перспективного развития региональных хозяйств в условиях существенных изменений состояния внешней среды, развивающихся региональных рынков инноваций и капиталов в существенной степени зависят от управления инвестиционными и инновационными процессами в регионе, определяющего темпы обновления и модернизация основных фондов, создания и внедрения базисных и улучшающих технических, технологических и информационных новшеств с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг, переориентации сырьевой направленности экспорта на экспорт обрабатывающих отраслевых составляющих региона.
Актуальность выбранной темы работы определяется тем, что проблемам инновационной политики государства в регионах России в настоящее время уделяется значительное внимание. Но, несмотря на значительный интерес к ним в большинстве российских регионах - механизмы управления инновационной системой слабо развиты и имеют низкую степень координации между академическим и бизнес секторами, а также недостаточно высокий уровень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Важной недоработкой является непропорциональная концентрация на академических исследованиях (как фундаментальных, так и прикладных), которые финансируются преимущественно из государственного бюджета.
Государственные программы, которые нацелены на поддержку малых и средних предприятий, имеют достаточно сильную мотивацию по созданию рабочих мест и, зачастую, не стимулируют эффект от внедрения инноваций, основанных на знаниях.
В регионах имеется широкий выбор инструментов ускорения экономики знаний, но применяется он в недостаточном объеме, чтобы получить существенное воздействие. В тоже время изменившиеся условия развития регионов страны, широкая информатизация экономического пространства и информационная открытость требуют совершенствования теоретических и методических основ управления инновационной деятельностью регионов страны и отдельных хозяйствующих субъектов.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в теоретико- методологическое исследовании основ политики инновационной деятельности для разработки мероприятий по ее совершенствованию на примере Челябинской области.
В соответствии с целью, задачами выпускной квалификационной работы являются:
- рассмотреть теоретико-методологические основы инновационной политики;
- определить факторы, влияющие на инновационную политику
- изучить направления и реализацию инновационной политики в регионах
- разработать методику оценки эффективности государственной инновационной политики
- провести обзор экономического положения Челябинской области
- построить анализ эффективности инновационной политики государства на примере Челябинской области
- разработать мероприятия по совершенствованию государственной инновационной политики региона
Объектом исследования работы выступает инновационная политика Челябинской области.
Предметом исследования является реализация, развитие инновационной политики Челябинской области.
В процессе работы применялись общенаучные методы и приемы: анализ и синтез, методы классификации, группировки и сравнения и др.
Теоретической базой исследования являются нормативно-правовые акты, труды отечественных и зарубежных ученых, таких как Абрамешин А. Е., Балабанов И.Т., Голиченко О.Г., Гунин В.Н., Уткин О.А. и других, публикации в периодических изданиях, материалы сети Интернет.
Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Во введении определены актуальность, цель и задачи исследования, объект и предмет, методы, информационная база и структура работы.
В первой главе раскрыты понятие и факторы, влияющие на инновационную политику государства, цели, направления и инструменты реализации государственной инновационной политики государства, а также методика оценки эффективности государственной инновационной политики.
Во второй главе приведена характеристика экономического положения Челябинской области, а также проведен анализ эффективности государственной инновационной политики региона на примере Челябинской области.
В третьей главе разработаны направления по совершенствованию инновационной политики государства и ее реализации на примере Челябинской области.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Возрастание значимости инновационного процесса привело к необходимости более глубокого исследования его сущности, содержания и форм взаимодействия участников данного процесса, поиска путей повышения его эффективности в условиях регионального развития.
Суть инновационной политики региона заключается в обеспечении силами общественных механизмов инновационного развития на базе использования конкурентных преимуществ региона и, прежде всего, благодаря наращиванию инновационного и инвестиционного потенциала.
На основе имеющихся определений можем предложить следующее универсальное определение инновационного потенциала региона — это степень развития инновационных процессов в регионе, которая характеризуется наличием ресурсов, обеспечивающих осуществление инновационной деятельности региона, а также готовностью региона к ведению инновационной деятельности в интересах реализации стратегии социально-экономического развития.
На сегодняшний день в Челябинской области реализуется Стратегия развития инновационной деятельности в Челябинской области до 2020 года, принятая Постановлением Правительства Челябинской области от 12.10.2012 г. № 260-рп. В 2013 году создан Межведомственный координационный совет по вопросам инновационной деятельности Челябинской области.
Основная доля финансирования исследований и разработок области принадлежит государственному сектору, что составляло в 2015 году 85,9 процента. Это больше, чем в 2014 году, на 1,6 процентных пункта.
В 2015 году в научной сфере занято 15,2 тыс. человек, что на 7 процентов ниже, чем в 2011 году, и на 5 процентов больше, чем в 2014 году. Сокращение числа занятых в научной сфере связано в основном с сокращением вспомогательного и прочего персонала, численность 77
исследователей увеличилась на 1,05 процента, при этом численность докторов наук увеличилась на 70 процентов, что подтверждает качественные изменения в составе числа занятых в научной сфере.
