ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
§1. Понятие государственной регистрации 11
§2. Правовой статус органа государственной регистрации и
заявителей 20
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СОЗДАНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
§ 1. Государственная регистрация юридического лица в процессе его
создания 26
§2. Государственная регистрация юридического лица в
процессе его реорганизации 45
§3. Государственная регистрация юридического лица в связи с его
ликвидацией 62
ГЛАВА 3. ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 74
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЯ 98
Российское законодательство о государственной регистрации юридических лиц является базируется на Гражданском кодексе РФ на Федеральном законе от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1 (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Данный закон заменил ряд нормативных актов, которые противоречили друг другу и создавали непреодолимые препятствия для развития предпринимательства и гражданского общества.
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ввел в практический оборот единый информационный ресурс - Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), и ввел в силу новую идеологию регистрации по принципу «одного окна»: не надо бегать по инстанциям, достаточно подать в налоговую инспекцию стандартный набор документов, что поспособствовало значительному упрощению порядка регистрации юридических лиц.
Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц на сегодня не является совершенным. Оно остается в ряде случаев пробельным, не обеспечивающим и не гарантирующим ценности регистрации. Многие нормативные акты, составляющие институт государственной регистрации юридических лиц, до сих пор часто не согласованы и противоречивы. Все это отражается на эффективности и практичности всего правового института. В связи с этим, выбранная тема дипломной работы является актуальной и своевременной.
Исходя из темы дипломной работы, определяется цель и задачи исследования. Цель настоящей работы - анализ понятия государственной регистрации юридических лиц и ее особенностей, как сложной правовой категории, одновременно являющейся межотраслевым комплексным правовым институтом и комплексным правоотношением.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие государственной регистрации;
- исследовать правовой статус органа государственной регистрации и заявителей;
- выявить особенности государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации юридического лица;
- раскрыть содержание Единого государственного реестра юридических лиц.
С учетом цели и задач исследования определяется предмет и объект дипломной работы. Предметом дипломной работы выступают нормы права, регулирующие государственную регистрацию юридических лиц входящие в различные отрасли права. Объектом данной дипломной работы является понятие государственной регистрации и заявителей, отношения, возникающие при государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации юридического лица, изучаемые наукой Гражданского права России и сформулированные в Федеральном законе «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В ходе исследования используются следующие методы познания: синтез, анализ, системный и функциональный подход, логический, формально-юридический, метод перехода от общего к частному и метод перехода от частного к общему.
В качестве основополагающих источников исследованных в дипломной работе являются Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) , Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Содержание дипломной работы формируется на научных положениях и концепциях, выработанных такими учеными как: Е.А. Суханов, М.И. Брагинский, С.Л. Чубаров, М.Ю. Тихомиров, А.В. Коровайко, Я.Е. Парций, А.И. Амвросов, Т.Е. Абова, А.Ю. Кабалкин, В.В. Залесский, Н. Козлова, В.А. Захаров, Т.А. Еусева, В.И. Зубов, Н.В. Ларина, Б.М. Еонгало, П.В. Крашенинников, Ю.А. Карташова, Л.Ю. Ерудцына, А. Шириков, И.В. Зыкова, А.В. Чуряев, Б.П. Носков, Е.А. Николаева, Е. Ширинская.
Для достижения цели, поставленной в начале исследования, я изучила ряд нормативных правовых актов, регулирующих процедуру государственной регистрации юридических лиц, научные положения и концепции различных ученых, юристов в сфере государственной регистрации юридических лиц. В этой связи, я сделала определенные выводы:
В главе 1 я рассмотрела понятие государственной регистрации и исследовала правовой статус органа государственной регистрации и заявителей.
Государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации - это федеральный орган исполнительной власти, наделенный правомочиями в сфере государственной регистрации юридических лиц.
Заявителями государственной регистрации юридических лиц могут выступать: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Первой стадией государственной регистрации юридических лиц является стадия представления заявителем документов в регистрирующий орган.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью. К числу иных способов относится электронный способ предоставления документов. Но при использовании такой формы необходимо учитывать, что предоставление документов в электронном виде не является достаточным способом, а может применяться только вместе с предоставлением документов на бумажном носителе.
Регистрирующий орган, получив документы, выдает (высылает) заявителю расписку о получении документов с указанием перечня таких документов и даты их получения.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
По окончании рассмотрения документов, представленных на регистрацию, уполномоченный орган принимает специальный ненормативный акт - решение о государственной регистрации юридического лица.
Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.
С момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий орган обязан в течение пяти рабочих дней представить необходимые сведения в следующие государственные органы: территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации; региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальный Фонд обязательного медицинского страхования; территориальный орган Федеральной службы государственной статистики.