Челябинская область характеризуется высоким уровнем потенциала научных учреждений, квалифицированным инженерно-техническим персоналом и дешевой рабочей силой с ее относительно высоким образовательным уровнем. Индекс инновативности (Ии) Челябинской области равен 0,47, т.е. данный показатель выше общероссийского индекса инновативности и соответствует высокому уровню развития инноваций. Анализ динамики значений субиндексов и индекса инновативности в Челябинской области за 2014-2015 годы показал, что индекс инновативности в 2015 году увеличился на 14,63% (на 0,06 в абсолютных величинах).
Такое повышение произошло в основном за счет значительного увеличения субиндекса интернетизации и незначительного роста субиндекса доли персонала, занятого в науке. По остальным субиндексам произошло снижение значений в среднем на 1%, поэтому в целом данные изменения можно считать незначительными. Таким образом, можно заключить, что наблюдается рост инновационной активности по Челябинской области.
Индекс инновационности продукции (Иип) Челябинской области на 2015 год составляет 3,77% (по данному показателю уровень инновационности ниже среднего).
К настоящему времени развитие инновационной деятельности в Челябинской области характеризуется следующими проблемами:
- недостаточно осуществляется взаимодействие между образовательными учреждениями, малыми и промышленными предприятиями;
- недостаточно собственных средств у субъектов инновационной деятельности на выполнение опытно-конструкторских работ и создание опытного производства инновационной продукции;
- дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами
интеллектуальной деятельности.
Указанные проблемы необходимо решать комплексно, реализуя мероприятия по разным направлениям с использованием программно-целевого подхода.
Для повышения уровня инновационного потенциала Челябинской области предложены следующие меры, осуществляемые на уровне органов государственного управления:
1. постоянное совершенствование законодательства в инновационной и инвестиционной сферах;
2. формирование имиджа региона;
3. развитие инновационной деятельности;
4. разработаны модели формирования регионального инновационного кластера и механизма формирования инновационного потенциала. Концептуальная модель позволяет соединить инновационную политику региона и региональную инновационную систему воедино, как один механизм, позволяющий повысить инновационную активность региона.
5. проведение научно-технических выставок как инструмент популяризации инновационных достижений.
В настоящее время выставки являются связующим звеном между внутренними и международными рынками, способствуют привлечению инвестиций, расширению кругозора производственных компаний. Благодаря выставочным мероприятиям обеспечивается мобильность рынка региона, создаются все необходимые условия для существования информационного поля, в том числе и благодаря привлечению СМИ (радио, телевидение и т.д), формируются необходимые финансовые потоки.
Недостаточное инвестирование выставочной отрасли со стороны государства обусловлено отсутствием достоверной информации об эффективности выставок как для самого города, так и для всей области, региона и страны. Одной из главных задач является донести до государственных структур информацию об экономической целесообразности и эффективности инвестирования выставок.
На основании оценки эффективности инновационного потенциала региона возможно разработать механизм дальнейшего повышения инновационной активности в тех направлениях деятельности, которые являются недостаточно раскрытыми.
Определены основные группы показателей, по которым возможно определить состояние инновационного потенциала региона и дальнейшие пути его развития. Неотъемлемой частью формирования и развития инновационного потенциала региона является его оценка по ключевым показателям инновационной деятельности, которая позволяет определить эффективность инновационного потенциала региона по основным показателям, которые характеризуют инновационную активность.



1. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
2. О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области: Закон Челябинской области от 26 мая 2005 года № 383-ЗО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru.
3. Об утверждении Стратегии развития инновационной деятельности в
Челябинской области до 2020 года: Распоряжение Правительства
Челябинской области от 12.10.2012 г. № 260-рп [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.chelstat.gks.ru.
4. Абрамешин А.Е. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / А.Е. Абрамешин , О.П. Молчанова. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 230 с.
5. Атоян В.Р. Инновационный комплекс региона: проблемы становления и развития / В.Р. Атоян, Г.И. Жиц. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2014. - 195 с.
6. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент / И.Т.Балабанов. - СПб.: Питер, 2015. - 312 с.
7. Бекетов Н.В. Современные тенденции развития науки и инновационной деятельности / Н.В. Бекетов // Проблемы современной экономики. - 2015. - № 3 (15). - С. 41-44.
8. Борисоглебская Л.Л. Методологические основы исследования инновационного потенциала региона с целью создания центра трансферта технологий / Л.Л. Борисоглебская // Инновации. - 2016. - № 2. - С. 32-44.
9. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития / О.Г Голиченко. - М.: Наука, 2012. - 226 с.
10. Гунин В.Н. Управление инновациями: 17-ти модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации» / В.Н. Гунин. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
11. Гуриева Л.К. Концептуальные основы инновационной стратегии
регионального развития / Л.К. Гуриева // Наука и инновационные технологии для регионального развития: сб. статей всерос. науч.-практ. конф. (июнь 2013 г.). - Пенза, 2013. - С. 21-23.
12. Диваева Э.А., Мухамедьяров А.М. Зарубежный опыт формирования инновационный системы в регионах / Э.А. Диваева, А.М. Мухамедьяров // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2016. - № 3. -
С. 92-99.