По результатам государственной регистрации регистрирующий орган должен опубликовать соответствующие сведения для всеобщего ознакомления в специализированном издании.
В главе 2 я выявила особенности государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации юридического лица
Выступить заявителем государственной регистрации создания юридического лица вправе следующие физические лица: учредитель (учредители) юридического лица; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
От имени заявителя в регистрирующие органы должны быть поданы следующие документы: заявление о государственной регистрации; решение о создании юридического лица; учредительные документы юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Заявителями государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, могут являться только две категории физических лиц: руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизуемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.
Для того чтобы оформить реорганизацию, в регистрирующий орган от имени заявителя подаются следующие документы: заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации; решение о реорганизации юридического лица; договор о слиянии в случаях, предусмотренных законом; передаточный акт и разделительный баланс; документ об уплате государственной пошлины.
Последним правовым фактом, требующим государственной регистрации применительно к юридическим лицам, является прекращение их деятельности. В качестве оснований для ликвидации юридического лица выступает решение учредителей или уполномоченного органа юридического лица (добровольная ликвидация) и решение суда (принудительная ликвидация).
Добровольная ликвидация осуществляется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, и с достижением цели, ради которой оно создано. Принудительная ликвидация имеет место по решению суда: во-первых, в случае предъявления соответствующего требования органа государственной власти; во-вторых, в случае банкротства юридического лица.
В главе 3 я раскрыла содержание Единого государственного реестра юридических лиц.
ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом. Предметом внесения соответствующих сведений в ЕЕРЮЛ являются следующие факты: создание юридического лица; реорганизация юридического лица; ликвидация юридического лица; иные сведения о юридических лицах - изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕЕРЮЛ.
Законодательством установлено, что государственный реестр ведется как в письменной форме (на бумажных носителях), так и в электронном виде.
Государственный реестр на бумажных и электронных носителях должен храниться и обрабатываться в местах, недоступных для посторонних лиц, и в условиях, обеспечивающих предотвращение хищения, утраты, искажения, подделки информации.
В ходе проведенного исследования мною выявлены проблемы и предложены пути их решения: Во-первых, необходимо избавиться от параллельного регулирования одних и тех же вопросов разными нормативными правовыми актами, следует привести законодательство о государственной регистрации юридических лиц в унифицированную и непротиворечивую систему.
Во-вторых, в процедуре регистрации отсутствует такая стадия, как содержательная правовая экспертиза представленных документов. По общему правилу, процедура государственной регистрации основывается на проверке лишь формальной стороны представленных документов (их количестве и правильности заполнения). В заявлении о государственной регистрации, предоставляемом в регистрирующий орган, предусматривается, что заявитель лично подтверждает достоверность документов. Однако, на мой взгляд, такие условия регистрации юридического лица являются несвоевременным, так как приводят на практике к ослаблению функций государственного контроля за созданием юридического лица. Для устранения данного недостатка необходимо на законодательном уровне закрепить обязанность регистрирующего органа проводить правовую экспертизу представляемых для государственной регистрации документов создаваемого юридического лица не только с формальной стороны - количество и правильность заполнения представленных документов, но и с содержательной стороны - их достоверность, соответствие их нормам законодательства.
В-третьих, в содержании представляемых документов для государственной регистрации создаваемого юридического лица отсутствуют сведения, подтверждающие оплату учредителями уставного капитала. В связи с этим на практике не исключены случаи, когда создается коммерческая организация, учредительные документы которой (а также заявление на регистрацию) содержат все необходимые сведения, но реально размер уставного капитала не оплачивался. Отказать в государственной регистрации такого юридического лица невозможно, во-первых, потому, что должностные лица регистрирующих органов, как уже указывалось, не имеют законных прав на проведение содержательной экспертизы представленных документов, и во- вторых, потому, что в статье 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отсутствует соответствующее основание, которое могло бы быть применено в рассматриваемом случае.
В связи с этим, необходимо на законодательном уровне закрепить в списке документов, представляемых для государственной регистрации создаваемого юридического лица дополнительных документов, которые бы служили достоверным доказательством истинности сведений, подтверждающих внесение учредителями юридического лица вклада в уставной капитал. А также крайней необходимостью является увеличение перечня оснований для вынесения отказа в государственной регистрации.
Таким образом, институт государственной регистрации юридических лиц является на сегодняшний день еще не до конца доработанным. Это подтверждается и правотворческой практикой, которая постоянно вносит изменения и дополнения в рассматриваемое законодательство.
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». 01.01.1996. N 1. Ст. 16.
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 г. №117-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». 07.08.2000. N 32. Ст. 3340.