13. Ермашкевич Н.И., Щеликова Н.Ю. Развитие научно-инновационного потенциала региона / Н.И. Ермашкевич, Н.Ю. Щеликова // Вестник БГУ. - 2015. - № 3. - С. 117-122.
14. Жиц Г.И. Способности и возможности: рассуждения о некоторых аспектах методологии оценки влияния инновационного потенциала на развитие социально-экономических систем различного уровня сложности / Г.И. Жиц // Инновации. - 2015. - № 11. - С. 51-55.
15. Захаров В.С Что и как нужно спасать в российской науке / В.С Захаров // Независимая газета. - 2015. -- № 56. - С. 6-9.
16.Зенченко С.В., Шемёткина М.А. Инвестиционный потенциал региона / С.В. Зенченко, М.А. Шемёткина // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2014. - № 6. - С. 51-55.
17. Иванов В.В. Национальная инновационная система как институциональная основа экономики индустриального общества / В.В. Иванов // Инновации. - 2015. - № 5. - С. 21-23.
18. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник / С.Д. Ильенкова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 302 с.
19. Калятин В.О. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций / В.О. Калятин, В.Б. Наумов, Т.С. Никифорова // Российский Юридический Журнал. - 2015. -- № . С. 1-12.
20. Карпенко М.О. Современные подходы к понятию и классификации инноваций / М.О. Карпенко // Вестник БГУ. - 2016. - № 3. - С. 129-132.
21. Клепикова Н.И. Оценка эффективности создания отраслевого кластера / Н.И. Клепикова // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 4. - С. 934-939.
22. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: учебное пособие для ВУЗов / Г.Д. Ковалев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 268 с.
23. Монастырный Е.А. Термины и определения в инновационной сфере / Е.А. Монастырный // Инновации. - 2014. - № 2. - С. 14-17.
24. Марголин А.М. Экономическая оценка инвестиций / А.М Марголин, А.Я. Быстряков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 357 с.
25. Михеенко О.В. Механизм формирования инновационной среды Челябинской области / О.В. Михеенко. - СПб.: Наука, 2015. - 162 с.
26. Москвина О.С. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития региона / О.С. Москвина // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 30. - С. 13-15.
27. Напалков А.А. Зарубежный опыт государственной поддержки
инновационной деятельности в регионах / А.А. Напалков // Вестник Научно¬исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2014. - № 3. - С. 86-94.
28. Николаев М.А. Методологические аспекты оценки эффективности
инновационных кластеров / М.А. Николаев, М.Ю. Махотаева // Инновации. - 2015. - № 4. - С. 15-21.
29. Гохберг Л.М. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Л.М. Гохберг, А.Е. Шадрина. - М.: Научный мир,
2013. - 108 с.
30. Романов Е.Г. К вопросу об инновации как экономической категории / Е.Г. Романов // Вестник БГУ. - 2014. - № 3. - С. 190-194.
31. Скурихина Е.В. Инвестиционно-инновационный потенциал региона:
сущность, содержание, факторы состояния и развития / Е. В. Скурихина // Молодой ученый. - 2015. - № 3. - С. 192-195.
32. Тарасюк В.М. Инновации - скорейший путь к модернизации страны / В.М. Тарасюк // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2015. - № 2. - С. 33-40.
33. Удалов О.Ф. Анализ взаимосвязи инновационной политики и конкурентоспособности фирм в условиях глобализации мировой экономики / О.Ф. Удалов, Ф.Е. Удалов, О.Ф. Алехина, Н.И. Петрова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 5. - С. 238-243.
34. Уткин О.А. Инновационный менеджмент / О.А. Уткин. - М.: АКАЛИС, 2012. - 224 с.
35. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия,
управление / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 312 с.
36. Федотенков Д.Г. Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона / Д. Г. Федотенков, А. А. Падалко // Молодой ученый. - 2014. - № 3. - С. 565-572.
37. Филимонова Н.М. Современные направления повышения эффективности инновационной деятельности / Н.М. Филимонова, Н.В. Моргунова, А.И. Потемкин // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - № 33. -
С. 20-23.
38. Бахтизин А.Р., Акинфеева Е.В. Сравнительные оценки инновационного потенциала регионов РФ [Электронный ресурс]/ А.Р. Бахтизин, Е.В. Акинфеева. - Режим доступа: http://institutiones.com/
39.Захарова Ю.В., Оранова М.В. Пути развития финансового обеспечения инновационной сферы в современных условиях [Электронный ресурс]/ Ю.В. Захарова, М.В. Оранова // Современные проблемы науки и образования. -
2014. - № 2. - Режим доступа: http://www.science- education.ru/pdf/2014/2.pdf
40. Инновации Челябинской области. Министерство экономического развития Челябинской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://chelreg- innov.ru/
41. Официальные статистические показатели. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicators/
42.Экономическое развитие Челябинской области [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pravmin74.ru/ekonomicheskoe-razvitie-chelyabinskoy-
oblasty


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