4. «Гражданский кодекс (часть четвертая)» от 18.12.2006 г. №230-Ф3 // «Собрание законодательства РФ». 25.12.2006. N 52 (1 ч.). Ст. 5496.
5. Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности» // «Собрание законодательства РФ». 05.02.1996. N 6. Ст. 492.
6. Закон РФ от 20.02.1992 №2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» // «Ведомости СНД и ВС РФ». 07.05.1992. N 18. Ст. 961.
7. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // «Российская газета». N 248. 29.12.1995.
8. Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // «Собрание законодательства РФ». 15.01.1996. N 3. Ст. 145.
9. Федеральный закон от 22.04.1996 г. №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» // «Собрание законодательства РФ». N 17. 22.04.1996. Ст. 1918.
10. Федеральный закон от 08.05.1996 г. №41-ФЗ «О производственных кооперативах» // «Собрание законодательства РФ». 13.05.1996. N 20. Ст. 2321.
11. Федеральный закон от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об обществах с
ограниченной ответственностью» // «Собрание законодательства РФ». 16.02.1998. N7. ст. 785.
12. Федеральный закон от 08.08.2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // "Собрание законодательства РФ". 13.08.2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.
13. Федеральный закон от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации
государственного и муниципального имущества» // «Российская газета». N 16. 26.01.2002.
14. Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ». 28.10.2002. N 43. Ст. 4190.
15. Федеральный закон от 14.11.2002 г. №161-ФЗ « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // «Собрание законодательства РФ». 02.12.2002. N 48. Ст. 4746.
16. Федеральный закон от 23.12.2003 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Российская газета». N 261. 27.12.2003.
17. Федеральный закон от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» // «Российская газета». N 162. 27.07.2006.
18. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» // «Российская газета». N 165. 29.07.2006.
19. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» // «Собрание законодательства РФ». 01.07.2002. N 26. Ст. 2585.
20. Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // «Собрание законодательства РФ». 01.07.2002. N 26. Ст. 2586.
21. Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. №110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации) // «Собрание законодательства РФ». 08.03.2004. N 10. Ст. 864.
22. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // «Собрание законодательства РФ». 04.10.2004. N 40. Ст. 3961.
23. Приказ ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2004 N 6220) // «Российская газета». N 289. 29.12.2004.
24. Приказ ФНС РФ от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.07.2006 N 8001) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». N 28. 10.07.2006.
25. Приказ от 31 марта 2009 г. N ММ-7-6/148@ «Об утверждении порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». N 27. 06.07.2009.
Раздел II. Литература
1. Суханов Е.А. Реорганизация акционерных обществ и других юридических лиц // Хозяйство и право. 1996.
2. Брагинский М.И. Юридические лица // Хозяйство и право. 1998.
3. Чубаров С. Л. Правопреемство при реорганизации юридических лиц // Законодательство. 1998.
4. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц» / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2001.
5. Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ: теория,
законодательство, практика. М., 2001.
6. Парций Я.Е. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Еражданин и право. 2001.
7. Амвросов А. И. Закон о государственной регистрации юридических лиц: теория и практика// Законодательство. 2001.
8. Комментарий к Еражданскому кодексу РФ. Часть первая / Под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. М., 2002.
9. Залесский В.В. Комментарий к Закону «О государственной регистрации юридических лиц». М., 2002.
10. Козлова Н. Создание юридического лица: взгляд в будущее // Хозяйство и право. 2002.
11.Захаров В.А. Создание юридических лиц: правовые вопросы. М., 2002.
12. Еусева Т.А. Ликвидация юридических лиц. М., 2003.
13. Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц» (постатейный) 2-е издание/Под ред. Б.М. Еонгало, П.В. Крашенинникова. М., 2003.
14. Ерудцына Л.Ю. Еосударственная регистрация юридических лиц: практические рекомендации // Право и экономика. 2003.
15. Шириков А. Преобразование некоммерческих организаций: взгляд на проблему // ЮРИСТ. 2004.
16.Зыкова И.В. Юридические лица: создание, реорганизация, ликвидация. М., 2005.
17.Чуряев А.В. Государственная регистрация юридических лиц в России: отдельные аспекты // Адвокат. 2006.
18. Носков Б.П., Чуряев А.В. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании: проблемы и решения // Налоги. 2006.
19. Ширинская Е. Коллизии государственной регистрации // ЮРИСТ. 2006. 20.Чуряев А.В. Документы, необходимые для регистрации юридических лиц
(анализ законодательства) // Право и экономика. 2006.
21. Гусева Т.А. Чуряев А.В. Государственная регистрация юридических лиц // Учебное пособие - «Деловой двор». 2008.
22. Гусева Т.А. Чуряев А.В. Комментарий к Федеральному закону от
08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 2009.